Воспоминания и документы
Были приняты следующие документы:
15—17 мая 1985 года состоялась поездка генерального секретаря ЦК КПСС Горбачёва в Ленинград, где на встрече с активом Ленинградского горкома партии он впервые упомянул о необходимости перестройки общественно-политической жизни:
Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем.
Слово было подхвачено СМИ и стало лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.
Забить и найти эксперта по ИСТОРИИ РОССИИ
Захаров Германович Владислав
Эксперт по предмету История России
Курс на ускорение развития общества середины 1980-х годов – это политика, проводимая М.С. Горбачевым, имеющая целью повышение темпов социально-экономического развития путем интенсификации производства и ускорения научно-технического прогресса. Сам термин ускорение означал признание отставания СССР в развитии от ведущих промышленных стран и являлся новой версией старого лозунга догнать и перегнать.
По трём первым вопросам был заслушан Политический доклад Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии, с которым выступил Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев.
По четвёртому вопросу с докладом выступил председатель Центральной Ревизионной Комиссии КПСС Г. Ф. Сизов.
По пятому вопросу порядка дня с докладом выступил Председатель Совета Министров СССР Н. И. Рыжков.
Руководящие органы съезда
Съезд избрал Президиум в количестве 136 человек, Секретариат в количестве 49 человек, Редакционную комиссию — 30 человек и Мандатную комиссию — 51 человек.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 августа 2023 года; проверки требуют 3 правки.
XXVII съезд Коммунисти́ческой па́ртии Сове́тского Сою́за
XXVII (27-й) съезд КПСС
Место проведения: Дворец съездов (Москва, Кремль)
Дата первого проведения: 25 февраля 1986
Дата последнего проведения: 6 марта 1986
Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв выступает с политическим докладом на XXVII съезде КПСС. 25 февраля 1986 года
На съезд было избрано 5 тысяч делегатов, к моменту открытия в зале присутствовало 4993 делегата.
Реформы на XXVIII съезде КПСС
С одной стороны, на съезде звучали старые лозунги об ускорении социально-экономического развития страны. На партийных съездах со времен И. Сталина и термин, и его содержание включались в программные документы разного уровня как сигналы для общества и партии, призывающие к модернизации. С другой стороны, в разделе доклада, посвященном международной тематике, делались весьма радикальные с точки зрения официальной идеологии выводы о взаимосвязанности, взаимозависимости, целостности мира.
Управленческие функции партии
Новым на съезде стал и другой тезис, который лег в основу практики сокращения управленческих функций партии в сфере государственного регулирования. М. С. Горбачев сформулировал его как необходимость разгрузки партийного аппарата.
Партия решительно выступает против смешения функций партийных комитетов с функциями государственных и общественных органов.
Первый секретарь Московского городского комитета партии (ставший позднее первым Президентом РФ) Б. Н. Ельцин впервые обратил на себя внимание широкой общественности именно благодаря своей достаточно смелой речи на XXVII съезде КПСС. В частности, Ельцин открыто выступил против вмешательства партийных органов в хозяйственные вопросы, призвал обеспечить отчётность высших руководителей, их ответственность за свои действия, а также затронул, хотя и в осторожной форме, тему привилегий номенклатуры.
Ельцин, единственный из высокопоставленных деятелей застойного периода, выступил на съезде с самокритикой:
Перестройка
Перестро́йка — общее название, используемое для обозначения кардинальных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Сергеевичем Горбачёвым в 1985—1991 годах. Началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена новым государственным курсом. Перестройка в конечном счёте захлебнулась и привела к распаду Советского союзного государства и фактически превращению Страны Советов из единого государства в исторический регион в Восточной Европе, Средней и Центральной Азии, Дальнем Востоке и Сибири с 15 международно признанными и несколькими непризнанными государствами, завершила и переосмыслила советскую эпоху и дала начало новой, постсоветской, современной эпохе с её либеральными реформами, частной собственностью, свободным рынком, правами человека, упрощённым визовым режимом, возвратом в некоторых местах к досоветскому, традиционному строю (обществу), пересмотру отношений со странами Востока и Запада, а также США, возрождению религиозной жизни и общин на местах и т. д.
Важную роль в разработке идей перестройки играли видные учёные-обществоведы: Александр Николаевич Яковлев (ИМЭМО), Станислав Сергеевич Шаталин (ЦЭМИ), Татьяна Ивановна Заславская (ВЦИОМ), Евгений Максимович Примаков (ИМЭМО), Леонид Иванович Абалкин (Институт экономики АН СССР).
Оценка результатов перестройки в России
Оценки результатов перестройки в обществе разнятся. Цели реформ были достигнуты лишь частично:
Достижения перестройки:
- Демократизация общества
- Внедрение гласности
- Отмена цензуры
- Разрядка в отношениях с Западом
Негативные последствия:
- Экономический спад
- Межэтнические конфликты
- Вооруженные борьба за власть
- Распад Советского Союза
Состав Центрального Комитета КПСС
На съезде избраны Центральный Комитет КПСС из 307 членов и 170 кандидатов в члены ЦК КПСС; Центральная ревизионная комиссия из 83 членов.
Члены ЦК КПСС
Центральный Комитет КПСС, сформированный XXVII съездом КПСС, избрал Политбюро ЦК КПСС в количестве 19 человек (12 членов и 7 кандидатов).
В течение 1987—1990 годов на Пленумах ЦК КПСС в составе Политбюро производились многочисленные кадровые перестановки. В итоге, к моменту открытия XXVIII съезда КПСС (июль 1990 года) состав Политбюро выглядел следующим образом:
Политбюро | Члены | Кандидаты |
---|---|---|
Члены | 12 | 7 |
Таким образом, состав членов Политбюро обновился между съездами ровно наполовину, состав кандидатов в члены Политбюро — на 100 %.
Секретариат ЦК КПСС
Секретариат ЦК КПСС, сформированный после XXVII съезда КПСС, включал 11 человек:
- М. С. Горбачёв (Генеральный секретарь)
- А. П. Бирюкова
- А. Ф. Добрынин
- и другие
К XXVIII съезду КПСС в состав Секретариата входили:
- М. С. Горбачёв (Генеральный секретарь)
- О. Д. Бакланов
- А. Н. Гиренко
- и другие
Причины и программа политики ускорения
Причины:
- Застой в экономике
- Необходимость ускорения темпов развития
- Печальные последствия предыдущей политики
М. С. Горбачев в марте 1985 г. занял пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Страна испытывала внутриполитические и внешнеполитические проблемы. Именно проблема темпов экономического роста виделась Горбачеву требующей немедленного разрешения. Поэтому была предложена программа ускорения развития экономики России.
С такими более адаптированными структурами, текст становится более удобочитаемым и понятным для читателей, где они могут легко извлекать информацию из разделов и таблиц, представленных в статье.
Перестройка в СССР
Михаил Горбачев, генеральный секретарь ЦК КПСС с 1985 года, внес значительные изменения в политику и экономику Советского Союза. Его приход к власти в 1985 году стал отправной точкой для новой исторической эпохи – перестройки.
XXVII съезд КПСС
Первым значительным событием стал XXVII съезд КПСС в 1986 году, на котором была пересмотрена программа партии. Главными изменениями стали утверждение курса на совершенствование социализма вместо строительства коммунизма, а также разработка нового плана 12-й пятилетки, включающего в себя обширную строительную программу.
План 12-й пятилетки
Основной упор в плане 12-й пятилетки был сделан на развитие тяжелой промышленности, где машиностроение играло центральную роль. Важным шагом было переход к производству промышленных комплексов и внедрение новых технологий в различные сферы экономики.
Этапы перестройки
Перестройку в СССР можно условно разделить на два этапа:
Первый этап (март 1985 — январь 1987)
На первом этапе главным событием было изменение программы партии на курс совершенствования социализма и разработка программы Жилье—2000, целью которой было обеспечить каждой семье отдельную квартиру.
Второй этап (январь 1987 — июнь 1989)
На втором этапе команда под руководством М. Горбачева предприняла попытку реформирования системы в духе демократического социализма. Этот шаг был вызван резким падением цен на нефть и Чернобыльской катастрофой, что позволило понять, что административными методами ситуацию в стране не изменить.
Заключение
Перестройка в СССР под руководством Михаила Горбачева привела к серьезным изменениям в политической, экономической и социальной жизни страны. Новая программа партии и планы развития экономики открыли новые перспективы для Советского Союза, однако процесс перестройки не был без проблем и вызвал серьезные изменения как внутри страны, так и на международной арене.
Новый этап начался с январского пленума ЦК КПСС 1987 года, на котором была выдвинута задача коренной перестройки управления экономикой, и характеризовался он началом масштабных реформ во всех сферах жизни советского общества (хотя отдельные меры начали приниматься ещё в конце 1986 года, например, Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»):
Первая выставка о жертвах сталинских репрессий "Неделя совести" в Москве, ноябрь 1988 г.
Часть населения (в основном молодёжь и либеральная интеллигенция — «шестидесятники», заставшие предыдущую, хрущёвскую либерализацию) охвачена эйфорией от начавшихся после двух десятилетий застоя перемен и невиданной по прежним меркам свободы. Общественная апатия начала 80-х сменяется верой в светлое будущее.
Вместе с тем, с 1988 года в стране начинает постепенно нарастать общая неустойчивость: ухудшается экономическое положение, появляются сепаратистские настроения на национальных окраинах, вспыхивают первые межнациональные столкновения (Карабах).
Третий этап (июнь 1989 — сентябрь 1991)
Участники митинга в поддержку демократии и перестройки. Таджикистан, Душанбе, 16 февраля 1990 г.
Заключительный этап, в этот период происходит резкая дестабилизация обстановки в стране. После I Съезда народных депутатов начинается противостояние коммунистической партии с возникшими в итоге демократизации общества новыми политическими группировками. Изначально начатые по инициативе сверху, во второй половине 1989 года перемены выходят из-под контроля властей. Трудности в экономике перерастают в полномасштабный кризис: в 1989 году экономический рост резко замедляется, в 1990-м сменяется падением, а к концу 1991-го страна оказывается на грани экономического коллапса. Происходит катастрофический обвал жизненного уровня населения: реальностью советского общества начала 90-х становятся массовая нищета и безработица. Достигает апогея хронический товарный дефицит: пустые полки магазинов становятся символом рубежа 1980—1990-х гг, с 1991 г. Европа активно помогает СССР в поставках гуманитарной помощи. Перестроечная эйфория в обществе сменяется разочарованием, неуверенностью в завтрашнем дне и массовыми антикоммунистическими настроениями. Усиливается эмиграция за рубеж. С 1990 года основной идеей становится уже не «совершенствование социализма», а построение демократии западного образца и рыночной экономики капиталистического типа.
В 1987—1991 гг. социально-экономический строй СССР начинает приобретать черты капитализма: легализуется частная собственность, образуются фондовый и валютный рынки, кооперация, СП и ИТД (индивидуально-трудовые доходы) начинают принимать форму бизнеса западного типа. «Новое мышление», половинчатые реформы, и политика ускорения (1985—1987) на международной арене сводится к односторонним уступкам Западу, в итоге чего СССР утрачивает многие свои позиции и фактически перестаёт быть сверхдержавой, ещё несколько лет назад контролировавшей половину мира. В РСФСР и других республиках Союза к власти приходят сепаратистски настроенные силы — начинается «парад суверенитетов» — провозглашается независимость республик. Середина 80-начало 90-х гг. в политике ознаменовалось кровавыми боестолкновениями: Декабрь 1986 г. — Алма-Ата (Казахстан); Декабрь 1987 — февраль 1988 г. — Карабах (Армения и Азербайджан); Апрель 1989 г. — Тбилиси (Грузия); Январь 1990 г. — Баку (Азербайджан); Январь 1991 г. — Рига (Латвия), Вильнюс (Литва).
17 марта 1991 г. в проведённом общесоюзном референдуме за сохранение единства СССР высказалось около 77 %, в нём участвовало 9 из 15 республик державы, в апреле — новый акт Союзного Договора перенесли на 20 августа. За сутки до подписания акта в Москву были введены войска — начался 3-дневный августовский путч 1991 г, после которого уже не было ни малейшего шанса на спасение СССР. 1 декабря 1991 года Украина заявила о своей независимости. 7-8 декабря в резиденции Вискули (Минск) лидеры РСФСР, Украины и Белоруссии подписали Беловежскую Декларацию о создании СНГ, вступившую в силу после Алма-Атинских переговоров (21.12.1991), куда вошли все 11 республик бывшего СССР. Итогом такого развития событий стали ликвидация власти КПСС, Августовский кризис 1991 года и распад Советского Союза в августе — декабре 1991 года.
Четвёртый этап — окончание перестройки или пост-Перестройка (сентябрь — декабрь 1991 г.)
Придя 11 марта 1985 г. к власти, Горбачёв обнародовал основные постулаты своего курса на апрельском пленуме ЦК 1985 г: «Благодаря активной работе партии начиная с 1983 г., удалось подтянуть работу многих звеньев народного хозяйства и несколько улучшить обстановку». И далее: «Нужны революционные сдвиги — переход к принципиально новым технологическим системам, к технике последних поколений, дающих наивысшую эффективность».
На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года полноправными членами Политбюро ЦК КПСС стали сторонники Горбачёва: секретари ЦК КПСС Егор Кузьмич Лигачёв и Николай Иванович Рыжков, Председатель КГБ СССР Виктор Михайлович Чебриков; кандидатом в члены Политбюро — Маршал Советского Союза министр обороны Сергей Леонидович Соколов. В Политбюро складывается «горбачёвское большинство».
В 1985—1986 годах происходит «чистка» старых членов и кандидатов в члены Политбюро и Секретариата ЦК КПСС: так, уже в июле 1985 года из состава Политбюро был выведен секретарь ЦК по военно-промышленному комплексу Григорий Романов, считавшийся главным соперником Горбачёва в борьбе за пост генсека, в октябре 1985 года из Политбюро был выведен ушедший в отставку премьер Николай Тихонов, в феврале 1986 года — Виктор Гришин, чьё место в МГК занял будущий первый президент России Борис Ельцин, в марте 1986 из состава кандидатов в члены Политбюро первый заместитель Председателя Президиума Верховного Совета СССР Василий Кузнецов (его место занял кандидат в члены Политбюро с 1964 года Пётр Демичев) и секретарь ЦК Борис Пономарёв (его место занял посол СССР в США Анатолий Добрынин), которым на момент их вывода из состава было 85 лет и 81 год соответственно. Из секретариата ЦК также был выведены Константин Русаков (его место занял Вадим Медведев) и Иван Капитонов (остался в высшем руководстве страны, став председателем Центральной ревизионной комиссии КПСС). Таким образом, Горбачёв на две трети обновил состав Политбюро. Из состава Политбюро, избранном в 1981 году кроме Горбачёва остался Андрей Громыко, а также республиканские руководители Динмухамед Кунаев и Владимир Щербицкий. Был серьёзно обновлён Секретариат ЦК, в числе новых секретарей был и Александр Яковлев. В течение 1986—1987 годов из Политбюро были выведены бывшие республиканские руководители Динмухамед Кунаев и Гейдар Алиев.
На заседании Политбюро в апреле 1986 года Горбачёв впервые заявил о необходимости проведения Пленума по кадровым вопросам. Только на нём можно было принять кардинальное решение по изменению кадровой политики. В июне 1986 года, на встрече с секретарями и заведующими отделами ЦК КПСС, Горбачёв сказал: «Без „малой революции“ в партии ничего не выйдет, ведь реальная власть — у партийных органов. Народ не будет тянуть на своей шее аппарат, который ничего не делает для перестройки».
С конца 1986 года стали публиковаться запрещённые прежде литературные произведения, показываться лежавшие на полках фильмы (первым из них стал фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние»).
В мае 1986 года открылся V съезд Союза кинематографистов СССР, на котором неожиданно было переизбрано всё правление Союза. По этому сценарию впоследствии произошли перемены и в других творческих союзах.
Несмотря на упомянутые отдельные шаги, серьёзных перемен в жизни страны в 1985—1986 годах не было. Точкой отсчёта действительно кардинальных реформ следует считать пленум ЦК КПСС по кадровым вопросам, состоявшийся в январе 1987 года. Его подготовка началась осенью 1986 года. После долгих споров и согласований в окончательный текст доклада Горбачёва на Пленуме было включено заявление о необходимости выборов по всей партийной вертикали из нескольких кандидатур (обычной практикой было утверждение предложенных сверху кандидатов). Кроме этого, указывалось, что партийные функционеры обязаны систематически отчитываться о проделанной ими работе перед теми, кто их выбрал.
На пресс-конференции в Прокуратуре СССР следственной группой, ведущей расследование дела о должностной мафии в Узбекской ССР, были продемонстрированы ценности, изъятые у преступников, бравших взятки. Москва, 1 апреля 1988 года
В 1987—1988 годах были опубликованы такие ранее не печатавшиеся в СССР и запрещённые произведения, как «Дети Арбата» Анатолия Наумовича Рыбакова, «Жизнь и судьба» Василия Семёновича Гроссмана, «Реквием» Анны Андреевны Ахматовой, «Софья Петровна» Лидии Корнеевны Чуковской, «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака, «Собачье сердце» Михаила Афанасьевича Булгакова, «Чевенгур», «Котлован» Андрея Платоновича Платонова.
В 1987 году в фильме Сергея Соловьёва «Асса» появляется песня рок-группы «Кино» «Мы ждём перемен» на слова Виктора Цоя, которая стала своеобразным неофициальным гимном молодёжи времён перестройки. О советской молодёжи того времени рассказывал вызвавший большой резонанс в обществе документальный фильм «Легко ли быть молодым?» режиссёра Юриса Подниекса, впервые показанный в январе 1987 года.
Национализм и сепаратизм
Постановления Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ЦК КПСС, принятые в марте 1988 года по поводу межнационального конфликта в НКАО, не привели к стабилизации положения, поскольку наиболее радикальные представители обеих конфликтующих сторон отвергали любые компромиссные предложения. Большинство членов областного Совета народных депутатов и обкома партии поддержали требования о передаче НКАО из состава Азербайджана в состав Армении, которые были оформлены в соответствующих решениях сессий областного Совета и пленума обкома партии, возглавляемого Г. Погосяном. В НКАО (особенно в Степанакерте) развернулась массированная идеологическая обработка населения — ежедневные многолюдные шествия, митинги, забастовки коллективов предприятий, организаций, учебных заведений области с требованиями отделения от Азербайджана.
Создаётся неформальная организация — комитет «Крунк», который возглавил директор Степанакертского комбината стройматериалов Аркадий Манучаров. Его заявленные цели — изучение истории края, его связей с Арменией, восстановление памятников старины. На деле комитет берёт на себя функции организатора массовых протестов. Указом Верховного Совета Азербайджанской ССР комитет был распущен, однако он продолжил свою деятельность. В Армении разрастается движение поддержки армянского населения НКАО. В Ереване создан комитет «Карабах», лидеры которого призывают к усилению давления на государственные органы с целью передачи НКАО Армении. Одновременно в Азербайджане продолжаются призывы к «решительному наведению порядка» в НКАО. Общественное напряжение и национальная вражда между азербайджанским и армянским населением возрастают с каждым днём. Летом и осенью учащаются случаи насилия в НКАО, увеличивается взаимный поток беженцев.
Зимой 1988—1989 года проводится депортация населения армянских сёл сельских районов АзССР — в том числе северной части Нагорного Карабаха (не вошедшей в НКАО) — горных и предгорных частей Ханларского, Дашкесанского, Шамхорского и Кедабекского районов, а также г. Кировабада (Гянджи). По завершении этих событий армянское население Азербайджанской ССР оказывается сконцентрировано в НКАО, Шаумяновском районе, четырёх сёлах Ханларского района (Чайкенд, Мартунашен, Азад и Камо) и в Баку (где оно в течение года сократилось примерно с 215 тыс. до 50 тыс. человек).
26 сентября 1987 года в газете тартуского городского комитета Коммунистической партии Эстонии «Edasi» («Вперёд») было опубликовано предложение об экономической автономии Эстонии в составе СССР, получившее значительную поддержку в обществе. Была разработана соответствующая программа, получившая название Экономически независимая Эстония (эст. , сокращённо IME (ЧУДО)).
13 апреля 1988 года в ходе телевизионного ток-шоу Эдгар Сависаар предложил создать Народный фронт (эст. ) — общественно-политическое движение, которое должно было способствовать целям горбачёвской перестройки. Такой Народный фронт был создан.
3 июня 1988 года в Литовской ССР было создано «Литовское движение за перестройку», ставшее известным как Саюдис.
10—14 июня 1988 года свыше ста тысяч человек побывали на Певческом поле Таллина. События июня — сентября 1988 года вошли в историю как «Поющая революция».
17 июня 1988 года делегация Коммунистической партии Эстонии на XIX партконференции КПСС внесла предложение о передаче дополнительных полномочий во всех сферах общественной, политической и экономической жизни республиканским органам власти.
11 сентября 1988 года на Певческом поле в Таллине прошло музыкально-политическое мероприятие «Песнь Эстонии», на котором собралось около 300 000 эстонцев, то есть около трети от численности эстонского народа. В ходе мероприятия был публично озвучен призыв к независимости Эстонии.
На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС было впервые открыто заявлено об имеющихся в СССР экономических и социальных проблемах. На апрельском Пленуме был сделан упор на техническое перевооружение и модернизацию производства, ускоренное развитие прежде всего машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства (так называемое «ускорение»).
В дополнение к этому в начальный период перестройки было принято несколько недостаточно продуманных решений. В мае 1985 года было издано Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Данное решение ставило своей целью разрешение как социальных, так и экономических задач, в первую очередь дисциплины труда, и должно было способствовать росту производительности труда, его качества. Предусматривалось сокращение производства водки и других ликёро-водочных продуктов на 10 % в год. К 1988 года должно было быть прекращено производство плодово-ягодных вин. Эти меры привели к временному снижению смертности в стране, но их экономический эффект был отрицательным и выразился в более чем 20-миллиардных потерях поступлений в бюджет, переходу в разряд дефицитных продуктов, ранее бывших в свободной продаже (соки, крупы, карамель и пр.), резкому увеличению самогоноварения и росту смертности в связи с отравлениями поддельным алкоголем и суррогатами.
В начале 1986 года состоялся XXVII съезд КПСС, на котором был принят целый ряд экономических и социальных программ, предусматривающих новую инвестиционную и структурную политику. В частности, предусматривалось выполнение таких долгосрочных программ, как «Жильё—2000» и др.
В 1987 году в СССР была проведена экономическая реформа, нанёсшая решающий удар по плановой экономике.
13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял Постановление № 48, разрешившее создание совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран.
В феврале 1987 года Совет Министров СССР издал постановление «О создании кооперативов по производству товаров народного потребления», 26 мая 1988 года был принят Закон СССР «О кооперации в СССР», разрешивший кооперативам заниматься любыми не запрещёнными законом видами деятельности, в том числе торговлей.
Однако надежды на то, что кооперативы быстро ликвидируют товарный дефицит, приведут к улучшению качества обслуживания, оказались неоправданными. Большинство кооперативов занялось откровенной спекуляцией либо финансовыми операциями по обналичиванию денег.
В итоге это привело, при сохранении государственных цен, административно установленных практически на все товары намного ниже равновесного уровня, через разнообразные механизмы допускающие «обналичку» средств со счетов предприятий, к ещё большему усилению дефицита и появлению широкого слоя «кооператоров», чьи доходы в принципе не регулировались никакими нормами.
Ещё более радикальные реформы предусматривалось провести в период после XIX партийной конференции, в 1988 году.
Михаил Горбачёв у Бранденбургских ворот в Берлине. 1986 год
Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачёв, президент США Рональд Рейган (в центре) и вице-президент США Джордж Буш (слева) на прогулке по острову Говернорс-Айленд во время визита М. Горбачёва в США в 1988 году.
Вместе с тем, в первые два года горбачёвского правления внешняя политика СССР оставалась достаточно жёсткой. Первая встреча Горбачёва с Президентом США Рональдом Рейганом в Женеве осенью 1985 года завершилась мало к чему обязывающей торжественной Декларацией о недопустимости ядерной войны. 15 января 1986 года было опубликовано «Заявление Советского правительства», содержавшее программу ядерного разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие страны мира присоединиться к соблюдавшемуся Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию на ядерные испытания и поэтапно сократить различные виды ядерного оружия.
В октябре 1986 года состоялась встреча советского и американского лидеров в Рейкьявике, которая обозначила начало нового внешнеполитического курса СССР: Советский Союз впервые выразил готовность пойти на серьёзные уступки своим оппонентам. Хотя М. С. Горбачёв по-прежнему жёстко торговался по условиям договора и в конечном итоге встреча закончилась ничем, советские инициативы имели большой международный резонанс. Встреча в Рейкьявике во многом предопределила последующие события.
Советские инспекторы осматривают ракету Томагавк перед её уничтожением, 1988 год
В 1987 г. страны Варшавского договора выработали новую, сугубо оборонительную военную доктрину, предусматривающую сокращение в одностороннем порядке вооружений до пределов «разумной достаточности». Сопротивление новому курсу во внешней политике отдельных представителей военного руководства было предотвращено чисткой в армии после беспрепятственного приземления 28 мая 1987 г. на Красной площади самолёта гражданина ФРГ Матиаса Руста. Новым министром обороны 30 мая 1987 г. стал генерал армии Дмитрий Tимофеевич Язов, сменивший на этой должности Сергея Леонидовича Соколова.
Американские военные инспекторы и капитан Советской армии. Ликвидация ракет РСД-10, Читинская область, 1988 год
Помимо самого Михаила Сергеевича Горбачёва и министра иностранных дел СССР Эдуарда Амвросиевича Шеварднадзе, большую роль в разработке и реализации концепции «нового мышления» сыграл Александр Николаевич Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший должность председателя Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.
С 1987 года накал противостояния США и СССР начал резко снижаться, и за последующие 2—3 года конфронтация полностью сошла на нет. Однако ослабление противостояния было достигнуто во многом за счёт уступчивости советского руководства. М. С. Горбачёв и его окружение пошли на значительные уступки при заключении Договора о ракетах средней и меньшей дальности (подписан 8 декабря 1987 г. на состоявшейся в Вашингтоне встрече Р. Рейгана и М. С. Горбачёва). Советские войска были выведены из Афганистана к февралю 1989 года. Холодная война заканчивалась.
События и последствия
Слово Perestroika (без перевода, в английской транскрипции, как ранее Sputnik) вошло в лексикон на Западе, стало популярным и широко применялось в различных произведениях.
Русский философ-эмигрант Александр Зиновьев в 1990-х годах написал книгу «Катастройка», в которой описал процесс крушения СССР.
Реализация таких задач требовала больших затрат бюджета и энтузиазма рабочих, поэтому в сентябре 1985 г. на встрече в ЦК с ветеранами стахановского движения и молодыми "стахановцами" М.С. Горбачев призвал население не «сводить дело к рублю», а направлять энергию молодежи на решение задач, которые поставила партия. Энтузиазм молодого поколения хотели использовать для приведения в действие скрытых резервов роста, чтобы немедленно получить требуемое ускорение, а техническое оснащение появится позже.
Предполагалось использовать следующие резервы:
Моральное поощрение выпуска высококачественной продукции особых результатов не дало, поэтому в 1986 г. руководство вводит государственную приемку по образцу уже существовавшей на оборонных предприятиях приемки готовой продукции представителями военных организаций.
Осенью 1985 г. цены на нефть резко снизились, что оказало влияние на ход политики ускорения. Вследствие того, валютная выручка СССР сократилась на две трети, следствием чего стал экономический кризис. Вместе с тем огромные расходы шли на ликвидацию катастрофических последствий чернобыльской аварии, а несколько позже, и землетрясения в Армении, увеличились капиталовложения в машиностроение, а снижение торговли алкоголем также сократило поступления в бюджет. Дефицит валюты привел к сокращению закупок товаров народного потребления за рубежом.
Оценка и методологические подходы к анализу перестройки
Марксистская теория общественно-экономических формаций, как она интерпретировалась в СССР, исходила из наличия универсальной схемы развития всех стран и народов, которая означала последовательную смену друг другом первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, коммунистической формаций. При этом каждая последующая формация объявлялась более передовой, чем предшествующая.
Более того, такой видный марксистский теоретик, как Карл Каутский, ещё в 1918 г. в связи с революцией в России писал:
Версии о мотивах инициаторов Перестройки
В подтверждение этого приводится следующая статистика:
Окружение президента Лидеры партий Региональная «элита» Правительство Бизнес-«элита»
Всего из советской номенклатуры 75,5 57,1 82,3 74,3 61,0
в том числе:
Итоги политики "ускорения"
Таким образом, в 1987 г. стал очевиден фактический провал политики ускорения, так как капиталовложения в тяжелую промышленность не давали положительного эффекта и не сказывались на товарном и продовольственном рынке. Рынок же стал, можно сказать, жертвой «ускорения» развития машиностроения, ибо импортные поставки для последнего вели к сокращению закупок продовольствия и товаров народного потребления, что повлекло за собой бюджетный дефицит, скрытую инфляцию и товарный голод.
Не понимаешь, как писать работу?