Задание 13 егэ 2024 по русскому языку

Подготовка к ЕГЭ 2024: Пробный вариант и интересные задания

ЕГЭ 2024. Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть 1 содержит 26 заданий, часть 2 содержит 1 задание. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут). Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).

Пробный вариант составлен на основе официальной демоверсии от ФИПИ за 2024 год.

В конце варианта приведены правильные ответы ко всем заданиям. Вы можете свериться с ними и найти у себя ошибки.

Интересные задания

Лексическое значение

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. МАССА. Множество, большое количество. Масса народу. Устал от массы впечатлений. Масса хлопот.

  2. СИЛА. Могущество, власть, авторитет. Сила государства. Сила коллектива. □ Новая группа стала приобретать в уезде силу и значение.

  3. ПРИРОДА. Сущность, основное свойство чего-либо.

  4. ФОРМА. Приспособление для придания чему-нибудь тех или иных очертаний. Форма для шляп. Форма для выпечки.

  5. ТОЧКА. Знак препинания в конце предложения. Допишите и поставьте точку.

Ударные гласные

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

  1. нет новостЕй

  2. согнУтый

  3. начАвшись

  4. кОрмящий

  5. пОчестей

Ошибка в образовании формы

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • рота СОЛДАТАМИ
  • несколько АБРИКОСОВ
  • ЛУЧШИЙ ответ
  • СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ процентами
  • нет ПОЛОТЕНЕЦ

Пропущенная буква

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ав..нгард, ав..нтюра, акв..рельный

  2. амн..стировать, ап..лляция, б..рлога

  3. асф..льтированный, б..зироваться, д..лина

  4. безотл..гательный, г..лерея, возр..стание

  5. ш..лковый, ш..рты, деш..вый

Пропущенная буква

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..вратник, пр..зидент, пр..важный (вид)

  2. пр..славянский (язык), пр..писная (буква), нед..смотреть

  3. меж..здательский, дез..нфекция, пост..ндустриальный

  4. о..дать, на..пилить,пре..писание

  5. бе..вкусный, ра..жалобить, и..гонять

Пропущенная буква

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. почу..вший, зате..ть
  2. справ.., команд..вать
  3. удоста..вать, пальт..цо
  4. претерп..вавший, щавел..вый
  5. яблон..вый, переменч..вый

Пропущенная буква

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (журавли) курлыч..т, (врачи) леч..т
  2. (трава) колыш..тся, незыбл..мый
  3. противореч..щий, повенч..нная (пара)
  4. (наша сила) зижд..тся (на вере в победу), предвид..шь
  5. дремл..щий, (овцы) бле..т
## Правописание слов через дефис

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся через ДЕФИС. Запишите номера ответов. 

1) Идея купить ту картину (НА)КРЕПКО засела в моей голове — я хотел заполучить её во ЧТО(БЫ) то ни стало. 
2) Еще совсем ЧУТЬ(ЧУТЬ), и станешь ты (ТОЧЬ)(В)(ТОЧЬ), как оттиски богов и доблестных вождей с монет старинных — финикийских, римских. 
3) Разумеется, я привела условный вариант, в другой ситуации день может выглядеть совсем (ПО)ИНОМУ или возникнет (ФОРС)МАЖОР. 
4) (ВО)КРУГ было ТАК(ЖЕ) тихо, как и накануне. 
5) (В)НАЧАЛЕ многих стихотворений Пушкина слышно уныние и даже отчаяние, и ВСЕ(ЖЕ) обычно его стихи завершаются оптимистично.


## Правописание слов слитно

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов. 

1) День прошёл (ПО)ИСТИНЕ душевно: (В)НАЧАЛЕ мы сходили на озеро, потом долго гуляли по лесу и разговаривали обо всём на свете. 
2) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным. 
3) Она поднимает голову и видит (В)ВЕРХУ, на (ПОЛУ)КРУГЛОМ декоративном балкончике, множество людей. 
4) (В)ТЕЧЕНИЕ суток Никулины получили ещё несколько откликов на своё объявление о продаже (МИНИ)ГАРАЖА. 
5) Вскоре птицы (СО)ВСЕМ замолкли, кроме одной, которая (НА)ПЕРЕКОР всем монотонно чирикала.


## Правописание слов раздельно

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов. 

1) В ТО(ЖЕ) время Пушкин (В)ТАЙНЕ подыскивал себе секунданта. 
2) Мы ТО(ЖЕ) хранили (В)ТАЙНЕ наше знакомство, но вскоре все узнали о нашем секрете. 
3) Он всё-таки решил действовать (ПО)СВОЕМУ плану, (ПО)ТОМУ, который вынашивал много недель. 
4) ЧТО(БЫ) ни случилось, ни в коем случае не поднимайтесь (НА)ВЕРХ здания. 
5) ЧТО(БЫ) не случилось беды, не поднимайтесь (НА)ВЕРХ.

## Поиск слов с буквой НН

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 
Впоследствии я разыскал в кладовке какие-то необыкнове(1)ые рукописи, переплете(2)ые в тома и писа(3)ые по-латыни.

Формирование слов сочетанием частицы НЕ с существительными

  1. Существительные, обозначающие лиц и выражающие качественный оттенок:

    • немарксист
    • нерусский
    • неспециалист

    Запомните: если в вопросительном предложении отрицание не подчеркивается, то не с существительным пишется слитно: Разве это неправда? (возможна замена: Разве это ложь?).

Частица НЕ с местоимениями и числительными

  1. Прилагательные, которые без частицы НЕ не употребляются:

    • небрежный

    • невзрачный

    • неприязненный

    • Если имеется или подразумевается противопоставление, выраженное союзом а: проблема не простая, а сложная; взгляд не добрый (подразумевается: а презрительный).

  2. Прилагательные, которые в сочетании с частицей НЕ приобретают противоположное значение:

    • небольшой (=маленький)

    • неженатый (=холостой)

    • ненастоящий (=ложный)

    • С относительными прилагательными, выражая отрицание обозначаемого ими признака: часы не золотые, мёд не липовый, небо здесь не южное.

  3. Если имеется противопоставление, выраженное союзом но:

    • река неглубокая, но холодная.

    • С качественными прилагательными, которые обозначают цвет и в сочетании с НЕ слов с противоположным значением не образуют: краска не синяя; переплёт не жёлтый; оттенок не серый.

  4. В отглагольных прилагательных, образованных с помощью суффиксов -ем-, -им-:

    • неувядаемый

    • неиссякаемый

    • непреодолимый

    • неукротимый

    • непобедимый

    • С притяжательными прилагательными: шубка не лисья, пиджак не папин.

  5. Помните, что слова на -мый, образованные от переходных глаголов несовершенного вида, могут быть как страдательными причастиями настоящего времени (НЕ пишется раздельно), так и прилагательными (НЕ пишется слитно).

    • При наличии других пояснительных слов имеем дело с прилагательными (они теряют значения страдательности и приобретают качественное значение): нелюбимые в детстве игры (слово нелюбимый указывает на постоянный признак и значит примерно то же, что неприятный); невидимая с Земли сторона Луны.

    • Являются причастиями, если при них в качестве пояснительного слова употребляется творительный действующего лица, реже — творительный оружия: не любимый матерью ребёнок; не тормозимое воздухом движение.

Правила написания частицы НЕ с прилагательными в русском языке


Введение

Правильное использование частицы НЕ с прилагательными в русском языке имеет свои особенности и правила. Ниже рассмотрим основные случаи написания частицы НЕ с прилагательными и приведем примеры.

Написание частицы НЕ

  1. С пояснительными словами:

    • Написание частицы НЕ слитно, если пояснительное слово относится к степени или мере.
      Примеры: очень неудачное выступление, крайне неуместный выпад
  2. С разными значениями прилагательных:

    • Если полная и краткая формы прилагательного имеют разное значение, то частица НЕ пишется сочетно.
      Пример: не готовый к выходу актер
  3. С отрицательными наречиями и местоимениями:

    • Когда использованы наречия как далеко, вовсе, отнюдь или отрицательные местоимения и наречия, частица НЕ пишется слитно.
      Пример: далеко не простое решение, никому не известный адрес
  4. После определяемого существительного:

    • При наличии зависимых слов после определяемого существительного, частица НЕ пишется соответственно.
      Пример: предприятия, не подведомственные тресту

Примеры с прилагательными в вопросительном предложении

  1. Подчеркивание отрицания:

    • Если отрицание подчеркивается в вопросительном предложении, то частица НЕ пишется сочетно.
      Пример: кому не известны имена наших космонавтов?
  2. Без подчеркивания отрицания:

    • В случае, когда отрицание не подчеркивается, частица НЕ пишется раздельно.
      Пример: разве это утверждение неверное?

Наречия как пояснительные слова

  1. Совсем:

    • Наречие совсем может использоваться как пояснительное слово и сопровождать частицу НЕ как слитное или раздельное написание.
      Примеры: совсем ненужная встреча, совсем не случайная встреча
  2. Вовсе:

    • Также слово вовсе может использоваться как пояснительное слово и сочетаться с частицей НЕ.
      Примеры: приводились вовсе не убедительные доводы, авторами этих работ являются менее популярные или вовсе неизвестные авторы

Форма сравнительной степени прилагательных

  1. Сравнительная степень:

    • При использовании форм сравнительной степени прилагательных, частица НЕ пишется либо слитно, либо раздельно в зависимости от контекста.
      Примеры: эта заставка некрасивее той, эта заставка не красивее той
  2. Краткие прилагательные:

    • При использовании частицы НЕ с краткими прилагательными, она пишется либо слитно, либо раздельно в соответствии с правилами.
      Пример: не меньшим успехом

Заключение

Соблюдение правил написания частицы НЕ с прилагательными важно для корректного изложения мысли на русском языке. Следует запомнить основные правила и примеры для правильного использования частицы НЕ в различных ситуациях.

1. При отсутствии противопоставления: комната невысока; вопрос непонятен; недействительна сделка в нарушение закона. 1. При наличии противопоставления: роман не интересен, а скучен.

2. Если не употребляются в полной форме или имеют в полной форме иное значение: не готов к отъезду; не должен так поступать; не намерен молчать.

В зависимости от смысла частица НЕ с краткими формами прилагательных может писаться то слитно, то раздельно:наша семья небогата ("бедна") — наша семья не богата ("среднего достатка");эта девушка некрасива (утверждается отрицательный признак) — эта девушка не красива (отрицается положительный признак);адрес неизвестен (отрицается «известность»).Запомните! Слитное написание встречается реже: ненужен, неправ, несогласен, неспособен.

Частица НЕ с глаголами

1. В глагольной приставке НЕДО-, обозначающей несоответствие требуемой норме, недостаток или нехватку чего-либо (по значению часто антонимична приставке ПЕРЕ-): недовыполнить план (выполнить ниже требуемой нормы), постоянно недосыпать (=спать меньше нормы). 1. В глаголах с приставкой ДО-, имеющей впереди себя отрицание НЕ и обозначающей не доведённое до конца действие: не дочитать книгу, не допить чай, не досмотреть фильм.

2. Глаголы исключения, пишущиеся слитно: негодовать, недоумевать, несдобровать, невзвидеть (света), невзлюбить, нездоровится. 2. Со всеми остальными глаголами: не был, не брать, не спешил, не иметь.

Частица НЕ с деепричастиями

1. Деепричастия, образованные от глаголов с приставкой НЕДО-: постоянно недосыпая, недовыполнив норму. 1. Деепричастия, которые могут употребляться без НЕ: не думая, не зная.

2. Деепричастия, которые не могут употребляться без НЕ: негодуя, недоумевая. Замечание: Следует различать сочетание не взирая (деепричастие от устарелого глагола взирать) и предложное сочетание невзирая на со значениями "несмотря на", "вопреки чему-либо". Пример: Критиковать, не взирая на лица. — Продолжать борьбу невзирая на потери.

Частица НЕ с причастиями

1. Если полные причастия не имеют при себе зависимых слов: нераспустившийся цветок. 1. Если полные причастия имеют при себе зависимые слова: не пришедший (когда?) вовремя ученик.

2. Если зависимыми словами при причастии являются наречия меры и степени: совершенно неподходящий пример.НО: совершенно не подходящий к правилу пример (НЕ пишется раздельно ввиду наличия при причастии другого зависимого слова, не имеющего значения меры и степени). 2. С краткими причастиями: здание не построено, телеграмма не получена, письмо не прочитано.

3. Если причастие без НЕ не употребляется: ненавидящий. 3. При наличии противопоставления, выраженного союзом "а": не засохшие, а распускающиеся цветы.

Частица НЕ с наречиями

1. С наречиями, которые без НЕ не употребляются: неизбежно, нелепо, недоумевающе. 1. С наречиями на , если имеется или подразумевается противопоставление, выраженное союзом "а": а бедно; обычно ехали и не медленно.

2. С наречиями на -о, которые в сочетании с отрицательной частицей приобретают противоположное значение (обычно такие слова можно заменить синонимами без НЕ(=)(=)(=) 2. С наречием на если при нем в качестве пояснительного слова использовано отрицательное наречие, начинающееся с либо слова или : (играет роль усилительного слова; =)

3. С наречиями на , если имеется противопоставление, выраженное союзом "но": но с некоторыми мелкими недочётами. 3. С местоименными и усилительными наречиями: не здесь, не так, не вполне, не полностью, не совсем.

4. В отрицательных наречиях: негде, некуда, неоткуда, незачем. 4. Со словами категории состояния (предикативными наречиями), не соотносительными с прилагательными: (НО: и др.).

5. В отыменных наречиях: невдалеке, невзначай, невпопад, невтерпёж, недаром ("не напрасно", но: — "не бесплатно"), 5. С формой сравнительной степени наречий:

6. В сочетании невесть (что, какой, где, куда и т. п.). 6. С обстоятельственными наречиями: .

7. С наречиями, которые пишутся через дефис:

8. В сочетаниях отыменного происхождения:

Слова категории состояния на -о (предикативные наречия)

Пишутся с частицей при утверждении: нетрудно видеть; нчто он о нас думает; нкак он будет вести себя дальше. Пишутся с частицей НЕ раздельно при отрицании: (смысл обычно устанавливается самим пишущим); нчтобы ответ был дан немедленно; нжить в одиночестве.

Частица НЕ с союзами, предлогами, частицами

В составе уступительного союза: несмотря на то что (в значении хотя). Не всегда пишется раздельно с сочинительными союзами: не то, не то.

В вопросительной частице неужели. Остальные частицы, кроме неужели: не только.

Примеры задания №13

Несколько примеров таких заданий для тренировки. Ответы к заданиям вы найдете в конце статьи.

Пример 1. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 2. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 3. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 4. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 5. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 6. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 7. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 8. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 9. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Пример 10. Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Ответы к примерам заданий №13

1. неясные; 2. неравный; 3. нетерпеливого; 4. неполным; 5. несмолкаемый; 6. необычайно; 7. недоумении; 8. неразрывно; 9. невозможно; 10. неправильные.

Всего за 10 минут вы поймёте, как решать задание №13

//www.youtube.com/embed/fRQexu9kHl8?rel=0&showinfo=0

Обращаем внимание, что, кроме теории, как правильно делать данное задание, в конце документа приведены практические задания, а также правильные ответы к ним.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

учитель русского языка и литературы

Вариант №1 контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2024 года по русскому языку в новой форме. Вариант предназначен для проведения диагностической работы в 11 классе за первое полугодие 2023/2024 учебного года.

Инструкция по выполнению работы

Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 27 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.

Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1. Самостоятельно подберите относительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом предложении текста. Запишите это местоимение.

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Личные местоимения, употреблённые в тексте, указывают на обезличенность, обобщённо-абстрактный характер текста.

  2. Наряду с глаголами, имеющими абстрактное лексическое значение (проявляются, заключается, имеет) отмечается ряд глаголов, выражающих конкретные действия в разных временах (написал, искажал, говорит)

  3. В приведённом отрывке имеются все функционально-смысловые типы речи: рассуждение, описание, повествование.

  4. Цель текста — популяризация знаний, в нём идёт речь об открытии магнитного поля, поэтому имеет место перевод книжного, узкоспециального текста в общедоступную форму.

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками.

Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.

Быстрым порывистым движением она ВСТРЯХНУЛА длинной косой с заплетёнными в неё яркими бантами.

ВОСПОМИНАНИЯ отца о его пребывании в экспедиции почему-то тревожили меня.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Сложное предложение тесно связано с простым, но отличается от него как структурным составом, так и характером сообщения.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

A) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

  1. Все, затаив дыхание, слушали радиопередачу.

  2. Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

5)Человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, огромным потоком информации, отучается от общения с миром природы.

  1. Просвещение и культура всегда будут синонимами: как в том, так и в другом наименовании заключена готовность к беспредельному познанию.

  2. Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

  3. Твои советы — это не только пустая трата времени, но и дерзость неслыханная!

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

13. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

  1. Расстояние до ближайшей станции оказалось очень (НЕ)БЛИЗКИМ, так что я изрядно устал, пока добрался до неё.

  2. Я получил в ответ ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ объяснения.

  3. Иван был человеком (НЕ)ДАЛЁКИМ, но в высшей степени самоуверенным.

  4. Всё в природе замерло до рассвета: уже (НЕ)ВОЛНОВАЛАСЬ рожь, и шелест её стеблей не тревожил птиц.

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

  1. Глубина идеи в романе (НЕ)РАЗРЫВНО сочетается с художественностью.

  2. В этот вечер (НЕ)ОДНОМУ Николаю Терентьевичу суждено было пережить неприятные минуты.

  3. Очень уставшие, сразу после возвращения с раскопок мы легли спать, (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ ужина.

  4. Настасья (НЕ)ДОБРО посмотрела на барина — хотела было что-то возразить, но лишь тяжело вздохнула и вышла.

Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Семейство кактусовых на да(1)ый момент — одна из самых изуче(2)ых и детально проработа(3)ых групп растений, но и сейчас учё(4)ые публикуют новые сенсацио(5)ые сообщения о формах, никем ра(6)ее не вида(7)ых и не описа(8)ых.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Среди встретивших корабль были как расположенные к колонистам так и агрессивно настроенные туземцы.

  2. Нехороши в горных селениях только осенние ночи и осенние ливни

  3. Руководитель предприятия не понимал или просто не хотел понимать всей трудности сложившейся ситуации.

  4. Павел не мог не ответить на оскорбление и не дать обидчику отпор.

  5. Книги монархов часто украшались изображениями гербов и вплетённые в них гордые девизы писали на латыни.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Муромский принял своих соседей как нельзя ласковее и (1) предложив им осмотреть перед обедом сад и зверинец (2) повёл по (3) тщательно выметенным и усыпанным песком (4) дорожкам.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Как долго (2) медлил я, как долго (3) не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори (4) письмо любви.

Готов я; ничему (5) душа моя (6) не внемлет.

На лёгком пепле их заветные черты

Отрада бедная в судьбе моей унылой (9)

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Говорят, (1) что доброта лечит от одиночества (2) и (3) когда я поселился в деревне (4) мне представилась возможность убедиться в этом.

21. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)За горой Таганай, между сопками, расположен главный город Южного Урала —Златоуст. (2)От поколения к поколению передаётся здесь вековой опыт златоустовских мастеров — создателей уникальной булатной стали. (3)Выйдешь на Александровскую сопку и поглядишь вниз — вот что представится тебе. (4)Речушка, называемая рекой Ай, образует пруд. (5)А далее — плотина, мост, музейная доменная печь и сизый дым металлургических заводов. (6)Полыхает там густое красное пламя, и долетает оттуда гул адовой работы доменных и мартеновских печей. (7)А вокруг, близко к заводам, расположились кровли домов.

Найдите предложения, в которых тире ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

  1. Мать Лизы, Анна Сергеевна, посмеивавшаяся над Паулем, пришла в ужас, когда дочь назвала Пауля своим женихом.

  2. Провожая шестнадцать человек, призванных на войну, жители эстонской деревушки Орго плакали и вели себя, как на траурной церемонии.

  3. Бубенчиков и Козовалов были преисполнены гордости за то, что им предстоит встать на защиту Родины, пополнив число новобранцев.

  4. Лиза была настроена поехать за отправлявшимся служить Паулем, чтобы стать сестрой милосердия и при первой возможности обвенчаться с ним.

(1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. (3)Кто-то пустил слух, что призыв новобранцев в этом году будет раньше обыкновенного, к восемнадцатому августу, и что отсрочки студентам будут отменены. (4)Поэтому Бубенчиков и Козовалов были угнетены: если это верно, то им придётся отбывать воинскую повинность не через два года, а нынче.

(5)Воевать молодым людям не хотелось: Бубенчиков слишком любил свою молодую и, казалось ему, ценную и прекрасную жизнь, а Козовалов не любил, чтобы что бы то ни было вокруг него становилось слишком серьёзным.

(6)Козовалов говорил уныло:

— Я уеду в Африку. (7)Там не будет войны.

— (8)А я во Францию, — говорил Бубенчиков, — и перейду во французское подданство.

(9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала:

— И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать?

(26)Призванных провожали торжественно. (27)Собралась вся деревня. (28)Говорили речи. (29)Играл местный любительский оркестр. (30)И дачники почти все пришли. (31)Дачницы принарядились.

(32)Пауль шёл впереди и пел. (33)Глаза его блестели, лицо казалось солнечно-светлым, — он держал шляпу в руке, — и лёгкий ветерок развевал его светлые кудри. (34)Его обычная мешковатость исчезла, и он казался очень красивым. (35)Так выходили некогда в поход викинги и ушкуйники. (36)Он пел. (37)Эстонцы с воодушевлением повторяли слова народной песни.

(38)Дошли до леска за деревнею. (39)Дачницы стали возвращаться. (40)Призываемые начали рассаживаться в экипажи. (41)Набегали тучки. (42)Небо хмурилось. (43)Серенькие вихри завивались и бежали по дороге, маня и дразня кого-то.

(44)Лиза остановила Сеппа:

— Послушайте, Пауль, подойдите ко мне на минутку.

(45)Пауль отошёл на боковую тропинку. (46)Он шёл рядом с Лизою. (47)Походка его была решительная и твёрдая, и глаза смело глядели вперёд. (48)Казалось, что в душе его ритмично бились торжественные звуки воинственной музыки. (49)Лиза смотрела на него влюблёнными глазами. (50)Он сказал:

— Ничего не бойтесь, Лиза. (51)Пока мы живы, мы немцев далеко не пустим. (52)А кто войдёт в Россию, тот не обрадуется нашему приёму. (53)Чем больше их войдёт, тем меньше их вернётся в Германию.

(54)Вдруг Лиза очень покраснела и сказала:

— Пауль, в эти дни я вас полюбила. (55)Я поеду за вами. (56)Меня возьмут в сёстры милосердия. (57)При первой возможности мы повенчаемся.

(58)Пауль вспыхнул. (59)Он наклонился, поцеловал Лизину руку и повторял:

— Милая, милая!

(60)И когда он опять посмотрел в её лицо, его ясные глаза были влажны.

(61)Анна Сергеевна шла на несколько шагов сзади и роптала:

— Какие нежности! (62)Он Бог знает что о себе вообразит. (63)Можете представить: целует руку, точно рыцарь своей даме!

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

— Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

— А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

(73)Анна Сергеевна с досадою проворчала:

— Ну уж красавец! (74)Ну что, Лизонька? — спросила она у дочери.

(75)Лиза сказала, радостно улыбаясь:

— Вот мой жених, мамочка.

(76)Анна Сергеевна в ужасе воскликнула:

— Лиза, что ты говоришь!

(77)Лиза проговорила с гордостью:

— Он защитник Отечества.

(По Ф. Сологубу*)

* Фёдор Сологуб (1863—1927) — русский поэт, писатель, драматург, публицист.

23. Какие из перечисленных утверждений являютсяошибочными? Укажите номера ответов.

  1. Предложение 4 указывает на следствие того, о чём говорится в предложении 3.

  2. Предложения 15–18 содержат элементы описания.

  3. В предложениях 32–34 представлено рассуждение.

  4. В предложениях 38–40 представлено повествование.

  5. Предложения 51–53 содержат описание.

25. Среди предложений 64—72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста,

который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте

на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам

терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа

от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. ряд однородных членов предложения

  2. односоставные неопределённо-личные предложения

Не забудьте перенести все ответы в бланк ответов № 1

в соответствии с инструкцией по выполнению работы.

Проверьте, чтобы каждый ответ был записан в строке с номером соответствующего задания.

Для ответа на это задание используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Ключ 1 вариант

Примерный круг проблемАвторская позиция

1. Проблема долга перед Родиной.

(В чём заключается долг перед Родиной?)

1. Долг перед Родиной заключается в

том, чтобы в случае войны защищать Отечество, а не прятаться от призыва.

2. Проблема истинной любви. (В чём проявляется настоящая любовь?)

2. Истинная любовь проявляется в готовности защитить близкого тебе

человека, следовать за ним даже на войну.

3. Проблема зарождения любви. (Что может вызвать любовь к человеку?)

3. Любовь может быть вызвана уважением; непредвиденные обстоятельства, достойное поведение человека в этих обстоятельствах могут заставить по-новому посмотреть на

4. Проблема твёрдости и решительности. (Что придаёт человеку твёрдость и решительность?)

4. Человек действует твёрдо и решительно, когда уверен в себе, в своих поступках и движим любовью к близкому человеку, к Родине.

5. Проблема истинной красоты. (Что делает человека красивым?)

5. Красивым человека делают его твёрдость, решительность, бесстрашие, мужество и самоотверженность.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/559093-variant-kima-egje-2024-goda-po-russkomu-jazyk

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *