Сравнение в таблице по биологии

Сравнение Спирогиры и Улотрикс

Характеристика Спирогира и Улотрикс

ХарактеристикаСпирогираУлотрикс
Клеточное строениеПростые одноклеточные водоросли с цилиндрическим талломПростые одноклеточные водоросли с потокообразной формой
Организация клеткиПрисутствие зеленых хлоропластов с спиралевидными спиральными бандами в цитоплазмеПрисутствие представительной грудки (флагелля) для плавания
Способ размноженияБесполое размножение путем деления клетки (бинарное деление)Бесполое (деление, отрывание от мочки после жизненного цикла) и половое размножение (образование гетерогамных гамет)
Среда обитанияПресные водоемы: пруды, озера, проточные рекиПресные или морские водоемы: пруды, озера, проточные реки, моря, океаны
Экологическая рольВыполняют фотосинтез, являются важным источником кислорода в водной средеВыполняют фотосинтез, служат источником пищи для многих организмов и являются основой пищевой цепи в водных экосистемах

Размер и форма клетки

ПараметрСпирогираУлотрикс
Размер клетки0,5-1 ммоколо 0,2 мм
Форма клеткиЦилиндрическая, со спиральной структуройЦилиндрическая, прямая форма

Место обитания

У спирогиры плазмолемма состоит из двух слоев: наружного – глубоко расположенного липидного слоя и внутреннего – тонкого белкового слоя. Благодаря такому строению плазмолеммы спирогира обладает очень высокой проницаемостью и способна эффективно осуществлять газообмен и процессы диффузии.

Структура плазмолеммы спирогиры и улотрикса

Частично пропускают плазмолемму спирогиры только небольшие молекулы и ионы. Это делает клетку уязвимой к воздействию токсических веществ. Однако защиту от них осуществляют пигменты, содержащиеся в цитоплазме спирогиры.

Плазмолемма улотрикса имеет однослойное строение, не содержит липидного слоя и мало устойчива к воздействию внешней среды.

Защиту от неблагоприятных условий улотрикс обеспечивают другие структуры клетки – клеточная стенка и покровы.

Функции плазмолеммы

В целом, плазмолемма является важной составляющей клетки и выполняет ряд функций:

  • Обмен веществ с окружающей средой
  • Участие в передаче сигналов между клетками

Строение и функции водорослевого хлоропласта

Строение хлоропласта состоит из мембраны, пространства внутри мембраны — стромы и внутристромальных структур — гран и тилакоидов.

Мембраны хлоропласта

Мембраны хлоропласта разделены на внешнюю и внутреннюю мембраны. Внешняя мембрана образует внешнюю границу органоида, а внутренняя мембрана образует барьер между стромой и пространством тилакоидов.

Строма

Строма — это пространство внутри хлоропласта, заполненное жидкостью, содержащее различные растворенные ферменты и структуры, необходимые для проведения фотосинтеза.

Граны и тилакоиды

Граны — это структуры внутри хлоропласта, состоящие из тилакоидов, которые представляют собой стекловидные мешочки. Тилакоиды содержат фотосинтетические пигменты и являются местом проведения фотосинтеза.

Цикл размножения

У спирогиры и улотрикса цикл размножения происходит асексуально, путем деления клеток.

Спирогира

Спирогира размножается путем бинарного деления клеток.

Улотрикс

Улотрикс размножается также путем бинарного деления клеток, образуя дополнительные волокна расширения.

Способы передвижения

Спирогира неподвижна и передвигается только путем роста и изменения формы клеток. Улотрикс также обладает способностью к бинарному делению и образованию волокон для передвижения.

Размножение путем деления на фрагменты

Поддержание биологического равновесия в экосистеме

Фотосинтезирование как основной источник энергии

Взаимодействие с другими организмами в водной среде

Баранец обыкновенный

Баранец обыкновенный – многолетнее вечнозеленое растение с коротким корневищем и побегами высотой 10-20 см. Его узколанцетные листья расположены по спирали. Произрастает баранец преимущественно в старовозрастных еловых и широколиственно-еловых лесах. Реже вид встречается в черноольховых лесах. Баранец предпочитает слабокислую почву, незначительную освещенность и умеренное увлажнение. Спороносит он во второй половине лета. Может растение размножаться и вегетативно (опадающими выводковыми почками).

Хвощ полевой

Хвощ полевой растет в лесах, на лугах, окраинах болот, по берегам водоемов. Он предпочитает песчаную, умеренно влажную почву с повышенной кислотностью. Хвощ относится к светолюбивым растениям, но может выдерживать затенение. Спороносит хвощ в апреле – начале мая. Спороносные колоски у него желтовато-коричневые, красноватые или буроватые, до 30 см высотой, 2-6 см в диаметре, с 8-12 гладкими ребрами. Из спор достаточно быстро вырастают застойки гаметофитов, на которых формируются антеридии и архегонии. Оплодотворение происходит только при наличии воды.

Гифы гриба, служащие для прикрепления лишайника к субстрату, на рисунке обозначены цифрой 4.

Клетки водоросли, оплетенные гифами гриба, служащие для размножения лишайника, обозначены на рисунке цифрой 2.

Лишайник изображен на рисунке вот тут.

На рисунке внутреннего строения лишайника нижняя кора обозначена цифрой 1.

Какой структурный элемент обозначен на рисунке внутреннего строения лишайника цифрой 1? Ответ: верхняя кора.

Какой структурный элемент обозначен на рисунке внутреннего строения лишайника цифрой 6? Ответ: клетки водоросли, оплетенные гифами гриба, служащие для размножения.

Сфагнум мягкий и дрок германский являются видами-космополитами.

На схеме стро­е­ния корня рас­те­ния циф­рой 3 обо­зна­че­на зона:

  1. де­ле­ния2) вса­сы­ва­ния3) про­ве­де­ния4) рас­тя­же­ния и диф­фе­рен­ци­ров­ки

На схеме стро­е­ния корня рас­те­ния зона про­ве­де­ния обо­зна­че­на циф­рой:

На схеме стро­е­ния корня рас­те­ния циф­рой 4 обо­зна­че­на- ен):

  1. зона про­ве­де­ния2) кор­не­вой чех­лик3) кор­не­вой во­ло­сок4) зона рас­тя­же­ния и диф­фе­рен­ци­ров­ки

Съе­доб­ным пла­стин­ча­тым гри­бом яв­ля­ет­ся:

  1. мас­ле­нок;2) сы­ро­еж­ка;3) под­бе­ре­зо­вик;4) блед­ная по­ган­ка.

  2. по­ча­ток;2) се­мян­ка;3) зер­нов­ка;4) сбор­ная ко­стян­ка.

На ри­сун­ке по­ка­за­но раз­мно­же­ние рас­те­ния:

  1. от­вод­ка­ми;2) при­вив­кой;3) ли­сто­вы­ми че­рен­ка­ми;4) кор­не­вы­ми че­рен­ка­ми.

  2. ос­нов­ным;2) про­во­дя­щим;3) ме­ха­ни­че­ским;4) об­ра­зо­ва­тель­ным.

  3. по­кров­ным;2) про­во­дя­щим;3) ме­ха­ни­че­ским;4) об­ра­зо­ва­тель­ным.

  4. ядра;2) хло­ро­пла­ста;3) ор­га­но­и­дов дви­же­ния;4) кле­точ­ной стен­ки;5) спо­ро­об­ра­зо­ва­ния.

  5. ядра;2) кле­точ­ной стен­ки;3) бес­по­ло­го раз­мно­же­ния;4) ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны;5) стиг­мы, или све­то­чув­стви­тель­но­го глаз­ка.

Ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние у ку­куш­ки­на льна яв­ля­ет­ся:

  1. зи­го­той2) по­ло­вым по­ко­ле­ни­ем3) спо­ро­фи­том4) бес­по­лым по­ко­ле­ни­ем

  2. имеет нит­ча­тый тал­лом2) яв­ля­ет­ся ко­ло­ни­аль­ной во­до­рос­лью3) в ка­че­стве ре­зерв­но­го уг­ле­во­да за­па­са­ет гли­ко­ген4) при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми

  3. си­фо­но­вая струк­тур­ная ор­га­ни­за­ция2) бес­по­лое раз­мно­же­ние — фраг­мен­та­ция3) споры об­ра­зу­ют­ся в ша­ро­вид­ных спо­ран­ги­ях4) кле­точ­ная стен­ка со­сто­ит пре­иму­ще­ствен­но из хи­ти­на

  4. встре­ча­ет­ся толь­ко в морях2) раз­мно­жа­ет­ся ча­стя­ми тал­ло­ма3) яв­ля­ет­ся ко­ло­ни­аль­ной во­до­рос­лью4) при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту ниж­ней бес­цвет­ной клет­кой

  5. нет оформ­лен­но­го ядра; 2) ; 3) ; 4)2) ав­то­ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния3) раз­мно­же­ние по­ло­вое и бес­по­лое4) си­фо­но­вая струк­тур­ная ор­га­ни­за­ция

  6. яв­ля­ет­ся ко­ло­ни­аль­ной во­до­рос­лью2) живет пре­иму­ще­ствен­но в мор­ской воде3) в ка­че­стве ре­зерв­но­го уг­ле­во­да за­па­са­ет гли­ко­ген4) при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту ниж­ней бес­цвет­ной клет­кой.

Круп­ный, чаще под­ко­во­об­раз­ный хло­ро­пласт и бес­по­лый спо­соб раз­мно­же­ния не­по­движ­ны­ми спо­ра­ми ха­рак­тер­ны для:

  1. амебы;2) эв­гле­ны;3) хло­рел­лы;4) не­ни­цил­ла;5) ин­фу­зо­рии.

На­ли­чие ча­ше­вид­но­го хло­ро­пла­ста и све­то­чув­стви­тель­но­го глаз­ка ха­рак­тер­но для:

  1. амебы;2) спи­ро­ги­ры;3) ин­фу­зо­рии;4) ла­ми­на­рии;5) хла­ми­до­мо­на­ды.

Ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния и на­ли­чие по­ро­ши­цы для вы­ве­де­ния не­пе­ре­ва­рен­ных остат­ков пищи ха­рак­тер­ны для:

  1. ульвы;2) амебы;3) ин­фу­зо­рии;4) ла­ми­на­рии;5) хла­ми­до­мо­на­ды.

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка слой, об­ра­зо­ван­ный рыхло рас­по­ло­жен­ны­ми ги­фа­ми гриба, обо­зна­чен циф­рой:

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для щи­тов­ни­ка муж­ско­го:

а — га­ме­то­фит за­ви­сит от спо­ро­фи­та и пи­та­ет­ся за его счет

б — име­ют­ся при­да­точ­ные корни

в — груп­пы спо­ран­ги­ев за­щи­ще­ны по­кры­валь­цем

г — за­ро­сток раз­ви­ва­ет­ся в сим­би­о­зе с гри­ба­ми в те­че­ние 6—10 лет

д — мо­ло­дые ли­стья свер­ну­ты улит­ко­об­раз­но

  1. а, б, д2) а, в, г3) б, в, д4) в, г, д

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий слой обо­зна­чен циф­рой:

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка слой, об­ра­зо­ван­ный ав­то­троф­ным ком­по­нен­том, обо­зна­чен циф­рой:

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка слой, об­ра­зо­ван­ный во­до­рос­лью или ци­анобак­те­ри­ей, обо­зна­чен циф­рой:

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка слои, об­ра­зо­ван­ные толь­ко ги­фа­ми гриба, обо­зна­че­ны циф­ра­ми:

  1. 1, 2, 32) 2, 3, 43) 1, 2, 44) 1, 3, 4

Ука­жи­те ста­дию жиз­нен­но­го цикла ку­куш­ки­на льна, обо­зна­чен­ную на схеме циф­рой 1:

  1. ар­хе­го­ний2) ан­те­ри­дий3) спер­ма­то­зо­ид4) ко­ро­боч­ка на ножке

а) кор­не­вая си­сте­ма стерж­не­вая;

б) ли­стья дли­тель­ное время рас­тут вер­хуш­кой;

в) в жиз­нен­ном цикле пре­об­ла­да­ет спо­ро­фит;

г) спер­ма­то­зо­и­ды об­ра­зу­ют­ся в ан­те­не­ри­ди­ях;

д) бес­цвет­ный, ли­шен­ный хло­ро­фил­ла га­ме­то­фит раз­ви­ва­ет­ся в сим­би­о­зе с гри­ба­ми.

  1. а, б, д2) а, б, д3) б, в, г4) в, г, д

а — кор­не­вая си­сте­ма стерж­не­вая

б — на ниж­ней сто­ро­не вай рас­по­ла­га­ют­ся спо­ран­гии, со­бран­ные в со­ру­сы

в — транс­порт про­дук­тов фо­то­син­те­за обес­пе­чи­ва­ет фло­э­ма

г — за­ро­сток при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту при по­мо­щи ри­зо­и­дов

д — га­ме­то­фит ре­ду­ци­ро­ван до не­сколь­ких кле­ток и раз­ви­ва­ет­ся за счет спо­ро­фи­та

  1. а, б, д2) а, в, г3) б, в, г4) в, г, д

а — име­ет­ся уко­ро­чен­ное кор­не­ви­ще

б — про­во­дя­щим эле­мен­том кси­ле­мы яв­ля­ют­ся со­су­ды

в — спо­ран­гии со­бра­ны в со­ру­сы

г — для опло­до­тво­ре­ния не­об­хо­ди­ма вода

д — обое­по­лый бес­цвет­ный га­ме­то­фит при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту кор­ня­ми

  1. а, в, г2) а, г, д3) б, в, д4) в, г, д

а) про­во­дя­щим эле­мен­том кси­ле­мы яв­ля­ют­ся тра­хе­иды;

б) в жиз­нен­ном цикле пре­об­ла­да­ет га­ме­то­фит;

в) ли­стья имеют стеб­ле­вое про­ис­хож­де­ние;

г) на за­рост­ке об­ра­зу­ют­ся ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии;

  1. а, б, в2) а, в, г3) б, г, д4) в, г, д

Ука­жи­те вер­ное утвер­жде­ние:

  1. про­ка­ри­о­ты раз­мно­жа­ют­ся путем спо­ро­об­ра­зо­ва­ния2) аэроб­ное ды­ха­ние у бак­те­рий про­те­ка­ет в ми­то­хон­дри­ях3) кокки — это па­лоч­ко­вид­ные (удли­нен­ные) клет­ки про­ка­ри­от4) с уча­сти­ем бак­те­рий, осу­ществ­ля­ю­щих бро­же­ние, про­ис­хо­дит ква­ше­ние ка­пу­сты

  2. про­ка­ри­о­ты обыч­но имеют одно ядро и 2—3 яд­рыш­ка2) вет­ря­ная оспа и грипп — бак­те­ри­аль­ные бо­лез­ни че­ло­ве­ка3) сна­ру­жи ци­то­плаз­ма бак­те­ри­аль­ных кле­ток окру­же­на ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ной4) в про­цес­се пи­та­ния ав­то­троф­ные бак­те­рии ис­поль­зу­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства мерт­вых тел

  3. ос­нов­ной спо­соб де­ле­ния кле­ток бак­те­рий — митоз2) ви­ри­о­ны — это клет­ки про­ка­ри­от ша­ро­вид­ной формы3) брюш­ной тиф и диф­те­рия — бак­те­ри­аль­ные бо­лез­ни че­ло­ве­ка4) плаз­ми­ды об­ра­зу­ют­ся путем впя­чи­ва­ния плаз­ма­лем­мы внутрь бак­те­ри­аль­ной клет­ки

Цвет­ки кра­пи­вы дву­дом­ной имеют про­стой ча­шеч­ко­вид­ный око­ло­цвет­ник. В жен­ском цвет­ке кра­пи­вы дву­дом­ной от­сут­ству­ют:

а) пе­сти­ки; б) ты­чин­ки; в) ле­пест­ки.

  1. толь­ко а;2) толь­ко б;3) а, в;4) б, в.

У рас­те­ний раз­ли­ча­ют не­сколь­ко жиз­нен­ных форм. Три из че­ты­рех ука­зан­ных рас­те­ний пред­став­ля­ют собой одну и ту же жиз­нен­ную форму. Ука­жи­те рас­те­ние, не вхо­дя­щее в эту груп­пу:

  1. огу­рец;2) клюк­ва;3) мор­ковь;4) оду­ван­чик.

Ука­жи­те пару рас­те­ний, име­ю­щих сухие мно­го­се­мян­ные плоды:

  1. липа и рапс;2) люпин и ка­пу­ста;3) фа­соль и оду­ван­чик;4) яч­мень и пас­ту­шья сумка.

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

  1. ви­ри­о­ны — это про­ка­ри­о­ты ша­ро­вид­ной формы;2) ос­но­ву кле­точ­ной стен­ки у бак­те­рий со­став­ля­ет му­ре­ин;3) диф­те­рия и столб­няк — бак­те­ри­аль­ные бо­лез­ни че­ло­ве­ка;4) ме­зо­со­мы об­ра­зу­ют­ся путем впя­чи­ва­ния ци­то­плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны внутрь бак­те­ри­аль­ной клет­ки

  2. спи­рил­лы — это про­ка­ри­о­ты спи­ра­ле­вид­ной формы;2) бак­те­рии яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ми­ко­зов че­ло­ве­ка и жи­вот­ных;3) са­про­тро­фы — это бак­те­рии, пи­та­ю­щи­е­ся ор­га­ни­че­ски­ми ве­ще­ства­ми мерт­вых тел;4) у бак­те­рий ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал пред­став­лен, как пра­ви­ло, коль­це­вой мо­ле­ку­лой ДНК.

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для му­хо­мо­ра пан­тер­но­го:

а) яв­ля­ет­ся ге­те­ро­тро­фом; б) вы­зы­ва­ет микоз у рас­те­ний и жи­вот­ных; в) может раз­мно­жать­ся путем фраг­мен­та­ции ми­це­лия; г) споры со­зре­ва­ют в ниж­нем слое шляп­ки от­кры­то, по­кры­ва­ло от­сут­ству­ет.

  1. а, б, в;2) а, в, г;3) б, в, г;4) толь­ко а, в;5) толь­ко г.

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для блед­ной по­ган­ки:

а) по­ло­вое раз­мно­же­ние осу­ществ­ля­ет­ся путем фраг­мен­та­ции ми­це­лия; б) яв­ля­ет­ся ге­те­ро­тро­фом; в) об­ра­зу­ет пле­сень блед­но-зе­ле­но­го или се­ро­го цвета; г) на верх­ней части ножки име­ет­ся коль­цо — остат­ки по­кры­ва­ла.

  1. а, б, г;2) а, в, г;3) б, в, г;4) толь­ко б, г;5) толь­ко в.

Вы­бе­ри­те два при­зна­ка, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для эв­гле­ны зе­ле­ной и воль­вок­са:

  1. ко­ло­ни­аль­ная ор­га­ни­за­ция тал­ло­ма

  2. пе­ре­дви­же­ние с по­мо­щью жгу­ти­ков

  3. уда­ле­ние не­пе­ре­ва­рен­ных остат­ков пищи через по­ро­ши­цу

  4. че­ре­до­ва­ние в жиз­нен­ном цикле по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 15.

Вы­бе­ри­те два при­зна­ка, ко­то­рые яв­ля­ют­ся об­щи­ми для эв­гле­ны зе­ле­ной и хло­рел­лы:

  1. по­ло­вой про­цесс – конъ­юга­ция

  2. пе­ре­дви­же­ние с по­мо­щью рес­ни­чек

  3. яв­ля­ют­ся эу­ка­ри­о­ти­че­ски­ми ор­га­низ­ма­ми

  4. не­пе­ре­ва­рен­ные остат­ки пищи уда­ля­ют­ся через по­ро­ши­цу

а — нит­ча­тый га­ме­то­фит;

б — тал­лом при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту ри­зо­и­да­ми

в — хло­ро­пласт в виде не­за­мкну­то­го по­яс­ка

г — по­ло­вой про­цесс — конъ­юга­ция

  1. а, б2) а, в3) б, в4) в, г

а — нит­ча­тый тал­лом по­крыт сли­зью

б — в жиз­нен­ном цикле про­ис­хо­дит че­ре­до­ва­ние по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний

в — хло­ро­пласт в виде спи­раль­но за­кру­чен­ной ленты

г — осо­бая форма по­ло­во­го раз­мно­же­ния — пар­те­но­ге­нез

а — ве­ге­та­тив­ное тело со­сто­ит из одной клет­ки

б — тал­лом нит­ча­тый

в — хло­ро­пласт в виде не­за­мкну­то­то по­яс­ка

г — бес­по­лое раз­мно­же­ние – фраг­мен­та­ция

  1. а, в2) а, г3) б, г4) толь­ко г

а — не имеет оформ­лен­но­го ядра

б — раз­мно­жа­ет­ся путем фраг­мен­та­ции нити

в — имеет хло­ро­пласт в виде спи­раль­но за­кру­чен­ной ленты

г — упо­треб­ля­ет­ся че­ло­ве­ком в ка­че­стве про­дук­та пи­та­ния под на­зва­ни­ем «мор­ская ка­пу­ста»

  1. а, в2) б, в3) б, г4) толь­ко в

а — рас­про­стра­нен в прес­ных во­до­е­мах

б — яв­ля­ет­ся мно­го­кле­точ­ной во­до­рос­лью с нит­ча­тым тал­ло­мом

в — при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту ри­зо­и­да­ми

г — раз­мно­жа­ет­ся толь­ко бес­по­лым спо­со­бом путем фраг­мен­та­ции

  1. а, б2) а, в3) б, в4) б, г

Ука­жи­те, что в схеме жиз­нен­но­го цикла уло­трик­са (см. рис.) обо­зна­че­но циф­рой 2:

  1. бес­по­лое по­ко­ле­ние;2) ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии;3) ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние;4) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий спо­ро­фит;5) фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий га­ме­то­фит.

  2. зи­го­та;2) бес­по­лое по­ко­ле­ние;3) ан­те­ри­дии и ар­хе­го­нии;4) од­но­кле­точ­ный спо­ро­фит;5) мно­го­кле­точ­ный га­ме­то­фит.

Ука­жи­те вер­ные утвер­жде­ния:

  1. у мхов при про­рас­та­нии споры об­ра­зу­ет­ся про­то­не­ма;

  2. среди па­по­рот­ни­ков име­ют­ся эпи­фи­ты, лианы, вод­ные и дре­во­вид­ные рас­те­ния;

  3. у сфаг­но­вых мхов и па­по­рот­ни­ков име­ет­ся под­зем­ный сте­бель — кор­не­ви­ще, от ко­то­ро­го от­хо­дят корни и ли­стья;

  4. в от­ли­чие от ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го у ор­ля­ка обык­но­вен­но­го ли­сто­сте­бель­ное рас­те­ние яв­ля­ет­ся спо­ро­фи­том;

  5. ку­куш­кин лен обык­но­вен­ный, сфаг­нум мяг­кий и дру­гие мхи имеют бес­цвет­ный, ли­шен­ный хло­ро­фил­ла га­ме­то­фит, ко­то­рый раз­ви­ва­ет­ся в сим­би­о­зе с гри­ба­ми.

  6. в жиз­нен­ном цикле мхов до­ми­ни­ру­ет га­ме­то­фит;

  7. ку­куш­кин лен обык­но­вен­ный про­из­рас­та­ет в лесах и на бо­ло­тах;

  8. в от­ли­чие от па­по­рот­ни­ков у сфаг­но­вых мхов име­ют­ся мерт­вые во­до­нос­ные клет­ки, в ко­то­рых на­кап­ли­ва­ет­ся вода;

  9. саль­ви­ния пла­ва­ю­щая, орляк обык­но­вен­ный и щи­тов­ник муж­ской за­не­се­ны в Крас­ную книгу Рес­пуб­ли­ки Бе­ла­русь;

  10. на ниж­ней сто­ро­не ли­стьев у ку­куш­ки­но­го льна обык­но­вен­но­го и щи­тов­ни­ка муж­ско­го рас­по­ла­га­ют­ся спо­ран­гии, со­бран­ные в со­ру­сы.

Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.

Доминирующее поколение улотрикса — гаметофит. Улотрикс является представителем отдела Зелёные водоросли. Определите набор хромосом гаметофита и спорофита. Что является спорофитом и гаметофитом улотрикса? Из каких исходных клеток образовались данные структуры и каким путем?

  1. Гаметофит улотрикса — гаплоидный (n), он является взрослым растением.2) Взрослое растение гаметофит образуется из споры (n) путем митоза3) Спорофит является диплоидным (2n).4) Спорофит — зигота, которая образовалась после оплодотворения вследствие слияния двух гамет.

На рисунке изображён цикл размножения хламидомонады. Что образуется в результате слияния гамет, какой набор у этой структуры? Каким способом деления и из чего образуются споры с гаплоидным набором хромосом? Что из себя представляет гаметофит и спорофит, какие наборы хромосом у этих структур?

В жизненном цикле хламидомонады преобладает гаметофит, который является взрослой особью с гаплоидным набором хромосом (n). +В результате слияния гаплоидных (n) гамет (оплодотворение) образуется диплоидный (2n) спорофит (зигота с защитной оболочкой). Споры (в данном случае зооспоры) с гаплоидным (n) набором хромосом образуются при помощи мейоза из спорофита.

Если хламидомонаду поместить на длительное время на большую глубину, хламидомонада со временем погибнет. В чём причина гибели? Какие водоросли могут жить на больших глубинах и почему?

Хламидомонада – зеленая одноклеточная водоросль. В хроматофоре хламидомонады находится зеленый пигмент – хлорофилл. Он улавливает красные лучи спектра, которые не проникают глубоко в воду, вследствие чего хламидомонада перестает фотосинтезировать и погибает от недостатка органических веществ. На больших глубинах способны жить красные водоросли (багрянки). Они имеют преобладающе красные (фикоэритрины) и синие (фикоцианины) пигменты. Эти пигменты улавливают сине-фиолетовую часть спектра, проникающую в толщу воды.

В растениях выделяют сложные и простые ткани. Первые сформированы из разных по структуре, форме и выполняемым функциям клеток. Вторые — из практически однородных по структуре клеток, отвечающих за выполнение одной и той же функции. Поясните, по какой причине луб и покровная ткань листа причисляют к сложным, а ассимиляционную ткань листа — к простым.

  1. Покровная ткань листа сложная, потому что большая часть клеток не содержит зелёных пластид, замыкающие клетки устьиц имеют другую форму и хлоропласты; есть клетки, которые имеют волоски.2) Луб — сложная ткань, потому что содержит структуры, отличающиеся по строению (ситовидные трубки, механические волокна).3) Ассимиляционная ткань листа — простая ткань, потому что все её клетки построены по единому принципу, в них много зелёных пластид, функция — фотосинтез.

Сравните процессы дыхания и фотосинтеза у растений. В чем проявляются различия и сходства этих процессов?

Оба процесса происходят при участии ферментов – они ускоряют биологические реакции в организме растения. В ходе каждого из этих процессов образуется энергия в виде молекул АТФ. При фотосинтезе она далее расходуется на создание органических молекул. При дыхании поглощается кислород, выделяется углекислый газ. В ходе фотосинтеза поглощается углекислый газ, выделяется кислород. Важно помнить, что дыхание – это энергетический обмен, а значит, там распадаются органические вещества (глюкоза). Фотосинтез – пластический обмен, нужный, наоборот, для синтеза глюкозы. Дыхание происходит во всех живых растительных клетках, так как каждой из них нужна энергия, а фотосинтез – только в клетках, имеющих хлоропласты. Для фотосинтеза всегда нужен свет (поэтому он и называется фотосинтезом – "световым синтезом"). А вот дышать клетки могут и в темноте.

Клетки и ткани в древесных растениях различаются по функциям и структуре, бывают мёртвыми и живыми. Клеточная теория утверждает, что клетки всех организмов имеют сходное строение и химический состав. Не противоречат ли эти два утверждения друг другу? Ответ поясните.

Было замечено, что ткани животных состоят только из живых клеток; растения же могут содержать мёртвые клетки, которые все также входят в состав ткани и продолжает выполнять свои функции. Какие растительные структуры покровных тканях, а также в транспортной и опорной системах можно считать примерами успешного функционирования мёртвых клеток? Какие можно наблюдать особенности у оболочек таких клеток?

В покровных тканях мёртвые клетки образуют пробку, трахомы (волоски) кожицы (эпидермы) В транспортной системе, представленной проводящей тканью, мёртвые клетки образуют сосуды и трахеиды В опорной системе, представленный механической тканью, мёртвые клетки образуют волокна склеренхимы и отдельные клетки склереидыТакие оболочки пропитаны дубящими веществами типа суберин, в итоге оболочки становятся жесткими

В растениях выделяют сложные и простые ткани. Первые сформированы из разных по структуре, форме и выполняемым функциям клеток. Вторые — из практически однородных по структуре клеток, отвечающих за выполнение одной и той же функции. Поясните, по какой причине древесину причисляют к сложным, а колленхиму и меристему — к простым.

Древесину (ксилему), относящуюся к проводящим тканям растений, причисляют к сложным, потому что оно состоит из разных по структуре, форме и выполняемым функциям клеток: 1) сосуды и трахеиды состоят из мертвых клеток и проводят воду и минеральные вещества (восходящий ток); 2) древесные волокна придают прочность, каркас; 3) паренхимные клетки тонкостенные проводят питательные вещества и запасают их.Колленхиму, относящуюся к механическим тканям растений, причисляют к простым, потому что состоит из практически однородных по структуре клеток (состоит из живых, неравномерно утолщенных клеток), отвечающих за выполнение одной и той же функции (защита,опорная функция – каркас).Меристему (образовательную ткань) причисляют к простым, потому что состоит из практически однородных по структуре клеток (состоит из живых, молодых, мелких клеток с крупным ядром без хлоропластов и вакуолей, с большим количеством рибосом и митохондрий), отвечающих за выполнение одной и той же функции (образует много клеток благодаря постоянному деление для дальнейшего их дифференцирования).

По каким тканям у высших растений осуществляется транспорт минеральных веществ? Какие факторы способствуют поступлению минеральных веществ в растение и восходящему току веществ по растению? Какие клетки (живые или мертвые) составляют этот тип ткани?

  1. Восходящий ток воды с растворенными минеральными веществами осуществляется по сосудам. Совокупность сосудов — ксилема.2) Поступление воды в корень осуществляется за счёт разницы концентраций веществ.3) Восходящий ток осуществляется за счёт корневого давления и за счёт сосущей силы, которая возникает благодаря транспирации.4) Ксилема состоит из мертвых клеток.

Ученый решил выяснить, как именно происходит транспорт веществ по проводящим структурам растения. Для этого он взял два растения гороха и срезал их по уровню почвы, а позже в воде обрезал еще немного для избавления от воздуха в проводящей ткани. Ученый поместил их в два сосуда (в одном была чистая вода, в другом — краситель, который придавал воде фиолетовый цвет). Обе банки были прикрыты и поставлены в теплое место.Укажите, какая переменная в эксперименте является зависимой, а какая — независимой? Постановка какого отрицательного контроля будет уместной? Для чего требуется постановка такого контроля?*Отрицательный контроль — опыт, при котором объект, который изучается, не находится под воздействием.

  1. Независимая переменная — тип воды в сосудах (наличие окраски в воде).2) Зависимая переменная — степень окрашивания жилок листовых пластинок.3) Отрицательный контроль — поместить оба сосуда в одинаковую воду при сохранении всех прочих параметров.4) Одинаковая вода позволяет установить, движется ли вода из сосудов по жилкам листа.

Чем отличаются реакции ассимиляции от реакций диссимиляции в процессе обмена веществ?

  1. При реакциях ассимиляции образуются вещества более сложные, чем вступившие в реакцию, а при реакциях диссимиляции происходит образование более простых веществ. 2) Реакции ассимиляции протекают с поглощением энергии, а реакции диссимиляции идут с выделением энергии.

Прибрежные водоросли, которые обитают в холодных арктических морях, имеют концентрацию органических веществ (жиров, белков и углеводов) в цитоплазме значительно превышающую концентрацию у близких им групп из субэкваториал и экваториальных территорий. Чем обусловлено это различие? Температура пло насыщенныл кислот выше, чем у ненасыщенныхВ какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе липидов плазмалеммы у водорослей арктических морей будет самой высокой?Ответ поясните. По какой причине изменение агрегатного состояния внутренней среды низших растений может быть опасно?

Маша К., студентка биологического факультета, проходила практику на Черном море и изучала особенности водорослей. Во время практики она измеряла биохимический состав водорослей прибрежных территорий. Десять лет спустя Маша К., уже опытный специалист в альгологии, отправилась в экспедицию за полярный круг для изучения местной флоры. Там она заметила, что состав водорослей разительно отличается от состава родственных растений в теплых морях: концентрация органических веществ в цитоплазме в северных широтах значительно превышала состав аналогичных классов веществ в цитоплазме южных водорослей. Объясните этот факт. Почему концентрация веществ не остается стабильной? При наблюдении за арктическими водорослями в течение года Маша заметила, что на момент ее приезда концентрация ненасыщенных жирных кислот была самой высокой. В какое время года Маша приехала за полярный круг, если учитывать, что температура плавления насыщенных кислот выше, чем насыщенных?

Известно, что внутри некоторых амеб поселяется зоохлорелла (водоросль).По какой причине эти организмы образуют симбиоз?

  1. Амеба предоставляет азот, который выделяет как продукт обмена, для питания зоохлореллы.2) Амеба обеспечивает защиту зоохлореллы от пагубных воздействий внешней среды.3) Зоохлорелла фотосинтезирует внутри прозрачной амебы.4 синтезированные органические вещества используются амебой для питания.5) Выделившийся в процессе фотосинтеза кислород используется для дыхания амебой.

Красные водоросли могут обитать на глубине до 200 метров. Какие особенности строения красных водорослей позволяют им жить на такой глубине? Почему другие водоросли на глубинене встречаются? Ответ поясните.

  1. На большие глубины проникает свет только сине-зелёной и сине-фиолетовой частей спектра.2) В хроматофорах красных водорослей содержится пигмент фикоэритрин.3) Он обладает способностью поглощать лучи синего и фиолетового спектров, в результате чего на большой глубине красные водоросли способны к фотосинтезу.4) У зеленых и бурых водорослей зеленые и синие пигменты способны улавливать коротковолновую красную и желто-зеленую часть спектра, которая не проникает на глубину.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *