Химические элементы и их свойства
Для выполнения заданий 1–3 используйте следующий ряд химических элементов:
- Cr 2) V 3) Mn 4) N 5) P
Ответом в заданиях 1–3 является последовательность цифр, под которыми указаны химические элементы в данном ряду.
Задание 1
Определите элементы, атомы которых на d-подуровне содержат одинаковое число неспаренных электронов. Запишите в поле ответа номера выбранных элементов.
Задание 2
Из указанных в ряду химических элементов выберите три элемента-металла. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения основных свойств образуемых ими оксидов. Запишите номера выбранных элементов в нужной последовательности.
Задание 3
Из указанных в ряду элементов выберите два элемента, которые имеют одинаковую разность между значениями их высшей и низшей степени окисления.
Таблица веществ с ионной кристаллической решеткой:
Формула/название вещества | |
---|---|
А | пероксид бария |
Выберите в таблицу номера ячеек, в которых расположены вещества, под соответствующими буквами.
Реакции с твердым веществом X:
- Образовался прозрачный раствор – добавили избыток раствора гидроксида натрия.
- Выделился газ – добавили раствор вещества Y.
Выберите в таблицу номера выбранных веществ под соответствующими буквами.
Соответствие между формулой вещества и реагентами:
- NH3, Li2O, Na2CO3
- S, CuSO4, Cr2O3
- H2O, HI, Al2O3
- O2, MgCl2, CO2
- HCl, Mg(NO3)2 (p-р), Ca(OH)2
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Превращения веществ:
Определите, какие из указанных веществ являются веществами Х и Y.
Названия гомологического ряда и их формулы:
А) предельные двухатомные спирты
Б) предельные двухосновные кислоты
В) простые эфиры, образованные предельными одноатомными спиртами
Выберите два вещества, в молекулах которых отсутствуют π-связи.
Ответы к химическим заданиям
Выбор веществ при гидролизе в кислой среде
Из предложенного перечня выберите все вещества, при гидролизе которых в кислой среде образуется карбоновая кислота:
- уксусный ангидрид
Получение анилина
Из предложенного перечня выберите два процесса, в результате которых можно получить анилин:
окисление толуола
реакция хлорида фениламмония с гидроксидом натрия
Установление соответствий
Схема реакции и вещество Х
К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой:
- C2H2 + X CH2=CH-C=N
Схема реакции и продукт
К каждой позиции, обозначенной буквой, подберите соответствующую позицию, обозначенную цифрой:
- CH3CH2COONa + NaOH 1) уксусная кислота
Определение веществ X и Y
Определите, какие из указанных веществ являются веществами Х и Y.
Реакции формальдегида с гидроксилом меди(II)
Из предложенного перечня выберите все типы реакций, к которым можно отвести взаимодействие формальдегида с гидроксилом меди(II):
- обратимая реакция
- реакция соединения
Реакции, скорость которых зависит от давления
Из предложенного перечня выберите все реакции скорость которых от давления:
- растворение алюминия в растворе щёлочи
- изомеризация α-глюкозы в β-глюкозы
Свойства азота в реакции
Установите соответствие между схемой реакции и свойством азота, которое этот элемент проявляет в данной реакции:
- является восстановителем
Продукты электролиза водного раствора
Установите соответствие между формулой вещества и продуктами электролиза водного раствора или расплава этого вещества:
- HNO3 (раствор) 3) водород и кислород
Характер среды водных растворов
Для веществ приведённых в перечне определите характер среды их водных растворов, учитывая концентрацию веществ во всех растворах одинаковую.
- Номера веществ в порядке возрастания значения рН:
- [Поместить здесь ответ]
Способ воздействия на равновесную систему
[Поместите здесь ваш ответ на этот вопрос]Пожалуйста, заполните пропуски с ответами по порядку.
## Реакционные равновесия
NH3 + H2O ↔ NH4+(р-р) + OH—(р-р) + Q
И направление смешения равновесия при этом воздействии:
## Соответствие букв и цифр:
- А) подкисление раствора
- Б) увеличение давления
- Г) добавление твёрдого гидроксида калия
- 1) смешается в сторону продуктов
- 2) смещается в сторону реагентов
- 3) практически не смещается
## Решение задачи:
В реактор постоянного объёма поместили водяной пар и метан. Исходная концентрация метана составляла 2,8 моль/л. После протекания обратимой реакции:
CH4 + H2O ↔ CO(г) + 3H2(г)
Установилось химическое равновесие, где концентрации метана и водяного пара составили 2,0 моль/л и 2,2 моль/л соответственно. Найдем равновесные концентрации водорода и исходного водяного пара.
Выбор:
1) 0,8 моль/л
2) 1,4 моль/л
3) 2.4 моль/л
4) 3,0 моль/л
5) 6,0 моль/л
6) 6,6 моль/л
| Вопрос | Ответ |
| ------- | ------|
| X | 0,8 моль/л |
| Y | 2,2 моль/л |
## Соответствие веществ и признаков реакции:
- А) гидроксид меди(II)
- Б) хлорид серебра
- В) раствор хлорида алюминия
- Г) разбавленная азотная кислота
1) видимые признаки отсутствуют
2) образование осадка
3) образование осадка и выделение газа
4) выделение газа
5) растворение осадка
## Соответствие веществ и области применения:
1) в качестве бытового топлива
2) получение полиэтилена
3) в качестве консерванта в пищевой промышленности
4) газовая сварка металлов
## Решение оставшихся задач:
1) Масса осадка: 40 г
2) Теплота при нейтрализации: 113,6 кДж
3) Масса бутадиена-1,3: 15 кг
## Окислительно-восстановительные реакции:
Выберите вещества, между которыми происходит изменение цвета раствора:
- Бромат калия
- Сульфид свинца(II)
- Иодид натрия
Пример реакции:
2KI + Br2 -> 2KBr + I2
## Ответы на открытый вариант ЕГЭ по химии-2023
Ответы на задания части 2 вы можете найти выше.
Новая демоверсия ЕГЭ 2024 по химии от ФИПИ.
Обновлено 10 ноября. Демоверсия утверждена.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, включающих в себя 34 задания. Часть 1 содержит 28 заданий с кратким ответом, часть 2 содержит 6 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по химии отводится 3,5 часа.
При выполнении работы используйте Периодическую систему химических элементов Д.И. Менделеева, таблицу растворимости солей, кислот и оснований в воде, электрохимический ряд напряжений металлов. Эти сопроводительные материалы прилагаются к тексту работы.
Изменения структуры работы отсутствуют.
Изменён уровень сложности заданий 20 и 28: в 2024 г. указанные задания будут представлены на повышенном уровне сложности.
## Задание 30
Из предложенного перечня веществ выберите вещества, которые вступают в реакцию ионного обмена с выделением газа. Запишите молекулярное, полное и сокращённое ионное уравнения реакции с участием выбранных веществ.
## Задание 31
Оксид меди(II) растворили в серной кислоте. Через образовавшийся раствор пропустили газ, полученный в результате взаимодействия раствора хлорида алюминия с раствором сульфида натрия. Выпавший после пропускания газа чёрный осадок отделили и обработали концентрированным раствором азотной кислоты при нагревании. Напишите уравнения четырёх описанных реакций.
## Задание 32
Напишите уравнения реакций; с помощью которых можно осуществить следующие превращения. При написаний уравнений реакций указывайте преимущественно образующиеся продукты, используйте структурные формулы органических веществ.
## Задание 33
При сгорании 1,52 г органического вещества А образовалось 1,568 л (н.у.) углекислого газа, 1,06 г карбоната натрия и 0,9 г воды. Известно, что вещество А реагирует с 2-метил-2-хлорпропаном с образованием алкина.
На основании данных условий задачи:
1) проведите необходимые вычисления (указывайте единицы измерения искомых физических величин) и установите молекулярную формулу вещества А;
2) составьте структурную формулу вещества А, которая однозначно отражает порядок связи атомов в его молекуле;
3) напишите уравнение реакции вещества А с 2-метил-2-хлорпропаном (используйте структурные формулы органических веществ).
## Задание 34
Навеску Хлорида фосфора(V) растворили в 50 мл горячей воды; Для полной нейтрализации полученного раствора потребовалось 190 г 3,6 %-го раствора гидроксида бария. Выпавший осадок отфильтровали. Рассчитайте массу осадка и массовую долю соли в фильтрате.
В ответе запишите уравнения реакций, которые указаны в условии задачи; и приведите все необходимые вычисления (указывайте единицы измерения и обозначения искомых физических величин).
В целом принятые изменения в экзаменационной работе 2024 г. ориентированы на повышение объективности проверки сформированности ряда важных метапредметных умений, в первую очередь таких, как анализ текста условия задания, преобразование информации из одной формы в другую, комбинирование аналитической и расчётной деятельности, анализ состава веществ и прогноз возможности протекания реакций между ними, моделирование процессов и описание признаков их протекания и др.
Проверяемые элементы содержания Уровень сложности задания Макс. балл за выполнение задания Примерное время выполнения задания (мин.)
Современная модель строения атома. Распределение электронов по энергетическим уровням. Классификация химических элементов. Особенности строения энергетических уровней атомов (s-, p-, d-элементов). Основное и возбуждённое состояния атомов. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева. Причины и закономерности изменения свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Закономерности в изменении свойств простых веществ, водородных соединений, высших оксидов и гидроксидов
Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления
Виды химической связи (ковалентная, ионная, металлическая, водородная) и механизмы её образования. Межмолекулярные взаимодействия. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Типы кристаллических решёток. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решётки
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений. Общие способы получения металлов.
Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений). Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Идентификация неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений. Общие способы получения металлов. Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений)
Химические свойства важнейших металлов (натрий, калий, кальций, магний, алюминий, цинк, хром, железо, медь) и их соединений. Общие способы получения металлов. Химические свойства важнейших неметаллов (галогенов, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) и их соединений (оксидов, кислородсодержащих кислот, водородных соединений)
Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным классам
Представление о классификации органических веществ. Систематическая международная номенклатура и принципы образования названий органических соединений
Основные положения теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова. Углеродный скелет органической молекулы. Кратность химичес
кой связи. sи p-связи. sp3-, sp2-, spгибридизации орбиталей атомов углерода. Зависимость свойств веществ от химического строения молекул. Гомологи. Гомологический ряд. Изомерия и изомеры. Понятие о функциональной группе. Ориентационные эффекты заместителей
Химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов. Химические свойства кислородсодержащих соединений: спиртов, фенола, альдегидов, кетонов, карбоновых кислот, сложных эфиров, жиров, углеводов
Характерные химические свойства аминов. Аминокислоты и белки. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Основные аминокислоты, образующие белки. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот. Химические свойства белков: гидролиз, денатурация, качественные (цветные) реакции на белки
Химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, алкадиенов, алкинов, аренов. Свободнорадикальный и ионный механизмы реакции. Понятие о нуклеофиле и электрофиле. Правило Марковникова. Правило Зайцева
Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола, альдегидов, карбоновых кислот, сложных эфиров. Важнейшие способы получения кислородсодержащих органических соединений
Генетическая связь между классами органических соединений
Химическая реакция. Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Закон сохранения массы веществ
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов
Окислительно-восстановительные реакции. Поведение веществ в средах с разным значением pH. Методы электронного ба ланса
Электролиз расплавов и растворов солей
Гидролиз солей. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора
Обратимые реакции. Химическое равновесие. Факторы, влияющие на состояние химического равновесия. Принцип Ле Шателье
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Расчёты количества вещества, массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ
Идентификация неорганических соединений. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений. Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
Химия в повседневной жизни. Правила безопасной работы с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Химия и здоровье. Химия в медицине. Химия и сельское хозяйство. Химия в промышленности. Химия и энергетика: природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование. Состав нефти и её переработка (природные источники углеводородов). Химия и экология. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Охрана гидросферы, почвы, атмосферы, флоры и фауны от химического загрязнения. Проблема отходов и побочных продуктов. Альтернативные источники энергии. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства аммиака, серной кислоты). Чёрная и цветная металлургия. Стекло и силикатная промышленность. Промышленная органичес
кая химия. Сырьё для органической промышленности. Строение и структура полимеров. Зависимость свойств полимеров от строения молекул. Основные способы получения высокомолекулярных соединений: реакции полимеризации и поликонденсации. Классификация волокон
Расчеты массовой доли и молярной концентрации вещества в растворе
Расчёты теплового эффекта (по термохимическим уравнениям)
Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси); расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного
Окислительно-восстановительные реакции. Поведение веществ в средах с разным значением pH. Методы электронного баланса
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Среда водных растворов веществ: кислая, нейтральная, щелочная. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена
Генетическая связь неорганических веществ, принадлежащих к различным классам
Нахождение молекулярной формулы органического вещества по его плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав, или по продуктам сгорания; установление структурной формулы органического вещества на основе его химических свойств или способов получения
Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества, молярная концентрация. Насыщенные и ненасыщенные растворы, растворимость. Кристаллогидраты. Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты массы (объёма, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества
Всего заданий – 34; из них по типу заданий: с кратким ответом – 28, с развёрнутым ответом – 6; по уровню сложности: Б – 15; П – 13; В – 6. Максимальный первичный балл за работу – 56. Общее время выполнения работы – 3 часа 30 минут (210 мин.).
ЕГЭ по химии – трудный экзамен, его сдают будущие медики, фармацевты, технологи. Мы собрали самую актуальную для родителей и выпускников информацию, связанную со сдачей экзамена по этому предмету.
1. ЕГЭ по химии – 2023: что нового в этом году
2. Какие задания будут на ЕГЭ по химии: варианты ФИПИ
3. Самые трудные задания на химии
4. Баллы ЕГЭ – первичные и тестовые: что надо знать
5. Причины типичных ошибок на ЕГЭ по химии
6. Подсказка от разработчиков КИМов
7. Минимальные баллы ЕГЭ для вуза
ЕГЭ-2023 по химии
– "Изменения минимальные. Структура работы осталась без изменений", – рассказал на видеоконсультации руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по химии Дмитрий Добротин.
В задании № 23 количественные данные будут представлены не в виде таблицы, а в виде текстовой задачи. "Предполагается, что такую таблицу экзаменуемый сможет составить сам", – пояснил Дмитрий Добротин. По его словам, больше 80 процентов успешно справляются с этим заданием.
– В задании № 32 на уравнения химических реакций стрелочки, которые соединяют формулы или обозначения веществ, могут быть направлены как к веществу, так и от вещества. В записи условий заданий могут использоваться скелетные формулы органических веществ.
– Изменен порядок следования заданий 33 и 34. Задание 34 – самое сложное, это расчетная задача.
Какие задания будут на ЕГЭ по химии
В ЕГЭ по химии 34 задания, которые поделены на две части. Первая часть – 28 заданий с кратким ответом. Вторая часть – 6 заданий с развернутым ответом. По уровню сложности задания делятся на три группы – базового, повышенного и высокого уровня. Вот несколько вариантов заданий от ФИПИ:
1. Из предложенного перечня выберите два вещества с ионной кристаллической решеткой, в которых присутствует ковалентная неполярная химическая связь:
2. Дан ряд химических элементов
Определите, атомы каких из указанных в ряду элементов в основном состоянии содержат три неспаренных электрона. Из указанных в ряду химических элементов выберите три p-элемента. Расположите выбранные элементы в порядке уменьшения радиуса их атомов.
Из числа указанных в ряду элементов выберите два элемента, у каждого из которых разность между значениями их высшей и низшей степеней окисления равна 4.
Самые трудные задания на ЕГЭ по химии
Самые трудные задания – с 29-го по 34-е. Особенно – 33 и 34.
Руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по химии Дмитрий Добротин в своих консультациях для выпускников подчеркивает, что подготовиться на 100 баллов с одним уроком химии в неделю не очень реально. Требуются дополнительные занятия – самостоятельные или с учителем, репетитором. Плюс нужны математические умения, которые понадобятся при выполнении расчетных задач. "Непросто решаются задания, связанные с химическим экспериментом, а также задание 25, которое связано с промышленным производством, со способом получения веществ, со способом применения веществ", – поясняет Дмитрий Добротин.
Баллы ЕГЭ – первичные и тестовые
– ЕГЭ всегда оценивается в первичных баллах, которые потом переводятся в тестовые по стобалльной системе.
Сколько первичных баллов на ЕГЭ по химии
– За первую часть работы, а это 28 заданий с кратким ответом, можно получить 36 максимальных первичных баллов. За вторую часть, а это 6 заданий, дадут 20 максимальных первичных баллов. Всего работа оценивается в 56 первичных баллов. Это, соответственно, 100 тестовых баллов.
Сколько тестовых баллов дадут за первую часть
– Если вы отлично выполнили всю первую часть и набрали 36 первичных баллов, значит, получили 69 тестовых баллов ЕГЭ. Еще 41 тестовый балл дадут за идеально выполненную вторую часть, где собраны задания высокого уровня сложности.
Какие задания ЕГЭ дадут больше всего баллов
Самые ценные задания – с развернутым ответом. Это вторая часть. За некоторые задания можно получить сразу до 5 первичных баллов за задание и до 10-ти тестовых баллов. Обратите особое внимание на задание №32.
Причины типичных ошибок на ЕГЭ по химии
– Если в задании сказано, что найдите все правильные ответы и дается пять ответов, то, скорее всего, правильных ответов будет два, три или четыре. Не один или сразу все пять.
Минимальные баллы ЕГЭ для медвуза
– Минимальная граница – 36 тестовых баллов. Это требование Рособрнадзора. Минобрнауки установило для своих вузов минимальный балл – 39. У вузов Минздрава тоже свои требования. Хотите поступить в хороший вуз? Ориентируйтесь на 80 баллов.
Минимальный балл по химии для поступления в вузы Минздрава в 2023 году:
– Сеченовка – 40 баллов, "лечебное дело" – 55,
– Пироговка – 50 баллов, "лечебное дело" – 56,
– Московский государственный медико-стоматологический университет – 40 баллов, "лечебное дело" – 50,
– Первый Санкт-петербургский медуниверситет им.Павлова – 40 баллов, "лечебное дело" – 45,
– Санкт-Петербургский государственный педиатрический медуниверситет – 40, "лечебное дело" – 45,
– Казанский государственный медуниверситет – 42, "лечебное дело" – 65.
Работа магазина в праздники
Уважаемые покупатели, 23-25 февраля и 8-10 марта 2024 года магазин и интернет-магазин не работают.
Еремин В. В.
2023
200
Данное пособие предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену по химии в 11 классе в формате ЕГЭ. Оно содержит варианты тренировочных работ по химии, опубликованных в системе СтатГрад в 2022/23 учебном году. Варианты составлены в соответствии с демоверсией КИМ ЕГЭ, разработанной Федеральным институтом педагогических измерений для проведения Единого государственного экзамена в 2023 году. В книгу входят также ответы к заданиям и критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом. Автор пособия является разработчиком тренировочных и диагностических работ для системы СтатГрад (http://statgrad.org).
Материалы книги рекомендованы учителям и методистам для выявления уровня и качества подготовки учащихся по предмету, определения степени их готовности к Единому государственному экзамену.
Издание соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС).