Итоговая контрольная работа для учащихся 10 классов по обществознанию по материалам учебника л н боголюбова учебно методический материал по обществознанию 10 класс

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. 1 вариант


Термины

  1. архитектура
  2. живопись
  3. театр
  4. кино
  5. мораль
  6. религия
  7. музыка

Элитарная культура признаки

  1. высокая содержательная сложность
  2. ориентация на узкий круг ценителей
  3. соответствие изысканным вкусам

Общества и их типы

A) господство сельского натурального хозяйства
B) доминирование интенсивных технологий
G) преобладание ручных орудий труда
D) развитие расширенного воспроизводства


Познание

A) доказательство положений
B) сбор фактов
G) формулирование научной проблемы
D) выдвижение гипотез


Характеристики мировых религий

  1. большое число последователей во всем мире
  2. основа религиозной жизни отдельных наций
  3. стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами
  4. носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

Гражданское правонарушение

  1. невыполнение издательством условий договора с автором романа
  2. захват заложников в здании школы
  3. нарушение правил пожарной безопасности
  4. сброс отходов производства в реку

Правовая оценка

  1. административный проступок
  2. административный штраф
  3. судимость

Формы познания

  1. умозаключение
  2. ощущение
  3. представление
  4. суждение
  5. планирование

Рассмотрение терминов в судебном разбирательстве

  • Уголовный процесс
  • Гражданский процесс
  • Истец
  • Подсудимый
  • Потерпевший
  • Ответчик

В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына.


Проявления конституционного принципа социального государства

  • Запрет установления общеобязательной идеологии
  • Равенство прав и свобод человека независимо от пола, расы, национальности, языка
  • Установление государственных пенсий и пособий
  • Охрана труда и здоровья людей
  • Гарантии единства экономического пространства
  • Установление гарантированного минимального размера оплаты труда

Что из перечисленного относится к проявлениям конституционного принципа социального государства?


Конституционные обязанности гражданина РФ

  • Защита Отечества
  • Уплата законно установленных налогов и сборов
  • Участие в управлении делами государства
  • Сохранение исторического и культурного наследия
  • Выбор рода деятельности и профессии

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ?


Признаки, характеризующие право

  • Формулируется и поддерживается государством
  • Существует как в устной, так и в письменной форме
  • За нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.)
  • Относится к нормативной системе общества
  • Определяет границы должного поведения людей

Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право.


Соответствие признака и отрасль культуры

ПРИЗНАК – А) образность
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ – 2) искусство

ПРИЗНАК – Б) логическая целостность
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ – 1) наука

ПРИЗНАК – В) художественный язык
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ – 2) искусство

ПРИЗНАК – Г) чувственно-эмоциональное отражение мира
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ – 2) искусство

ПРИЗНАК – Д) обоснованность
ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ – 1) наука


Соответствие правоохранительных органов и их функций

ФУНКЦИИ – А) консультация по юридическим вопросам
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – 1) адвокатура

ФУНКЦИИ – Б) представление клиентов в суде по гражданским делам
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – 1) адвокатура

ФУНКЦИИ – В) вынесение решений по подсудным делам
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – 2) суд

ФУНКЦИИ – Г) помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – 1) адвокатура

ФУНКЦИИ – Д) проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – 2) суд

ФУНКЦИИ – Е) рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ – 2) суд


Определения познания

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание и образование в обществе Z

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Уровни познания

Познание имеет два уровня:

  • Чувственное
  • Рациональное

Чувственное познание осуществляется органами чувств, рациональное – посредством мышления. Оба уровня познания являются единым процессом.

Чувственное познание дает первичный образ объекта, рациональное познание – более сложное отражение действительности.

Субъект и объект познания

В процессе познания сущестует субъект и объект.

  • Объект – то, на что направлена познавательная активность
  • Субъект – тот, кто осуществляет познавательную деятельность

Субъектом познания может быть индивид, группа или общество в целом.

Взаимосвязь между субъектом и знанием

При рассмотрении данной проблемы возникает множество вопросов, включая:

  • Оценка знаний со стороны субъекта
  • Определение адекватности, полноты и достаточности знаний для решения задач
  • Проблема перехода от смутного восприятия к рациональным выводам

Инновации в образовании в Z

В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы в образовании. С 2009 по 2019 годы наблюдался рост популярности дистанционных программ дополнительного образования. В среднем количество учеников с доступом к цифровым учебным материалам возросло в 12 раз.

Общество Z и образование

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права. Законодательную власть осуществляет парламент, а глава государства формирует правительство.

Вопрос к обучающимся

Какому типу общества принадлежит Z? Какая тенденция в образовании поднимается в описании данного текста, но не названа?

Тенденция: Внедрение цифровых технологий в образование.


Источник:
И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов

Соответствие понятий

Список 1: Черты общества как динамичной системы

  1. образность
  2. эмоциональность
  3. фантазия
  4. обоснованность
  5. субъективность
  6. гипотеза

Список 2:

  1. обособление от природы
  2. отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов
  3. способность к самоорганизации и саморазвитию
  4. выделение из материального мира
  5. постоянные изменения
  6. возможность деградации отдельных элементов
Черты обществаПозиция
образность3
эмоциональность5
фантазия4
обоснованность3
субъективность2
гипотеза6

Список 3: Характеристика – Тип общества

  1. сословная структура общества
  2. серийное производство товаров массового потребления
  3. низкая социальная мобильность
  4. ведущая роль информации в жизни общества
ХарактеристикаТип общества
сословная структура обществаB
серийное производство товаров массового потребленияB
низкая социальная мобильностьA
ведущая роль информации в жизни обществаG

Список 4: Характерные черты – Уровни научного познания

  1. формулирование научных законов
  2. объяснение сущности изучаемых явлений
  3. выдвижение гипотез
  4. наблюдение изучаемых явлений
  5. проведение количественных измерений
Характерные чертыУровни научного познания
формулирование научных законовA
объяснение сущности изучаемых явленийB
выдвижение гипотезB
наблюдение изучаемых явленийD
проведение количественных измеренийD

Список 5: Социальные факты – Формы культуры

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫФОРМЫ КУЛЬТУРЫ
показ многосерийного телевизионного фильма2 (массовая)
проведение фестиваля фольклорных коллективов1 (народная)
празднование масленицы1 (народная)
завершение экспедиции по записи обрядовых песен1 (народная)
концерт эстрадной музыки2 (массовая)

Список 6: Административные правоотношения

  1. отношения министерств и ведомств
  2. отношения паспортно-визовой службы с гражданами
  3. отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека
  4. отношения фирмы-производителя и магазина
  5. отношения драматурга-сценариста с киностудией
  6. отношения управления образования с гимназией
Административное правоотношениеПозиция
отношения министерств и ведомств1
отношения паспортно-визовой службы с гражданами2
отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека5
отношения фирмы-производителя и магазина4
отношения драматурга-сценариста с киностудией5
отношения управления образования с гимназией6

Список 7: Термины, относящиеся к характеристике правонарушения

  1. штраф
  2. дисциплинарное взыскание
  3. трудовое право
  4. административный проступок
  5. преступление
  6. выговор

Выберите из списка понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения.

Список 8: Характеристики ступеней познания

  1. ощущение
  2. восприятие
  3. гипотеза
  4. представление
  5. практика
  6. суждение
  7. понятие

Выберите два термина, которые не являются характеристикой ступеней познания человеком мира.

Список 9: Правоотношения – Отрасли права

  1. гражданин был принят на работу в должности механика
  2. суд установил опеку над несовершеннолетним
  3. суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны
  4. гражданину был предоставлен ежегодный отпуск
  5. гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы
ПравоотношенияОтрасли права
гражданин был принят на работу в должности механика1 (трудовое право)
суд установил опеку над несовершеннолетним2 (семейное право)
суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны3 (уголовное право)
гражданину был предоставлен ежегодный отпуск1 (трудовое право)
гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы3 (уголовное право)

. Российская Федерация — светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

  2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

  3. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

  4. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

  5. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

  6. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право на охрану здоровья 2) право избирать и быть избранным 3) право на социальное обеспечение по возрасту 4) гарантии судебной защиты 5) право выбирать язык общения

. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

  1. невыполнение издательством условий договора с автором романа 2) захват заложников в здании школы 3) курение студентами в здании университета 4) нарушение правил пожарной безопасности 5) сброс отходов производства в реку 6) невыплата кредита банку

. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ – А) постепенное истощение запасов нефти и металлов Б) активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей) В) быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки Г) увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран Д) рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ – 1) угроза мирового терроризма, 2) угроза экологического кризиса, 3) проблема «Север — Юг»

. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА – A) прокурор, Б) адвокат, B) следователь, Г) потерпевший, Д) обвиняемый

СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА – 1) обвинение; 2) защита

. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

. В государстве происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества. В ходе социологических опросов было установлено, что в стране в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников. Социологические опросы показали, что в стране преобладают семьи демократического типа. Государство включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество ? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные?

Правильный ответ должен содержать следующие определения:1) совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе;2) специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.Правильный ответ должен содержать следующие элементы:1) ответ на первый вопрос: к обществам постиндустриального/ информационного типа;2) ответ на второй вопрос: информатизация/компьютеризация/ цифровизация;

В ответе должны быть указаны следующие изменения:− становление самого института образования.1. К обществам постиндустриального / информационного типа.

Макс.балл – 31

15 и менее – 2, 16 -20 баллов – 3, 21- 25 баллов- 4, 26-31 балл- 5.

Что такое социальная динамика?

Социальная динамика – это переход социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых функций, свойств, отношений; качественные и/или количественные изменения в структуре общества. Направление социальной динамики – это то, в какую сторону движется развитие общества, а форма социальной динамики – это то, каким именно способом происходят данные изменения.

Как люди понимали общественное развитие в разные исторические эпохи?

Направление общественного развития, результаты которого оцениваются позитивно в соответствии с заданными критериями; направление общественного развития от простого к сложному, от низших форм к высшим. Естественно, что эти критерии варьируются от общества к обществу, которые находятся в различных исторических и культурных рамках. Они могут меняться даже внутри одного общества – с точки зрения различных социальных групп одно и то же явление может быть оценено как положительно, так и отрицательно.

В роли универсального критерия прогресса выступали самые разнообразные основания для сравнения: уровень благосостояния общества, его научно-технический потенциал, степень развития демократических институтов власти и т.д. В современном обществознании в качестве такого критерия принимается гуманистический, т.е. степень свободы для самореализации каждого человека в социуме.

Так как прогресс явление противоречивое, на разных стадиях исторического развития формулировались ведущими историческими личностями различные критерии прогресса.

Регресс

Противоположное прогрессу направление общественного развития, т.е. то, которое оценивается негативно в соответствии заданными критериями; направление общественного развития от сложного к простому, от более высших форм к низшим. Можно использовать синоним – деградация.

Стагнация

Некоторые социологи также иногда выделяют третье направление общественного развития в виде стагнации – очень медленного развития общества, оценить направление которого крайне сложно, т.к. уровень и скорость общественного развития практически близка к нулю. Как синоним данного термина используют «застой».

Таким образом, общественное развитие в целом носит противоречивый характер.

Формы социальной динамики – теория для ЕГЭ по обществознанию

От направлений социальной динамики необходимо отличать формы социальной динамики.

Форма социальной динамики – это характеристика скорости и масштаба изменений, которые претерпевает общество.

Обратите внимание! Направление социальной динамики – это то, в какую сторону движется развитие общества, а форма социальной динамики – это то, каким именно способом происходят данные изменения.

Процесс естественного развития общества в результате постепенного накопления изменений во всех его сферах и институтах.

Эволюция общества происходит в результате действия механизмов его роста, социальной дифференциации и социальной интеграции.

Рост – это увеличение количества элементов общества за счет демографических процессов рождаемости и смертности, а также миграции населения.

Социальная дифференциация проявляется в увеличении разнообразия социальных элементов и возникновении качественных отличий одних групп людей от других. Например, этническая дифференциация, социальное неравенство и др.

Социальная интеграция – это усиление взаимозависимости различных элементов общества друг от друга, служащее его сплочению и солидарности. Самым ярким примером здесь служит разделение труда, являющееся результатом профессиональной дифференциации населения. С одной стороны, повышается общая производительность труда; с другой же, развивается узкая специализация людей, приводящая к тому, что индивид не способен самостоятельно удовлетворить все свои базовые потребности.

Революция

Форма социальной динамики, которая характеризуется качественными и количественными, кардинальными и резкими изменениями во всех сферах жизни общества в результате целенаправленного, зачастую насильственного вмешательства в его жизнедеятельность.

Социальные революции не ограничиваются и отнюдь не всегда начинаются с революций политических (насильственного захвата власти какими-либо группами). Революции всегда имеют множество предпосылок социально- экономического и духовного характера. Социальные революции начинаются в одной сфере общества, но провоцируют переустройство всех остальных и даже иногда захватывают другие общества. Лучше всего это положение можно раскрыть на примере промышленной революции, начавшейся в Англии в XVIII в. и последовавшими за ней изменениями в экономических, политических и духовных институтах всех европейских обществ.

Примеры революций в историческом развитии общества – теория для ЕГЭ

Данные революции были мощнейшим толчком к переходу общества на новый уровень своего развития.

Реформа

Целенаправленное изменение в какой-либо области общественной жизни, как правило, по инициативе действующей власти.

Подчеркнем, что если революция – это стихийное явление, происходящее помимо воли правящих элит, то реформа – это результат рационализации общественно-политической жизни.

Реформирование может быть и системным, приводящим в дальнейшем к значительным преобразованиям общества в целом. Оно может выступать как продолжение и следствие социальной революции.

Однако важно, что реформы всегда происходят «сверху», то есть в русле профессиональной политики, чаще нацеленной на стабилизацию общественной системы, в то время как революции стремятся «подорвать» существующий строй.

Сделаем выводы

Найдите в приведенном ниже списке общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

Найдите в приведенном списке примеры непосредственного влияния экономики на социальную сферу общественной жизни.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 города Азнакаево Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан»

Контрольная работа по теме «Образование» – 11 класс

Ташматова Светлана Рифовна

Первая квалификационная категория

Учитель истории и обществознания

Контрольная работа по теме «Образование» – 11 класс 1.Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?

  1. монотеизм 2) производство 3) потребление 4) сфера 5) общество 6) квалификация 7) революция 8) наука 9) университет

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования.

  1. гуманитаризация; 2) догматизация; 3) гуманизация; 4) интернационализация; 5) информатизация; 6) идеологизация.

4.Соотнести. ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

  1. Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года». 2) Молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала. 3) После окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта. 4) Солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность. 5) Завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования. 6) Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения. А) брак Б) профессиональная деятельность В) образование Г) служба в армии 5 (А) Бурную реакцию вызвало у общественности обсуждение реформирования системы образования в России. (Б) Более 20 тысяч человек подписали обращение к государственной власти с просьбой пересмотреть предлагаемую реформу образования. (В) При этом 66% опрошенных считают, что родители должны непосредственно участвовать в выборе дисциплин для изучения учащимися в старшей школе. (Г) Проблема получения качественного образования в нашей стране становится все более актуальной. Определите, какие положения текста носят

  2. фактический характер 2) характер оценочных суждений

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

Образование в обществе

1.3 2. 237896 3.26 4.БАВГВБ 5.2112

С1.В ответе должны быть указаны следующие изменения: – демократическая революция; – промышленная революция; – становление самого института образования. С2.В ответе должны быть указаны следующие задачи: – повысить грамотность будущих избирателей; – обеспечить равенство социальных возможностей; – подготовить квалифицированных работников. С3.Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла). 1) Могут быть названы четыре любых социальных института, например: – семья; – армия; – церковь; – право; – политическая партия. 2) Должны быть названы две особенности, упомянутые автором: – институт является определенной группой, члены которой объединены общими интересами; – институт в лице своих членов предъявляет определенные требования к обществу и государству. С4.1) Должно быть приведено понятие — «социальная мобильность». 2) Должен быть указан термин — «социальный лифт». 3) Могут быть названы любые два института, выполняющие функцию «социальных лифтов», например: – армия; – политические партии; – церковь; – профсоюзы. С5. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Школьное образование — это этап образовательной системы государства, охватывающий детей и подростков, чаще всего в возрасте 7-17 лет»; Может быть дано другое, близкое по значению определение. 2) два предложения, содержащие информацию о школьном образовании, например: — «Школьное образование — важный этап социализации личности»; — «Одна из задач школьного образования — подготовка молодежи к поступлению в высшие учебные заведения».

Список использованной литературы: Е.Н.Сорокина, Поурочные разработки по обществознанию (профильный уровень), 11 класс, Москва, «Вако», 2011. П.А.Баранов, Обществознание, Экспресс-репетитор, АСТ, Астрель, Москва, 2008 А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина, Обществознание в схемах и таблицах, Москва, ЭКСПО

У вас нет прав для создания комментариев.

Используя факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте двумя примерами деятельность семьи по обеспечению других социальных институтов статусно-ролевыми исполнителями и кратко поясните каждый свой пример.

  1. родители определили ребёнка в школу и помогают ему в учёбе, контролируют выполнение домашних заданий, участвуют в школьных праздниках и экскурсиях (обеспечение выполнения ребёнком роли ученика школы);2) ребёнок участвует в еженедельной покупке для семьи необходимых продуктов и других товаров (обеспечение выполнения ребёнком роли потребителя);3) ребёнок вместе с родителями сходил на выборы главы государства, первомайскую демонстрацию и т.п. (обеспечение выполнения ребёнком роли гражданина).

Используя обществоведческие знания, объясните, как уникальность личности связана с социальными изменениями (приведите три объяснения).

  1. уникальные проявления человеческой личности могут реализовываться в открытиях, изобретениях, активной политической, военной и т. п. деятельности, приводящих в конечном счёте к социальным изменениям;2) уникальность человеческой личности проявляется в структуре потребления, что может в конечном счёте привести к изменениям производства и занятости;3) уникальность человеческой личности проявляется в отношении к действующей политической власти и другим социальным институтам и может привести к их изменению.Могут быть даны другие объяснения

Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Пояснение.Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая) .Могут быть названы такие ее признаки:— совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;— отсутствие деления семейных обязанностей на мужские и женские, оба супруга выполняют их в равной мере.

Каким образом благополучие семьи влияет на благополучие всего общества? Опираясь на обществоведческие знания, приведите три объяснения.

  1. Правильное социальное поведение внутри семьи ведет к моральному здоровью всего общества в целом. Ребенок извлекает из внутрисемейных отношений принципы, которые он пронесет через всю жизнь.2) Сплоченная семья развивает в человеке и в обществе в целом желание объединиться в группы для совместной деятельности, для взаимопомощи и взаимоподдержки, что благотворно повлияет и на развитие общества.3) Выполнение социокультурных функций семьи ведет к распространению значимости образования, культурной образованности в государстве.

Автор полагает, что обстоятельства работы заставляют человека менять мировоззрение и поведение. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента в поддержку и два аргумента в опровержение этого мнения.

  1. в поддержку, например:— человеку приходится привыкать к новому распорядку дня, новым обязанностям;— человеку приходится адаптироваться в новом коллективе, по-новому выстраивать межличностные взаимодействия;— человек может начать проявлять качества, которые ранее не были востребованы;2) в опровержение, например:— работа не может изменить представления человека о добре и зле и другие фундаментальные основы его мировоззрения;— люди, как правило, пытаются найти работу, которая наиболее полно соответствовала бы их личным качествам и не требовала бы коренной перестройки личности.Могут быть приведены другие аргументы в поддержку и/или опровержение мнения автора.

Назовите и проиллюстрируйте три признака социального института на примере семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

  1. наличие статусно-ролевой системы. Например, в институте семьи определены основные роли и их иерархия (муж, жена, сын), так семья Ивановых состоит из мужа Николая и Жены Александры, у них есть дочь Катя, также с ними живет мать Николая Вера Анатольевна, родители Кати и ее бабушка воспитывают девочку, учат ее хорошим манерам (например, что нужно уважать старших). 2) наличие правил, регулирующих семейные отношения. Например, Семейный кодекс РФ обязывает родителей обеспечить получение детьми общего образования, наделяя их правом выбора образовательной организации. Так, семья Ивановых отправила свою дочь учиться в среднюю образовательную школу №8888, а семья Кнопкиных предпочли для своей дочери в 7 классе домашнюю форму обучения. 3) наличие важных общественных функции. Например, семья, как социальный институт, решает вопросы воспитания, наследования, попечительства, усыновления. Так, семья Враковых усыновила 4-летнего Васю и теперь занимается его воспитанием.

Назовите три любые характерные черты семьи традиционного (патриархального) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Сначала назовите характерную черту, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

  1. совместное проживание минимум трёх поколений, среди которых роль лидера отводится старшему мужчине (например, в семье А. взрослый сын, имеющий собственную семью, живёт вместе со своими родителями, за дедушкой признаётся роль старшего в семье);2) экономическая зависимость женщины от супруга (например, жена гражданина А. не занята в общественном производстве и живёт исключительно на предоставляемые мужем средства);3) чёткое функциональное разделение, закрепление мужских и женских обязанностей (например, муж – кормилец; жена – хозяйка, так жена Василия ежедневно готовит завтрак, обед и ужин супругу, убирается в доме, моет посуду и т.д., в то время как Василий выполняет роль кормильца, он работает инженером, а на полученные средства семья приобретает продукты питания, одежду и т.д.); 4) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства (например, конечное решение любой семейной проблемы остаётся за гражданином А. и его отцом, женщины в этой семье не имеют права голоса, так мужчины решили, что семья отныне станет вегетарианцами, возражения женского пола не принимались к сведению).

Приведите три примера, иллюстрирующие различные проявления хозяйственно-экономической функции семьи. В каждом случае назовите проявление функции, которое вы иллюстрируете.

В ответе могут быть приведены примеры, иллюстрирующие различные проявления:1) в семье целесообразно распределяется домашний труд и организуется отдых, питание, периодически пополняется и обновляется имущество (ведение домашнего хозяйства);2) в семье Н. жена ежемесячно составляет предварительную роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи (составление и использование семейного бюджета);3) дети в семье Н. имеют свои обязанности: дочь ежедневно пылесосит квартиру, сын ходит за хлебом и выносит мусор (распределение домашнего труда).Могут быть приведены иные примеры.

Назовите и проиллюстрируйте примерами три функции семьи. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

  1. хозяйственно-экономическая: в семье Н. жена ежемесячно составляет предварительную роспись будущих доходов и предполагаемых расходов семьи (составление и использование семейного бюджета)2) репродуктивная (например, в семье Сколовых родились близнецы);3) рекреационная (например, супруги Кадовы с детьми любят проводить выходные на даче, проводя много времени на открытом воздухе).Могут быть названы и проиллюстрированы другие функции, приведены другие примеры

Назовите три характерные черты семьи демократического (партнёрского, эгалитарного) типа и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

  1. справедливое распределение домашних обязанностей (отсутствие жесткого деления супружеских ролей на мужские и женские). (Например, в семье К. нет функционально чёткого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей: и муж и жена работают и занимаются домашними делами, воспитывают детей);2) совместное обсуждение проблем и принятие решений всеми членами семьи. (Например, Супруги К. на семейном совете приняли совместное решение, связанное с семейным бюджетом);3) Экономическая независимость и самостоятельность супругов. (Например, оба супруга К. работают и получают заработную плату, жена экономически независима от мужа).

По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

  1. профилактика вредных привычек. (Например, отец Иван провел беседу с сыном-подростком о вреде курения и алкоголя);2) активный отдых. (Например, родители и дети семьи Кабановых зимой каждое воскресенье отправляются на каток);3) усвоение гигиенических навыков. (Например, родители семьи Смоловых приучают детей чистить зубы два раза в день, мыть руки перед едой и т.п.);4) проведение профилактических и оздоровительных мероприятий. (Например, осенью родители и дети семьи П. приняли решение и сделали прививки от гриппа).

В современном обществе происходит изменение функций семьи. Некоторые из них реализуются совместно с другими социальными институтами или в той или иной степени передаются им. Проиллюстрируйте данное утверждение на примере любых трех функций семьи (сначала назовите функцию семьи, затем покажите ее изменение во взаимодействии с другим(-и) социальным(-и) институтами.)

  1. воспитательная функция (например, расширение системы дошкольных образовательных учреждений, системы дополнительного образования в РФ привело к тому, что многие дети проводят в них больше времени, чем в семье, получают определённое воспитание); 2) хозяйственно-экономическая функция (например, наше государство гарантирует социальное обеспечение гражданам в случае нетрудоспособности, мероприятия по социальной защите населения включают в себя социальную помощь на дому, что раньше относилось исключительно к обязанностям совершеннолетних трудоспособных детей и других родственников); 3) рекреационная (досуговая) функция (например, в городе Z появились фирмы, оказывающие услуги, включающей услуги по организации развлекательных досуговых мероприятий, в том числе семейных торжеств, праздников).Важно: примеры реализации функции семьи, в которых не показано изменение функций семьи во взаимодействии с другими общественными институтами, не засчитываются при оценивании

В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование. К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.

1. Дан ответ, допустим:- семья относится к традиционному (патриархальному) типу.2. Приведено обоснование, например:- в семье, упомянутой в задании, неравноправное положение женщины с мужчиной, женщина полностью материально зависит от мужа и его семьи.3. Указаны признаки, допустим:- в традиционных семьях существует четкое распределение гендерных ролей и домашнего труда, женщина занимается домашним хозяйством и детьми;- женщины и младшие члены традиционной семьи не могут на равных с мужчиной принимать участие в принятии решении о жизни семьи;- как правило, традиционные семьи многопоколенные, совместно проживает несколько поколении родственников.

В семье Н. нет чёткого разделения домашних обязанностей на мужские и женские. Если муж приходит домой раньше жены, то он готовит ужин, кормит детей, укладывает их спать. Каждый вечер все члены семьи собираются вместе, рассказывают о событиях дня, обсуждают возникшие проблемы. К какому типу можно отнести семью Н.? Укажите два признака, по которым Вы это определили, и назовите любой признак семьи этого типа, не указанный в условии задания.

1. тип семьи – партнерский, эгалитарный или демократический;2. Могут быть указаны следующие признаки:- нет четкого разделения семейных обязанностей на мужские и женские (муж готовит ужин);- совместное обсуждение проблем.3. Любой признак: экономическая независимость супруги от мужа (экономическая самостоятельность супругов)

В 2010 г. из общего числа семейных домохозяйств в Российской Федерации 52% приходилось на семьи, состоящие из двух супругов и их детей либо только двух супругов, 17% — на семьи, состоящие из обоих супругов, их детей и родителей супругов, 15,4% — на семьи с одним родителем и детьми, 5,6% составляли семейные домохозяйства, в которые входили один родитель с детьми, а также его родители(-ль). Какая сфера общественной жизни нашла своё отражение в этих статистических данных? На основании приведённых данных сделайте вывод о том, какой тип семьи преобладает в современной России. Используя обществоведческие знания, укажите любые три критерия классификации семьи.

  1. сфера общественной жизни — социальная;2) преобладающий тип семьи — нуклеарная (простая семья);3) критерии классификации семьи:— численность — характер распределения домашних обязанностей— число родителей— формы брака

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *