Справитесь ли вы с ЕГЭ по русскому языку?
Редакция Правил жизни продолжает свою любимую рубрику со школьными тестами (в этот раз лишь правильными ударениями отделаться будет сложно).
Тест на знание русского языка
Вопрос 1 из 10
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Театр был огромный, с каме(1)ыми коло(2)ами: на крыше его взвивались на дыбы чугу(3)ые лошади, и их беше(4)ый порыв мужестве(5)о сдерживал человек с венком на голове, должно быть сильный и храбрый.
- 1, 2, 3.
- 2, 3, 5.
- 3, 4, 5.
- 1, 2, 3, 5.
- 1, 2, 4, 5.
Вопрос 2 из 10
Укажите вариант ответа, в котором неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Вопрос 3 из 10
Укажите вариант, где в словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
Вопрос 4 из 10
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Найдите это слово.
На ОБОИХ берегах.
Вопрос 5 из 10
Укажите цифру(ы), на месте которой(ых) в предложении должна(ы) стоять запятая(ые). Снежок (1) выпавший ночью (2) и тающий у нас на глазах (3) делает недалеко расположенный холм (4) ещё более скользким.
- 1, 2, 3, 4.
Вопрос 6 из 10
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Задание 12 в ЕГЭ по русскому языку — коварное
Хотя его и отнесли к базовому уровню и оценили всего в один первичный балл, на нем легко ошибиться. В статье разбираем, как решить задание и какие правила для этого нужно помнить.
Нужно помнить следующие правила при написании правописания суффиксов причастий и деепричастий:
1. Суффикс причастия нужно писать через -ущ- или -ем-, в зависимости от формы причастия.
2. Суффикс деепричастия пишется через -а(я), -я(в) или -вш-.
При выполнении задания 12 ЕГЭ по русскому языку следует учитывать все вышеперечисленные правила, чтобы правильно определить буквы, пропущенные в словах и выбрать правильный ответ. Необходимо аккуратно и внимательно проходить задания, обращая внимание на все детали и правила.
Таблица спряжения глаголов по суффиксам
Первое спряжение | Мн.ч. | Ед.ч. | Свд.накл |
---|---|---|---|
Широкать | Широкаем | Широкаю | Широкаю |
Неподпускать | Неподпускаем | Неподпускаю | Неподпускаю |
Поздравлять | Поздравляем | Поздравляю | Поздравляю |
Второе спряжение | Мн.ч. | Ед.ч. | Свд.накл |
---|---|---|---|
Жить | Живем | Живу | Живу |
Плавать | Плаваем | Плаваю | Плаваю |
Решить | Решаем | Решаю | Решаю |
Список слов-исключений из правила спряжения глаголов
- Брить
- Стелить
- Зыбиться
- Зиждиться
Правила написания личных окончаний глаголов
- Первое спряжение: буквы е, у, ю
- Второе спряжение: буквы и, а, я
После изучения таблиц спряжения глаголов, списка слов-исключений из правила и правил написания личных окончаний глаголов, выполнение задания 12 ЕГЭ по русскому языку станет более простым и понятным. Важно не торопиться, внимательно проверять свои ответы и ориентироваться на соблюдение всех правил русского языка.
Гласные в суффиксе причастия
Гласная в суффиксе причастия зависит не только от спряжения глагола, от которого образовано причастие, но и от его времени и вида (действительное или страдательное).
Гласная в суффиксах действительных причастий настоящего времени определяется по правилам:
- Если причастие образовано от глагола первого спряжения — пишется суффикс -ущ/-ющ.
- Если причастие образовано от глагола второго спряжения — пишется суффикс -ащ/-ящ.
К страдательным причастиям настоящего времени применяют такое правило:
- Если причастие образовано от глагола первого спряжения — пишется суффикс -ем.
- Если причастие образовано от глагола второго спряжения — пишется суффикс -им.
В суффиксах действительных причастий прошедшего времени перед -вш пишут ту же гласную, которая стоит перед -ть в инфинитиве глагола, от которого образовано это причастие.
Правило для написания гласных в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени такое:
- Если в инфинитиве глагола, от которого образовано причастие, перед суффиксом -ть стоит гласная а, я, е, то пишется суффикс -нн. То есть гласная та же, что и перед -ть в инфинитиве.
- Если в инфинитиве глагола, от которого образовано причастие, перед суффиксом -ть стоит гласная и, то пишется суффикс -енн.
С деепричастиями разобраться проще.
У деепричастий несовершенного вида суффиксы -а/-я.
У деепричастий совершенного вида суффиксы -в/-вши/-ши. При этом гласная перед суффиксами та же, что и перед -ть в инфинитиве глагола, от которого образовано деепричастие.
Задание 1 ЕГЭ
Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это местоимение.
Что нужно сделать ученику
Согласно заданию, выпускнику нужно самостоятельно подобрать пропущенное в тексте слово или сочетание слов. Пропущенное слово является средством связи предложения с предыдущим, поэтому надо установить смысловые связи между предложениями текста. Эти связи могут быть:
Как выполнять задание (поделитесь алгоритмом с учениками)
Хотите преподавать онлайн, но много вопросов? Что нравится преподавателям в Skyeng и Skysmart? Кто поможет новичку? Где и как проходят онлайн-уроки?
Все о преподавании в нашей онлайн-школе вы узнаете в разделе Skyteach Help!
Что нужно знать ученику
Части речи, которые могут быть указаны в задании:
- Сочинительные и подчинительные союзы
- Местоимения
- Наречия
- Вводные слова и словосочетания
- Предлоги
Для успешного выполнения задания выпускнику важно знать не только различия между словами различных частей речи, но и разряды слов.
Местоимение
Местоимение указывает на предметы, признаки, количества, но не называет их.
Вид | Примеры |
---|---|
Личные | я, мы, ты, вы, он, она |
Возвратные | себя |
Вопросительные | кто? что? какой? чей? |
Относительные | кто, что, какой, который, чей |
Неопределенные | некто, нечто, несколько, кое-кто |
Отрицательные | никто, никакой, некого, нечего |
Притяжательные | мой, твой, свой, наш, ваш |
Указательные | тот, этот, такой, таков |
Определительные | весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой |
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите личное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите это местоимение.
Наречие
Наречие обозначает действия (зависит от глагола) или признак предмета (зависит от существительного), признак признака (зависит от наречия или прилагательного). Не изменяется и имеет степени сравнения.
Образа действия
Сравнительная степень относится к глаголу, отвечает на вопрос как? Формы:
- Простая: суффиксы -ее (-ей); -е, -ше
- Составная: более + наречие
- Превосходная: мест. всех + сравнительная степень наречия
Времени
Когда? С каких пор? До каких пор?
Места
Где? Куда? Откуда?
Цели
Зачем? С какой целью?
Меры и степени
В какой степени? В какой мере?
Пример задания для ученика
Самостоятельно подберите наречие образа действия, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Предлог
Предлог не является членом предложения, но входит в состав членов предложения вместе с самостоятельными частями речи.
Например:
- Бродить вокруг — наречие; бродить вокруг дома – предлог.
- В течении реки — существительное с предлогом; в течение дня – предлог.
- Не смотря по сторонам — деепричастие; несмотря на усталость – предлог.
пространственные (указывают на место)у, в, на, из, за, из-за, к, над, под, из-под, до, перед, через, вокруг, мимо, между, около, поперёк, подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри, сквозь, среди, против 1) Чтобы определить значение предлога, необходимо установить, в состав какого члена предложения этот предлог входит (пространственный предлог входит в состав обстоятельства места, причинный предлог – в состав обстоятельства причины, дополнительный предлог – в состав дополнения).2) Один и тот же предлог может выражать разные значения (из-за угла – пространственное значение; из-за болезни – причинное значение).
временные (указывают на время)до, в, с, через, по, накануне, в течение , в продолжение и
причинные (указывают на причину)по, от, из-за, за, ввиду, благодаря, вследствие и др.
целевые (указывают на цель) для, ради, на, за, по и др.
образа действия (указывают на образ действия)с, без, в, по и др.
дополнительные (указывают на предмет, на который направлено действие)о, об, про, с, по, насчёт и др.
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите этот производный предлог.
Союз
Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. Союзы делятся на две группы: сочинительные и подчинительные.
Некоторые союзы имеют омонимы среди других частей речи. Чтобы их отличать, надо запомнить, что относительные местоимения и местоименные наречия в придаточных предложениях являются членами предложения, а союзы членами предложения не являются. Я знаю, что он не придёт (что – союз). Я знаю, что он скажет мне сегодня (что – союзное слово, местоимение).
Сочинительные. РазрядыПримерыПодчинительные. РазрядыПримеры
Соединительные:а, да=и, также, но и, не только но и ,как так и, ни ни, тоже, такжеИзъяснительные Указывают на то, о чем говоритсячтобы, как, что, как будто, ли
Противительные:а, да=но, зато, однакоВременныеУказывают на времяКогда, пока, лишь, как только, прежде чем, едва, перед тем как
Некоторые разряды союзов в школьной программе не рассматриваются. Обычно их включают в состав сочинительных союзовУсловныеУказывают на условиеесли, раз
пояснительные союзы то есть, или (в значении то есть) УступительныеУказывают на противоречие одного события другомунесмотря на то что, пускай, хотя
присоединительные союзыда иСравнительныеУказывают на сравнениекак, словно, как будто, точно, подобно тому как
СледственныеУказывают на следствиетак что-
ЦелевыеУказывают на цельЧтобы, для того чтобы, с тем чтобы
Самостоятельно подберите союзное слово, которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении.
Частица
Служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения, эмоциональные оттенки в предложении или служит для образования форм слова.
По значению и по функции частицы делятся на:
Вопросли, разве, неужели, что ли, аОграничениетолько, лишь, исключительно, только, всего, всего лишь, лишь только, хоть, хоть бы, единственно
Указаниевон, вот, а вон, а вотСомнениеразве, неужели, вряд ли, едва, едва ли, навряд ли, авось
Уточнениеименно, точно, как раз, ровно, подлинно, в точностиУтверждениеда, ну да, так, точно
Восклицаниекак, что за, то-то, просто, ну и, прямо, еще бы, ишьСмягчение-ка
Усилениеи, же, лишь, уж, ведь, даже, даже и, просто, прямо, все, все-таки, -то
Самостоятельно подберите усилительную частицу, которая должна быть на месте пропуска в последнем предложении текста.
Вводные слова и словосочетания
Разряды вводных слов по значению
Уверенность, достоверностьКонечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения и др.
Неуверенность, предположение, неопределенность, допущениеНаверное, кажется вероятно, по всей вероятности, право, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, может быть, должно быть, и др.
Радость, одобрениеК счастью, на счастье, к радости, на радость, к удовольствию кого-либо и др.
Сожаление, неодобрениеК несчастью, по несчастью, к сожалению, к стыду кого-либо, на беду, как нарочно, грешным делом, что обидно, увы и др.
Удивление, недоумениеК удивлению, удивительно, удивительное дело, к изумлению, странно, странное дело, непонятное дело и др.
ОпасениеНеровен час, чего доброго, не дай бог, того и гляди и др.
Общий характер высказыванияПо совести, по справедливости, по сути, по существу, по душе, по правде, правда, если правду сказать, между нами говоря, кроме шуток, в сущности говоря и др.
Источник сообщенияПо сообщению кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, по словам кого-либо, по слухам, с точки зрения кого-либо и др.
Порядок мыслей и их связьВо-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, итак, следовательно, значит, таким образом, напротив, наоборот, например, кроме того и др.
Способ оформления мыслейСловом, одним словом, другими словами, иначе говоря, прямо говоря, грубо говоря, собственно говоря, собственно, короче говоря, и др.
Оценка меры, степени того, о чём говоритсяПо меньшей мере, по крайней мере, в той или иной степени, в значительной мере, по обыкновению и др.
Привлечение внимания собеседника к сообщениюВидишь ли, знаешь ли, помнишь ли, веришь ли, послушайте, позвольте, представьте, представьте себе, и др.
Самостоятельно подберите вводное слово со значением предположения, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Упражнения для тренировки
Самостоятельно подберите вводное слово, обозначающее порядок мыслей и их связь, которое должно быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Упражнение 2
Самостоятельно подберите местоименное наречие которое должно быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Упражнение 3
Самостоятельно подберите уточняющую частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.
Упражнение 4
Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен быть на месте пропуска в третьем предложении текста.
Free mini-course “A toolkit for effective lessons”!
You will receive 4 emails with video tutorials and additional useful materials
Упражнение 6
Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.
Уважаемые коллеги, напишите в комментариях, какие планы уроков и материалы для занятий вам нужны. Подготовим!
"Морфологические нормы"
Теория и практика в формате ЕГЭ
"Паронимы"
Практическое пособие «ПАРОНИМЫ» (рабочие листы с упражнениями, практика в формате ЕГЭ 2024)
Тематический практикум ОГЭ 2024
Интерактивные чек-листы + 11 словариков ОГЭ
План подготовки к ЕГЭ 2024
Интерактивный чек-лист + 7 словариков ЕГЭ
Итоговое на "ЗАЧЁТ"
Хрестоматия-практикум. Ключевые фрагменты, темы, проблемы произведений школьной программы
Аргументов для сочинения ОГЭ
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению
Проверка сочинения и изложения ОГЭ
Пособие "Анализ текста. Задание 1-3, 22-26 ЕГЭ"
Аргументов к итоговому
300+ заданий 6 ЕГЭ
Проверка сочинения ЕГЭ
Слитно, раздельно, через дефис
Задание 8 ЕГЭ по русскому языку проверяем ваши знания по теме "Синтаксические нормы: нормы согласования и управления" и умения установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.
Чтобы решить задание 8 ЕГЭ по русскому языку 2023 – 2024, необходимо знать следующие темы:
-нарушения построения предложения с несогласованным приложением-нарушения построения предложения с причастным оборотом-нарушение построения предложения с деепричастным оборотом-нарушение связи между подлежащим и сказуемым-неправильное построение предложения с косвенной речью
-нарушение построения предложения с однородными членами
-нарушение построения сложного предложения-неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом-нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм-нарушение управления
Изменения в 8 задании ЕГЭ 2024 г.С 2024 г. за правильное выполнение задания 8 максимально можно получить 2 балла. (2 балла: ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа: каждый символ в ответе стоит на своём месте, лишние символы в ответе отсутствуют. 1 балл: на любых одной или двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Грамматическим ошибкам и работе над ними посвящен целый блок в нашем пособии:
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Пример из демоверсии ЕГЭ по русскому языку ФИПИ: Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогомБ) неправильное построение предложения с косвенной речьюВ) нарушение в построении предложения с несогласованным приложениемГ) неправильное построение предложения с деепричастным оборотомД) ошибка в построении предложения с однородными членами1) Сразу по приезде в губернский город Чичиков попытался установить деловые связи с местными чиновниками.2) Возвращаясь в родные места, мне вспомнились детские впечатления от впервые увиденной грозы.3) Через неделю после венчания А.С. Пушкин сообщает другу П.А. Плетнёву, что «я женат и счастлив».4) Установить направление движения древних материковых оледенений можно благодаря изучения состава и строения валунов – обкатанных и слегка закруглённых камней.5) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом постановления «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке.6) Сверхпроводники – это материалы, не имеющие электрического сопротивления при сильном охлаждении, поэтому плотность электрического тока может достигать гигантских значений.7) Если провести опрос среди молодёжи, то можно убедиться в том, что сегодня молодые люди воспринимают и думают о жизни иначе, чем предыдущие поколения.8) В пьесе А.П. Чехова «Вишнёвом саде» мысли о будущем России наиболее полно выражены в монологах Пети Трофимова, молодого интеллигента, жизнь которого полна труда и лишений.9) Благодаря комментариям Ю.М. Лотмана к «Евгению Онегину» каждый читатель лучше понимает эпоху А.С. Пушкина.
Сложность задания заключается в том, что вариантов предложений 9, а наименований ошибок всего пять. Это значит, что 4 предложения могут относиться:
Для правильного выполнения задания 8 нужно научиться видеть слова-маркеры.
Как и в других заданиях информация сгруппирована по названиям ошибок. Во-первых, вам необходимо выучить и понимать все термины, встречающиеся в задании. Например, знать, что такое приложение и как оно выглядит. Важно уметь различать причастный и деепричастный обороты, а также знать правильное их построение, находить однородные члены и двойные союзы, находить подлежащее и сказуемое и проверять их на правильность связи, знать глагольное управление и предложно-падежное управление.
– это определение, выраженное существительным, название газет, журналов, картин, книг, географических объектов и т.д. Озеро (какое?) Байкал. Определяемое слово (от него задается вопрос к приложению) и приложение дают разные обозначения одного и того же предмета.Что нужно помнить:Несогласованное приложение стоит в именительном падеже независимо от того, в каком падеже определяемое слово (Озеро (И.П.) Байкал (И.П.), озера (Р.П.) Байкал (И.П.), озеру (Д.П.) Байкал (И.П.)
Мы встретились, отъехав от города Сочи несколько километров.В кинофильме «Война и мир» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.В «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.В кинофильме «Войне и мире» С. Бондарчук прекрасно сыграл Пьера Безухова.
Причастие с определяемым словом должно быть согласовано в роде, числе и падеже.Определяемое слово не должно входить в причастный оборот.Не должно быть замены действительного причастия на страдательное.
1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победившими (Т.П.) английскую команду2. Оладьи, приготовленные мамой, были необыкновенно вкусны.3. Задание, выполняемое нами, не вызывает особых затруднений.1. Мы гордимся нашими футболистами (Т.П.), победивших (Р.П.) английскую команду2. Приготовленные оладьи мамой были необыкновенно вкусны.Задание, выполняющееся нами, не вызывает особых затруднений.
Деепричастие обозначает дополнительное действие, которое совершает подлежащее. Деепричастие в предложении можно заменить однородным сказуемым. (Улыбаясь, он шел по улице. – Он шел по улице и улыбался).1. Деепричастный оборот не употребляется, если действие, выраженное сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам.2. Деепричастный оборот не употребляется в безличном предложении, если в нём сказуемое выражено не инфинитивом.3. Деепричастный оборот не употребляется, если сказуемое выражено кратким страдательным причастием.
1. Когда я подъезжал к городу, начался сильный ветер.2. Когда я приехал в Москву, мне стало грустно.3. Когда я сдал экзамены, меня приняли в вуз.1. Подъезжая к городу, начался сильный ветер. (ветер не может подъезжать к городу)2. Приехав в Москву, мне стало грустно.3. Сдав экзамены, я был принят в вуз (кем-то принят).
1. Род сложносокращённых слов определяется по ключевому слову: ООН – Организация Объединённых Наций (организация – главное слово в ж. р.)2. Сказуемое согласуется с первым (главным) словом сложного существительного.3. В главной и придаточной частях сложного предложения подлежащее и сказуемое должны быть согласованы в числе: все (те) + сказуемое во мн.ч., кто (тот) + сказуемое в ед.ч.
При переводе прямой речи в косвенную местоимения и глаголы в форме 1 лица следует заменить местоимениями и глаголами 3 лица.
Автор утверждает, что он это знает, а не просто предполагает.Автор утверждает, что я это знаю, а не просто предполагаю (смешение прямой и косвенной речи).
1. Каждый из однородных членов должен быть грамматически соотнесён с общим словом.2. Каждый из однородных членов должен быть лексически соотнесён с общим словом.3. Если однородные члены – прилагательные или причастия, они должны быть оба в одной форме (полной или краткой).4. Если перед однородными членами предполагаются разные предлоги, то их нельзя опускать.5. Все однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово.6. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных7. Нарушен порядок слов при использовании двойных союзов 8. Части двойного союза постоянны, их нельзя заменять другими словами:Список двойных союзов с примерами
1. Неверное присоединение придаточной части создаёт неоднозначность восприятия смысла предложения.Придаточное определительное должно стоять после того слова, от которого зависит.2. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью частицы ли, выступающей в роли подчинительного союза, поэтому союз что здесь лишний.
1. Предлоги СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, БЛАГОДАРЯ, СООБРАЗНО, НАПЕРЕРЕЗ, ПОДОБНО употребляются только с Д. п. (кому? чему?)Предлог ПО в значении «после чего-либо, в результате чего-либо» употребляется с П. п. (по ком? чём?)в меру, в силу, в течение, в продолжение, в заключение, по причине, по завершении, наподобие, посредством+ Р.п. существительного.Если требуются разные предлоги с разными существительными, они должны быть использованы. Пропуск предлогов в таких случаях недопустим.2. Предлоги в – из, на – с.
1. Вопреки (кому? чему? Д.п.) обстоятельствамблагодаря (кому? чему? Д.п.) стараниюПо окончании срокаПо истечении срокаПо прибытии поездаПо приезде2. в город – из города1. Вопреки (кого? чего? Р.п.) обстоятельствблагодаря (кого? чего? Р.п.) старанияПо окончанию срокаПо истечению срокаПо прибытию поездаПо приезду2. с города
Сестра прочитала книгу и пересказала ее брату.Сестра читает книгу и пересказала ее брату.
Он всегда уделял внимание своему здоровью.Он всегда уделял внимание на свое здоровье.