Природное и общественное в человеке человек как результат биологической и социокультурной эволюции

Тест обществознания, 6 класс


Дата: 26.09.2023


Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.


Цель теста: закрепление учебного материала и подготовка к ВПР.


Социализация

Социализация – это процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. В результате этого процесса из биологического индивида формируется социальная личность.

Человек проходит первичную и вторичную социализацию. Первичная происходит в детстве и юности, когда закладываются базовые социальные установки. Вторичная охватывает последующие этапы жизни, связанные с вхождением в новые социальные группы.

Роль в социализации играют семья, школа, СМИ, референтные группы и другие социальные институты. Они формируют образцы поведения, принятые в обществе, и помогают индивиду усваивать социальные нормы.


Вопросы теста:

  1. Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности – неверно. Действия животных осуществляются на основе инстинктов.

  2. Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью – верно. Личность формируется в процессе социализации.

  3. Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни – верно. Каждый человек имеет свои индивидуальные потребности.

  4. Свобода человека предполагает связь с ответственностью за принимаемые решения – верно. Свобода и ответственность неразрывно связаны.

  5. К биологическим потребностям человека относятся потребности в пище, дыхании, отдыхе и т.д. – неверно. Эти потребности являются социальными.


Тема: 1.1. Человек – биосоциальное существо

Подтема: Человек в обществе. Духовная культура


Выберите верные суждения о личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

Факторы успешной ресоциализации:

  1. Поддержка окружения: наличие поддержки со стороны семьи, друзей, специалистов повышает шансы на успешную адаптацию.

  2. Саморефлексия и самоанализ: способность кritically оценивать свои действия и вносить коррективы в свое поведение.

  3. Профессиональная помощь: обращение к психологам, тренерам, консультантам может значительно облегчить процесс адаптации.

  4. Обучение и профессиональный рост: получение новых знаний и навыков позволяет человеку переосмыслить свою роль в обществе и успешно реинтегрироваться.

  5. Позитивное мировоззрение: способность видеть позитивные стороны жизни и верить в свои силы помогает преодолевать трудности.

  6. Гибкость и адаптивность: способность приспосабливаться к новым условиям и менять свое поведение в соответствии с изменяющейся средой.

Следует помнить, что каждый человек уникален и процесс ресоциализации для каждого может быть индивидуальным и требовать времени и усилий. Важно помнить, что с поддержкой и терпением возможно преодолеть сложности и успешно адаптироваться к новым условиям.

Важность десоциализации и ресоциализации

Таким образом, десоциализация и ресоциализация – важные этапы трансформации личности на пути ее адаптации к меняющимся жизненным реалиям. Иногда такой перезагрузка социального опыта становится необходимым условием дальнейшего развития человека.

Значение СМИ и медиасреды

На процесс социализации индивида, когда он становится личностью, активно влияют средства массовой информации и медиасреда. Телевидение, печатные СМИ, интернет, социальные сети транслируют образцы поведения, стереотипы, ценности и жизненные установки. Особенно сильно это влияние в подростковом и юношеском возрасте.

Благодаря СМИ и интернету расширяется кругозор человека, он получает представление о мире, новостях, культурных и научных достижениях общества. Усваивает господствующие нормы и ценности с помощью трансляции киногероев, медийных лиц, инфлюенсеров. Одновременно в медиапространстве широко распространены стереотипы и предубеждения. Так что СМИ и медиасреда могут как позитивно, так и негативно влиять на социализацию личности.

Перспективы изучения социализации

Социализация личности – это сложный и многогранный процесс, требующий дальнейшего изучения. Индивид становится личностью в процессе социализации – это утверждение верно отражает суть данного явления. Однако многие аспекты социализации еще недостаточно исследованы.

В частности, внимания заслуживает изучение гендерных и возрастных особенностей социализации. Необходимо выявить, каким образом гендерная принадлежность и возраст влияют на усвоение человеком социальных норм и ролей. Также актуально исследование социализации в разных социальных группах – семье, школьных и трудовых коллективах.

Различие понятий индивид и личность

Индивид – это отдельно взятый представитель человеческого рода с уникальным набором биологических и психологических характеристик. Личность же формируется в процессе социализации, когда индивид усваивает социальные нормы, роли, ценности общества. Таким образом, индивид становится личностью в процессе социализации.

2. Дошкольный возраст (3-6 лет). На этом этапе ребенок начинает посещать детский сад или другие образовательные учреждения. Здесь он учится социальным навыкам, взаимодействию с другими детьми, развивает эмоциональную и интеллектуальную сферы.

3. Школьный возраст (7-18 лет). В это время начинается активное обучение в школе, формируются стойкие убеждения и ценности. Ребенок вступает в социальные группы, создает свою собственную идентичность.

4. Подростковый возраст (13-19 лет). В этот период особенно важна социальная адаптация, формирование социально значимого статуса, поиск своего места в обществе. Юноша начинает строить свои отношения с обществом и окружающими людьми.

5. Юность (20-30 лет). Молодые люди сталкиваются с взрослыми проблемами – получение образования, построение карьеры, создание семьи. Важно объединить свои социальные и профессиональные роли.

6. Зрелый возраст (30+ лет). На этом этапе человек уже имеет опыт и навыки, необходимые для реализации в обществе. Он активно участвует в общественной жизни, передает свой опыт молодым поколениям.

С учетом возрастных особенностей социализации можно оптимизировать процессы обучения, воспитания и адаптации людей в трудовых коллективах, что способствует созданию эффективных команд и повышению производительности труда. Важно учитывать все этапы социализации и подходить к ним комплексно, уделяя внимание каждой возрастной группе.

Основные агенты социализации в этом возрасте – семья, детский сад. Именно в раннем детстве индивид становится личностью в процессе социализации.

2. Дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). Расширяется круг общения ребенка за счет сверстников, педагогов. Формируются коммуникативные навыки, усваиваются социальные нормы. Ребенок учится взаимодействовать в группе, подчиняться требованиям, осваивает новые социальные роли ученика, товарища.

Ключевые институты социализации – семья, школа, группы сверстников. Также важную роль играют СМИ и досуговые учреждения (кружки, секции).

3. Подростковый и ранний юношеский возраст (11-18 лет). Этот этап отличается бурными психофизиологическими изменениями и поиском своей идентичности. Подросток остро реагирует на оценки окружающих, стремится найти свое место в социуме. Возрастает роль групп сверстников.

Институты социализации: семья, школа, уличные компании и неформальные молодежные объединения, субкультурные сообщества в интернете. Происходит активное усвоение ценностей, норм и образцов поведения референтных групп.

4. Юношеский возраст и ранняя взрослость (18-25 лет). Продолжается активный поиск идентичности. Идет освоение самостоятельных социальных ролей: профессиональной, супружеской, родительской.

Основные агенты социализации: семья, супружеские отношения, учебные и трудовые коллективы, молодежные субкультуры и движения, средства массовой информации и интернет.

5. Взрослый возраст (25-65 лет). В этом возрасте сформировавшаяся личность переходит к самореализации в профессии, семейных и общественных отношениях. При необходимости может происходить ресоциализация – переосмысление ценностей и поведенческих моделей.

Основные агенты: трудовые и профессиональные коллективы и объединения, семья, СМИ, политические и религиозные институты.

Таким образом, каждый возрастной этап имеет свои особенности в процессе социализации индивида. Становление личности происходит путем постепенного освоения социальных ролей и норм, ценностей общества с раннего детства до глубокой старости.

Влияние школы и образования

Школа играет значимую роль в процессе социализации ребенка, когда индивид становится личностью. С поступлением в школу расширяется круг общения ребенка, формируются навыки учебной деятельности, усваиваются нормы поведения в коллективе. Учителя и одноклассники становятся важными агентами социализации наряду с семьей.

В процессе школьного обучения и воспитания ребенок получает знания об окружающем мире, культуре, истории, нормах общества. Усваивает навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми. Учится подчинять свои интересы интересам группы, достигать общих целей. Так формируются такие важные социальные качества личности как коллективизм, уважение к старшим, дисциплинированность, стремление к знаниям.

Через содержание учебных программ и поведение педагогов ребенок приобщается к господствующей в обществе системе ценностей, идеалам, социальным нормам. Таким образом, школа играет важную роль в успешной социализации подрастающего поколения, помогая индивиду вырасти в полноценную личность.

Референтные группы в социализации

В подростковом и юношеском возрасте, когда индивид становится личностью, велика роль референтных (референтных) групп в социализации человека. Референтная группа – это группа, ценности, мнения и оценки которой человек разделяет и которые оказывают значимое влияние на его поведение.

В качестве референтных чаще всего выступают неформальные группы сверстников – друзья, одноклассники, сокурсники, тусовки по интересам. Подросток или юноша стремится быть похожим на значимых для него людей, перенимает их стиль поведения, манеру общения, увлечения, ценности. Это помогает ему найти свою идентичность и интегрироваться во взрослую жизнь.

В то же время влияние референтной группы может иметь и негативные последствия: вовлечение в асоциальные компании, увлечение алкоголем, наркотиками, противопоставление себя обществу. Поэтому важно, чтобы у подростка были позитивные примеры для подражания среди близких людей.

Национально-культурные аспекты

Несмотря на глобализацию, социализация личности во многом определяется национально-культурной средой и традициями того общества, в котором родился и вырос человек. Этнические ценности, обычаи, особенности менталитета накладывают отпечаток на модели поведения, жизненные приоритеты и стиль общения представителей того или иного этноса.

Так, в процессе социализации русских традиционно формируется коллективистское мировосприятие, уважение к старшим, гостеприимство, духовные идеалы, склонность к философским размышлениям о смысле жизни. Для американцев характерны индивидуализм, практицизм, ориентация на успех и лидерство, конкуренцию.

В то же время в эпоху глобализации и интенсивных межкультурных контактов происходит взаимовлияние и частичная унификация культур разных народов. Особенно это касается бытовой, молодежной культуры и жизненного стиля среднего класса крупных городов.

Тем не менее, основные национально-культурные архетипы, усвоенные человеком в детстве от родителей, через фольклор, литературу, религию сохраняются в глубинных структурах личности. И проявляются в критических ситуациях, поступках, отражающих базовые ценности данной культуры.

Россия отличается уникальным этнокультурным многообразием, и это находит отражение в региональных и локальных особенностях социализации:

Таким образом, социализация личности несет на себе культурно-исторический отпечаток той нации и местности, где рос и воспитывался человек, приобщаясь к родному языку, фольклору, обычаям своего народа.

Гендерные аспекты социализации

Социализация мальчиков и девочек проходит по-разному. С самого рождения детей воспитывают в соответствии с гендерными стереотипами: мальчикам дарят машинки и учат драться, девочек одевают в платьица и учат заботиться о других. Так формируются разные модели поведения.

В школе гендерные различия в социализации проявляются в выборе кружков, хобби, друзей. Мальчики чаще выбирают точные науки, спорт, компьютерные игры; девочки – гуманитарные предметы, творчество, общение. Это влияет на дальнейший профессиональный выбор.

Во взрослой жизни социальные роли мужчин и женщин традиционно различаются: мужчины чаще занимают руководящие должности и обеспечивают семью материально, а на женщин ложится бо́льшая часть домашних обязанностей и забота о детях. Однако гендерные стереотипы постепенно нивелируются, и женщины получают больше возможностей для самореализации в профессиональной сфере.

Таким образом, гендерные аспекты социализации во многом определяют жизненный путь и возможности самореализации мужчин и женщин. Преодоление устаревших стереотипов открывает новые горизонты для представителей обоих полов.

Социальные сети и онлайн-среда

В условиях цифровизации общества все большую роль в социализации современного человека играет виртуальное пространство интернета и социальных сетей. Подрастающие поколения «цифровых аборигенов» значительную часть жизни проводят онлайн, усваивая нормы и ценности виртуальных сообществ.

Таким образом, виртуальное пространство становится важной частью среды социализации современного ребенка наряду с семьей и школой. При этом интернет и соцсети несут как новые возможности, так и серьезные риски для психосоциального развития подрастающего поколения.

Чтобы минимизировать угрозы и раскрыть потенциал онлайн-среды для успешной социализации личности, необходим комплекс профилактических мер:

Большая роль в предупреждении рисков и гармонизации онлайн и офлайн социализации принадлежит семье. Родители должны разъяснять правила поведения в сети, ограничивать время пребывания ребенка онлайн, быть в курсе его увлечений и знакомых в виртуальном мире. Это позволит избежать ухода подростка в опасные сообщества и приобщить к позитивному контенту в соответствии с семейными ценностями.

Социализация в эпоху глобализации

Современный мир характеризуется усиливающимися процессами глобализации, которые оказывают значительное влияние на социализацию личности. Глобализация ведет к распространению общих стандартов, ценностей и моделей поведения при сохранении национально-культурного многообразия.

Основные тенденции социализации индивида в условиях глобализации:

Таким образом, глобализация делает социализацию индивида более многомерной, сочетающей в себе как универсальные, так и национально специфичные элементы. С одной стороны, происходит усвоение глобальных стандартов потребления, демократических норм общественных отношений, технологических инноваций. А с другой – сохраняются этнокультурные и религиозные традиции, историческая память народов, привязанность к родному языку.

Вместе с тем глобализация несет и свои вызовы, порождая противоречивые тенденции в социализации:

Чтобы реализовать позитивный потенциал глобализации и минимизировать ее негативное влияние на социализацию подрастающего поколения, требуются сбалансированные меры государственной политики в области культуры и образования. В том числе по поддержке изучения родных языков и национально-культурных традиций при одновременном развитии международных контактов молодежи, ее включенности в глобальные информационные и социальные сети современного мультикультурного мира.

Первичная и вторичная социализация

В процессе социализации, когда индивид становится личностью, выделяют первичную и вторичную стадии. Первичная социализация происходит в раннем детстве. Ее основные агенты – члены семьи, особенно родители. Именно они закладывают базовые ценности и нормы, учат ребенка основам культуры и правилам общения.

Вторичная социализация охватывает более поздние периоды жизни человека. Ее агентами выступают различные социальные институты вне семьи – школа, СМИ, группы сверстников, религиозные и общественные организации и др. На этом этапе индивид продолжает усваивать более сложные социальные нормы и осваивать новые социальные роли помимо семейных.

Таким образом, в ходе первичной социализации закладывается фундамент личности, формируются базовые модели поведения и взаимодействия с социумом. А вторичная социализация обеспечивает дальнейшее развитие человека как полноправного члена общества в течение всей последующей жизни. Оба вида социализации необходимы, чтобы индивид успешно стал личностью.

Роль семьи и ближайшего окружения

Семья играет ключевую роль в первичной социализации индивида, когда он только начинает становиться личностью. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, усваивает роли, нормы и ценности своей культуры. Родители, братья и сестры, а также близкие родственники являются для ребенка первыми и важнейшими агентами социализации.

В зависимости от типа семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский, индифферентный) у ребенка формируются определенные модели поведения и черты характера. Теплые эмоциональные отношения с родителями, удовлетворение базовых потребностей в любви и безопасности помогают выработать у ребенка доверие, уверенность в себе, что является важной основой для дальнейшей социализации.

Кроме того, в семье ребенок учится выстраивать отношения с другими людьми: проявлять любовь, заботу, уважение, сопереживание. Осваивает конструктивные способы разрешения конфликтов. Усваивает традиции, ценности, жизненные приоритеты своих близких. Так благодаря влиянию семьи индивид постепенно становится личностью.

Помимо членов семьи, на ребенка оказывают влияние и другие люди из ближайшего окружения. Это могут быть родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди), соседи по дому, воспитатели и няни. Общение с ними расширяет социальный кругозор и жизненный опыт ребенка, помогает развитию разных сторон личности. Так благодаря семье и близким людям индивид плавно интегрируется в общество.

Список вопросов теста

Выберите верные суждения о человеке

Варианты ответов

Выберите верные суждения и запишите цифры

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *