Тестовые задания по теме тип членистоногие

Все подсемейства муравьёв (кроме вымерших)

Муравьи-листорезы (Attini)

  • Красногрудый муравей-древоточец
  • Динопонера гигантская
  • Малый лесной муравей
  • Чёрный садовый муравей
  • Фараонов муравей
  • Рыжая мирмика, щёлкающие челюстями

Муравьи-листорезы

Рабочие разных каст и две матки

Муравьиная царица роет нору, основывая новую семью

Будущие царицы и самцы перед брачным полётом

Слово заимствовано из тюркских языков.

Разведение и форумы

Нимфы одиночной и стадной фаз пустынной саранчи

Семейство Настоящие саранчовые (Acrididae)

Муравейные царицы и рабочие

Бывают стаи саранчи, насчитывающие несколько миллиардов особей. Они образуют летучие облака или тучи, площадь которых может достигать 1000 км2, а общая масса 2-3 тыс. тонн.

23 мая — Летела, летела
24 мая — И села
25 мая — Сидела, сидела
26 мая — Всё съела
27 мая — Опять улетела.

Стадная и одиночная (кобылки) фазы саранчи имеют значительные различия, как во внешнем виде и физиологии, так и в характере поведения.

Красный огненный муравей

Кластер муравьев

Международное научное название

Paraponera clavata — один из крупнейших и самых опасных видов муравьёв, чей яд содержит нейротоксин.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых.

Одним из первых исследователей, который в своих научных работах описал общественную жизнь муравьёв, был Эрих Васманн.

Сохранение всей сложной структуры муравьиной колонии обусловлено трофаллаксисом и химической коммуникацией.

Территориальное поведение и защита семьи

Атакует другого представителя своего вида для защиты территории

Муравьи-ткачи сообща убивают красного муравья.

Муравьи: удивительные существа

Муравьи – удивительные обитатели нашей планеты. Они обладают удивительными способностями и имеют важное значение в природе. Давайте рассмотрим некоторые интересные факты о муравьях.

Строительство и обустройство муравейников

Муравьи создают свои гнезда с особым умением. Например, они насыпают холм у входа в гнездо, чтобы предотвратить попадание воды внутрь во время дождя.

Виды муравейников

  1. Медовые бочки: у муравьев этого вида есть раздутые брюшки, в которых хранится запасы жидкой углеводной пищи.

  2. Гнездо из листьев: муравьи-ткачи создают гнезда из листьев.

  3. Лесные муравьи: рыжие лесные муравьи живут в особых муравейниках.

  4. Муравьи-листорезы: эти муравьи обитают в Коста-Рике.

Взаимоотношения муравьев с другими организмами

Муравьи взаимодействуют с различными организмами в природе. Например, они могут сообща убивать цикаду или нападать на гусеницу.

Ориентирование и защита

Муравьи из определенных родов могут защищать себя и ориентироваться в пространстве. Например, муравьи могут поймать кузнечика для защиты.

Взаимоотношения с другими организмами

  1. Симбионты и комменсалы: существуют организмы, которые находят взаимное преимущество от взаимодействия с муравьями.

  2. Паразиты, клептопаразиты и паразитоиды: некоторые организмы питаются муравьями или используют их в качестве хозяев.

Роль муравьев в природе

Муравьи играют важную роль в экосистеме, а также служат пищей для многих животных. Их поведение и способности делают их захватывающим объектом изучения для ученых.

Вопросы к самопроверке

  1. Переваривание пищи у моллюсков, ракообразных, пауков и насекомых начинается вне пищеварительного канала.
  2. Членистоногие имеют одну пару усиков и хитиновый скелет.
  3. Дыхание у насекомых происходит при помощи трахей.
  4. У кузнечиков относительно других животных происходит полное превращение.
  5. Насекомые имеют конечности рычажного типа и глаза.
  6. Членистоногие имеют различные типы ротовых органов и пищеварительную систему с ротовым и анальным отверстиями.
  7. Хитиновый покров у членистоногих называют наружным скелетом, так как он обладает большой прочностью и защищает тело.
  8. Пауки, как правило, питаются насекомыми.
  9. Кровь не выполняет функцию переноса газов у камчатского краба.
  10. Тело членистоногих состоит из сегментов, объединенных в отделы, в отличие от кольчатых червей.

Обладая уникальными чертами и функциями, муравьи остаются одними из самых интересных созданий нашей планеты.

Пауки и Клещи: Особенности и Сходства

Общие особенности строения клещей и пауков

  1. Обе группы обладают тремя отделами тела: головой, туловищем и хвостом.

  2. У них есть три пары ног и одна пара усиков.

Пауки

  1. Четыре пары ног и простые глаза.

  2. Замкнутая кровеносная система и пара дыхалец.

Уничтожение муравейников и его воздействие на леса

При разорении муравейников причиняется вред лесам:

  • Муравьи опыляют древесные растения леса.
  • Они питаются разнообразными насекомыми.
  • Служат кормом для насекомых-опылителей.
  • Питаются опавшими листьями и другими отмершими частями растений.

Классификация беспозвоночных

Дождевой червь

Относится к классу Многощетинковые.

Пресноводная планария

Принадлежит к классу Ресничные.

Эволюционные изменения

  1. Появление кровеносной системы в ходе эволюции случилось у группы Кольчатые черви.

  2. Первое появление выделительной системы произошло у группы Кишечнополостные.

Классификация Членистоногих

Фотографии животных

  1. К членистоногим относится животное с круглым поперечным сечением.

  2. Объект на фотографии относится к определенному классу членистоногих.

Таблицы и связи

Таблица 1

Место пропуска в таблице должно быть заполнено:

  • Планария белая.

Таблица 2

Связь между позициями в таблице:

  1. Кузнечик.
  2. Беззубка.

Таблица 3

Вместо пропуска следует подставить:

  • Трахеи.

Отряды десятиногих раков и скорпионов

Десятиногие раки

Характерные черты:

  1. Имеют замкнутую кровеносную систему.
  2. Дышат с помощью жабр.
  3. Имеют клешни на конечностях.

Скорпионы

Особенности:

  1. Клешни на педипальпах.
  2. Десять ходильных ног.
  3. Незамкнутая кровеносная система.

Развитие насекомых

С развитием через неполное превращение связано развитие следующих насекомых:

  • Постельный клоп.
  • Медведка.
  • Бабочка крапивница.

Соответствие животного и типа его постэмбрионального развития

ЖивотноеТип развития
A) исполинский кенгурупрямое
Б) травяная лягушканепрямое
В) гребенчатый тритон
Г) прыткая ящерица
Д) средиземноморская черепаха

Ответ: 1) 2)

Соответствие признака и организма

ПризнакОрганизм
A) тело состоит из головогруди и нечленистого брюшкаречной рак
Б) имеет четыре пары ходильных ногпаук-крестовик
В) передняя пара ходильных ног превращена в клешни
Г) всасывает при помощи сосательного желудка содержимое добычи
Д) дыхание происходит при помощи жабр

Ответ: 1) 2)

Соответствие признака и класса животных

ПризнакКласс животных
A) у части представителей в развитии имеется стадия куколкиНасекомые
Б) подавляющее большинство представителей — хищникиПаукообразные
В) тело состоит из головы, груди и брюшка
Г) способны поглощать только жидкую пищу
Д) 4 пары ходильных ног
E) на голове могут располагаться простые и сложные глаза

Ответ: 1) 2)

Соответствие перечисленных признаков животных и животным

ПризнакЖивотное
А) кровеносная система не замкнутапчела медоносная
Б) дышит через поверхность кожидождевой червь
В) имеет внешний скелет
Г) имеет фасеточные глаза
Е) тело разделено на одинаковые сегменты

Ответ: 1) 2)

Соответствие перечисленных признаков животных и животным

ПризнакЖивотное
А) кровеносная система не замкнутастрекоза большое коромысло
Б) имеет внешний скелетаскарида человеческая
В) имеет фасеточные глаза
Г) ведет паразитический образ жизни
Д) не имеет конечностей
Е) не имеет вторичной полости тела

Ответ: 1) 2)

Соответствие характеристик животных

ХарактеристикаЖивотное
А) десять ходильных ногречной рак
Б) тело разделено на головогрудь и брюшкомуха дрозофила
В) развитие с метаморфозом
Г) дыхание жаберное
Д) ротовой аппарат лижущего типа
Е) питается фруктами

Ответ: 1) 2)

32. Установите соответствие между признаками и классами животных, для которых эти признаки характерны: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) У части представителей в развитии имеется ста­дия куколки. 1) Насекомые

Б) Подавляющее большинство представителей — хищники. 2) Паукообразные

В) Тело состоит из головы, груди и брюшка.

Г) Способны поглощать только жидкую пищу.

Д) Имеют четыре пары ходильных ног.

Е) На голове могут располагаться простые и слож­ные глаза.

33. Расположите в правильном порядке стадии развития медоносной пчелы, после оплодотворения женской гаметы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. куколка 2) личинка 3) яйцо, отложенное самкой 4) взрослая особь 5) зигота

34. Вставьте в текст «Дыхательная система членистоногих» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Речной рак дышит при помощи жабр. Растворённый в воде кислород проникает через тонкие стенки жабр в ___________ (А). У паука-крестовика имеются ___________ (Б) и два пучка трахей, которые сообщаются с внешней средой через ___________ (В). При дыхании насекомых с помощью ___________ (Г) кровь не участвует в переносе кислорода и углекислого газа и транспортирует только питательные вещества.

  1. внешняя среда 2) кровь 3) полость тела 4) лёгочные мешки

  2. трахея 6) жабра 7) дыхательное отверстие 8) ротовое отверстие

35. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Развитие, при котором личинки насекомых обычно похожи на взрослых особей, называют ___________ (А). Насекомые с ___________ (Б) проходят в своём развитии четыре стадии. За счёт накопления личинками питательных веществ под хитиновым покровом ___________ (В) происходят сложные изменения — превращение во взрослую особь. Взрослые насекомые майского жука живут в наземно-воздушной среде, а

личинка – в ___________ (Г).

  1. почва 2) вода 3) лес 4) неполное превращение 5) полное превращение

  2. куколка 7) гусеница 8) яйцо 9) личинка

36. Вставьте в текст «Характерные признаки насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Тело большинства насекомых состоит из ___________ (А) отделов. На голове у насекомых находится ___________ (Б) усика. На груди имеются три пары ног и крылья. Дыхание взрослых насекомых происходит с помощью хорошо развитых ___________ (В). В связи с этим у насекомых ___________ (Г) не участвует в переносе кислорода и углекислого газа. Насекомые — самый крупный по числу видов класс животных.

  1. один 2) два 3) три 4) четыре 5) жабра 6) лёгочный мешок 7) трахея 8) кровь

37. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

  1. гусеница 2) личинка 3) куколка 4) яйцо 5) неполное превращение

  2. полное превращение 7) взрослое насекомое 8) чешуекрылое

38. Используя содержание текста «Что предпочитает есть муравей?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

  1. Какую функцию в муравейнике выполняли муравьи, участвующие в эксперименте?

  2. Чем экспериментаторы кормили муравьёв до начала эксперимента?

  3. Какое оптимальное соотношение белков и углеводов в рационе питания чёрных садовых муравьёв обеспечило им жизнь до 400 дней?

Чёрные садовые муравьи, оказывается, очень удобный объект для изучения влияния фактора питания на продолжительность жизни. В естественных условиях они питаются падью — сладким соком растений, а также мёртвыми насекомыми. Но чего и сколько съедает отдельный муравей, понять трудно, потому что распределение добычи, принесённой муравьями-фуражирами, происходит в недрах гнезда. До эксперимента было известно, что белковая часть пищи идёт в основном на прокормление личинок, а взрослые особи предпочитают растительную пищу. Исследовать проблему питания оказалось сложно, так как муравьиные колонии неоднородны по составу, поэтому был поставлен эксперимент.

Предварительно учёные сформировали более 100 экспериментальных групп по 200 рабочих муравьёв-фуражиров в каждой. Насекомых отбирали вне гнезда, когда они собирали корм. В этих однородных группах не было ни королевы, ни личинок. Каждую группу поместили в «гнездо» — пластиковую чашку диаметром 10 см, дно которой выстилали влажной ватой. Гнездо ставили на круглую подставку диаметром 12 см с очень скользкими стенками, которые не позволяли насекомым сбежать. В этой же зоне муравьёв и кормили из единственной кормушки — так проще было учитывать потреблённый за сутки корм, число муравьёв у кормушки и число кормящихся насекомых. Сначала им давали 15%-ный раствор пчелиного мёда и мучных червей (личинок мучного хруща), а спустя неделю, когда насекомые пообвыклись на новом месте, начали эксперимент.

На первом этапе эксперимента учёные решили проверить, как на продолжительность жизни муравьёв влияет соотношение белков и углеводов. Для насекомых приготовили искусственные корма, в которых общая концентрация питательных веществ была постоянной, неизменным оставалось и содержание витаминов, минералов и жиров, а отношение белков и углеводов составляло 5:1, 3:1, 1:3 и 1:5. Каждый из этих четырёх рационов опробовали 32 экспериментальные группы. Ежедневно исследователи убирали из гнезда мёртвых муравьев; эксперимент длился до тех пор, пока не умерли все насекомые. В результате было установлено что группы, находящиеся преимущественно на углеводной диете, продержались около 400 дней, а с максимальным преобладанием белков едва дотягивали до 50 дней. Таким образом, учёным удалось установить наиболее оптимальное соотношение углеводной и белковой пищи в питании муравьёв-фуражиров.

39. Используя содержание текста «Кузнечик певчий» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

  1. На какой стадии развития кузнечика появляются крылья?

  2. Кто из кузнечиков издаёт «стрекотанье» и какие «инструменты» они для этого используют?

  3. К какому отряду относится кузнечик и сколько у него пар конечностей?

Кузнечик певчий – наиболее типичный представитель семейства Длинноусые, отряда Прямокрылые. У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и сильные, длиннее остальных, задние ноги. Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают. У кузнечика развитие происходит с неполным превращением, и насекомое постепенно с рядом линек приближается к взрослой форме, зачатки крыльев увеличиваются, и при последней линьке кузнечик становится крылатым. Стрекотанье кузнечиков мы начинаем слышать лишь в июле, когда они становятся взрослыми, так как звуковой аппарат помещается у них на крыльях. Чаще всего заметить кузнечика очень сложно, поскольку окраска тела обеспечивает ему надёжную маскировку. Они ловко маскируются: зелёный – в зелёной траве; бурый – ближе к обочинам дорог. Помочь делу может отчасти способность кузнечика производить известное стрекотанье. Прислушиваясь к нему и понемногу осторожно подвигаясь к источнику звуков, можно обнаружить сидящего где-нибудь самца кузнечика. Обычно «песни» кузнечиков лучше всего слышны тихим тёплым вечером. Для стрекотания большинство самцов-кузнечиков трутся ногами о самые толстые прожилки на своих надкрыльях, подобно тому, как скрипач водит смычком по струнам скрипки. На груди кузнечика сверху помещаются 2 пары крыльев. Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок, поразительно напоминающих жилкование листьев. Каждый вид кузнечиков издаёт свой, только ему присущий звук. Многие учёные могут даже определить, к какому виду принадлежит кузнечик, просто вслушиваясь в его стрекот. Чем быстрее самец-кузнечик потирает ногами о крылья, тем выше издаваемый звук. Кузнечик, медленно работающий ногами, производит лишь низкое гудение. У самцов-кузнечиков есть несколько поводов для «песен»; вероятно, самый важный из них – это привлечение внимания самок. Учёные даже ставили опыт, проигрывая запись «песни» самца-кузнечика самкам, которые при этом немедленно приходили в волнение. Кроме частей тела, производящих звуки, у кузнечиков имеются образования, воспринимающие звуки, – органы слуха. Они расположены на голенях передних ног в виде двух продольных щелей, помещающихся с боков верхней части голеней, недалеко от сочленения их с бедрами.

40. Используя содержание текста "Пчеловодство", ответьте на следующие вопросы.

Вариант 1. 1) Как называется тип улья в виде выдолбленных дуплянок, напоминавших дупло дерева? 2) При каком типе ульев удаётся максимально сохранить численность пчелиной семьи? 3) Какие не названные в тексте продукты пчеловодства использует современный человек? (Назовите один продукт.)

Вариант 2. 1) Какой тип улья позволял частично сохранить пчелиную семью? 2) Какое устройство имел улей типа «борти»? 3) Почему рамочный разборный улей оказался более экономически выгодным, чем улей-колода?

Пчела с незапамятных времён сделалась домашним животным человека, который предоставлял пчелиной семье подходящее для неё помещение и взамен пользовался доставляемыми ею продуктами: мёдом, воском и целебным пчелиным клеем – прополисом. Мёд заменял собой наш теперешний сахар, а воск давал лучший в то время материал для свечей. В древние времена человек предоставлял пчёлам только дупла лесных деревьев, куда поселялась пчелиная семья. Такие дупла назывались «борти», а этот первобытный способ пчеловодства – бортничеством. При добыче мёда этим способом пчелиные семьи уничтожались. Позднее, по мере вырубки лесов, пчеловоды вместо прежнего бортничества стали организовывать специальные площадки – пасеки, где пчёлам предоставлялись специальные ульи в виде выдолбленных дуплянок или колод, напоминавших дупло дерева. По существу, эти старинные ульи мало чем отличались от борти, и внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода. Пчеловод не знал образа жизни того одомашненного животного, с которым имел дело. Человек не мог направлять по своему усмотрению деятельность пчёл, а, добывая из улья соты с мёдом, попросту грабил пчёл, производя огромные опустошения в пчелиной семье. Такой способ пчеловодства не позволял добывать мёд и воск в промышленных масштабах, поскольку часто пчелиные семьи не выживали после забора мёда.

Поэтому в начале XIX века был сконструирован разборный рамочный улей, состоящий из короба, в который вставляются рамки для сот. Он позволил использовать продукцию пчёл, не причиняя вреда населению улья, поскольку рамки, заполненные мёдом и запечатанные воском, заменялись на пустые. Мёд и воск добывались, не нанося ощутимого вреда пчелиной семье, а процесс производства продуктов пчеловодства стал непрерывным. Особые остеклённые ульи, с помощью которых можно было наблюдать за деятельностью пчёл, позволили создать научно обоснованное учение о жизнедеятельности пчёл – пчеловодство.

Саранча в Библии

Изображение саранчи в гробнице Хоремхеба, XV век до н. э.

Муравьи и человек

Муравьи-ткачи используются для биологической борьбы с вредителями при выращивании цитрусовых в Южном Китае

Способность муравьёв эффективно использовать ресурсы нередко приводит к их конфликту с людьми, так как муравьи могут повреждать культурные растения (например, разводя на них тлей) или вторгаться в жилища человека.

Из-за высокой приспособляемости муравьиных семей ликвидировать всю популяцию практически невозможно. В связи с этим управление численностью муравьёв-вредителей — это вопрос контроля местных популяций, а не уничтожения всех семей, и большинство попыток контроля являются временными решениями.

Употребление в пищу

Леденец с муравьями

Муравьиные личинки на рынке в Исане (Таиланд)

Завоеватель Колумбии Гонсало Хименес де Кесада в своём докладе «Краткое изложение завоевания Нового Королевства Гранада» (1539, отредактировано анонимным автором в 1548—1549 годах) сообщил о традиции выращивания муравьёв (различных видов) для приготовления хлеба:

Систематика и эволюция

«Муравей с Марса» , слепое живое ископаемое, найденное в джунглях Бразилии в 2008 году

Кембрий Сил ур Девон Карбон Пермь Юра Мел Палео ген Неоген П-д

Муравьи в культуре

Миниатюра «Муравьи» («Бестиарий Филиппа де Тона», 1120 год)

В литературе и фольклоре

Иллюстрация к басне Эзопа «Муравей и кузнечик»

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.

— Библия. «Книга притчей Соломоновых»

Муравьи — народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою

В кино и музыке

В качестве героев выступали муравьи в иностранных мультфильмах: «Муравей Антц», «Приключения Флика», «Гроза муравьёв». Муравьи являются персонажами французского анимационного телесериала Minuscule, где они показаны целеустремлёнными и трудолюбивыми. Также муравьи являются эпизодическими персонажами мультипликационного флэш-сериала «Happy Tree Friends», где чаще всего они крайне жестоко расправляются с желающим полакомиться ими муравьедом «Ботаником».

В кинематографе муравьи обычно появляются в фильмах ужасов, как наводящие страх существа, — «Они!», «Империя муравьёв», «Стеклянный муравейник», «Похититель костей», «Нашествие», «Марабунта». Кочевые муравьи из рода под названием Siafu были показаны в фильме «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» 2008 года. Они изображаются чрезмерно крупными по размеру, очень агрессивными и сильными, а также вне их естественной среды обитания: они не встречаются в Перу или Бразилии, где происходит действие фильма.

В изобразительном искусстве

Герб дворянского рода Баженовых

1 лат — Муравей (2003)

Памятник муравью (Гётеборг, Швеция)

В современной культуре

Муравьи, как представители насекомых с полным превращением, в своём развитии проходят несколько стадий: яйцо, личинка, куколка и имаго. Цикл развития муравьёв, как и всех других перепончатокрылых, включает полное превращение (голометаболия). Из яйца вылупляется личинка — единственная растущая стадия насекомого.

Муравьи «спасают» куколок и личинок

Муравей переносит куколку

Брачный полёт муравьёв

Пути создания семьи

Размножение и расселение муравьёв происходит один раз в году (у некоторых видов — дважды за год).

Куколка муравья в коконе (кокон частично вскрыт)

Временный социальный паразитизм

Усики на голове являются органами чувств, служащими для обнаружения химических веществ, воздушных потоков и вибраций, а также используются для приёма и передачи сигналов через прикосновения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *