Запятые в ССП и при ОЧП
Введение
Данная статья посвящена правильной расстановке запятых в сложноподчиненных предложениях (ССП) и односоставных предложениях (ОЧП) на примере русского языка.
Расстановка запятых в предложениях
Правило 1
- Шумел огонь, багровые отсветы дрожали на бревенчатых стенах и на старой гравюре.
- Ярко горели лампы, и всё пел и пел свою нехитрую песню медный самовар.
- В весеннем лесу каждый стебелёк и каждая веточка живут своей отдельной жизнью.
- Туча закрыла солнце, и лёгкий дождик покрыл все стёкла росяной пудрой.
- По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём.
Правило 2
На примере предложения:
По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём.
Перед союзами И запятые не ставим, так как они соединяют однородные члены предложения.
Особенности шиповника в русской литературе
Стихи и произведения
- К.Г. Паустовский в своих произведениях описывает шиповник как символ красоты и силы.
- Иван Алексеевич Бунин в рассказах Темные аллеи затрагивает мотив шиповника.
- Михаил Пришвин в поэтической миниатюре Расцвет шиповника воспевает красоту этого цветка.
- Михаил Врубель изобразил шиповник в своей знаменитой картине Шиповник.
Заключение
Шиповник является одним из символов русской поэзии и литературы, его образ используется многими писателями и поэтами для передачи красоты и силы. Правильная расстановка запятых в предложениях помогает читателям понимать текст и наслаждаться литературой.
Шиповник: символизм в поэзии
Введение
Шиповник – символ вечной разлуки и тоски, вдохновляющий не только поэтов, но и писателей. В стихах и произведениях разных авторов, мы видим как шиповник становится метафорой любви, страдания и красоты.
Поэты и писатели о шиповнике
- Анна Ахматова в цикле стихов Шиповник цветет. Из сожженной тетради использует шиповник как символ разлуки и тоски.
- Осип Мандельштам в цикле Армения описывает шиповник как символ поиска красоты среди терний.
- Николай Заболоцкий в стихотворении Гомборский лес видит в шиповнике и клене символы своего вдохновения и мук.
- Вадим Шефнер описывает в своем стихотворении Шиповник живучесть и красоту шиповника среди разрухи.
- Иосиф Бродский в стихотворении Шиповник в апреле описывает возвращение к природе и красоте шиповника каждую весну.
Переводы и отражение в мировой литературе
- Константин Бальмонт и Самуил Маршак переводили стихотворения о шиповнике на русский язык.
- Арсений Тарковский в своем стихотворении отсылает к шиповнику как к символу красоты и света.
Урок по русскому языку
В школе учатся анализировать поэзию и понимать символический подтекст текстов. Урок по русскому языку в 8 классе может быть посвящен составлению и анализу стихотворения о шиповнике.
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативных способностей через анализ поэзии и символики.
Задачи урока:
- Найти однородные члены предложения.
- Обосновать постановку знаков препинания.
- Разобрать стихотворение о шиповнике и идентифицировать символический подтекст.
Шиповник в русской поэзии — это не просто куст с ягодами, это символ глубоких чувств и размышлений, символизирующий красоту и тоску.
Развитие навыков постановки запятой между однородными членами предложения
Целью данного урока является формирование у учащихся навыков правильной постановки запятой между однородными членами предложения. Это важный элемент письменной и устной речи, который поможет им в правильном оформлении текстов и передаче своих мыслей.
План урока:
Мотивация к учебной деятельности
Приветствие учащихся, введение в тему урока с использованием притчи. Обсуждение ситуации из притчи и выявление важности коммуникации и понимания.
Объяснение правил постановки запятой
Объяснение опознавательных признаков постановки запятой между однородными членами и функции этого знака препинания.
Примеры:
- Пошли в лес* и грибы собирали*.
- Утро, погода* суровой кажется*.
Практическое упражнение
Учащиеся выполняют задания на постановку запятой между однородными членами предложения. Проверка выполненных заданий и объяснение ошибок.
Творческое задание
Составление собственных предложений с однородными членами и правильной постановкой запятой. Обсуждение и анализ полученных предложений.
Итоги урока
Подведение итогов, обсуждение важности данных навыков в повседневной жизни и при написании текстов. Выводы и домашнее задание на закрепление материала.
Используемые материалы:
- Интерактивная доска (экран)
- Компьютер с мультимедийным проектором
- Презентация с примерами постановки запятой
- Раздаточный материал с заданиями
- Учебник Русский язык, 8 класс от издательства Просвещение, 2018 год
Подобный урок поможет учащимся не только понять правила постановки запятой между однородными членами, но и применить их на практике, что способствует усвоению материала и развитию навыков правильной письменной речи.
О доброте, сострадании, милосердии
Сегодня мы поговорим о таких важных человеческих качествах как доброта, сострадание и милосердие. Эти понятия играют огромную роль в наших жизнях и отношениях с окружающими.
Значение сострадания
Что такое сострадание? Это способность почувствовать страдания другого человека и попытаться помочь ему, давая бескорыстную поддержку. Сострадание – это качество людей, способных на искреннюю помощь.
Значение доброты и милосердия
Темы доброты, сострадания и милосердия будут актуальны и для нашего дальнейшего обсуждения в течение урока.
Проект Выход из затруднения
Этап выявления места и причины затруднен
Для того чтобы приступить к этапу выявления места и причины затруднения, нам нужно обратиться к тексту о доброте, сострадании и милосердии.
Этап построения проекта выхода из затруднения
Целью нашей работы на этом этапе является закрепление знаний об однородных членах предложения и формирование умений ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными сочинительными союзами.
Работа с таблицей
Проанализируем таблицу на странице 138 и ответим на следующие вопросы:
- Как делятся сочинительные союзы по значению?
- Как делятся сочинительные союзы по составу?
- Какие союзы могут быть одиночными, повторяющимися?
Этап реализации построенного проекта
Для успешной реализации построенного проекта нам необходимо вспомнить основные группы сочинительных союзов.
Заключение
Доброта, сострадание и милосердие – это качества, которые помогают нам создать гармоничные отношения с окружающими. Давайте развивать эти добрые черты характера и делать мир вокруг нас лучше.
3.Дело в том, что злая реакция на окружающее, грубость и непонимание окружающего – это признак как душевной, так и духовной слабости. 4.Человек, который не умеет понять другого, не только обедняет свою жизнь, но и мешает жить другим. ( Д. Лихачёв)
Лучшее человеческое качество- доброта.Живите по законам добра.Недаром гласит народная мудрость: «Добра желаешь, добро и делай.
Эталон к самостоятельной работе
2.О и О
и О как О, так О
4. не только , но и О
а каждый правильный ответ 1 балл.
Значит, если у вас нет ни одной ошибки на листках самооценки за первое задание поставьте 4.
.Этап включения в систему знаний и повторения.
– Достаточно ли мы закрепили новый материал?
Тогда выполним следующее з
На столах карточки с частями пословиц. Ваша задача- найти свою половинку. ( дети находят, берутся за руки). А теперь вы должны разделиться на две группы, подумайте по какому признаку вы это сделаете?
1 группа пословицы
и чужая болезнь к сердцу.
Кто скор помог,/ тот дважды помог
2 группа пословицы
Моя хата с краю,/ничего я не знаю.
Своя рубашка/ ближе к телу.
Ему и беда,/ что с гуся вода.
Чтобы в группах было равное количество учеников, один перейдет в эту команду.
, у вас на столах
В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующий этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
Радостью счастьем надеждой – всем поделись со своим другом.
Если ребенок чувствует во взрослом и и справедливого человека, он и сам будет таким же.
Добрые слова не только утешают смягчают но и исцеляют сердце того, кто их слышит
Его лицо и поза выражали одно только беспредельное сострадание. ( В. Гюго)
радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Лучшие качества любого живого существа: доброта, милосердие, любовь и щедрость
Во время Великой Отечественной войны русские отличались милосердием, они никогда не разрушали ни храмов ни памятников искусства
Необходимо оказывать помощь как пострадавшим от пожара, так и многодетным семьям, живущим в нищете.
Эталон к самостоятельной работе (Карточка №
Если ребенок чувствует во взрослом и доброго и ласкового и справедливого человека, он и сам будет таким же.
Но пусть доброта и твое наполнят до краев душу мою.
Доброта милосердие радость и переживание задругих создают основу человеческого счастья.
. Я читаю утверждения, если ДА, вы поднимаете зеленый квадратик, если НЕТ, то красный, а если ИНОГДА, то оба квадрата вместе
ОЧП отвечают на один и тот же вопрос
Относятся к разным членам предложения
Обобщающие слова стоят после однородных членов
Если ОЧ соединены неповторяющимися соединительными или разделительными союзами запятая не ставится
В предложении бывает несколько рядов ОЧ
. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Учащиеся высказывают своё мнение по заданным вопросам (два варианта использования приема: когда учитель просто называет ученика – тот встает и продолжает фразу указанную на экране и второй с использованием настоящего микрофона или его макета, передается микрофон, получая ученик должен продолжить незаконченную фразу).
Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.
– Чем занимались на уроке?
– Ещё что делали?
-Что было самым интересным?
-Где эти знания пригодятся в жизни?
– Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Давайте подведем итоги.
Оправдались ли наши ожидания, все ли задачи, которые перед собой ставили, выполнили?
постановки запятой между однородными членамипредложений с однородными членамиРаботали с текстом о милосердии и равнодушии
«Пусть не угаснет свет милосердия в сердБудьте милосердными всегда и со всеми! Не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.
Соберите листы самооценки, урок окончен. Спасибо, можете выйти.
Лист самооценки учащихся
Задание №1 Составить схемы предложений с ОЧ
Задание № 2 абота с таблицей
баллов – «5»
баллов – «4»
баллов – «3»
Домашнее задание. Оцените свои возможности и выберите задание, которое будете выполнять: А, Б или В.
А. Спиши, подчеркни однородные члены предложения.
- По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвел алым и влажным огнем. (К. Паустовский.) 2) Лена смотрела в окно на только что освободившуюся ото льда холодную гладь залива, на рыбачьи артели с сетями на гальке, на весенние караваны гусей и уток. (А. Фадеев.) 3) В мартовскую ночь зима еще украдкой возвращает морозную тишину, колкий воздух, холодный блеск луны, хрустальную звонкость наста и тонкого ледка лужиц. (Д. Зуев.) 4) Прохор фыркал, отдувался, гоготал, сплавал на ту сторону, нарвал фиалок и царских кудрей, расцветил букет огнями желтых лилий и поплыл обратно. (В. Шишков.) 5) Море т стрелы молний и в своей пучине гас..т. (М. Горький.) 6) Петр Иванович быстро и совсем встал с земли, сунул руку в мешок и вытащил оттуда свернутую сетку. (Г. .) 7) По горам, в лесу огни, точно звезды, плавали, опускаясь и поднимаясь по скатам холмов. (И. Гончаров.)
Б. Записать предложения, подчеркнуть ряды однородных членов.
Сухие листья и трава хрустят под ногами и предупреждают об опасности всех лесных обитателей.
Стук топоров и голоса людей вскоре затихли и сменились стуком дятлов и журчанием воды около коряг.
2. Перестроить предложения так, чтобы стало два ряда однородных членов.
В лесу и на лугу пахло мокрой травой.
Мы каждый день сыпали на подоконник для синиц крошки хлеба и крупу.
3. Редактирование предложений.
Зима в этом году снежная и сурова.
Но ребята с огромной радостью направлялись на горку и катаются с горы.
Всем весело и радуются.
Записать, вставляя пропущенные буквы.
За долгие тысячелетия, которые насчитывает наша цивилизация люди укрывали от посторонних глаз множество различных кладов благородных металлов драгоценных камней прочих ценностей. Где только не прятал человек свои богатства на необитаемых островах и в дремучих лесах высоко в горах и глубоко под землёй в роскошных дворцах и ветхих лачугах в специально оборудованных тайниках и случайно оказавшихся под рукой стульях. Сегодня на помощь кладоискателям приходит современная наука и техника. Чтобы заставить найденный клад заговорить привлекаются физики и химики историки и лингвисты искусствоведы и геологи словом специалисты многих отраслей знаний. (В. Солоухин) Задание к тексту:
1. Определите основную мысль текста.
2. Подчеркните однородные члены в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.
. Т е с т о в ы е а д а н и я
1. Укажите, в каких предложениях с обобщающими словами при однородных членах неверно расставлены знаки препинания.
а) Лесная ягода: малина и земляника — раньше поспевает на полянах.
б) На деревьях, стогах, домах везде лежал снег.
в) Везде: на полях, в лесных просеках — пар поднимался от земли.
г) Юные деревья ель, сосна, клён, вяз все растут дружно.
2. Найдите предложения с однородными определениями (знаки препинания не расставлены).
а) Последние два дня дул крепкий штормовой ветер.
б) Снег скрипел под её маленькими чёрными ботинками.
в) Солнечный сосновый бор манил нас своей красотой.
г) Наступила дождливая грязная тёмная осень.