Гражданская война и формирование СССР
Гражданская война в основном завершилась в ноябре 1920 г. Вскоре большевики объявили о переходе от военного коммунизма к нэпу. Началось восстановление экономики, разрушенной войной.
В 1922 г. РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР подписали договор об образовании СССР. Ещё во время болезни В. Ленина началась борьба за власть в партийно-государственном руководстве. Победителем из неё вышел И. Сталин.
К концу 1920-х гг. произошёл переход от нэпа к форсированной индустриализации и коллективизации. Советский Союз за короткий срок сумел создать тяжёлую промышленность, занять 2-е место в мире по уровню промышленного производства, вооружить современную армию.
Культурное развитие и жизнь населения в 1930-е годы
1930-е годы стали временем бурного развития культуры. Во всех жанрах и направлениях литературы и искусства были созданы яркие произведения, получившие признание современников и потомков.
Повседневная жизнь населения была сложной с карточной системой, низкими зарплатами и высокими ценами на дефицитные товары.
Отношения СССР с другими странами в период Сталинской эпохи
Социалистический эксперимент проходил в условиях сложной международной обстановки. Внешняя политика СССР в 1930-е гг. была направлена на создание системы коллективной безопасности в Европе для обуздания блока фашистских агрессоров.
Однако Великобритания и Франция устремились к умиротворению Германии, рассчитывая направить её агрессию на СССР. Заключение советско-германского договора о ненападении позволило СССР выиграть время для укрепления обороноспособности перед войной.
Ответ на главный вопрос главы:
Главной задачей СССР в период с 1939 по 1941 гг. была подготовка к отражению агрессии со стороны фашистской коалиции государств. Это подтверждается принятием советско-германского договора о ненападении, направленного на укрепление обороноспособности Советского Союза, создание системы коллективной безопасности в Европе и массовые репрессии с целью укрепления власти.
Политические деятели:
- Л. Берия
- Н. Бухарин
- К. Ворошилов
- Н. Ежов
- Г. Зиновьев
- М. Калинин
- С. Киров
- М. Литвинов
- А. Луначарский
- В. Молотов
- А. Рыков
- Г. Сокольников
- И. Сталин
- Л. Троцкий
- Г. Чичерин
Ресурсы:
- Н. Валентинов о В. Ленине
- Письмо И. Сталина
Заказчик: SEO Copywriter
22 сентября 1922 г. Тов. Ленин! Мы пришли к такому положению, когда существующий порядок отношений между центром и окраинами, т. е. отсутствие всякого порядка и полный хаос, становятся нестерпимыми, создают конфликты, обиды и раздражение, превращают в фикцию т. н. единое федеративное народное хозяйство, тормозят и парализуют всякую хозяйственную деятельность в общероссийском масштабе.
Одно из двух: либо действительная независимость и тогда — невмешательство центра, свой НКИД, свой Внешторг, свой Концессионный комитет, свои железные дороги, причём вопросы общие решаются в порядке переговоров равного с равным, по соглашению, а постановления ВЦИК, СНК и СТО РСФСР необязательны для независимых республик, либо действительное объединение советских республик в одно хозяйственное целое с формальным распространением власти СНК, СТО и ВЦИК РСФСР на СНК, ЦИК и экономсоветы независимых республик, т. е. замена фиктивной независимости действительной внутренней автономией республик в смысле языка, культуры, юстиции, внудел, земледелия и прочее.
Следует иметь в виду, что:
Мы переживаем такую полосу развития, когда форма, закон, конституция не могут быть игнорированы, когда молодое поколение коммунистов на окраинах игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно принимая слова о независимости за чистую монету и также упорно требуя от нас проведения в жизнь буквы конституции независимых республик.
Если мы теперь же не постараемся приспособить форму взаимоотношений между центром и окраинами к фактическому взаимоотношению, в силу которых окраины во всём основном безусловно должны подчиняться центру, т. е. если мы теперь же не заменим формальную (фиктивную) независимость формальной же (и вместе с тем реальной) автономией, то через год будет несравненно труднее отстоять фактическое единство советских республик.
Вопросы
- Какие два варианта развития отношений между центром и окраинами были предложены?
- Какие аспекты автономии республик были упомянуты?
- В чем заключается необходимость приспособления формы взаимоотношений между центром и окраинами?
- Прочитайте отрывок из постановления Пленума ЦК ВКП(б) о группе Бухарина и ответьте на вопросы.
Бросая демагогические обвинения партии в недовыполнении плана в области зарплаты и сельского хозяйства и утверждая, что „чрезвычайные меры“ толкнули середнячество в сторону кулака, лидеры правых уклонистов (т.т. Бухарин, Рыков и Томский) подготовляют тем самым новую атаку на партию и её ЦК.
Исходя из этих фактов, Пленум ЦК вынужден квалифицировать новый документ т.т. Бухарина, Рыкова и Томского от 12 ноября 1929 г. как документ фракционный, как фракционный манёвр политических банкротов, аналогичный „отступательным“ манёврам троцкистов, не раз использовавших свои якобы примирительные заявления как метод подготовки новых атак на партию.
Вопросы
- Какие обвинения были выдвинуты против группы Бухарина?
- Как Пленум ЦК квалифицировал документ Бухарина, Рыкова и Томского?
- Какие аналогии были сделаны с подготовкой новых атак на партию?
- Прочитайте отрывки из воспоминаний рабочих в 1930-е гг. и ответьте на вопросы.
- Прочитайте отрывок из статьи в газете и ответьте на вопросы.
Будут рады помочь с любыми другими заданиями.
Успехи колхозной политики и исторические достижения
Введение
Успехи нашей колхозной политики объясняются между прочим тем, что она, эта политика, опирается на добровольность колхозного движения и учёт разнообразия условий в различных районах СССР.
Добровольность колхозного движения
Нельзя насаждать колхозы силой. Это было бы глупо и реакционно. Колхозное движение должно опираться на активную поддержку со стороны основных масс крестьянства. Известно, что в ряде районов СССР, где борьба за существование колхозов далеко ещё не закончена и где артели ещё не закреплены, имеются попытки выскочить из рамок артели и перепрыгнуть сразу к сельскохозяйственной коммуне.
Проблемы развития
Артель ещё не закреплена, а они уже „обобществляют“ жилые постройки, мелкий скот, домашнюю птицу, причём „обобществление“ это вырождается в бумажно-бюрократическое декретирование, ибо нет ещё налицо условий, делающих необходимым такое обобществление.
Исторические источники и успехи промышленности
Прочитайте приведённые ниже отрывки из исторических источников и выполните задания.
Отрывок из английской газеты
Успехи, достигнутые в машиностроительной промышленности, не подлежат никаким сомнениям. Восхваления этих успехов в печати и в речах отнюдь не являются необоснованными. Не надо забывать, что прежде Россия производила только самые простые машины и орудия. Правда, и теперь абсолютные цифры ввоза машин и инструментов увеличиваются; но пропорциональная доля импортированных машин по сравнению с теми, которые были произведены в Советском Союзе, непрерывно уменьшается. СССР в настоящее время производит всё оборудование, необходимое для своей металлургической и электрической промышленности. (Из английской газеты Файненшл таймс, 1932 г)
Дневник работника МГК ВКП(б) А. Соловьёва
Прочитайте отрывок из дневника работника МГК ВКП(б) А. Соловьёва и ответьте на вопросы.
21 декабря. Все газеты впервые опубликовали портреты т. Сталина и многочисленные статьи. В них т. Сталин именуется вождём мирового пролетариата. Отмечаются его колоссальные заслуги в разгроме троцкизма, правого оппортунизма, развёртывании индустриализации и коллективизации и колоссальная роль в создании партии и победе социалистической революции. Очень высокая оценка. Такой не бывало.
Тезис о различиях в развитии советской культуры
Запишите один любой тезис (обобщённое оценочное суждение), содержащий информацию о различиях в развитии советской культуры в 1920-е и 1930-е гг. Приведите два обоснования этого тезиса. Каждое обоснование должно содержать два исторических факта (по одному для каждого из сравниваемых объектов). При обосновании тезиса избегайте рассуждений общего характера.
Отрывок из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1934 г.
Прочитайте отрывок из постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1934 г. и ответьте на вопросы.
а) история Древнего мира;
б) история Средних веков;
в) Новая история;
г) история СССР;
д) новая история зависимых и колониальных стран.
Воспоминания К. Симонова
Прочитайте отрывок из воспоминаний К. Симонова Глазами человека моего поколения. Размышления об И. Сталине и ответьте на вопросы.
Понимание истории событий
Когда мы изучаем историю, важно понимать контекст и последовательность событий, которые происходили в прошлом. Особенно когда дело касается истории России и ее влияния на современный мир.
События периода
Кусочек исторического периода, о котором я хочу поговорить, связан с событиями Халхин-Гола и освобождением Западной Белоруссии. В это время формировалась новая реальность, и люди переживали перемены в обстановке.
Реакция на события
Многие были рады приходу и изменениям, которые происходили вокруг. И важно осознать, что в тот период силы и влияния менялись, и это отразилось на жизни обычных людей.
Интересные иллюстрации
Иллюстрация 1:
Задача 1:
Рассмотрите иллюстрации и определите, какие события они отражают.
Задача 2:
Расположите иллюстрации в хронологической последовательности, обосновав свой вариант.
Интерактивная карта
Карта:
Рассмотрите карту и выполните соответствующие задания для более глубокого понимания географического распределения и влияния событий на территории.
Важно помнить, что изучение истории помогает нам лучше понять мир вокруг нас и наше место в нем. Будем относиться к этому с уважением и интересом.