Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Результаты ОГЭ по русскому языку

После сдачи ОГЭ по русскому языку, ученик может получить максимально 33 балла. В результате, экзамен состоит из трех частей: изложения, теста и сочинения.

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Изменения в ОГЭ-2024

В 2024 году, изменения коснулись только двух предметов – русского языка и литературы. В ОГЭ по русскому языку, структура и содержание экзаменационной работы остались прежними.

Основные изменения коснулись заданий с кратким ответом – изменена их нумерация и добавлено 4 новых задания.

Также, изменения пришли к изложению и сочинению-рассуждению. Изложение оценивается теперь в 6 баллов вместо 7, а сочинение-рассуждение в 7 баллов вместо 9. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы остался на уровне 33 баллов.

Изменения в ОГЭ по литературе

В ОГЭ по литературе, изменения коснулись только системы оценивания. Новые критерии учитывают грамматические ошибки и добавлено уточнение критерия 4 оценивания выполнения заданий. Максимальный первичный балл за литературу уменьшился с 42 до 37 баллов.

Для более подробной информации о КИМ ОГЭ 2024, можно посетить сайт ФИПИ.

Основные задания экзамена

  • Изложение: 7 баллов
  • Тест: 7 баллов
  • Сочинение: 9 баллов
  • Грамматика: 10 баллов

Текст из 150–170 слов нужно прослушать и восстановить его, оставив ключевую информацию. Тест состоит из семи заданий с кратким ответом, где иногда требуется выбрать один вариант ответа или написать цифры или слова.

Задание 2: Грамматика русского языка

Грамматическая основа

Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это часть предложения, о которой что-то говорится, а сказуемое отвечает на вопрос что делает подлежащее?.

Виды односоставных предложений

Односоставные предложения состоят либо только из подлежащего, либо только из сказуемого. Например: Солнце светит. – подлежащее солнце, сказуемое светит.

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения дополняют основной смысл и могут быть различными частями речи. Например: Он читает книгу. – книгу является дополнением.

Однородные члены

Однородные члены однородны по смыслу и грамматическим признакам. Например: Он любит гулять и читать книги. – гулять и читать книги являются однородными по смыслу.

Обособленные члены и вводные конструкции

Обособленные члены это части предложения, выделенные запятыми. Вводные конструкции необходимо отделять запятыми от основной части предложения.

ССП, СПП

ССП (синтаксический связанный предикат) – сочетание глагола с такими словами как быть, стать и др. СПП (синтаксический подлежащее-предикатный) – сочетание глагола и дополнения.

Типы придаточных и типы подчинения придаточных

Существуют различные типы придаточных предложений: временные, уступительные, условные и др. Подчинение придаточных зависит от типа связи между главным и зависимым предложениями.

БСП

БСП (бессоюзное сложное предложение) – предложение, в котором отсутствует союзное слово и связь между частями устанавливается по смыслу или интонации.


Задание 3: Пунктуация

Форматирование текста с помощью правильной пунктуации играет важную роль в его понимании. Запятая используется для выделения частей предложения. Двоеточие указывает на последующее пояснение или перечисление. Тире используется для выделения второстепенной информации. Кавычки могут использоваться для цитат и выделения особенностей.


Задание 4: Связь в словосочетании

В словосочетании связь может быть осуществлена через согласование (по падежу, числу и роду), управление (отношение главного и зависимого слов), примыкание (слова стоят рядом без соединительных слов). Словосочетание можно трансформировать из одного типа связи в другой для изменения смысла.


Задание 5: Правописание и грамматика

Грамматические правила русского языка включают в себя правила написания гласных и согласных в корне слов, правила после шипящих, правописание приставок, суффиксов, окончаний и т. д. Важно также правильно использовать знак мягкости. Самостоятельные и служебные части речи могут писаться слитно, раздельно или через дефис. Падежное окончание существительного может меняться при использовании производного предлога.


Задание 6: Анализ текста

Анализ текста требует отметить фактическую информацию, важные моменты и ключевые аспекты содержания.


Задание 7: Средства выразительности

Метафоры, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности помогают придать тексту изящность и глубину. Фразеологизмы, сравнения и противопоставления также могут использоваться для усиления выраженности и эмоциональности текста.


Задание 8: Лексическое значение слова

Лексическое значение слова – это совокупность всех значений, которые оно может иметь в различных контекстах. Синонимы и антонимы помогают расширить словарный запас и точнее подобрать выражение. Просторечная и устаревшая лексика отличается от книжного и разговорного стиля.


Задание 9: Сочинение

Сочинение требует проявления вашей лингвистической культуры и умения анализировать текстовую информацию. Важно использовать аргументы из текста и жизненного опыта, чтобы подтвердить свои рассуждения. Объем работы должен быть не менее 70 слов, соблюдая правила пунктуации и грамматики.

Оценка творческой работы на экзамене

Примеры аргументов

  1. Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один из текста, другой из жизненного опыта.
  2. Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста.
  3. Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.
  4. Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.

Оценка смысловой цельности

  • Работа характеризуется полной смысловой цельностью и логической последовательностью изложения.
  • Работа имеет смысловую цельность, но допущена одна логическая ошибка или нарушение абзацного членения.
  • В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки или нарушение абзацного членения.
  • Есть нарушения в композиционной стройности и завершённости текста.

Оценка грамотности речи

  • Баллы за орфографию, пунктуацию, грамматику и речевые ошибки ставятся в зависимости от количества допущенных ошибок.
  • Суммарный объём изложения и сочинения должен составлять 140 слов или более для применения всех критериев.

Соблюдение языковых норм

Орфография

  • Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка.
  • Две-три ошибки.
  • Четыре и более ошибок.

Пунктуация

  • Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки.
  • Три-четыре ошибки.
  • Пять и более ошибок.

Грамматика

  • Ошибок в грамматике не обнаружено.
  • Были допущены некоторые грамматические ошибки.

Здесь представлены основные критерии оценки творческой работы на экзамене по русскому языку. Важно помнить о необходимости соблюдения языковых норм и логической последовательности в изложении. Удачи на экзамене!

Критерии оценивания сжатого изложения


Грамматических ошибок

  • Нет ошибок или одна ошибка

Допущены две ошибки

  • Две ошибки были допущены

Допущено три ошибки и более

  • Три или более ошибок были допущены

Соблюдение речевых норм

  • Нет ошибок или одна-две ошибки

Фактическая точность письменной речи

  • Нет фактических ошибок в изложении материала

Максимальное количество баллов

  • Максимальное количество баллов за изложение и сочинение

Критерии оценивания ОГЭ 2024 по русскому языку представлены в таблице. Практическая грамотность и фактическая точность оцениваются отдельно.


Критерии оцениванияБаллы
1Передача основного содержания2
2Сжатие исходного текста2
3Цельность и связность изложения2

Изложение должно быть логически цельным, иметь связность и последовательность. Работа не должна содержать логических ошибок и нарушений абзацного членения текста.


Подсчёт слов проводится по всем частям речи, включая служебные. Считается любая последовательность слов без пробелов. Инициалы с фамилией считаются одним словом. Цифры и другие символы не учитываются при подсчёте.


Примечание: если изложение содержит менее 70 слов, оно не будет засчитано и оценено нулевыми баллами.

Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значения.

Внимание!Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).

Критерии оценивания выполнения задания 13.1

Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:

– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов. Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1) Баллы

С1К1 Наличие обоснованного ответа

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более,илитезис не доказан,илидано рассуждение вне контекста задания,илитезис доказан на бытовом уровне 0

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента изтекста, верно указав их роль в тексте 3

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,илипривёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,илипривёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте 1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более одной логической ошибки,и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения 0

С1К4 Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 1

В работе нарушена композиционная стройность,и/илиработа не завершена,и/илив построении текста допущена одна ошибка и более 1

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 7

Критерии оценивания выполнения задания 13.2

Внимание!Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:

– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов.

Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2) Баллы

С2К1 Понимание смысла фрагмента текста

Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет 1

Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,илиэкзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,илиобъяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует 0

Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрациииз текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 3

Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрациюиз текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента 2

Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста 1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,илиэкзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть 0

С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения 2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 1

В работе нарушена композиционная стройность,и/илиработа не завершена,и/илив построении текста допущена одна ошибка и более 0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 7

Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:

– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов.

Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.

№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения натему, связанную с анализом текста (13.3) Баллы

С3К1 Толкование значения слова

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 1

Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его,илиэкзаменуемый дал неверное определение,илитолкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует 0

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,илиэкзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2

Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта 1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0

С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,нодопущена одна логическая ошибка,и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения 1

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 7

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.

Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.

Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше);

№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы

ГК1 Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки 2

Допущено две-три ошибки 1

Допущено четыре и более ошибки 0

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2

Допущены три-четыре ошибки 1

Допущено пять и более ошибок 0

ГК3 Соблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2

Допущены две ошибки 1

Допущено три и более ошибки 0

ГК4 Соблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2

ФК1 Фактическая точность письменной речи

Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 1

В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более 0

Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 9

Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.

Изменения в ОГЭ-2024

Свежие проекты КИМ основного государственного экзамена по большинству предметов не отличаются от прошлого года. Важные изменения в ОГЭ-2024 появились только в демоверсиях итогового собеседования, экзаменов по русскому языку и литературе.

Все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.

Преподаватели MAXIMUM Education Алина Романова и Галина Загоруйко проанализировали КИМ по русскому языку и литературе и объяснили, как нужно готовиться к экзаменам с учетом нововведений. Для подготовки к остальным предметам мы собрали все гайды ОГЭ, опубликованные в MAXIMUM Blog:

Приходите на курсы подготовки к ОГЭ в MAXIMUM Education, чтобы не только быть в курсе всех нововведений в ФИПИ, но и получить необходимую для испытания теорию, набить руку на заданиях экзаменационного формата и задать свои вопросы опытным преподавателям!

Критерии оценивания по ФИПИ

Объём сжатого изложения не менее 70 слов, но и не более 100. Здесь вы должны передать все три микротемы, поместить каждую в отдельный абзац и применить в каждом абзаце какой-нибудь способ сжатия. Максимальное количество баллов за сжатое изложение — 7.

Изложение оценивается по следующим критериям:

— Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы — 2 балла.

— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему — 1 балл.

— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы — 0 баллов.‍

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста — 3 балла.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста — 2 балла.

— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста — 1 балл.

— Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста — 0 баллов.‍

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.

— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.

Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Если ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. За частично верные ответы баллы не начисляются.

Сочинения 9.1–9.3

Объём — не менее 70 слов.

Ваша задача — правильно объяснить цитату, доказать своё мнение двумя примерами-аргументами из текста, указав роль этого примера, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса — 1 балл.

— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания или тезис доказан на бытовом уровне — 0 баллов.‍

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста — 0 баллов.‍

— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.‍

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.

— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.

Ваша задача — правильно объяснить смысл фрагмента текста, привести два примера из текста, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за это сочинение — 9.

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:‍

— Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет — 2 балла.

— Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации — 1 балл.

— Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.‍

— Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть — 0 баллов.‍

Ваша задача — правильно объяснить слово, привести два примера из текста или из текста и из жизни, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.

— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его — 2 балла.

— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его — 1 балл.

— Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.‍

— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста — 3 балла.

— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста — 2 балла.

— Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта — 1 балл.

— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента — 0 баллов.‍

— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.‍

Как оценивается грамматика

Количество ошибок в грамматике считают по изложению и сочинению вместе, то есть минимум за 140 слов. Если слов получилось меньше, то максимальная оценка по каждому критерию — 1 балл. Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по грамматике — 10.‍

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:‍

— Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки — 2 балла.

— Допущены две-три ошибки — 1 балл.

— Допущено четыре и более ошибки — 0 баллов.‍

— Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.

— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.

— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.‍

— Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка — 2 балла.

— Допущены две ошибки — 1 балл.

— Допущено три и более ошибки — 0 баллов.‍

— Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.

— Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет — 2 балла.

— Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов — 1 балл.

— Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов — 0 баллов.‍

Русский язык

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Алина Романова, преподаватель русского языка и руководитель отдела онлайн-преподавания в MAXIMUM Education, суммировала изменения в ОГЭ-2024 по русскому языку: «В контрольных измерительных материалах итогового собеседования изменений нет, однако уточнены критерии оценивания зачета. Сумма баллов за испытание сохраняется: 20 баллов, порог — 10 баллов и выше. В структуре КИМ ОГЭ по русскому языку произошли существенные изменения».

Новые задания

Экзамен теперь состоит из 13 заданий, а не из 9, как это было раньше. Изменения коснулись заданий с кратким ответом.

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Задание 2 расширено, появилось новое задание 3: теперь оба направлены на анализ синтаксической структуры текста. Хорошая новость в том, что подобные формулировки раньше были вперемешку в задании 2, а теперь разведены по разным заданиям — так проще готовиться.

Добавлено новое задание 4, которое проверяет знание пунктуационных правил и умение анализировать расстановку знаков препинания в предложениях. К каждому из трех пунктуационных правил будет необходимо подобрать верное предложение, которое могло бы быть его примером-иллюстрацией, в задании есть два лишних предложения.

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Внешне это задание напоминает номер 8 из ЕГЭ, а по содержанию приближено к форматному заданию 21 ЕГЭ, направленному на пунктуационный анализ текста. Прослеживается тенденция сближения форматов экзаменов 9-го и 11-го классов: ОГЭ всё больше и больше готовит к ЕГЭ.

Задание 5 представляет собой прежнее задание 3. Однако если в прошлых вариантах КИМ акцент был скорее на постановке запятой, то сейчас наблюдаем пример с тире. В примечании к заданию указано, что предметом поиска в предложении могут быть различные знаки препинания. Это значит, что 9-классникам необходимо в равной степени уделять внимание запятой, двоеточию и тире.

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Задание 6 на орфографический анализ — это старое задание 5. Оно осталось без изменений: всё такое же сложное и требует хорошей подготовки!

Новое задание 7 требует от школьников заполнения пропущенных букв в тексте. В задании рассматриваются орфографические правила в разных морфемах. В демонстрационном варианте представлено 9 пропусков и в ответе необходимо указать цифры, в которых пишется указанная в задании буква.

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Это задание напоминает фрагмент классического 1-го задания ВПР. Кроме того, формулировка с задачей указать цифры, в которых пишется одна и та же буква, сближает номер с заданиями ЕГЭ из блока «Орфография» (9–12), что подтверждает гипотезу о преемственности форматов ОГЭ и ЕГЭ.

Задание 8 — новое, оно проверяет знание грамматических норм и требует образовать верную морфологическую форму (множественное число) сложного слова. В ЕГЭ есть похожее задание, проверяющее знание морфологических норм, — номер 7.

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Задание 9 — это старое задание 4 на синтаксический анализ словосочетания. Задания 10, 11 и 12 также остались без изменений и соответствуют заданиям 6, 7, 8 прежней нумерации КИМ. Все три задания представляют собой работу с текстом.

Критерии оценивания и максимальный первичный балл

Помимо нумерации и содержания заданий с кратким ответом, изменены критерии оценки заданий с развернутым ответом и общий балл за экзамен.

Задания с кратким ответом оцениваются, как и прежде, в 1 балл, но их теперь 11 (задания 2–12). Поэтому за тестовую часть можно получить 11 баллов вместо прошлогодних 7. Изложение оценивается в 6 баллов вместо прежних 7: критерий ИК2 (сжатие исходного текста) теперь дает не 3 балла, а 2.

Ужесточились и критерии выставления баллов за сочинение-рассуждение. Теперь суммарно за него можно получить лишь 7 баллов, а не 9, как это было раньше. Критерий СК1 (тезис) теперь оценивается в 1 балл. Критерий СК4 (композиционная стройность работы) также дает 1 балл вместо прежних 2: теперь можно допустить не более одной ошибки в построении текста.

Несмотря на обширные изменения в ОГЭ-2024 по русскому языку, это не повод для переживаний для 9-классников. Тем, кто своевременно начнет подготовку к ОГЭ, не страшны никакие изменения!

Литература

Критерии оценивания огэ по русскому языку 2024 год

Уточнена система оценивания выполнения заданий 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 — критерий по аргументации (ранее К2) «переехал» в первый критерий, который теперь звучит так: «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации». Баллы за эти сочинения, соответственно, тоже понизились: в первых двух с 6 баллов до 4, в третьем — с 6 баллов до 5.

В большом сочинении 5.1–5.5 поменялись критерии орфографических, пунктуационных норм и грамотности (К6, К7, К8). Теперь «простить» могут только одну ошибку, после этого вместо максимального 1 балла вам поставят 0. Раньше допускалось по 2 ошибки на каждый критерий без потери балла. При этом количество максимальных баллов за задание осталось прежним.

В соответствии со всеми изменениями максимальный первичный балл за экзамен понизился с 42 до 37.

Новые произведения в кодификаторе

Также в кодификатор были добавлены новые произведения. Теперь на ОГЭ могут встретиться:

Что значат изменения в ОГЭ-2024 по литературе

У 9-классников уменьшились шансы на ошибку. Помимо того, что нужно тщательно следить за соблюдением правил русского языка в большом сочинении, набрать необходимый порог стало куда сложнее из-за понижения максимального балла.

Одновременно в ЕГЭ произошли глобальные изменения — из экзамена убрали всю первую половину XIX века вместе с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. В связи с этим есть большая вероятность, что проверку знаний по не самым простым произведениям, как «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» и «Герой нашего времени», будут осуществлять именно на ОГЭ. Они и раньше значились в кодификаторе, но теперь им стоит уделить больше внимания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *