блага, обладает неконкурентностью, но является исключаемым. То есть его потребление конкретным человеком уменьшает доступность этого блага для других. Примером смешанного общественного блага может служить платное телевидение или дороги с платной проездом.
Таблица 1 Сравнение свойств частных и общественных благ
Свойство | Частное благо | Общественное благо |
---|---|---|
Конкурентность | Присутствует | Отсутствует |
Исключаемость | Присутствует | Отсутствует |
Неконкурентность | Отсутствует | Присутствует |
Неисключаемость | Отсутствует | Присутствует |
Выводы Классификация благ по степени конкурентности и исключаемости является важным критерием при определении их характеристик. Понимание этого поможет различать общественные и частные блага, а также смешанные виды. Важно учитывать эти свойства при формировании и регулировании государственной политики в отношении общественных благ.
Важность классификации общественных благ
Блага, являющиеся исключаемым общественным благом, представляют собой объекты совместного потребления с избирательностью и альтернативностью использования, при этом их потребление убывает со временем. Смешанное благо, напротив, может быть объектом коммерческой деятельности и становится платным.
Классификация общественных благ
Классификация общественных благ происходит не только на основе возможности исключения и степени использования, но и с учетом внешнего эффекта. Внешний эффект может быть как положительным (например, повышение образовательного уровня или укрепление здоровья), так и негативным (например, ущерб окружающей среде).
Внешние эффекты
Внешние эффекты могут отличаться по масштабам и продолжительности своего воздействия. Комбинация внешних эффектов с общественными благами позволяет выделить различные виды чистых общественных благ. Например, чистое общественное благо с национальным и мировым значением, такие как открытия в науке или национальные стандарты, и чистые общественные блага с региональным и локальным эффектом, как местные радиостанции или пожарная охрана.
Социально значимые блага
Социально значимыми благами называются частные блага, потребление которых представляет общественный интерес. Рыночный механизм может обеспечить оптимальное использование этих благ, если потребитель независим. В случае наличия положительного внешнего эффекта, социально значимое благо обладает как свойствами частного, так и общественного блага.
Понимание классификации общественных благ и их внешних эффектов имеет важное значение для оценки общественной политики и эффективного использования ресурсов.
простым увеличением членских взносов и допущением в члены новых участников сообщества. Однако, в этом случае участие в ограниченном доступе к благу становится более дорогостоящим. Решением, в частности, может быть увеличение размеров членских взносов или регулирование числа участников объединения. Таким образом, создается преграда для распределения совместного потребления смешанных благ.
Таблица: Сравнение различных методов предоставления социально значимых благ
Метод предоставления | Описание |
---|---|
Государственная организация | Процесс установления социально значимых благ до общественно необходимого уровня, далее предоставление против плату негосударственными организациями. |
Использование социальных ваучеров | Оплата социальных ваучеров через налогово-бюджетную систему с возможностью выбора социальных услуг. |
Частное предоставление на контрактной основе | Сотрудничество общественных организаций и частных фирм через выдачу лицензий на экономическую деятельность связанную с обеспечением смешанных общественных благ. |
Список литературы
- Иванов, П. (2018). Социально-значимые блага и проблемы их предоставления. Журнал экономических исследований, 25(2), 45-60.
- Сидорова, О. (2019). Роль государства в предоставлении социально значимых благ. Сборник научных трудов, 10(3), 112-125.
Познакомившись с различными методами предоставления социально значимых благ и их особенностями, можно сделать вывод о необходимости сбалансированного подхода к этому вопросу. Государственное вмешательство играет ключевую роль в обеспечении доступа к таким благам и удовлетворении потребностей общества в целом. Однако, важно учитывать и другие возможности предоставления социально значимых общественных благ, такие как использование социальных ваучеров и частное предоставление на контрактной основе. Благодаря разнообразию подходов можно обеспечить эффективное и целенаправленное предоставление этих благ всех слоям населения.
монополии, необходимы для обеспечения населения, но при этом их предоставление ограничено из-за единичных характеристик. Примерами естественных монополий могут служить железнодорожные перевозки, водоснабжение, электроснабжение и т. д.
Для преодоления противоречий между экономическими и социальными аспектами деятельности естественных монополий, можно использовать следующие методы:
- Регулирование цен и качества предоставляемых услуг
- Разделение монополий на правление и производство
- Введение конкуренции на рынке с помощью лицензирования
Благодаря этим методам можно обеспечить эффективное функционирование естественных монополий и защитить интересы потребителей.
Заключение
В конечном итоге, перенасыщение общественных благ является важным экономическим явлением, которое требует внимания и управления со стороны государства или других регулирующих органов. Понимание принципов перенасыщения и способы его преодоления помогут обеспечить рациональное использование ресурсов и повышение качества жизни граждан.
Об авторе
Иван Иванов – экономист с многолетним опытом работы в области исследований экономических процессов и анализа рынка. Автор множества публикаций и статей по теме экономики и финансов.
Любит делиться знаниями и помогать другим понять сложные экономические концепции.
монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления, их принято называть квазиобщественными. В этих благах больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага. К отраслям естественной монополии относятся коммунальное производство и снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь и транспорт и т.д.
Слайд 20 Продолжение 1Экономия от масштаба, особенно в сфере услуг,
Нередко служит главным аргументом в пользу сохранения естественной монополии.
Действительно, параллельное проведение, например, водо, газа, теплоснабжающих магистралей экономически нецелесообразно, поскольку единая (монопольная) система создает эффект от масштаба. В отраслях с естественной монополией имеются более предпочтительные условия для работающих здесь предприятий, чем для новых фирм. Первые, по сравнению со вторыми, выигрывают в ценовой конкурентной борьбе за счет использования резервов мощностей и приведения в действие фактора экономии от масштаба
Слайд 21 Продолжени 2Другой особенностью отраслей естественной монополии является трансмиссионность
Технологии (сетевой тип производства), который исключает дублирование и разукрупнение,
а это мешает созданию конкурентной среды. Отрасли с естественной монополией включают наряду с производством трансмиссионного, сетевого характера производственно-технологические, хозяйственные структуры обычного типа, услуги и продукция которых относятся к частным благам. Разновидностями естественной монополии являются уникальные природные ресурсы, требующие общего, совместного распоряжения, а также монополия на интеллектуальный продукт (в частности, право интеллектуальной собственности)
Слайд 22 Продолжение 3Преодоление противоречий между экономическими и социальными аспектами
Деятельности естественных монополий требует вмешательства государственных и муниципальных органов
власти для сдерживания тенденций роста цен и тарифов. Государство должно создавать условия для возможностей выхода на рынок новых кампаний, для деления монополистов и создания конкурентной среды.
Слайд 23 Проблема «безбилетника»Для производства и потребления общественного блага, как
Известно, требуются коллективные действия, которые и складываются из действий
индивидов. Поскольку ожидаемый эффект сформируется на основе коллективного действия в целом и может быть достигнут при разных вариантах распределения затрат: трудовых усилий, денежных взносов и т.д., то в случае максимизации собственной функции полезности каждый из индивидов может постараться свести свою долю затрат к минимуму. Следовательно, можно сделать вывод, что заинтересованность в общественных благах совместима с тенденцией к уклонению от участия в коллективных действиях, необходимых для получения этих благ
Слайд 24 Продолжение 1Проблема безбилетника возникает, когда один из экономических
Субъектов может получить выгоду от действий другого субъекта, не
оплачивая это. Фактически это свидетельствует о наличии положительных внешних эффектов, плохо поддающихся интернализации. Если с этой точки зрения рассматривать возможность обеспечения производства неисключаемых благ, то окажется, что в сущности никто из потенциальных потребителей, несмотря на свою заинтересованность в потреблении таких благ, не будет склонен оплачивать это потребление. Ведь заплативший за данное неисключаемое благо потребитель не получает никаких преимуществ перед незаплатившим.
Слайд 25 Продолжение 2Под безбилетником подразумевается человек, который не прочь
Пользоваться какими-то выгодами, не оплачивая их. Однако если никто
не платит за блага, то кто же станет их производить. Только государство способно справиться с регулированием внешних эффектов. Это становится одной из его функций
Слайд 26 Продолжение 3При рассмотрении проблемы «безбилетника» необходимо учитывать три
Во-первых, общественное благо, которое производится, обладает абсолютной неисключаемостью
и при этом имеет примерно равную полезность для всех потребителей при любом уровне поставки; во-вторых, минимизация затрат во всех случаях равна неучастию в предполагаемых действиях; в-третьих, принудительное введение обязательств и их реализация не требуют существенных дополнительных расходов. При этих условиях возникает альтернатива положиться на добровольное участие всех индивидов либо убедиться, что все предпочитают быть «безбилетниками», а благо не производится вообще. Существует также возможность возложить поставку данных благ на располагающее правом принуждения государство, не увязывая напрямую это решение с тем, как государство будет распределять бремя затрат (налоговое бремя)
Слайд 27 Продолжение 4В действительности все далеко не так однозначно.
Например, когда речь идет о смешанном общественном благе, то
издержки принудительного привлечения к оплате могут и превысить затраты, с помощью которых можно было бы ввести ограничения на доступ. Другими словами, можно вместо проблемы «безбилетника» попытаться попробовать решить проблему неисключаемости. При этом необходимо учитывать, что введение ограничений не только требует дополнительных затрат, но и может привести к снижению интенсивности использования блага
Слайд 28 Продолжение 5В этой связи надо заметить, что добровольное
Участие в производстве и финансировании общественных благ, безусловно, предпочтительнее,
чем принудительное, поскольку принудительно наложенные обязательства, при прочих равных условиях, снижают уровень благосостояния индивида. Это объясняется тем, что фиксация и реализация любых обязательств сами по себе предполагают издержки. Например, необходимо затрачивать средства на выявление и преследование экономических субъектов, которые уклоняются от уплаты налогов, и т.д.
Слайд 29 Продолжение 6В теории и практике экономики общественного сектора
Существуют два основных подхода к реализации принципа добровольности. Первый
подход основывается на способности общества избирательно вознаграждать своих членов частными благами, второй – на принципе взаимных ожиданий. В совокупности они отвечают на вопрос, почему эффективнее других действуют группы корпоративных интересов, имеющие привилегированное положение или длительную историю
Слайд 30 Продолжение 7Отметим, что с этой сложностью практически не
Сталкивались маленькие сообщества, где поведение каждого члена группы контролировалось.
В современном обществе в результате увеличения рынка и расширения коммуникаций становится невозможным непосредственный контроль и неформальное давление в целях соблюдения правил, в частности, посредством механизма общественного мнения. Следовательно, проблема безбилетника становится все более важной с ростом числа членов группы и с уменьшением обозримости их поведения
В коллективные действия должен быть четко различим для других
членов сообщества, чтобы они могли согласованно реагировать на изменения размеров данного вклада. Выполнить последние условия в небольшой группе намного легче, чем в сообществах национального или регионального масштаба, поэтому добровольное участие в создании коллективного (клубного) блага, вероятнее, чем в создании чистого общественного блага.
Слайд 32 Государственные услуги как общественные благаОбщественное благо это –
Товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных
началах.Государственная услуга – деятельность органа исполнительной власти, выражающаяся в совершении действий и (или) принятии решений, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение документированной информации (документа) в связи с обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них нормативными правовыми актами обязанностей
Культурные, информационные, консультационные, банковские и другие. По функциональному назначению
государственные услуги, оказываемые услугополучателям, разделяются на материальные и социально-культурные. Материальные услуги есть удовлетворение материально-бытовых потребностей получателя, социально-культурные – интеллектуальных потребностей, поддержание нормальной жизнедеятельности получателя.
Слайд 34 Продолжение 2Государственные услуги оказывают органы власти, местного самоуправления,
Наделенные соответствующими полномочиями; организации, уполномоченные на это на основании
правового акта или договора о выполнении работ или оказания услуг для государственных нужд, например Федеральная регистрационная служба, государственные нотариальные конторы, паспортно-визовые отделы, органы ЗАГС, ГИБДД и т. п. На федеральном уровне к числу государственных услуг относится ведение реестров, регистров, кадастров.
Слайд 35 Продолжение 3Стандартом государственной услуги является система требований к
Государственной услуге в интересах ее получателя, принятая нормативным правовым
актом в порядке, установленном законодательством об административных регламентах и стандартах государственных услуг(включает характеристики процесса, формы, содержания и результата оказания государственной услуги)
Наука и хозяйство
1. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют экономическую деятельность людей.
Найдите термины, «выпадающие» из общего ряда, и запишите через запятую цифры, под которыми они указаны.
2. Запишите слово, пропущенное в таблице
Виды экономической деятельности
Процесс движения товаров и услуг от одного участника экономической деятельности к другому
Процесс распределения доли, в которой участники хозяйственной деятельности участвуют в произведённом продукте
3. Установите соответствие между фазами хозяйственного цикла и приведенными примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) с заводского конвейера сошел первый автомобиль новой модели
Б) в трудные военные годы люди несли на рынок одежду, посуду, чтобы приобрести немного продуктов
В) в хозяйствах области завершаются посевные работы
Г) заработало новое предприятие по выпуску товаров бытовой химии
Д) часть зерна нового урожая была отправлена в фонд государственных резервов
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Установите соответствие между примерами и сферами экономической жизни, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) использование в быту отопления
Б) оказание страховых услуг
В) изготовление продуктов массового спроса
Г) получение благ, находящихся в семейной собственности
Д) пользование общественными благами
СФЕРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
сфера производства
сфера потребления
5. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово или словосочетание.
Экономическая деятельность, производство, обмен, потребление, распределение.
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «обмен».
- разделение труда; 2) производительные силы; 3) специализация производителей; 4) бартер; 5) унитарные предприятия; 6) товарно-денежные отношения.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
7. Установите соответствие между проявлениями и видами экономической деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) начисление банковского процента по вкладам
Б) покупка акций
В) получение прибыли
Г) продажа именных облигаций
8. Установите соответствие между проявлениями и видами экономической деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) начисление дивидендов по акциям
Б) отдых на зарубежном курорте
В) отправка почтового сообщения
Г) получение заработной платы
1. Назовите любые три вида экономической деятельности и каждый из них проиллюстрируйте примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
2. Используя обществоведческие знания,
раскройте смысл понятия «разделение труда»;
составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда;
− одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.
3. Первые идеологи коммунизма мечтали о таком общественном строе, при котором каждый член общества будет получать от него то, что отвечает разумным потребностям человека. Необходимым условием этого должно было стать изобилие материальных благ, которое, в свою очередь, возникнет как следствие свободного от эксплуатации труда каждого человека. Какой принцип распределения материальных благ предлагалось утвердить при коммунизме? Приведите еще два известных вам из курсов обществознания, истории принципа распределения материальных благ и покажите недостаток любого из них.
4. Какой смысл экономисты вкладывают в понятие «производство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о производстве.
5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «производитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о производителе.
6. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Общественное воспроизводство материальных благ и его основные фазы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
7. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Разделение труда и специализация». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Тест 2. Главные вопросы экономики
1. Какое слово пропущено в схеме?
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основная проблема для экономики – это согласование безграничных и постоянно растущих потребностей людей с ограниченными ___________(А) для их удовлетворения.
Что такое потребности? Это понятие весьма многозначно и исторически изменчиво. Это ___________(Б) того, без чего нельзя поддерживать не только жизнь человека, но и его развитие как личности и как члена общества. Человек своей хозяйственной деятельностью научился удовлетворять свои разнообразные потребности, производя товары и услуги, т. е. экономические блага. При этом количество и качество этих благ непрерывно растет и меняется под влиянием технического ___________(В), расширения кругозора людей, моды, рекламы и т.д. Таким образом, потребности все время растут. А для того, чтобы их удовлетворить, нужны ___________(Г). Те из них, которые удается вовлечь в производство экономических благ, называются факторами производства. Постепенно наука расширяла свои представления о факторах, необходимых для производства благ. Сначала считалось, что главный ресурс, главный фактор – это ___________(Д), что только сельское хозяйство может произвести необходимые блага. Позднее, в качестве непременного фактора признали ___________(Е) в любой сфере материального производства, а не только в сельском хозяйстве. С именем К. Маркса связано признание ___________(Ж) как важнейшего фактора экономического развития».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.
3. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Ограниченность – недостаточность объёма имеющихся ________(А) всех видов для производства того объёма благ, который люди хотели бы получить. Ограниченность труда связана с тем, что число ________(Б) жителей любой страны строго фиксировано в любой момент времени. Кроме того, по своим ________(В), имеющимся навыкам лишь часть граждан пригодна для выполнения конкретных видов работ. Эти ограничения можно ослабить, например, за счёт приглашения рабочих из-за рубежа или переобучения и подготовки работников по наиболее ________(Г). Но на всё это нужно время, а моментального расширения рамок рабочей силы добиться невозможно.
Ограниченность земли (природных ресурсов) определяется ________(Д) страны и наличием в её недрах месторождений полезных ископаемых.
Ограниченность капитала определяется предыдущим развитием страны, тем, какой ________(Е) она успела накопить».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
дефицитные специальности
система образования
производственный потенциал
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«В основе любой ____________(А) – ограниченность ресурсов, разделение труда и ____________(Б) продуктами. Система здесь необходима для установления определённого ____________(В) между ограниченными ресурсами для производства ____________(Г) и безграничными потребностями людей в них. Совместить эти факты экономического ____________(Д) можно лишь в условиях такой системы хозяйствования, при которой производство реально было бы заинтересовано в ____________(Е) использования ограниченных ресурсов, выпуске товаров, пользующихся спросом потребителей»
1. В чем проявляется ограниченность экономических ресурсов? Приведите не менее трех положений.
2. В любой экономической системе необходимо решать три главных вопроса экономики. Назовите эти вопросы и приведите три примера соответствующих решений этих вопросов в условиях рыночной экономики.
3. Используя обществоведческие знания,
- раскройте смысл понятия «ограниченность ресурсов»;
− одно предложение, содержащее информацию о рациональном поведении в условиях ограниченности ресурсов;
− одно предложение, раскрывающее ограниченность земли как фактора производства
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
4. Центральной проблемой, рассматриваемой экономической наукой, является ограниченность факторов производства. На трёх примерах покажите ограниченность такого фактора производства, как труд. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Тест 3. Блага
1. Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.
К свободным благам все люди имеют неограниченный равный доступ.
Объем экономических благ меньше, чем потребность в них у общества.
К общественным благам можно отнести государственное здравоохранение и систему образования.
Равное предоставление гражданам экономических благ – одна из обязанностей государства в условиях рынка.
Одним из признаков экономических благ является отсутствие конкуренции в их потреблении.
2. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Пищевые продукты, одежда, мебель и т. д.
Воздух, солнечный свет, родниковая вода и т. д.
3. Выберите верные суждения о видах благ и запишите цифры, под которыми они указаны.
Свободными благами называют любые объекты, которые удовлетворяют потребности людей.
Экономические блага создаются в результате деятельности общества.
Экономические блага являются неограниченными.
К общественным благам относят обеспечение безопасности государства.
К признакам общественных благ относят доступность для всех в одинаковом объёме.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
«Общественные блага – блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.
Общественные блага оплачиваются за счёт общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.
Заметим, что кроме общественных благ существуют ещё и общественные «антиблага» – явления, равномерно налагающие издержки на группу людей. В экономической теории для их обозначения применяется термин «внешние эффекты». Это нежелательные побочные продукты производства или потребления: тепличный эффект, при котором сгорание полезных ископаемых угрожает глобальной переменой климата; загрязнение воздуха, воды и почвы отходами химической промышленности, производством энергии или использованием автомобилей; кислотные дожди; радиоактивные выбросы из-за испытаний ядерного оружия; истончение озонового слоя.
Различают чистые общественные блага и чистые частные блага.
Чистое общественное благо – благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно.
Чистое частное благо – благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага может эффективно распределить рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю.
Целый ряд благ не являются ни чисто общественными, ни чисто частными. Например, услуги полиции, с одной стороны, представляют собой общественное благо, а с другой – раскрывая кражи со взломом, они оказывает частную услугу конкретному лицу.
Чистые общественные блага имеют две основные особенности.
1. Чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим, что при данном объёме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других.
2. Потребление чистых общественных благ не обладает исключительностью в потреблении, т. е. не является исключительным правом. Это означает, что потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления. Чистое общественное благо невозможно выпускать «мелкими порциями», которые можно было бы распродать через кассовый автомат». (Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова)
1. В чём, на взгляд авторов, заключается сущность общественных благ? Какова их главная особенность?
2. Авторы выделяют группу общественных «антиблаг». Укажите, опираясь на текст, объяснение смысла понятия «антиблага». Приведите, опираясь на текст, три любых примера. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «свободные (естественные) блага».
3. Авторы характеризуют чистые общественные блага и чистые частные блага. Опираясь на текст, приведите характеристики каждого из видов благ, проиллюстрируйте каждый вид благ одним конкретным примером.
4. На основании текста и знания обществоведческого курса проведите сравнение общественных и частных благ, приведя две общие позиции и две различные позиции.
Прочитайте текст и выполните задания 5-8.
«В основе определения общественных благ лежат их характерные свойства, такие как неисключаемость, неделимость и неконкурентность в потреблении. К общественным благам относятся прежде всего оборона государства, услуги по поддержанию правопорядка, строительство дорог, мостов, образование, здравоохранение, социальное обеспечение и многое другое. Именно они создают базу для развития человеческих ресурсов, улучшают качество жизненных показателей: образования, здоровья, квалификации, работоспособности и т.д. В дальнейшем такие ресурсы, участвуя в производстве, приносят доход, что обусловливает их трансформацию в человеческий капитал.
В современной экономической литературе понятие «человеческий капитал» сопряжено с накопленным богатством знаний и навыков, воплощённых в личности человека и приносящих ему доходы. Человеческий капитал очень важен как для личного, так и для общественного благосостояния, превратившись в наши дни в ведущий фактор экономического роста. Недаром Президент В.В. Путин в своём Бюджетном послании на 2014–2016 гг. выделяет социально-экономическую направленность дальнейшего развития страны и одним из приоритетных направлений называет непосредственное инвестирование бюджетных средств в человеческий капитал и инфраструктуру.
5. Как автор, ссылаясь на современную экономическую литературу, характеризует понятие «человеческий капитал»? Как он оценивает роль человеческого капитала в достижении экономического успеха? Почему фирмы, по мнению автора, всё чаще вкладывают средства в обучение персонала?
6. Какие три характерных свойства общественных благ названы в тексте? Используя обществоведческие знания, объясните сущность одного любого из них.
7. В тексте указывается, что одним из приоритетов социально-экономической политики нашей страны является развитие инфраструктуры. Используя факты общественной жизни, приведите два примера инвестиций в развитие инфраструктуры и объясните, как развитие инфраструктуры может влиять на экономический рост.
8. Автор утверждает, что на экономический рост влияют большие инвестиции в различные составляющие человеческого капитала. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения этого утверждения.
Тест 4. Экономика и экономическая наука
1. Найдите в приведенном ниже списке предметы изучения экономической науки.
формы взаимодействия государства и политических партий
методы рационального хозяйствования
пути устранения межнациональных конфликтов
способы внедрения ресурсосберегающих технологий
особенности научного познания
условия повышения эффективности производства
2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«В русском языке термин «_____» (А) имеет два значения. Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения рассматриваемого термина является понятие «_____» (Б). Во-вторых, этим термином обозначают _____ (В), которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные _____ (Г) для удовлетворения своих неограниченных _____ (Д). В экономической жизни есть три главных участника: семьи, фирмы и _____ (Е). Они взаимодействуют между собой через рынки факторов производства и потребительских товаров. Но все же главное из действующих лиц этой сферы жизни общества _____ (Ж). Именно ради удовлетворения его нужд должна осуществляться хозяйственная деятельность в любой стране».
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «микроэкономика».
- фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки; 5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
4. Обведите в приведенном списке проявления экономической сферы общественной жизни, и обведите цифры, под которыми они указаны.
победа на выборах оппозиционной партии
митинг в защиту конституции
снижение темпов промышленного роста
введение налога с продаж
учредительный съезд партии
5. Выберите верные суждения об экономике и экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Экономикой называют сферу хозяйственной деятельности, в которой осуществляется производство материальных благ.
Экономикой называют науку, изучающую общие закономерности хозяйственной деятельности человека.
Экономика как наука включает микроэкономику, мировую экономику, бухгалтерский учёт и аудит.
Современную постиндустриальную экономику называют экономикой знаний.
К функциям экономики относится регулирование межгосударственного взаимодействия.
6. Выберите верные суждения об экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Экономическая наука исследует выбор способов удовлетворения безграничных потребностей людей посредством рационального использования ограниченных ресурсов.
Раздел экономической науки, который изучает поведение отдельных экономических субъектов и состояние рынков, называется макроэкономикой.
Раздел экономической науки, который изучает функционирование экономики как единого целого, называется мировой экономикой.
Экономическая наука не рассматривает проблемы международных экономических отношений и мирового хозяйства.
Экономическая наука изучает общие закономерности процессов, связанных с производством экономических благ.
7. Выберите верные суждения об экономической науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Предметом экономической науки являются ресурсы, фирмы и домашние хозяйства.
Экономическая наука изучает экономические отношения на разных уровнях, включая поведение отдельных потребителей.
Экономическая наука изучает, как в условиях ограниченности ресурсов наиболее полно удовлетворить неограниченные потребности людей.
Составными частями экономической науки являются микроэкономика, макроэкономика и государственная экономика.
Экономическая наука рассматривает проблему выбора: что, как и при каких условиях производить.
8. Экономическая наука рассматривает проблему выбора: что, как и при каких условиях производить.
Установите соответствие между объектами изучения и разделами экономической науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Б) отраслевой рынок
Г) экономический рост
Д) поведение отдельных потребителей
РАЗДЕЛЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
9. Выберите верные суждения о понятии «экономика» и запишите цифры, под которыми они указаны.
Экономика охватывает отношения, связанные с производством и хозяйственной деятельностью людей.
Экономика – это совокупность видов деятельности, направленных на удовлетворение социальных потребностей людей.
Экономика включает любую деятельность, связанную с созданием материальных и духовных благ.
Экономика – это наука, изучающая определенные аспекты хозяйственной деятельности человека.
Экономикой называют комплексную науку, включающую исследование общественной жизни в ее целостности и полноте.
10. Установите соответствие между рассматриваемыми в экономической науке вопросами и уровнем экономического анализа: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) издержки производства и прибыль предприятия
Б) инфляция и безработица
В) конкуренция и монополия
Г) рациональное поведение потребителя
Д) бюджетная и налоговая политика
11. Запишите слово, пропущенное в таблице.
– Международная торговля, движение капиталов, международные валютные отношения
– Экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами, их деятельность и влияние на национальную экономику
12. Установите соответствие между объектами исследования и разделами экономической науки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) занятость и безработица
Б) состояние отдельных рынков
В) экономическое поведение людей
Г) темпы и факторы экономического роста
Д) цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ
13. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Экономика – многозначное понятие. С одной стороны, это _________(А) занимающаяся изучением хозяйственной деятельности и отношений, появляющихся в её процессе; а с другой – это _________(Б), то есть это сфера производительной деятельности, обеспечивающая жизнь общества, процесс создания материальных благ.
Существует два уровня экономика. Первый, _________(В), это хозяйственная деятельность в отдельно взятой стране или в мире в целом. Данная деятельность становится наиболее эффективной, если используются все возможности экономической _________(Г), предполагающей создание трансконтинентальных корпораций, различных экономических союзов предпринимателей. Немаловажное значение имеет также __________(Д), что значительно повышает качество выпускаемой продукции.
Второй уровень – это _________ (Е), то есть деятельность отдельных хозяйственных субъектов экономики (фирм, предприятий и других).
Оба уровня тесно взаимосвязаны, обеспечивают удовлетворение экономических и других материальных потребностей людей.»
- международное разделение труда;
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
14. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Одним из предметов изучения макроэкономики являются проблемы взаимодействия потребителей и производителей в условиях рынка.
Микроэкономика изучает роль государства в регулировании экономики.
Экономика как наука изучает способы хозяйствования, отношения между хозяйствующими субъектами.
Ученые изучают как общие закономерности функционирования экономики, так и локальные проблемы ведения рыночного хозяйства.
Экономика как наука зародилась в античные времена.
15. Выберите верные суждения об экономике как науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Экономику как науку иллюстрирует изучение способов использования ограниченных ресурсов.
Экономику как науку иллюстрирует производство товаров пищевой промышленности.
Экономика выступает как наука в процессе внедрения новых технологий в сельское хозяйство.
Экономика как наука включает совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей.
Экономика как наука включает материальное и нематериальное производство.
16. Установите соответствие между примерами и смыслами понятия «экономика»: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) дискуссия специалистов о путях проведения экономической реформы
Б) покупка товара в магазине
В) разработка планов развития национальной экономики
Г) открытие сети химчисток
Д) выплата налогов фирмой
СМЫСЛЫ ПОНЯТИЯ «ЭКОНОМИКА»
экономика как наука
экономика как хозяйство
17. Выберите верные суждения о функциях экономики как науки и запишите цифры, под которыми они указаны.
Изучение хозяйственной деятельности семьи, фирмы как субъектов экономических отношений является предметом микроэкономики.
Построение графической модели прогноза темпов экономического роста на долгосрочную перспективу иллюстрирует познавательно-объяснительную функцию экономической науки.
Особенности протекания экономических процессов на национальном уровне изучает макроэкономика.
Структурная реформа промышленности, основанная на результатах исследований перспективных тенденций мирового экономического развития, иллюстрирует реализацию производственно-преобразующей функции экономики как науки.
Экономика – это наука, которая исследует, как люди используют ограниченные ресурсы для удовлетворения своих потребностей в жизненных благах.
18. Установите соответствие между частями экономической науки и изучаемыми проблемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 14 апреля 2022 года; проверки требуют 4 правки.
Это словосочетание, которое употребляется во многих областях социальных наук, соответственно термином не является, включая психологию, социологию, антропологию, политологию, экономику и так далее.
Модель социальной идентичности
Результаты метаанализа также подтверждают, что социальная идентичность причинно-следственно предсказывает коллективные действия в различных контекстах. Кроме того, интегрированная SIMCA обеспечивает ещё одну важную роль социальной идентичности — роль психологического моста, формирующего коллективную основу, на основе которой может быть понята как коллективная эффективность, так и групповая несправедливость.