Эскалаторы: удобство и функциональность
Эскалаторы – это неотъемлемая часть современной жизни городов. Они предоставляют возможность комфортного перемещения людей с одного уровня на другой. Но история эскалаторов насчитывает уже более века, и за это время они претерпели значительные изменения.
Развитие эскалаторов
Первые эскалаторы были представлены в виде гладких движущихся дорожек без ступеней. Позже им были добавлены поручни, а в итоге, современные эскалаторы приобрели свой современный вид уже к 1921 году.
Эскалаторы в России
В России история эскалаторов также имеет свои особенности. С 1935 года единственными импортными эскалаторами в СССР были эскалаторы финской компании KONE. Они устанавливались лишь в самых значимых местах, таких как Московский Кремль и Дворец съездов. Другие иностранные производители начали появляться на рынке лишь после распада СССР в 1991 году.
Сегодня в России эскалаторы широко устанавливаются в торговых и бизнес-центрах, а также в других зданиях общественного назначения.
Виды эскалаторов
Эскалаторы можно разделить на два основных класса: тоннельные и поэтажные.
Тоннельные эскалаторы устанавливаются в длинных наклонных тоннелях, таких как выходы станций метро глубокого залегания. Они имеют особые требования к прочности конструкции и надежности тормозов. Поэтому для обслуживания таких эскалаторов необходимо иметь широкие балюстрады.
Поэтажные эскалаторы, напротив, используются в зданиях. У них обычно есть свободный доступ, поэтому широкие балюстрады им не требуются.
Заключение
Эскалаторы играют важную роль в современном городском пространстве. Они обеспечивают удобство и функциональность при перемещении людей. Благодаря разнообразию видов эскалаторов, их можно наблюдать как в метро и на вокзалах, так и в торговых центрах и других зданиях общественного назначения. Таким образом, эскалаторы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Проблемы с поведением людей на московских эскалаторах
На московских улицах присутствуют всем известные автомобильные пробки. Их возникновение связано как с избыточностью самих автомобилей, так и с безалаберностью отдельных водителей. Так в узких местах водители начинают избыточно маневрировать, выгадывая себе место в потоке, при этом снижая скорость и так замедленного в сужении потока. Занятно то, что если бы все ехали спокойно и равномерно, то поток двигался бы быстрее.
Похожая ситуация с неконструктивным и эгоистичным поведением людей встречается не только на автодорогах, но и в общественном транспорте. Примером того является возникновение толпы людей перед эскалаторами в московском метрополитене.
Каждый ездивший в московском метро в час-пик наблюдал такую картину, что перед эскалатором собралась большая толпа, но при этом сам эскалатор заполнен едва на половину. Это отлично видно при взгляде из очереди на поднимающий эскалатор.
Ситуация с толпой перед эскалаторами
Рис.1. Перед эскалатором собралась толпа, но на подъёме в левом ряду зияют большие просветы между пассажирами. И это на коротком эскалаторе, где много желающих пройтись на верх пешком по эскалатору.
Такая картина повторяется в метро Москвы повсеместно многие годы подряд.
Проблема и ее причины
Разберёмся с причиной такого поведения людей на эскалаторе.
Проблема тянется ещё из далёких времён СССР, когда по громкоговорителям в метро годами вдалбливали правила поведения на эскалаторе:
- Стойте справа, проходите слева! Не задерживайтесь на входе на эскалатор и не мешайте проходу пассажиров.
Именно эта формула так глубоко вошла в сознание всех пассажиров метро, что разумный поступок по заполнению обоих рядов практически не удаётся совершить, так как в спину немедленно толкает желающий пробежаться по эскалатору пассажир.
И не важно, что бегун пройдёт всего десяток ступеней и встанет, но своё право на проход он при этом реализует назло всем.
Усовершенствование правил
Правда, изменения в правила метрополитена в 2020 году привели к появлению следующего объявления в метро:
- В час пик по возможности заполняйте оба ряда на эскалаторе!
Но это объявление мало кто выполняет, по привычке следуя старым правилам.
Психология толпы
Самое интересное, что даже если прямо сейчас ровно половина пассажиров станет бегунами, то пробок перед эскалаторами все равно не станет уменьшаться.
Автор: Ваше имя
Просмотр правил поведения на эскалаторах
Узкие эскалаторы МЦК: пример самоорганизации пассажиропотока
Взглянув на использование узких эскалаторов шириной 80 см на МЦК, можно заметить, что движение в 2 ряда становится абсолютно невозможным (см. рис.6).
Пассажиры на эскалаторах МЦК, несмотря на скопление перед ними толпы, все равно становятся в 2 ряда, но уже в шахматном порядке (см. рис.6–9).
Сравнение пропускной способности узких и широких эскалаторов
Интересно, что узкий эскалатор на МЦК шириной 800 мм имеет в 2 раза большую фактическую пропускную способность по сравнению со стандартным широким эскалатором метрополитена со ступенями шириной в 1000 мм!
Методы оптимизации пассажиропотока
Ситуация с высокой загруженностью узких эскалаторов на МЦК является самоорганизующейся, так как движение в два ряда невозможно. Пассажиры выстраиваются в шахматном порядке уже перед эскалатором, стремясь попасть на него быстрее.
Для достижения такой же высокой загруженности на широких эскалаторах в метро необходимо не только изменить правила, но и использовать механические разделители перед эскалаторами (см. рис.10).
Установка барьерных разделителей перед входом на эскалатор позволит пассажирам организоваться в 2 потока: левый и правый, что эффективно увеличит пропускную способность эскалатора.
В итоге, использование разделителей на широких эскалаторах может значительно улучшить эффективность движения пассажиров и снизить скопление людей перед эскалатором.
Наполнение половин потоков будет саморегулироваться новыми порциями людей, которые вполне разумно будут идти в очередь с меньшей длиной. (см.рис.11)
Особым условием для конструктивного исполнения «толполомов» будет необходимость их жёсткого стационарного крепления к железобетонному основанию пола, так чтобы их не мог сдвинуть никакой напор толпы.
Это сильно отличает «толполомы» от существующих переносных «барьеров — разделителей», которые можно легко сдвинуть и переносить силой одного человека.
Рис. 11. Схема загрузки нескольких эскалаторов стандартной для метро ширины 1000мм: А‑ без искусственного регулирования потока. Б‑ с разделителями толпы перед эскалаторами. Красным обозначены «тормозящие» поток пассажиры, осуществляющие перестроение из левого ряда в правый непосредственно перед ступенями эскалатора. Зелёным обозначены «бегуны», пытающиеся протиснутся по левому ряду на пустующий левый ряд эскалатора.
«Рюкзачники» и «читатили» со смартфонами и плотность потока пассажиров на эскалаторе
В последние годы развития мобильного интернета и распространение смартфонов привело к тому, что значительная доля пассажиров в метро смотрят в свои смартфоны даже при ходьбе по станции метроплитена. При этом ориентация в толпе у таких «читателей» осуществляется боковым зрением с заторможеной реакцией, что приводит к необходимости придерживаться больших интервалов между соседними пассажирами.
В итоге интервал между обычным «стояльцем» и «читателем» в правом ряду на эскалаторе также увеличивается с одной свободной ступеньки до 2–3 свободных ступенек.
Такое увеличение интервалов из‑за «читателей» ещё сильнее снижает заполнение эскалаторов, роняя заполнение от 50% в один правый ряд до 25–30% в один правый ряд с увеличенными интервалами между пассажирами.
Рис.12. Фото «рюкзачников» и «читателей» на эскалаторе, где дистанция между ними сильно больше 1-й свободной ступени, необходимой для максимальной пропускной способности эскалатора.
Похожее влияние на снижение плотности потока на эсклаторах оказывают рюкзаки на спинах пассажиров.
Так даже если у вас нет смартфона в руках, то за пассажиром с рюкзаком на спине вы не сможете встать с интервалом в одну пустую ступеньку, так как уткнётесь носом прямо в торчащий рюкзак.
Совместное влияние «рюкзачников» и «читателей» приводит к повсеместному образованию пробок перед эскалаторами даже там, где раньше их не было, при сохранении неизменных пассажиропотоков.
Варианты увеличения пропускной способности существующих эскалаторных тоннелей
С разуплотнением потока пассажиров не может справиться даже увеличение числа постоянно работающих эскалаторов в имеющихся наклонных тоннелях.
Так после недавней реконструкции на старых станциях метро число эскалаторов увеличилось с 3-х до 4-х штук на один наклонный тоннель. (см.рис.13–15)
Это было достигнуто после замены трёх старых эскалаторов с широкими пространствами между эскалаторными на 4 штуки новых машин с более узкими балюстрадами между эскалаторными.
Рис.13. Наклонный эскалаторный ствол с 3-мя старыми эскалаторами с широкими межэскалаторными пространствами. На левом эскалаторе видно большое количество «рюкзачников».
Рис.14. Наклонный эскалаторный ствол уже после замены 3-х старых эскалаторов на 4-ре новых уже с узкими балюстрадами между эскалаторами.
Рис.15. Разрез наклонного эскалаторного туннеля с установленными 3-мя (старая модель с широкой балюстрадой) и 4-мя эскалаторами (новая модель с узкой балюстрадой).
То есть чисто технические способы увеличения пропускной способности эскалаторов на станции уже исчерпаны полностью, и остались резервы только в административном регулировании пассажиропотока.
Хотя согласно оценки пропускной способности эскалаторов шириной 800мм, их пропускная способность одинакова с эскалаторами шириной 1000мм. То есть в перспективе возникает возможность в дальнейшем при очередной реконструкции поменять 4 широких эскалатора шириной 1000мм на 5 зауженных эскалаторов шириной 800мм. (см.рис.16)
Такая замена обеспечит увеличение до 125% общего потока пассажиров в одном направлении, или увеличение потока пассажиров до 133% при работе 4-х эскалаторов в одну сторону при гарантированной работе одного 5-го эскалатора в обратном направлении.
Рис.16. Чертёж эскалатора с основными геометрическими параметрами трёх типоразмеров по ширине 600–800–1000мм.
Людские пробки в метро у эскалаторов. Как с ними бороться?
Время на прочтение