Функции нацфонда перестали работать

Стабилизационная политика: основные принципы

Стабилизационная политика государства направлена на смягчение кризисных явлений в экономике и достижение макроэкономического равновесия. Ее целью является стабильность всех внутренних макроэкономических процессов и равновесие внешнего платежного баланса.

Основы стабилизационной политики в открытой экономике

Действия государства в рамках открытой экономики связаны с:

  • Регулированием бюджетного процесса
  • Монетарным регулированием
  • Контролем денежной массы
  • Воздействием на кредитную политику
  • Осуществлением валютной политики
  • Проведением внешнеторговой политики

Для эффективной реализации стабилизационной политики необходимо:

  • Обеспечение равновесия между внутренними и внешними показателями
  • Комплексное сочетание фискальной и денежно-кредитной политики

Анализ Нацфонда и экспертное мнение

Инвестиционный банк Halyk Finance прокомментировал материал Нацбанка о стабилизационной функции Нацфонда. Эксперты высказались о неэффективности стабилизационной политики Нацфонда, что привело к проблемам в его работе.

Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter

Роль Национального Фонда Казахстана

Напомним, что Нацфонд имеет две функции:

Функция сбережения

Сбережение финансовых ресурсов государства путем формирования накоплений для будущих поколений.

Стабилизационная функция

Снижение зависимости государственного бюджета от ситуации на мировых сырьевых рынках.

Как работает стабилизационная функция

В соответствии с мировыми стандартами, для суверенных фондов благосостояния (СФБ), стабилизационная функция заключается в:

  • При высоких ценах на сырье: избыточные поступления помещаются в иностранные финансовые активы для предотвращения избыточного роста бюджетных расходов и инфляции.

  • При низких ценах на сырье: иностранные активы конвертируются и делаются трансферты в бюджет для поддержания роста экономики.

Проблемы Национального Фонда

Процикличная политика

В последние годы правительство проводит процикличную политику, что приводит к тому, что Нацфонд перестал выполнять свою стабилизационную функцию. Он не работает должным образом при высоких ценах на нефть, что указывает на дефицит сберегательной функции фонда.

Изменение бюджетного правила

С декабря 2022 года, помимо искажения стабилизационной функции, произошло изменение важного бюджетного правила. Правительству было позволено напрямую кредитовать ФНБ Самрук-Казына из Нацфонда, а также приобретать акции НК КазМунайГаз без участия Парламента.

Авторы: Мурат Темирханов, советник Halyk Finance, Мадина Кабжалялова, Аналитический центр.

Политика открытости и прозрачности

Демократический режим в стране Z может быть определен наличием следующих признаков:

  1. Свобода слова и выражения: граждане имеют право свободно выражать свои мнения без страха перед репрессиями.

  2. Свободные выборы: граждане страны имеют возможность свободно выбирать своих представителей на различных уровнях власти.

  3. Принцип разделения властей: правительство, парламент и судебная система функционируют в рамках своих компетенций без вмешательства друг в друга.

  4. Существование политических партий и активная гражданская политическая жизнь: разнообразие политических партий и организаций позволяет гражданам принимать участие в политической жизни страны.

  5. Защита прав человека и гражданина: правительство обеспечивает защиту основных прав и свобод граждан.

  6. Независимость судебной системы: судебная власть действует независимо от исполнительной и законодательной власти.

Если в стране Z установлены указанные выше признаки, это свидетельствует о том, что в ней действует демократический режим.

Правовые основы и политическая система страны Z

В стране Z граждане обладают законными правами и свободами, которые гарантированы и защищены законом. Субъекты федерации в стране Z имеют определенную политическую самостоятельность. Страна Z разделена на 15 провинций, и в ней регулярно проходят выборы. Принцип разделения властей строго соблюдается, и всё подчинено законам, что подтверждает верховенство права.

Принципы демократии и правового государства

Согласно принципам демократии и правового государства, в стране Z осуществляются следующие действия:

  1. Установление правовых основ единого рынка
  2. Обеспечение судебной системы и прокуратуры
  3. Соблюдение законности
  4. Защита исконной среды обитания малочисленных этнических общностей
  5. Управление федеральным бюджетом

Субъекты власти в Российской Федерации

В Российской Федерации присутствуют различные субъекты власти, включая только федеральный центр, а также федеральный центр и субъекты РФ.

Правовые возможности гражданина

Анастасия, 15 лет, имеет право на следующие самостоятельные действия в соответствии с Гражданским кодексом РФ:

  1. Заключение мелких бытовых сделок
  2. Устройство на работу в летнее кафе
  3. Внесение зарплаты на счет в банке за работу в летнем трудовом лагере

Наследники гражданина Фролова

При смерти гражданина Фролова без завещания, его наследником первой очереди по закону будет:

  1. Вдова Фролова
  2. Совершеннолетний трудоспособный пасынок Фролова
  3. Мать Фролова
  4. Сестра Фролова
  5. Бабушка Фролова
  6. Несовершеннолетний племянник Фролова

Полномочия государственных органов

Важные части экономической науки и деятельности включают:

  1. Регулирование и защита прав национальных меньшинств
  2. Оборонное производство
  3. Образование, наука, культура, и спорт
  4. Владение и распоряжение природными ресурсами
  5. Координация здравоохранения

Субъекты государственной власти в Российской Федерации

Субъекты государственной власти в Российской Федерации делятся на совместные с федеральным центром и только федеральные.

Экономические аспекты

Часть государственной экономики и науки включает:

  1. Макроэкономику
  2. Микроэкономику

Этнические общности

  1. Народность является древнейшей формой этнической общности.
  2. Обязательными признаками этнической общности являются общность языка и религии.
  3. Общность территории не является обязательным условием формирования этнической общности.
  4. Этнические общности отличаются стабильностью.
  5. Человек может причислять себя к нескольким этническим общностям.

Граждане страны Z могут быть уверены в гарантии своих прав и свобод, поскольку законодательство строго регулирует жизнь и общество.

Что из перечисленного можно отнести к методам антиинфляционной политики государства? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие позиции1) монополизация экономики 2) увеличение внешних займов 3) увеличение нормы обязательного банковского резерва 4) изъятие из обращения избыточных денежных знаков 5) увеличение пенсий, стипендий и социальных пособий 6) сокращение расходной части государственного бюджета

Выберите верные суждения о денежно-кредитной (монетарной) политике и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Монетарная политика основана на признании денежной массы в обращении одним из главных факторов развития экономики. 2) Главную ответственность за проведение монетарной политики несет министерство финансов. 3) Повышение учетной ставки процента повышает деловую активность в экономике. 4) Под валютной интервенцией в экономике понимают параллельное использование в качестве платежного средства иностранной и национальной валюты. 5) Понижение процентных ставок по кредитам увеличивает предложение денег и снижает безработицу.

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.1. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует усилению конкуренции между участниками рынка.2. Продажу за границу товаров и услуг называют импортом.3. Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства, транснациональные корпорации, международные интеграционные объединения.4. Открытие внутренних рынков для иностранных производителей способствует снижению доходов всех торгующих фирм.5. Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.

Выберите верные суждения о мировой экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Под сальдо торгового баланса понимают разность между стоимостью экспорта и импорта за определённый период.2) Международное разделение труда ускорилось с развитием научно-технической революции.3) Предпосылкой международной специализации являются климатические условия страны и её географическое положение.4) Открытие внутренних рынков для иностранных производителей может усилить зависимость экономики от импортных товаров.5) Мировые цены на многие сырьевые товары директивно устанавливаются межгосударственными организациями.

В стране Z проводится политика протекционизма. Выберите изпредложенного списка черты, характерные для данной экономической политики. Запишите цифры в порядке возрастания, под которыми они указаны.1) Выделение субсидий для местных сельхозпроизводителей.2) В стране Z наблюдается рост импортных товаров.3) Снижаются таможенные пошлины на импорт.4) Рынок страны Z насыщен недорогими, качественными импортными товарами.5) В стране Z существуют квоты на импортную продукцию.6) Правительством страны Z установлены высокие пошлины на импортные товары.

Выберите верные суждения о государстве и его функциях и запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.1) Принцип разделения властей является обязательным для любого государства.2) Стабилизационная функция государства обеспечивает организацию и регулирование хозяйственной деятельности субъектов экономики.3) Функции государства — главные направления и виды деятельности государства, обусловленные его задачами и целями и характеризующие его сущность.4) Основные правовые формы осуществления функций государства — это правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, учредительная, контрольно-надзорная.5) Государственный суверенитет выражает верховную власть над всеми проживающими на определённой территории гражданами, их институтами и организациями.

Одиннадцатиклассница Анна объясняла своей младшей сестре различия между внутренними и внешними функциями государства. Какие внешние функции государства она могла привести в качестве примеров? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) выплата пенсий и пособий2) международная торговля3) защита прав и свобод граждан4) подписание протокола о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу5) реформирование государственного управления6) оборона страны

Что из перечисленного характеризует марксистскую теорию происхождения государства и права?1) Одним из представителей этой теории был Фома Аквинский.2) Второе название этой теории – историко-материалистическая.3) Второе название этой теории – договорная.4) Данная теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин.5) Одним из представителей этой теории был Ф. Энгельс

Региональная политика представляет собой совокупность ряда политик, сформулированных в соответствии с региональными различиями для координации региональных отношений и регионального механизма макроопераций, который влияет на региональное развитие на макроуровне. Она включает в себя региональную экономическую политику, региональную социальную политику, региональную экологическую политику, региональную политическую политику, региональную культурную политику и т.д.

Региональная политика направлена на улучшение экономических условий в регионах, находящихся в относительно неблагоприятном положении, либо внутри страны, либо в рамках наднациональной группировки. Кроме того, региональная политика может быть направлена на решение проблемы высокого уровня безработицы и более низких, чем в среднем, доходов на душу населения. Ее основным инструментом являются государственные инвестиции.

Региональная политика является составной частью политики государства, направленная на организацию национального пространства в соответствии с избранной стратегией развития. Основными объектами являются: административно-территориальные деления (области, края, провинции); единицы политико-территориального деления (автономии, образованные на моно- или полиэтнической основе); субъекты федерации. В чрезвычайных ситуациях объектами становятся зоны стихийных и экологических бедствий, конфликтов. Степень самостоятельности регионов в разных странах неодинакова, зависит от государственного устройства. Возникающие между центром и регионами противоречия разрешаются, как правило, путём компромиссов. Успехи или неудачи в проведении политики зависят от правильно выбранной, научно обоснованной стратегии регионального развития.

Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т. д. Главная цель политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны.

Методы проведения политики: выделение «нуждающихся» районов, по отношению к которым государство должно проводить региональную политику;«реанимация» депрессивных районов;«стимулирующая» политика;«компенсирующая» политика.

Меры политики в депрессивных и нуждающихся районах страны предусматривают:

Элементы региональной политики:

Экономическая политика — совокупность мер, действия правительства по выбору и осуществлению экономических решений на макроэкономическом уровне. Реализация экономической политики предполагает достижение общественно значимых целей. Цели экономической политики определяются состоянием экономики страны на данный момент.

Экономическая политика охватывает системы установления уровней налогообложения, государственные бюджеты, денежную массу и процентные ставки, а также рынок труда, национальную собственность и многие другие области государственного вмешательства в экономику.

Большинство факторов экономической политики можно разделить либо на фискальную политику, которая имеет дело с действиями правительства в отношении налогообложения и расходов, либо на денежно-кредитную политику, которая имеет дело с действиями центрального банка в отношении денежной массы и процентных ставок.

Типы экономической политики

Почти каждый аспект государственного управления имеет важную экономическую составляющую. Вот несколько примеров существующих видов экономической политики:

Макроэкономическая стабилизационная политика

Стабилизационная политика пытается стимулировать экономику выйти из рецессии или ограничить денежную массу, чтобы предотвратить чрезмерную инфляцию.

Реализация экономической политики предусматривает использование совокупности мер, инструментов, которые образуют механизм государственного воздействия на экономику.

Классификация методов экономической политики

Всю совокупность мер воздействия для реализации экономической политики можно разделить на две группы:

Существует ещё одна классификация методов реализации экономической политики на основе организационно-институциональных критериев. При данном подходе выделяют: административные, экономические и институциональные методы.

Виды стабилизационной политики

Стабилизационная политика бывает двух основных видов:

Стимулирующая политика связана с проведением мероприятий, стимулирующих макроэкономический рост и прогресс. Она включает в себя использование методов и механизмов фискального и монетарного регулирования. В ее основе лежит система распределительных денежных отношений. Ведущая роль в данном направлении отводится органам налогового контроля и бюджетного регулирования. Производится изменение налоговой нагрузки на экономику и изменяется уровень расходования бюджетных средств. Эта политика проводится за счет реализации регулирующей функции финансов. Приведенная функция связана с вмешательством государства в процесс общественного воспроизводства через механизм финансов. Государство перераспределяет средства между сферами экономики, отраслями, гражданами за счет взимания налогов, выдачи государственных займов, бюджетных ассигнований по приоритетным социально-экономическим направлениям развития. Итоговым показателем реализации данного вида стабилизационной политики является рост национального производства, повышение уровня занятость, обеспечение устойчивости финансовой системы. Как правило, такая политика характерна для периода экономического спада, кризисных явлений.

Сдерживающая стабилизационная политика носит антициклический характер. Это означает, сто она препятствует развитию стадии экономического подъема, т. е. ориентируется на его сдерживание для сглаживания дальнейшего эконмического спада.

Сокращение денежной массы снижает совокупный спрос и инфляцию. Поэтому в период подъема сокращают денежную массу, а в период спада — ее увеличивают.

Также, стабилизационная политика может быть реализована в виде активной и пассивной политики государственного макроэкономического регулирования.

Активная стабилизационная политика ориентирована на точную настройку макроэкономических параметров и стремится к достижению определенных значений индикаторов. Она реализуется в направлении противодействия негативным сценариям экономической динамики развития. Государство применяет ряд рычагов активного воздействия на экономические процессы, стабилизацию динамики курсов валю, уровня цен и величины денежной массы.

Пассивная стабилизационная политика базируется на сохранении текущих макроэкономических показателей и предполагает внесение корректировок различного рода, которые не окажут обратного эффекта на макроэкономическую динамику.

Оба вида стабилизационной политики имеют право на осуществление: в окрестностях точек перегиба экономического цикла целесообразно использовать главным образом активную политику, а в промежутках – пассивную. Продолжительность цикла экономического развития и его последствия, во многом, зависят от своевременности и эффективности реализации государством макроэкономического регулирования путем проведения стабилизационной политики.

Не понимаешь, как писать работу?

Функциональная роль стабилизационной политики

Стабилизационная политика реализуется в направлении решения актуальных макроэкономических проблем. Она может включать различные направления деятельности органов государственного экономического регулирования.

Функциональная роль стабилизационной политики сводится к выполнению следующих функций:

Органам государственного экономического регулирования требуется непрерывно отслеживать динамику макроэкономических показателей для постановки непротиворечивых целей макроэкономической политики и выбора эффективных и целесообразных путей ее реализации.

Сущность и функции налогов

Налоги – это обязательные платежи, которые уплачиваются гражданами, предприятиями и другими юридическими лицами государству или местным органам власти. Налоги являются основным источником доходов для государства и используются для финансирования его функций и обеспечения общественных потребностей.

Сущность налогов состоит в том, что это обязательные платежи, взимаемые государством или местными органами власти с граждан, предприятий и других юридических лиц. Налоги являются основным источником доходов для государства и позволяют финансировать его функции, такие как обеспечение безопасности, образования, здравоохранения, социальной защиты, инфраструктуры и других общественных благ.

Сущность налогов состоит в сборе средств для обеспечения функционирования государства и предоставления общественных благ. Налоги также служат инструментом социального и экономического регулирования, поскольку они могут влиять на распределение доходов, стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности и поведения, а также обеспечивать социальную справедливость и сбалансированность.

Налоговые обязательства – это юридические и финансовые обязательства, которые возникают у налогоплательщиков в соответствии с налоговым законодательством. Это обязанность уплачивать налоги в установленные сроки и в соответствии с требованиями закона.

В налоговой теории выделяют четыре основные функции налогов:

Фискальная функция налогов заключается в обеспечении государству необходимых доходов для финансирования своих расходов. Налоги являются основным источником государственных доходов и используются для финансирования государственных программ, обеспечения общественных услуг и поддержания работы государственных органов.

Налоги используются для регулирования экономики и общественного поведения. Путем изменения налоговых ставок и структуры налогообложения государство может влиять на распределение ресурсов, стимулировать или ограничивать определенные виды деятельности, промышленные отрасли или регионы. Например, налоги могут быть использованы для стимулирования инвестиций, поддержки развития малого бизнеса или защиты окружающей среды.

Распределительная функция налогов связана с обеспечением социальной справедливости и справедливого распределения бремени налогообложения между различными группами населения и секторами экономики. Прогрессивные налоговые системы, в которых ставки налога возрастают с увеличением доходов, могут снижать социальные неравенства и способствовать более справедливому распределению доходов.

Налоги также выполняют стабилизационную функцию, помогая смягчать колебания экономического цикла и обеспечивать макроэкономическую стабильность. Государство может использовать налоговую политику для стимулирования или сдерживания экономической активности в зависимости от текущих экономических условий. Например, снижение налогов может способствовать стимулированию потребления и инвестиций в периоды спада экономики, а повышение налогов может использоваться для контроля инфляции и противодействия перегреву экономики.

В данной статье мы рассмотрели основные функции налогов. Налоги выполняют несколько важных ролей в экономике и обществе. Фискальная функция налогов обеспечивает государству необходимые доходы для финансирования государственных расходов и обеспечения общественных услуг. Регуляторная функция налогов позволяет государству влиять на экономическую активность и поведение предприятий и граждан. Распределительная функция налогов направлена на обеспечение социальной справедливости и справедливого распределения бремени налогообложения. Стабилизационная функция налогов помогает поддерживать макроэкономическую стабильность и смягчать колебания экономического цикла.

Понимание этих функций налогов важно для понимания и оценки роли налоговой системы в обществе. Эффективная налоговая политика должна учитывать все эти функции и стремиться достичь баланса между ними, удовлетворяя потребности государства, общества и экономики. Также важно, чтобы налоговая система была прозрачной, справедливой и эффективной, чтобы минимизировать негативные эффекты налогообложения и способствовать экономическому росту и благополучию общества.

Возможно, Вас также заинтересует:

Законодательство о налогах и сборах Действие законодательства о налогах и сборах Условия установления налогов и сборов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *