Тайна субъективного возраста: что на самом деле влияет на то, насколько старым или молодым мы себя чувствуем
Субъективный возраст человека – это то, насколько лет мы себя ощущаем, без привязки к дате рождения. Чем моложе мы себя чувствуем, тем дольше и лучше живем. И исследователи уже готовы ответить на вопрос о том, что же формирует субъективный возраст.
Факторы, влияющие на субъективный возраст
Субъективный возраст связан с нашими эмоциями, здоровьем и долголетием. Он зависит от напряженности, событийной наполненности жизни и самореализации человека. В психологическом времени мы можем как стареть, так и молодеть.
Задания к вебинару
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- беззнамением
- более молодые
- хорошие инженеры
- достойные повара
- на ширине плеч
- килограмм яблок
- промокла до нитки
- сожжешь мосты
- попробуем решить
- трое друзей
- четверо ножниц
- у их знакомых
Ответы: 1) повидлом 2) молодые 3) инженеры 4) повара 5) плеч 6) яблок 7) выведи 8) сожжешь 9) попробуем 10) трое 11) четверо 12) обеим
Часть 1
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седины, о сокровищнице опыта. (По С.С. Аверинцеву)
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во текста. Запишите этот производный предлог.
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- Получить в обладание. Приобрела новую книгу.
- Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности. Культурные связи. Культурная работа.
- Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. Героические эпохи русской истории.
- Второстепенный член предложения. Подчеркните обстоятельства.
- Пробное осуществление чего-нибудь, попытка осуществить что-либо. Провели опыт в лаборатории.
Варианты ответов:
- 5
Варианты ответов:
- 1
Лексическая ошибка:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ способ литья дал возможность уменьшить расходы на производство.
ЭКОНОМИЧНЫЙ способ литья дал возможность уменьшить расходы на производство.
Текущее предложение без ошибок.
Словарный состав языка, представляющем собой систему разных лексико-семантических разрядов или рядов слов, не все элементы одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.
В ПОТОКАХ и поговорках отражается вековой опыт народа.
Стены и потолок коридора были высечены в сплошной КАМЕННОЙ глыбе.
Огромная витрина магазина сладостей всегда была популярна у местных ребятишек.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.
Я решил ознакомиться с полным цен на продукцию фабрики.
Соответствие грамматических ошибок с предложениями:
3 – Сложный особенный рот дворов
2 – Исправляем информаци забыть
1 – Покупал после два дней
Пропущена одна и та же буква:
- 5
Пропущена одна и та же буква:
- 3
Пропущена одна и та же буква в обоих словах одного ряда:
- 3
## О переносе в русском языке
Перенос в русском языке происходит в случае необходимости разделить слово между строками для сохранения правильной орфографии и обеспечения лучшей визуальной композиции текста. В русском языке есть некоторые правила исключений, когда разделение слов необходимо повсеместно без учёта синтаксических особенностей.
## Примеры переносов:
1. клянч..щий (конфету), (дети) плач..т
2. замет..шь, немысл..мые (последствия)
3. колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)
4. выгон..шь, освеща..мый
5. выкидыва..шь, обиж..нный
## Оформление вариантов ответов:
1) Варианты с выделенным словом пишутся РАЗДЕЛЬНО: 1, 3, 4
2) Варианты с выделенным словом пишутся СЛИТНО: 1, 2, 3, 4, 5
## Укажите все цифры, на месте которых пишется НН:
Недостающие буквы:
1) п, п, п
2) в, в, в
3) к, к, к, к
4) ш, ш
## Расставьте знаки препинания:
Предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую: 5
## Расставьте знаки препинания:
Запятые нужно поставить во втором предложении: 2
## Расставьте все недостающие знаки препинания:
Запятые нужно поставить после цифр: 1, 2, 4, 5
## Расставьте знаки препинания:
Запятые нужно поставить после цифр: 1, 2, 3, 4
Правильное использование тире в предложениях
(1) Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч.
(2) Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря.
(3) Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов.
(4) Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей.
(5) Увильды – самое крупное озеро Южного Урала.
(6) По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры.
(7) Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.
Знаки тире в правильном использовании (без пробелов)
(1) Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.
(10) А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.
(11) Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал.
(12) Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс).
(13) Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до Братьев Карамазовых).
(14) Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали.
(15) Его эрудиция и начитанность были феноменальны.
(16) С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше – тысячную долю сказанного!
(17) Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя.
(18) Но после его уроков стали читать ещё больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр Парижских тайн Эжена Сю – истёртые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли ещё не при жизни великого критика.
(19) Недавно тогда опубликованный в журнале роман Булгакова Мастер и Маргарита учитель сам читал нам вслух после уроков.
(20) Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных.
(21) Смешно об этом вспоминать сегодня, но кто-то из коллег-преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения.
(22) Пуганая ворона куста боится! – был ответ.
(23)Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение. (24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)За минувшее с той поры время я слышал немало профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.
(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.
(32)Когда я вспоминаю лучшие – по-современному, «звёздные» – минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.
(33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.
(По С.А. Яковлеву*)
* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.
В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.
Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении почти всех его произведений.
Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться в библиотеку.
А.Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В представлено повествование.
В содержатся элементы описания.
В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.
4)Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.
- В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.
Из выпишите один фразеологизм.
Среди найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
восклицательные предложения
вопросно-ответная форма изложения
ряды однородных членов предложения
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
Как запустить процесс омоложения?
Согласно исследованиям, основные факторы, увеличивающие субъективный возраст – это головные боли, бессонница, одышка, индекс массы тела, а также убеждение человека, что он неспособен влиять на своё состояние. Это показывает, что именно стоит улучшить уже сейчас. Больше двигаться, отказаться от курения и алкоголя и соблюдать здоровую диету, следить за своим психологическим здоровьем.
Близкие отношения
Представление, насколько хорошим будет ваш секс через 10 лет, влияет на ощущение возраста. Этот параметр входит в топ-10 психомаркеров старения. Хороший секс предполагает привязанность и близость. А значит, если через 10 лет он останется хорошим, то в будущем вы не окажетесь одни. Надо сказать, что и семейное положение почти столь же важно, как сексуальная жизнь через 10 лет.
Открытость и оптимизм
У общительных и открытых новому людей, которые способны во всём видеть положительный аспект, более низкий субъективный возраст. Возможно, оптимистичным экстравертам просто легче знакомиться с людьми и поддерживать близкие отношения. А может быть, они оптимистично смотрят на собственное старение и на будущее в целом. В любом случае, изменяя своё сознание, мы меняем свой возраст и восприятие мира.
Большая цель
Когда у человека есть цель, он молодеет душой и телом. Рано встаёт, становится более активным, его глаза начинают сиять. Он полон энтузиазма. Гормональный фон меняется. Человек выглядит более привлекательным в глазах окружающих. К нему тянутся люди, он становится более активным и полным энергии. Вспомните себя в 18–20 лет, когда вы чего-то очень хотели и шли к этой цели. Вас было невозможно остановить. Примерно такая программа 18–20-летнего вас включается внутри, если удастся найти большую цель.
Спокойное состояние
Стресс является основным фактором, способствующим старению субъективного возраста, поэтому его снижение в повседневной жизни также может быть одним из способов внутреннего омоложения.
Для этого подойдут практики дыхания, медитации, йога, прогулки на свежем воздухе, общая физическая активность. А также – аффирмации на тот возраст, на который вы хотите выглядеть.
«Многочисленные результаты показывают, что «люди, которые чувствуют себя моложе своего хронологического возраста, более здоровы, а также живут дольше», – говорит Анна Э. Корнадт, доктор философии, профессор кафедры поведенческих и когнитивных наук Люксембургского университета.
Дополнительные советы для достижения счастья:
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
При чём тут ваш темперамент?
Дело в том, что существует взаимосвязь между типом темперамента и восприятием единицы времени. Для холериков характерно опережение субъективно переживаемого времени по сравнению с реальным. Всегда наблюдается его острый дефицит. Они спешат везде: и внутри себя, и во внешнем проявлении.
Для сангвиников также свойственно опережение субъективно переживаемого времени. Они постоянно стремятся в будущее и хотят успеть как можно больше. Однако по скорости они уступают холерикам.
У меланхоликов субъективное время синхронизовано с объективным. Они максимально пребывают в своём возрасте и чувствуют время.
Субъективное время флегматиков отстаёт от объективного. Поэтому движется оно медленно и равномерно. В жизни такого человека всегда хватает времени. Он ориентирован в прошлое, а к изменениям привыкает с большим трудом.
«В 10 лет я чувствовала себя взрослой. Теперь, приближаясь к 65, ощущаю себя лет на 40 или даже меньше. Иногда даже моложе собственной дочери, а ей 37», — делится Полина.
А вот Лариса, наоборот, жалуется на свой внутренний возраст: «Мне 25, я молодая и симпатичная, но чувствую себя дряхлой старухой. Почему?..»
Всё дело в том, что наше подсознание игнорирует время. Для него его просто не существует. Кристиан Гельсон, профессор психологии Анжерского университета, в своей книге «Маленькая психология возраста» пишет: «Психологический возраст практически никогда не идёт в ногу с биологическим.
Чувствовать себя молодым или старым — это не вопрос возраста. Детские комплексы и желания живут в нас всю жизнь. Нам, взрослым, приходится договариваться с тем игривым, любознательным, ищущим приключений ребёнком, который живёт в нас всю жизнь».
Кира Феклисова — о том, как сделать жизнь ярче:
Чем старше, тем моложе. Чем моложе, тем старше
Французский исследователь и профессор маркетинга Университета Париж-Дофин Денис Гуе считает, что «подростки любят себя «старить», чтобы получить бóльшую автономию и свободу и чтобы их чаще воспринимали всерьёз. Начиная с 35 лет мы, наоборот, чувствуем себя намного моложе. Получается, что чем ты старше, тем моложе».
Для подростков время тянется слишком медленно, потому что они хотят побыстрее добиться самостоятельности. Для взрослых время летит с невероятной скоростью. А вот пожилой человек думает, что вместо реальных 50–60 лет его жизни прошло всего 25–30.
Подсчитать субъективный возраст непросто. Это величина непостоянная: его восприятие меняется в зависимости от настроения и обстоятельств. Сегодня вы ощущаете себя на пять лет старше, потому что устали и раздражены. Но как только отдохнёте, почувствуете себя на свой возраст. Когда в вашу жизнь приходят приключения, вдохновение и радостные события, вы чувствуете себя моложе. В этом субъективный возраст похож на счастье. Оно меняется в разные дни: в плохие показатели ниже, в хорошие – выше. Даже несколько часов могут улучшить или ухудшить результат.