Вопросы егэ отцы и дети

Жанр Мертвых душ

Авторское определение жанра Мертвых душ предполагает его классификацию как социально-психологической повести. Главным содержанием этого жанра является изображение социального ландшафта и внутреннего мира действующих персонажей, а также выявление проблем общества и человеческой натуры через образы этих персонажей.

Термин характеристики персонажа

Термином, обозначающим значимую подробность, служащую средством характеристики персонажа, является атрибут. В данном случае, табакерка Чичикова с двумя фиалками на дне является атрибутом, который говорит о его тонком вкусе и заботе о деталях.

Таблица персонажей и описаний внешности

ПерсонажОписание внешности
ЧичиковМолодой, имеет сладкие глаза и тонко заботится о своем внешнем виде, что проявляется в его табакерке с двумя фиалками на дне.
МаниловЧеловек с внешностью молодого человека со сладкими глазами и вежливым поведением, который полностью покорен умелому общению Чичикова.
СобакевичЛаконичный, с особенностями внешности, выделенными в таких деталях, как его нога в исполинском сапоге, выражающая его непримиримость и власть.

Пропуски в предложении

Для заполнения пропусков в предложении И ко мне прошу, необходимо использовать термины пригласить и Собакевич.

Произведение Н.В. Гоголя Мёртвые души

Произведение Н.В. Гоголя Мёртвые души относится к такому роду литературы, как ___ и развивает принципы ___ как литературного направления.

Роль иронии в произведении

Написание сочинения по прочитанному тексту важно для понимания роли иронии в произведении. Авторская ирония играет ключевую роль в передаче смысла и настроения текста.

Стратегия Чичикова

Чичиков в произведении применяет уникальную стратегию общения с окружающими, которая делает его персонажем особенным.

Сатира в литературе

Произведение отечественной или зарубежной литературы, где сатирически изображено светское общество, сопоставляется с Мёртвыми душами Н.В. Гоголя для выявления сходств и различий в авторских характеристиках общества.


В небе моём, как на синем поле, Осыпаются грёзы, гаснет звезда.

Все мои грёзы – сны, и не боле, И не свершаются никогда.


Стихотворение Г. Аполлинера

Стихотворение Г. Аполлинера состоит из трёх ___ – четверостиший и написано с использованием перекрёстной ___.

Художественные средства в стихотворении

В тексте стихотворения использованы различные художественные средства, такие как риторический вопрос.

Внутренний мир лирического героя

Исследование внутреннего мира лирического героя стихотворения Г. Аполлинера позволяет лучше понять его переживания и мысли.


Вопросы для обсуждения:

  • Какое взаимодействие иронии и сюжета вы заметили в произведении Гоголя?
  • Каким образом автор использует художественные средства для передачи настроения?
  • Что можно сказать о сатирическом отображении общества в произведениях различных авторов?

Выводы

Анализ произведений Н.В. Гоголя и Г. Аполлинера позволяет погрузиться в мир литературы и глубже понять художественные приёмы, используемые авторами. Сравнение их работ помогает увидеть уникальность каждого произведения и раскрыть новые аспекты его значимости для литературного исследования.

Нарушение прямого порядка слов в предложении

Вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки.

Вводная часть произведения

Термин, которым обозначается вводная часть произведения, короткий рассказ о событиях, предшествующих возникновению конфликта.

Средство характеристики персонажа

Термин, обозначающий значимую подробность, являющаяся средством характеристики персонажа.

Фантастическое преувеличение

Прием фантастического преувеличения, предполагающий соединение фантастики и реальности.

Изображение внутреннего мира героя

Способ углубленного изображения внутреннего мира героя, его чувств, мыслей, переживаний; анализ душевных состояний.

Начало действия в произведении

Термин, которым обозначается событие, являющееся началом действия в произведении. Оно либо обнаруживает уже имевшиеся противоречия, либо создаёт новые конфликты.

Описание природы

Описание природы в художественном произведении.

Описание внешности героя

Художественное средство, представляющее собой описание внешности героя.

Рассказ о событиях

Персонаж, от лица которого ведётся повествование в художественном произведении. Он является участником событий.

В советское и постсоветское время литературу сдавали на экзамене все. Теперь в лучшем случае 7-9% выпускников, чаще 4-5% из них. В 2023 году пособие для подготовки к сдаче ЕГЭ по литературе содержало 30 вариантов. О них и хочу я поговорить с учениками, учителями, родителями.

Вопросы егэ отцы и дети

Сам я сдавал первый экзамен по литературе в 1948 году. А в классах, в которых я начал преподавать литературу, первый экзамен принимал в 1954 году, то есть почти 70 лет назад.

Расскажу, как я пришел к совершенно другой подготовке к экзаменам по литературе. Как видите, путь был долгим. Сегодня изменилось не только и не столько количество сдающих – литература на экзамене стала другой литературой.

Как же построены важнейшие критерии экзаменов по литературе, по которым и проверяются способности выпускников понимать художественное произведение и сопереживать ему? Ведь главное не овладеть информацией о произведении, а понять, как слово наше отзовется, как нам сочувствие дается (Тютчев).

Каждый из 30 вариантов 2023 года начинается, как их называют в пособии, с двух фрагментов, то есть текстов, один из которых из прозы и драматургии, а другой – из поэзии.

Вот первые вопросы к отрывку из романа Льва Толстого Война и мир и стихотворению Роберта Льюиса Стивенсона в русском переводе Владислава Ходасевича:

Изучение Литературы: Важность терминов и сочинения


Жанр произведения Л.Н.Толстого Война и мир

Вопрос: Укажите жанр произведения Л.Н.Толстого Война и мир.

Термины в художественном произведении

Вопрос: Какими терминами обозначается изображение внутренней жизни человека в художественном произведении?


Произведение Война и мир Л.Н.Толстого относится к такому литературному направлению, как ____. Представленный фрагмент начинается с _______, т.е. описания убранства кабинета Берга.

Из приведенного перечня выберите все названия художественных средств, использованных в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны:

  1. эпитет,
  2. инверсия,
  3. сатира,
  4. сравнение,
  5. метафора.

Таких терминов в варианте может быть одиннадцать. Они могут принести 11 баллов.


Оценка сочинения на экзамене

За сочинение можно получить 18 баллов. Однако, из них нужно вычесть 6 баллов. Три из них – за отсутствие речевых ошибок или если допущена одна такая ошибка. Один балл – если нет орфографических ошибок или допущены одна-две такие ошибки. Один балл – за отсутствие пунктуационных ошибок или одну-две такие ошибки. Один балл – если нет грамматических ошибок или есть одна такая ошибка.

Как видите, вся грамотность сочинения оплачивается общей суммой всех баллов, полученных за сочинение. Выходит, что сочинение стоит столько же, сколько заранее выученные термины и понятия.

Мы сейчас не будем говорить о том, чего стоит нынешнее сочинение. Это тема особого разговора. Но дело в том, что само по себе называние термина как задача экзамена ничего не дает для понимания смысла прочитанного.


Значение терминов в литературе

Почти 70 лет я проверял экзаменационные сочинения, пять лет был председателем московской городской медальной комиссии. Так низко никогда само сочинение не оценивалось.

Мы сейчас не будем говорить о том, чего стоит нынешнее сочинение. Это тема особого разговора. Но дело в том, что само по себе называние термина как задача экзамена ничего не дает для понимания смысла прочитанного.

У меня есть двухтомный словарь русских синонимов. В первом томе 678 страниц, во втором – 856. Я видел огромный том словаря русских метафор. На­звать термин, понятие – значит включить его в многотомный перечень. А в конкретном тексте главное не термин, не понятие, даже не слово, а то, что за словом.


Пример использования метафоры в литературе

Льва Толстого поразила метафора праздная в строке паутины тонкий волос блестит на праздной борозде. Однажды я набрал эту строку в Интернете и попал на урок учителя литературы, на котором он спросил, что значит это самое слово праздная. Один мальчик сказал, что она лентяйка, все трудятся, а она ничего не делает. А вот девочка из того же класса сказала, что она заслуженно отдыхает после долгой и трудной работы.

В Литературной газете в статье Игоря Золотусского я прочел о том, что если Чацкий безразличен к судьбам одной страны, то Скалозуб патриот. Чацкий разрушает, Скалозуб защищает и спасает. Я тут же вспомнил двух русских полковников на одной и той же войне. Один из них – в Бородине Лермонтова.


И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

Другой полковник – полковник Скалозуб из «Горя от ума»:

Но дело не только в терминах, понятиях, словах. Вот еще несколько выписок из пособия по подготовке к экзаменам:

Обратимся к более трудному заданию. После каждого фрагмента художественного текста задается вопрос, на который требуется развернутый ответ в 5-10 предложений и за который можно получить 6 баллов. Я приведу несколько таких вопросов:

Как воспитание, полученное Штольцем в детстве, сказалось на его дальнейшей судьбе? Какое начало – материнское или отцовское – победило в Андрее Штольце? За два ответа ставится 12 баллов.

Какие черты личности приезжего раскрываются в приведенном фрагменте? Какова «формула успеха» главного героя «Мертвых душ»? Как в данном фрагменте проявляется неблагополучие семейных отношений в доме Кабанихи? Каковы жизненные установки Марфы Игнатьевны? Какими чувствами в «Евгении Онегине» наполнено авторское размышление о Москве? Почему в описании Москвы центральное место занимает историческая тема? Почему так агрессивен и нетерпим лирический герой В.В.Мая­ковского в стихотворении «Нате!»? Каково отношение автора к Мармеладову? Как приведенный фрагмент раскрывает трагедию семьи Мармеладовых? Почему Пьер и князь Андрей так ценят общество друг друга?

Прежде все выпускники школы сдавали устный экзамен по литературе. Все. Вполне возможно, что тогда уровень ответов на эти вопросы можно было бы принять. Но сегодня речь идет о классах учеников с углубленной подготовкой по литературе, с большим количеством часов на литературу, с более широким кругом чтения, со знакомством с литературоведением и критикой, с частым посещением театров. И таких приблизительно 5% всех оканчивающих школу.

Во введении к пособию по подготовке к экзамену по литературе сказано, что от оканчивающих школу и сдающих ЕГЭ по литературе на экзамене требуется аналитическое осмысление художественного текста, его интерпретация. «Экзамен в данной форме позволяет дифференцировать участников ЕГЭ по уровню предметной подготовки, дает вузам и ссузам объективные основания для отбора абитуриентов». Так вот, ответы на вопросы, которые я привел, очень легко даются по приведенным фрагментам. А принимать надо тех, кто способен ориентироваться по всему произведению. Эти фрагменты – по сути облегченные домашние задания после только что проведенного урока литературы.

Теперь о предложенных на экзамене темах сочинений. Модель таких тем не изменилась с тех пор, как я сам писал экзаменационное сочинение в 1948 году. У нас были две темы по литературе и тема «Всемирной надеждой стала советская наша страна». Что я писал о литературе, не помню.

А вот что нас ждет в 2023 году: «Что дало право критику В.Г.Белинскому назвать роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «энциклопедией русской жизни»?». У меня есть сборник экзаменационных материалов 1958 года. Там, конечно, есть и эта тема. В одном плане сочинения по ней 22 пункта. В книге приводятся шедевральные выписки из медальных сочинений. Ограничусь двумя цитатами:

«В романе народ не является главным действующим лицом, но автор, показывая пустоту, никчемность жизни дворян, их существование за счет крепостных, выражает стремления и чаяния народа, показывает необходимость переустройства жизни».

«Своим обличением эксплуататорского класса роман расшатал устои государства, будил революционную мысль».

Читайте дальше темы 2023 года:

Кого и за что высмеивает Н.В.Го­голь в комедии «Ревизор»? Что дало основание критику Н.А.Добро­любову назвать купечество города Калинова «темным царством»? В чем проявляется гуманизм в жесткой прозе М.А.Шолохова? (По роману «Тихий Дон».) Народ и власть в «Истории одного города» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Как в произведениях А.А.Ахма­товой отражена отечественная история? В моей старой книжке план о «Мертвых душах» в 20 пунктов. Сейчас требования поуже.

Минимальный объем нынешнего сочинения – 200 слов. Вы можете в 200 слов втиснуть «Евгения Онегина», «Мертвые души», «Историю одного города», «Тихий Дон», стихи Анны Ахматовой о прошлом и настоящем? Да к тому же это вообще не сочинение, о чем еще до войны говорила педагог Мария Рыбникова. Пересказ учебника, воспроизведение сказанного учителем на уроке, натасканное репетитором не является сочинением. Сочинение – это нечто тобой лично написанное, сказанное, это твое личное творчество.

Заглянем в словарь Владимира Даля. Сочинять, сочинять что, изобретать, вымышлять, придумывать, вторить умственно, производить духом, силой воображения. Сочинение. Самое произведение, то, что сочинено. Сочинение всегда задача, решать которую дано тебе. И оно не о произведении в целом. В центре сочинения что-то частное. Но это частное открывает нечто принципиально новое, это открытие для тебя и для всего твоего класса.

Расскажу об одном небольшом сочинении, которое провожу на уроках вот уже много лет. Мы читаем сон Родиона Раскольникова о лошади. Сейчас скажем прежде всего о пробуждении:

На следующем уроке небольшое сочинение. «Перечитайте дома еще раз сон о лошади и то, что будет через четыре страницы, – сцену в трактире полтора месяца назад». Через несколько дней – две части маленького нетрудного сочинения.

В разные годы верный ответ на этот вопрос дают разное количество учеников класса: 33%, 28%, 37%, 39%, а однажды 57%.

В основе сюжета "отцов и детей" – идейные споры героев. Укажите термин, обозначающий столкновение характеров, идей в художественном произведении

Конфликт – разногласие, противоречие, столкновение, острая борьба, воплощенные в сюжете литературного произведения.

Одними из главными героев этого произвдедения были представители семьи Кирсановых: Николай Петрович, Павел Петрович и Аркадий Кирсанов.

В данном эпизоде происходит обмен репликами между персонажами, в процессе которого Базаров и Павел Петрович высказывают свою точку зрения. Как называется такая форма общения между персонажами в художественном произведении?

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц — одно из основных художественных средств для создания образа, характера.

нигилизм — это мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

Сравнение — изобразительный прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением или понятия с целью выделить какой-либо особо важный в художественном отношении признак объекта сравнения.

ПЕРСОНАЖИЕвгений БазаровНиколай Петрович КирсановПавел Петрович КирсановФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ1. получает ранение на дуэли2. женится на сестре Одинцовой3. умирает от тяжёлой болезни4. женится на Фенечке

Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором балахон Базарова и английский сьют Павла Петровича)?

Старший Кирсанов и Базаров с первых страниц произведения противопоставлены друг другу. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?

Принципы какого литературного направления определяют особенности созданной И.С.Тургеневым картины мира?

Назовите героя произведения, который станет идейным антиподом Базарова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *