Огэ русский язык 2 задание

Гелий: история открытия

Известно, что гелий впервые был обнаружен в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле.

Древнерусская письменная культура

Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте – недублёной коже животных.

Берестяные грамоты

Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре – бересте. После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века.

Духовность и материальность

К сожалению, духовность в культуре отодвинута в нашу эпоху далеко на задний план. Нации хотят, чтобы их культура овладела другими народами, тем самым осчастливив эти народы.

Заключение

Культура сегодня является лишь совокупностью материальных достижений народа, выступая в союзе с его экономическими и политическими стремлениями.

Структура предложения и грамматика

Нет, в предложении нет вводного слова. Слово известно является здесь сказуемым.

Грамматическая основа в предложении – элемент найден?

Нет, грамматическая основа в предложении 2 элемент был найден.

Сказуемое в первой части предложения составное именное?

Да, в первой части предложения присутствует составное глагольное сказуемое. Здесь в настоящем времени опущен вспомогательный глагол-связка быть, а именная часть выражена именем прилагательным в форме сравнительной степени (меньше).

На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве.

Предложение не сложносочинённое, а сложноподчинённое.

Предложение простое, осложнённое?

Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, в океане, в земной коре.

Да, предложение простое, оно осложнено блоком однородных членов с обобщающим словом.

Язык — зеркало культуры

  • язык — зеркало (предложение 1)
  • которые казались важными (предложение 2)
  • существует множество названий снега (предложение 3)
  • состояние, цвет важны (предложение 4)
  • язык отражает (предложение 5)

Язык — это зеркало, которое стоит между нами и миром, отражая общие представления всех говорящих на нём. Причём зеркало языка отражает не все свойства окружающей действительности, а только те, которые казались особенно важными предкам — носителям этого языка. Так, в языках некоторых северных народов: эскимосов, чукчей, коряков — существует множество названий снега. Люди понимают: снег занимает в их жизни заметное место, его количество, состояние, цвет очень важны. Каждый язык отражает картину мира и через грамматику, поэтому существуют языки, имеющие более тридцати падежей, которые служат способом указать точное положение предмета в пространстве.

Современные вызовы нравственности

  • испытывает давление (предложение 1)
  • современники отказываются (предложение 2)
  • общество выдает (предложение 3)
  • они пытаются (предложение 4)
  • нравственность оказывается подчинена (предложение 5)

Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.

Силы древнерусской культуры

  • считались монастыри (предложение 1)
  • археологами найдено (предложение 2)
  • учёные смогли предположить (предложение 3)
  • славяне писали (предложение 4)
  • сообщение было (предложение 5)

Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте — недублёной коже животных. Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре — бересте. После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма. Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.

Тайны дельфинов

  • особенность — их способ (предложение 1)
  • млекопитающие общаются (предложение 2)
  • находится друг, опасность (предложение 3)
  • напоминает человека (предложение 4)
  • особенность стала причиной (предложение 5)

Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.

Географические пути истории

  • география — наука (предложение 1)
  • пути являются (предложение 2)
  • которые способствовали (предложение 3)
  • верно реконструировать (предложение 4)
  • требуется работа (предложение 5)

Историческая география населения — наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, привязать к географическим ориентирам местообитание народов. От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.

Тайны появления жизни

  • появление стало (предложение 1)
  • проблема возникновения жизни (предложение 2)
  • следы жизни обнаружены (предложение 3)
  • имелись атмосфера и гидросфера (предложение 4)
  • они безжизненны (предложение 5)

Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы — разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых — около миллиарда лет. Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс — похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Знания о созвездиях

  • созвездия популярны (предложение 1)
  • обозначалось знаком (предложение 2)
  • которые назвали (предложение 3)
  • отчет вёлся (предложение 4)
  • созвездия важны (предложение 5)

Весьма популярны созвездия зодиакального пояса, имеющие древнюю астрологическую историю. В давние времена каждое из этих 12 созвездий обозначалось особым знаком (символом). Эклиптика была разделена на 12 равных частей, которые также назвали знаками зодиака. Их отсчёт вёлся от точки весеннего равноденствия. Поскольку на их фоне разыгрываются основные события в Солнечной системе, такие созвездия важны для астрономов.

Вдохновение в труде

  • хорошо (предложение 1)
  • каждый переживает (предложение 2)
  • работать (предложение 3)
  • ты становишься (предложение 4)
  • не сравнится чувство (предложение 5)

Хорошо, когда у человека есть любимая работа, когда он стремится овладеть ею, постичь её в совершенстве. Каждый человек по-своему переживает золотые минуты, когда он учится нужному и интересному делу. Сначала чувствуешь себя беспомощным, потому что голова знает, как работать, а руки пока не слушаются. Но вот наконец наступает чудесный день, о котором ты так долго мечтаешь, — и ты становишься мастером. Много незабываемых радостей может быть у человека, но с радостью творчества не сравнится ни одно чувство.

Экологические вызовы

  • кризис представляет (предложение 1)
  • необходимо осознать (предложение 2)
  • выступит гарантом (предложение 3)
  • элементом является поиск (предложение 4)
  • загрязнение расправится (предложение 5)

Глобальный экологический кризис, обусловленный вмешательством человека в природные процессы, представляет опасность для жизни на Земле. Чтобы справиться с ним, нам необходимо осознать, что глобальная экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека. Мы нуждаемся в создании эффективного природоохранного законодательства, которое выступит гарантом светлого и зелёного будущего нашей планеты. Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является также поиск грамотных и действенных научно-технических решений, так как развитие цивилизации неминуемо способствует загрязнению среды обитания. У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.

Отражение истории в искусстве

  • называется жанром (предложение 1)
  • значение признано современниками (предложение 2)
  • относятся произведения (предложение 3)
  • художник оценивает (предложение 4)
  • события могут рассказываться (предложение 5)

Жанр изобразительного искусства, посвященный историческим событиям, называется историческим жанром. Чаше всего исторический жанр обращается к прошлому, но он также может рассказывать и о недавних событиях, значение которых признано современниками. Кроме того, к историческому жанру относятся произведения на мифологические, библейские и сказочно-былинные сюжеты. Создавая произведение на историческую тему, художник всегда оценивает события, вносит своё понимание происходящего. Поэтому одни и те же события у разных мастеров могут рассказываться по-разному.

Leaderboard

Quiz is an open-ended template. It does not generate scores for a leaderboard.

Первая Часть Текста

(1) Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями.

(2) Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу.

(3) К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки.

(4) Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.

(5) Ландыш представляется мне символом леса.

Верные варианты ответов:

  1. Кольца наклонились вниз (предложение 1)
  2. Мастер придал (предложение 2)
  3. Превратятся в бусинки (предложение 3)
  4. Камни попали (предложение 4)
  5. Ландыш представляется символом (предложение 5)

Вторая Часть Текста

(1) Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой.

(2) Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо.

(3) Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши.

(4) На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь.

(5) Вот и озеро.

Верные варианты ответов:

  1. Закат пылает, золотит (предложение 1)
  2. Луч солнца касается (предложение 2)
  3. Мыши заглядывают (предложение 3)
  4. Тлеет, кричит (предложение 4)
  5. Озеро (предложение 5)

Третья Часть Текста

(1) В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари.

(2) Солнечный закат в горах удивительно хорош.

(3) Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла.

(4) Затихший воздух чутко держит каждый шорох.

(5) Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

Верные варианты ответов:

  1. Мы бродили (предложение 1)
  2. Закат хорош (предложение 2)
  3. Мгла начинает надвигаться (предложение 3)
  4. Держит шорох (предложение 4)
  5. Будит воображение (предложение 5)

Четвертая Часть Текста

(1) Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти.

(2) Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом.

(3) Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали.

(4) Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде.

(5) Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.

Верные варианты ответов:

  1. Он бродил (предложение 1)
  2. Рыба уплывала (предложение 2)
  3. Он радовался (предложение 3)
  4. Ихтиандр нес её (предложение 4)
  5. Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)

Пятая Часть Текста

(1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег.

(2) Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси.

(3) В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении.

(4) Трудно искать пищу зимой!

(5) Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.

Верные варианты ответов:

  1. Снег захрустел (предложение 1)

  2. Это пробираются (предложение 2)

  3. Им приходится (предложение 3)

  4. Трудно (предложение 4)

  5. Весна (предложение 5)

(1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.

(3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.

  1. Полна тайн (предложение 1)

  2. Свет проникает освещает (предложение 2)

  3. Дремлет (предложение 3)

  4. Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)

  5. Медведь объелся (предложение 5)

(1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.

  1. Матрос пришёл (предложение 1)

  2. Он поспешил скинуть (предложение 2)

  3. Стянул в три приема (предложение 3)

  4. Пиджак плыл (предложение 4)

  5. Он услышал (предложение 5)

(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.

(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.

  1. Виды рябины встречаются (предложение 1)

  2. Которая растёт (предложение 2)

  3. Плоды сравнимы (предложение 3)

  4. Они обретают окраску (предложение 4)

  5. Приближаются (предложение 5)

(1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза— это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство— и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.

  1. Русская береза (предложение 1)

  2. Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)

  3. Берёза— дерево (предложение 3)

  4. Вспоминаешь (предложение 4)

  5. Обнимаешь дерево (предложение 5)

(1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.

  1. Утро (предложение 1)

  2. Свежо (предложение 2)

  3. Вас обдаёт (предложение 3)

  4. Небо пышет (предложение 4)

  5. Лес стоит (предложение 5)

Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.

  1. Предложение 1 сложносочинённое.

  2. Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.

  3. В предложении 3 четыре грамматические основы.

  4. Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.

  5. Грамматическая основа в предложении 5—нравственность оказывается подчинена.

(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте— недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре— бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.

  1. Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением.

  2. Предложение 2 является односоставным безличным.

  3. Грамматическая основа в первой части сложного предложения 3— учёные смогли.

  4. Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени.

  5. Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы— разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых— около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс— похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

  1. появление стало (предложение 1)

  2. проблема возникновения жизни (предложение 2)

  3. следы жизни обнаружены (предложение 3)

  4. имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)

  5. они безжизненны (предложение 5)

Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.

  2. В предложении 2 четыре грамматические основы.

  3. Предложение 3 сложносочинённое.

  4. Сказуемое в первой части сложного предложения 4 составное именное.

  5. В предложении 5 три грамматические основы.

(1)Трудно придумать более сильный эпитет для обозначения точного образа, чем «зеркальный». (2)О близнецах или о детях и их родителях говорят, что они словно зеркальное отражение друг друга. (3)В информационных технологиях используются «зеркальные серверы», которые беспрерывно копируют друг друга, чтобы информация, которая там хранится, была всегда тождественна. (4)Несмотря на это, отражение отнюдь не является равным

образу. (5)Известно, что в зеркале правое становится левым, а сходство отражения и образа сродни не столько точному подобию, сколько сходству противоположностей.

  1. Предложение 2 сложносочинённое.

  2. Сказуемое в предложении 4 составное именное.

  3. В состав предложения 5 входят односоставные предложения: безличное и неопределённо-личное.

изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

  2. Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

  3. Предложение 3 осложнено однородными членами.

  4. Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

  5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм;

в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  2. Предложение 2 сложное.

  3. Предложение 3 односоставное безличное.

  4. В предложении 4 одна из грамматических основ —

  5. Предложение 5 осложнено однородными членами.

(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов— их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.

  2. Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

  3. В предложении 3 три грамматические основы.

  4. Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.

  5. Грамматическая основа предложения 5—

(1)Историческая география населения— наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. (2)Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. (3)Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. (4)Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, «привязать» к географическим ориентирам местообитание народов. (5)От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.

  1. В предложении 1 составное именное сказуемое.

  2. Грамматическая основа предложения 2—

  3. Первая часть сложного предложения 3— односоставное неопределённо-личное предложение.

  4. Предложение 4 сложноподчинённое, с придаточным цели.

  5. Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Рождение Руси. Б.А.Рыбаков.

Начало I тысячелетия до нашей эры следует считать временем, когда славянские племена Среднего Поднепровья начинают свое историческое бытие, отстаивают свою независимость, строят первые крепости, впервые сталкиваются с враждебной степной конницей киммерийцев и с честью выходят из этих оборонительных битв. Ко времени прихода скифов в южнорусские степи, к VII веку до нашей эры, славяне Среднего Поднепровья прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах и в героическом эпосе. Мифы, сохранившиеся в русских, белорусских и украинских сказках (а впервые записанные "отцом истории" Геродотом в V веке до нашей эры), повествуют о трех царствах, из которых одно Золотое, о царе-Солнце (вспомним Владимира Красное Солнышко), по имени которого назван весь народ, населяющий эти царства. Собственно скифы, давшие условное имя всему квадрату, обрисованы Геродотом как степные скотоводы, кочующие в кибитках, чуждые земледелию, не знающие оседлых поселений. Им противопоставлены жители лесостепного Среднего Поднепровья — земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию, празднующие ежегодно весной праздник священного плуга, подаренного людям богом неба. По отношению к этим "днепровцамборисфенитам" Геродот делает драгоценное примечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют к скифам, тогда как у них есть самоназвание — "сколоты". Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней лесостепи (все они в границах древней славянской прародины) хорошо соответствуют трем основным группам, выявленным украинскими археологами среди древностей скифского времени. Археологические материалы объясняют нам ошибку греческих торговцев, перенесших на славян-сколотов общее имя скифов: в материальной культуре славян-земледельцев ("скифовпахарей") прослеживается много скифских черт. Длительное соседство этой части славянства со скифо-сарматским иранским миром сказалось и на языке: в восточнославянских языках много слов скифского происхождения: "топор" (при славянском "секира"), "собака" (при славянском "пес") и т. п. Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят не только упоминания сколотских "царств" и "царей" Геродотом, но и всаднические черты погребенных воинов и огромные "царские" курганы на Киевщине, и импортная роскошь славянской знати. По всей вероятности, славяне Среднего Поднепровья жили дружественно с царскими скифами Причерноморья, что позволяло вести торг с приморскими городами и заимствовать ряд бытовых черт у скифовкочевников. Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира, Среднее Поднепровье, был описан Геродотом, по всей вероятности, по личным впечатлениям: он не только видел славянборисфенитов в Ольвии, но знал точно протяженность земли борисфенитов (11 дней плавания по Днепру), знал вкус воды в верховьях мелких рек, знал фауну лесостепи, записал те сказания о трех братьях и трех царствах, которые до наших дней уцелели в волшебных богатырских сказках. Он записал даже имена мифических героев-родоначальников, которые тоже сохранились в восточно-славянском фольклоре. Славянство скифского времени не было единым, и для него нельзя найти какой-либо единый "археологический мундир". Если лесостепные славянские племена сколотов-днепрян получили много черт скифской культуры, то рядом с ними, в лесной зоне на северной окраине славянской прародины, проживали по соседству с балтами (латышсколитовскими племенами) геродотовские "невры" (милоградская археологическая культура), которые во многом уступали своим южным соседям "скифам-пахарям". Контраст между уровнем быта "смысленных полян" и их лесных соседей, "живущих звериньским образом", отмеченный Нестором, зародился уже в скифское время. В III веке до нашей эры скифская держава в степях пала под натиском более примитивных иранских же кочевых племен сарматов. Скифы оказались разрезанными надвое потоком новых кочевников: часть их ушла на юг, в Крым, а часть отодвинулась к северу, в лесостепь, где была ассимилирована славянами (может быть, именно тогда и проникли скифские слова в славянский язык?). Б.А.Рыбаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *