Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса (УМК М. Т. Баранов ,Т. А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова)
Контрольный диктант по теме Повторение изученного в 5-6 классах
Осень — причудливая волшебница. Приходит она и расстилает желтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и легкого морозца.
Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко- красными огоньками, и от нее пошел полыхать клен. Он прикоснулся к березке, и вспыхнула она желтым костром. Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.
Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: Вот и осень, теперь жди зимы. Если бы осень умела говорить, она сказала бы: Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться.
Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)
Грамматическое задание
Вариант I
- Разобрать по составу: расстилает, прикоснулся, обнажатся, побродит.
- Составить схему отмеченного предложения.
Вариант II
- Сделать морфологический разбор: расстилает, прикоснулся, обнажатся, побродит.
Контрольный диктант по теме Причастие
Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.
Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ. И ребятам казалось, что они добрались до самого конца края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее.
Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. За плечами они несли вороха сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (116 слов)
Причастия:
- 2 действительных причастия настоящего времени
- 2 страдательных причастия прошедшего времени
- 2 действительных причастия прошедшего времени
Вариант I
- настоящего времени: набегавшим, усеянного
- прошедшего времени: плещущееся, покрытое
Вариант II
- настоящего времени: покрытое, плещущееся
- прошедшего времени: усеянного, набегавшим
Контрольный диктант по теме Деепричастие
Продолжая двигаться, огромная туча, опускаясь все ниже к земле, смешалась с туманом. Она словно расталкивала другие голубоватые облачка, пытавшиеся расположиться по ветру. Облачка походили на корабли, выстроившиеся для морского сражения.
Вскоре за синей тучей, расползавшейся по всему небу со скоростью прибывающей во время прилива морской воды, исчезли последние солнечные лучи. Темно-серый свет просачивался сквозь длинное облако, едва освещая землю. Затремпетав, прошумела листва на деревьях, хотя даже слабый ветерок не колебал ее. Все вокруг потемнело, как это бывает после захода солнца.
Article Title: Внезапный поток осенних воспоминаний
Внезапно вспышка ослепительной молнии распорола тучи, и, осветившись ею, небо словно раскололось. Удар грома, достигший лесной опушки, потряс землю. Через минуту крупные капли дождя застучали по листве деревьев, по кустам. Полил дождь, не прекращавшийся до самого утра. (118 слов.)
Грамматическое задание
I вариант – продолжая, II вариант – освещая
Контрольный диктант за I полугодие
Отправляясь на охоту, я вышел из дома затемно.* Дорога мне хорошо знакома, и я, перейдя неширокую речонку, взобрался наверх пригорка, покрытого лесочком, и сначала пошел по дорожке. Под ногами чувствовалась не грязь, а сухая земля. Легкий ветерок едва-едва доносил горьковатый запах пробуждающихся почек.
Я решил ждать прилета тетеревов на знакомой мне лесной полянке. Сюда прилетают они в начале весны.
Я пошел к шалашу, сделанному мною заранее из рубленых березок**. Укрывшись в нем, я закрыл вход ветками. Неожиданно послышался шум. Тяжелые птицы садились у шалаша, громко хлопая крыльями. Извещая задорной песней весь лес о своем прилете, они прыгали перелетая с места на место, гоняясь друг за другом. Распустив свои черные хвосты и припадая к земле, птицы монотонно ворковали. Казалось, что вокруг меня переливаются и журчат невидимые ручейки. (128 слов)
I вариант – причастия, II вариант – деепричастия
Морфемный разбор
Изложение с описанием действия
Неяркое осеннее солнце, сокращая свой путь, уже спускалось за синеющие холмы. Я шагал широким, ровным лугом. Шагал навстречу косым, холодным и резким солнечным лучам.
Ветер постепенно улялся, как это обычно бывает под вечер.
Подходя к одной низинке, еще в весеннее половодье занесенной песком, на котором так ничего и не проросло за все лето, я невольно остановился. Над низинкой кружились деревенские ласточки.
Ласточки в середине октября! Холодный, пронизывающий ветер – и ласточки. Искрящаяся по утрам на лугу изморозь – и эти веселые щебетуни, спутницы тихих летних зорь! В городе они исчезли еще в погожие сентябрьские дни. Чижи улетели и того раньше, когда осень еще ничем о себе не напоминала и в садах висели умытые росой душистые антоновки. А эти?
Их было много, не семейка, а целая стая. Видно, они не здешние, пролетом. Они кружились над песчаной балочкой в каком-то неудержимом хороводе. Ласточки то низко скользили над самой землей, то круто взмывали вверх, расправляя свой хвостик, то вдруг присаживались на песок и, не складывая своих длинных узких крыльев, перебегали по земле, затем снова взлетали, кружились и вспархивали вверх. В низких лучах солнца то и дело поблескивали их вороненыне крылья и розовели белые грудки.
Свой хоровод они вели в полном безмолвии. Не было слышно того радостного мелодичного щебетания, без которого трудно представить себе деревенскую ласточку.
Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом осени.
Контрольная работа по теме Наречие (тест)
Контрольная работа по теме Наречие Вариант 1
Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая скобки. Наречия подчеркните как члены предложения.
Замаете в скобках пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскрывая их. Наречия подчеркните как члены предложения.
Замените фразеологизмы наречием с глаголом.
Известна болезненно ситуация, что их предприятие продолжает процветать.
Найдите речевые ошибки в употреблении наречий. Запишите предложения в исправленном виде.
- Он быстро провёл эксперимент.
- Я начал быстро учиться материалу.
Спишите, поставьте в наречиях ударение.
Выполните ударение в наречиях: вvéрх, вниз, навстрéчу, дóлго.
Подберите и запишите к глаголу не менее пяти наречий.
- Быстро
- Осторожно
- Тщательно
- Внимательно
- Тихо
Замените выделенные слова и сочетания слов близкими по смыслу наречиями.
- Он бежал быстро.
- Они работали долго над проектом.
Выполните морфемный разбор наречий.
- Вверх – в+верх
- Вниз – в+низ
- Навстречу – на+встречу
- Долго – долг+о
Предложения с парами слов
- Он тщательно подготовился к экзамену.
- Она быстро завершила свою работу.
Составьте таблицу Виды орфограмм по теме Наречие. Приведите не менее четырёх примеров на каждую орфограмму.
Вид орфограммы | Примеры |
---|---|
Наречие со словом высокая | возвышают нас высокие горы |
Наречие со сложным словом тепловая | у них тепловые гости |
Наречие со словом вечный | смотрит вечным взглядом |
Наречие с приставкой вы- | живёт на высоких горах |
Разбор морфологически любого наречия из текста в задании 1
Известна (Из+вестна)
Контрольная работа по теме Предлог Вариант 1
В каком предложении нет предлога?
Ответ: 3) Дом напротив построили лет десять назад.
Какой предлог является непроизводным?
Ответ: на.
Укажите пример раздельного написания предлога.
Ответ: 4) выступит (в)место меня.
В каком примере нарушены речевые нормы?
Ответ: 1) встретились по приезде.
Напишите о том, какое значение в речи имеют предлоги.
- Предлог передо – указывает на время.
- Предлог надо – указывает на причину.
Вдоль по улице метелица метёт, за метелицей мой миленький идёт.
Напишите о том, какие отношения выражают предлоги. Приведите примеры.
- Предлог вдоль выражает отношение положения по направлению.
- Предлог за выражает отношение положения в пространстве.
Посещение Третьяковской галереи
Третьяковская галерея — не только огромный музей с мировой известностью, но и крупный научный центр, занимающийся хранением и реставрацией, изучением и пропагандой музейных ценностей.
Когда я посещала картинную галерею, меня поразило разнообразие произведений искусства. Я провела несколько часов, ознакамливаясь с различными картинами и скульптурами. Из всех произведений мне запомнилась картина художника Шишкина, изображающая русский пейзаж. Это было неповторимое впечатление.
Элементы грамматики
Примеры раздельного написания слов
- ЧТОБЫ мне почитать?
- Ёлочку мы выбрали невысокую, (ЗА)ТО пушистую.
Использование частиц
- Частица НИ в предложениях:
- Вот лишь (не)полный список тем.
- (Не)смотря в нашу сторону, по лесной просеке прошла волчица.
Формообразующая частица
Формообразующая частица в предложении: когда
Заключение
Посещение галереи позволяет окунуться в мир искусства, насладиться произведениями художников и ощутить волшебство их творчества. Рекомендую всем иметь опыт посещения музеев и галерей, чтобы расширить кругозор и познать красоту мира искусства.
Иван Кулибин — талантливый русский изобретатель. Широко известны такие его изобретения, как первый в России телеграф, самодвижущиеся экипажи, приводимые в действие педалями. Гениальны проекты деревянных мостов, разработанные Кулибиным. Русских часовщиков в России тогда почти не было. Часами занимались немцы, и они всячески распространяли мнение, что русский человек не сможет постигнуть сложность часового механизма.
Любовь к часам, бесстрастно выстукивающим время, появилась у Кулибина с детства и осталась навсегда. Что бы он ни делал, что бы ни изобретал, мысли его неизменно возвращались к часам. Он начал делать необыкновенные, небывалые часы, которым и сейчас невозможно не подивиться.
Поражают часы, сделанные мастером в виде яйца, в которых каждыйчас раскрывались золоченые дверцы, а под музыку разыгрывалось представление.
Часы Кулибина раскрыли дарование мастера, они являли собой чудо
русской техники. (125 слов.)
Грамматическое задание
1. Выписать из текста и разобрать морфологически
действительное причастие страдательное причастие
2. Объяснить графически знаки препинания
в третьем предложении в первом предложении
первого абзаца третьего абзаца
Итоговый тест по программе 7 класса Вариант 1
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
□ 1) о пропавш..й экспедици..
□ 2) о случивш..мся н..давно
□ 3) на взвивш..мся знамен..
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?
□ 1) засе. но, позор. щий
□ 2) держ. щий, кол. щий
□ 3) занима. щийся, спа. нный
□ 4) стел. щий, потер. на
В каком предложении на месте пропуска пишется одна буква Н?
□ 1) К станции подходил гружё..ый углём состав.
□ 2) Все пути к отступлению отреза..ы.
□ 3) Говорил он горячо и взволнова..о.
□ 4) Подростки были веселы и раскова..ы.
В каком предложении НЕ пишется слитно с обоими словами?
□ 1) Одет он (не)лепо, (не)по-нашему.
□ 2) Уходя из дома, (не)оставляйте (не)выключенные электроприборы.
□ 3) Выглядел он (не)ряшливо и говорил (не)искренне.
□ 4) (Не)набив шишек, (не)научишься кататься на велосипеде.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
В чертогах Снежной королевы Каю казалось, что лучше ему (1)где быть (2) может. Он (3)мало (4) беспокоился о своей судьбе.
□ 3) 1, 2, 3, 4
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
□ 1) Вот раздалося (КУ)КУ (В)ДАЛЕКЕ.
□ 2) (В)СЛЕДСТВИЕ сильных морозов занятия отменили, (ЗА)ТО можно было выспаться.
□ 3) (НЕ)СМОТРЯ на то что был поздний час, (КОЕ)ГДЕ в окнах горел свет.
□ 4) Я (ТО)ЖЕ научился решать задачи (НА)ПОДОБИЕ треугольников.
В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
В каком примере не нарушена речевая норма?
□ 2) аэрозоль для моли
□ 3) уверенность в победе
□ 4) поделиться о впечатлениях
□ 1) Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, падали духом.
□ 2) Алёша так неожиданно бросился на шею к кухарке, что она упустила из рук Чернушку, которая от страха взлетела на кровлю сарая и там продолжала кудахтать.
□ 3) Тьма заполнила комнату, камин потух, и тени пропали, а гномы продолжали играть.
□ 4) Злая мачеха вскочив, об пол зеркальце разбив, в двери прямо побежала и царевну повстречала.
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1)Бунин был чрезвычайно строгим критиком и одновременно необычайно благодарным читателем, умеющим по-настоящему пережить и проанализировать прочитанное. (2)Бунин мечтал написать о Лермонтове, но обстоятельства мешали это сделать, однако, перечитывая собрание сочинений поэта, он всё больше и больше увлекался этим чтением. (3)Иван Алексеевич вспоминал лермонтовские стихи, сопровождая их своей оценкой: (4)«Как необыкновенно! Ни на Пушкина, ни на кого не похоже! Изумительно, другого слова нет».
Из предложения (1) выпишите страдательное причастие.
Из предложения (2) выпишите наречие, укажите степень сравнения.
В предложении (3) найдите деепричастие, укажите его вид.
Из предложения (4) выпишите частицу (частицы).
Из предложения (4) выпишите союз.
Укажите цифрой количество грамматических основ в предложении (2).
Напишите, какие стихотворения М. Ю. Лермонтова вам особенно нравятся и почему. Расскажите о своих впечатлениях.
Итоговый тест по программе 7 класса Вариант 2
□ 1) с ушедш..м трамва..м
□ 2) с разросш..йся яблон..
□ 3) спор..вший с пр..ятелем
□ 4) об исчезнувш..х плем..нах
□ 1) Она хорошо держится, умна, увере..а.
□ 2) К площади вела мощё..ая камнем улица.
□ 3) Дело это довольно рискова..ое.
□ 4) С вертолёта видна была лома..ая линия берега.
□ 1) Среди (не)отвеченных звонков я обнаружил (не)знакомый номер.
□ 2) (Не)разбив яйца, яичницу (не)приготовишь.
□ 3) Если (не)даёшь списывать, поступаешь (не)по-товарищески?
□ 4) Никогда (не)делай работу (не)брежно.
Сам я (1)куда (2) пишу, писем (3)откуда (4) жду, да и думаю, что и взяться им (5)откуда.
□ 2) 1, 3, 5
□ 4) 2, 3, 4
□ 1) (ЧТО)БЫ мне сделать, (ЧТО)БЫ мы помирились?
□ 2) (В)ТЕЧЕНИЕ дня ожидается дождь, а (ТАК)ЖЕ повышение температуры воздуха.
□ 3) (ТОЧЬ)В(ТОЧЬ) как в прошлый раз мы попали в пробку и двигались (ЕЛЕ)ЕЛЕ.
□ 4) Переходя дорогу, (С)НАЧАЛА посмотри (НА)ЛЕВО.
□ 2) по истечении срока
□ 4) показывает об умении
□ 1) На стенах висели под стеклом высушенные травы, венчики цветов и листья, не потерявшие естественного цвета.
□ 2) «Смутно пишут о том, что смутно себе представляют», — писал М. В. Ломоносов.
□ 3) Машина, въехав с размаху на неутрамбованный участок дороги, забуксовала в рыхлом сугробе.
□ 4) Дверь сама собой отворилась и из хаты повеяло сыростью.
Из предложения (1) выпишите отрицательное наречие.
В предложении (2) найдите деепричастие, укажите его вид.
Из предложения (2) выпишите причастие, укажите его время.
Укажите часть речи, к которой относится слово «какая» из предложения (3).
Из предложения (5) выпишите союз (союзы).
Напишите, какие рассказы и стихотворения И. А. Бунина вы прочитали. Расскажите о своих впечатлениях.
Приложение 1 Словарные диктанты
Диктант 1. Тема «Причастие»
Кожаный, увешанный, скошенный, оловянный, туманный, гусиный, старинный, подклеенный, засеянный, костяной, станционный, покрашенный, карманный, муравьиный, ветреный, дистанционный, смешанный, тыквенный, диванный, потерянный, каменный, клюквенный, забранный.
Диктант 2. Объяснительный
Не кислый, а сладкий апельсин; неглубокая, а рыбная речка; не закрытое, а распахнутое настежь окно; не медли, а поторопись; некрашеный пол; не глупо, а умно поступил; не правда, а обман; сделай немедленно; мал золотник, да дорог; хлеб да соль; не медленно, а быстро; ошибка не исправлена.
Диктант 3. Объяснительный
Нечаянная встреча; неписаная истина; сеянные осенью озимые; истопленная печь; вязаные перчатки; опушённые ресницами глаза; желанная пятёрка; неслыханный успех; асфальтированное шоссе; сплочённый коллектив; копчёная рыба; кручёная бечёвка; крашенная известью стена; навьюченная лошадь; сгущённое молоко; экскурсионный автобус.
определить склонение встретившихся в диктанте существительных.
Диктант 4. Объяснительный
Святой, акварель, берёста, священный, великодушный, чуткий, желанный, возвышенный, выровненный, переведённый, гирлянда, движимый, прекратить, жёваный, изощрённый, искриться, аквариум, калитка, кованый, рыцарский, колонна, медленный, невиданный, акваланг, нежданный, претензия, нечаянный, отразить, пакет, поразительный, неслыханный, приведённый, присутствовать, благородный, силуэт.
Диктант 5. Написание НЕ с различными частями речи
Не хочу объясняться; непричастный к заговору; неволить человека; нехорошее самочувствие; не старый, а пожилой мужчина; непридуманная история; некий незнакомец; ненастный день; очень несвоевременное посещение; неизвестный герой; ответ не продуман; нетронутые пространства тайги; несжатая полоса; нерешённая проблема; неделикатный поступок.
Диктант 6. Темы «Наречие» и «Деепричастие»
Диктант 7. Темы «Наречие» и «Деепричастие»
По-зимнему холодно; настроен по-деловому; в десятых числах декабря; сделал волей-неволей; где-то забыл; обратился по деловому вопросу; мало-помалу поправляюсь; в-десятых, прибери комнату; по-июльски жарко; читаю по-английски; куда-либо отправишься; давным-давно знаешь; видимо-невидимо грибов; живёшь бок о бок со школой; повторил точь-в-точь; по-моему; ты по-заячьи труслив; откуда-нибудь приедешь; расположены справа налево; говоришь по-французски; по летнему времени; крепко-накрепко запомни.
Диктант 8. Темы «Наречие» и «Деепричастие»
Мальчонка, шёпот, горячо, задачей, чёлка, бельчонок, ещё, врачом, шоколад, умоляюще, шорох, лучом, свежо, с товарищем, свечой, бочонок, сверчок, малышом, большой, меньшего, грачом, дачей, певуче, медвежонок, на плечо, алычой, угрожающе, лучшего, ежовый.
Диктант 9. Темы «Наречие» и «Деепричастие»
Решение задач; вышла замуж; фальшь в голосе; отрежь хлеба; непромокаемый плащ; слушаешь музыку; становится невтерпёж; учащаяся молодёжь; богатырь могуч; сияешь от удовольствия; посетишь галерею; упадёшь навзничь; солнечный луч; нервная дрожь; ударил наотмашь; пытаешься понять; зеленеет плющ; небо без туч; работает на комбинате; ешьте аккуратнее; хорош гусь; распахнуться настежь; из печи калач горяч.
Диктант 10. Темы «Наречие» и «Деепричастие»
Некто, ничем, негде, никакой, никому, нечто, некуда, никем, некогда, некоторый, никто, несколько, незачем; ничто, некого, нигде, нисколько, нечем, никого, никуда, некому, некем, никогда.
Диктант 11. Темы «Наречие» и «Деепричастие»
Бок о бок, с налёту, никак, видимо-невидимо, квитанция, вмиг, под силу, возражение, давным-давно, до смерти, конверт, нисколечко, мало-помалу, мельком, налету, на миг, поражение, на глазок, точь-в-точь, на ходу, эпидемия, неистово, волей-неволей, необузданно, ничуть, на скаку, комбинат, нимало, по двое, почтальон, с разбегу, штемпель.
Диктант 12. Тема «Служебные части речи»
Не у кого узнать; ему нездоровится; непересекающиеся прямые; не переставая; не отказывайся; узнал впоследствии; не с кем поиграть; по прибытии поезда; не прийти из-за болезни; прямая осанка; не высохшие после дождя лужи; вследствие непогоды; невыученные уроки; междугородный телефон; не порежьтесь ножом; невелика потеря; по окончании матча; ждать в течение часа; не высокий, а коренастый боксёр; для того чтобы; непородистая собака; согласно договорённости; домик невысок; вопиющая неграмотность; как будто; не пишите некрасиво; масса впечатлений.
Диктант 13. Тема «Служебные части речи»
Никто не виноват; не двигаясь с места; ни с кем не ссоришься; ничья собака; ни о чём не договорились; нигде не нашёл; нисколько не трудно; ни слова не говоришь; дождь льёт не переставая; ничто не беспокоит; недоумевая; ничем не занят; ни перед кем не отчитываешься; никому не говори; ни один не ушёл; ни о ком не спрашивай; ни в чём не сомневаешься; не сделав; никого не беспокой; никуда не уходи.
Диктант 14. Тема «Служебные части речи»
Направились навстречу приехавшим; ветер со стороны моря; неурожай вследствие засухи; обмотал провод изолентой в целях безопасности; антенна наподобие тарелки; напишу в течение дня; корень дерева вроде рогов; поговорить насчёт приёма на работу; познакомимся поближе в продолжение путешествия; отказать ввиду отсутствия мест; вымой посуду вместо меня; опоздал по причине поломки автобуса; выиграли, несмотря на мощное сопротивление противника.
Диктант 15. Словарные слова
Кованый, на скаку, аквариум, паром, резиденция, на миг, бассейн, священный, бок о бок, благодаря тому что, претензия, вмиг, тренироваться, волей-неволей, впоследствии, комбинат, на совесть, сатира, вследствие того что, подвое, никак, с налёту, выровненный, галерея, ситуация, гимнастика, поразительный, эпидемия, неслыханный, гирлянда, дистанция, жёваный, предварительный, желанный, за границей, изобразить, как будто, квитанция, недосягаемый, классик, по окончании, конверт, кромешный, масса, налету, невиданный, тренер, ничуть, ориентироваться, период, по прибытии, реальный, силуэт, сиять, точь-в-точь, тревога, карикатура, чемпион, фантазия, нечаянный, шевелиться, кросс, почтальон, мало-помалу.
Приложение 2 Индивидуальные задания
Задания по теме «Причастие»
1. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Тайга ист..чала густой запах прелой древ..сины пр..правле..ый ар(а, о)матом плес..ни.
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложений, фонетический разбор второго слова первого предложения.
Трава (з, с)г..ба..мая ударами ветра и дождя л..жилась на землю. Тучи охвач..ые синим огнём дрогнули.
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Со..нце перед самым закатом вышло из(за) туч.. покрыва..щих небо.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
С выводами с..бирских уч..ных согл..сились приглаш..(н, нн)ые на д..баты эксперты (из)за(руб..жа).
5. Исправить речевую ошибку. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Пред..(е, я)вляемые высокие требования к аб..туриентам (не, ни)отпугнули ж..лающих попытат..ся стать студентами одного из лу..ших вузов страны.
6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, определить особенности лексики.
Знаменитая Троица Андрея Рублёва посв..ще(н, нн)ая пам..ти пр..подобного Сергия Радонежского стала вопл..щ..(н, нн)ым симв..лом ид..алов духовного ед..нения всеобщей любви и готовности к сам..пожертвованию.
7. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Древние греки пытавш..еся тем или иным образом об..яснить существующий мир пользов..лись результатами астр..номических наблюдений ег..птян.
8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, записать числительное словами, сделать синтаксический разбор предложения.
Это малюс..нькая деревня со 180 ж..телями прил(е, и)пивш..ся среди скал (не, ни)большого плато.
9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий.
На стене краш..(н, нн)ой под кирпич.. в(е, и)сел понош..(н, нн)ый серый плащ.. .
10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения, морфологический разбор причастий.
Стриж..(н, нн)ые кусты и (не, ни)высокие дер..вца обр..зуют ведущ..ю к уса(д, т)ьбе а(л, лл)ею.
11. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания; сделать морфологический разбор причастия, сделать синтаксический разбор предложения.
(Не)напом..нают(ли) вам (не)которые наши уроки Сказку о потер..(н, нн)ом времени
Задания по теме «Деепричастие»
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Тарантас в..ехал во двор шурша колёсами по кр..пиве и ост..новился перед крыльцом.
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, морфологический разбор деепричастия, сделать синтаксический разбор предложения.
Д..ржа кувшин над головой грузинка у(з, с)кою тропой сх..дила к берегу.
3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, сделать синтаксический разбор предложения.
Тихий голубой плёс м..нил к себе об..щая прохладу и п..кой.
4. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Сидя за комп..ютером старайтес.. держать спину прямой.
5. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастий, синтаксический разбор предложения.
Тщ..тельно отдел..вая свои произв..дения переж..вая муки творч..ства каждый писатель отводит огромную роль ч..тателю.
6. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Сопост..вляя различ..ные редакц..и мы имеем возможность просл..дить труд автора его поиск наибол..е точ..ного слова.
7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, словообразовательный разбор первого существительного, синтаксический разбор предложения.
Художник(аниматор) созд..вая мультипл..кац..о(н, нн)ый фильм словно ож..вляет р..сунки.
8. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Друг за другом накр..нившись от ветра возвр..щались рыба..кие суда.
9. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия и деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Об..рнувшись я увид..ла метрах в двадцати от себя человека г..ган..ского роста стоявш..го возле ф..нтана.
10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор причастия и деепричастия, синтаксический разбор предложения.
Свеж..е ж..рные и масл..(н, нн)ые пятна со светлых тканей можно уд..лить посыпав загр..зне(н, нн)ый уч..сток порошком мела.
Задания по теме «Наречие»
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия.
С..дели в саду в тени вишен.. б..гато украш..ых ам..тистовыми бусами ягод.
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.
Первый утр..ий вет..рок бе(з, с) шор..ха осторожно ш..веля мол..чаем бурыми стебл..ми прошлогодн.. бурьяна проб..жал вдоль дороги.
3. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать фонетический разбор глагола, морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.
Тесную обувь можно ра(з, с)т..нуть туг.. набив её влажной г..зетной бумагой.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения.
Лодка (с)размаху почти до пол..вины в(з, с)ползла на песок (в)месте с волной и пок..чнувшись (на)бок стала а волна ск..тилась назад в море.
5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложения.
Дни бегут быстро (в)пр..пры(ж, ш)ку как ш..ловливые дети.
6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, синтаксический разбор предложений.
Со..нце уже зашло но (по)прежнему было жарко.
Мы всегда ж..ли дружно и редко друг на друга об..жались.
7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор наречий, сделать лексический разбор устаревшего слова.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь буд..т город залож..н
(На)зло надме(н, нн)ому соседу.
8. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор одного из наречий, синтаксический разбор предложений, сделать лексический разбор устаревшего слова.
Сл..за тихо круглилась на его зенице и пос..девшая голова его уныло понурилась.
9. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречия, синтаксический разбор предложения.
Он кр..чал и махал рукою сильнее всех но за стуком и криками рабочих (не)было слышно его слов.
10. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий.
Ворота отв..рились и выехало войско. (В)переди выехали ровным ко(н, нн)ым строем шитые гусары. За ними кольчужники потом латники с коп..ями потом все в медных шапках потом ехали особняком лу..шие шляхтичи, каждый одетый (по)своему.
11. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, выписать наречия, сделать морфологический разбор одного из них, сделать синтаксический разбор предложения.
Беше(н, нн)о зв..нела г..тара дробно стуч..ли к..блуки на столе в шкафу дребе..жала посуда а среди кухни огнём пылал Ц..ганок ре..л коршуном разм..хнув руки точ..но крыл..я (не, ни)заметно передв..гая ноги, гикнув пр..седал на пол и метался золотым стриж..м осв..щая всё (во)круг блеском ш(ё, о)лка а ш(ё, о)лк содр..гаясь и струясь словно горел и плав..лся.
12. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий.
Эти каме(н, нн)ые дерев..я ст..яли молч.. и (не, ни)подвижно днём в сером сумр..ке и ещё плотнее (з, с)двигались (во)круг людей по вечерам когда заг..рались к..стры.
13. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, сделать синтаксический разбор предложения.
Но однажды гр..за грянула над лесом заш..птали дерев..я глухо грозно.
14. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор наречий, сделать синтаксический разбор предложения.
Зимняя ноч.. т..нулась долго(долго) и ч..рные окна пустой дачи угрюмо гл..дели на обл..деневший (не, ни)подвижный сад.
Задания по теме «Служебные части речи»
1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор союзов.
Гора обр..сла тонкими и высокими ёлками словно ёж иглами.
2. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
Склоны гор открылись словно разв..рнулась книга на (з, с)гибе которой бл..стела как закла(д, т)ка, серебр..(н, нн)ая т..семка реки.
3. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор союзов.
Чем меньше загр..мождена кв..ртира тем больше в ней воздуха тем ле..че дыш..тся её об..тателям.
4. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
(Не, ни)надобен и клад коли в сем..е лад.
5. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
Пословицы и пог..ворки всегда имеют (не, ни)только пр..мой но и переносный смысл.
6. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор служебных частей речи.
Без труда (не, ни)вытащ..шь и ры..ку из пруда.
7. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.
Возле телег под телегами и подале от телег везде были в..дны разм..тавшиеся на траве зап..рожц.. .
8. Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, сделать морфологический разбор служебных частей речи, подчеркнуть наречия.
Последн..го, Ваню, я сп..рва было и (не, ни)заметил: он л..жал на земле см..рнёхонько пр..корнув под угловатую рогожу и только изредк.. выст..влял из(под) неё свою русую кудрявую голову.
Ответы к индивидуальным заданиям
1. Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.
2. Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. Тучи, охваченные синим огнём, дрогнули.
3. Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
4. С выводами сибирских учёных согласились приглашённые на дебаты эксперты из-за рубежа.
5. Высокие требования, предъявляемые к абитуриентам, не отпугнули желающих стать студентами одного из лучших вузов страны.
6. Знаменитая «Троица» Андрея Рублёва, посвящённая памяти преподобного Сергия Радонежского, стала воплощённым символом идеалов духовного единения, всеобщей любви и готовности к самопожертвованию. (Лексика высокого стиля.)
7. Древние греки, пытавшиеся тем или иным образом объяснить существующий мир, пользовались результатами астрономических наблюдений египтян.
8. Это малюсенькая деревня со ста восьмьюдесятью жителями, прилепившаяся среди скал небольшого плато.
9. На стене, крашенной под кирпич, висел поношенный серый плащ.
10. Стриженые кусты и невысокие деревца образуют ведущую к усадьбе аллею.
11. Не напоминают ли вам некоторые наши уроки «Сказку о потерянном времени»?
1. Тарантас въехал во двор, шурша колёсами по крапиве, и остановился перед крыльцом.
2. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.
3. Тихий голубой плёс манил к себе, обещая прохладу и покой.
4. Сидя за компьютером, старайтесь держать спину прямой.
5. Тщательно отделывая свои произведения, переживая муки творчества, каждый писатель отводит огромную роль читателю.
6. Сопоставляя различные редакции, мы имеем возможность проследить труд автора, его поиск наиболее точного слова.
7. Художник-аниматор, создавая мультипликационный фильм, словно оживляет рисунки. (Художник-аниматор — сложение слов.)
8. Друг за другом, накренившись от ветра, возвращались рыбацкие суда.
9. Обернувшись, я увидела метрах в двадцати от себя человека гигантского роста, стоявшего возле фонтана.
10. Свежие жирные и масляные пятна со светлых тканей можно удалить, посыпав загрязнённый участок порошком мела.
1. Сидели в саду в тени вишен, богато украшенных аметистовыми бусами ягод.
2. Первый утренний ветерок, без шороха, осторожно шевеля молочаем, бурыми стеблями прошлогоднего бурьяна, пробежал вдоль дороги.
3. Тесную обувь можно растянуть, туго набив её влажной газетной бумагой.
4. Лодка с размаху почти до половины всползла на песок вместе с волной и, покачнувшись набок, стала, а волна скатилась назад в море.
5. Дни бегут быстро, вприпрыжку, как шаловливые дети.
6. Солнце уже зашло, но по-прежнему было жарко.
Мы всегда жили дружно и редко друг на друга обижались.
7.Отсель грозить мы будем шведу. Здесь будет город заложён. Назло надменному соседу.
8. Слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась.
9. Он кричал и махал рукою сильнее всех, но за стуком и криками рабочих не было слышно его слов.
10. Ворота отворились, и выехало войско. Впереди выехали ровным конным строем шитые гусары. За ними кольчужники, потом латники с копьями, потом все в медных шапках, потом ехали особняком лучшие шляхтичи, каждый одетый по-своему.
11. Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цыганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, незаметно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался золотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.
12. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днём веером сумраке и ещё плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры.
13. Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно.
14. Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад.
1. Гора обросла тонкими и высокими ёлками, словно ёж иглами.
2. Склоны гор открылись, словно развернулась книга, на сгибе которой блестела, как закладка, серебряная тесёмка реки.
3. Чем меньше загромождена квартира, тем больше в ней воздуха, тем легче дышится её обитателям.
4. Не надобен и клад, коли в семье лад.
5. Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл.
6. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
7. Возле телег, под телегами и подале от телег — везде были видны разметавшиеся на траве запорожцы.
8. Последнего, Ваню, я сперва было и не заметил: он лежал на земле, смирнёхонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую голову.