Особенности ситуации
Острова Натуна граничат с Южно-Китайским морем, где Китай и четыре страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Малайзия, Бруней и Филиппины) имеют конкурирующие претензии на суверенитет над морем. Пекин утверждает, что Натуна является частью его традиционных рыболовных угодий и что этот район находится в пределах линии из девяти пунктов, через которую он претендует на около 90 процентов спорной территории.
Реакция Индонезии
В среду, 1 января, Индонезия отвергла исторические претензии Китая, которые носят односторонний характер, не имеют юридической основы и никогда не признавались Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года (ЮНКЛОС). Кроме того, Индонезия направила военные корабли и истребители для патрулирования района.
Позиция Индонезии
Индонезия претендует на суверенитет над этими островами и, следовательно, над окружающей их полосой в 200 морских миль, т. е. на свою исключительную экономическую зону. Правительство Индонезии обращается к ЮНКЛОС с просьбой заявить о своих суверенных правах на эту территорию; он также напомнил, что претензии Пекина в Южно-Китайском море были опровергнуты судом в Гааге в 2016 году после того, как Филиппины подали иск.
Рыболовство и ИЭЗ Индонезии
Индонезия утверждает, что ежегодно теряет миллионы долларов из-за незаконного, несообщаемого и нерегулируемого (ННН) рыболовства в своей ИЭЗ. Чтобы прекратить это, правительство Индонезии удваивает усилия, чтобы остановить вторжение иностранных рыболовных флотов.
Биоразнообразие и конфликт
Отсутствие китайских рыбацких лодок, плавающих вместе с китайской береговой охраной, придает конфликту оттенок спора о суверенитете островов. Однако китайские суда — не единственные нарушители. Только в период с июня по октябрь этого года индонезийские власти захватили не менее 31 иностранного рыболовного судна, которое практиковало ННН-промысел к северу от островов Натуна, согласно информации неправительственной организации Destructive Fishing Watch (DFW).
Борьба за суверенитет в Южно-Китайском море
Как отмечалось выше, прибрежные страны региона борются за суверенные права, которыми они могут обладать в Южно-Китайском море. Этот спор начался, когда в результате Второй мировой войны Япония была вынуждена отказаться от двух крупных (в настоящее время спорных) архипелагов Спратли и Парацельса.
Китай просит большую часть территории, по мнению Пекина, его право уходит вглубь веков, когда те острова считались неотъемлемой частью Китая. Вьетнам утверждает, что у них есть документы, подтверждающие, что они правили островами. Филиппины, со своей стороны, заявляют о своей географической близости; а Бруней и Малайзия претендуют на часть территории, ссылаясь на международные соглашения.
Морской суверенитет и его значения
Морской суверенитет, который предоставил бы контроль над островами Парацельса и Спратли, дал бы их владельцу права – возможно – регулировать проход через эти воды, использовать минеральные и рыбные ресурсы и получать экономическую выгоду от торгового потока между Западом и Востоком, который обязательно должен пересечь Малаккский пролив.
Переговоры между Вьетнамом и Индонезией
Вьетнам и Индонезия в настоящее время ведут переговоры о разграничении своих исключительных экономических зон, и успешное завершение этих переговоров поможет снизить напряженность между странами. Напротив, отказ Китая от сотрудничества в отношении положений ЮНКЛОС и в отношении решения Гаагского суда 2016 года снизило уровень уверенности большинства индонезийцев в готовности Пекина уважать суверенитет Индонезии над рекой Натуна.
Реакция Индонезии на нарушение ее суверенных прав
В связи с вышеизложенным правительство Индонезии приняло различные меры для обеспечения соблюдения своих суверенных прав на исключительной экономической зоне под предлогом борьбы с незаконным, необъявленным и неуправляемым рыболовством. Одной из таких мер стала политика потопить их всех для борьбы с незаконным рыболовством в период с 2014 по 2019 год.
Политика потопить их всех для борьбы с ННН-промыслом (2014–2019 гг.)
Бывший министр по морским делам и рыболовству Индонезии Суси Пуджиастути взялся за борьбу с незаконным рыболовством и неустойчивым рыболовством. Под его руководством был запрещен использование кошельковых неводов, известных в местном масштабе как кантранг.
Пуджиастути также запустил самую экстремальную рыболовную политику, объявив, что иностранные рыболовные суда, пойманные на незаконном рыболовстве в водах Индонезии, будут конфискованы и затоплены. Этот регламент был популярен на национальном уровне, поскольку стремился к устойчивому рыболовству.
Изменения в политике управления рыболовством в Индонезии
В последнее время много было сказано о политике затопления рыболовных судов, занимающихся промыслом ННН в эксклюзивной экономической зоне (ИЭЗ) Индонезии. Статья 73 Конвенции ООН по морскому праву устанавливает меры, которые могут быть приняты для обеспечения соблюдения законов и правил прибрежным государством в ИЭЗ, однако они не включают в себя затопление судов. Согласно положениям Конвенции, правоприменение в ИЭЗ может включать в себя отгрузку, досмотр, арест и судебное разбирательство, но не включает лишение свободы и прочие телесные наказания.
Политика управления рыбным хозяйством
Политика управления рыбным хозяйством, реализуемая бывшим министром, не была поддержана всеми заинтересованными сторонами и координатором министерства.
Изменение направления политики Индонезии в области рыболовства (с 2019 г. по настоящее время)
В октябре 2019 года министр морских дел и рыболовства Суси Пуджиастути была сменена на Эдхи Прабово. Новый министр заявил о намерении пересмотреть запрет на траловые снасти и затопление иностранных рыболовецких судов. Он отметил, что политика потопить их всех стала результатом неэффективной коммуникации в секторе рыболовства.
Когда Эдхи Прабово вступил в должность, он провел встречу с заинтересованными сторонами отрасли, чтобы выслушать их опасения. Многие из них сообщили, что не были удовлетворены работой предыдущего министра.
Новые подходы к управлению рыбным хозяйством
Эдхи предложил изменить важные положения, введенные Пуджиастути. Он высказал мнение, что вместо затопления судов лучше отдать их на использование местным рыбакам, использовать для научных исследований или преобразовать в плавучие госпитали. Однако его планы вызвали критику со стороны морских наблюдателей, которые считают, что эти меры будут благоприятны только для крупных рыболовных компаний, но не для мелких рыбаков, которые составляют значительную часть рыбной отрасли в Индонезии.
Политика управления рыбным хозяйством, которую в настоящее время принимает Прабово, можно разделить на две основные категории: борьбу с ННН-промыслом в ИЭЗ Индонезии и стимулирование внутреннего производства рыбы.
Изображения предоставлены Министерством морских дел и рыболовства.
[Изображение 1]: https://cemeri.org/assets/3bd80ad1-50f4-41a5-8320-e2dffabbd6bc [Изображение 2]: https://cemeri.org/assets/e2ac21ab-bd3e-42a0-a0e5-e36a9d59381aРыболовный закон и угрозы для средства к существованию
Рыбаки, активисты-экологи и юристы призвали отменить новый закон. Эти изменения угрожают средствам к существованию мелких и традиционных рыбаков, при этом больше всего выиграют иностранные рыболовные флоты. Эксперты говорят, что новый закон также угрожает деградацией прибрежных и морских экосистем Индонезии в интересах развития инфраструктуры и туризма.
Возможное ослабление запрета на траловый и кошельковый лов
Еще одной тревожной реформой является возможное ослабление запрета на траловый и кошельковый лов, которые считаются неустойчивыми орудиями лова. Использование этих снастей вкупе с вместимостью, которой обладают некоторые крупные суда, предполагает огромное неравенство между кустарно-прибрежными рыбаками и владельцами (обычно иностранцами) крупных рыболовных судов.
Между рыболовными сетями и суверенными правами спорного региона
Интересно наблюдать, как национальная политика страны в отношении рыболовства часто тесно связана с осуществлением суверенитета над окружающими ее водами. Таким образом, национальное управление рыболовством имеет различные аспекты, выходящие на международный уровень.
Внутренняя политика в области рыболовства
Необходимо признать важность рыболовства как экономической и культурной деятельности. Он также играет очень важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. На протяжении всего этого анализа ситуации эта важность была продемонстрирована. Хотя верно то, что рыболовство не составляет большого процента национального ВВП, оно жизненно важно для продовольственной безопасности населения Индонезии.
Устойчивое рыболовство является одновременно национальной и международной задачей. Различные международные инструменты защищают морскую дикую природу, и подписавшие их страны взяли на себя обязательства по сохранению их и мест их обитания. Благодаря различным международным соглашениям современная политика в области рыболовства, как правило, основывается на экосистемном подходе, в котором благополучие морей ставится выше спроса и предложения на рыбные ресурсы.
Бывший министр по морским делам и рыболовству Индонезии принял решительные меры, которые эффективно сдерживали иностранные суда, занимающиеся ННН-промыслом в ИЭЗ Индонезии. С точки зрения обеспечения соблюдения законов и устойчивости рыболовства политика Суси, возможно, была успешной.
Однако его руководство подверглось резкой критике со стороны самых могущественных судовладельцев страны, а также некоторых иностранцев. Из-за недовольства рыболовецкой верхушки министр был уволен, а политика использования морских ресурсов изменена.
Это изменение в национальной рыболовной политике также представляло собой изменение во внешней политике, направленное на привлечение иностранного капитала за счет инвестиций в рыболовство, горнодобывающую промышленность, туризм и строительство.
Реформы управления рыболовством, введенные нынешним министром по морским делам Эди Прабово, влекут за собой более слабое регулирование. Запрет на неустойчивые орудия лова может быть отменен; требования для получения рыболовных лицензий станут менее строгими, и, кроме того, больше не будет выдаваться разрешение на конкретный промысел, что ставит под угрозу виды, запасы которых уже уязвимы и дефицитны. Неспособность регулировать промысел видов, уже охраняемых международными соглашениями, приводит к многочисленным незаконным действиям (таким как вырубка плавников или невыпуск молоди и беременных самок) и незадекларированным выгрузкам.
Еще одним тревожным аспектом нового управления рыболовством является его централизованный характер. После утверждения сводного закона разрешения и лицензии на рыбную ловлю выдаются центральным правительством. Это изменение приносит пользу рыбакам, поскольку упрощает бюрократические процессы, необходимые для рыбной ловли. Но в то же время это подразумевает, что планирование некоторых видов рыболовства будет осуществляться на национальном уровне. Это представляет собой проблему планирования и управления в островной стране, состоящей из сотен островов; Основными осложнениями, которые могут возникнуть при таком ведении рыбалки, являются:
Новое мягкое регулирование в сочетании с тем фактом, что иностранным судам теперь будет разрешено ловить рыбу в национальных водах, приведет к увеличению промыслового усилия и, следовательно, сокращению популяций рыбы на региональном уровне.
Внешняя политика, направленная на защиту морского суверенитета индонезийского государства
С другой стороны, Прабово воздерживается от сжигания и затопления судов, которые занимаются ННН-промыслом в индонезийских водах. Во время правления предыдущего министра эти плавучие костры были предупреждающими сообщениями для всех, кто хотел рискнуть в их водах, и это в определенной степени сработало. Теперь Prabowo усилила патрулирование суверенных вод, утверждая, что его цель — борьба с ННН-промыслом, но на самом деле его цель — в основном защищать суверенитет индонезийского государства к северу от островов Натуна.
Что касается новых и мягких правил рыболовства, то очевидно, что нынешняя администрация стремится получить значительный приток иностранных инвестиций за счет связанного с этим ущерба окружающей среде, а также за счет ущерба рыбакам-кустарям, которые потребляют значительную часть своего улова.
Рыболовство в ИЭЗ является суверенным правом
В нынешнем контексте территориального спора в Южно-Китайском море Индонезии приходится проявлять осторожность в своих заявлениях. Хотя это правда, что требования их суверенных прав на ИЭЗ являются законными и предусмотрены в UNCLOS; Столкнуться с Китаем в таком ключе для администрации президента Индонезии Джоко Видодо невозможно, поскольку страна находится в явно невыгодном положении перед китайскими вооруженными силами.
Примером этого является, например, когда президент Видодо призвал не допустить разрушения двусторонних отношений из-за инцидента, произошедшего в январе 2020 года, когда Бакамла обнаружил ННН-промысловые операции, проводимые китайскими судами в том, что Индонезия считает своей ИЭЗ.
Правительство Индонезии предпочло (в течение 30 лет) сохранять непретендентную позицию государства в этом конфликте морского суверенитета. Именно поэтому Индонезия пыталась не допускать китайских судов в свою ИЭЗ, ссылаясь на конфликты, связанные с ННН-промыслом, и ища международные форумы, связанные с рыболовством, для урегулирования ситуации с азиатским гигантом (например, Международная торговая организация, где антидемпинговые меры в настоящее время обсуждаются в области морского рыболовства).
Со своей стороны, похоже, что Китай выбрал значительную эскалацию своей «стратегии серой зоны», которая состоит в отстаивании своих прав в одностороннем порядке, в данном случае путем размещения в этом районе кораблей береговой охраны. Такой сценарий весьма вероятен, так как во время рейда ССАГПЗ в сентябре китайский корабль ответил индонезийским властям, что «имеет право патрулировать» в пределах «линии девяти пунктов». Китай осуществляет свое самопровозглашенное право оккупировать де-факто спорные воды в этом регионе и осуществляет свои суверенные права, включая рыболовство.
У Китая долгая история нежелания соблюдать ЮНКЛОС, хотя при администрации Си Цзиньпина эта внешнеполитическая линия изменилась в отношении некоторых вопросов управления морскими ресурсами, таких как попытки добиться устойчивого уровня промысла своим дальневодным флотом. Однако эта цель далека от реализации, и добросовестность Китая вызывает сомнения, когда речь идет об устойчивом рыболовстве.
Основываясь на односторонних действиях Китая в аналогичных ситуациях в других регионах мира, можно сказать, что весьма вероятно, что он просто установит де-факто контроль над Восточным морем, но не раньше, чем вызовет различные конфликты со странами, граничащими с регионом, с США и другими региональными державами, имеющими национальные интересы в этом регионе.
Рыболовство в геральдике. Краткая энциклопедия
Как я уже писал, рыболовство и охота издревле занимали ведущие места в жизни людей, а в нашей стране промысел рыбы занимает одно из основных и стратегически важных направлений. И если у кочевых народов рыболовство было слабо развито ввиду того, что имея большие стада животных, они не нуждались в животном белке, то славянские народы, занимавшиеся землепашеством, и жившие оседло испытывали в нем большую потребность
Трофейные звери в российской геральдике. Краткая энциклопедия
Трофейные звери в российской геральдике. Краткая энциклопедия II
Трофейные звери в российской геральдике. Краткая энциклопедия III
Охота требовала дальних переходов и значительно больше усилий, чем рыбалка. А рыбу можно было ловить рядом с жильем. Как правило, все поселения привязывались к воде. Поэтому добыча рыбы была более развита, нежели охота. Естественно это не могло не отразиться на различных областях жизни людей.
В этой статье я хочу остановиться на гербах городов, так или иначе связанных с рыболовством.
Разговор начнем с герба одного из легендарнейших русских городов –
Иллюстрации из собрания автора
Расположенный на стыке путей, ведущих из прибалтийских стран в Средиземноморье («из варяг в греки») и через Поволжье на восток он достиг высокого развития, как торговый, ремесленный и культурный центр, и считался вторым по значимости городом Руси. Его владения простирались от Кольского полуострова до города Торжок Тверской области. И вся эта территория была республикой, что в те времена достаточно невероятно. Все основные вопросы решались на вече. Оно же приглашало князя, оно же могло его и освободить от занимаемой должности. Даже Александр Невский, правивший городом, один раз был отстранен от правления. К сожалению, в 1478 г. Иваном III на реке Шелони Новгородское войско было разбито, территории захвачены и включены в состав централизованного государства, многие видные люди казнены, единственная на Руси республика перестала существовать, а Новгород перестал быть одним из крупных центров. Кроме того в 1570 г. уже опричниками Ивана Грозного почти все население Новгорода, включая младенцев, было истреблено.
Так как же отразилась история города в его гербе? В описании герба Новгорода читаем:
«В серебряном поле златыя кресла с лежащею красною подушкою, на коей поставлены крестообразно с правой стороны скипетр, а с левой крест, наверху кресел подсвечник с тремя горящими свечами, а по сторонам стоящие два медведя»
Высочайше утвержден 16 августа 1781 г. Кроме того в нижней части герба мы видим плывущие навстречу друг другу четыре рыбы. Не намного от городского, отличается герб Новгородской области, поэтому не будем его отдельно рассматривать. Хочу отметить, что данное изображение с небольшими изменениями встречалось задолго до официального утверждения герба на различных печатях и других документах времен еще Ивана Грозного. Теперь разберем составляющие его части. Серебряное поле представляет собой символ чистоты и невинности. Медведь есть знак предусмотрительности и силы. Плывущие под ними рыбы символизируют, что город обладает многими водными просторами и рыболовство играет в нем не последнюю роль. Говоря о Новгороде, не могу не остановиться на одной из самых популярных рыб наших северных озер – снетке. В прошлые века его заготавливали сотнями тысяч пудов и развозили по всей стране. Лов его производили в основном мелкоячеистыми неводами. Иногда большими сачками. Дело в том, что во время нереста он идет такой массой, что его можно не то что сачком, руками брать. При этом вся другая рыба разбегается, уступая ему дорогу. Ловили его не только весной, а целый год. В том числе и зимой. Дело в том, что весенний снеток по вкусовым качествам ценился менее всего.
Следующий город, где присутствуют рыбы –
Губернский город, расположенный в низовьях Волги. Был основан в конце XVI века, точная дата неизвестна. «В голубом поле три стерляди, означающие великое сей страны изобилие таковыми рыбами».
Еще один областной город, о котором мы поговорим –
«В зеленом щите, три серебряныя горы, на которых поставлены на средней, золотая булава, а на крайних, золотые же бунчуки, на которых таковые же полумесяцы, концами вверх, увенчанные золотыми же остриями от копья. В лазуревой волнообразной оконечности щита, серебряная рыба. Щит увенчан древнею Царскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Александровскою лентою».
Данный герб является гербом уральской области, входившей в Российскую империю, а ныне являющейся территорией Казахстана. Город основан в 1584 г. на реке Урал. До 1775 г. имел название Яицкий городок, в связи с тем, что реку Урал раньше называли Яик. Был центром вольных казачьих общин. Царское правительство использовало Уральское (до 1775 г. Яицкое) казачье войско для охраны юго-восточных границ России. Казаки участвовали в подавлении Пугачевского мятежа, в первой мировой войне, революции. Зеленый цвет на щите является символом надежды, радости, изобилия. Бунчуки и полумесяцы отголосок того, что этот край издревле населяли татарские народы. Как мы видим из истории, рыболовство играло не первую роль в жизни людей, но судя по гербу и не последнюю.
Итак, с губернскими и областными гербами разобрались. Теперь обратимся к уездным и другим.
Аткарск – уездный город Саратовской губернии. Герб высочайше утвержден 21 августа 1781 г.
«В верхней части щита герб Саратовский. В нижней – река, по которой в серебряном поле три летящие рыболова, каковых птиц в окрестностях сего города пребезмерно много». Как уездный город основан с 1781 г. Расположен при впадении реки Аткара в реку Медведицу.
Бугульма – уездный город Самарской губернии. Герб высочайше утвержден 8 июня 1782 г.
«В верхней части щита герб Уфимский. В нижней – в голубом поле серебряная рыба, с голубыми пятнами называемая пеструшка, которыми сей страны воды весьма изобилуют». Город в Татарии, расположенный в Прикамье, в месте впадения реки Бугульминка в реку Зай (бассейн Волги). Статус уездного города получил в 1781 г. Судя по всему, под пеструшкой здесь подразумевается форель. Неизвестно почему эта рыба оказалась на гербе города. Дело в том, что в России на нее не велся промышленный лов, в связи с его трудоемкостью. И поймать форель можно было только на удочку. А эта снасть у нас в отличие от Европы не была развита. Знать больше предпочитала охоту, а простое население считало удочку детской забавой.
Белозерск – уездный город Новгородской губернии. «Озеро, в нем две стерляди, над оными месяц с крестом».
Герб высочайше утвержден 16 августа 1781 г. В настоящее время районный центр в Вологодской области, на берегу Белого озера. Впервые упоминается в летописи 862 г. как город Белоозеро. Данное название носил до 1777 г. С 1352 г. находится на современном месте. В конце XIV века перешел под власть Великого княжества Московского. Несколько раз менял свое местоположение в результате эпидемий чумы и других обстоятельств. Лов стерляди проводился следующим образом: исходя из того, что стерлядь рыба донная ее ловили сетями только весной во время подъема в реки. Только тогда она поднимается в верхние более обогащенные кислородом слои воды. В основном ее ловили вершами, мордами и т.п. снастями. Но основной лов стерляди поизводился самоловами. Поперек реки натягивалась веревка к которой на поводках крепились острые крючки. Рыба, идущая по реке, напарывалась на них и попадала в улов.
Весьегонск – уездный город Тверской губернии. «В верхней части щита герб Тверской. В нижней – рак черный, в золотом поле, которыми воды, окружающие сей город, весьма изобилуют».
Саммари круглого стола 7 «Традиционные виды морского промысла в Арктике и их регулирование», состоявшегося в рамках Конференции по биоресурсам и рыболовству в Арктике 12 мая 2023 года в г. Архангельске.
Традиционные промыслы имеют большое значение для коренных и малочисленных народов Крайнего Севера
«Территория нашего округа имеет особое значение, так как рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных жителей. Порядка 7 тыс. человек — это ненцы, которые занимаются традиционной хозяйственной деятельностью. Все рыболовство осуществляется в соответствии с правилами рыболовства для северного рыбохозяйственного бассейна. Бывает, что данные нормы и правила упускают специфику регионов, особенно таких труднодоступных как на крайнем Севере», — Юрий Хатанзейский, заместитель губернатора Ненецкого автономного округа по делам ненецкого и других коренных малочисленных народов Севера.
«Морской зверобойный промысел, осуществляемый на территории Чукотского АО, является вторым по значимости, после северного оленеводства, видом традиционной хозяйственной деятельностью коренных и малочисленных народов Севера. Данная отрасль является этносохраняющей для коренных нардов Чукотки. Данный вид промысла оказывает существенное влияние на формирование продовольственной безопасности. Ежегодно производятся до 1500 тонн готовой пищевой продукции и полностью удовлетворяет потребности в традиционной пище населения. Основными промысловыми видами морских млекопитающих в Чукотском АО являются: белуха, серый кит, гренландский кит, тихоокеанский морж, ларга, крылатка, лахтак, акиба. Промысел ведется в Западно-Берингоморской зоне, Чукотском море», — Александр Кудрявцев, первый заместитель начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа.
Законодательное регулирование деятельности коренных народов и промысловой деятельности — задачи России и опыт других стран
«На федеральном уровне в декабре 2022 года в Федеральный Закон № 104-фз от 20.07 2000 г. „Об общих принципах организации общин“ были внесены поправки, прежде всего они направлены на борьбу со лжеобщинами. Руководителем может быть только представитель КМНС, учредители должны быть только из числа КМНС, для идентификации был создан реестр КМНКС и ДВ РФ, который несет достоверную информацию о человеке и любой федеральный орган в рамках межведомственного взаимодействия имеет права проверить на достоверность предоставленных данных на учредителя и руководителя общины. В принятых поправках еще раз подтвердили, что общины имеют право заниматься предпринимательской и иной деятельностью приносящих доход», — Валентин Андрейцев, председатель Союза коренных малочисленных народов Приморского края.
«Мы отходим от традиционной хозяйственной деятельности из-за принятых правил и законов на федеральном уровне. Должны вернуться правила и законы 2011 года. Местное самоуправление должны сами решать вопросы, касающиеся регионов — кому помочь, кому объединиться. Остановить аукцион, который очень плохо влияет на население», — Елена Голомарева, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).
«Продвинут важный для всех коренных и малочисленных народов новый раздел государственной поддержки традиционных видов хозяйствования в Арктической зоне. Благодарим Совет Федерации за то, что в прошлом году ввел федеральную программу „Дети Арктики“. Круглогодично все дети 9-ти субъектов Арктической зоны могут выехать с отдаленных мест, независимо от национальностей», — Елена Голомарева, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).
«Основным законодательным актом в США в сфере рыболовства является Закон «Магнусона-Стивенса» о сохранении рыбных запасов и управлении рыболовством, принятый в 1976 года. Закон направлен на предотвращении избыточного вылова морских ресурсов, на восстановление запасов. В Канаде действует закон 1985 года, где регулируются общественные отношения в связи с промыслом рыбы, морских животных и растений. Подаборигеным промыслом в данном законе подразумевается добыча морских ресурсов как аборигенами, так их организациями в качестве приема пищи. Закон предусматривает привилегированное пользование ресурсами для коренных жителей (индейцы, инуиты). Данным группам предоставлено право осуществления промысла без лицензий. — Анна Отке, сенатор Совета Федерации Российской Федерации, президент Региональной общественной организации «Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки».
Государство должно обратить внимание на реалии жизни коренных народов в труднодоступных районах
Актуальные проблемы коренных народов Арктической зоны РФ требуют своего решения
«Чтобы доказать государству, что у нас нет лжеобщин, мы сами добровольно идем на ограничительные меры. Никаких злоупотреблений со стороны коренных народов нет. В законе говорится о том, что один человек — одна община. Он не может состоять в двух общинах. Учредители только из числа коренных народов. Благодаря госреестру на 80% решен вопрос по пенсионному обеспечению. Самое главное облегчить для людей доступ к способам выживания. Чтобы на них не налагали никакие штрафы. Чтобы они свободно жили в тех местах, где они всегда и были, никуда не уезжали. Потому что на эти земли никто не придет и таким способом никто жить не сможет, кроме самих коренных жителей. Поэтому нам это необходимо для того, чтобы людей не выдавливали, и чтобы они не бросали эти отрасли и жили так, как им хочется», — Григорий Ледков — сенатор Совета Федерации Российской Федерации, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири Дальнего Востока Российской Федерации.
«Граждане обращаются с предложением, что необходимо вывезти промышленное рыболовство хотя бы на 8 лет с нерестовых рек. Необходимо отменить конкурсы на рыболовные участки. Жители Камчатского края просят вернуться к принципам до заявительной системы. Например, списочное распределение вылова, также, чтобы это было выделено именно на главу семьи. Также необходимо ввести 5 районов Камчатского края ввели в арктическую зону (Пенженский, Алюторский, Карагинский, Тигильский, Алеутские районы). И чтобы на эти районы распространялось все законодательство. Также родовые общины обратились с проблемой выделения белорыбицы. Но не выдаются разрешения им. Поэтому не могут распорядиться рыбой как положено», — Роза Долган, уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Камчатском крае.
«Все народы, которые проживают в отдаленных арктических регионах испытывают дискомфорт в тех правилах, которые приняты по рыболовству. Отличаются территории традиционного природопользования от мест традиционного проживания. Якутия отличается от других регионов тем, что 62 территории представительными органами местного Самоуправления признаны местами традиционного природопользования», — Елена Голомарева, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).
Численность населения коренных народов в Якутии идет на спад
«Провели мониторинг по здоровью, образу жизни населения. Очень трудно было провести продовольствие в отдаленные регионы. Якуты работали на ФЗ „О Северном завозе“. Проведен анализ заболеваемости населения в Арктике. В северных и арктических районах Республики Саха „Якутия“ более низкий естественный прирост населения (2018 г.: 4,4; 2019 г.: −5,1; 2020 г.: 3,0 на 1000 чел. населения). Получается, что естественный прирост населения республики с каждым годом идет на спад», — Елена Голомарева, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).
Регулирование хозяйственной и экономической деятельности на арктических территориях необходимо пересмотреть
«Отсутствует централизованная система закупки продукции. Люди вынуждены искать обходные и не всегда законные пути. Рыбу продают частным предпринимателям. Большинство общин не имеют сертифицированного оборудования, следовательно и права самостоятельно реализовать продукцию. Вынуждены отдавать выловленную рыбу промышленным предприятиям, теряя при этом до 60% ее стоимости. Либо отдают по бартеру», — Елена Голомарева, председатель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я).
Как жить в российской Арктике? Актуальные вопросы жизни коренных народов
«Кто может ловить и заниматься традиционным рыболовством? Когда создавался реестр список лиц, мы все надеялись на улучшение ситуации для снятия административных барьеров. Но, к сожалению, данные барьеры только увеличиваются. В данный список также не все включены, многие не знают, как подать заявку на включение в данный список, так как живут в удаленных селах», — Вячеслав Шадрин, председатель Совета старейшин юкагирского народа.
«Где можно ловить и заниматься традиционным рыболовством? У нас, к сожалению, традиционное рыболовство ограниченно местами традиционных проживаний традиционной хозяйственной деятельности. Хорошо тем регионам, где практически полностью все эти места включены. Есть территории, где не все включены. Например, почти половина населения наших представителей КМН не живут в этих, так называемых, включенных в перечень мест традиционной хозяйственной деятельности. То есть необходимо, чтобы данный перечень мог изменяться, расширяться по предложению регионов. Также нужно продумать проблему, по которой пожилые люди по состоянию здоровья вынуждены уезжать в районные центры, а абсолютное большинство наших районных центров у нас не включены в места традиционного расселения. Получается, что они у нас практически лишены своего права на традиционное рыболовство из-за этого», — Вячеслав Шадрин, председатель Совета старейшин юкагирского народа.
«Как и сколько можно ловить? Хорошее решение было принято в отношении ликвидации заявительного принципа. Но везде говорится о нормах и квотах. Где определяются эти квоты? Каким образом они устанавливаются? На сегодняшний день, мы видим, что для представителей КМН устанавливаются неоправданно низкие нормы. Например, в нашем регионе для КМН установлено такое ограничение, как 30 кг в год омулей. А любители могут ловить в день 10 шт. и не определены кг. Получается, что они могут ловить по 20 кг примерно омулей каждый день. Также необходимо на федеральном уровне провести исследование о нормах питания КМН Севера», — Вячеслав Шадрин, председатель Совета старейшин юкагирского народа.
Коренным народам нужна помощь государства для решения важных проблем
«В последние годы мы получаем много писем с просьбами облегчить жизнь коренных народов и общин в вопросах, касаемых рыболовства. И данные обращение мы неоднократно поднимали на разных мероприятиях, где принимали участие принимали сами коренные населения арктических зон. Неоднократно проводили совещание и обсуждения с Росрыболовством, которые отвечают за эту тему. Подходы были непростые, но могу сказать, что появился законопроект, который вносит изменения в ФЗ „о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов“. Как раз в части регулирования рыболовства. Законопроект внесен, сегодня находится в Правительстве РФ на заключении. Концепция ФЗ одна — как перейти на безвредительный характер данной деятельности, как регулировать для физических лиц, как регулировать для общин, какие инструменты нужно представить, кого это будет касаться, какие будут квоты и т.д.», — Ильдар Гильмутдинов, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей.
«Первая часть закона направлена на то, чтобы отменить заявительный принцип для физических лиц из числа коренного населения, для которых вылов рыб для личных нужд должен осуществляться без заявительного принципа, так как это является высоким административным барьером для населения. Поэтому в 2019 году на съезде коренных и многочисленных народов у нас был Руководитель Федерального Агентства по рыболовству Шестаков, и пообещал решить данную проблему. А вторая часть закона касается того, что у нас есть и юридические лица общин, которые занимаются рыболовством. На данный момент они получают квоту по количеству людей, платят такие ж налоги, как и предприниматели, платят сборы за водные биологические ресурсы. Получается, что невозможно становится существовать общине», — Юлия Якель, юрист общероссийской общественной организации «Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».
«Мы, начиная с 2011 года, и на съезде в 13-м году первый раз сказали, что нужна государственная поддержка в области пенсионного обеспечения, охотопользования и рыбодобычи. Проходили мы это путем определения национальной принадлежности (графа в паспорте, справки, системы электронные и т.д.). Мы говорили еще 10 лет назад, что как только мы сможем определить национальную принадлежность, тогда государству можно будет смело выделять им свободный доступ к водным ресурсам и снизить административное давление. Мы сами вышли с инициативой к государству, нас поддержал Президент. Теперь нет преград, чтобы определить, кому нужна помощь. Мы с Федеральным агентством по делам национальностей также продвинули закон об изменении в ФЗ об общинах и коренных народах», — Григорий Ледков — сенатор Совета Федерации Российской Федерации, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири Дальнего Востока Российской Федерации. Промысловая деятельность на арктических территориях имеет большое значение для жизни людей на Крайнем Севере
«Рыболовство одно из ведущих отраслей экономики во всех арктических государствах. В РФ наибольшее применение получил традиционный морской зверобойный промысел коренных народов Чукотки. Большинство Арктических государств регулируют свой морской промысел через природоохранное законодательство, а также основываясь на международные договоры (Конвенция о биоразнообразии, например). Если рыболовная промышленность регулируется законодательным актом практически в каждом арктическом государстве, то промысел морских млекопитающих в большинстве стран региона Арктики не урегулирован специально отдельным правовым актом», — Анна Отке, сенатор Совета Федерации Российской Федерации, президент Региональной общественной организации «Ассоциации коренных малочисленных народов Чукотки».
«В марте текущего года согласован федерального закона о внесении изменения Закона о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Была проведена большая работа по включению прибрежной зоны Карского моря, внесены изменения в правила о рыболовстве Северного рыбохозяйственного бассейна. Решен вопрос с любительским, традиционным и промышленным рыболовством на Карском море. Решен вопрос жителей округа, которое занимается оленеводством. Создаются специальные рыболовные участки для традиционного рыболовства, сформировано на данный момент 9 таких участков. Местоположение: Баренцево Море, р. Печора, Малые реки Баренцево моря, остальные на озерах». — Юрий Хатанзейский, заместитель губернатора Ненецкого автономного округа по делам ненецкого и других коренных малочисленных народов Севера.
«В случае принятия предложенных поправок значительно упростится доступ к ВБР представителей КМНС. У общин КМНС появится возможность наравне с промышленными компаниями получать достаточные объемы ВБР в том числе анадромных видов для своего развития. Данная мера позволит общинам в том числе в Арктической зоне планировать свое развитие на годы вперед. Благодаря дополнительным объемам добываемых ВБР прежде всего анадромных видов, появится возможность реализации части добытой рыбы на внутренний рынок, а вырученные средства направлять на развитие и модернизацию традиционной хозяйственной деятельности в области рыболовства. Это позволит создать рабочие места прежде всего для КМНС, часть средств направлять на социально-культурное развитие. Принимать меры по сохранению языка, через внедрение передовых IT-технологий в том числе». — Валентин Андрейцев, председатель Союза коренных малочисленных народов Приморского края.
«Считаем целесообразным в качестве рекомендации Органам государственной власти РФ провести дополнительные исследования по установлению объемов допустимых уловов на боковых водоемах. Выработать и принять механизмы поддержки и продвижения на рынках страны видов рыб, не относящихся к ценным породам рыб. Стимулировать за счёт бюджетных денежных средств внедрение технологий по переработке рыб северных пород в целях получения продукции с высокой добавленной стоимостью. Провести исследования по возможности внедрения технологий искусственного выращивания ценных северных пород рыб до товарного качества в Арктической зоне Российской Федерации. Ликвидировать административные барьеры на вылов рыбы для личного потребления коренными малочисленными народами. Реализовать на практике принцип приоритетного доступа коренных малочисленных народов к рыболовным участкам и водным биологическим ресурсам», — Григорий Дюкарев, председатель Совета представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, проживающих в Красноярском крае.
Инфраструктура — как основа создания комфортных условий труда в Арктике
«Поэтапное создание мини цехов по глубокой переработке продукции морского зверобойного промысла в 14 прибрежных селах Чукотского АО. Укрепление материально-технической базы территориально-соседских общин, осуществляющих зверобойный промысел. Результаты — создание комфортных условий труда для работников морского зверобойного промысла, повышение качества производимой продукции, расширение ассортимента производимой продукции», — Александр Кудрявцев, первый заместитель начальника Департамента сельского хозяйства и продовольствия Чукотского автономного округа.
«Необходимо принять ряд стимулирующих мер по созданию центров по переработке традиционных отраслей хозяйствования, с возможностью переработки рыбы, мяса морского зверя, мяса диких животных и дикоросов, что позволит дифференцировать направления в случае слабого подхода рыб в той или иной подзоне. Принять меры по расширению транспортно-логистических услуг и содействовать формированию рынков сбыта», — Валентин Андрейцев, председатель Союза коренных малочисленных народов Приморского края.
Диалог между государством и обществом — залог конструктивного решения всех актуальных вызовов
«С целью принятия эффективных мер развития традиционных видов хозяйственной деятельности предлагаем, при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики создать общественный Совет по вопросам КМН Арктики и Дальнего Востока, что позволит совместно определить важные направления развития КМНС и их общин», — Валентин Андрейцев, председатель Союза коренных малочисленных народов Приморского края.