ЗАДАНИЕ 8. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ
Нарушения в построении предложения с несогласованным приложением
азвание, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом
Название, заключенное в кавычки и данное вместе с родовым словом (повесть, рассказ, поэма, роман, статья, журнал, телепередача, симфония, кинотеатр, картина, книга, торговый комплекс и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Пример: В журнале МурзилкА много картинок.
Ошибочный вариант: В журналЕ МурзилкЕ много картинок.
азвание, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова
Название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова изменяется по падежам.
Пример: В Мурзилке много картинок.
Нарушение видо-временных форм глаголов
В пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида: совершенный (что сделать?) и несовершенный вид (что делать?), настоящее, прошедшее, будущее.
Пример: Я открыла окно и выглянула во двор.
Ошибочный вариант: Я открыла (прош.вр.) окно и выглядываю (наст.вр) во двор.
Пример: Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
Ошибочный вариант: Нужно помогать (несов.вид) ребёнку, научить (соверш.вид) самостоятельности.
Нарушение в построении предложения с косвенной речью
Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи),которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.
Пример: Мы спросили, откуда он приехал.
Ошибочный вариант: Мы спросили, откуда ты приехал.
Пример: Отец сказал, что ОН вернётся поздно.
Ошибочный вариант: Отец сказал, что Я вернусь поздно.
Пример: Я признался, что их книги взял Михаил.
Ошибочный вариант: Я признался, что ваши книги взял Михаил.
Пример: Мама сказала, чтобы Я выкинула мусор.
Ошибочный вариант: Мама сказала, чтобы она выкинула мусор.
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
осле предлогов
- БЛАГОДАРЯ
- СОГЛАСНО
- ВОПРЕКИ
- ПОДОБНО
- НАПЕРЕКОР
- НАПЕРЕРЕЗ
- НАВСТРЕЧУ
существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.
Пример: установившимся правилАМ.
Ошибочный вариант: установившимся правилУ.
осле предлога ВСЛЕДСТВИЕ
им.существительное должно стоять в РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.
Пример: печальных обстоятельСТВ.
Ошибочный вариант: печальных обстоятельСТВА.
После предлога ПО в значении после чего-либо имя существительное употребляется в форме ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА.
Пример: по приездЕ.
Ошибочный вариант: по приездУ.
Построение предложений с причастным оборотом
Согласование формы главного слова (существительного) и причастия. Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:
Пример: Образ, созданный Пушкиным, определял его жизнь.
Ошибочный вариант: Образ, созданные Пушкиным, определял его жизнь.
Главное слово не должно разрывать причастный оборот, может стоять либо до либо после п/о.
Пример: Мне поручено уничтожить , засевшего на дереве.
Ошибочный вариант: Мне поручено уничтожить засевшего.
Причастный оборот в предложении
При использовании причастного оборота после существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота, следует обратить внимание на структуру предложения.
Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.
Построение предложений с деепричастным оборотом
Добавить раздел о построении предложений с деепричастным оборотом.
- Обозначить действие и проверить согласованность подлежащего с основным глаголом и дополнением.
Пример:
Волны шумят, ударяясь о скалы.
Ошибочно: Найдя лодку, радость охватила туристов.
- В безличном и неопределенно-личном предложениях.
Ошибочно: Наблюдая за облаками, мне . Не закончив отчёт, начальнику отдела уехать в командировку.
- Допускается использование дополнения в предложениях без подлежащего в следующих случаях:
- Дополнение относится к глаголу в повелительном наклонении: Переходя улицу, за движением транспорта.
- Дополнение относится к инфинитиву: Сдавая работу,
- Дополнение в определённо-личном предложении (мы). Планируя отпуск,
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Добавить раздел о нарушении связи между подлежащим и сказуемым.
Согласование сказуемого с подлежащим
К мужскому роду относятся несклоняемые слова:
- слова называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению: портье, месье, мистер
- одушевлённые существительные, обозначающие животных: колибри, кенгуру
К женскому роду относятся слова, называющие лиц женского пола по профессии, социальному положению.
По роду понятия, главного слова, протекало (ср.р.) Эри (озеро); разлилась (ж.р.) Миссисипи (река); процветает (м.р.) Хельсинки (город)
Примеры согласования сказуемого с подлежащим
Приведены примеры согласования сказуемого с подлежащим, выраженным сложносокращенными словами и местоимениями.
При использовании сложносокращенных слов, сказуемое соответствует форме ведущего слова, образующего это сложное название.
При использовании собирательного существительного с количественным значением, сказуемое может стоять как в единственном числе, так и во множественном числе.
При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода.
Пример: ПР из участниц соревнования первое место.
Ошибочно: никто не получил.
Правила использования числа глагола в русском языке
При составлении предложений на русском языке, важно правильно определить число глагола в зависимости от подлежащего. Ниже приведены основные правила по использованию единственного или множественного числа глагола в различных ситуациях.
Правила для множественного числа глагола
Сложные подлежащие
Если подлежащее выражено словосочетаниями со словами МАЛО, МНОГО, СТОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, то глагол ставится во множественном числе.
- Пример: Все, кто знал Ивана, был уверены в его победу.
Подчеркивание единства или совокупности
Если подчеркивается единство или совокупность предметов или действий, глагол употребляется в единственном числе.
- Пример: Туда помещалось сто человек.
Правила для единственного числа глагола
Отдельные действия каждого из персонажей
Если подчеркивается самостоятельность действий каждого из тех, кто обозначен существительным, глагол употребляется в множественном числе.
- Пример: Брат с младшей сестрой возвратились с прогулки порознь.
Личные местоимения я и ты
Если вместо первого существительного стоит личное местоимение я или ты, глагол согласуется с подлежащим в единственном числе.
- Пример: Ты с Митей пойдешь дальше, а я с ребятами останусь здесь.
Заключение
Соблюдение правил использования числа глагола в предложениях на русском языке поможет избежать грамматических ошибок и сделает ваш текст более четким и правильным. Надеемся, что данное руководство окажется полезным для вас при написании текстов на русском языке.
Правила русского языка: соединение частей предложения
Недопустимое соединение сказуемых с помощью союза и
Необходимо избегать соединения двух сказуемых в одном предложении с помощью союза и, если имя, следующее за ними, связано только с одним из них.
- Ошибка: Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.
- Ошибка: Мы осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.
Несоответствие полных и кратких форм прилагательных
Важно не смешивать полные и краткие формы прилагательных в предложениях.
- Пример: Картинка была выразительАЯ и отчетливАЯ.
- Ошибка: Картинка была выразительнА и отчетливАЯ.
Согласование членов предложения
Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в одном падеже.
- Ошибка: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.
- Пример: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.
Правильное соединение однородных членов предложения
Необходимо использовать правильные предлоги при перечислении однородных членов предложения.
- Ошибка: Толпы людей были повсюду: НА улицах, площадях, скверах.
- Пример: Толпы людей были повсюду: НА улицах, площадях, В скверах.
Разнотипные синтаксические конструкции
Не следует соединять разнотипные синтаксические конструкции как однородные члены предложения.
- Пример: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
- Пример: В пакете лежали сок и фрукты.
Правила соединения предложений
Придаточное определительное
Придаточное определительное должно стоять строго после существительного, от которого оно зависит.
Использование сочинительных и подчинительных союзов
Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном.
- Пример: только начался спектакль, у меня зазвенел телефон.
Употребление подчинительных союзов
В одном придаточном предложении следует использовать только один подчинительный союз или союзное слово.
- Пример: Читая роман Л.Н.Толстого Война и мир, понимаешь, талантливо изобразил автор героев.
Пропуск указательного слова
Необходимо вставлять указательное слово для ясного и правильного выражения мысли.
- Ошибка: Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки.
- Пример: Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.
9.6. Неверное использование указательного местоимения ‘ТО’ в главном предложении (отсутствие или неоправданное употребление)
Ошибка в выборе подчинительного союза.
определить вид придаточного (задать к нему вопрос), следом выбрать соответствующий смысловому значению союз.
Практикум по теме «Синтаксические нормы современного русского языка»
Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.
. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Задание 6 и 7 выполняется самостоятельно.