Результаты ОГЭ по русскому языку
После сдачи ОГЭ по русскому языку, ученик может получить максимально 33 балла. В результате, экзамен состоит из трех частей: изложения, теста и сочинения.
Изменения в ОГЭ-2024
В 2024 году, изменения коснулись только двух предметов – русского языка и литературы. В ОГЭ по русскому языку, структура и содержание экзаменационной работы остались прежними.
Основные изменения коснулись заданий с кратким ответом – изменена их нумерация и добавлено 4 новых задания.
Также, изменения пришли к изложению и сочинению-рассуждению. Изложение оценивается теперь в 6 баллов вместо 7, а сочинение-рассуждение в 7 баллов вместо 9. Максимальный первичный балл за выполнение всей работы остался на уровне 33 баллов.
Изменения в ОГЭ по литературе
В ОГЭ по литературе, изменения коснулись только системы оценивания. Новые критерии учитывают грамматические ошибки и добавлено уточнение критерия 4 оценивания выполнения заданий. Максимальный первичный балл за литературу уменьшился с 42 до 37 баллов.
Для более подробной информации о КИМ ОГЭ 2024, можно посетить сайт ФИПИ.
Основные задания экзамена
- Изложение: 7 баллов
- Тест: 7 баллов
- Сочинение: 9 баллов
- Грамматика: 10 баллов
Текст из 150–170 слов нужно прослушать и восстановить его, оставив ключевую информацию. Тест состоит из семи заданий с кратким ответом, где иногда требуется выбрать один вариант ответа или написать цифры или слова.
Задание 2: Грамматика русского языка
Грамматическая основа
Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее – это часть предложения, о которой что-то говорится, а сказуемое отвечает на вопрос что делает подлежащее?.
Виды односоставных предложений
Односоставные предложения состоят либо только из подлежащего, либо только из сказуемого. Например: Солнце светит. – подлежащее солнце, сказуемое светит.
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения дополняют основной смысл и могут быть различными частями речи. Например: Он читает книгу. – книгу является дополнением.
Однородные члены
Однородные члены однородны по смыслу и грамматическим признакам. Например: Он любит гулять и читать книги. – гулять и читать книги являются однородными по смыслу.
Обособленные члены и вводные конструкции
Обособленные члены это части предложения, выделенные запятыми. Вводные конструкции необходимо отделять запятыми от основной части предложения.
ССП, СПП
ССП (синтаксический связанный предикат) – сочетание глагола с такими словами как быть, стать и др. СПП (синтаксический подлежащее-предикатный) – сочетание глагола и дополнения.
Типы придаточных и типы подчинения придаточных
Существуют различные типы придаточных предложений: временные, уступительные, условные и др. Подчинение придаточных зависит от типа связи между главным и зависимым предложениями.
БСП
БСП (бессоюзное сложное предложение) – предложение, в котором отсутствует союзное слово и связь между частями устанавливается по смыслу или интонации.
Задание 3: Пунктуация
Форматирование текста с помощью правильной пунктуации играет важную роль в его понимании. Запятая используется для выделения частей предложения. Двоеточие указывает на последующее пояснение или перечисление. Тире используется для выделения второстепенной информации. Кавычки могут использоваться для цитат и выделения особенностей.
Задание 4: Связь в словосочетании
В словосочетании связь может быть осуществлена через согласование (по падежу, числу и роду), управление (отношение главного и зависимого слов), примыкание (слова стоят рядом без соединительных слов). Словосочетание можно трансформировать из одного типа связи в другой для изменения смысла.
Задание 5: Правописание и грамматика
Грамматические правила русского языка включают в себя правила написания гласных и согласных в корне слов, правила после шипящих, правописание приставок, суффиксов, окончаний и т. д. Важно также правильно использовать знак мягкости. Самостоятельные и служебные части речи могут писаться слитно, раздельно или через дефис. Падежное окончание существительного может меняться при использовании производного предлога.
Задание 6: Анализ текста
Анализ текста требует отметить фактическую информацию, важные моменты и ключевые аспекты содержания.
Задание 7: Средства выразительности
Метафоры, эпитеты, олицетворения и другие средства выразительности помогают придать тексту изящность и глубину. Фразеологизмы, сравнения и противопоставления также могут использоваться для усиления выраженности и эмоциональности текста.
Задание 8: Лексическое значение слова
Лексическое значение слова – это совокупность всех значений, которые оно может иметь в различных контекстах. Синонимы и антонимы помогают расширить словарный запас и точнее подобрать выражение. Просторечная и устаревшая лексика отличается от книжного и разговорного стиля.
Задание 9: Сочинение
Сочинение требует проявления вашей лингвистической культуры и умения анализировать текстовую информацию. Важно использовать аргументы из текста и жизненного опыта, чтобы подтвердить свои рассуждения. Объем работы должен быть не менее 70 слов, соблюдая правила пунктуации и грамматики.
Оценка творческой работы на экзамене
Примеры аргументов
- Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один из текста, другой из жизненного опыта.
- Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста.
- Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта.
- Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента.
Оценка смысловой цельности
- Работа характеризуется полной смысловой цельностью и логической последовательностью изложения.
- Работа имеет смысловую цельность, но допущена одна логическая ошибка или нарушение абзацного членения.
- В работе просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки или нарушение абзацного членения.
- Есть нарушения в композиционной стройности и завершённости текста.
Оценка грамотности речи
- Баллы за орфографию, пунктуацию, грамматику и речевые ошибки ставятся в зависимости от количества допущенных ошибок.
- Суммарный объём изложения и сочинения должен составлять 140 слов или более для применения всех критериев.
Соблюдение языковых норм
Орфография
- Орфографических ошибок нет, или допущена одна ошибка.
- Две-три ошибки.
- Четыре и более ошибок.
Пунктуация
- Пунктуационных ошибок нет, или допущены одна-две ошибки.
- Три-четыре ошибки.
- Пять и более ошибок.
Грамматика
- Ошибок в грамматике не обнаружено.
- Были допущены некоторые грамматические ошибки.
Здесь представлены основные критерии оценки творческой работы на экзамене по русскому языку. Важно помнить о необходимости соблюдения языковых норм и логической последовательности в изложении. Удачи на экзамене!
Критерии оценивания сжатого изложения
Грамматических ошибок
- Нет ошибок или одна ошибка
Допущены две ошибки
- Две ошибки были допущены
Допущено три ошибки и более
- Три или более ошибок были допущены
Соблюдение речевых норм
- Нет ошибок или одна-две ошибки
Фактическая точность письменной речи
- Нет фактических ошибок в изложении материала
Максимальное количество баллов
- Максимальное количество баллов за изложение и сочинение
Критерии оценивания ОГЭ 2024 по русскому языку представлены в таблице. Практическая грамотность и фактическая точность оцениваются отдельно.
№ | Критерии оценивания | Баллы |
---|---|---|
1 | Передача основного содержания | 2 |
2 | Сжатие исходного текста | 2 |
3 | Цельность и связность изложения | 2 |
Изложение должно быть логически цельным, иметь связность и последовательность. Работа не должна содержать логических ошибок и нарушений абзацного членения текста.
Подсчёт слов проводится по всем частям речи, включая служебные. Считается любая последовательность слов без пробелов. Инициалы с фамилией считаются одним словом. Цифры и другие символы не учитываются при подсчёте.
Примечание: если изложение содержит менее 70 слов, оно не будет засчитано и оценено нулевыми баллами.
Правильное выполнение каждого из заданий 2–12 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания, и полностью совпадает с эталоном ответа. Порядок следования символов при записи ответов на задания 2, 3, 5–7, 10, 11 не имеет значения. Порядок следования символов при записи ответа на задание 4 имеет значения.
Внимание!Практическая грамотность письменной речи экзаменуемого и фактическая точность его письменной речи оцениваются отдельно (таблица 6).
Критерии оценивания выполнения задания 13.1
Сочинение по всем критериям С1К1–С1К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе цитаты, отличной от цитаты в задании 13.1 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов. Ответ на задание 13.1 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (13.1) Баллы
С1К1 Наличие обоснованного ответа
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 1
Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. В понимании тезиса допущена одна фактическая ошибка и более,илитезис не доказан,илидано рассуждение вне контекста задания,илитезис доказан на бытовом уровне 0
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента изтекста, верно указав их роль в тексте 3
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,илипривёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,илипривёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,илиэкзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,нодопущено более одной логической ошибки,и/илиимеется два случая нарушения абзацного членения 0
С1К4 Композиционная стройность работы
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 1
В работе нарушена композиционная стройность,и/илиработа не завершена,и/илив построении текста допущена одна ошибка и более 1
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 7
Критерии оценивания выполнения задания 13.2
Внимание!Сочинение по всем критериям С2К1–С2К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе фрагмента текста, отличного от фрагмента текста в задании 13.2 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.2) Баллы
С2К1 Понимание смысла фрагмента текста
Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет 1
Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но в интерпретации допущена одна ошибка и более,илиэкзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста,илиобъяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует 0
Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрациииз текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента 3
Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрациюиз текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента 2
Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера- иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента,илиэкзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть 0
С2К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:– логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;– в работе нет нарушений абзацного членения 2
Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 1
В работе нарушена композиционная стройность,и/илиработа не завершена,и/илив построении текста допущена одна ошибка и более 0
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С2К1–С2К4 7
Сочинение по всем критериям С3К1–С3К4 оценивается нулём баллов:
– если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный текст;– если сочинение написано на основе ключевого понятия, отличного от ключевого понятия в задании 13.3 выполняемого варианта;– если в сочинении менее 70 слов.
Ответ на задание 13.3 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям.
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения натему, связанную с анализом текста (13.3) Баллы
С3К1 Толкование значения слова
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его 1
Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его,илиэкзаменуемый дал неверное определение,илитолкование слова (выражения) в работе экзаменуемого отсутствует 0
Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта,илиэкзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста 3
Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста 2
Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта 1
Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента 0
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения,нодопущена одна логическая ошибка,и/илив работе имеется одно нарушение абзацного членения 1
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 7
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице 7 нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 и более слов.
Если суммарный объём изложения и сочинения составляет 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла:
ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 99 и менее слов, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участник экзамена выполнил только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 и более слов, то грамотность оценивается по таблице 7;– если в работе 100–139 слов, то по критерию ФК1 работа оценивается нулём баллов, а по каждому из критериев ГК1–ГК4 не может быть выставлено более 1 балла (см. выше);
№ Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого Баллы
ГК1 Соблюдение орфографических норм
Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки 2
Допущено две-три ошибки 1
Допущено четыре и более ошибки 0
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
Допущены три-четыре ошибки 1
Допущено пять и более ошибок 0
ГК3 Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка 2
Допущены две ошибки 1
Допущено три и более ошибки 0
ГК4 Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок 2
ФК1 Фактическая точность письменной речи
Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 1
В изложении материала или употреблении терминов допущена одна фактическая ошибка и более 0
Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по критериям ФК1, ГК1–ГК4 9
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, – 33.
Изменения в ОГЭ-2024
Свежие проекты КИМ основного государственного экзамена по большинству предметов не отличаются от прошлого года. Важные изменения в ОГЭ-2024 появились только в демоверсиях итогового собеседования, экзаменов по русскому языку и литературе.
Все изменения в КИМ, в том числе включение новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др. Корректировка системы оценивания выполнения заданий призвана повысить дифференцирующую способность конкретных заданий и экзаменационной работы в целом.
Преподаватели MAXIMUM Education Алина Романова и Галина Загоруйко проанализировали КИМ по русскому языку и литературе и объяснили, как нужно готовиться к экзаменам с учетом нововведений. Для подготовки к остальным предметам мы собрали все гайды ОГЭ, опубликованные в MAXIMUM Blog:
Приходите на курсы подготовки к ОГЭ в MAXIMUM Education, чтобы не только быть в курсе всех нововведений в ФИПИ, но и получить необходимую для испытания теорию, набить руку на заданиях экзаменационного формата и задать свои вопросы опытным преподавателям!
Критерии оценивания по ФИПИ
Объём сжатого изложения не менее 70 слов, но и не более 100. Здесь вы должны передать все три микротемы, поместить каждую в отдельный абзац и применить в каждом абзаце какой-нибудь способ сжатия. Максимальное количество баллов за сжатое изложение — 7.
Изложение оценивается по следующим критериям:
— Экзаменуемый точно передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы — 2 балла.
— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил одну микротему — 1 балл.
— Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более одной микротемы — 0 баллов.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия текста, использовав их на протяжении всего текста — 3 балла.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия двух микротем текста — 2 балла.
— Экзаменуемый применил один или несколько приёмов сжатия одной микротемы текста — 1 балл.
— Экзаменуемый не использовал приёмы сжатия текста — 0 баллов.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; в работе нет нарушений абзацного членения текста — 2 балла.
— Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста — 1 балл.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Если ответ неверный или отсутствует — 0 баллов. За частично верные ответы баллы не начисляются.
Сочинения 9.1–9.3
Объём — не менее 70 слов.
Ваша задача — правильно объяснить цитату, доказать своё мнение двумя примерами-аргументами из текста, указав роль этого примера, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса — 1 балл.
— Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания или тезис доказан на бытовом уровне — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста — 0 баллов.
— В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста — 0 баллов.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет — 2 балла.
— Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста — 1 балл.
— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.
Ваша задача — правильно объяснить смысл фрагмента текста, привести два примера из текста, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за это сочинение — 9.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста:
— Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента. Ошибок в интерпретации нет — 2 балла.
— Экзаменуемый дал в целом верное объяснение содержания фрагмента, но допустил одну ошибку в его интерпретации — 1 балл.
— Экзаменуемый дал неверное объяснение содержания фрагмента текста или экзаменуемый допустил две или более ошибки при интерпретации содержания фрагмента текста или объяснение содержания фрагмента в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-иллюстрации из текста, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-иллюстрацию из текста, соответствующий объяснению содержания данного фрагмента — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл пример(ы) не из прочитанного текста — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-иллюстрации, объясняющего содержание данного фрагмента, или экзаменуемый привёл в качестве примера-иллюстрации данную в задании цитату или её часть — 0 баллов.
Ваша задача — правильно объяснить слово, привести два примера из текста или из текста и из жизни, доказывающих ваше объяснение, и сохранить структуру сочинения-рассуждения. Максимальное количество баллов за сочинение — 9.
— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение и прокомментировал его — 2 балла.
— Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) дал определение, но не прокомментировал его — 1 балл.
— Экзаменуемый дал неверное определение или толкование слова в работе экзаменуемого отсутствует — 0 баллов.
— Экзаменуемый привёл два примера-аргумента: один пример-аргумент приведён из прочитанного текста, а другой — из жизненного опыта или экзаменуемый привёл два примера-аргумента из прочитанного текста — 3 балла.
— Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из прочитанного текста — 2 балла.
— Экзаменуемый привёл пример(ы)-аргумент(ы) из жизненного опыта — 1 балл.
— Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента — 0 баллов.
— В работе допущено две и более ошибки в построении текста — 0 баллов.
Как оценивается грамматика
Количество ошибок в грамматике считают по изложению и сочинению вместе, то есть минимум за 140 слов. Если слов получилось меньше, то максимальная оценка по каждому критерию — 1 балл. Максимальное количество баллов за сочинение и изложение по грамматике — 10.
Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого:
— Орфографических ошибок нет, или допущено не более одной ошибки — 2 балла.
— Допущены две-три ошибки — 1 балл.
— Допущено четыре и более ошибки — 0 баллов.
— Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.
— Допущены три-четыре ошибки — 1 балл.
— Допущено пять и более ошибок — 0 баллов.
— Грамматических ошибок нет, или допущена одна ошибка — 2 балла.
— Допущены две ошибки — 1 балл.
— Допущено три и более ошибки — 0 баллов.
— Речевых ошибок нет, или допущено не более двух ошибок — 2 балла.
— Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет — 2 балла.
— Допущена одна ошибка в изложении материала или употреблении терминов — 1 балл.
— Допущено две и более ошибки в изложении материала или употреблении терминов — 0 баллов.
Русский язык
Алина Романова, преподаватель русского языка и руководитель отдела онлайн-преподавания в MAXIMUM Education, суммировала изменения в ОГЭ-2024 по русскому языку: «В контрольных измерительных материалах итогового собеседования изменений нет, однако уточнены критерии оценивания зачета. Сумма баллов за испытание сохраняется: 20 баллов, порог — 10 баллов и выше. В структуре КИМ ОГЭ по русскому языку произошли существенные изменения».
Новые задания
Экзамен теперь состоит из 13 заданий, а не из 9, как это было раньше. Изменения коснулись заданий с кратким ответом.
Задание 2 расширено, появилось новое задание 3: теперь оба направлены на анализ синтаксической структуры текста. Хорошая новость в том, что подобные формулировки раньше были вперемешку в задании 2, а теперь разведены по разным заданиям — так проще готовиться.
Добавлено новое задание 4, которое проверяет знание пунктуационных правил и умение анализировать расстановку знаков препинания в предложениях. К каждому из трех пунктуационных правил будет необходимо подобрать верное предложение, которое могло бы быть его примером-иллюстрацией, в задании есть два лишних предложения.
Внешне это задание напоминает номер 8 из ЕГЭ, а по содержанию приближено к форматному заданию 21 ЕГЭ, направленному на пунктуационный анализ текста. Прослеживается тенденция сближения форматов экзаменов 9-го и 11-го классов: ОГЭ всё больше и больше готовит к ЕГЭ.
Задание 5 представляет собой прежнее задание 3. Однако если в прошлых вариантах КИМ акцент был скорее на постановке запятой, то сейчас наблюдаем пример с тире. В примечании к заданию указано, что предметом поиска в предложении могут быть различные знаки препинания. Это значит, что 9-классникам необходимо в равной степени уделять внимание запятой, двоеточию и тире.
Задание 6 на орфографический анализ — это старое задание 5. Оно осталось без изменений: всё такое же сложное и требует хорошей подготовки!
Новое задание 7 требует от школьников заполнения пропущенных букв в тексте. В задании рассматриваются орфографические правила в разных морфемах. В демонстрационном варианте представлено 9 пропусков и в ответе необходимо указать цифры, в которых пишется указанная в задании буква.
Это задание напоминает фрагмент классического 1-го задания ВПР. Кроме того, формулировка с задачей указать цифры, в которых пишется одна и та же буква, сближает номер с заданиями ЕГЭ из блока «Орфография» (9–12), что подтверждает гипотезу о преемственности форматов ОГЭ и ЕГЭ.
Задание 8 — новое, оно проверяет знание грамматических норм и требует образовать верную морфологическую форму (множественное число) сложного слова. В ЕГЭ есть похожее задание, проверяющее знание морфологических норм, — номер 7.
Задание 9 — это старое задание 4 на синтаксический анализ словосочетания. Задания 10, 11 и 12 также остались без изменений и соответствуют заданиям 6, 7, 8 прежней нумерации КИМ. Все три задания представляют собой работу с текстом.
Критерии оценивания и максимальный первичный балл
Помимо нумерации и содержания заданий с кратким ответом, изменены критерии оценки заданий с развернутым ответом и общий балл за экзамен.
Задания с кратким ответом оцениваются, как и прежде, в 1 балл, но их теперь 11 (задания 2–12). Поэтому за тестовую часть можно получить 11 баллов вместо прошлогодних 7. Изложение оценивается в 6 баллов вместо прежних 7: критерий ИК2 (сжатие исходного текста) теперь дает не 3 балла, а 2.
Ужесточились и критерии выставления баллов за сочинение-рассуждение. Теперь суммарно за него можно получить лишь 7 баллов, а не 9, как это было раньше. Критерий СК1 (тезис) теперь оценивается в 1 балл. Критерий СК4 (композиционная стройность работы) также дает 1 балл вместо прежних 2: теперь можно допустить не более одной ошибки в построении текста.
Несмотря на обширные изменения в ОГЭ-2024 по русскому языку, это не повод для переживаний для 9-классников. Тем, кто своевременно начнет подготовку к ОГЭ, не страшны никакие изменения!
Литература
Уточнена система оценивания выполнения заданий 1.1/1.2, 2.1/2.2, 3.1/3.2 — критерий по аргументации (ранее К2) «переехал» в первый критерий, который теперь звучит так: «Понимание предложенного текста и привлечение его для аргументации». Баллы за эти сочинения, соответственно, тоже понизились: в первых двух с 6 баллов до 4, в третьем — с 6 баллов до 5.
В большом сочинении 5.1–5.5 поменялись критерии орфографических, пунктуационных норм и грамотности (К6, К7, К8). Теперь «простить» могут только одну ошибку, после этого вместо максимального 1 балла вам поставят 0. Раньше допускалось по 2 ошибки на каждый критерий без потери балла. При этом количество максимальных баллов за задание осталось прежним.
В соответствии со всеми изменениями максимальный первичный балл за экзамен понизился с 42 до 37.
Новые произведения в кодификаторе
Также в кодификатор были добавлены новые произведения. Теперь на ОГЭ могут встретиться:
Что значат изменения в ОГЭ-2024 по литературе
У 9-классников уменьшились шансы на ошибку. Помимо того, что нужно тщательно следить за соблюдением правил русского языка в большом сочинении, набрать необходимый порог стало куда сложнее из-за понижения максимального балла.
Одновременно в ЕГЭ произошли глобальные изменения — из экзамена убрали всю первую половину XIX века вместе с Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. В связи с этим есть большая вероятность, что проверку знаний по не самым простым произведениям, как «Мертвые души», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» и «Герой нашего времени», будут осуществлять именно на ОГЭ. Они и раньше значились в кодификаторе, но теперь им стоит уделить больше внимания.