Огэ 2 заданиематериал для подготовки к егэ гиа по русскому языку 9 класс

Русский язык, 9 класс: ОГЭ 2024 год


Обзор

В этом тесте представлены вопросы по анализу текста с точки зрения синтаксиса. Вам необходимо выбрать правильные характеристики предложений из предложенных вариантов. Каждое задание содержит пояснения и примеры, чтобы помочь вам успешно выполнить тест.


Вопросы

Задание №2

Анализ предложенного текста:

  1. Соль (хлорид натрия) организует работу центральной нервной системы и регулирует пищеварительную функцию организма, поддерживает водный и кислотно-щелочной баланс.

  2. Недостаток хлорида натрия в рационе может привести к потере аппетита, повышенной утомляемости и ухудшению памяти.

  3. Впрочем, довести себя до солевого голодания достаточно сложно, так как соль содержится в некоторых овощах и фруктах, а также в хлебобулочных и мясных изделиях.

  4. Учёные подсчитали, что из готовых продуктов наш организм получает до 80% необходимого количества соли, ну а нам в сутки нужно всего-то 6–8 г хлорида натрия.

  5. Избыток соли увеличивает риск возникновения гипертонии, чрезмерное содержание хлорида натрия в организме вредит костной системе, поскольку он поглощает из организма кальций, необходимый для нормального функционирования костной системы.

  6. Предложение 1 осложнено однородными членами предложения.

  7. Предложение 2 простое.

  8. Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

  9. Первая часть предложения 4 – односоставное неопределённо-личное предложение.

  10. Предложение 5 содержит 4 (четыре) грамматические основы.

Задание №3

Практика с анализом предложений:

  1. Пшеница имеет большое значение примерно для половины человечества.

  2. Источники происхождения этой культуры, по мнению академика Н.И. Вавилова, находились в Азии и Средиземноморье.

  3. Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты.

  4. Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по размерам – в Южном.

  5. Получается, что нет ни одного месяца в году, в котором в той или иной части земного шара не проводилась бы уборка этой культуры.

  6. В предложении 1 грамматическая основа – имеет значение.

  7. Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.

  8. Предложение 3 простое, осложнённое однородными сказуемыми.

  9. Вторая часть предложения 4 – неполное предложение.

  10. Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.


Ответы

  1. 1, 2, 5 (Задание №2)
  2. 1, 2, 5 (Задание №3)

Подготовка с помощью этих заданий поможет вам успешно справиться с ОГЭ 2024 года. Успехов в учебе!

Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Центральный сибирский ботанический сад (1) – один из уютнейших природных уголков в Новосибирской области (2) и крупнейший ботанический сад в Азиатской части России. Лес (3), парк (4), коллекции исчезающих видов растений (5) – всё это и многое другое привлекает сюда огромное число людей (6), среди которых не только знатоки ботаники (7), но и обычные любители природы. Весной сад манит редкими цветами (8), летом привлекает чистыми прудами (9), а осенью манит к себе золотистыми аллеями.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова.

Запишите номера этих ответов.

Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Укажите номера ответов.

Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

Смотрите на сайте:

ОГЭ 2023 русский язык 9 класс вариант 1 с ответами для подготовки

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение.

Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

  2. Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

  3. Предложение 3 осложнено однородными членами.

  4. Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

  5. Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Вопрос 2

(1) Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2) В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3) Как же современная школа относится к данной проблеме? (4) Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. (5) Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

  2. Предложение 2 сложное.

  3. Предложение 3 односоставное безличное.

  4. В предложении 4 одна из грамматических основ — позиции подходят.

  5. Предложение 5 осложнено однородными членами.

Вопрос 3

(1) Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало — десятки за ночь. (2) Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3) Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4) Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5) Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Вопрос 4

(1) Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен.
(2) Он заключён в энергии морских волн, в суточных приливно-отливных движениях.
(3) Суммарная мощность последних на нашей планете оценивается учёными от одного до шести миллиардов киловатт, причём первая из этих цифр намного превышает показатели энергетического потенциала всех рек земного шара.
(4) Установлено, что возможности для сооружения крупных приливных электростанций имеются в 25−30 местах.
(5) Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США.

  1. Предложение 1 простое нераспространённое.
  2. В предложении 2 составное именное сказуемое.
  3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
  4. Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.
  5. Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.

Вопрос 5

(1) В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная.
(2) Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то — устным.
(3) По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами.
(4) К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как живой диалог предполагает мгновенные реплики.
(5) Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.

  1. Предложение 1 простое двусоставное.
  2. В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.
  3. Предложение 3 односоставное назывное.
  4. Предложение 4 сложное.
  5. В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.

Глава 1: Грамматические основы

  1. В предложении 3 первая грамматическая основа — правда.

  2. Две части предложения 4 осложнены вводными словами.

  3. Предложение 5 сложносочинённое.

Номер предложенияГрамматическая основа
1эмоции сформировались
2исследования были систематизированы
3учёным был приведён
4реакции рассматривал
5исследования — результат

Глава 2: Путешествия и предложения

Вопрос 8

(1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях!

(2)Путешественник — первооткрыватель, это своеобразный сталкер (если пользоваться терминологией Стругацких).

(3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам.

(4)Это внешняя сторона.

(5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие — это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.

  1. Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.

  2. В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.

  3. Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.

  4. Предложение 4 простое.

  5. Предложение 5 сложное бессоюзное.

Глава 3: Культура общения

Вопрос 9

(1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать.

(2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться.

(3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией.

(4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя.

(5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.

Варианты ответов: 1) Предложение 1 сложносочинённое. 2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

  1. Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.

  2. Предложение 4 простое нераспространённое.

  3. В сложном предложении 5 все части — односоставные определённо-личные.

Вопрос 10

(1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли — это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан — Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.

  1. это Мировой океан (предложение 1)

  2. разделяют (предложение 2)

  3. части есть (предложение 3)

  4. выделяют (предложение 4)

  5. учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)

Вопрос 11

(1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» — серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».

  1. Предложение 1 простое.

  2. Предложение 2 односоставное безличное.

  3. Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.

  4. Грамматическая основа предложения 4 — произошло.

  5. Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

Вопрос 12

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

  1. среда постоянно меняется (предложение 1)

  2. нарушения вызывают (предложение 2)

  3. они способны адаптироваться (предложение 3)

  4. понимается приспособление (предложение 4)

  5. изменение могло бы погубить (предложение 5)

Вопрос 13

(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие — тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы — из низких звуков. (4)Этим свойством звука — вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления — издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.

  1. Предложение 1 сложноподчинённое.

  2. В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.

  3. Предложение 3 содержит неполные предложения.

  4. В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.

  5. Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.

Вопрос 14

(1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.

  1. Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

  2. В предложении 2 составное глагольное сказуемое.

  3. Предложение 3 односоставное.

  4. В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.

  5. Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.

Вопрос 15

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

  1. В предложении 1 подлежащее — задачи.

  2. В первой части предложения 3 грамматическая основа — закономерно.

  3. В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

  4. Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

Вопрос 16

(1)Искусство читать — это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», — говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.

  1. Предложение 1 сложное.

  2. Первая часть предложения 2 — односоставное неопределённо-личное предложение.

  3. Предложение 3 содержит прямую речь.

  4. Предложение 4 сложное бессоюзное.

  5. Первая часть предложения 5 — односоставное безличное предложение.

Вопрос 17

(1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.

  2. Предложение 2 сложносочинённое.

  3. В предложении 3 одна из грамматических основ — которые применяются.

  4. Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.

Вопрос 18

(1)Цвет пламени зависит от того, какие элементы в нём «сгорают». (2)Высокая температура пламени даёт возможность атомам перескакивать на некоторое время в более высокие энергетические состояния, а потом, возвращаясь в исходное состояние, излучать свет определённой частоты, которая соответствует структуре электронных оболочек данного элемента. (3)Газовая горелка горит голубым пламенем из-за наличия угарного газа. (4)Жёлто-оранжевое пламя спички объясняют наличием солей натрия в древесине. (5)А если вы захотите сделать пламя газовой горелки жёлтым, посыпьте его обычной солью.

  1. В одной из частей предложения 2 грамматическая основа — которая соответствует.

  2. Предложение 3 неполное.

  3. Предложение 4 односоставное.

  4. Обе части сложного предложения 5 — односоставные определённо-личные предложения.

Вопрос 19
  1. мы встречаем (предложение 1)

  2. умели вглядываться (предложение 2)

  3. пользоваться возможностями (предложение 3)

  4. словесное богатство в разнообразии (предложение 4)

  5. они существовали (и) были известны (предложение 5)

Вопрос 20

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны — цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

  1. Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.

  2. Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.

  3. Предложение 3 осложнено обособленным приложением.

  4. Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.

  5. Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *