Русский язык планы конспекты 9 класс

Содержание и деятельность учителя

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть на сегодняшнем занятии. Сегодня тема нашего занятия Виды придаточных предложений.

Для начала давайте ответим на следующие вопросы:

  • Мы изучили все виды придаточных предложений в СПП, сегодня приведем знания в систему, повторим все, что знаем об СПП, закрепим умения в расстановке знаков препинания в СПП и продолжим работу по употреблению СПП в речи.
  • Запишем тему урока.

Практика в игровой форме

Чтобы интересней нам было работать, поиграем.

Перед вами карта, на ней проложен маршрут, по которому мы отправимся в путешествие по стране Синтаксис.

У нас две группы – два ряда – готовы к путешествию.

  • Какими качествами должен обладать человек, отправляясь в путешествие?

Начало маршрута – штат Пунктуация, в конце путешествия окажемся в штате Хорошее Настроение.

Кто дойдет до финиша быстрее? За правильное выполнение заданий получаем зеленый сфетофорик – путь свободен, если будут затруднения, желтый, за невыполненное задание – красный (стоп!) Я надеюсь, что красные нам сегодня не понадобятся.

Итак, путешествие начинается со штата Пунктуация: на доске записано предложение: К берегу причаливал катер, на борту которого суетились люди и моторная лодка.

Почему смысл предложения абсурден?

Первое препятствие преодолено, и мы еще раз убедились, как важно правильно расставлять знаки препинания (Правильно ответившая команда получает зеленую фишку).

Мы в районе Больших Синтаксических гор. На нашем пути расцвела большая ромашка, погадаем на ней. По два человека от каждой команды подходят, берут по лепестку, на каждом задание. Цель: повторить теоретические знания по теме, развитие монологической речи на лингвистическую тему.

  • Какие предложения называются СПП? Расскажите об их строении, пунктуации и связи в нем.
  • Расскажите о СПП с придаточными определительными
  • Расскажите об СПП с придаточными изъяснительными.
  • Расскажите об СПП с придаточными обстоятельственными.

(Рецензирование ответов. В зависимости от качества ответа получают фишки зеленого цвета – отлично, путь свободен, открыт, желтый – хорошо, но: внимание, красный – путь закрыт, плохо; цвета соответствуют светофору).

Итак, мы в океане Знаний. Задания у вас на столе: определите вид придаточного.

Задание

Сравните предложения, определите вид придаточных (устно).

  1. Я был там, где он родился. (обст. места – где?)
  2. Я был в том городе, где он родился. (определит. – каком?).
  3. Я не знаю, где он родился. (изъяснительное – чего?)

(Проверка задания, раздача фишек)

Итак, река Чернильная. Избегая лексических повторов и однообразного синтаксического строя, отредактировать отрывок из сочинения ученика.

Летом я прочитал книгу Белый Бим Черное ухо. Эту книгу написал писатель Г.Н. Троепольский. Эту книгу я прочитал с большим интересом. Эта книга учит нас быть добрыми, заботиться о животных.

Цифровой диктант

Слушая афоризмы, определить вид придаточного, оформляя его цифрой.
1 – определительное
2 – изъяснительное
3 – обстоятельственное, рядом указать его вид.

Учащиеся отвечают на вопросы:

  • Чем СПП отличаются от ССП?
  • Что общего между типами СПП и второстепенных членов предложения?
  • В чем отличие союзов и союзных слов?
  • Для чего вам нужны знания о СПП?

Выполните упражнения в документе в электронном журнале. Дети слушают домашнее задание и задают вопросы при необходимости.

Урок № 18

Тема

Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Подчинительные союзы и союзные слова в русском и украинском языках

Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить узнавать определительные придаточные, правильно использовать в них союзные слова; развивать навыки синтаксического разбора и составления схем предложений; воспитывать культуру речи, любовь к чтению и художественной литературе.

Оборудование

Учебник, раздаточный материал.

Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаем говорить хорошо.

I. Объявление темы и цели урока

II. Мотивация учебной деятельности школьников

Чтение эпиграфа, работа с ним.

III. Актуализация опорных знаний учащихся

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Беседа с учащимися.
  • Какие виды придаточных предложений вы знаете?
  • Как соотносятся виды придаточных предложений со второстепенными членами предложения?
  • В каких сложноподчиненных предложениях могут быть указательные слова?
  • Какие придаточные предложения прикрепляются к главному союзными словами, какие — подчинительными союзами, а какие — и подчинительными союзами и союзными словами?

IV. Изучение нового материала

  1. Работа со статьей учебника.
  2. Слово учителя.

Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? Они относятся к члену в главном предложении, который выражен существительным или другим словом, употребленным в значении существительного.

Закрепление изученного материала

  1. Работа с учебником.
  2. Коллективная работа.

Лингвистическое анализ предложений

Солнце освещало вершины лип, которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

В этом предложении главное предложение – Солнце освещало вершины лип, придаточное предложение определительное – которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.

Ноздрев захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий здоровый человек.

Главное предложение: Ноздрев захохотал тем звонким смехом, придаточное определительное: каким заливается только свежий здоровый человек.

В небольшой комнате, куда я вошел, было довольно темно.

Главное предложение: В небольшой комнате было довольно темно, придаточное определительное: куда я вошел.

Они ушли в комнату, откуда под аккомпанементом гитары звучала песня.

Главное предложение: Они ушли в комнату, придаточное определительное: откуда под аккомпанементом гитары звучала песня.

В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, когда он начал писать свои замечательные сказки.

Главное предложение: В сложной биографии Андерсена трудно установить то время, придаточное определительное: когда он начал писать свои замечательные сказки.

Лингвистическое конструирование

Я с интересом читал газеты, которые присылали из Англии.

В книге рассказывается интересная история из жизни знаменитого путешественника, который подарил мне товарищ.

Игру пришлось закончить из-за наступившей темноты, когда мы увлеклись.

У стадиона в этот день было особенно оживленно, когда подъезжали участники соревнований.

Лингвистическое моделирование

  1. Аэродром, на котором пр..землился самолет, был в (полу)часе езды от центра города.

  2. Село, из которого мы выехали, скоро скрылось из (вида).

  3. Лес, в который дачники ходили за грибами, был совсем недалеко.

Самостоятельная работа

Леса – это исполинские лаборатории, которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние, как бы безотчетной радости и силы, охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов. Невозможно перечислить все бедствия, какие несет истребление лесов. В тех местах, где уничтожены леса, земля заболевает бесплодием и сухими язвами ов

Теория придаточного предложения:

Союзные сложные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

Сложносочиненные предложения (ССП):

  • Части сохраняют смысловую самостоятельность
  • Синтаксическое равноправие

Сложноподчиненные предложения (СПП):

  • Одна или несколько частей подчинены другой
  • Подчинительная связь между частями
  • Независимая часть – главная, зависимая часть – придаточная

Подчинение в СПП:

  1. С помощью подчинительных союзов или союзных слов
  2. Различия между служебными частями речи, местоимениями и союзами

Таблица различий:

ТипПример
Служебные части речи (не являются членами предложения)Я знаю, что ты говорил с сестрой
Самостоятельные части речи (местоимения)Я знаю, что (союзное слово – местоимение) ты говорил сестре
СоюзыЯ знаю: ты говорил с сестрой
Важные правилаИнтонационное ударение, модальные частицы после союза
Превращение вопросительного предложенияПовествовательное с союзом можно превратить в вопросительное

Способы подчинения:

  1. Логическое ударение
  2. Правила после союза
  3. Возможность замены союза местоимением

Домашнее задание:

  1. Изучить теоретический материал
  2. Выписать описание героя или местности с придаточными определительными
  3. Выполнить упражнение из учебника

Выполнение задания поможет углубить знания по придаточным предложениям и их типам подчинения.

    • такое подчинение, при котором первое придаточное предложение подчиняется главной части, второе придаточное – первому, третье – второму и т.д.
  1. подчинение предполагает соблюдение двух условий: а) придаточные относятся к одному и тому же слову в главном предложении, б) придаточные отвечают на один и тот же вопрос, являются одинаковыми по смыслу. Если однородные придаточные связаны союзом И, топеред союзом И запятая не ставится.

    • такое подчинение, когда выполняется только одно из условий однородного подчинения, то есть одинаковые по смыслу придаточные относятся к разным словам в главном предложении, или к одному и тому же слову в главной части относятся разные по смыслу придаточные.

Придаточные предложения классифицируются по типам и видам. Выделяют три типа придаточных: изъяснительные (отвечают на вопросы косвенных падежей), определительные (отвечают на вопросы определений), обстоятельственные (отвечают на вопросы обстоятельств). Внутри обстоятельственных принято выделять виды. Наглядное представление о классификации придаточных предложений в CПП даёт таблица

Тип / вид придаточного предложения На какой вопрос отвечает

кто? что? кого? чего? о ком? Миша сказал, (что?) что русский язык – его любимый предмет.Я знал, (о чём?) что ты придёшь.Мне хотелось, (чего?) чтобы урок русского языка не заканчивался.

какой?Вот дом, (какой?) который построил Джек. По дорожкам, (каким?) где не раз ходили оба мы, я брожу, мечтая и любя. (Михаил Матусовский)

3А. образа действиякак? каким образом?Жизнь даётся человеку один раз, и прожить её нужно так, (как?) чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.(Николай Островский)

когда? с каких пор? до каких пор?Я вернусь, (когда?) когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад. (Сергей Есенин) (до каких пор?) Пока все спали, Анастасия выходила на прогулку.

где? куда? откуда?Путники пошли туда, (куда?) где слышался шум машин.Путники вернулись оттуда, (откуда?) откуда слышался шум машин.Светились окна домов там, (где?) где слышался шум машин.

при каком условии?(при каком условии?) Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись. (Александр Пушкин)Физкультуру проведём на улице, (при каком условии?) если будет хорошая погода.

3Д. Обстоятельственные меры и степенив какой степени? до какой степени?Павел был настолько зол, (в какой степени?) что едва себя сдерживал. Было так темно, (в какой степени?) что дорогу приходилось нащупывать.

как что? подобно чему? (как что?) Как океан объемлет шар земной, земная жизнь объята снами. (Фёдор Тютчев)

несмотря на что? вопреки чему?Мы шли вперёд, (несмотря на что?) несмотря на вьюгу и мороз.Миша пришёл в школу, (вопреки чему?) хотя была суббота.

почему? по какой причине? Дополнительный урок русского языка вставили в расписание, (почему?) потому что об этом попросил Миша.

зачем? с какой целью? Миша пришёл к Маше, (с какой целью?) чтобы она выслушала его мнение о богатстве русского языка.

что из этого следует? Миша получал только отличные отметки, (что из этого следует?) так что красный аттестат на выпускном ему вручили не зря.

Пунктуация в CПП

Общие правила пунктуации в сложноподчинённом предложении таковы.

1. Придаточное предложение отделяется от главного запятой:

2. Придаточное предложение выделяется запятыми, если оно находится внутри главного:

Запятая НЕ ставится в следующих случаях.

  1. Между однородными придаточными, если они связаны сочинительным союзом:

  2. Если придаточное предложение состоит из одного слова:

  3. Если перед придаточной частью стоит усилительная частица "и", "даже":

  4. Если перед придаточной частью стоит частица "не":

Особую сложность представляет пунктуация на стыке двух союзов или союза и союзного слова.

Мы учимся в хорошей школе, вы будете стараться, у вас всё получится. (Нет ТО после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую).

Мы учимся в хорошей школе, учёба нам даётся легко, всё равно необходимо старательно готовиться к экзамену.(НетНОпосле придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую).

Мы учимся в хорошей школе, так что, если учёба даётся легко, все мы наверняка успешно сдадим экзамен.после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов ставим запятую).

Если жеслова ТО, НО, ТАК присутствуют, то на стыке двух союзов или на стыке сочинительного союза и союзного словазапятая не ставится. Обычно говорят, что вторая часть двойного союза является "пожирателем" запятой на стыке двух союзов / союза и союзного слова.

Мы учимся в хорошей школе, вы будете стараться, то у вас всё получится.ТОпосле придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).

Мы учимся в хорошей школе, учёба нам даётся легко, но всё равно необходимо старательно готовиться к экзамену.НОпосле придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).

Мы учимся в хорошей школе, учёба даётся легко, так все мы наверняка успешно сдадим экзаме.после придаточной части, следовательно, на стыке двух союзов НЕ ставим запятую).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *