Мюнхгаузен история в арабесках иммерман ярхо

ЗАДАНИЕ 8. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Нарушения в построении предложения с несогласованным приложением

азвание, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом

Название, заключенное в кавычки и данное вместе с родовым словом (повесть, рассказ, поэма, роман, статья, журнал, телепередача, симфония, кинотеатр, картина, книга, торговый комплекс и т.д.), является НЕСОГЛАСОВАННЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ и должно стоять в ИМЕНИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Пример: В журнале МурзилкА много картинок.
Ошибочный вариант: В журналЕ МурзилкЕ много картинок.

азвание, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова

Название, заключенное в кавычки и данное БЕЗ родового слова изменяется по падежам.

Пример: В Мурзилке много картинок.

Нарушение видо-временных форм глаголов

В пределах одного предложения, абзаца глаголы должны стоять в форме одного времени и быть одного вида: совершенный (что сделать?) и несовершенный вид (что делать?), настоящее, прошедшее, будущее.

Пример: Я открыла окно и выглянула во двор.
Ошибочный вариант: Я открыла (прош.вр.) окно и выглядываю (наст.вр) во двор.

Пример: Нужно помогать ребёнку, учить самостоятельности.
Ошибочный вариант: Нужно помогать (несов.вид) ребёнку, научить (соверш.вид) самостоятельности.

Нарушение в построении предложения с косвенной речью

Предложения с косвенной речью представляют собой сложноподчиненные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи),которые соединяются союзами что, будто, чтобы, или местоимениями и наречиями кто, что, какой, как, где, когда, почему и др., или частицей ли.

Пример: Мы спросили, откуда он приехал.
Ошибочный вариант: Мы спросили, откуда ты приехал.

Пример: Отец сказал, что ОН вернётся поздно.
Ошибочный вариант: Отец сказал, что Я вернусь поздно.

Пример: Я признался, что их книги взял Михаил.
Ошибочный вариант: Я признался, что ваши книги взял Михаил.

Пример: Мама сказала, чтобы Я выкинула мусор.
Ошибочный вариант: Мама сказала, чтобы она выкинула мусор.

Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

осле предлогов

  • БЛАГОДАРЯ
  • СОГЛАСНО
  • ВОПРЕКИ
  • ПОДОБНО
  • НАПЕРЕКОР
  • НАПЕРЕРЕЗ
  • НАВСТРЕЧУ

существительные употребляются только в форме ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА.

Пример: установившимся правилАМ.
Ошибочный вариант: установившимся правилУ.

осле предлога ВСЛЕДСТВИЕ

им.существительное должно стоять в РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

Пример: печальных обстоятельСТВ.
Ошибочный вариант: печальных обстоятельСТВА.

После предлога ПО в значении после чего-либо имя существительное употребляется в форме ПРЕДЛОЖНОГО ПАДЕЖА.

Пример: по приездЕ.
Ошибочный вариант: по приездУ.

Построение предложений с причастным оборотом

Согласование формы главного слова (существительного) и причастия. Недопустимо, чтобы определяемое слово и причастие были употреблены в разном роде, числе и падеже:

Пример: Образ, созданный Пушкиным, определял его жизнь.
Ошибочный вариант: Образ, созданные Пушкиным, определял его жизнь.

Главное слово не должно разрывать причастный оборот, может стоять либо до либо после п/о.

Пример: Мне поручено уничтожить , засевшего на дереве.
Ошибочный вариант: Мне поручено уничтожить засевшего.

Причастный оборот в предложении

При использовании причастного оборота после существительного, которое не является определяемым словом для этого причастного оборота, следует обратить внимание на структуру предложения.

Лес, состоящий в основном из хвойных деревьев, тянется с севера на юг.

Построение предложений с деепричастным оборотом

Добавить раздел о построении предложений с деепричастным оборотом.

  1. Обозначить действие и проверить согласованность подлежащего с основным глаголом и дополнением.

Пример:
Волны шумят, ударяясь о скалы.
Ошибочно: Найдя лодку, радость охватила туристов.

  1. В безличном и неопределенно-личном предложениях.

Ошибочно: Наблюдая за облаками, мне . Не закончив отчёт, начальнику отдела уехать в командировку.

  1. Допускается использование дополнения в предложениях без подлежащего в следующих случаях:
    • Дополнение относится к глаголу в повелительном наклонении: Переходя улицу, за движением транспорта.
    • Дополнение относится к инфинитиву: Сдавая работу,
    • Дополнение в определённо-личном предложении (мы). Планируя отпуск,

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Добавить раздел о нарушении связи между подлежащим и сказуемым.

Согласование сказуемого с подлежащим

  1. К мужскому роду относятся несклоняемые слова:

    • слова называющие лиц мужского пола по профессии, социальному положению: портье, месье, мистер
    • одушевлённые существительные, обозначающие животных: колибри, кенгуру
  2. К женскому роду относятся слова, называющие лиц женского пола по профессии, социальному положению.

  3. По роду понятия, главного слова, протекало (ср.р.) Эри (озеро); разлилась (ж.р.) Миссисипи (река); процветает (м.р.) Хельсинки (город)

Примеры согласования сказуемого с подлежащим

Приведены примеры согласования сказуемого с подлежащим, выраженным сложносокращенными словами и местоимениями.

  1. При использовании сложносокращенных слов, сказуемое соответствует форме ведущего слова, образующего это сложное название.

  2. При использовании собирательного существительного с количественным значением, сказуемое может стоять как в единственном числе, так и во множественном числе.

  3. При местоимениях кто, некто, кто-то, никто сказуемое ставится в форме единственного числа мужского рода.
    Пример: ПР из участниц соревнования первое место.
    Ошибочно: никто не получил.

Правила использования числа глагола в русском языке

При составлении предложений на русском языке, важно правильно определить число глагола в зависимости от подлежащего. Ниже приведены основные правила по использованию единственного или множественного числа глагола в различных ситуациях.

Правила для множественного числа глагола

Сложные подлежащие

Если подлежащее выражено словосочетаниями со словами МАЛО, МНОГО, СТОЛЬКО, НЕСКОЛЬКО, то глагол ставится во множественном числе.

  • Пример: Все, кто знал Ивана, был уверены в его победу.

Подчеркивание единства или совокупности

Если подчеркивается единство или совокупность предметов или действий, глагол употребляется в единственном числе.

  • Пример: Туда помещалось сто человек.

Правила для единственного числа глагола

Отдельные действия каждого из персонажей

Если подчеркивается самостоятельность действий каждого из тех, кто обозначен существительным, глагол употребляется в множественном числе.

  • Пример: Брат с младшей сестрой возвратились с прогулки порознь.

Личные местоимения я и ты

Если вместо первого существительного стоит личное местоимение я или ты, глагол согласуется с подлежащим в единственном числе.

  • Пример: Ты с Митей пойдешь дальше, а я с ребятами останусь здесь.

Заключение

Соблюдение правил использования числа глагола в предложениях на русском языке поможет избежать грамматических ошибок и сделает ваш текст более четким и правильным. Надеемся, что данное руководство окажется полезным для вас при написании текстов на русском языке.

Правила русского языка: соединение частей предложения

Недопустимое соединение сказуемых с помощью союза и

Необходимо избегать соединения двух сказуемых в одном предложении с помощью союза и, если имя, следующее за ними, связано только с одним из них.

  • Ошибка: Слушатели передачи ожидали (ЧЕГО?) и надеялись (НА ЧТО?) на встречу с известным телеведущим.
  • Ошибка: Мы осмотрели древнюю часть города, но и побывали в новых районах.

Несоответствие полных и кратких форм прилагательных

Важно не смешивать полные и краткие формы прилагательных в предложениях.

  • Пример: Картинка была выразительАЯ и отчетливАЯ.
  • Ошибка: Картинка была выразительнА и отчетливАЯ.

Согласование членов предложения

Однородные члены, следующие за обобщающим словом, должны стоять в одном падеже.

  • Ошибка: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: справедливость, благородство, простота.
  • Пример: Автор наделяет полководца Кутузова (ЧЕМ?) редкими душевными качествами: (ЧЕМ ИМЕННО?) справедливостью, благородством, простотой.

Правильное соединение однородных членов предложения

Необходимо использовать правильные предлоги при перечислении однородных членов предложения.

  • Ошибка: Толпы людей были повсюду: НА улицах, площадях, скверах.
  • Пример: Толпы людей были повсюду: НА улицах, площадях, В скверах.

Разнотипные синтаксические конструкции

Не следует соединять разнотипные синтаксические конструкции как однородные члены предложения.

  • Пример: В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.
  • Пример: В пакете лежали сок и фрукты.

Правила соединения предложений

Придаточное определительное

Придаточное определительное должно стоять строго после существительного, от которого оно зависит.

Использование сочинительных и подчинительных союзов

Нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном сложном.

  • Пример: только начался спектакль, у меня зазвенел телефон.

Употребление подчинительных союзов

В одном придаточном предложении следует использовать только один подчинительный союз или союзное слово.

  • Пример: Читая роман Л.Н.Толстого Война и мир, понимаешь, талантливо изобразил автор героев.

Пропуск указательного слова

Необходимо вставлять указательное слово для ясного и правильного выражения мысли.

  • Ошибка: Мама постоянно ругает меня, что я постоянно опаздываю на уроки.
  • Пример: Мама постоянно ругает меня за то, что я постоянно опаздываю на уроки.

9.6. Неверное использование указательного местоимения ‘ТО’ в главном предложении (отсутствие или неоправданное употребление)

Ошибка в выборе подчинительного союза.

определить вид придаточного (задать к нему вопрос), следом выбрать соответствующий смысловому значению союз.

Практикум по теме «Синтаксические нормы современного русского языка»

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГД.

. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

Задание 6 и 7 выполняется самостоятельно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *