Основы экономики в обществознание
Благо — все, что служит удовлетворению человеческих потребностей. Блага могут быть материальными объектами, а могут представлять собой нематериальные ценности. Блага могут быть общественными, т.е. доставаться человеку бесплатно, а могут быть экономическими – полученными в ходе обмена между хозяйствующими субъектами.
Экономика – теория для ЕГЭ по обществознанию
Сборник необходимой теории по разделу ЭКОНОМИКА для подготовки к ЕГЭ по обществознанию 2024. Подробно разберём каждую тему из кодификатора от ФИПИ, а в конце каждой темы вы найдёте тренировочные задания в формате ЕГЭ по изученному материалу.
Раздел 2. ЭКОНОМИКА
Государственный бюджет – это законодательно утвержденный (в РФ – Федеральным собранием) перечень статей доходов и расходов государства на определенный период времени. Государственный бюджет также понимается как
Почему выпускники выбирают обществознание
Несмотря на то, что обществознание кажется простым предметом – на деле это не так. Это самый объемный по знаниям экзамен. Ежегодно ЕГЭ содержит в себе следующие разделы:
- Экономика
- Обществознание
- Политология
Для получения большого количества баллов необходимо углубиться в каждый раздел. Необходимо не только разбираться в теме, но и помнить все термины и обозначения. Экзамен по обществознанию не имеет четкой структуры, ученикам приходится быстро переключаться с одной темы на другую. В условиях сильной умственной напряженности это бывает сложно осуществить.
Разделу экономики посвящено три задания: с №5 по №7. Невозможно заранее узнать, какой именно темы будут касаться вопросы. Поэтому ученикам приходится полноценно изучать каждый экономический раздел. Знания по экономике также иногда пригождаются при выполнении заданий из других частей экзамена. Поэтому не следует недооценивать их важность.
Чему вы научитесь
Из серии Краткий курс. Автор — репетитор по обществознанию с опытом работы более 5 лет. Курс обновляется в соответствии с требованиями формата 2024 года! Окончательное обновление всех материалов ожидается в феврале. Приобретая курс, Вы получаете доступ ко всем обновлениям.
Курс разработан в формате обновляемого онлайн-учебника. Вам нет необходимости покупать дополнительные справочные материалы. Здесь имеется всё необходимое для полноценной подготовки к экзамену.
Преимущества данного курса:
- Приобретение курса через приложение Stepik может быть невозможно по техническим причинам, в таком случае совершите покупку через страницу в браузере.
Это второй курс из серии, посвященной сдаче ЕГЭ по обществознанию. Дальше – человек и общество, социальная сфера, политика и право. Так что Вы сможете продолжить подготовку к экзамену в уже знакомом формате, что значительно облегчит и без того сложную работу.
Если у Вас остались какие-то вопросы, Вы можете задать их мне лично, написав сообщение в Telegram (другие контакты смотрите в профиле преподавателя).
Курс по обществознанию для подготовки к ЕГЭ
Данный курс предназначен для учащихся 10-11 классов, занимающихся подготовкой к сдаче ЕГЭ по обществознанию. При желании курс может быть использован учащимися других классов при подготовке к школьным урокам по обществознанию, а также всеми, кто заинтересован в изучении базового материала по указанным разделам обществоведения. Однако учитывайте, что курс создавался с упором на подготовку к ЕГЭ, поэтому имеет соответствующую структуру подачи материала.
Начальные требования
Готовность учиться новому и желание сдать ЕГЭ, а всё остальное придёт по мере прохождения курса.
Наши преподаватели
Подготовка включает в себя ознакомление с теоретическим материалом, просмотр видеоуроков и выполнение практических заданий (первой и второй части).
Программа курса
Мировой рынок — это совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда. Международное разделение труда (МРТ) — это устойчивое производство товаров и услуг в отдельных странах сверх внутренних потребностей в расчёте на международный рынок. Международные экономические отношения — это комплекс торговых, производственных, научно-технических, финансовых связей между государствами, приводящих к обмену экономическими ресурсами, совместной экономической деятельности.
Формы международных экономических отношений
- международная торговля товарами и услугами;
- валютно-кредитные отношения;
- движение капиталов и зарубежных инвестиций;
- миграция рабочей силы;
- межотраслевая кооперация производства;
- обмен в области науки и техники.
Международная торговля развивается на основе международного разделения труда и международной специализации. Экспорт – продажа товаров и услуг за границу для их реализации на мировом рынке. Импорт – закупка и ввоз товаров и услуг для продажи их на внутреннем рынке. Сальдо торгового баланса — разница между экспортом и импортом за определённый период.
Виды внешнеторговой политики государства
- протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов;
- умеренная торговая политика – предполагает сочетание элементов свободной торговли и протекционизма;
- свободная торговля (фритредерство) – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Цель государственного регулирования: реализация национальных экономических интересов, защита и льготный режим для отечественного производителя.
Методы государственного регулирования внешней торговли
- тарифные: таможенные тарифы на импорт, экспортный тариф, таможенные союзы;
- нетарифные: установление квот, установление стандартов на ту или иную продукцию, эмбарго (наложение ареста, запрещение).
Глобализация и международные экономические отношения
Глобализация мирового экономического пространства способствует повышению открытости национальных экономических систем и построению международных экономических отношений на основе многосторонних соглашений.
Экономическая интеграция
Экономическая интеграция — процесс создания региональных хозяйственных комплексов на основе межгосударственного регулирования внешней торговли и движения факторов производства.
Международная валютно-финансовая система
Международная валютно-финансовая система — это закреплённая международными договорами форма организации валютно-финансовых отношений, функционирующих самостоятельно или обслуживающих международное движение товаров и факторов производства.
Международные рынки
- Международный валютный рынок – сфера экономических отношений, где осуществляются операции по покупке и продаже золота, иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте, а также срочные финансовые сделки.
- Международный финансовый рынок – рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов и т. п., функционирующий на международном уровне.
Регулирующие организации
Деятельность регулируют международные валютно-кредитные организации:
- Международный валютный фонд (МВФ)
- Международный банк реконструкции и развития (МБРР)
- Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.
Экономика в ЕГЭ по обществознанию
Можно сказать, что на международном уровне государства также вступают между собой в отношения экономической конкуренции, формирующей мировую экономическую систему, или мировую экономику. В основе ее развития лежит международное разделение труда, под которым подразумевают исторически, географически и культурно обусловленные устойчивые отношения обмена и кооперации между различными государствами.
Во все времена страны, которые наиболее активно включались в международную торговлю, становились ведущими экономическими и политическими державами, чье культурное влияние распространялось далеко за пределы существовавших границ. Среди таковых в различные исторические периоды оказывались Древняя Греция и Византия; Испания и Португалия; Франция и Великобритания; США и Япония. Однако, до эпохи основания Ост-Индских компаний в XVII веке, международная торговля осуществлялась, в основном, не организованно, а самостоятельными силами купцов, которые налаживали связи между государствами через морские, речные и сухопутные торговые пути; на Руси это были Волжский путь, путь Из варяг в греки, Великий шелковый путь и др.
Таблица:
Год | Событие |
---|---|
XVII | Великие географические открытия и основание Ост-Индских торговых компаний |
XVIII | Промышленная революция в Англии |
XIX | Рост мировой торговли до 1914 года |
1947 | Подписание Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) |
1997 | Основание Всемирной торговой организации (ВТО) |
Глобализация
Одним из важнейших процессов, определяющих международные отношения и экономическую интеграцию, является глобализация. Современный мир не представляется без глобальных экономических связей и обмена товарами и услугами.
Потребности
Чтобы успешно участвовать в мировой экономике, необходимо понимать основные потребности общества. Только так можно эффективно подготовиться к разделу экономики в ЕГЭ по обществознанию.
Как подготовиться к разделу экономики в ЕГЭ по обществознанию?
- Изучите основные экономические термины и понятия.
- Познакомьтесь с основами мировой экономики и принципами ее функционирования.
- Следите за актуальными событиями в мировой экономике и анализируйте их.
- Практикуйтесь в решении экономических задач и примеров.
Понимание основных принципов экономики и глобальных экономических процессов позволит успешно справиться с разделом экономики в ЕГЭ по обществознанию.
Обществознание уже давно входит в число наиболее популярных «выборных» предметов на ЕГЭ. Одним обществознание требуется для поступления в желаемый университет, другие просто считают данный предмет достаточно простым. Сдать этот предмет с высоким количеством баллов на самом деле не так уж и просто. Потребуется углубиться во множество разделов, среди которых также есть экономика. Многие специалисты советуют начинать подготовку к ЕГЭ по обществознанию именно с изучения экономических процессов и нюансов данного раздела. Стоит разобраться в основных этапах подготовки и узнать, какие тонкости кроятся в ответвлении экономики.
Особенности раздела экономики
Данный пункт нередко выделяют отдельно, ведь экономика как предмет преподается далеко не во всех школах. Преподаватели по обществознанию дают лишь необходимый минимум, который позволяет понять основы. Но для успешной сдачи ЕГЭ этого мало. Поэтому придется самостоятельно углубиться в эту тему. Необходимо будет охватить следующие разделы:
В большом количестве пунктов достаточно быстро можно потеряться. Поэтому рекомендуется пошаговое изучение каждого раздела. Это поможет систематизировать знания. Не лишним будет сделать отдельные карточки с основными темами и вопросами.
Для того чтобы понять, каким разделам стоит уделить особое внимание, стоит посмотреть задания по ЕГЭ за предыдущие года. ЕГЭ по обществознанию подвергается лишь незначительным изменениям, поэтому у выпускников есть возможность иметь перед глазами своеобразный образец для подготовки.
Свободная торговля
Если же внутренний рынок испытывает дефицит товаров и услуг, недостаток инвестиций в развитие производства (как это было в России в конце прошлого века), то государству будет целесообразно придерживаться политики фритредерства, или свободной торговли. Данная политика возможна только при высоком уровне конкурентоспособности отечественного товара и при его дефиците.
Экономическая культура
Под экономической культурой в общественных науках понимается общепринятая система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, успеху, неприятие настроений «уравниловки», создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п. Кроме того, это способ (структура механизмов) взаимодействия экономического сознания (как отражения экономических отношений и познания экономических законов) и экономического мышления (как отражения включенности в экономическую деятельность), регулирующий участие отдельных людей и социальных групп в экономической деятельности и степень их самореализации в тех или иных типах экономического поведения. Чем совершеннее способ такого взаимодействия, тем эффективнее экономическая деятельность и рациональнее экономическое поведение, и, следовательно, тем выше уровень экономической культуры.
Именно способ взаимосвязи экономического сознания и экономического мышления (как формы его проявления) выступает естественным регулятором экономического поведения. Так, косное, пассивное, неразвитое экономическое сознание, долго не испытывавшее потребности изменяться, обусловило противоречивое, эмоциональное (а не рациональное) экономическое мышление, которое совмещает внешнее следование политике экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами. Из-за этого экономическое поведение становится скорее эмоциональным, чем рациональным, и порой осуществляется в состоянии психологического стресса. Подобное экономическое мышление, в свою очередь, не способно существенно обогатить экономическое сознание социальной практикой. Негибкий, отягощенный социальными стереотипами способ взаимодействия экономического сознания и экономического мышления в отечественной экономике пока что не позволяет говорить о высоком уровне экономической культуры в России.
Особенности экономической культуры как процесса, регулирующего экономическое поведение, заключаются в следующем:
Экономическая культура (как и культура в целом) в первую очередь выполняет роль социальной памяти общества, но не всей, а лишь той ее части, которая связана с историей экономических отношений. Можно говорить о трансляционной функции экономической культуры: из прошлого в современность транслируются нормы и ценности, составляющие содержание экономического сознания, экономического мышления и экономического поведения. Можно говорить о селекционной функции экономической культуры. Она связана с отбором из унаследованных ценностей и норм тех, которые необходимы (полезны) для решения задач последующих этапов развития общества. Экономическая культура отбирает (выбраковывает, сохраняет, накапливает) те ценности и нормы, которые необходимы для развития гибкого экономического поведения. Можно говорить также об инновационной функции экономической культуры — она проявляется в обновлении социальных ценностей и норм выработки новых и заимствования прогрессивных ценностей из других культур. Полнота и качество выполнения этих функций определяется регулятивными возможностями экономической культуры.
Составной частью экономической культуры является экономическая культура предприятия. Она включает в себя правила ведения бизнеса, взаимоотношения с партнерами, четкость и точность исполнения взятых на себя обязательств, ритуалы ведения деловых переговоров, деловой стиль жизни и общения и т. д. Сложилось устойчивое представление о деловой этике, имидже предпринимателя. К примеру, деловой стиль в одежде предполагает консерватизм и строгость, исключает экстравагантность покроя и тонов.
В экономических словарях под экономической культурой предприятия понимается система норм, правил и образцов поведения коллективного хозяйствующего субъекта, которая играет роль социального механизма регуляции его экономической деятельности. При этом предполагается, что вырабатываемая хозяйствующим субъектом тактика формируется на основе преимущественно рационального выбора экономических альтернатив, в совокупности способствующих сохранению и развитию предприятия в целом.
Основой социального механизма экономической культуры предприятия является способ организации в единую систему его технической, экономической и социальной подсистем.
Техническая подсистема объединяет два компонента — вещественно-технический (орудия труда, строения, сырье и технологические процессы) и социально-организационный (инженерное, конструкторское и технологическое обеспечение производства). Органическое взаимодействие названных компонентов составляет базу функционирования и развития технической подсистемы, цель которой — техническое и технологическое обеспечение производства.
Экономическая подсистема предприятия состоит из производственно-экономического компонента, включающего производственно-организационные структуры (предприятие — цех — смена — бригада — звено), и системы обеспечения экономической эффективности производства, а также социально-организационного компонента, к которому относятся функциональные действия представителей трудового коллектива по обеспечению работы первого компонента экономической подсистемы. Социально-организационный компонент складывается из профессиональной деятельности различных экономических служб — службы главного экономиста, главного бухгалтера, маркетинга и т. п. Взаимодействие двух компонентов экономической подсистемы призвано обеспечить экономическую эффективность хозяйственной деятельности предприятия в контексте производственно-экономического развития отрасли и макроэкономической системы в целом.
Социальная подсистема предприятия включает как социальные отношения внутри трудового коллектива, так и его отношения с внешней средой в процессе хозяйственной деятельности. Эта подсистема, подвергаясь воздействию материально-вещественных компонентов всей системы предприятия, способна сама оказывать мощное влияние на техническую и экономическую подсистемы.
Социальные, демографические, психологические и другие индивидуальные характеристики работников, преломляясь через их отношения в процессе производственной деятельности, нередко выступают весомым фактором, определяющим специфику взаимодействия составляющих предприятие подсистем. Таким образом, социальная подсистема может оказывать значимое влияние на способ организации всей системы предприятия. В процессе хозяйственной деятельности предприятия вырабатываются определенные специфические правила взаимодействия его подсистем.
Если в сфере экономической культуры предприятия преобладают традиционные для хозяйственной среды правила, нормы и ценности, определяющие в своей совокупности принцип взаимодействия подсистем предприятия, то экономическая культура выполняет преимущественно трансляционную функцию. Такой тип культуры определяется как традиционный. В том случае, если же она не только транслирует, но и отбирает из задаваемых стратегией норм, правил и образцов поведения те, которые в большей степени способствуют выживанию и развитию предприятия, то такая культура может быть названа селекционной. Когда же наряду с трансляционной и селекционной функциями экономическая культура выполняет и инновационную функцию, суть которой заключается в самостоятельной выработке или заимствовании из других хозяйственных систем новых правил, то такой тип экономической культуры называется инновационным.
Стадии экономической деятельности – ЕГЭ по обществознанию
Экономическая деятельность преимущественно связана с благами и включает в себя 4 основные стадии, которые удобнее всего представить в виде циклического процесса:
Обмен бывает бартерный (товар-услуга, услуга-товар, товар-товар, услуга-услуга) или эквивалентный (товар-деньги-товар, услуга-деньги-услуга и т.д.). При этом, эквивалентом стоимости могут выступать не только деньги, но и любые другие предметы, принятые в данном обществе как мера стоимости всего. Так, в древности вместо денег использовали шкуры животных (на Руси своеобразной «денежной» единицей выступали куны (шкурка куницы)).
Факторы международного разделения труда
Усиливается действие таких факторов международного разделения труда, как:
Не стоит забывать, что развитие мировой экономики, по сути, представляет собой распространение системы мирового капитализма. Следствием этого стало усиление глобального экономического неравенства развитых и развивающихся стран, т.е. возникновение глобальной проблемы «Север-Юг».
Подготовьтесь к ЕГЭ или ОГЭ за 4 месяца
Интенсивный онлайн курс в Годографе с экспертами МЦКО
Протекционизм
Если государство, руководствуясь целью поднять национальное производство, всячески защищает внутренний рынок от иностранной конкуренции, то такая политика называется протекционизмом. Стоит пояснить, что экономическая политика государства проводится при достаточном количестве своего товара. В рамках протекционизма:
Задания по экономике ЕГЭ по обществознанию
Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Очень важными для характеристики экономики являются отношения собственности — это отношения между людьми по поводу вещей. Когда мы произносим «это — наше, а это — чужое», мы описываем отношения собственности. Некоторые ученые полагают, что правильнее говорить не о собственности как таковой, а о праве собственности. Не предмет сам по себе является собственностью, а имеющиеся права по его использованию. Право собственности складывается из права владения (контроль за предметами, ценностями), права использования (применение полезных свойств этих ценностей), права управления (возможность решать, кто и как будет обеспечивать их использование), права на доход (обладание результатами этого использования), права на отчуждение, потребление или уничтожение.
За многовековую историю человечества сложились две основные формы собственности: индивидуальная (частная) и коллективная, одним из вариантов которой может служить собственность государственная.
Частная собственность существует тогда, когда человек или группа лиц (семья, фирма) обладает правами из числа имеющихся прав собственности. Подобная форма собственности является основой свободы человека в обществе. Распоряжаясь своим имуществом, человек осознает себя носителем прав. Основу экономики ведущих стран мира составляет индивидуальная частная собственность, наиболее ярко воплощающая частный экономический интерес и инициативу. В современной России подобная форма собственности охватила не только сферу материального производства, но и сферу услуг. Появились частные кафе, частные школы, зубоврачебные кабинеты, адвокатские бюро и т. д.
В случае, когда предприятие изменяет форму собственности, переходя из государственной в частную, экономисты говорят о приватизации. Несколько отличается от приватизации «разгосударствление». В этом случае государство может передавать право на управление предприятием коллективам людей. Обычно, характеризуя рыночные реформы, т. е. реформы, осуществляющиеся при переходе от административно-планового хозяйства к рыночному, используют оба термина — приватизация и разгосударствление. Суть одна — государство передает свои полномочия частным лицам или же их объединениям. И наоборот: если предприятие переходит из частных рук в собственность государства, говорят о национализации.
Плановое хозяйство основывается, как правило, на господстве государственной формы собственности. Государство считается собственником земель, предприятий и произведенных на них продуктов. Государственные чиновники учитывают произведенное и перераспределяют его. Создаются мощные государственные органы, которые и решают, как, сколько и чего производить и как делить конечную продукцию.
В современной рыночной экономике важную роль играет и коллективная собственность. Чаще всего она принимает форму акционерной, когда каждый работник предприятия становится его совладельцем — собственником пакета акций. Его голос учитывается при принятии решений о деятельности фирмы. Даже после увольнения с фирмы, например в связи с уходом на пенсию, владелец акций продолжает получать доходы. Развитие акционерных обществ позволило говорить о «народном капитализме», демократизации отношений собственности.
Одной из форм коллективной собственности является кооператив — предприятие, где собственники одновременно являются и работниками. К примеру, кооперативами могут выступать предприятия сферы услуг — парикмахерские, ателье и т. п., часто создаются кооперативы в сельском хозяйстве.
Сегодня невозможно строить хозяйство только на какой-либо одной форме собственности, поэтому современную экономику называют смешанной. В ней есть место и для государственных предприятий, например в сфере оборонной промышленности и транспорта, и для акционерных, и для частных. Все формы собственности равно защищены законом, им предоставлены равные условия для развития. Но все же именно частная собственность является основой инициативы и предприимчивости, динамичного развития общества. Она широко распространена, например в малом и среднем бизнесе, наиболее чутко реагирующем на запросы потребителя. Во всех ведущих странах современного мира предприятия, основанные на частной собственности, составляют до 80 % от общего количества и около 20 % базируются на государственной собственности.
Как правильно организовать подготовку к заданиям из раздела экономики
Процесс изучения разделов должен быть четким и систематизированным. В противном случае ученик запутается в большом количестве терминов и наименований. Есть ряд основных советов, позволяющих сделать процесс подготовки более слаженным и продуктивным:
Экономика является довольно сложным и глубоким разделом для длительного изучения. Поэтому подготовку к ЕГЭ по обществознанию следует начинать задолго до момента сдачи. Чтобы получить на экзамене максимально возможное количество баллов, потребуется потратить на усиленную подготовку не менее двух лет. Даже опытные специалисты порой забывают нюансы того или иного раздела, ведь знания необходимо постоянно освежать и обновлять.
Наш специалист сможет ответить на ваши вопросы по выбору курсов, специальности и университета. Заполните поля, мы подготовимся и свяжемся с вами.