Топ 10 достопримечательностей россии которые стоит посетить на круизном лайнере

Таблица: Топ-10 достопримечательностей России

ДостопримечательностьГород
1Красная площадьМосква
2ЭрмитажСанкт-Петербург
3КижиКарелия
4Байкалская железная дорогаИркутск
5ВолгаАстрахань
6Кольский полуостровМурманск
7СуздальВладимирская область
8Казанский КремльКазань
9СтолбыЕкатеринбург
10Дом-музей ЧайковскогоКлин

Почему стоит посетить Москву

Путешествие на круизном лайнере в Москву — это отличная возможность насладиться отдыхом с комфортом и разнообразными развлечениями. Москва впечатлит своими достопримечательностями, такими как:

  • Красная площадь: символическое место, на котором проходят многочисленные мероприятия и праздничные шествия.

  • Кремль: историческое ядро города, в котором располагаются музеи, архитектурные памятники и уникальные колокольни.

  • Большой театр: знаменитый театр, где можно насладиться просмотром балетов и опер.

  • Парк Горького: удивительное место для прогулок, отдыха и культурных мероприятий.

  • Арбат: старинная улица, на которой можно купить сувениры, посетить кафе и познакомиться с местными художественными достопримечательностями.

Санкт-Петербург: город-легенда

Санкт-Петербург — это удивительный город с множеством прозвищ. Это место, которое стоит посетить на круизном лайнере. Некоторые известные достопримечательности города:

  • Эрмитаж: один из самых крупных музеев мира, где можно увидеть произведения искусства и исторические артефакты.

  • Казанский собор: величественный храм с богатой историей и уникальной архитектурой.

  • Зимний дворец: бывшая резиденция российских императоров, сейчас превращенная в музей.

  • Петропавловская крепость: старинная крепость, связанная с историей города и страны.

  • Александровский парк: прекрасное место для прогулок и отдыха с видом на Неву и Зимний дворец.

Заключение

Посетить Россию на круизном лайнере — это уникальный опыт, который позволит увидеть многочисленные достопримечательности страны, насладиться красотой природы и познакомиться с культурой городов. Москва и Санкт-Петербург — лишь малая часть того, что можно увидеть в этой удивительной стране. Приготовьтесь к незабываемым впечатлениям и путешествию, которое запомнится на всю жизнь!

Ссылка на изображение круизного лайнера.

Круизные туры в Санкт-Петербург

Круизные туры в Санкт-Петербург включают разнообразное меню для взрослых и детей. Также в стоимость зачастую входит развлекательная программа.


Большой Петергофский дворец

Русский Версаль — именно такие мысли проскакивали в голове Петра I, когда он задумывался о проекте дворцово-паркового ансамбля на берегу Финского залива. В 1723 году Петергоф впервые распахнул двери, но не все локации были введены в эксплуатацию. Большой Петергофский дворец был достроен позже, вместе с фонтанами и каскадами.

Большой дворец — главное здание комплекса, потерпевшее глобальное разрушение в эпоху Второй мировой войны. Полное восстановление здания произошло в 1952 году. Сооружение насчитывает порядка 30 залов, а вид на его с фасадом из Верхнего и Нижнего парков просто потрясает.

Это лишь несколько комнат Большого Петергофского дворца, остальные заслуживают не меньшего внимания. Обязательно прогуляйтесь на теплоходе в это уникальное место — поверьте, впечатлений Вам хватит на долгое время.

Путешествие к Большому дворцу через Финский залив проходит в комфортной обстановке Метеора — скоростного теплохода. К примеру, поездка из Санкт-Петербурга займет чуть более получаса.

Большой Петергофский дворец


Золотое кольцо

Обзор городов, входящих в состав Золотого кольца России, можно попасть на круизном лайнере, пройдя путь по Москва-реке, каналу имени Москвы, Волге и Оке. Во время экскурсии Вы посетите такие города, как Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Владимир, Суздаль, Иваново, Переславль-Залесский и Сергиев Посад. Туры включают насыщенную программу, посещение множества значимых мест и море незабываемых впечатлений.

8 городов — 8 уникальных историй с самыми интересными водными прогулками между ними.

Круиз по Золотому кольцу, несомненно, останется в памяти множеством самых приятных воспоминаний. Бронируйте поездку уже сейчас, чтобы в удобное время получить массу удовольствия от теплоходного турне по городам России.


Серебряное кольцо

Серебряное кольцо, оно же Серебряное ожерелье России — туристический комплекс из 16 городов, расположенных в Ленинградской, Вологодской, Мурманской, Архангельской и других регионах страны.

Экскурсионная программа довольно насыщена, поэтому приготовьтесь набираться впечатлений и хороших эмоций.


Озеро Байкал

Путешествие по воде по Байкалу — удобный и захватывающий способ познакомиться с красотами этого озера. Байкальские берега мало населены, а автомобильных дорог вокруг водоема почти нет, поэтому лучше всего смотреть на это чудо природы с воды. Во время круизов по Байкалу туристы могут посетить Баргузинский заповедник, добраться до лежбища Байкальских нерп и увидеть множество других интересных мест.

Продолжительность маршрутов может варьироваться от 5 до 8 дней. Во время путешествия у туристов есть возможность не только насладиться красотами Байкала, но и познакомиться с культурой и историей региона.

Путешествие по Байкалу: летом и зимой

Например, туристическое 8-дневное путешествие на теплоходе по Байкалу — настоящее приключение длиной более 1200 км!

Летнее путешествие

В летнее время:

  • Наслаждайтесь красотой самого глубокого озера в любое время года.
  • Исследуйте буйную растительность вдоль берегов.
  • Попробуйте вкуснейший байкальский омуль.
  • Искупайтесь в чистой воде озера.
  • Наслаждайтесь каменистым дном и чистым побережьем.

Зимнее путешествие

На зимнем Байкале:

  • Зимний отдых на Байкале — это неповторимые впечатления.
  • Разнообразные виды зимнего отдыха.
  • Увлекательная программа и экзотические национальные культуры и традиции.

Топ 10 достопримечательностей россии которые стоит посетить на круизном лайнере

Посещение острова Кижи

Один из самых красивых островов Карелии, расположенный в Онежском озере — Ки́жи.

История

  • Остров был заселен людьми еще в древние времена.
  • Относится к памятникам архитектуры.
  • Культурный центр, где жили поэты и художники.
  • На острове сохранились лишь две деревни — Ямка и Васильево.

Достопримечательности

  • Преображенская церковь постройки 1714 г. без единого гвоздя.
  • Древние избы, амбары и мельницы.
  • Карельская кухня: рыба, грибы, ягоды, карельский пирог.

Топ 10 достопримечательностей россии которые стоит посетить на круизном лайнере

Калининград и область

Калининград — один из самых привлекательных городов России, притягивающий множество туристов со всего мира.

История

  • Калининград стал частью СССР в 1945 году после Великой Отечественной войны.
  • Имеет уникальное сочетание европейского и российского стиля.
  • Богатое историческое и культурное наследие.

Достопримечательности

  • Соседство с Европой.
  • Улицы, здания и объекты, напоминающие о европейской атмосфере.
  • Разнообразные курорты на побережье Балтийского моря.

Посетив эти места, вы окунетесь в атмосферу древней истории, насладитесь культурными достопримечательностями и отведаете уникальные блюда традиционной кухни.

Крым — один из самых популярных курортов в России, привлекающий множество туристов каждый год. Расположенный на полуострове в Черном море, Крым славится своими пляжами, историческими достопримечательностями и живописными пейзажами.

Симферополь

Приезжая в Крым, многие туристы сначала прибывают в столицу региона — Симферополь. Этот город является транспортным узлом, сюда приходят поезда, автобусы и самолеты из различных городов России.

Севастополь

Еще один популярный город на полуострове — Севастополь. Исторический город с множеством памятников и музеев, Севастополь привлекает любителей истории и культуры.

Ялта

Ялта — один из самых известных курортов на Южном берегу Крыма. Здесь можно насладиться теплым морем, красивыми пляжами и прекрасными видами.

Алупка

В городе Алупка расположен один из самых красивых дворцов Крыма — Ливадийский. Этот дворец был построен в XIX веке и является настоящим шедевром архитектуры.

Гурзуф

Гурзуф — маленький городок, который славится своими живописными пейзажами и чистым морем. Здесь можно отдохнуть от шума больших городов и насладиться спокойствием.

Таврический

Таврический — еще один прекрасный парк в Крыму, который стоит посетить. Здесь можно прогуляться по живописным аллеям, насладиться видами на море и посетить различные аттракционы.

Путешествие по Крыму оставит незабываемые впечатления, и каждый турист найдет здесь что-то по своему вкусу. Красивые пейзажи, исторические достопримечательности и гостеприимные жители сделают ваш отдых незабываемым.

Крымский полуостров предлагает не только пляжный отдых, но и множество возможностей для активного времяпрепровождения и экскурсий. Добираться сюда лучше всего на теплоходе — так можно оценить всю красоту природы, окружающей Крым. Морской отдых можно сочетать с рыбалкой, купанием в живописных бухтах Крымского побережья и дайвингом.

Прогулки на море позволят увидеть:

Морские круизы по Крыму позволяют посетить несколько самых ярких городов Крыма и Кавказа:

В Крыму полно туристических мест: заповедников, парков и исторических памятников. Полуостров славится своими винами и древнейшими пещерами. Морской круиз в Крым также интересен тем, что маршрут можно начать из одного курорта, а завершить в другом, что позволяет увидеть больше красот этого региона. Наибольший наплав путешественников — весенне-летний период.

Вид на холм Акрополя, увенчанный Парфеноном. 1978 год.

Архитектор , и

Строительство 447 до н. э. — 438 до н. э.

Медиафайлы на Викискладе

На Акрополе сохранилось огромное количество архитектурных элементов древних построек и их фундаментов. Вопрос их атрибуции тому или иному известному по источникам строению является, как правило, спорным.

Первый известный в новое время храм Афине, существование которого признаётся большинством учёных мира, был выстроен на Акрополе, вероятно, при Писистрате. Он назывался так же, как позднее и наос современного Парфенона, — Гекатомпедон (то есть стофутовый). Создание храма было органической частью политики Писистрата по обустройству и развитию Афин. Гекатомпедон считается в некотором роде предшественником Эрехтейона: все главные реликвии Афинского полиса хранились именно там. В настоящее время доказано, что фундамент, приписывавшийся долгое время Гекатомпедону, не имеет необходимой длины для построения на нём стофутовой целлы и, следовательно, не может являться указанным храмом. Однако само существование храма не отрицается. В Персидском мусоре были найдены оба его фронтона и другие детали.

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)

Архитектура античного Парфенона

Гиперболическая схема кривизны Парфенона

Парфенон представляет собой дорический периптер с элементами ионического ордера. Он стоит на трёх мраморных ступенях, общая высота которых составляет около 1,5 метров. Со стороны главного (западного) фасада прорублены более частые ступени, предназначенные для людей. Верхняя площадка ступеней, так называемый стилобат, имеет 69,5 м в длину и 30,9 м в ширину. Храм со всех сторон окружён перистилем — колоннадой, имеющей по 8 колонн на фасадах и по 17 по бокам, учитывая угловые. Высота колонн равна 10,4 м, они составлены из 10-12 барабанов. Диаметр их основания — 1,9 м, у угловых колонн — 1,95 м. К верху диаметр колонны сужается. На каждой колонне выточено по двадцать каннелюр. Сверху храм был покрыт черепичной кровлей.

Находящееся за внешней колоннадой помещение храма имеет 59 м в длину и 21,7 м в ширину. Оно установлено на двух дополнительных ступенях общей высотой 0,7 м и является амфипростилем. На его фасадах имеются портики с колоннами, которые чуть ниже колонн перистиля. Восточный портик был пронаосом, ведущим в целлу, западный — постикумом, ведущим в опистодом.

План скульптурного убранства Парфенона (север справа). Период античности.

Целла, располагавшаяся с востока, имела длину 29,9 м и ширину 19,2 м. Два ряда из 9 дорических колонн заканчивались у стены поперечным рядом с ещё тремя колоннами и образовывали три нефа, средний из которых был значительно шире двух других. Считается, что на архитраве первого яруса колонн стоял второй, поддерживавший перекрытия. В центральном нефе стояла статуя Афины Парфенос работы Фидия. Над статуей был устроен гипефр.

Фрагмент западного фасада

Материал и технологии

Храм построен целиком из пентелийского мрамора, добывавшегося неподалёку. Во время добычи он имеет белый цвет, но под воздействием лучей солнца желтеет. Северная сторона здания подвергается меньшему облучению — и потому там камень получил серовато-пепельный оттенок, тогда как южные блоки отдают в золотисто-желтоватый окрас. Черепица и стилобат также выполнены из этого мрамора. Колонны сложены из барабанов, скреплённых между собой деревянными пробками и шкворнями.

Кладка осуществлялась без каких-либо растворов или цемента, то есть была сухой. Блоки были правильными квадрами. Они тщательно обтачивались по краям и подгонялись по размеру друг к другу. Внутренняя часть оставалась грубо обработанной, что экономило время и уменьшало затраты на рабочую силу. В самом низу лежали ортостаты — большие квадры, на которых уже располагаются гораздо меньшие камни, составляющие регулярную кладку. По горизонтали блоки соединяли железными скрепами, вставлявшимися в пазы и заливавшимися свинцом. По вертикали связь осуществлялась при помощи железных штырей.

Перекрытия были деревянными. Потолки внутри, очевидно, были кассетированы, поскольку считается, что наружные — каменные — подражают внутренним.

Южная метопа 30. Кентавр побеждает лапифа.

Сохранилось 57 метоп: 42 в Афинах и 15 в Британском музее. Бо́льшая их часть — с восточной стороны.

Восточная сторона. Плиты 36-37. Сидящие боги.

Внешнюю сторону целлы и опистодома опоясывал поверху (на высоте 11 м от пола) ещё один фриз, ионический. Он имел 160 м в длину и 1 м в высоту и содержал около 350 пеших и 150 конных фигур. На барельефе, являющимся одним из самых знаменитых произведений этого жанра в дошедшем до нас античном искусстве, изображено шествие в последний день Панафиней. На северной и южной сторонах изображаются всадники и колесницы, просто граждане. На южной стороне есть также музыканты, люди с различными дарами и жертвенными животными. Западная часть фриза содержит множество юношей с конями, садящихся на них или уже севших. На востоке (над входом в храм) представлено окончание процессии: жрец в окружении богов принимает сотканный для богини афинянками пеплос. Рядом стоят важнейшие люди города.

Сохранилось 96 пластин фриза. 56 из них находятся в Британском музее, 40 (в основном, западная часть фриза) — в Афинах.

Восточный фронтон. Предположительно, фигура Артемиды.

В тимпанах фронтонов (глубиной 0,9 м) над западным и восточным входами помещались гигантские скульптурные группы. До наших дней они сохранились очень плохо. Центральные фигуры почти не дошли. В центре восточного фронтона в Средние века варварски было прорублено окно, что совершенно уничтожило находившуюся там композицию. Античные же авторы обыкновенно обходят эту часть храма стороной. Павсаний упоминает о них лишь вскользь, уделяя намного больше внимания статуе Афины. Сохранились зарисовки Жака Каррея, датируемые 1674 годом, которые дают много информации о западном фронтоне. Восточный фронтон уже в то время находился в плачевном состоянии. Поэтому реконструкция фронтонов — это по большей части лишь догадки.

Восточная группа изображала рождение Афины из головы Зевса. Сохранились лишь боковые части композиции. С южной стороны въезжает колесница, управляемая, предположительно, Гелиосом. Перед ним сидит Дионис, затем Деметра и Персефона. За ними стоит ещё одна богиня, — возможно, Артемида. С восточного фронтона до нас дошли также три сидящие женские фигуры — так называемые «мойры», которые иногда рассматривают как Гестию, Диону и Афродиту. В са́мом углу находится ещё одна фигура, очевидно, управляющая колесницей, так как перед ней расположена голова коня. Вероятно, это Нюкс или Селена. Относительно центра фронтона (а точнее, бо́льшей его части) можно сказать только то, что там, определённо — в силу тематики композиции, находились фигуры Зевса, Гефеста и Афины. Скорее всего, там находились остальные олимпийцы и, может быть, ещё какие-то боги. Сохранился торс, приписываемый в большинстве случаев Посейдону.

На западном фронтоне представлен спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Они стояли в центре и были расположены по диагонали друг к другу. По обеим сторонам от них находились колесницы: в северной, вероятно, — Ника с Гермесом, в южной — Ирида с Амфитрионом. Вокруг располагались фигуры легендарных персонажей афинской истории, но их точная атрибуция практически невозможна.

До нашего времени дошли 30 статуй: 11 из них находятся в Афинах, а 19 хранятся в Британском музее.

Статуя речного бога с западного фронтона Парфенона, предоставленная Британским музеем, экспонировалась в петербургском Эрмитаже с 5 декабря 2014 года по 18 января 2015 года. Принято считать, что скульптура представляет собой аллегорию афинской реки Илисс (Илиссос). Фигура была создана в мастерской Фидия в 438—432 годах до н. э.

Статуя Афины Парфенос

Стоявшая в центре храма и являвшаяся его сакральным центром статуя Афины Парфенос была выполнена самим Фидием. Она была прямостоящая и имела около 11 м в высоту, выполнена в хрисоэлефантинной технике (то есть из золота и слоновой кости на деревянной основе). Скульптура не сохранилась и известна по различным копиям и многочисленным изображениям на монетах. В одной руке богиня держит Нику, а другой опирается на щит. На щите изображена амазономахия. Существует легенда, что Фидий изобразил на нём себя (в образе Дедала) и Перикла (в образе Тесея), за что (а также по обвинению в краже золота для статуи) попал в тюрьму. Особенность рельефа на щите состоит в том, что второй и третий план показаны не сзади, а один над другим. Кроме того, его тематика позволяет говорить о том, что это уже исторический рельеф. Ещё один рельеф был на сандалиях Афины. Там изображалась кентавромахия.

На постаменте статуи было вырезано рождение Пандоры — первой женщины.

Прочие детали отделки

На архитраве перистиля висели бронзовые венки (сохранились отверстия для их крепления).

Парфенон, как и любой античный храм, был раскрашен. и нижняя поверхность эхина были красными. Нижняя поверхность карниза — красной и синей. Кессоны перекрытий колоннады, сделанные из мрамора, красились в синий, красный и золотой (или жёлтый) цвет. Скульптура также была ярко раскрашена.

Парфенон. Реконструкция из немецкой энциклопедии 1891 г.

Греческая политика резко изменилась после возвышения Македонии при царе Филиппе II. Окончательный удар могуществу Афин нанёс Александр Великий, когда в 323 до н. э. прислал в город военный гарнизон и покончил с демократией. Однако известно, что даже Александр благоволил Парфенону. Он приказал разместить на восточном фронтоне 14 щитов, а также принёс в дар Афине доспехи 300 побеждённых персидских воинов. После смерти Александра Парфенон неоднократно становился жертвой жестоких тиранов. Так, в конце 4 века до н. э. в Парфеноне поселился вместе со своими любовницами Деметрий I Полиоркет. В начале 3 в. до н. э. афинский тиран Лахар снял золотую одежду со статуи Афины Парфенос, чтобы оплатить долг своим солдатам, а также щиты Александра. В начале 2 в. до н. э. представитель зажиточной пергамской династии Атталидов установил в Парфеноне памятник в честь одного из своих предков, который размещался почти вплотную к стене, справа от парадного входа в храм. Этот монумент имел форму огромного пьедестала, высота его едва не достигала крыши Парфенона. В 31 до н. э., когда слава Атталидов отошла в прошлое, монумент переименовали в честь римского императора Августа.

Ни один из античных источников не вспоминает о пожаре в Парфеноне, однако археологические раскопки доказали, что он произошёл в середине III века, наиболее вероятно, во время нашествия варварского племени герулов, которые разграбили Афины в 267 году. В результате пожара разрушилась крыша Парфенона, а также почти вся внутренняя арматура и перекрытия. Мрамор потрескался. В восточной пристройке разрушилась колоннада, обе основные двери храма и второй фриз. Если в храме хранились посвятительные надписи, они безвозвратно потеряны. Реконструкция после пожара не ставила своей задачей полностью восстановить облик храма. Терракотовую крышу провели только над внутренними помещениями, а внешняя колоннада оказалась незащищённой. Два ряда колонн в восточном зале заменили на подобные. Исходя из архитектурного стиля восстановленных элементов, удалось установить, что блоки в более ранний период принадлежали различным постройкам Афинского акрополя. В частности, 6 блоков западных дверей составляли основу массивной скульптурной группы, изображавшей колесницу, запряжённую лошадьми (на этих блоках и сейчас заметны царапины в местах, где крепились копыта лошадей и колёса колесницы), а также группы бронзовых статуй воинов, которые описал Павсаний. Три других блока западных дверей — мраморные таблички с финансовой отчётностью, по которым установлены основные этапы строительства Парфенона.

Парфенон оставался храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Точно неизвестно, когда именно он стал христианской церковью. В 4 веке Афины обветшали и превратились в провинциальный город Римской империи. В 5 веке храм был ограблен одним из императоров, а все его сокровища перевезли в Константинополь. Существуют сведения, что при патриархе Павле III Константинопольском Парфенон был перестроен в храм Св. Софии.

В начале XIII века была повреждена и разрушена статуя Афины Промахос в период Четвёртого крестового похода. Статуя Афины Парфенос, вероятно, исчезла ещё в 3 веке до н. э. во время пожара или раньше. Римские и византийские императоры неоднократно издавали указы о запрете языческого культа, однако языческая традиция в Элладе была слишком сильной. На современном этапе принято считать, что Парфенон стал христианским храмом примерно в 6 веке нашей эры.

В начале XIII века в эпоху Латинской империи к власти в Афинах пришёл бургундский военачальник Оттон де ла Рош, а в соборе распоряжался французский архиепископ. Непродолжительное время Парфенон использовался как католическая церковь под названием Notre Dame d’Athenes — Собор Афинской Богоматери. В следующие два с половиной столетия в результате нападений наёмников, военных переворотов и дипломатических интриг контроль над Афинами перешёл от французов к каталонцам. Афины и прилегающие территории — Герцогство Афинское — включили в состав Арагонского королевства в 1311 году. Афины оставались под управлением Каталонской компании до 1386 года. Официальным языком Афин в то время был каталонский, а официальной религией — католицизм. В 1387 года власть перешла к семье флорентийских банкиров Акциайоли, тогда греческий язык снова стала официальным, греческая православная церковь получила покровительство со стороны новых правителей. Одновременно на Афины претендовали венецианцы и османы, поэтому за возможность правления и протекторат Акциайоли платили турецкому султану дань. Хотя Пропилеи превратили в хорошо укреплённый, пышный ренессансный дворец, частая смена правителей почти не отразилась на внешнем виде Парфенона. Менялось только название: Санта-Мария-де-Сетинас (под властью каталонцев), затем Санта-Мария-ди-Атене (при итальянцах).

Перестройки и отделка

Схема конструкции Парфенона христианского периода его истории.

В целом античные храмы легко превращались в христианские. Отделка их была сдержанной, поэтому христиане могли приспосабливать его для нужд собственного культа. Благодаря тому, что христианские церкви располагались в античных храмах, сохранялась первоначальная конструкция последних. Если же языческий храм оставался заброшенным, его разбирали на строительные материалы.

Переход от языческого храма к церкви сказался на архитектуре Парфенона. В античную эпоху вход в Парфенон располагался в восточной части под фронтоном, скульптуры которого изображали Рождение Афины. Однако именно в восточной части христианского храма должен располагаться алтарь. Поэтому на месте бывшего входа построили апсиду, для возведения которой использовали фрагменты античных памятников Акрополя неподалёку от Парфенона. С этого времени для главного западного входа обустроили небольшие двери, справа от крупных западных дверей античного Парфенона, которые христиане принципиально решили не использовать.

В результате перепланировки были убраны внутренние колонны и некоторые стены целлы, из-за чего демонтировали центральную плиту фриза. Внешняя колоннада превратилась в наружную стену христианского храма: прорези заполнили ровно на половину от их высоты. В восточной части храма, где раньше стояла Афина Парфенос работы Фидия, построили неф нового собора с кафедрой, перегородкой и троном митрополита. Этот трон сохранился по сей день. Он создан из мрамора и украшен скульптурой, изображающей крылатую фигуру — вероятно, ангела. Три новые двери позволяли пройти в бывшую заднюю, западную часть храма, которая теперь выполняла роль притвора с баптистерием и купелью. Чтобы сделать храм более светлым, с каждой стороны высоко от пола добавили несколько окон. Некоторые из них прорубали прямо в скульптурном фризе.

Рисунок Кириака Анконского, который посетил Парфенон в 1436 и 1444 годах. В примечаниях кратко описывает собор и называет его «божественным творением Фидия»

Путешествие Мартони совпало с началом правления семьи Акциайоли, представители которой проявили себя щедрыми благотворителями. Нерио I Акциайоли приказал инкрустировать двери собора серебром; кроме того, он завещал собору весь город, отдавая Афины во владение Парфенона. Наиболее значительное дополнение к собору периода латинократии — башня возле правой части портика, построенная после захвата города крестоносцами. Для её строительства использовали блоки, снятые с задней части усыпальницы римского вельможи на холме Филопаппа. Башня должна была служить колокольней собора, кроме того, её оснастили винтовыми лестницами, которые поднимались до самой крыши. Поскольку башня преградила маленькие двери до притвора, снова начали пользоваться центральным западным входом Парфенона античной эпохи.

Парфенон после прибытия в Афины Франческо Морозини, рисунок 1672—1676 гг. Неизвестный венецианский автор изображает Парфенон мечетью с минаретом, однако с неверным количеством колонн — 4 на 5.

В 1458 году Афины завоёваны Османской империей под руководством султана Мехмета II — безжалостного завоевателя и в то же время эрудита, ценителя искусств. К концу своего правления Мехмет II Фатих завладел всей Грецией и Балканами, планировал покорение Родоса, Южной Италии. С другой стороны, он собирал библиотеки, заказывал картины и скульптуры у ведущих итальянских мастеров. Как гласит предание, когда Мехмет II вступил в Афины, его поразило величие и изящество Акрополя. Тем не менее, на холме разместился турецкий гарнизон, а во флорентийском палаццо, в который превратили Пропилеи, поселился дисдар — военный комендант. В небольшом храме Эрехтейоне обустроили султанский гарем. Парфенон почти сразу превратили в мечеть. В минарет превратили колокольню, заменили христианское убранство храма и забелили наиболее характерные христианские символы росписи.

Старый вояка, что охранял замок, товарищ и поверенное лицо дисдара, всё-таки пропустил нас за три меры кофе, две из которых он отдал дисдару, а одну оставил себе.

Эвлия не приводит описание мозаик, выполненных из золотых кусков и осколков разноцветного стекла, которые позже найдут в ходе раскопок на Афинском акрополе. Однако мозаику вскользь упоминают Ж. Спон и Дж. Велер, более детально описывая изображения Девы Марии в апсиде за алтарем, которое сохранилось от предыдущей христианской эпохи. Они рассказывают и о предании, по которому у турка, что выстрелил во фреску Марии, отсохла рука, поэтому османы решили больше не вредить храму.

Разрушенный Парфенон с новой, небольшой мечетью. Джеймс Скин, 1838

Если смотреть снизу, из города, то передний и задний фасады храма кажутся остатками двух различных зданий.

С политической точки зрения, разрушение Парфенона нанесло минимальные последствия. Через несколько месяцев после победы венецианцы отказались от власти над Афинами: им не хватало сил для дальнейшей защиты города, а эпидемия чумы сделала Афины вполне непривлекательной целью для захватчиков. Турки снова обустроили гарнизон на Акрополе, правда, меньших масштабов, среди руин Парфенона, и возвели новую небольшую мечеть. Её можно увидеть на первой из известных фотографий храма, созданной в 1839 году.

От разрушения к реконструкции

Наиболее ранняя из известных фотография Парфенона 1839 года, внутри — остатки новой мечети, возведённой среди руин храма

В период упадка Османской империи Парфенон, лишившись защиты, разрушался все больше. Афиняне использовали обломки храма для собственного строительства, толкли мрамор на известь, выламывали целые куски храма, чтобы достать свинцовые скобы. В то же время европейцы получили почти беспрепятственный доступ к Афинам и Парфенону в частности. Почти век продолжалась охота на его уцелевшие фрагменты и скульптуры. Большинство путешественников представляли собой довольно скромных коллекционеров античности, они вывозили в своих чемоданах за границу небольшие скульптурные фрагменты. Некоторые из них сейчас можно увидеть в музеях различных стран мира, однако судьба большинства остаётся неизвестной. Французский посол и знаток классического искусства Огюст де Шуазёль-Гуфье в 1780-х годах, используя свои связи, завладел метопой и фрагментом фриза Парфенона. Сейчас они экспонируются в Лувре. Агент графа Шуазёль-Гуфье пытался вывезти и вторую метопу, однако корабль захватил лорд Нельсон, а метопу позже приобрёл лорд Элджин.

Парфенон после Греческой революции (1820-е). Гравюра В. Миллера (1829) с работы Х. В. Вильямса (1822)

Бонапарт не получил таких богатств от всех грабежей в Италии, как я.

Я чувствовал невыразимое унижение, став свидетелем того, как Парфенон лишали его лучших скульптур. Я видел, как снимают несколько метоп с юго-восточной части здания. Чтобы поднять метопы, пришлось сбросить на землю защищавший их замечательный карниз. Такая же судьба постигла и юго-восточный угол фронтона.

Парфенон на картине В.Д.Поленова, нач.1880-х гг.

Парфенон на Акрополе. Фото ~1880-х гг.

Зал Дювина в Британском музее, в котором экспонируются Мраморы Элджина

Некоторые скульптуры восточного фронтона, вывезенные лордом Элджином в Лондон, Британский музей

Афины присоединились к независимому Королевству Греция в 1832 году. 28 августа 1834 года во время пышной церемонии в баварском стиле Парфенон официально провозгласили памятником античного наследия. Молодой король Оттон, уже в качестве главы государства, под звуки оркестра вошёл в Парфенон, где с речью выступил Лео фон Кленце, провозгласив достопримечательности древнегреческого искусства наиболее важными символами молодого государства. Так в истории Парфенона началась эпоха археологии и реставрации.

Однако официальная археологическая политика оставалась неизменной до 1950-х годов, когда предложение убрать лестницу в средневековой башне в западной части Парфенона резко отклонили. В то же время разворачивалась программа реставрации внешнего вида храма. Ещё в 1840-х годах частично восстановили четыре колонны северного фасада и одну колонну южного фасада. 150 блоков вернули на место в стены внутренних помещений храма, остальное пространство заполнили современным красным кирпичом. Больше всего активизировало работы землетрясение 1894 года, которое в значительной мере разрушило храм. Первый цикл работ завершили в 1902 году, их масштабы были довольно скромными, и они проводились под эгидой комитета международных консультантов. До 1920-х годов и долгое время после главный инженер Николаос Баланос работал уже без внешнего контроля. Именно он начал программу восстановительных работ, рассчитанную на 10 лет. Планировалось полностью реставрировать внутренние стены, укрепить фронтоны и установить гипсовые копии скульптур, вывезенных лордом Элджином. В конце концов наиболее значимым изменением стало воспроизведение длинных секций колоннад, которые соединяли восточный и западный фасады.

Реставрация Парфенона, восточный фасад, 2008 год

В мировой культуре

Парфенон является одним из символов не только античной культуры, но и красоты вообще.

Монументальность Парфенона и сила его влияния на мировую архитектуру (и культуру в целом) обусловили не одну попытку его повторения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *