Деятельность человека и ее основные формы труд игра учение

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Характерные черты деятельности человека:

Основные формы человеческой деятельности

Игра

Игра – вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых. Предполагает наличие воображаемой обстановки.

Учение

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков. Цель учения – новые знания.

Общение

Общение – вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями (радость, удивление, гнев, страдание, страх и т. д.). Предполагает обязательное наличие партнёра.

Труд

Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата. Результатом всегда является какой-либо конечный продукт.

В обществознании также выделяют следующую классификацию видов деятельности:

  1. Материальная деятельность – это создание материальных ценностей и вещей, которые необходимы для удовлетворения человеческих потребностей.
  2. Духовная деятельность ‒ связанная с изменением сознания людей, созданием научных, художественных, нравственных ценностей и идей деятельность.

Эффективность и успешность деятельности зависит от способностей человека. Всего выделяют четыре уровня развития способностей:

  1. Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
  2. Человек представляет собой результат одновременно биологической и социокультурной эволюции.

Назовите 3-4 характеристики человека как биологического и как социального существа

  1. Человек как биологическое существо:

    • Человек – часть живой природы
    • Тело и мозг – результат деятельности природы
    • Наличие инстинктов и рефлексов
  2. Человек как социальное существо:

    • Подавление и регулировка инстинктов
    • Формируются в обществе: речь, мышление, навыки
    • Не мыслит себя вне общества
    • Наличие нравственных правил

Назовите 3-4 отличия человека от животных

  1. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
  2. Целеполагание присуще только человеческой деятельности.
  3. Важное отличие человеческой деятельности от поведения животных состоит в том, что люди способны мыслить с помощью понятий.

Характер и темперамент

  1. Характер – набор устойчивых черт, которые проявляются в поведении человека.
  2. Темперамент – врожденные особенности быстроты реакции, степени эмоциональности, энергичности в поведении человека.

Темперамент является основой формирования характера, проявления которого всегда социальны.

Неразрывность биологического и социального начал в человеке

Существующая взаимосвязь между типом нервной системы, темпераментом и характером еще раз говорит о неразрывности биологического и социального начал в человеке.

Индивид, личность и социализация: ключевые понятия

Что такое индивид?

Индивид – человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т. д.). Становление индивида начинается с зачатия ребенка, окончательно человек становится индивидом, когда появляется на свет. Рождаясь, ребенок уже является индивидом, поскольку он обладает биологическими и психологическими качествами, присущими человеку.

Индивидуальность – совокупность физических, психических, умственных особенностей и свойств человека, отличающих его от других людей.

Проявление индивидуальности

Индивидуальность проявляется в особенностях характера человека, в специфике его вкусов и интересов, интеллектуальных способностях и потребностях.

Роль индивидуальности в социальном прогрессе

Многообразие индивидуальностей, их здоровая конкурентность являются необходимым условием социального прогресса.

Что такое личность?

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека в учебе и труде, сотрудничестве и общении с другими людьми, т. е. в ходе социализации.

Роль социализации в формировании личности

Социализация – становление личности в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, продолжающемся на протяжении всей жизни человека (с младенчества до старости). Процесс социализации осуществляется всю жизнь, начиная с первых дней жизни.

Значимость социализации на разных этапах жизни

Разумеется, в различные этапы жизни значимость социализации различна. Так, отсутствие ее в младенчестве приводит к феномену Маугли, а при выходе человека на пенсию нарушение социализации может оказаться незамеченным для окружающих.

Этапы социализации

Главным жизненным циклам соответствуют два основных этапа (стадии) социализации: Первичная социализация, Вторичная социализация.

Значимость первичной социализации

Первичная социализация важна, так как вторичная социализация будет основываться на ней.

Заключение

Индивид, личность и социализация – ключевые понятия, определяющие развитие и формирование индивидуальности и общества в целом. Каждый человек уникален, и его взаимодействие с окружающим миром играет важную роль в социальном прогрессе.

Наука и образование

Наука и образование играют важную роль в развитии общества. Наука представляет собой систематическое исследование природы, человека и общества, а образование обеспечивает передачу этих знаний и их применение в практике.

Роли науки:

  1. Производственная – возможность науки выступать как производственная сила;

  2. Прогностическая – способность предсказывать развитие общества и предупреждать об опасностях;

  3. Познавательная – изучение законов природы и общества для получения новых знаний;

  4. Социальная – решение проблем общества и создание средств для более комфортной жизни.

Типы наук:

  1. Фундаментальные (теоретические) – исследование общих вопросов природы, человека и общества без прямого практического применения;

    Примеры: астрономия, физика, химия.

  2. Прикладные – направлены на быстрое применение результатов и пользу для производства и общества;

    Примеры: механика, экология.

Науки:

  1. Естественные науки – о природных явлениях и процессах;

    Примеры: математика, астрономия, биология.

  2. Общественные и гуманитарные науки – о человеке, обществе и душе;

    Примеры: психология, филология, социология.

  3. Технические науки – прикладные знания о технологиях и производстве;

    Примеры: информатика, электротехника, статистика.

Образование:

Образование – процесс воспитания и обучения, обеспечивающий передачу знаний и формирование профессиональной структуры общества.

  1. Экономическая роль – формирование профессиональной структуры общества и регулирование спроса на специальности;

  2. Социальная роль – улучшение социального положения индивидуума и разделение общества на социальные слои.

Наука и образование играют ключевую роль в развитии общества, внося свой вклад в технологический прогресс и социальное благополучие.

Роль образования в современном обществе

  • Духовная образования – прививает определенные знания, ценности, идеалы, расширяет кругозор, является основой формирования мировоззрения;

  • Политическая образования – воспитанные и образованные люди менее склонны к революциям и мятежам, активнее поддерживают демократизацию общества.

Тенденции развития образования:

  1. Гуманизация образования – учитывается личное мнение ребенка, его способности, интересы и предпочтения;

  2. Гуманитаризация образования – увеличение количества гуманитарных предметов и часов обучения;

  3. Информатизация и компьютеризация образования – использование компьютерных технологий в обучении, вебинары, интерактивные доски;

  4. Интернационализация образования – интеграция систем образования РФ с другими государствами;

  5. Непрерывность образования – связана с развитием технологий, производства;

  6. Демократизация образования – расширение доступности образования для всех слоев населения;

  7. Вариативность и альтернативность образования;

  8. Повышение роли образования в развитии общества;

  9. Преемственность различных ступеней образования;

  10. Связь высшего образования и научных исследований;

  11. Опережающий характер развития образовательной системы;

  12. Универсальность и гибкость образования.

Структура общего образования:

  • Дошкольное образование (в семье и детских садах)
  • Начальное общее образование (1-4 классы)
  • Основное общее образование (5-9 классы)
  • Среднее общее образование (10-11 классы)

– Профессиональное образование:Среднее профессиональное образование (Техникумы, колледжи)Высшее образование – бакалавриатВысшее образование – специалитет, магистратураВысшее образование – подготовка кадров высшей квалификации – аспирантура и докторантура

Высшее образование – это институты, университеты, академии

– Дополнительное образование:Дополнительное образование детейДополнительное образование взрослыхДополнительное профессиональное образование

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом, профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Примеры: военно-патриотическое, художественно-эстетическое, музыкальное, спортивно-физкультурное и др.

  1. ученых с их квалификацией, опытом и знаниями;2) разделение и кооперацию научного труда;3) налаженную и эффективно действующую систему научной информации (издание научных журналов и др.);4) научные организации и учреждения, научные школы и сообщества;5) лабораторное и экспериментальное оборудование;6) методы научно-исследовательской работы;7) специальный язык;8) формы контроля, экспертизы и оценки научных достижений;9) моральные принципы научной деятельности.

– выдвижение цели и задач исследования;- определение его предмета и объекта; – анализ существующей литературы по теме;- выдвижение предварительных гипотез; – разработка инструмента сбора данных; процесс сбора данных, их систематизации и классификации; – интерпретация полученных данных, установление причинно-следственных связей между событиями;- создание целостной картины изучаемого явления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *