Вопросы второй части

ИМ по биологии (Отборочный тур)

класс. Блок № 2

Время выполнения: 40 минут на блок, включая 40 минут на ввод ответов


Задание № 1

Кубок Главы города по биологии (отборочный тур)6 класс, 2019-2020 учебный год2 блок

Выберите один правильный ответ.

  • Вопрос № 1 (1 балл)

    Растворение химических веществ с целью их изучения — это метод, который называется

    1. эксперимент (Правильный ответ)
  • Вопрос № 2 (1 балл)

    К увеличительным приборам относят

    1. бинокуляр (Правильный ответ)
  • Вопрос № 3 (1 балл)

    Какая из перечисленных дисциплин не относится к биологии?

    г) гидрология. (Правильный ответ)

  • Вопрос № 4 (1 балл)

    Бумагу изготавливают преимущественно из:

    б) проводящей и механической тканей; (Правильный ответ)

  • Вопрос № 5 (1 балл)

    Долина гейзеров на Камчатке (Россия), также как и Йеллоустонский национальный парк (США), богаты горячими источниками – гейзерами. Температура некоторых из них может достигать 95 градусов и более. Какие живые организмы могут обитать в этих источниках?

    б) бактерии; (Правильный ответ)

  • Вопрос № 6 (1 балл)

    Листья вечнозеленых растений, в отличие от листопадных:

    1. опадают не одновременно (Правильный ответ)
  • Вопрос № 7 (1 балл)

    Растения, имеющие на поверхности узких листьев восковой налет, густые волоски, обитают в условиях:

    1. недостатка влаги (Правильный ответ)
  • Вопрос № 8 (1 балл)

    В процессе испарения:

    1. вода уходит в виде пара, а минеральные соли остаются в растении (Правильный ответ)
  • Вопрос № 9 (1 балл)

    Во время дыхания корни поглощают:

    1. кислород (Правильный ответ)
  • Вопрос № 10 (1 балл)

    Дыхание — это процесс:

    1. окисления органических веществ с высвобождением энергии (Правильный ответ)
  • Вопрос № 11 (1 балл)

    От недостатка кислорода страдают растения, произрастающие на:

    1. глинистой и заболоченной почве (Правильный ответ)
  • Вопрос № 12 (1 балл)

    Минеральные соли содержат необходимые растению:

    1. азот, фосфор, калий (Правильный ответ)
  • Вопрос № 13 (1 балл)

    1. перемещается за кончиком корня (Правильный ответ)
  • Вопрос № 14 (1 балл)

    1. грипп (Правильный ответ)
  • Вопрос № 15 (1 балл)

    Из перечисленных растений устьица на обеих сторонах листа имеют:

    1. пшеница (Правильный ответ)

Задание № 2

Установите соответствие между положениями в левом и правом столбце


Ждем ваших ответов. Удачи!

Живые организмы и их группы

Живые организмыГруппы
ЯгельГрибы
ГоловняЛишайники
Кукушкин лёнРастения

Вопрос № 2

Сопоставьте животных (А–Г) с их признаками (1–4)

ЖивотныеПризнаки
Белый медведьОбраз жизни этого животного сильно зависит от сезона
Бурый медведьЭто животное ведёт практически полностью хищный образ жизни
Малая пандаЭто животное не входит в семейство Медвежьи
Уссурийский медведьУ этого животного полудревесный образ жизни, оно преимущественно питается растительной пищей, хищничает редко

Задание № 3

Выберите несколько правильных ответов, ответ наберите в виде последовательности цифр без пробелов в порядке возрастания (например: 246)

Если на объективе светового микроскопа указано ×4, а на окуляре ×10, то на таком увеличении нельзя разглядеть:

  1. вирус гриппа
  2. внутренние мембраны хлоропластов
  3. нити ДНК

Правильный ответ: 145

Вопрос № 2

Среди списка полезных ископаемых выберите те, которые образовались из отмерших остатков растений.

  1. торф
  2. каменный уголь

Правильный ответ: 25

Вопрос № 3

Наибольшее количество белка содержится в семени:

  1. фасоли
  2. чечевицы
  3. гороха

Правильный ответ: 256

Задание № 4

Расположите в правильной последовательности номера утверждений в виде последовательности цифр без пробелов (например: 42315)

Вопрос № 1

Установите последовательность фаз развития пшеницы. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов.

  1. Появление третьего листа
  2. Кущение
  3. Выход в трубку
  4. колошение
  5. Молочная спелость зерна
  6. Цветение

Правильный ответ: 132654

Вопрос № 2

Установите последовательность, отражающую усложнение строения растений в процессе эволюции. Ответ запишите в виде последовательности цифр без пробелов.

  1. Многоклеточность
  2. Появление проводящей ткани
  3. Появление корней
  4. Появление семени
  5. Двойное оплодотворение
  6. Появление плодов

Правильный ответ: 243516

Задание № 5

Вопрос № 1

Выберите номера правильных утверждений, наберите их последовательно без пробелов (например: 2457).

  1. Для подсолнечника характерна стержневая корневая система.
  2. На семенной чешуе женской шишки сосны находятся 2 семязачатка.
  3. Для покрытосеменных растений характерно двойное оплодотворение.
  4. В цикле развития Папоротниковидных преобладает спорофит над гаметофитом.

Правильный ответ: 2345

Цикл размножения улотрикса и хламидомонады

Доминирующее поколение улотрикса — гаметофит. Улотрикс является представителем отдела Зелёные водоросли.

Набор хромосом

  • Гаметофит улотрикса — гаплоидный (n), он является взрослым растением.
  • Спорофит улотрикса — диплоидный (2n).

Происхождение структур

  • Гаметофит образуется из споры (n) путем митоза.
  • Спорофит образуется после оплодотворения гамет.

Цикл размножения хламидомонады

На рисунке изображён цикл размножения хламидомонады, где гаметы объединяются в зиготу с гаплоидным набором хромосом.

  • Споры с гаплоидным набором хромосом образуются при помощи мейоза из спорофита.

Жизненный цикл

  • В жизненном цикле хламидомонады преобладает гаметофит с гаплоидным набором хромосом (n).
  • Хламидомонада погибает при длительном пребывании на большой глубине из-за недостатка света для фотосинтеза.

Процессы водорослей

  • Красные водоросли (багрянки) способны жить на больших глубинах, так как их пигменты улавливают сине-фиолетовую часть спектра, проникающую в толщу воды.

Ткани растений

  • Сложные ткани растений (как луб и покровная ткань) формированы из разных по структуре клеток, выполняющих разные функции.
  • Простые ткани (как ассимиляционная ткань) состоят из однородных клеток, выполняющих одну функцию.

Дыхание и фотосинтез растений

Сравнение процессов дыхания и фотосинтеза у растений:

  • Дыхание: Процесс разложения органических веществ с выделением энергии.
  • Фотосинтез: Процесс, при котором растения используют свет для синтеза органических веществ.

Различия и сходства

  • Различия: Дыхание происходит во все времена суток, фотосинтез зависит от наличия света.
  • Сходства: Оба процесса необходимы для жизнедеятельности растений и направлены на получение энергии.

Фотосинтез и дыхание растений

Оба процесса происходят при участии ферментов – они ускоряют биологические реакции в организме растения.

Фотосинтез

В ходе фотосинтеза образуется энергия в виде молекул АТФ, которая далее расходуется на создание органических молекул. Поглощается углекислый газ, выделяется кислород.

Дыхание

При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ. Дыхание – это энергетический обмен, где распадаются органические вещества (глюкоза).

Важно помнить

  • Дыхание происходит во всех живых растительных клетках.
  • Фотосинтез происходит только в клетках, имеющих хлоропласты.
  • Для фотосинтеза всегда нужен свет.

Интересный факт

Клетки растений могут дышать даже в темноте.

Различия в клеточной структуре растений

Клетки и ткани в древесных растениях различаются по функциям и структуре. Клеточная теория утверждает, что клетки всех организмов имеют сходное строение и химический состав.

Взаимосвязь

Было замечено, что ткани животных состоят только из живых клеток, в то время как растения могут содержать мёртвые клетки.

Мёртвые клетки в растениях

  • Пробка и волоски кожицы в покровных тканях
  • Сосуды и трахеиды в транспортной системе
  • Волокна склеренхимы и склереиды в опорной системе

Особенности мёртвых клеток

  • Оболочки пропитаны дубящими веществами типа суберин, делая их жесткими.

Сложные и простые ткани в растениях

Растения имеют сложные и простые ткани, различающиеся по структуре и функциям клеток.

Примеры

  • Сложные ткани: древесина, образованная из разных клеток по структуре и функции.
  • Простые ткани: колленхима и меристема, состоящие из однородных по структуре клеток.

Причины классификации

Причисление древесины к сложным тканям связано с многообразием клеток, в то время как колленхиму и меристему относят к простым из-за однородности структуры.

Все эти процессы и структуры делают растения удивительными живыми организмами, которые обеспечивают жизнь на нашей планете.

Древесину (ксилему), относящуюся к проводящим тканям растений, причисляют к сложным, потому что оно состоит из разных по структуре, форме и выполняемым функциям клеток: 1) сосуды и трахеиды состоят из мертвых клеток и проводят воду и минеральные вещества (восходящий ток); 2) древесные волокна придают прочность, каркас; 3) паренхимные клетки тонкостенные проводят питательные вещества и запасают их.Колленхиму, относящуюся к механическим тканям растений, причисляют к простым, потому что состоит из практически однородных по структуре клеток (состоит из живых, неравномерно утолщенных клеток), отвечающих за выполнение одной и той же функции (защита,опорная функция – каркас).Меристему (образовательную ткань) причисляют к простым, потому что состоит из практически однородных по структуре клеток (состоит из живых, молодых, мелких клеток с крупным ядром без хлоропластов и вакуолей, с большим количеством рибосом и митохондрий), отвечающих за выполнение одной и той же функции (образует много клеток благодаря постоянному деление для дальнейшего их дифференцирования).

По каким тканям у высших растений осуществляется транспорт минеральных веществ? Какие факторы способствуют поступлению минеральных веществ в растение и восходящему току веществ по растению? Какие клетки (живые или мертвые) составляют этот тип ткани?

  1. Восходящий ток воды с растворенными минеральными веществами осуществляется по сосудам. Совокупность сосудов — ксилема.2) Поступление воды в корень осуществляется за счёт разницы концентраций веществ.3) Восходящий ток осуществляется за счёт корневого давления и за счёт сосущей силы, которая возникает благодаря транспирации.4) Ксилема состоит из мертвых клеток.

Ученый решил выяснить, как именно происходит транспорт веществ по проводящим структурам растения. Для этого он взял два растения гороха и срезал их по уровню почвы, а позже в воде обрезал еще немного для избавления от воздуха в проводящей ткани. Ученый поместил их в два сосуда (в одном была чистая вода, в другом — краситель, который придавал воде фиолетовый цвет). Обе банки были прикрыты и поставлены в теплое место.Укажите, какая переменная в эксперименте является зависимой, а какая — независимой? Постановка какого отрицательного контроля будет уместной? Для чего требуется постановка такого контроля?*Отрицательный контроль — опыт, при котором объект, который изучается, не находится под воздействием.

  1. Независимая переменная — тип воды в сосудах (наличие окраски в воде).2) Зависимая переменная — степень окрашивания жилок листовых пластинок.3) Отрицательный контроль — поместить оба сосуда в одинаковую воду при сохранении всех прочих параметров.4) Одинаковая вода позволяет установить, движется ли вода из сосудов по жилкам листа.

Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?

  1. При реакциях ассимиляции образуются вещества более сложные, чем вступившие в реакцию, а при реакциях диссимиляции происходит образование более простых веществ. 2) Реакции ассимиляции протекают с поглощением энергии, а реакции диссимиляции идут с выделением энергии.

Прибрежные водоросли, которые обитают в холодных арктических морях, имеют концентрацию органических веществ (жиров, белков и углеводов) в цитоплазме значительно превышающую концентрацию у близких им групп из субэкваториал и экваториальных территорий. Чем обусловлено это различие? Температура пло насыщенныл кислот выше, чем у ненасыщенныхВ какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе липидов плазмалеммы у водорослей арктических морей будет самой высокой?Ответ поясните. По какой причине изменение агрегатного состояния внутренней среды низших растений может быть опасно?

Маша К., студентка биологического факультета, проходила практику на Черном море и изучала особенности водорослей. Во время практики она измеряла биохимический состав водорослей прибрежных территорий. Десять лет спустя Маша К., уже опытный специалист в альгологии, отправилась в экспедицию за полярный круг для изучения местной флоры. Там она заметила, что состав водорослей разительно отличается от состава родственных растений в теплых морях: концентрация органических веществ в цитоплазме в северных широтах значительно превышала состав аналогичных классов веществ в цитоплазме южных водорослей. Объясните этот факт. Почему концентрация веществ не остается стабильной? При наблюдении за арктическими водорослями в течение года Маша заметила, что на момент ее приезда концентрация ненасыщенных жирных кислот была самой высокой. В какое время года Маша приехала за полярный круг, если учитывать, что температура плавления насыщенных кислот выше, чем насыщенных?

Известно, что внутри некоторых амеб поселяется зоохлорелла (водоросль).По какой причине эти организмы образуют симбиоз?

  1. Амеба предоставляет азот, который выделяет как продукт обмена, для питания зоохлореллы.2) Амеба обеспечивает защиту зоохлореллы от пагубных воздействий внешней среды.3) Зоохлорелла фотосинтезирует внутри прозрачной амебы.4 синтезированные органические вещества используются амебой для питания.5) Выделившийся в процессе фотосинтеза кислород используется для дыхания амебой.

Красные водоросли могут обитать на глубине до 200 метров. Какие особенности строения красных водорослей позволяют им жить на такой глубине? Почему другие водоросли на глубинене встречаются? Ответ поясните.

  1. На большие глубины проникает свет только сине-зелёной и сине-фиолетовой частей спектра.2) В хроматофорах красных водорослей содержится пигмент фикоэритрин.3) Он обладает способностью поглощать лучи синего и фиолетового спектров, в результате чего на большой глубине красные водоросли способны к фотосинтезу.4) У зеленых и бурых водорослей зеленые и синие пигменты способны улавливать коротковолновую красную и желто-зеленую часть спектра, которая не проникает на глубину.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 19893.

Вопросы второй части

Установите соответствие между характеристиками и объектами, относящимися к разным отделам растений, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) двойное оплодотворение Б) размножение спорами В) заросток Г) стержневая корневая система Д) сложный лист – несколько листочков крепятся к общему черешку Е) корневище

Верный ответ: 122112

Под цифрами: 1) Отдел покрытосеменные: двойное оплодотворение (А – один спермий сливается с яйцеклеткой, другой – с центральной клеткой), стержневая корневая система (Г – у большинства двудольных растений, к которым относится бобовое, изображенное на рисунке, хорошо развит главный корень). Для покрытосеменных характерно наличие сложного листа – несколько листочков крепятся к общему черешку (Д – у папоротников нет сложных листьев, у них видоизменные побеги – вайя – листоподобный орган) 2) Отдел папоротники: в цикле присутствует заросток (В – гаплоидный гаметофит, заросток фотосинтезирует и крепится к почве ризоидами). Папоротники размножаются спорами (Б – спорообразование является бесполым размножением), имеют корневище (Е) с придаточными корнями.

Под всеми цифрами: 1 – чечевица пищевая (отдел покрытосеменные, семейство бобовые, усики напоминают горох) 2 – отдел папоротники 3 – придаточные корни, начинающиеся от корневища 4 – вайа – лист папоротника (древнего происхождения), обладающий недетерминированным верхушечным ростом 5 – рахис – молодой, ещё не развернувшийся побег папоротника, также известны как улитки папоротника

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 19893.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 19892.

Какой цифрой на рисунке обозначены вайи?

Верный ответ: 4

Под цифрой: 1 – чечевица пищевая (семейство бобовые, усики напоминают горох) 2 – отдел папоротники 3 – придаточные корни, начинающиеся от корневища 4 – вайа – лист папоротника (древнего происхождения), обладающий недетерминированным верхушечным ростом 5 – рахис – молодой, ещё не развернувшийся побег папоротника, также известны как улитки папоротника

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 19892.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 19889.

Вопросы второй части

А) заросток в цикле развития Б) преобладание в жизненном цикле гаметофита В) вайи Г) ризоиды Д) придаточные корни

Верный ответ: 21212

Под цифрами: 1) Кукушкин лен, отдел Моховидные: в жизненном цикле преобладает гаметофит (Б – гаплоидное поколение), к субстрату крепятся ризоидами (Г), ризоиды выполняют функцию закрепления и всасывания 2) Папоротник щитовник мужской, отдел Папоротниковидные: имеют придаточные корни (Д – растут от корневища), в жизненном цикле присутствует стадия заростка (А – гаметофит), спороносный орган – сорусы (скопление спорангиев) на вайах (В – на нижней части вай)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 19889.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 19888.

Какой цифрой на рисунке обозначен объект, имеющий скопление спорангиев – сорусы?

Под цифрами: 1 – кукушкин лен, отдел моховидные: прикрепление к субстрату (почве) при помощи ризоидов, спороносный орган – коробочка 2 – папоротник щитовник мужской, отдел папоротниковидные: спороносный орган – сорусы, сорусы представляют собой скопление спорангиев на нижней части вай – листоподобных побегах папоротника

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 19888.

Рассмотрите рисунок и выполните задание 19865.

Вопросы второй части

Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) имеет диплоидный набор хромосом в клетках Б) формирует придаточные корни В) размножается спорами Г) является гаметофитом Д) содержит антеридии и архегонии Е) имеет ризоиды

Верный ответ: 222111

Под цифрами: 1) Заросток (половое поколение) – является гаметофитом (Г), содержит антеридии и архегонии (Д: антеридий – мужской половой орган, архегоний – женский орган полового размножения), имеет ризоиды (Е – для прикрепления и всасывания из почвы воды и растворенных в ней минеральных веществ) 2) Спорофит (взрослое растение, бесполое поколение) – имеет диплоидный набор хромосом в клетках (А – спорофит развивается путем митоза из зиготы (2n)), формирует придаточные корни (Б – растут от корневища), размножается спорами (В – на спорофите в спорангиях происходит мейоз: из материснских клеток (2n) образуются споры (n))

Под всеми цифрами: 1 – заросток, формируется из споры (n) путем митоза 2 – спорофит (2n), взрослое листостебельное растение 3 – образование спор (n) в спорангии спорофита (2n) путем мейоза 4 – зигота (2n) – формируется в результате оплодотворения яйцеклетки сперматозоидом

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 19865.

Для вас приятно генерировать тесты, создавайте их почаще

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *