Принцип разделения властей
Разделение властей – выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя.
Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.
Реализация принципа разделения властей
Единство всей системы государственной власти предполагает осуществление её на основе разделения на:
- Законодательную
- Исполнительную
- Судебную
Носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные органы субъектов федерации).
Проявление принципа разделения властей
Принцип разделения властей также проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.
Текущая ситуация в Российской Федерации
В Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной власти объявлялось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства.
Апреля 1992 года этот принцип был внесён в Конституцию РФ – в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России.
Основные положения
- Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
- Органы осуществляют свои полномочия самостоятельно.
- Не в праве выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом.
Заключение
Разделение властей является одним из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 года. Для обеспечения реализации принципа разделения властей на всех уровнях иерархии государственной власти, необходимо соединение принципа с разграничением предметов ведения и полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации.
Принцип разделения властей в Российской Федерации
Современные условия становления конституционного строя в Российской Федерации придают особое значение принципу разделения властей. Он направлен на предотвращение установления авторитаризма и диктаторского режима в обществе, а также на обеспечение эффективности управления государственными делами.
Значение разделения властей
Этот принцип предполагает систему сдержек и противовесов, которая минимизирует возможные ошибки в управлении и предотвращает односторонний подход к решаемым вопросам. Он способствует рационализации и оптимизации деятельности государства, повышая эффективность всего механизма управления.
Демократический характер Российского государства
Российское государство имеет демократический характер, который проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основанном на принципе федерализма. Этот принцип способствует демократизации управления государством и лишает центральные органы государства монополии на власть.
Основы конституционного строя в России
Основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации, включают:
- Государственная целостность;
- Равноправие и самоопределение народов;
- Единство системы государственной власти;
- Разграничение ведения между центральными органами и регионами;
- Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами.
Заключение
Принцип разделения властей является основополагающим принципом демократической организации государства. Он обеспечивает верховенство права и свободное развитие человека через разделение на законодательную, исполнительную и судебную власти. Разделение властей также проявляется в разграничении полномочий между центральными и региональными органами государственной власти.
Принцип разделения властей в России
Принцип разделения властей является фундаментальным принципом верховенства права и гарантии свободного развития человека. Этот принцип не просто распределяет функции между разными органами власти, но также обеспечивает взаимное балансирование между ними, чтобы ни один орган не мог доминировать над другими или концентрировать всю власть в своих руках.
История принципа в России
Разделение властей в Российской Федерации было впервые заявлено в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, где это принципу объявлено как ключевое для функционирования государства как правового. В апреле 1992 года этот принцип был закреплен в Конституции РФ.
Основы принципа разделения властей
Конституция РФ 1993 года определяет, что государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы власти должны действовать в рамках своих полномочий, установленных Конституцией и законом. Это позволяет обеспечить сбалансированную работу государственных органов на всех уровнях.
Значение принципа разделения властей
Принцип разделения властей играет ключевую роль в предотвращении авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он создаёт систему сдержек и противовесов, которая помогает минимизировать ошибки управления и улучшить эффективность государственного управления. Разделение властей не статично, а представляет собой работающий механизм, который стремится к единству через сложные процессы согласования и специальные правовые процедуры.
Демократия в свете разделения властей
Государство считается демократическим и правовым, если оно представляет политическую организацию гражданского общества. Демократия основана на принципах идеологического и политического плюрализма, что дополняет и укрепляет значение разделения властей в обществе.
В конечном счёте, принцип разделения властей способствует сбалансированному развитию общества и обеспечивает защиту прав и свобод граждан.
Sources:
- Декларация о государственном суверенитете РСФСР
- Конституция Российской Федерации
Принципы плюрализма в Российской Федерации
Идеологический плюрализм
Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, ч. 1,2 Конституции).
Религиозный плюрализм
Российская Федерация провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Политический плюрализм
Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13, ч.3,4,5 Конституции). Многопартийность способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения, обеспечивает легальность политической оппозиции.
Реализация политического плюрализма в России
Политический плюрализм – это свобода политических мнений и действий. Деятельность независимых объединений граждан оказывает влияние на политический процесс. Принцип политического плюрализма способствует демократизации общества.
Конституционная основа
Преимущества принципа политического плюрализма могут быть реализованы только в рамках конституционности. Чёткая правовая основа гарантирует право граждан на объединение в общественные организации и защищает конституционные устои общества.
Защита плюрализма
Необходима конституционно-правовая защита политического плюрализма для реализации народовластия и функционирования правового государства. Политические организации, угрожающие конституционным устоям, могут быть исключены из общественной жизни.
Заключение
Определяя правовой статус политических партий и общественных объединений, важно обеспечить им соблюдение законов и участие в политическом процессе. Политический плюрализм способствует развитию демократии и свободе выражения мнений в Российской Федерации.
Наиболее важные объединения граждан – политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.
Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.
Партийные системы современных демократических стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству.
Необходимость многопартийности в демократических странах и её специфические черты объясняются прежде всего тем, что социальной многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоёв и групп с противоречивыми интересами. Поэтому чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нём конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.
Политический плюрализм – это возможность не только состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе независимо от их партийной принадлежности.
Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Вот почему при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.
Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство – это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.
В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.
Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.
Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.
Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.
Список используемой литературы:
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция РФ, М, 1993г.
II. Специальная литература:
1. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право
2. Конституционное (государственное) право зарубежных
стран, том 1, М, 1993г.
3. Деев Н. Н., Четверин В.А. Демократическое
Конституционное государство: введение в теорию, М,
4. Государственное право Российской Федерации, под
редакцией О. Е. Кутафина, М,1996г.
5. Лившиц Р. З. Государство и право в современном
обществе: необходимость новых подходов, «Государство
и право»№ 10,1990г.
6. Леванский В. А., Лысенко В.И., Новикова Т. В.,
Айвазян М. С. Обновление избирательного законода-
тельства в России, «Государство и право»№ 8,1993г.
7. Основы государства и права, под редакцией О. Е.
Кутафина, М, 1996г.
8. Общая теория права и государства, под редакцией
В. В. Лазарева, М, 1996г.
9. Общая теория права и государства, под редакцией
В. В. Лазарева, М, 1994г.
1)вопрос о том, что производить, решается органами государственного управления 2)цена на товары определяется соотношением спроса и предложения 3)государственный план определяет, сколько производить определённой продукции 4)спрос регулируется карточками, талонами, списками льготников
охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого – «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам
1.Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2.В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3.Назовите и
охарактерезуйте основные формы взаимосвязи человека и общества. 4.Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и народов?Приведите пример. 5.Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характирезующие роль народа в историческом процессе. 6.Верно ли утверждение,что мировозрение может иметь не только отдельная личность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха?Поясните своё мнение,потвердите его примерами.
1. Какие условия необходимы для того, чтобы стать личностью? 2. В чём, на ваш взгляд, состоит роль семьи в жизни человека и общества? 3. Назовите и
охарактеризуйте основные формы взаи¬мосвязи человека и общества. 4. Что такое исторический процесс? 5. Как вы понимаете связь прошлого, настоящего и будущего в истории стран и наро-дов? Приведите примеры. 6. Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе. 7. Верно ли утверждение, что мировоззрение может иметь не только отдельная лич-ность, но и социальная группа, нация, историческая эпоха? Поясните своё мне¬ние, под-твердите его примерами. 8. Российский историк В. О. Ключевский (1841-1911) писал, что знание прошлого – «не только потребность мыслящего ума, но и существенное условие сознательной и кор-ректной деятельности», потому что это даёт тот гла¬зомер положения, то чутьё минуты, ко-торые предохраня¬ют человека «как от косности, так и от торопливости». И далее он даёт совет: «Определяя задачи и направление своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательным и добросо¬вестно действующим граж-данином». Какое значение имеют эти мысли В. О. Ключевского для наших дней? 9. Слово «цивилизация» и производные от него могут означать: а) воспитанность, умение вести себя в обществе («это был вполне цивилизованный молодой человек, с прекрас¬ными манерами и обхождением»); б) стадию общественного развития, следующую за ди¬костью и варварством; в) состояние общества, признающего ценности ми¬ра, экономического процветания, свобо-ды, законности («в цивилизованном обществе нет места насилию, преступ¬ности, по-пранию закона, неуважению прав человека»); г) совокупность проявлений культуры («античная ци¬вилизация – уникальная культура, лежащая в основе европейской культуры последующих эпох»); д) совокупность уникальных экономических, социаль¬ных, политических, духовных, нравственных, психологи¬ческих, ценностных и иных структур, отличающих одну историческую общность людей от других («экономика, система власти, ценности, образ жизни и психология лю¬дей Средневековья отличали эту цивилизацию от античной или современной»). Какие из этих значений имеют непосредственное от¬ношение к характеристике истори-ческого процесса? При¬мените эти положения к анализу конкретных обществ, известных вам. ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ!!! ЗАРАНЕЕ СПАСИБО.
ФИО ___________________________ Класс______ Дата_________
1. Задание 1 № 4971. Запишите слово, пропущенное в схеме
2. Задание 2 № 3806. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой он указан.
угроза новой мировой войны
угроза XXI века
3. Задание 3 № 5307. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с деятельностью Центрального банка.
учетная ставка процента
норма резервирования
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Задание 4 № 468. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
способность к совместной преобразовательной деятельности
стремление к самореализации
умение приспосабливаться к природным условиям
устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
потребность в воде, пище, отдыхе
5. Задание 5 № 319. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ
Б) высшее образование
В) 25 лет
прирожденный статус
приобретенный статус
6. Задание 6 № 3879. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
сбор статистических данных путём анкетирования
разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
описание случаев социальной дифференциации населения
выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
7. Задание 7 № 1134. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.
увеличение расходов государства на социальные программы
закрытие убыточных предприятий
изъятие «лишних» денег центральным банком
отказ от повышения зарплат и пенсий
переход на натуральный обмен вместо денежного
8. Задание 8 № 4883. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
A) Программное обеспечение
Б) Потребительские кредиты
B) Приватизационный чек
Д) Депозитный сертификат
Рынок финансовых услуг
Рынок ценных бумаг
Рынок интеллектуальной собственности
9. Задание 9 № 4547. Фирма Y оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y и запишите цифры, под которыми они указаны.
издержки на приобретение моющих средств
арендная плата за офис фирмы
издержки на выплату окладов работникам административного аппарата
издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту
издержки на выплату сдельной заработной платы рабочих
оплата электроэнергии
10. Задание 10 № 6337.
На рисунке отражено изменение предложения садового инвентаря на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)
строительством новых дачных посёлков
сокращением количества фирм, производящих садовый инвентарь
ростом доходов населения
увеличением спроса на загородную недвижимость
11. Задание 11 № 4246. Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.
12. Задание 12 № 5517. Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите , под которыми они указаны.
Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.
Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
13. Задание 13 № 505. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
14. Задание 14 № 6211. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) задержка выплаты заработной платы
Б) отказ от уплаты алиментов
В) нарушение правил перевозки грузов
Г) объявление выговора за опоздание
Д) заключение брака
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
15. Задание 15 № 249. Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.
высший орган государственной власти избирается непосредственно народом
власть подчинена контролю общества
ограничение оппозиции
строгая централизация государственной власти
конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право
16. Задание 16 № 6171. Какие из перечисленных прав относятся к личным правам и свободам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
на жилище
на жизнь
на образование
на достоинство
на свободу слова
на личную неприкосновенность
17. Задание 17 № 5271. Установите соответствие между правами человека и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) на личную свободу и неприкосновенность
Б) на охрану интеллектуальной собственности
В) защиту своей чести и достоинства
Г) на охрану здоровья и медицинскую помощь
Д) на пользование результатами научного прогресса
Е) на благоприятную окружающую среду
18. Задание 18 № 656. Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой деятельности». Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти требования указаны).
квалификация, соответствующая характеру труда
соблюдение законов о труде
соблюдение правил внутреннего распорядка
обеспечение надлежащих условий труда
соответствующий уровень заработной платы
обеспечение социальных гарантий
19. Задание 19 № 1283. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А)Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б)Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В)В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г)Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде.
Определите, какие положения текста носят
фактический характер
характер оценочных суждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
20. Задание 20 № 4174. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс – одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один – уровень__________(Е) в обществе».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
современное общество
социальная система
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
21. Задание 21 № 103. Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Конституционный строй – это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита – основной обязанностью государства.
В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.
К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация – часть мирового сообщества.
Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение – обязанность государства.
Российская Федерация – федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.
Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации – республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.
Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.
Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
22. Задание 22 № 104. В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.
23. Задание 23 № 105. Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики, которые применимы к нашему государству. Прокомментируйте одну из данных характеристик.
24. Задание 24 № 106. Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.
25. Задание 25 № 5725. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта.
26. Задание 26 № 1218. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.
27. Задание 27 № 4858. В период брака Олег создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина предъявила исковое требование о разделе имущества фирмы, принадлежащей Олегу. Олег возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. В рамках какого процесса будет рассматриваться данное дело?
Нормы какого права должны быть применены для разрешения данного спора?
Должен ли суд удовлетворить исковое заявление Ирины? Поясните свой ответ.
28. Задание 28 № 2459. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство как институт политической системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.
29. Задание 29 № 4259. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только из предложенных ниже высказываний (С9.1-С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.
При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие , а также общественной жизни и собственный жизненный
С9.1 Философия: «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно». (П. Лаплас)
С9.2 Экономика: «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)
С9.4 Политология: «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». (Б. Шоу)
С9.5 Правоведение: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». (Латинское юридическое изречение)