Значение колчатых червей
Дождевой червь:
- рыхление почвы
- удобрение почвы, почвообразование
Пиявки:
- применение в медицинских целях (выделяют гирудин, препятствующий свертыванию крови)
- паразиты
Участие в пищевых цепях:
- являются пищей для рыб, млекопитающих
Ароморфозы типа колчатые
- Целом – вторичная полость тела
- Расчленение тела на сегменты
- Прогрессивное развитие нервной системы, увеличение мозгового ганглия
- Появление кровеносной системы, существенно повысившей интенсивность обмена веществ
- Усложнение пищеварительной и выделительной систем
- У некоторых водных кольчецов появились кожные жабры – органы дыхания, параподии – прототипы органов движения
Класс брюхоногие
Отделы тела: Раковина, Размножение, Дыхательная система, Кровеносная система, Выделительная система, Органы чувств
- Голова, туловище, нога
- Раковина в виде спирали, 2 слоя: роговой и известковый
- Большинство гермафродиты, развитие прямое
- Легкое/жабры
- Незамкнутая кровеносная система, двухкамерное сердце (1 предсердие + 1 желудочек)
- Почка (одна), Глаза (зрение), щупальца и чувствительные клетки на голове и краях мантии (осязание)
Нервная система
Класс брюхоногие, класс двустворчатые, класс головоногие
- Диффузно-узловой тип
- Состоит из нескольких узлов, соединенных нервными стволами, нервов
Класс двустворчатые
Отделы тела: Раковина, Размножение, Дыхательная система, Кровеносная система, Выделительная система, Органы чувств
- Туловище, нога
- Раковина состоит из двух створок, 3 слоя: роговой, известковый, перламутровый
- Раздельнополые, непрямое (со стадией паразитирующей личинки)
- Перистые жабры
- Незамкнутая кровеносная система, трехкамерное сердце, (2 предсердия + 1 желудочек)
- Почки парные
- Осязательные и светочувствительные клетки
Класс головоногие
Отделы тела: Раковина, Размножение, Дыхательная система, Кровеносная система, Выделительная система, Органы чувств
- Голова, туловище, щупальца
- Нет раковины
- Раздельнополые, развитие прямое
- Жабры
- Почти замкнутая кровеносная система, многокамерное сердце (есть доп. сердца)
- Почки (2-4)
- Глаза, щупальца (осязание), обонятельные ямки под глазами, присоски на щупальцах (вкус)
- Слияние сегментов в отделы тела
- Образование нервных узлов в отделах тела
- Появление сердца
- Появление пищеварительных желез, радулы
- Возникновение раковины
Общая характеристика типа моллюск
- Несегментированное тело
- Редуцированная полость тела (+ слияние первичной + вторичной)
- Тело = голова + туловище + нога
- Мантийная полость
- Раковина – 3 слоя: роговой, известковый, перламутровый
- Происхождение от колчатых червей
- Брюхоногие – ассиметричны, двустворчатые и головоногие – двусторонне-симметричны
Статья о различных классах моллюсков
Классификация Моллюсков
В мире существует несколько классов моллюсков. Вот некоторые из них:
Класс Брюхоногие
Класс Брюхоногие можно разделить на подкатегории: наземные и водные. Некоторые представители этого класса:
- Наземные:
- Виноградная улитка
- Слизень
- Ахатина
- Водные:
- Катушка
- Прудовик
Класс Двустворчатые
Класс Двустворчатые подразделяется на пресноводных и морских представителей. Некоторые из них:
- Пресноводные:
- Беззубка
- Перловица
- Морские:
- Устрица
- Мидия
- Гребешок
- Жемчужница
- Корабельный червь (тередо)
Класс Головоногие
Класс Головоногие включает в себя таких морских обитателей, как:
- Кальмар
- Осьминог
- Каракатица
- Наутилус
Интересные факты о Моллюсках
- Питание: Моллюски служат пищей для рыб, других моллюсков и птиц.
- Фильтрация: Двустворчатые моллюски являются фильтраторами, очищая воду.
- Осадочные горные породы: Моллюски могут образовывать раковины, которые затем становятся частью горных пород.
- Важность для человека:
- Пища
- Ювелирное украшение
- Промежуточные хозяева паразитов
- Улитки-вредители
- Чернильный секрет (тушь)
- Разрушение кораблей
- Корабельный червь
Особенности размножения
У некоторых моллюсков, таких как беззубка или перловица, есть особая личинка – глохидия, которая ведет паразитический образ жизни. Она прикрепляется к жабрам рыб для дальнейшего развития.
Задание
Установите соответствие между характеристиками и теми объектами, которые обозначены цифрами 1, 2, 3, 4 на рисунке:
A) составляют кормовую базу для гидры пресноводной
B) трахейнодышащие
C) хелицеровые
D) жировое тело и мальпигиевы сосуды
E) сосательный желудок
F) хватательные органы – видоизмененная первая пара ходильных ног
Выберите верный ответ: 412123
- Таракан – трахейнодышащие, жировое тело и мальпигиевы сосуды
- Паук-крестовик – хелицеровые, сосательный желудок
- Речной рак – хватательные органы – видоизмененная первая пара ходильных ног
- Дафния – составляют кормовую базу для гидры пресноводной
Мир моллюсков разнообразен и удивителен. Эти уникальные создания играют важную роль в экосистеме и жизни людей.
Классы членистоногих животных
Таракан
- Непрямое развитие
- Ротовой аппарат грызущего типа
Паук-крестовик
- Развитие прямое
- Ротовой аппарат колюще-сосущий или грызуще-сосущий тип
Речной рак
- Прямое развитие
- Ротовой аппарат включает мандибулы и две пары максилл
Дафния
- Развитие: прямое
- Ротовой аппарат состоит из одной пары верхних и двух пар нижних челюстей
Бабочка
- Непрямое развитие с полным превращением
- Стадия куколки присутствует
Задание по рисунку
Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке:
- Развитие прямое
- Мальпигиевы сосуды
- Гетерономная сегментация
- Половая система развита наиболее сильно
- Отсутствует половой диморфизм
- Наличие поперечно-полосатой мускулатуры
Верный ответ: 211321
Майский жук
- Мальпигиевы сосуды
- Гетерономная сегментация
- Наличие поперечно-полосатой мускулатуры
- Непрямое развитие с полным превращением (метаморфоз)
Дождевой червь
- Развитие прямое
- Отсутствует половой диморфизм
- Органы выделения: метанефридии
На рисунке:
- 1 – майский жук, тип Членистоногие, класс Насекомые
- 2 – дождевой червь, тип Кольчатые черви, подкласс Малощетинковые
- 3 – аскарида, тип Круглые черви
Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих животных
См. изображение в оригинальном тексте.
Основные особенности беспозвоночных
- Дыхание: дышат лёгкими и трахеями
- Железы: часто имеют паутинные железы
- Органы: имеют хелицеры и педипальпы
- Количество ног: обычно имеют три пары ходильных ног
- Питание: подавляющее большинство являются хищниками
- Летают: способны к полёту
Подсказка по заданию:
Если необходима более подробная информация или объяснение к данному вопросу, пожалуйста, укажите id вопроса и сообщите мне 😉
Сопоставление классов животных и типов
Классы животных | Типы |
---|---|
Паукообразные | Членистоногие |
Насекомые | Членистоногие |
Двустворчатые | Моллюски |
Головоногие | Моллюски |
Брюхоногие | Моллюски |
Ракообразные | Моллюски |
Подсказка по заданию:
Если у вас есть предложения или замечания к данному вопросу, пожалуйста, укажите id вопроса и обратитесь к нам 😉
Определение хищника-засадника
На картинке представлены следующие животные:
- Осьминог: является типичным хищником-засадником, использует тактику засады и скрытность для охоты
- Малый прудовик: также представляет собой хищник-засадник, охотится с использованием интриги и заманивания
Правильный ответ на вопрос: цифра 1
Также вы можете определить тип каждого животного по специфическим признакам, например, форма ноги и наличие раковины.
Определение гермафродитизма
Изучив строение половой системы молочной планарии (цифра 4), можно сделать вывод о гермафродитизме, который характеризуется наличием как мужских, так и женских половых органов у одного организма.
Правильный ответ на вопрос: цифра 4
Гермафродит – это понятие, перешедшее из древней греческой мифологии в биологию и медицину, обозначающее существо обоего пола.
На рисунке изображены системы органов молочной (белой) планарии. Под цифрами: 1 – пищеварительная система: мускулистая глотка находится в центре организма на брюшной стороне, способна выдвигаться 2 – выделительная система: протонефридии 3 – нервная система: продольные и поперечные нервные стволы (стволовой, лестничный тип нервной системы, по типу ортогон) 4 – половая система молочной планарии: семенники, семяпровод, яичники, совокупительная сумка и т.д.
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20138.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20134.
Какой цифрой на рисунке обозначено сердце животного, у которого впервые в ходе эволюции возникло наружное ухо?
Наружное ухо впервые возникло у класса Млекопитающие – под цифрой 1 обозначено четырехкамерное сердце млекопитающих (узнаем по левой дуге аорты) Добавим капельку ЛОР-информации в виде формулы 🙂 Наружное ухо = ушная раковина + наружный слуховой проход
Под цифрами: 1 – четырехкамерное сердце (Млекопитающие – левая дуга аорты, Птицы – правая дуга аорты) 2 – трехкамерное сердце с неполной перегородкой (Пресмыкающиеся / Рептилии) 3 – двухкамерное сердце (Костные и Хрящевые рыбы) 4 – трехкамерное сердце без перегородки (Земноводные / Амфибии)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20134.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20130.
Какой цифрой на рисунке обозначена костная структура, от которой начинаются мышцы, участвующие в опускании крыла?
Под цифрами: 1 – цевка – кость в ноге птиц, расположенная между голенью и пальцами; функции – амортизация при приземлении, отталкивание от земли при взлете, возможность сидеть на ветках и не падать с них 2 – киль грудины – костный вырост грудины (не путать с тазом!) 3 – предплечье 4 – плечевая кость 5 – голень 6 – бедренная кость 7 – таз – образован двумя тазовыми костями, каждая из которых состоит из сросшихся лобковой, седалищной, подвздошной костей
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20130.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20128.
Какой цифрой на рисунке обозначена инцистированная церкария, утратившая органоид движения?
Верный ответ: 6
Церкария – свободноплавающая хвостатая личинка. Церкария, утратившая органоид движения (отбросившая хвост) удобно располагается на прибрежной траве под цифрой 6. Эта инцистированная стадия называется – адолескария.
Под всеми цифрами: 1 – печеночный сосальщик, взрослая особь – марита, в организме основного хозяина (корова / человек) 2 – мирацидий – личинка с ресничками, выходит из яйца в водоеме, внедряется в организм малого прудовика (промежуточный хозяин) 3 – спороцисты, редии – поколения личинок, которые образуются в организме малого прудовика – промежуточного хозяина печеночного сосальщика 4 – малый прудовик / редии – поколения личинок, которые образуются в организме малого прудовика – промежуточного хозяина печеночного сосальщика 5 – основной хозяин (корова / человек) 6 – адолескария – личинка, покрытая цистой (ищет кого бы заразить на прибрежной травинке: человека или крупный рогатый скот 🙂 7 – церкария – хвостатая личинка, церкария некоторое время плавает в водоеме, затем забирается на прибрежную траву, стебель и листья около водоема, отбрасывает хвост и покрывается плотной защитной оболочкой – цистой (превращается в адолескарию)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20128.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20122.
Какой цифрой на рисунке обозначен этап жизненного цикла аскариды, на который нацелена профилактика гельминтоза путем мытья овощей и фруктов, мытья рук перед едой?
Верный ответ: 3
Моем руки и овощи для того, чтобы смыть инвазионное яйцо (3) аскариды с личинкой, то есть яйцо, способное к заражению (инвазии). Именно на препятствование попаданию таких яиц в организм человека (перорально) с грязными руками/немытыми овощами или фруктами – нацелено мытье рук и другие правила личной гигиены.
На рисунке изображен жизненный цикл аскариды. Под цифрами: 1 – взрослая особь аскариды, обитает в тонкой кишке человека 2 – неинвазионное яйцо аскариды, то есть яйцо, которое не имеет способность к заражению (инвазии) 3 – инвазионное яйцо аскариды с личинкой, то есть способное к заражению (инвазии) 4 – личинка аскариды выходит из яйца в ЖКТ человека 5 – миграция личинки аскариды из ЖКТ в легкие 6 – миграция личинки аскариды по легким: линия указывает на трахею, по которой поднимается личинка в направлении глотки, где происходит вторичное проглатывание и попадание в ЖКТ
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20122.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20118.
Какой цифрой на рисунке обозначен хозяин паразита, инвазионная стадия для которого – яйцо?
Для человека инвазионной стадией является финна (1) в мышцах крупного рогатого скота, а не яйцо. Человек заражается, употребляя недостаточно термически обработанное финнозное мясо.
На рисунке изображен жизненный цикл бычьего цепня. Под цифрами: 1 – корова (промежуточный хозяин бычьего цепня) 2 – человек (основной, или синоним – окончательный, хозяин бычьего цепня) 3 – трава, на которой расположены яйца бычьего цепня 4 – личинки в ЖКТ коровы 5 – финна в мышцах, обращаем внимание на инкапсуляцию личинки (финна)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20118.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20114.
Какой цифрой на рисунке обозначено животное, предком которого был протоавис?
Верный ответ: 5
Протоавис – на сегодняшний день считается наиболее вероятным предком птиц (5). Поговорим чуть подробнее о том, из-за кого археоптерикса почти "уволили" из ЕГЭ. Признаки рептилий у протоависа: длинный хвост с несросшимися позвонками, зубы, брюшные ребра Признаки птиц у протоависа: перьевой покров, передние конечности – крылья, цевка (кость в ноге птиц, расположенная между голенью и пальцами)
Под цифрами: 1 – дельфин (млекопитающие) 2 – прыткая ящерица (пресмыкающиеся) 3 – травяная лягушка (земноводные) 4 – карась (костные рыбы) 5 – пингвин (птицы)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20114.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20110.
Какой цифрой на рисунке обозначено свободноживущее животное, имеющее два слоя мышц в кожно-мускульном мешке?
Кольчатые черви (3) имеют 2 слоя мышц – продольные и кольцевые. Печёночный сосальщик (2), аскарида (4) и свиной цепень (5) не являются свободноживущими (по условию задания нужно выбрать свободноживущий организм, а не паразита), поэтому пункты 2, 4 и 5 можно вычеркивать сразу – даже если забыли (или вообще не знали)) сколько у них мышц 😉
Под цифрами: 1 – ресничная планария (тип плоские черви, класс ресничные) – движение при помощи ресничек; 3 слоя мышц в кожно-мускульном мешке 2 – печеночный сосальщик (тип плоские черви, класс сосальщики), в движении участвует кожно-мускульный мешок в котором находится 3 слоя мышц 3 – дождевой червь (тип кольчатые черви), в движении участвует кожно-мускульный мешок (2 слоя мышц) 4 – аскарида (тип круглые черви), в движении участвует кожно-мускульный мешок (1 слой мышц – только продольные, змеевидное движение) 5 – свиной цепень (тип плоские черви, класс ленточные) – паразит, обитает в тонкой кишке, узнаем по наличию на сколексе (головной части) венчика из крючьев – свиной цепень, в отличие от бычьего цепня, считается вооруженным и такой венчик имеет; в движении участвует кожно-мускульный мешок (3 слоя мышц)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20110.
Рассмотрите рисунок и выполните задание 20106.
Какой цифрой на рисунке обозначено животное, личинка и имаго которой имеют различные ротовые аппараты?
Личинка и имаго (взрослая стадия) бабочки (5) имеют различные ротовые аппараты. Личинка (гусеница) имеет ротовой аппарат грызущего типа (вредина! питается зелеными частями растений), а бабочка имеет ротовой аппарат сосущего типа (эстетика!)) – питается нектаром цветков ^^)
Под цифрами: 1 – таракан – непрямое развитие с неполным превращением (без метаморфоза = без стадии куколки), питание личинки не отличается от питания взрослой особи (ротовой аппарат грызущего типа) 2 – паук-крестовик – развитие прямое (личинки нет), ротовой аппарат колюще-сосущего или грызуще-сосущего типа 3 – речной рак – прямое развитие, ротовой аппарат включает мандибулы и две пары максилл (верхняя и нижние челюсти) 4 – дафния – класс ракообразные, прямое развитие: ротовой аппарат из одной пары верхних и двух пар нижних челюстей 5 – бабочка – непрямое развитие с полным превращением (с метаморфозом = есть стадия куколки)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉 При обращении указывайте id этого вопроса – 20106.
1. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у
- моллюсков 2) ракообразных 3) пауков 4) насекомых
2. Членистоногие, в отличие от других беспозвоночных животных, имеют
членистое тело 2) хитиновый покров
брюшную нервную цепочку 4) кровеносную систему
3. У насекомых дыхание происходит
при помощи трахей 2) через всю поверхность тела
при помощи лёгочных мешков 4) при помощи жабр
4. К насекомым с полным превращением относится
- кузнечик 2) тля 3) саранча 4) бабочка-капустница
5. Насекомые, в отличие от ракообразных и паукообразных, имеют
- конечности рычажного типа 2) хитиновый скелет 3) одну пару усиков 4) глаза
6. Из беспозвоночных животных только членистоногие имеют
двустороннюю симметрию тела
пищеварительную систему с ротовым и анальным отверстиями
различные типы ротовых органов
тело, развивающееся из трёх зародышевых листков
7. Почему хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом?
обладает большой прочностью
предохраняет тело от потери воды
служит опорой для прикрепляемых к нему мышц
защищает тело от механических и химических воздействий
8. Чем, как правило, питаются пауки?
- насекомыми 2) семенами растений 3) кишечнополостными 4) зелёными побегами
9. Кровь не выполняет функцию переноса газов у
- осьминога 2) речного рака 3) камчатского краба 4) капустной белянки
10. Тело членистоногих, в отличие от кольчатых червей,
состоит из сегментов, объединённых в отделы 2) мягкое на ощупь
образовано двумя слоями клеток 4) круглое в поперечном сечении
11. Какие особенности строения клещей и пауков указывают на их сходство?
три отдела тела: голова, туловище и хвост 2) три пары ног и одна пара усиков
четыре пары ног и простые глаза 4) замкнутая кровеносная система и пара дыхалец
12. Разорение муравейников приносит вред лесам, так как муравьи
опыляют древесные растения леса
питаются разнообразными насекомыми
служат кормом для насекомых-опылителей
питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений
13. К какому классу беспозвоночных животных относится дождевой червь?
- Ленточные 2) Ресничные 3) Малощетинковые 4) Многощетинковые
14. К какому классу беспозвоночных животных относится пресноводная планария?
- Ресничные 2) Ленточные 3) Малощетинковые 4) Многощетинковые
15. У какой группы в ходе эволюции впервые появилась кровеносная система?
- Кишечнополостные 2) Плоские черви 3) Кольчатые черви 4) Моллюски
16. У какой группы в ходе эволюции впервые появилась выделительная система?
17. К какому классу членистоногих относится представленное на фотографии животное?
18. К какому классу членистоногих относится представленное на фотографии животное?
19. К какому типу относят животное, изображённое на рисунке?
20. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Какой объект следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- улитка виноградная 2) планария белая 3) лягушка озёрная 4) жук майский
21. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы существует определённая связь:
- кузнечик 2) беззубка 3) дождевой червь 4) жаба
22. Между позициями первого и второго столбцов приведённой ниже таблицы имеется определённая связь:
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
- кожа 2) лёгкие 3) трахеи 4) жабры
23. Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда десятиногих раков. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
имеют замкнутую кровеносную систему
тело разделено на голову, грудь и брюшко
дышат с помощью жабр
имеют фасеточные глаза
не имеют конечностей на брюшке
имеют клешни на концах ходильных конечностей
24. Среди приведённых ниже черт выберите характерные для животных отряда скорпионов. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
клешни на педипальпах 2) жаберное дыхание
гибкое брюшко, с ядовитой железой на конце 4) десять ходильных ног
незамкнутая кровеносная система 6) несегментированное тело
25. Какие насекомые развиваются с неполным превращением? Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
постельный клоп 2) медведка 3) оса
бабочка крапивница 5) кузнечик 6) жук-олень
26. Установите соответствие между животным и типом его постэмбрионального развития. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ЖИВОТНОЕ ТИП РАЗВИТИЯ
A) исполинский кенгуру 1) прямое
Б) травяная лягушка 2) непрямое
В) гребенчатый тритон
Г) прыткая ящерица
Д) средиземноморская черепаха
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: АБВГД
27. Установите соответствие между признаком и организмом, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшка 1) речной рак
Б) имеет четыре пары ходильных ног 2) паук-крестовик
В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни
Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи
Д) дыхание происходит при помощи жабр
28. Установите соответствие между признаком и классом животных, для которого он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
A) у части представителей в развитии имеется стадия куколки 1) Насекомые
Б) подавляющее большинство представителей — хищники 2) Паукообразные
В) тело состоит из головы, груди и брюшка
Г) способны поглощать только жидкую пищу
Д) 4 пары ходильных ног
E) на голове могут располагаться простые и сложные глаза
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: АБВГДЕ
29. Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
А) кровеносная система не замкнута 1) пчела медоносная
Б) дышит через поверхность кожи 2) дождевой червь
В) имеет внешний скелет
Г) имеет фасеточные глаза
Е) тело разделено на одинаковые сегменты
30. Установите соответствие между перечисленными признаками животных и животными, к которым эти признаки относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца.
А) кровеносная система не замкнута 1) стрекоза большое коромысло
Б) имеет внешний скелет 2) аскарида человеческая
В) имеет фасеточные глаза
Г) ведёт паразитический образ жизни
Д) не имеет конечностей
Е) не имеет вторичной полости тела
31. Установите соответствие между перечисленными характеристиками животных и животными, к которым они относятся. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
А) десять ходильных ног 1) речной рак
Б) тело разделено на головогрудь и брюшко 2) муха дрозофила
В) развитие с метаморфозом
Г) дыхание жаберное
Д) ротовой аппарат лижущего типа
Е) питается фруктами
32. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) У части представителей в развитии имеется стадия куколки. 1) Насекомые
Б) Подавляющее большинство представителей — хищники. 2) Паукообразные
В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.
Г) Способны поглощать только жидкую пищу.
Д) Имеют четыре пары ходильных ног.
Е) На голове могут располагаться простые и сложные глаза.
33. Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
- куколка 2) личинка 3) яйцо, отложенное самкой 4) взрослая особь 5) зигота
34. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.
внешняя среда 2) кровь 3) полость тела 4) лёгочные мешки
трахея 6) жабра 7) дыхательное отверстие 8) ротовое отверстие
35. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а
личинка – в ___________ (Г).
почва 2) вода 3) лес 4) неполное превращение 5) полное превращение
куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка
36. Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.
- один 2) два 3) три 4) четыре 5) жабра 6) лёгочный мешок 7) трахея 8) кровь
37. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.
гусеница 2) личинка 3) куколка 4) яйцо 5) неполное превращение
полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое
38. Используя содержание текста «Что предпочитает есть муравей?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
Какую функцию в муравейнике выполняли муравьи, участвующие в эксперименте?
Чем экспериментаторы кормили муравьёв до начала эксперимента?
Какое оптимальное соотношение белков и углеводов в рационе питания чёрных садовых муравьёв обеспечило им жизнь до 400 дней?
Чёрные садовые муравьи, оказывается, очень удобный объект для изучения влияния фактора питания на продолжительность жизни. В естественных условиях они питаются падью — сладким соком растений, а также мёртвыми насекомыми. Но чего и сколько съедает отдельный муравей, понять трудно, потому что распределение добычи, принесённой муравьями-фуражирами, происходит в недрах гнезда. До эксперимента было известно, что белковая часть пищи идёт в основном на прокормление личинок, а взрослые особи предпочитают растительную пищу. Исследовать проблему питания оказалось сложно, так как муравьиные колонии неоднородны по составу, поэтому был поставлен эксперимент.
Предварительно учёные сформировали более 100 экспериментальных групп по 200 рабочих муравьёв-фуражиров в каждой. Насекомых отбирали вне гнезда, когда они собирали корм. В этих однородных группах не было ни королевы, ни личинок. Каждую группу поместили в «гнездо» — пластиковую чашку диаметром 10 см, дно которой выстилали влажной ватой. Гнездо ставили на круглую подставку диаметром 12 см с очень скользкими стенками, которые не позволяли насекомым сбежать. В этой же зоне муравьёв и кормили из единственной кормушки — так проще было учитывать потреблённый за сутки корм, число муравьёв у кормушки и число кормящихся насекомых. Сначала им давали 15%-ный раствор пчелиного мёда и мучных червей (личинок мучного хруща), а спустя неделю, когда насекомые пообвыклись на новом месте, начали эксперимент.
На первом этапе эксперимента учёные решили проверить, как на продолжительность жизни муравьёв влияет соотношение белков и углеводов. Для насекомых приготовили искусственные корма, в которых общая концентрация питательных веществ была постоянной, неизменным оставалось и содержание витаминов, минералов и жиров, а отношение белков и углеводов составляло 5:1, 3:1, 1:3 и 1:5. Каждый из этих четырёх рационов опробовали 32 экспериментальные группы. Ежедневно исследователи убирали из гнезда мёртвых муравьев; эксперимент длился до тех пор, пока не умерли все насекомые. В результате было установлено что группы, находящиеся преимущественно на углеводной диете, продержались около 400 дней, а с максимальным преобладанием белков едва дотягивали до 50 дней. Таким образом, учёным удалось установить наиболее оптимальное соотношение углеводной и белковой пищи в питании муравьёв-фуражиров.
39. Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.
На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?
Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?
К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?
Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают. У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях. Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика. Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев. Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение. Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.
40. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.
Вариант 1. 1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева? 2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи? 3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)
Вариант 2. 1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью? 2) Какое устройство имел улей типа «борти»? 3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?
Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей. В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались. Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.
Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.