Правила постановки запятой при причастных и деепричастных оборотах
Правила постановки запятой при причастном и деепричастном оборотах проверяются в задании №17, который даст тебе 1 балл.
Что нужно знать для решения задания №17:
Прилагательные и причастия отвечают на одинаковые вопросы, но их суффиксы различаются.
Прилагательные: уш/ющ, ащ/ящ, ом/ем/им, н/енн/т, вш/в.
Правила постановки запятых:
Причастия
Правило №1: Если одиночное причастие стоит до определяемого слова, запятые не ставятся.
Пример: Потерянный рай так и не нашелся.
Правило №2: Одиночное причастие не обособляется, если стоит после определяемого слова.
Правило №3: Одиночное причастие обособляется, если главное слово – личное местоимение.
Пример: Удивленный, он взглянул на меня.
Деепричастия
Правило №1: Деепричастие обособляется, если выступает в роли дополнительного сказуемого (обстоятельство места, времени, причины, уступки).
Пример: Уходя, погасите, пожалуйста, свет.
Правило №2: Деепричастие не обособляется, если выступает в роли образа действия.
Пример: Он решал задачу не прерываясь.
Обороты
Оборот предполагает наличие главного и зависимого слова.
При наличии причастия или деепричастия, от которого можно задать вопрос, перед нами оборот.
Отличие причастий и деепричастий:
Причастие отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?
Деепричастие отвечает на вопросы: что делая? Что сделав?
Обособление причастного оборота
Для решения правил причастного оборота:
Правила обособления
Правило №1
Если причастный оборот стоит до определяемого слова, то запятые не ставятся. Например:
Плачущая на площадке девочка ждала маму. Девочка какая? Плачущая.
Правило №2
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, запятые ставятся. Например:
Девочка, плачущая на площадке, ждала маму.
Правило №3
Если причастный оборот относится к личному местоимению, запятые ставятся в любом случае. Например:
Она, широко улыбающаяся, смотрела на нас или Широко улыбающаяся, она смотрела на нас.
Обособление деепричастного оборота
Деепричастный оборот обособляется всегда, за исключением фразеологизмов.
Обособление обстоятельства
Запятые ставятся при наличии производных предлогов. Например:
Несмотря на разницу характеров, у них были хорошие отношения.
Тренируйся, чтобы все получилось!
Тест по теме “Как решать задание №17?”
Знаки препинания в предложениях и список драгоценностей
А уже через час оба сидели за шатким столиком и упираясь друг в друга головами, читали длинный список драгоценностей, некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
Недостающий знак препинания | Место в предложении |
---|---|
Запятая в цифре 1 не ставится, так как нет условий. | |
Запятая в цифре 3 не ставится, так как однородные определения соединены союзом И. |
Вид великолепного ландшафта и роскошная долина
Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся тускло синея сквозь туманную даль по водянисто-зелёным лугам, и человек, охваченный светлым дыханием весны, крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Недостающий знак препинания | Место в предложении |
---|---|
Запятая в цифре 1 не ставится, поскольку нет условий. | |
Запятая в цифре 3 не ставится, так как причастные обороты являются однородными и соединены союзом И. | |
Запятые в цифрах 2 и 4 не ставятся, поскольку нет условий и причастные обороты ещё не закончены. |
Великолепные полотна мастеров
В мире не счесть мастеров, артистично владеющих рисунком, живописью, композицией и создающих великолепные полотна.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Недостающий знак препинания | Место в предложении |
---|---|
Запятая в цифре 3 не ставится, так как причастные обороты являются однородными и соединены союзом И. | |
Запятые в цифрах 2 и 4 не ставятся, поскольку нет условий и причастные обороты ещё не закончены. |
Преклонение перед гением Марины Цветаевой
Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой, создавшей совершенно неповторимый поэтический мир и свято верившей в свою музу.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Недостающий знак препинания | Место в предложении |
---|---|
Запятки в цифрах 2 и 3 не ставятся, так как причастные обороты являются однородными и соединены союзом И. | |
Запятая в цифре 4 не ставится, поскольку нет условий и причастный оборот ещё не закончен. |
Полет уток и холодный ветер степи
Утки, испуганные внезапным появлением охотников, шумно поднялись и кувыркаясь в воздухе, медленно и тяжело полетели прочь.
С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска волны, набегавшей на берег.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.
Недостающий знак препинания | Место в предложении |
---|---|
Запятки в цифрах 2 и 3 не ставятся, поскольку нет условий и деепричастный оборот ещё не закончен. |
Дорога через поле и плавные облака
Дорога, поворачивавшая вправо, шла через огромное поле, засеянное яровыми, и углублялась в лес.
По ясному небу плавно неслись, не закрывая солнца, низкие дымчатые облаки, постепенно исчезающие в синеве.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должны стоять запятые.
Недостающий знак препинания | Место в предложении |
---|---|
Запятки в цифрах 2 и 3 не ставятся, поскольку нет условий и деепричастный оборот ещё не закончен. |
Воздух степи и взлет воробья
Степной воздух, наполненный тысячами разных птичьих свистов, был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза в траву.
Воробей, неожиданно взлетев, исчез в светлой зелени сада, прозрачно сквозившей на фоне предвечернего неба.
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Недостающий знак препинания | Место в предложении |
---|---|
Запятка в цифре 4 не ставится, потому что деепричастные обороты являются однородными и соединены союзом И. |
Великолепие архитектуры в разных периодах времени
Стены дома
- Подновленные краской
- Подкрашенными по всему периметру карнизами
- Выложенными яркой каймой из плитки
- Выглядят празднично.
Дома мой гость
- Сразу начал мне жаловаться
- Что
- Пока он ехал ко мне
- То заблудился в лесу и вынужден был заночевать в сторожке лесника.
Почти в каждом зале музея
- Наверняка
- Увидите статуи.
- В скульптуре каждая сторона фигуры
- Без сомнения имеет своё особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.
Однажды увидев
- Изображённую на картине
- Женщину с удивительной улыбкой
- Загадочно играющей на спокойном лице
- Зритель попадает под власть гениальной живописи Леонардо да Винчи.
Хаджи-Мурат сидел рядом в комнате
- И
- Хотя не понимал разговора
- Чувствовал
- Что спорили о нём.
Мария ничего не ответила
- И
- Чтобы отвлечься от неприятного ей разговора
- Стала гладить собаку
- Хотя та мирно спала.
Цветы
- Сливаясь в целую лесную поляну
- И образуя открытое пространство
- При ближайшем рассмотрении поражали идеальной формой каждого венчика
- Обрамлённого нежными лепестками.
А старушка всё говорила и говорила о своём счастье
- И
- Хотя слова её были привычными
- У внука от них вдруг сладко защемило сердце
- Словно всё услышанное происходило с ним.
Снег засыпáл следы путников
- И стало ясно
- Что
- Если снегопад не прекратится к ночи
- То обратную дорогу придётся искать с трудом.
Тригорский парк в Пушкинском заповеднике
- По мнению многих
- Пропитан солнцем даже в пасмурные дни.
- Этот парк создан
- Как будто специально для семейных праздников, дружеских бесед, смеха, шутливых признаний.
Хозяйка поняла (1) что (2) если сейчас гости опять окажутся в зале (3) то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца (4) и она предложила прогуляться по саду.
Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем (5) расстилавшимся перед глазами.
Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.
По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.
В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно (1) и (2) когда выражает на сцене характер своего героя (3) то он обычно доходит до полного ощущения (4) что он и есть тот самый герой.
Наступила такая усталость (1) что (2) если бы даже не было приказания (3) расположиться на отдых (4) люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше.
Когда нужно было спешить в гимназию (1) Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата (2) и (3) так как тот всегда двигался стремительно (4) то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку.
Когда художник жил в Крыму (1) он всё своё время посвящал созерцанию картин природы (2) и (3) если погода располагала к прогулкам (4) часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн.
Над Волгой уже синела летняя ночь (1) и (2) когда мы оказались на берегу (3) то увидели (4) как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов.
Ганин вышел на берег (1) и (2) когда увидел у пристани синего турка на огромной груде апельсинов (3) ощутил пронзительно и ясно (4) как далеко от него тёплая громада родины.
Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.
Художник Айвазовский умел изобразить пену (1) внезапно разбегающуюся (2) по изгибам волн (3) и морской песок (4) просвечивающийсквозь пенистую воду.
Интерес (1) возбуждённый к Лермонтову (2) несколькими стихотворениями (3) помещёнными в «Отечественных записках» (4) окончательно утвердился после опубликования романа «Герой нашего времени».
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3)поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
Я (1) признаться (2) не слишком люблю осину с её бледно-лиловым стволом и серо-зелёной металлической листвой. Осина бывает хороша только в ветреный летний день, когда каждый лист её (3) как будто (4) хочет сорваться и умчаться вдаль.
Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
Катя слушала рассказ о новейших достижениях в области ядерной физики очень внимательно (1) и (2) если бы Константинов не осознавал (3) что сфера его научных интересов не может по-настоящему волновать столь юную особу (4) он продолжал бы свои рассуждения.
А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
1,3,42) 1,33) 3,44) 3,45) 2,3,46) 2.3,47)1,3,48) 1,2,3,49) 1,2,410) 1,211) 1,3,412) 1,2,3,413) 1,2,3,414) 3,4,515) 3,416): 3,417) 1,2,418) 1,2,3,419) 1,3,420) 1,2,3,421) 1,2,522) 1,323) 1,3,424) 1,3,425) 1,2,426) 1,2,427) 1,3,428) 1,3.429) 2,3,430) 3,431) 1,3,432) 1,433) 1,234) 1,2,3,435) 1,236) 137) 138) 2,439) 1,2,3,440) 2,3,4