Ограничения и запреты в гражданской службе
Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, изложены в статьях 16 и 17 Федерального закона от 07.07.2004 № 79-ФЗ О государственной гражданской службе Российской Федерации.
Из статьи 16: Ограничения, связанные с гражданской службой
- Гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:
- Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.
- Осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.
- Отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений.
- Наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации. Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
- Близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
- Выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства.
- Наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
- Представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу.
- Непредставления установленных настоящим Федеральным законом сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу.
- Утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
- Признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
- Непредставления сведений о размещении общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Статья 17. Запреты, связанные с гражданской службой
При прохождении гражданской службы гражданскому служащему запрещается:
Замещение должности
Замена должности гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, за исключением определенных случаев.
Избрание на выборную должность в органе местного самоуправления.
Избрание на оплачиваемую выборную должность в органе профсоюза.
Предпринимательская деятельность
Заниматься предпринимательской деятельностью лично или через уполномоченных лиц.
Участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении политической партией).
Приобретение ценных бумаг
- Приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход.
Поверенность и представительство
- Быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, где занимается должностью гражданской службы.
Получение вознаграждений
- Получать вознаграждения от физических и юридических лиц в связи с исполнением должностных обязанностей.
Подарки, полученные в рамках протокольных, служебных или других официальных мероприятий, передаются гражданскому служащему по акту в государственный орган.
Актуальный текст статьи 17 для ознакомления.
Правила поведения для государственных служащих Российской Федерации
Правила поведения для государственных служащих включают в себя ряд ограничений и запретов, которые необходимо соблюдать для поддержания этики и добропорядочности в государственной службе. Нарушение этих правил может привести к дисциплинарным мерам и негативным последствиям для служащего. Вот несколько основных запретов:
Запреты для государственных служащих:
Выезд за пределы территории Российской Федерации: выезды за пределы страны должны осуществляться только по служебным обязанностям и с согласованием органов власти.
Использование государственного имущества: запрещено использовать государственное имущество или материальные ресурсы для личных целей или передавать их другим лицам.
Разглашение конфиденциальной информации: нельзя разглашать или использовать конфиденциальные сведения, полученные в ходе исполнения служебных обязанностей.
Публичные высказывания: госслужащий не должен делать публичные заявления или оценки, которые могут повлиять на деятельность государственных органов.
Принятие наград: без согласия работодателя, нельзя принимать награды или звания от иностранных государств или организаций.
Политическая деятельность: нельзя использовать свое должностное положение для политической агитации или вмешательства в политические процессы.
Участие в организациях: госслужащий не должен входить в структуры политических партий, религиозных объединений или других организаций без разрешения.
Участие в иностранных организациях: вход в органы управления иностранных некоммерческих организаций может быть допущен только по особому разрешению.
Соблюдение этих запретов и ограничений является важным аспектом исполнения обязанностей государственного служащего в Российской Федерации. Нарушение этих правил может повлечь за собой серьезные последствия, поэтому важно соблюдать их внимательно и ответственно.
Ограничения для гражданских служащих в России
- Заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
Гражданскому служащему, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям запрещается:
- Открывать и иметь счета (вклады)
- Хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации
- Владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами в случаях, предусмотренных Федеральным законом
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
Основные ограничения и запреты:
- Запрет на оплачиваемую деятельность без разрешения
- Ограничения по открытию и владению иностранными счетами
- Запрет на использование конфиденциальной информации после увольнения
- Требование получения согласия перед замещением должностей после увольнения
Базовые ограничения, запреты и обязанности, установленные действующим законодательством (федеральным и областным) о противодействии коррупции.
В Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» внесены ряд изменений, в числе которых – введение статьи 12¹, посвященной ограничениям, запретам и обязанностям, налагаемым на лиц, замещающих (в том числе) государственные должности субъектов Российской Федерации. Кроме того, приняты федеральные законы от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за расходами лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и ряд иных нормативных правовых актов, связанных с их реализацией (Федеральные законы от 03.12.2012 № 231-ФЗ, 07.05.2013 № 102-ФЗ, Указы Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309, 02.04.2013 № 310).
Основные понятия, используемые в сфере противодействия коррупции
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.
Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по:
а) предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Конфликт интересов – ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего государственную должность, влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью лица, замещающего государственную должность, и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Ростовской области
В соответствии со статьей 12¹ Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лица, замещающие государственные должности, не вправе:
а) замещать иные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
б) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении хозяйствующими субъектами независимо от их организационно-правовых форм;
в) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
г) быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами;
д) использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;
е) получать гонорары за публикации и выступления в качестве лица, замещающего государственную должность;
ж) получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц;
з) принимать вопреки установленному порядку почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия (за исключением научных и спортивных) иностранных государств, международных организаций, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;
и) выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
л) разглашать или использовать в целях, не связанных с выполнением служебных обязанностей, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» лицам, замещающим государственные должности, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Лица, замещающие государственные должности, обязаны в течение трех месяцев со дня вступления в силу данного нормативного правового акта закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
В соответствии со статьями 8¹, 12¹, 12³ Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьей 13¹ Областного закона от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области» лица, замещающие государственные должности, обязаны:
представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данных лиц и их супруг (супругов) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (далее – сведения о расходах);
представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера);
٭ Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, по утвержденным формам:
– лицами, замещающими государственные должности в Правительстве Ростовской области и иных органах исполнительной власти Ростовской области – в управление по кадровой работе Правительства Ростовской области;
– лицами, замещающими государственные должности в иных государственных органах Ростовской области – в кадровое подразделение соответствующего государственного органа Ростовской области.
- передать принадлежащие ценные бумаги, акции в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов.
٭ Для оформления передачи в доверительное управление достаточно простой письменной формы договора (без заверения нотариусом).
Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Ростовской области, в связи с утратой доверия
В соответствии со статьями 7¹, 13¹ Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:
а) несоблюдения запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;
б) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;
в) непредставления сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
г) участия на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
д) осуществления предпринимательской деятельности;
е) вхождения в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
ж) непринятия мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный (при условии, что ему (лицу, замещающему государственную должность) было известно о возникновении у подчиненного личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов).
Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией
Ответственные стороны
Во всех заявлениях на присвоение идентификационного номера работодателя () (поданных по почте, факсу или электронным способом) должны указываться имя и фамилия главного должностного лица, генерального партнёра, предоставившего средства лица, владельца или попечителя, а также его (её) идентификационный номер налогоплательщика, номер социального обеспечения, индивидуальный номер налогоплательщика или идентификационный номер работодателя. Это лицо или организация, которых Налоговое управление США называет «ответственной стороной», контролирует организацию заявителя и распределение её фондов и активов, либо управляет или руководит ими. За исключением случая, когда заявитель является государственным учреждением, ответственная сторона должна быть частным лицом (то есть, физическим лицом), а не организацией. Если имеется несколько ответственных сторон, организация может указать любую из них, попросив Налоговое управление США признать ее за ответственную сторону. Кроме того, юридические лица должны сообщать о любых изменениях ответственной стороны Налоговому управлению США в течение 60 дней, используя Форму 8822-«Изменение адреса или Ответственная сторона – компания» (Английский).
Согласно инструкциям, указанным в текущей редакции заявки, «ответственная сторона» определяется следующим образом:
«Для организаций, торговля акциями или долями в собственности которых ведётся на бирже или которые зарегистрированы в Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям, «ответственная сторона» означает () главное должностное лицо, если организация является корпорацией, () генерального партнёра, если она является партнёрством, то общее требование о том, что ответственным лицом является физическое лицо, распространяется на эти организации. Например, () если корпорация является генеральным партнером публичного партнерства, для которого подана Форма 4, то ответственным лицом партнерства является главное должностное лицо корпорации или () предоставившее средства лицо, владельца или попечителя, если данная организация является доверительным фондом.
Для всех остальных организаций «ответственная сторона» означает лицо, имеющее контроль за фондами и активами организации или права на них в таком объёме, который позволяет на практике этому лицу прямо или косвенно контролировать организацию и её фонды и активы, либо управлять или руководить ими. Однако возможность финансировать организацию или право на собственность этой организации (имеющиеся, например, у несовершеннолетнего ребенка, являющегося бенефициаром организации) сами по себе без соответствующих полномочий на то, чтобы контролировать организацию, либо управлять или руководить ею, не превращают такое лицо в ответственную сторону».
Представители
Представитель – это лицо, которому даны ограниченные полномочия действовать от имени организации, обычно в течение ограниченного периода времени и, как правило, при формировании организации. Налоговое управление США рассматривает главное должностное лицо, генерального партнёра и т.п., а не представителя как действительную «ответственную сторону» организации. «Ответственная сторона» – это лицо или организация, которое(ая) контролирует организацию и распределение её фондов и активов, либо управляет или руководит ими, в отличие от представителя, который имеет крайне ограниченные полномочия касательно активов организации или вовсе не имеет таковых полномочий.
Налоговому управлению США известно, что представители указываются при подаче заявлений на присвоение идентификационного номера работодателя () как главные должностные лица, генеральные партнёры, предоставившие средства лица, владельцы и попечители. Представитель не является ни одним из этих лиц, а является лицом, временно уполномоченным действовать от имени организации во время её создания. Использование представителей при подаче заявлений на присвоение идентификационного номера работодателя () не позволяет Налоговому управлению США собирать необходимую информацию о владельцах организации и, как было установлено, способствует нарушению налоговых требований организациями и их владельцами.
Налоговое управление США не разрешает использовать представителей для получения идентификационного номера работодателя ()Во всех заявлениях на присвоение идентификационного номера работодателя () (поданных по почте, факсу или электронным способом) должны указываться имя и фамилия действительного главного должностного лица, генерального партнёра, предоставившего средства лица, владельца или попечителя, а также его (её) идентификационный номер налогоплательщика, номер социального обеспечения, индивидуальный номер налогоплательщика или идентификационный номер работодателя. Это лицо или организация, которых Налоговое управление США называет «ответственной стороной», контролирует организацию заявителя и распределение её фондов и активов, либо управляет или руководит ими.
В правильно составленных Форме (4 и заявлении о назначении представителя должны указываться имя и фамилия, а также идентификационный номер налогоплательщика ( «ответственной стороны», и эти документы должны скрепляться подписью этого лица. Мы напоминаем назначенным сторонним представителям, подающим заявления через Интернет, об их обязанности хранить подписанный полный печатный экземпляр Формы 4 и подписанное заявление о назначении представителя для каждого заявления, подаваемого в Налоговое управление США . Представители не имеют полномочий давать разрешение назначенным сторонним представителям на подачу Форм 4, и они не должны указываться в Форме 4.
Если представитель привлекается на этапе формирования организации в штате, а действительная ответственная сторона еще не определена, организация должна определить это лицо до подачи заявления на присвоение идентификационного номера работодателя ().
Налоговое управление США продолжит контроль за выполнением требований для того, чтобы предотвратить неверное использование заявлений на присвоение идентификационного номера работодателя ().
Внесение изменений в коммерческую информацию в случаях привлечения представителей
Если вы прибегли к услугам представителя при подаче заявления на присвоение идентификационного номера работодателя (), вы должны внести изменения в информацию. В противном случае информация об организации может быть раскрыта кому-либо, кто не уполномочен ее получать. Налоговое управление США рассматривает несколько способов определения ответственных сторон организаций. Однако, самостоятельно обновляя информацию, организация может показать, что она является надежным партнером Налогового управления США в соблюдении федерального налогового законодательства.
Для обновления информации, заполните Форму 8822-(8822-) «Изменение адреса или Ответственная сторона – компания» и отправьте ее по относящемуся к вам указанному ниже адресу.
Если старый адрес вашей компании находился в следующих местах: Отправьте Форму 8822-по адресу:
Коннектикут, Делавэр, федеральный округ Колумбия, Флорида, Джорджия, Иллинойс, Индиана, Кентукки, Мэн, Мэриленд, Массачусетс, Мичиган, Нью-Гемпшир, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Северная Каролина, Огайо, Пенсильвания, Род-Айленд, Южная Каролина, Теннесси, Вермонт, Вирджиния, Западная Вирджиния или Висконсин Internal Revenue Service333 W. Pershing Rd.6055 2Kansas City, MO 64108
Алабама, Аляска, Арканзас, Аризона, Калифорния, Колорадо, Гавайи, Айдахо, Айова, Канзас, Луизиана, Миннесота, Миссисипи, Миссури, Монтана, Небраска, Невада, Нью-Мексико, Северная Дакота, Оклахома, Орегон, Южная Дакота, Техас, Юта, Вашингтон, Вайоминг или любое другое место за пределами США Internal Revenue Service84201-0023
Налоговое управление США отправит письмо, подтверждающее получение им обновленной информации. Если организация не получит письмо-подтверждение в течение 60 дней, следует отправить копию первоначальной Формы 8822-с пометкой «Второй запрос» в соответствующее отделение, указанное выше.