Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Региональная диагностическая работа РДР 2023-2024 по обществознанию 10 класс

Региональная диагностическая работа РДР 2023-2024 по обществознанию 10 класс представляет собой важное мероприятие для проверки знаний учащихся. В данной статье представлен вариант заданий с ответами для подготовки к работе, которая пройдёт 30 ноября 2023 года в школах Московской области.

Продолжительность и структура работы

На выполнение работы по обществознанию отводится 90 минут с учетом перерыва 15 минут. Работа содержит 18 заданий разной сложности. Ответом на некоторые задания является последовательность цифр в порядке возрастания, в других заданиях необходимо вписать ответ в таблицу.

Назначение и подходы к работе

Назначение региональной диагностической работы
Региональная диагностическая работа по обществознанию проводится с целью определения уровня освоения учебного материала по курсу обществознания, выявления сложных моментов и сбора информации об образовательном процессе.

Подходы к отбору содержания, разработке структуры РДР
Модель контрольных измерительных материалов по обществознанию включает в себя разнообразные задания, охватывающие ключевые аспекты общественных наук. Выполнение заданий требует развития различных умений и знаний об обществе и его институтах.

Оценка выполнения заданий

При проверке заданий 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16 выставляется 2 балла за каждое правильное решение. Порядок записи символов в ответе не имеет значения, однако каждый символ должен быть на своем месте, без лишних символов. За частично верное выполнение задания можно получить 1 балл, а за неверное – 0 баллов.

Заключение

Региональная диагностическая работа РДР 2023-2024 по обществознанию 10 класс является важным этапом в оценке знаний учащихся. Подготовка к работе и уверенное выполнение заданий помогут повысить успех на этом мероприятии. Успехов в подготовке и успешной сдаче работы!


ЗаданиеОтвет
3
5
7
11
14

Система оценивания заданий на экзамене

При проверке каждого из заданий 3, 5, 7, 11, 14 правильный ответ оценивается 2 баллами.

Правила оценки

  • Верный ответ должен быть записан в той форме, указанной в инструкции.
  • Каждый символ должен соответствовать эталону ответа.
  • Если ответ содержит лишние символы, он не засчитывается.
  • За каждый неверный символ на позиции выставляется 1 балл.

Примеры оценок

  • Правильный ответ: 12345
  • Верные позиции: 1, 2, 3, 4, 5
  • Неверный ответ: 12435 (ошибка на позиции 3)
  • Неверный ответ: 123456 (лишний символ)

Задания повышенной сложности

  • Задание 17 оценивается в соответствии с критериями оценивания до 7 баллов.
  • Задания 17.1 и 17.2 каждое оценивается в 1 балл за правильный ответ.
  • Задание 17.3 оценивается до 5 баллов за полный правильный ответ.

Система общей оценки

  • Задания 1, 2, 4, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16 оцениваются по 2 балла за правильное выполнение.
  • Оценка за задания 3, 5, 7, 11, 14 также составляет 2 балла.

Заключение

Система оценивания строится на точном соответствии ответа эталону и проверке каждого символа. Для заданий повышенной сложности действуют особые критерии. Берегите каждый символ и следуйте инструкции для достижения максимальной оценки.


Задания и ответы с демоверсии: недоступны

Задание 3

  1. Отражение в сознании человека внешних свойств предмета
  2. Отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
  3. Фиксация существенных свойств предмета
  4. Сохранение в памяти обобщенного образа предмета
  5. Утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств
  6. Логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся

Задание 5

  1. Преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностей
  2. Направленность на практически полезный результат – различные блага
  3. Формирование знаний и умений, развитие мышления и сознания личности
  4. Побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессе
  5. Приобретение знаний и навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности

Задание 6

  1. Высокая содержательная сложность
  2. Ориентация на узкий круг ценителей
  3. Творческое самовыражение автора

Задание 7

A) Господство сельского натурального хозяйства
Б) Доминирование промышленных технологий
Г) Преобладание ручных орудий труда
Д) Развитие расширенного воспроизводства

Задание 9

  1. Бойкот
  2. Насмешка

Задание 10

  1. Директивное ценообразование
  2. Государственная собственность на большинство средств производства
  3. Централизованное управление экономикой

Задание 11

  1. Акцизный сбор
  2. Обслуживание госдолга
  3. Подоходный налог с граждан
  4. Социальные выплаты
  5. Процент по государственным облигациям

Задание 12

Найдите в приведенном ниже списке формы территориально-государственного устройства и выберите цифры, под которыми они указаны:

  1. диктатура
  2. республика
  3. демократия
  4. унитарное государство
  5. монархия
  6. федерация.

Задание 13

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности:

  1. указание своей национальности
  2. сохранение исторического и культурного наследия
  3. участие в выборах органов власти
  4. уплата налогов
  5. свободное распоряжение своими способностями к труду
  6. пользование родным языком.

Задание 14

Установите соответствие между функциями и осуществляющими их органами государственной власти:

  • объявление амнистии
  • осуществление управления федеральной собственностью
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека
  • осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан
  • осуществление мер по охране общественного порядка, борьбе с преступностью.

Задание 15

Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и укажите цифры, под которыми они указаны:

  1. невыполнение издательством условий договора с автором романа
  2. захват заложников в здании школы
  3. курение студентами в здании университета
  4. нарушение правил пожарной безопасности
  5. сброс отходов производства в реку
  6. невыплата кредита банку.

Задание 16

Степану 14 лет, Ивану 12 лет. Какие из приведённых ниже действий Степан вправе осуществлять самостоятельно, в отличие от Ивана?
Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться этими вкладами
  2. быть заслушанным в ходе судебного разбирательства по определению своего места жительства при разводе родителей
  3. совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями для свободного распоряжения
  4. осуществлять права автора музыкального произведения
  5. заключать трудовой договор (работа курьера)
  6. распоряжаться заработной платой и иными доходами

Методы исследования – это один из важнейших разделов научной статьи или диссертации, в котором описываются методики и способы, с помощью которых проводилось исследование. То есть применив эти же методы, любой ученый или исследователь должен получить тот же научный результат.

Иногда авторы путают методологию исследования с методами исследования. Чтобы понимать в чем отличие, рекомендую вам прочитать предыдущую статью по методологии.

Существует огромное количество информации, которая посвящена методам исследования, и их классификациям. Я не буду повторяться, так как эта информация достаточно хорошо изложена и в учебниках, и есть в свободном доступе в интернете.

Предлагаю на основе своего опыта рецензирования статей поделиться с вами тем, как видит рецензент возможности автора применить выбранный метод в своей научной работе.

Итак, давайте для начала (хоть эта информация и далеко не новая) определимся с тем, что же является методами исследования, а затем приступим непосредственно к примерам.

Что такое методы исследования?

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Примеры методов научного исследования

А теперь давайте взглянем на те методы, которые авторы статей использовали для реализации своих научных исследований.

Пример 1. Минимализм

Итак, один из авторов пишет:

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Когда начинаешь читать все это перечисление, кажется, что выполнено грандиозное исследование, хотя, если обратить внимание на методы, которые выбрал автор исследования, их можно пересчитать по пальцам – их всего три: анализ, обобщение и беседа. Обобщение – это синтез!

Анализ и синтез сосуществуют и дополняют друг друга.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Планомерный вопрос, а что если взять наиболее общие и простые методы (два или три) и использовать из для решения сложных задач? Никто не запрещает. Методы сработают в любом случае, если они будут применяться. Но в нашем примере налицо некоторая диспропорция между простотой методов и достаточной сложностью предмета приложения этих методов в исследовании.

А можно ли брать ни как автор статьи три метода, а всего один метод? Да, можно. Лишь бы результаты исследования были достоверными, и, если дополнительных методов не требуется. Но как правило обработка информации требует применения множества методов, в том числе и специфичных, так что для всестороннего рассмотрения изучаемого явления, как правило, применяют несколько дополняющих друг друга методов.

Пример 2. Анализа много не бывает

Итак, в продолжении разговора, рассмотрим, как автор статьи выбирает один метод – анализ (и при этом его исследование не выглядит плохо), и использует его в начале исследования, а затем применяет другие методы.

Обратите внимание, что анализ используется во множестве случаев, и именно результаты анализа позволяют уже далее выбирать методы исследования – характерные для данной работы, а именно даже разработать специальную анкету для определения нужных параметров и значений. После описательного блока методов исследования, в котором главенствует анализ, затем появляются анкетирование, обобщение и психолого-педагогическая диагностика. Здесь также приводится пример, в котором конкретно показано, как применялся метод анализа учебников, и по каким критериям дана характеристика его результатов.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Пример 3. Подмена понятий

Иногда в требованиях оформления статей в научных журналах указано, что нужно отдельно выделить в тексте статьи описание методов исследования. В таких случаях возможны не состыковки, как в данном примере. В подразделе «Методы исследования» автор приводит перечень: «Новые методы обучения, которые основаны на использовании современных информационно-коммуникационных технологий (вебинары, интерактивные мультимедиа, обучение в режиме онлайн и др.)».

Ничего не подозреваете? Что тут может быть подозрительным? Все современное, высокотехнологичное, в чем может быть вопрос? На самом деле автор даже не скрывает, что вместо методов исследования приводит «новые методы обучения». Так это же совсем разные вещи, и рецензент, и редактор, и читатель ожидают увидеть методы исследования, а не методы обучения. Тем более, что в аннотации статьи ничего не указано, и приходиться смотреть в тексте статьи, и неожиданно видеть методы обучения под названием «методы исследования».

Пример 4. Синергетика и экспликация смысла

Рассмотрим следующий пример. Авторы в описании методов могут «щегольнуть» красивыми словами, для понимания которых (осознавая свою отсталость от передовых веяний) рецензенту (и скорее всего читателю) приходится искать эти термины в интернете.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Один из авторов в методах исследования приводит термин «экспликация смысла». Да, хорошо, да, красиво. Какое объяснение этому термину дает гугл по первой ссылке? «Экспликация выступает как исходная для всякого теоретического сознания процедура рефлексии над смыслом». Что это за действие? Как оно производится? Кем? В какой последовательности? Что происходит в результате экспликации смысла? Порождается новый смысл в результате? Второй подтекст? Не понятно! Но очень красиво, модно и интересно! Да и вообще, почему так мало исследователей проводят экспликацию смысла, это не эффективно, не доступно или не нужно? Что дала экспликация смысла – какой результат был получен в ходе экспликации? На все это автору нужно быть готовым ответить, если это позиционируется в статье. Да и то, что хорошо для лингвиста и режиссера, не всегда подойдет математику!

Что же касается синергетики, то это все хорошо, но дело в том, синергетика даже больше, чем отдельная целая наука.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Если есть резон использовать синергетику в своем исследовании, то хорошо, но тогда первый вопрос – а что тут относится к области исследования синергетики – тут вообще происходит самоорганизация? Если да, то как и почему?

Пример 5. Такой разный анализ, включая анализ с подвохом

Как вы уже поняли, любимым и наиболее часто используемым методом исследователи выбирают анализ. При этом часто дополняют слово анализ чем-то поясняющим. Итак, какие виды анализа будут заявлены авторами в своих статьях в приведенном ниже примере?

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Педагогический анализ – это методологически и теоретически правильно осуществляемый процесс исследования элементов, структуры, функционирования педагогического объекта, явления или проблемы, интересующего педагога. Исторический анализ – это конструктивный подход, который часто используется в таких областях как производственные отношения. Социокультурный анализ – метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах.

Хорошо, все эти виды анализа существуют. А не будет ли автор удивлен, что, использовав словосочетание «последовательный анализ», он претендует на исследование в области статистики? А что делать, если никакой статистики в рамках статьи не было и нет?!

Статистический последовательный анализ – это раздел математической статистики, изучающий статистические методы, основанные на последовательной выборке, формируемой в ходе статистического эксперимента.

Поэтому авторам при выборе методов исследования необходимо четко осознавать, что именно за метод они выбрали, поскольку может оказаться, что они «случайно» припишут себе такой метод, о котором они даже не знают.

Пример 6. Теоретические и эмпирические методы

Так как теория не отделима от практики, то можно сказать, что в любом исследовании должны разумно сочетаться эмпирические (экспериментальные) методы исследования и теоретические методы, объясняющие и прогнозирующие факты. Рассмотрим пример, в котором два метода – анализ и опрос разделились на два направления – на теорию и эмпирику соответственно.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Пример 7. Методы, о которых не знает гугл

Рассмотрим следующий пример, в котором я объединила несколько обычных методов (аналитической природы), о которых все ясно, и тут неожиданно, в самом конце абзаца будут приведены непонятные для современных исследователей методы.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Приведенный текст читается довольно «гладко», ничего не цепляет глаз, но в то же время этот, казалось бы, хорошо составленный текст требует детальной проработки. Все равно что взять этот текст, как ткань, и как бы распустить ее на нитки, вытягивая их из нее одну за одной. Точно так же можно выделить мысли, идеи, которые скомпонованы в этом тексте, чтобы понять их содержание.

Дело касается «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд». Являются ли заявленные методы авторскими? Попытки найти эти методы и их описания сошли на нет. Интернет не знает таких методов, не знает их описания, не знает результатов применения этих методов, кроме одной статьи, в которой они и упоминаются той же фразой.

Возможно автор статьи и является автором методов, что для автора является само-самим разумеющимся. Но для других исследователей важно – что это за методы, когда и как они возникли, кем и как применялись. Тем более, указано, что это не один метод, а целый опыт применения «методов формирования этноидентичности, районирования и воспитания через труд».

Существует надежда, что авторы этих методов дадут им характеристику, названия (если этих методов много, раз это указано в слове «методы», как минимум не один) и поделятся своими знаниями с научным сообществом. Было бы неплохо понять место этих методов в общей иерархии методов. Но, отправляя статью на рецензирование, стоит задуматься, общепринятые ли методы используются для исследования, а если нет, то как эти методы обоснованы? Кто их автор? Где и когда они применялись? Тем более, если это методы, а не метод. Их не плохо бы перечислить и озаглавить, и охарактеризовать.

Пример 8. Узконаправленные и собственные методы

Рассмотрим два примера, в одном из которых обычные методы исследования (сравнительно-сопоставительный анализ) применяются на материале Южной Кореи, среди которых выделяются специализированные школы, и в них – одаренные дети. То есть идет локализация материала исследования и выбор точно определенного контингента испытуемых. Второй пример показывает, что авторы «далеко пошли», и создали собственные методики, которые соответствуют задачам и целям их исследования.

Конечно же никто не запрещает создавать и опробовать собственные методы исследования, чем больше существует методов исследования, тем точнее исследуется объективная реальность. А изложение содержания методов исследования и их результатов позволяет и другим исследователям пользоваться авторскими наработками.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Пример 9. Экспериментальные методы без указания их результатов

В этом примере авторами заявлено:

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Авторы описывают эксперимент, как один из методов исследования, однако, авторы при этом не называют экспериментальную площадку и не упоминают данные, которые принято указывать при описании эксперимента. То есть, что было получено в результате применения этих методов не понятно.

Пример 10. От общего к частному

Ниже приведу очень хороший пример, в котором отражается то, чего не было ранее во всех предыдущих примерах. Для того, чтобы создать хорошее впечатление у рецензента, редактора и читателей, можно просто взять иерархию методов, и расположить в тексте перечисление использовавшихся методов согласно этой иерархии. То есть движемся от общего к частному, проходя все ступени исследования.

Методы исследования это важно десять примеров того что обычно пишут авторы и почему это бросается в глаза рецензенту

Тем, кто затрудняется с выбором методов, можно посоветовать ту же самую простую схему – найти хороший сайт с иерархией, классификацией методов, выбрать для себя подходящие методы и описать их в нужной последовательности. В этом смысле не будет многократно использоваться один и тот же метод применительно к разным вещам, не будет ошибки в названии метода, и как говориться, будет из чего выбирать – во всей иерархии методов что-то да пригодится для конкретного исследования.

Методы исследования – это тот раздел научной работы, при написании которого нужно хорошо подумать и описать именно те методы, которые вы использовали при проведении вашего научного исследования.

Используйте общеизвестные научные методы, применив которые, другие авторы смогут повторить ваш научный результат. Критично подходите к формулировкам, чтобы случайно не придумать «новый» метод.

Удачи в публикациях!

Эксперт Калеева Жанна Григорьевна, к.пед.н. Профессор, почетный доктор наук Российской Академии Естествознания Заслуженный работник науки и образования

Статья на Дзен

Присоединяйтесь, чтобы моментально узнавать о новых статьях в нашем научном блоге, акциях и получать только полезные материалы!

Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. высокая содержательная сложность

  2. ориентация на узкий круг ценителей

  3. широкая рекламная кампания

  4. соответствие изысканным вкусам

  5. безграничное самовыражение автора

Найдите в приведенном списке черты, свойственные народной культуре. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. авторство часто не определено

  2. носит преимущественно коммерческий характер

  3. не требует специальной подготовки для своего восприятия

  4. появилась раньше других форм культуры

  5. рассчитана на узкий круг ценителей

Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. способность к совместной преобразовательной деятельности

  2. стремление к самореализации

  3. умение приспосабливаться к природным условиям

  4. устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

  5. потребность в воде, пище, отдыхе

Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. использование понятий

  2. логическое выведение умозаключений

  3. экспериментальное подтверждение результатов

  4. открытость рациональной критике любого положения

  5. опора на данные опыта чувственного познания

Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. обособление от природы

  2. отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов

  3. способность к самоорганизации и саморазвитию

  4. выделение из материального мира

  5. постоянные изменения

  6. возможность деградации отдельных элементов

Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. большое число последователей во всем мире

  2. основа религиозной жизни отдельных наций

  3. проповедуют эгалитарность

  4. стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

  5. вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

  6. носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. проведение контрольных измерений

  2. выдвижение и обоснование гипотез

  3. создание логической модели изучаемого объекта

  4. описание изучаемых явлений

  5. проведение научного эксперимента

  6. объяснение существующих взаимосвязей

Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

  2. фиксация обобщений в виде законов

  3. получение количественных данных об изучаемом объекте

  4. разработка научных теорий

Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. субъективный характер используемых суждений

  2. доступная форма изложения

  3. экспериментальная проверка результатов

  4. опора на авторитет

  5. взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

  6. разработка специального понятийного аппарата

Добавить в вариантНайдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. существенные преобразования, вводимые законным путём

  2. смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений

  3. постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов

  4. крупные преобразования, проводимые по инициативе властей

  5. масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества

щества индустриального типа и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. механизация и автоматизация производства и управления

  2. определяющая роль урбанизации в социальной жизни

  3. высокий уровень социальной мобильности

  4. господство церкви и армии в политической сфере общества

  5. господство сельского натурального хозяйства

  6. серийное производство товаров массового потребления

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Духовная культура — одна из сфер деятельности человека в обществе.

  2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

  3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

  4. Духовная культура — это окружающая человека искусственная среда.

  5. Духовная культура не связана с другими сферами жизни общества.

Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Восприятие является формой рационального познания.

  2. Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.

  3. Одним из критериев истины выступает практика.

  4. Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.

  5. Одной из форм чувственного познания является представление.

Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

  2. Средством вербального общения является мимика.

  3. Информационное общество создало новые формы общения.

  4. Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

  5. Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Рациональное познание присуще только человеку.

  2. Одной из форм рационального познания является представление.

  3. Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

  4. Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

  5. Исходным элементом рационального познания является понятие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *