Развитие познавательного интереса у детей
Поскольку интерес является одним из ключевых образовательных понятий, многие исследователи посвящают ему значительное внимание. Большое количество определений этого понятия можно найти в психолого-педагогической литературе. Рассмотрим наиболее точные и яркие определения интереса, существующие в современных исследованиях.
Направления интереса
Обобщив различные точки зрения на сущность интереса, можно выделить несколько направлений, где это понятие связано с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида.
Стадии развития интереса
Исследования позволили определить стадии развития познавательного интереса у детей. У детей младшего школьного возраста интерес часто имеет эмоциональный характер, где результат играет важную роль. С возрастом подростки могут разделяться на теоретиков, стремящихся к знанию и пониманию, и эмпириков, ориентированных на практическое применение знаний.
Структура познавательного интереса
Г.И. Щукина выделила следующие компоненты познавательного интереса:
- Содержательный компонент
- Процессуальный компонент
- Мотивационный компонент
- Эмоциональный компонент
Эти компоненты находятся во взаимосвязи и влияют друг на друга, поэтому положительное эмоциональное отношение к учебной деятельности способствует развитию других компонентов.
Значение формирования интереса
Формирование познавательного интереса у школьников является важной задачей для педагогики. Развитие интересов ребенка влияет на его успех в учебе. Педагоги понимают, что без интереса ученика к предмету его обучение может быть неэффективным. Поэтому необходимо формировать и развивать познавательный интерес у детей с самого раннего возраста.
В конечном итоге, познавательный интерес играет важную роль в образовании и развитии личности, поэтому его понимание и развитие заслуживают особого внимания со стороны педагогов и родителей.
Условия формирования познавательного интереса учащихся
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся.
Активная мыслительная деятельность
Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся способствует развитию познавательных сил и возможностей. Ситуации решения познавательных задач, активного поиска, размышления и столкновения различных позиций помогают формированию подлинного познавательного интереса.
Оптимальный уровень развития учащихся
Ведение учебного процесса на оптимальном уровне развития учащихся позволяет обобщать знания, отыскивать закономерности и поднимать уровень обучения. Укрепление познавательного интереса происходит благодаря систематическому и оптимальному совершенствованию деятельности познания.
Эмоциональная атмосфера обучения
Благоприятная эмоциональная атмосфера обучения с двумя основными источниками развития – деятельностью и общением, способствует формированию познавательного интереса. Создание положительного эмоционального тона учебного процесса является важным условием для развития личности ученика.
При всем разнообразии предметных умений выделяются общие умения, необходимые для эффективного обучения. Эти умения базируются на комплексе эмоциональных регулярных процессов, создавая способы познавательной деятельности, необходимые для работы с знаниями и для приобретения новых знаний.
Познавательный интерес и его значение в обучении
Познавательный интерес – это деятельное состояние, которое проявляется в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности. Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого.
В самых разнообразных трактовках проблемы в педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, зацепить так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только в годы школьного обучения, но и в дальнейшем профессиональном образовании.
Человек как биологическое и социальное существо
Человек – биосоциальное существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства.
Человек представляет собой результат одновременно биологической и социокультурной эволюции.
Характеристики человека как биологического существа:
- Человек – часть живой природы
- Тело и мозг – результат деятельности природы
- Наличие инстинктов и рефлексов
Характеристики человека как социального существа:
- Подавление и регулировка инстинктов
- Формируются в обществе: речь, мышление, навыки
- Не мыслит себя вне общества
- Наличие нравственных правил
Отличия человека от животных:
- Способность к абстрактному мышлению
- Способность к общественному поведению и организации
- Постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию
- Наличие более сложного языка и культуры
Познавательный интерес играет ключевую роль в образовании и развитии человека, как биологического и социального существа. Понимание его значения поможет педагогам создать эффективные образовательные программы и стимулировать учащихся к активному и познавательному обучению.
Сущность человеческой деятельности
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Обладая высокоорганизованным мозгом и мышлением, он способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности.
Уникальность человека
Деятельность присуща только людям, она отличает их от животных. Человек сам моделирует свое поведение, предвидит отдаленные последствия своих действий, и создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности.
Технические достижения человека
Не обладая такой же силой, быстротой или зоркостью, как многие животные, человек изобрел мощные и технически сложные машины, которые позволяют ему быть сильнее, быстрее и зорче, изменяя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.
Отличительные черты человеческой деятельности
- Целеполагание присуще только человеческой деятельности.
- Деятельность людей отличается от поведения животных в том, что она обеспечивается их взаимодействием.
- Важное отличие человеческой деятельности от поведения животных заключается в возможности мышления с помощью понятий.
Характер и темперамент
Характер – набор устойчивых черт, проявляющихся в поведении человека.
Темперамент – индивидуальная характеристика, связанная с особенностями психической деятельности, скоростью реакции и интенсивностью процессов.
Связь характера и темперамента
- Темперамент является основой формирования характера.
- Характер всегда социально обусловлен.
Неразрывность биологического и социального начал в человеке
Существующая взаимосвязь между типом нервной системы, темпераментом и характером подтверждает неразрывность биологического и социального начал в человеке.
Индивид и индивидуальность
Индивид – обобщенный образ человека, носитель всех его черт.
Индивидуальность – совокупность физических, психических и умственных особенностей, отличающих одного человека от других.
Становление индивида
Становление индивида начинается с зачатия и завершается появлением на свет, когда человек приобретает биологические и психологические качества. Индивидуальность – проявление неповторимой и исключительной природы каждого человека.
Индивидуальность – человек, обладающий определенными чертами внешности и характера (внешними и внутренними особенностями).
В чём проявляется индивидуальность?
Индивидуальность проявляется в особенностях характера человека, в специфике его вкусов и интересов, интеллектуальных способностях и потребностях.
Что является необходимым условием социального прогресса?
Многообразие индивидуальностей, их здоровая конкурентность являются необходимым условием социального прогресса.
Назовите и поясните 3 гипотезы происхождения человека.
Религиозная концепция – согласно которой человек является созданием Бога в результате творческого процесса.2) Гипотеза внешнего вмешательства – представлена в версиях инопланетного происхождения людей, которые объявляются либо прямыми потомками инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время, либо результатом создания ими человека методами генной инженерии.3) Теория эволюции – превращение животного предка человека в человека. В ХIХ в. это учение было связано с именем английского ученого Чарльза Дарвина (1809-1882). Главным выводом дарвинской теории было установление генетического родства человека с животными.4) Естественно-научная версия происхождения человека, которую выдвинул Ч. Дарвин (основоположник теории биологической эволюции и естественного отбора), не давала окончательного ответа на вопрос, что именно послужило причиной выделения человека из животного мира.
Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Личность – человек, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые характеризуют его как активного участника общественной жизни, субъекта познания и изменения мира.
Личность – человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; это системное качество человека, определяемое его включенностью в социальные связи и формирующееся в совместной деятельности и общении.
Личность формируется и развивается на протяжении всей жизни человека в учебе и труде, сотрудничестве и общении с другими людьми, т. е. в ходе социализации.
Социализация – освоение индивидом опыта предшествующих поколений, который включает в себя систему знаний, норм, ценностей, образцы поведения в типичных ситуациях (социальные роли) и др.
Социализация – становление личности в процессе усвоения культурных норм и освоения социальных ролей, продолжающемся на протяжении всей жизни человека (с младенчества до старости).
Социализация – процесс, в рамках которого индивид усваивает социальные ценности и нормы общества, приобретает умения и навыки преобразовательной деятельности, осваивает социальные роли, формируется как личность.
Процесс социализации осуществляется всю жизнь.
Человек вступает во взаимодействие с социальной средой с первых дней жизни. Вне общества он не может стать человеком со всеми присущими ему качествами.
В различные этапы жизни какова значимость социализации?
Разумеется, в различные этапы жизни значимость социализации различна.
Так, отсутствие ее в младенчестве приводит к феномену Маугли, а при выходе человека на пенсию нарушение социализации может оказаться незамеченным для окружающих.
Назовите два основных этапа (стадии) социализации.
Главным жизненным циклам соответствуют два основных этапа (стадии) социализации: Первичная социализация, Вторичная социализация.
Первичная социализация – процесс усвоения базовых правил поведения в малой социальной группе.
Переход от первичной социализации к вторичной связывают со значимыми для человека событиями, меняющими его жизнь. В современном обществе подобными границами могут быть овладение определенной профессией и начало трудовой деятельности; получение желаемого уровня образования; начало самостоятельной семейной жизни и приобретение статуса родителя; обретение всей полноты политических, юридических и других прав и обязанностей.
Ощущение (2 определения) –
1. Первая ступень познавательной деятельности. Ощущение дает информацию лишь об одном каком-либо свойстве (качестве) предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств (анализаторы). Например, ощущение может дать такие сведения о свойствах окружающих нас предметов и явлений как горячий или холодный, тяжелый или легкий, яркий или темный, громкий или тихий и пр.2. Психическое отражение изолированных свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Назовите свойства ощущений по Титченеру
– Специфичность энергии стимула определяет модальность, или сенсорное качество ощущения; например: в зрении — цвет поверхности, в слухе — высоту тона, во вкусовых ощущениях — сладкость раствора.- Интенсивность ощущения зависят от интенсивности энергии стимула; например: в зрении — светлота светового пятна, в слухе — громкость звука.- Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве; например: световой круг: большой — маленький, слева или справа от наблюдателя; звук: локальный — объемный; прикосновение к коже руки может быть точечным или охватывающим все запястье.- Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции; например: звук: короткий — длительный, боль: короткая, колющая или длительная, ноющая).- Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида. Например: то, что находится в центре сознания, будет более ясным, отчетливым, чем то, что находится на периферии сознания, — неясным, туманным
Назовите классификацию ощущений по модальности
Назовите классификацию ощущений по видам энергии раздражителя, видам фиксирующего рецептора (Вундт)
Классификация ощущений по анатомическому положению рецепторов и их функциям (Ч. Шеррингтон)
Виды ощущений по Х. Хэду (эволюционный принцип)
• Эпикритическая (объективная ориентировка, точная локализация объекта в пространстве) – филогенетически более молодая.• Протопатическая (аффективная окрашенность, диффузность, субъективные состояния) – филогенетически более древняя.
Психический процесс, позволяющий получить информацию о явлениях и предметах в целом, в совокупности их свойств, сформировать их целостный образ. Восприятие завершается узнаванием
Что включает в себя восприятие?
Оно включает систематизацию и интерпретацию информации, поступающей от органов чувств (в т.ч. на основе прошлого опыта, хранящегося в памяти в виде представлений).
___ – это не просто сумма ощущений, а скорее процесс и результат их обработки
Восприятие (конструктивистский подход) –
Процесс формирования образа целостных сцен и событий внешнего мира, возникающие при непосредственном воздействии внешних объектов на рецепторы
Восприятие (экологический подход) –
Процесс извлечения информации об окружающей среде для организации действий с окружающими объектами (как я могу действовать с этим объектом).
Восприятие (по Х. Шиффману) –
Включает систематизацию, интерпретацию и осмысление сенсорной информации, это результат упорядочивания ощущений и превращение их в знания о предметах и событиях физического мира
Какие сферы психической жизни деятельности человека задействованы в восприятии?
Расскажите про последовательные этапы развития у ребенка в первые годы его жизни
Определение экологической терапии искусством
Экологическая терапия искусством представляет собой инновационное психотерапевтическое направление, основанное на новом понимании роли искусства в обеспечении здоровья населения и окружающей среды, установлении более гармоничных и взаимоподдерживающих отношений человека с миром природы. Такая терапия представляет собой одну из важных тенденций развития существующих психотерапевтических специализаций (в некоторых странах — профессий), таких как арт-терапия, музыкальная терапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия и полимодальная терапия выразительными искусствами. Все они сосредоточены на лечебно-профилактическом использовании творческой активности, занятий разными видами искусств. Экологическая арт-терапия основана на использовании целебных факторов творческой личностной активности в их сочетании с факторами, связанными с взаимодействием людей друг с другом и жизненной средой. Данное направление поддерживается развитием таких научно-практических дисциплин, как экопсихология и экофилософия, а также экологическим движением, новыми формами современного искусства, особенно экологическим искусством (эко-арт).
Спектр форм средовой творческой активности, характерных для экологической арт-терапии, широк и включает в себя визуальные и сценические искусства, музыку, движение и танец, а также практики, объединяющие занятия искусством с взаимодействием с животными и растениями, погружением в природный ландшафт и т.д. Экологическая арт-терапия вместе с экотерапией, экофилософией, экологическим образованием, образованием в интересах устойчивого развития, а также искусством окружающей среды тесно связаны с развитием экогуманитарного подхода с характерными для него конструктивными инновациями, которые могут быть применены в образовании, медицине и социальной сфере.
Некоторые характерные отличия экологической, природо-ориентированной терапии искусством заключаются в следующем.
К сожалению, в настоящее время специалисты в сфере терапии искусством не обучены работать в соответствии с экологическим подходом, не имеют ни теоретической, ни практической подготовки в этой области. Очевидна необходимость включения соответствующих образовательных модулей в программы подготовки по терапии искусством, а также формирование специализации по направлению экологической, природоцентрированной арт-терапии.
Экологическая терапия искусством, наряду с экопсихологией и разными направлениями экотерапии, психологией, педагогикой окружающей среды и устойчивого развития, начинает играть все более значимую роль, помогая обществу сформировать конструктивный ответ на возникающие экологические проблемы. Это серьезная задача, поскольку она связана с необходимостью разработки и реализации эффективных мер по формированию экологического сознания и культуры устойчивого развития на предстоящий длительный период значительного снижения природных и человеческих ресурсов.
Рис. 1. Пример построения мандалы на свежем воздухе во время занятий экологической арт-терапией — пример групповой персонализации среды
Полидисциплинарный экогуманитарный подход как общетеоретическая основа экологической арт-терапии
При рассмотрении постулатов и основных идей, которые могут иметь отношение к экологической арт-терапии, особая роль может быть отведена полидисциплинарному экогуманитарному подходу, формирующемуся в условиях нарастающего экологического и гуманитарного кризисов.
Экогуманитарный подход направлен на преодоление экологического кризиса и кризиса гуманитарного знания, укрепление связей современной гуманистики с экологией (как наукой и, в то же время, мировоззрением, направленным на сохранение условий жизни на планете), задачами устойчивого развития. Этот подход видится как путь согласования технологических, экологических и гуманитарных запросов современной культуры. Он предполагает новое понимание человека как интегрированного со своей природной сущностью и миром природы, обладающего развитым экологическим сознанием и экологической культурой, то есть как «экологического субъекта», характеризующегося «экологической идентичностью».
Предметом исследования экогуманитарного подхода выступает сущность человека как субъекта, включенного в отношения с жизненной средой, миром природы, воспринимаемым не только в качестве совокупности объектов, но и субъектов. Как познающий субъект, человек вступает со своей жизненной средой во взаимодействие, диалог, «общается» с ней, стремится раскрыть и понять в процессе такого диалога собственную субъектность и субъектность среды.
Понятие экопоэзиса является производным емкой и имеющей длительную историю философской категории поэзиса. Использование категории экопоэзиса в рамках экогуманитарного подхода обозначает те качественные изменения, которые должны произойти в сознании и самосознании человека, прежде всего, в его экологическом сознании и самосознании, а также его отношении к жизненной среде, как необходимое условие устойчивого развития.
Экопоэзис обозначает качество и механизм совместной эволюции человека и природы, сознательное и ответственное совместное творчество человечества вместе с природой, основанное на физической, эмоциональной и духовной связи с ней. Посредством экопоэзиса люди вместе с природой и как ее часть выживают и поддерживают не только себя, но и различные формы земной жизни, экосферу.
Представления об экологической идентичности делают возможным:
Роль искусства в обеспечении значимой человеческой связи с природой
Особые возможности для сохранения здоровья, благополучия человека, окружающей среды и развития экологического сознания тесно связаны с той ролью, которую искусство и творческая активность играют в процессе взаимодействия с жизненной средой, миром природы. Искусство обладает своими уникальными средствами решения проблем окружающей среды и здоровья человека. Спектр форм возможного взаимодействия с природой через искусство широк и включает как рецептивные, основанные на созерцательной практике, так и активные, экспрессивные формы, связанные со средовой творческой активностью. Можно выделить следующие функции искусства, которые могут иметь непосредственное отношение к экологической терапии искусством:
Экологическое искусство можно понимать как экологическую форму персонализации, основанную на эмпатии и поддерживающем взаимодействии человека с миром природы. Изобразительное искусство и иные акты творческой персонализации окружающей среды могут способствовать экологической этике и более активному участию во взаимоотношениях людей с окружающим миром.
Изобразительное искусство и акты творческой персонализации среды могут способствовать формированию экологической этики и более активному участию людей во взаимодействии с окружающим миром, а также повышению их самооценки, формированию правового и экологического сознания.
Персонализация окружающей среды и природных объектов посредством средовой творческой активности также может подразумевать субъектификацию природных объектов, их восприятие как обладающих собственной субъективностью, способных или находящихся в той или иной форме совместного диалога и общения с людьми. Субъектификация подразумевает как сопереживание, так и отождествление с естественными объектами и окружающей средой, играет решающую роль в процессе развития этических отношений с миром природы.
Рис. 2. Пример персонализации среды на основе создания и размещения работ участников экологической арт-терапии на значимых природных объектах
Занятия средовой творческой активностью поддерживают осознанность и чувство физического присутствия в окружающей среде, соединяя символические формы искусства и языка с опытом непосредственного, физического присутствия в среде. Некоторые виды деятельности, связанные со средовой творческой активностью, могут рассматриваться как средства развития соматической осознанности.
Занятия искусством на свежем воздухе поддерживают внимательность и чувство физического присутствия в окружающей среде, связывая символические формы искусства и языка с непосредственным физическим переживанием природного мира. Некоторые виды деятельности, основанные на занятиях экоискусством, можно рассматривать как способы развития соматической осознанности. Этот эффект наиболее очевиден в результате медитативных прогулок на свежем воздухе или организации специальных туров, сопровождающихся определенным видом творческой деятельности (рисование, фотографирование, создание произведений в стиле лэндарт, ботанических композиций и т.д.). Другие виды творческой экспрессии, такие как танец и движение, сценическая практика, музыкальные импровизации, повествовательная активность, могут расширить набор экотерапевтических техник.
Экологический, экогуманитарный взгляд на здоровье и болезнь
Экологический подход признает синергию между здоровьем, благополучием человека, целостностью и благополучием окружающей среды. Он предполагает новый взгляд на наше понимание здоровья и патологии, а также способы излечения личных и коллективных недугов с учетом отношений человека с жизненной средой. Попытки исцелиться от физических и психических недугов в долгосрочной перспективе не дадут эффективности без учета нашей связи с глобальной экосистемой. Экогуманитарный подход опирается на экологические науки в их единстве с гуманистикой, чтобы по-новому взглянуть на способы сохранения здоровья и благополучия человека как неотъемлемой части глобальной сети жизни. Если мы чувствуем связь с ней и то, что с ней происходит, адекватно реагируя на ухудшающуюся экологическую ситуацию, это является важным шагом на пути человеческого оздоровления.
Экопсихология и экофилософия признают, что экосистемы могут быть здоровыми или нездоровыми, и что человек находится в синергии с ними как важнейшими условиями самосохранения. С экологической точки зрения, «здоровье» — это системная характеристика, имеющая отношение к функционированию всего «сообщества» представителей экосистемы, отражающая разные уровни его функционирования и жизнестойкости в разных ситуациях и с учетом различных стрессовых факторов, что побуждает систему к постоянным изменениям и развитию.
Изменение климата в настоящее время является серьезной проблемой для «здоровья» планеты, наряду с другими разрушительными факторами, на которые экосфера и человек реагируют, используя свой потенциал жизнестойкости. Мы страдаем еще больше, как индивидуально, так и коллективно, когда оказываемся неспособными реагировать на ситуацию и когда наш творческий ответ на реальность по тем или иным причинам не может быть реализован. Таким образом, задача человека как агента терапевтических изменений состоит в том, чтобы восстановить и развить в себе способность к творческому реагированию на изменения социальной и природной среды, способность к экопоэзису.
Одним из проявлений нарастающего глобального экологического и гуманитарного кризиса является деградация представлений о красоте как системном экологическом качестве, имеющем отношение как к природе, так и к культуре. Красота стала культурным фетишем, банальностью, чем-то относительным и субъективным, тем, что используется с целью продажи и выступает, прежде всего, как объект и инструмент коммодификации. Экологическое определение красоты рассматривает ее в качестве одного из основных качеств жизни, связанных со здоровьем, адаптивностью и жизнестойкостью. Экологическое представление о красоте не ограничивается сферой человеческого опыта и не рассматривает ее как то, что присуще только людям с их способностью к художественной и эстетической деятельности. Экологическое представление о красоте связывает ее как с проявлением естественной жизни, так и с культурным опытом, культурной деятельностью людей с их способностью эстетически реагировать на мир природы и организовать его в соответствии со своими потребностями и с учетом потребностей жизненной среды.
Красота в своем экологическом значении тесно связана со здоровьем человека и окружающей среды в их отношениях друг с другом, их способностью к взаимной поддержке. Такое восприятие красоты как связанной со здоровьем и благополучием человека в его единстве с жизненной средой культивируется и используется в качестве одного из целебных факторов в экологической терапии искусством.
Природа как третий участник терапевтических отношений
Экотерапия и экологическая терапия искусством, как и любая другая психотерапия, требуют должным образом организованного терапевтического процесса. Присутствие психотерапевта на протяжении всего курса психотерапевтической работы дает клиенту чувство безопасности, предсказуемости, понятности и помогает ему формировать и кристаллизовать опыт терапевтических отношений как непосредственно с психотерапевтом, так и c природой и ее представителями.
Экологическое и экопсихологическое восприятие терапевтической среды
Однако для большинства специалистов в области терапии искусством, особенно тех, кто придерживается психодинамической ориентации, не свойственно рассматривать факторы окружающей клиента жизненной среды, социокультурного и природного окружения как имеющие большое значение в терапевтическом процессе. Акцент скорее делается на межличностном терапевтическом взаимодействии и на психологическом исследовании художественной работы как отражающей симптомы клиента и его внутреннюю динамику, связанную с терапевтическими отношениями, а не на стимулах окружающей среды. Связь клиента с более широким социокультурным и природным окружением и расширение терапевтических границ до отношений с третьими лицами (помимо клиента и психотерапевта) обычно считается менее значимым и даже контрпродуктивным.
Экогуманитарный подход, в частности, экологическая экопсихология, вместе с социально-ориентированным направлением в терапии искусством и в современной психотерапии в целом расширяют понимание терапевтической среды. На сегодняшний день она также включает медицинское учреждение, представленное его разными лечебными и реабилитационными отделениями и блоками, терапевтическую полипрофессиональную бригаду специалистов, действующих на основе биопсихосоциальной модели лечения, а также терапевтическое сообщество. Терапевтическая среда является не только условием повышения эффективности лечебно-профилактических мероприятий, но и фактором безопасности и поддержки пациентов и их близких, а также сохранения профессионального здоровья работников учреждения. Характеристики физической, социальной и психологической среды, в которой пациенты получают помощь, влияют на результаты лечения, удовлетворенность и безопасность пациентов, эффективность и удовлетворенность персонала. Экопсихологическая / экотерапевтическая концепция среды в полной мере согласуется с данными представлениями, но придает еще большее значение ее природным факторам и стремится их более активно использовать.
Поскольку и экопсихология, и экотерапия признают синергию между здоровьем и благополучием человека, с одной стороны, и благополучием и целостностью экосистемы, жизненной среды человека, экотерапевтические практики часто протекают в естественной среде или более активно используют природные факторы институционального пространства (ландшафтный дизайн территории, оформление внутренней среды учреждения). Хотя некоторые практики экотерапии, по крайней мере, на протяжении части сеанса, могут проводиться в помещении, особое значение придается участию в определенных мероприятиях на свежем воздухе.
Рис. 3. Пример организации временной «Зеленой студии» на территории школы-интерната
Заключение
За последние годы отмечается активное развитие социально- и экологически-ориентированных подходов в медицине, образовании и социальной работе, связанных, в частности, с моделью устойчивого развития. Появляются новые формы лечебно-профилактической и образовательной практики, использующие потенциал субъект-средовых взаимодействий. Происходит становление экологической, природоцентрированной терапии искусством, наряду с иными направлениями экопсихологической и экотерапевтической практики.
В статье были представлены ключевые установки и теоретические основы экологической терапии искусством, рассматриваемой в качестве одного из направлений современной экотерапии и экологического движения в целом. Хотя экологическая терапия искусством принадлежит к известной группе психотерапевтических специализаций (в некоторых странах признанных в качестве самостоятельных профессий), она характеризуется новым взглядом на человека в его отношениях с миром природы, проблемы здоровья и роль искусства в качестве значимого фактора благополучия человека и его жизненной среды.
Наряду с экопсихологией, экотерапией, экофилософией, экологическим образованием, педагогикой окружающей среды и устойчивого развития, современным экологическим искусством, экологическая терапия искусством представляет собой характерную грань экологического движения. Она сочетается с развивающимся экогуманитарным полидисциплинарным подходом и представляет собой активно развивающуюся область конструктивных инноваций, которые могут быть применены в медицине, образовании и социальной сфере, содействующих более гармоничным отношениям человека с жизненной средой, миром природы. Экогуманитарный подход признает синергию между здоровьем, благополучием человека и жизненной среды. Это идея получила новое развитие и приобрела актуальность в современном экологическом движении, особенно в его «глубинном экологическом» крыле.
Были рассмотрены ключевые теоретические положения экологической терапии искусством, такие как экологическая концепция здоровья, экоидентичность, природа как третий участник терапевтических отношений, терапевтическая среда, роль искусства в развитии отношений человека с миром природы. Экогуманитарный подход приглашает специалистов в области медицины, образования и социальной работы исследовать новые перспективы устойчивого будущего и роль экогуманитарных технологий.
Человек живет не только в сфере реального, но и потенциального, в сфере возможностей, одной из которых является возможность создания такой жизненной среды, которая была бы устойчивой и благоприятной как для человека, так и представителей мира природы. Способность человека к созданию такой среды связана с функцией экопоэзиса, которая означает создание им такой реальности и таких отношений с жизненной средой, которые были бы одинаково благоприятными для людей и экосферы.
Методы лечения, образования и социальной работы на основе средовой творческой активности людей, их вовлечения в разные формы экологического искусства, экологической арт-терапии, арт-педагогики могут сыграть важную роль, помогая людям адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, быть здоровыми и реализовать конструктивный ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды, которые ярко проявляются уже сейчас и с которыми человечество в еще большей мере может столкнуться в будущем.