Философские аспекты детского развития
Мы подошли вплотную, затронув эту последнюю и как бы вскользь брошенную автором формулировку, к вскрытию философии всего исследования Пиаже, к проблеме социальных и биологических закономерностей в психологическом развитии ребенка, к вопросу о природе детского развития в целом.
Об этой методологически наиболее сложной стороне дела, остающейся в высшей степени мало раскрытой в изложении автора, мы будем говорить особо и дальше. Нас прежде должны интересовать рассмотрение и критика изложенной концепции детского эгоцентризма по существу, с точки зрения теоретической и фактической состоятельности этой концепции.
Примат действенного мышления
Действительно, стоит только от общих положений о примате принципа удовольствия, логики мечты и сновидения над реалистической функцией мышления обратиться к рассмотрению реального хода развития мышления в процессе биологической эволюции, для того чтобы убедиться в том, что первичной формой интеллектуальной деятельности является действенное, практическое мышление, направленное на действительность и представляющее одну из основных форм приспособления к новым условиям, к изменяющимся ситуациям внешней среды.
Во-первых, в указании на относительно позднее возникновение аутистической функции и, во-вторых, в указании на биологическую несостоятельность представления о первичности и изначальности аутизма.
Биологический аспект развития мышления
Допустить, что функция мечты, логика сновидения являются первичными с точки зрения биологической эволюции, что мышление возникло в биологическом ряду и развивалось при переходе от низших животных форм к высшим и от высших к человеку как функция самоудовлетворения, как процесс, подчиненный принципу удовольствия, является нонсенсом именно с биологической точки зрения. Допустить изначальность принципа удовольствия в развитии мышления – значит с самого начала сделать биологически необъяснимым процесс возникновения той новой психологической функции, которую мы называем интеллектом, или мышлением.
Но и в онтогенетическом ряду допустить галлюцинаторное удовлетворение потребностей в качестве первичной формы детского мышления – значит игнорировать тот неоспоримый факт, что, говоря словами Блейлера, удовлетворение наступает лишь после действительного приема пищи; игнорировать то, что и более взрослый ребенок не предпочитает воображаемое яблоко действительному.
Значение развития речи для детей
Чем более сложным и более дифференцированным становится образование понятий и логическое мышление, тем более точным становится, с одной стороны, их приспособление к реальности и тем большей становится возможность освобождения от влияния аффективности.
Многочисленные мыслительные комбинации делают возможным бесконечное разнообразие фантазий, в то время как существование бесчисленных эмоциональных воспоминаний из прошлого и столь же аффективных представлений о будущем прямо-таки вынуждает к фантазированию.
Развитие мыслительных способностей
Ответ на этот вопрос Блейлера мы находим, между прочим, в том, что развитие речи создает в высшей степени благоприятные условия для аутистического мышления и что, с другой стороны, как отмечает сам Блейлер, аутизм представляет благодарную почву для упражнения мыслительной способности.
Поэтому эгоцентризм ребенка сопровождается известной бессознательностью, которая в свою очередь могла бы выяснить некоторые черты детской логики. Экспериментальное исследование Пиаже, посвященное выяснению того, насколько ребенок способен к интроспекции, приводит его к подтверждению этого положения.
Влияние окружающей среды и опыта
Мы видим, таким образом, что аутистическое мышление в генетическом, структурном и функциональном отношениях не является той первичной ступенью, той основой, из которой вырастают все дальнейшие формы мышления.
Эгоцентризм детского мышления следует рассматривать в контексте переходной стадии между этой первичной формой мышления и высшими формами, что подчеркивает важность окружающей среды и личного опыта в формировании мыслительных способностей.
Важно помнить, что каждый ребенок уникален и его развитие происходит индивидуально. Понимание различных аспектов развития мышления и речи поможет создать подходящие условия для максимального раскрытия потенциала каждого ребенка.
Детский эгоцентризм: основы теории Пиаже
Концепция детского эгоцентризма занимает центральное место в теории Пиаже. В этой концепции пересекаются нити, ведущие от различных точек, и объединяются в структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной.
Переходная форма мышления
Пиаже утверждает, что эгоцентрическая речь ребенка представляет собой переходную форму между аутистическим и реалистическим мышлением. В его исследовании функций речи у детей выделяются две крупные группы: эгоцентрическая и социализированная речь.
Функция эгоцентрической речи
Эгоцентрическая речь характеризуется основным своим назначением. Пиаже отмечает преобладание данной формы речи в раннем детском возрасте, что лежит в основе его теории. Это связано с внутренней логикой всей системы и непосредственной связью с детским эгоцентризмом.
Основные предпосылки
Понимание внутренней структуры теории Пиаже требует внимания к учению об эгоцентрической речи. Точно определенная рабочая гипотеза Пиаже сформулирована исходя из исследования этой формы речи у детей. Остановка на фактических предпосылках теории поможет глубже понять ее основы.
С учетом этих фактов, анализ эгоцентрической речи становится важным шагом в изучении теории Пиаже. Важно помнить, что ее изучение поможет по-новому взглянуть на детское мышление и его развитие.
Философия исследования
Задачи этой главы существенно иные. Они состоят в том, чтобы охватить единым взглядом всю систему в целом, вскрыть и критически осмыслить не везде ясно видные нити, теоретически связывающие эти отдельные исследования в единое целое, короче говоря – вскрыть философию этого исследования.
Эгоцентрическая речь ребенка
Эгоцентрическая речь ребенка в описаниях Пиаже предстоит перед нами как некоторый побочный продукт детской активности, как обнаружение эгоцентрического характера его мышления. Для ребенка в эту пору верховным законом является игра; изначальной формой его мышления, как говорит Пиаже, является некое миражное воображение, и оно находит свое выражение в эгоцентрической речи ребенка.
Верные суждения о мышлении
Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны:
- Только для наглядно-действенного мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют прямого образного выражения.
- Результатом мышления является мысль – понятие, идея, смысл.
- Мышление неразрывно связано с языком.
- Анализ как операция мышления предполагает мысленное расчленение вещи или явления для выделения составляющих элементов.
- Обобщение как операция мышления включает в себя отбрасывание единичных признаков при сохранении общих.
Верные суждения о деятельности
Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны:
- Компонентами структуры любой деятельности являются средства, мотивы, эмоции.
- И учение, и труд, и игра могут осуществляться как индивидуально, так и сообща.
- Творчество предполагает создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего.
- В отличие от поведения животных, деятельность человека ориентирована на удовлетворение потребностей, действующих в данный момент времени.
- Под творчеством понимается любая сознательная деятельность человека.
Деятельность человека
Выберите верные суждения о деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны:
- Способностями к творчеству в той или иной степени обладает каждый человек.
- Деятельность человека носит волевой и сознательный характер.
- Структура деятельности человека предполагает наличие только двух составляющих: цели и средств для её достижения.
- Творческий характер деятельности человека может проявляться в создании чего-либо качественно нового.
- Деятельность человека вызывается социальными потребностями.
Выберите верные суждения о человеке и деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.1) В отличие от других видов деятельности, учение способствует познанию мира.2) Основные виды деятельности – это игра, труд и учение.3) Деятельность человека имеет созидательный и преобразовательный характер.4) Практическая деятельность направлена на преобразование природы и общества.5) Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Трудовая деятельность является ведущей на протяжении всей жизни человека.2) Деятельность – это специфический способ существования человека.3) Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности.4) Деятельность человека от активности животных отличает использование предметов природного происхождения.5) В отличие от учения и игры, труд позволяет удовлетворять материальные потребности.
Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.1) Культура является результатом преобразующей деятельности человека.2) Творчество может являться самостоятельной деятельностью.3) Деятельность человека всецело определяется условными рефлексами.4) Деятельность – это специфический способ существования всех живых существ.5) Все виды деятельности предполагают использование специального оборудования.
Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ (ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК)А) все средства специально направлены на изменение субъекта деятельностиБ) направленность на достижение практически полезного результатаВ) процесс установления и развития контактов между людьмиГ) особенностью деятельности является условная ситуацияД) получение новыми поколениями знаний, уже имеющихся у обществаВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1) общение2) труд3) учение4) играАБВГД
Установите соответствие между характеристиками и видами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКИ (ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК)А) побудительный мотив заключается не в результате деятельности, а в ее процессеБ) нацеленность прежде всего на приобретение новых знаний и уменийВ) нацеленность прежде всего на обмен информациейГ) наличие, как правило, некоторой воображаемой обстановкиД) преобразование природы и общества ради удовлетворения личных и социальных потребностейВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1) общение2) труд3) учение4) играАБВГД
Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ПРИМЕРЫА) осознанная потребность, которая подталкивает человека к деятельностиБ) осознанный образ, на достижение которого направлена деятельностьВ) используемые в ходе деятельности предметыГ) тот, кто осуществляет деятельностьД) различные способы достижения желаемогоЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1) субъект2) мотив3) цель4) средстваАБВГД
Учащиеся колледжа исследуют экологическую ситуацию в Орловской области. Студенты проводят измерения, изучают записи о старых наблюдениях, опрашивают жителей. Каковы возможные результаты этой деятельности? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) предложения по улучшению экологической ситуации в регионе2) работа с архивными документами3) учащиеся колледжа4) желание сдать курсовую работу5) развитие навыков сбора и обработки информации6) стремление лучше подготовиться к сдаче экзамена
Саргорд поставил своей целью посетить Россию и познакомиться с её культурой. Он изучает русский язык, читает статьи о достопримечательностях России и книги русских классиков, общается с русскими студентами в своём университете. Саргорд спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл авиабилеты. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Саргорд для достижения указанной цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.1) русские студенты2) знакомство с русской культурой3) чтение книг русских писателей4) желание общаться с россиянами5) авиабилеты6) изучение русского языка
Дмитрий готовится сдать ЕГЭ по истории. Он посещает углублённые занятия, решает тренировочные задания, читает научно-популярную литературу и смотрит художественные исторические фильмы. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Дмитрием цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.1) решение тренировочных заданий2) поступление в университет3) просмотр исторических фильмов4) эксперты предметной комиссии5) получение высокого балла6) посещение углублённых занятий
Вирусологи работают над созданием вакцины от птичьего гриппа. Что из приведённого ниже свидетельствует о творческом характере этой деятельности? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие признаки.1) коллективный характер труда2) использование имеющихся научных данных3) государственное финансирование исследовательских работ4) работа над принципиально новым продуктом5) создание и использование не существовавших ранее методов и средств6) исследовательская группа возглавляется лауреатом Нобелевской премии
Мышление и деятельность – теория для ЕГЭ по обществознанию
Сборник необходимой теории по теме кодификатора 1.5. "Мышление и деятельность" для подготовки к ЕГЭ по обществознанию.
Понятие и структура деятельности
Социальная сущность и природные задатки человека раскрываются в деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это присущий только человеку способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет мир и самого себя, создавая то, чего не было в природе.
Субъект деятельности – человек (социальные группы, общество в целом).
Объект деятельности (то/тот, на что/кого направлена деятельность) – предметы, явления и процессы окружающего мира, люди, социальные группы, общество в целом.
Человек ощущает недостаток чего-либо необходимого для его существования (потребность), осознав который (мотив) намечает цель (образ желаемого результата деятельности). Дальше он определяет необходимые ему средства, выбирает способы деятельности.
Пример: Рассмотрим структуру деятельности на примере вашей подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Субъект – обучающийся, объект – знания по предмету. Цель – успешная сдача экзамена, поступление в высшее учебное заведение. Мотивы могут быть разными.
Этапы деятельности
Ключевые признаки деятельности для ответа на задание второй части ЕГЭ по обществознанию:
Виды деятельности – классификация
по объектам (результатам) деятельности:
по субъектам деятельности:
по характеру деятельности:
по сфере, в которой осуществляется деятельность:
Таблица с классификацией деятельности
Человек способен определять цели и ставить конкретные задачи, планировать свою деятельность, подбирать необходимые средства для её осуществления, а также при необходимости корректировать свою деятельность.
Для того чтобы цель была достигнута, необходимо тщательно обдумывать каждый свой шаг, отбирая лучшие средства и способы достижения цели. Нужно обязательно подумать о возможных отрицательных последствиях своих действий и постараться свести их к минимуму.
Основные черты деятельности
Мотивы – побуждения деятельности, связанные с удовлетворением потребностей.
Основные формы (виды) деятельности
ИГРА. Свободная развивающая деятельность осуществляется, как правило, по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности. Часто имеет определённые правила; обычно предполагает некоторую воображаемую обстановку. Детские игры представляют собой подготовку к дальнейшей жизни: ребёнок осваивает новые роли, развивает навыки и приобретает жизненный опыт.
УЧЕНИЕ / ПОЗНАНИЕ. Целенаправленный процесс получения знаний и умений, необходимых для жизни в обществе и профессиональной деятельности.
ТРУД. Процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт предметы (продукты), необходимые для удовлетворения потребностей его и общества.
ОБЩЕНИЕ. Процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, мыслями, чувствами. В процессе общения люди оказывают определённое влияние друг на друга.
Понятие творчества
Если в процессе своей деятельности человек создаёт что-либо новое, оригинальное, ранее не существовавшее, то говорят о творческом характере деятельности.
Главное отличие творчества от нетворческой деятельности – уникальность применяемых приёмов, полученного результата.
Способности и задатки
Успешность выполнения определённого рода деятельности зависит от сочетания способностей, которые обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у человека знаниям и умениям.
Человек рождается на свет, не имея определённых способностей к той или иной деятельности. Наследственность определяет лишь задатки – потенциальные возможности человека.
К задаткам относят некоторые врождённые особенности органов чувств, свойства нервной системы, от которых зависят темперамент, быстрота реакции, умственная работоспособность и т.п.
Если человек даже с самыми многообещающими задатками не будем заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются. Способности формируются постепенно в процессе обучения и деятельности.
Люди различаются не только способностями, но и тем, насколько хорошо они развиты. Отсутствие одной способности может компенсироваться наличием другой.
Задача любого человека – понять, какие возможности есть лично у него и как правильно их реализовать.
Виды способностей
Общие способности помогают достичь успеха в самых разных занятиях.
Специальные способности помогают достигать высоких результатов в какой-либо определённой области деятельности.
ТАЛАНТ – это высокий, уровень развития способностей, прежде всего специальных. Талант может проявиться в любой деятельности. Талантливый человек успешно решает в какой-либо области знания или практики сложные творческие задачи, способен создавать новые материальные и духовные ценности.
ГЕНИАЛЬНОСТЬ – это наивысший уровень развития способностей, как общих, так и специальных. Это создание уникальных творений, которые открывают новую эпоху в развитии культуры, жизни общества.
Развитие способностей, успешность в деятельности и жизненный успех, в целом зависят от личной активности человека, его последовательности и целеустремлённости.
Мышление и речь
МЫШЛЕНИЕ, в самом широком смысле, – способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных, временных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
МЫШЛЕНИЕ – это взаимодействие субъекта с:
Процесс мышления непосредственно связан с физиологией человека (строением и работой мозга) и языком. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек благодаря мышлению познаёт скрытые свойства, связи и отношения предметов.
Признаки мышления
Ключевые признаки мышления для ответа на задание второй части ЕГЭ по обществознанию:
Операции (приёмы) мышления
1. Образное мышление
мыслительный процесс, осуществляется образными представлениями.
неимением у древних людей знаний о понятиях и теориях; примитивный способ мышления.
2. Теоретическое (понятийное) мышление
использование понятий, суждений; теоретическое разрешение задачи.
появлением более усложнённого способа мыслить, логически рассуждать.
3. Знаковое мышление
сущность состоит в знаковых системах и научных шифровках, в которые знание заключено.
интеграцией точных наук в жизнь человека.
Особенности мышления
РЕЧЬ – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь).
Речь позволяет человеку познавать окружающий мир, сохранять и передавать свои знания и опыт другим людям, последующим поколениям.
Речь имеет внешнее (звуковое и письменное) и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.
В процессе говорения и письма задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:
Качества речи
СОЗНАНИЕ – совокупность переживаний, ощущений, эмоций, представлений и мыслей, которые выделяются из всего пережитого, и которое человек воспринимает как собственное "Я".
Бессознательное мышление – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания. Формы (проявления) бессознательного мышления: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект.
Признаки сознания
Ключевые признаки сознания для ответа на задание второй части ЕГЭ по обществознанию:
Элементы сознания
Интеллект – способность человека воспринимать, обрабатывать и применять информацию в процессе деятельности, находить выход из различных ситуаций и принимать верные решения на основе уже приобретённого личностного опыта.
Воля – способность человека к самоопределению (необходимо для достижения цели).
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений.
Самосознание – осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.
Переживание (как элемент сознания) – любое испытываемое субъектом состояние, представленное в его сознании как событие его собственной жизни.
План по теме "Мышление и деятельность"
Деятельность человека / Деятельность людей и её многообразие / Мышление и деятельность
Практика по теме в формате ЕГЭ
Практика по заданиям ЕГЭ по теме 1.5. "Мышление и деятельность". Ответы в конце страницы.
№1. Одиннадцатиклассник Мирон готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведенном ниже списке возможные цели этой деятельности Мирона и запишите цифры, под которыми они указаны.
№2. Выберите верные суждения о деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.
№3. Выберите верные суждения о мышлении и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответы: 1 – 236; 2 – 124; 3 – 245.
Готовый конспект по теме 1.5. "Мышление и деятельность" смотри ниже.
Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.