Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Ночью в армии

После регистрации вы можете задавать вопросы и отвечать на них, зарабатывая деньги. Ознакомьтесь с правилами, будем рады видеть вас в числе наших экспертов!

Можно ли в армии ходить в туалет ночью?

Пиши ответы и зарабатывай! Вамбер платит до 2.5 руб. за каждый ответ. Всё что нужно – это пройти регистрацию и писать хорошие ответы. Платим каждый месяц на сотовый телефон или yoomoney (Яндекс Деньги). Правила здесь.

Деньги на новый год и праздники

  • 8 800 200-66-96

    • 39 256 заявок
    • до 111 дней
  • 8 800 250-0-520

    • 17 943 заявок
    • до 365 дней
  • 8 800 2000 000

    • 12 162 заявок
  • 8 800 775-54-54

Фотосинтез и ночью

Растения ночью выделяют кислород и абсорбируют углекислый газ в процессе фотосинтеза. Однако, в ночное время активность фотосинтеза снижается, поскольку растения не получают энергию от солнечного света. Вместо этого, они осуществляют клеточное дыхание, выделяя углекислый газ и поглощая кислород.

Примеры предложений с использованием слова ночью

Данное слово может выступать в предложении как существительное, либо как наречие (всё зависимости от контекста), но у него всегда единственный вариант переноса: Но-чью.

  1. Ночью туман настолько сгустился, что в десяти шагах ничего не было видно.
  2. Да, ночью прошел такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь.
  3. Вопрос некорректный и не ясен. Пожалуйста, уточните, что вы имеете в виду.
  4. В десяти метрах видимость стала очень низкой из-за густого тумана.

Вопросы для проверки знаний

  1. Укажите верное утверждение: Односоставное предложение – это предложение, в котором:
    • нет второстепенных членов предложения.
    • грамматическая основа состоит из одного главного члена предложения.
  2. Какое предложение является односоставным?
    • 1) С каждым днём рассвет наступает всё раньше.
  3. Какое предложение не является односоставным?
    • 3) Ясное морозное утро.
  4. Укажите односоставное предложение:
    • 2) Стояла ясная морозная ночь.
  5. Укажите определённо-личное предложение:
    • 3) Егорушке дали миску и ложку.

БСП с сочинительной связью

Как определить БСП с сочинительной связью между простыми в нём. БСП с сочинительной связью между простыми в нём – это такие предложения, в которых стоят между простыми запятые или точка с запятой (они похожи на ССП, только без союзов между простыми).

ЗАПЯТАЯ ставится при перечислении, одновременности или последовательности событий. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится, если хотя бы одно из простых распространено, имеет знаки препинания:

  • Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабея, то исчезали. (И. Тургенев) (Каждое простое само тоже распространено однородным членами).

Описание особенностей сказуемых в простых предложениях

Отличаем от составного глагольного сказуемого комбинации глаголов движения с инфинитивом, обозначающим цель действия, и сочетания двух глаголов, выражающих действия разных лиц. Эти сочетания не являются составным глагольным сказуемым.

Анализ предложений:

Зачем садовод осенью при первых ночных заморозках поджигает разложенные по саду кучи влажного мусора?

  • Верно утверждение 1) Предложение 1 простое двусоставное.

Осенние ночные заморозки — это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо.

  • Верно утверждение 2) В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.

Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом.

  • Так как предложение содержит три основы, неверно утверждение 3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.

Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю.

  • Обстоятельства, которые есть в предложении, относятся к разным сказуемым, поэтому неверно утверждение 4) Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.

Он расстилается над садом, образуя некое одеяло, которое препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

  • Верно утверждение 5) Во второй части предложения 5 грамматическая основа — которое препятствует (и) отражает.

Практическое применение

Как определить СПП. В СПП простые предложения соединены при помощи подчинительных союзов (это все вопросы — как, который, когда и пр., и союзы типа так как, потому что, чтобы и др.),от одного предложения (главного) можно задать вопрос к другому (придаточному).

  • Мери сказала, ЧТО идет в город заложить обручальное кольцо. (Мери сказала ЧТО? От главного задаём вопрос к придаточному. Обратите внимание: речь в обоих предложениях идёт о Мери, но во втором есть подчинительный союз ЧТО, поэтому это уже другое предложение).

Вопрос

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

  1. Предложение 1 простое двусоставное.
  2. В предложении 2 содержатся однородные составные именные сказуемые.
  3. Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
  4. Предложение 4 осложнено однородными обстоятельствами.
  5. Во второй части предложения 5 грамматическая основа — которое препятствует и отражает.

Важность составного глагольного сказуемого

В составном глагольном сказуемом обязательно есть инфинитив (неопределённая форма глагола), в котором сосредоточено лексическое значение сказуемого, его семантика.

Вспомогательная часть является носителем лишь грамматических значений и может быть выражена:

  • модальными глаголами (хотеть, мочь, желать и т. п.)
  • фазовыми, обозначающими какой-либо этап в протекании действия — его начало, продолжение или конец (начать, продолжить, закончить, стал, придётся, пытался, решил и др.)
  • краткими прилагательными (рад, готов, склонен, способен и др.)
  • модальными словами (нужно, надо, нельзя, можно, необходимо и др.)

Главные типы предложений

Грамматическая основа предложения

Односоставные предложения

Неопределенно-личные предложения

Это односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые передают действия неопределенного субъекта. В таких предложениях главный член выражается глаголом в форме 3 лица множественного числа.

Примеры:

  • Пришли(они) поздно.
  • Придут (они) поздно.

Полные и неполные предложения

Осложнённое предложение

Типы сложных предложений

Интересные факты о предложениях

Тире ставится для противопоставления предложений и для соединения слов во времени или условии. Простые предложения могут быть противопоставлены по смыслу, можно поставить союзы А или НО.

Примеры:

  • Весна сажает – осень собирает (А осень собирает).
  • Любишь кататься – люби и саночки возить (ЕСЛИ любишь, условие).
  • Сыр выпал – с ним была плутовка такова (быстрая смена событий).
  • Молвит слов – соловей поёт (как соловей поёт).

Типы вспомогательных глаголов

  1. Глаголы, показывающие протекание действия во времени:
  • Начал, начинать, перестать, продолжать и др.

Пример: Он начал писать книгу. Мы перестали что-либо понимать.

  1. Модальные глаголы:
  • Мочь, желать, намереваться. Стремиться и др.

Пример: Я хочу учиться. Они не могут летать.

  1. Краткие прилагательные и некоторые существительные в роли вспомогательных глаголов:
  • Рад, должен, горазд, способен, намерен, властен; охотник, мастер и др.

Пример: Она рада познакомиться с вами. Вы должны выполнить это поручение. Я не мастер шить.

Части предложений

Подлежащее

Подлежащее предложения может быть выражено любой частью речи:

Способ выражения (часть речи)Примеры
Имя существительноеКнига — источник знаний.
Имя прилагательноеСытый голодного не разумеет.
МестоимениеЯ грамотей и стихотворец.
Имя числительноеСемеро одного не ждут.

Словосочетание Примеры Фразеологизмов

Неделимое словосочетание Словосочетание Примеры Фразеологизмов (устойчивые сочетания слов) в стране активно развивается сельское хозяйство. Получался настоящий заколдованный круг, из которого трудно было вырваться.

Составные Географические Названия или Термины

Садовое кольцо находится далеко от нас. По небу, усеянному звездами, широкой полосой протянулся Млечный путь.

Неопределенно-Качественное Слово или Собирательное Существительное + Им.Сущ. в Род. Падеже

Несколько человек стояли возле двери. Как мало нас от битвы уцелело! Большинство учащихся справились с сущ. в Им. п. + сущ. в Тв. п. Отец с сыном шли впереди. Мы с тобой тогда все на речке сидели, рыбу удили. Полчаса спустя Базаров с Аркадием вошли в гостиную


Определение СПП

Как определить ССП. В СПП простые предложения соединены при помощи сочинительных союзов (И, А, НО, ИЛИ и др.), не зависят друг от друга, между ними можно поставить точку. Будьте внимательны! Сочинительные союзы ставятся и между однородными членами; в ССП обязательно должно быть не менее двух грамматических основ. Нежная, но твердых очертаний ладонь озарилась солнцем, и мальчик сжал пальцы в кулак.

Назывное Предложение

Назывное предложение – это односоставное предложение с главным членом-подлежащим. В назывных предложениях сообщается о существовании и наличии предмета. Главный член назывного предложения выражается формой И. п. существительного: Бессонница. Гомер. Тугие паруса. В состав назывных предложений могут входить указательные частицы вон, вот, а для введения эмоциональной оценки – восклицательные частицы ну и, какой, вот так: Какая погода! Ну и дождь! Вот так гроза! Распространителями назывного предложения могут быть согласованные и несогласованные определения: Поздняя осень.

Составное Именное Сказуемое

В составном именном сказуемом вместо инфинитива используется имя (существительное, прилагательное, числительное и др. части речи, кроме глагола), а в роли глагола-связки может выступать:

  • слово быть
  • слова стать, становиться, делаться, казаться и др.
  • какой-либо глагол, чаще всего стоять, сидеть, расти, жить и др.

Примеры:

  • Был учителем
  • Была в шляпе
  • Казался умным
  • Стал героем
  • Жил недорослем
  • Пришла усталая

Грамматическая Основа Предложения

Грамматическая основа предложения – это…


Безличные Предложения и Назвные Предложения

Главный член безличного предложения может быть сходен по структуре с простым глагольным сказуемым и выражается:

  1. безличным глаголом, единственная синтаксическая функция которого – быть главным членом безличных односоставных предложений: Холодает / холодало / будет холодать.
  2. личным глаголом в безличной форме: Темнеет.
  3. глаголом быть и словом нет в отрицательных предложениях: Ветра не было / нет.

Назывные Предложения

Примеры:

  • Назывное имя существительное: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Двадцать первое. Понедельник. Утро.

(1)Известно, что гелий впервые обнаружили в 1868 году не на Земле, а на Солнце, в спектре солнечной короны. (2)Почти через три десятилетия этот элемент был найден и на Земле. (3)Но на нашей железокремниевой планете относительное содержание гелия в десятки миллиардов раз меньше, чем во Вселенной, где гелий занимает второе после водорода место. (4)На Земле вообще нет областей, в которых гелий скапливался бы в большом количестве. (5)Тем не менее он рассеян по планете и присутствует повсюду: в атмосфере, океане, земной коре. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) 2) 3) 4) 5) гелий обнаружили (предложение 1) элемент найден (предложение 2) относительное содержание гелия (предложение 3) гелий скапливался бы (предложение 4) он рассеян присутствует (предложение 5)

Определите, к какому виду сложного предложения относятся эти примеры: сложноподчиненному или сложносочиненному? • Мать уже наготовила на утро и легла спать, когда я вернулся из театра. • Я знал: это не может продолжаться слишком долго. • Снежинки легким пухом ложились на ладонь, и мир вокруг застыл в белоснежном великолепии. • Я вышел на опушку леса спустя час, но путешественников и след простыл. • Я быстро нашел место, где гнездились кукушки.

4. Безличные предложения Главный член безличного предложения стоит в форме 3-го лица единственного числа (в настоящем или будущем времени изъявительного наклонения) или среднего рода единственного числа (в прошедшем времени изъявительного наклонения и в условном наклонении) – это так называемая безличная форма. Безличные – нет и не может быть подлежащего. Мне холодно. – Кто? Что? холодно? В доме не было порядка. Не слышно ни звука. Ничего не было известно. У него не было отца. Мне было жаль. Безличные предложения обозначают: 1) бессубъектные состояния, действующего лица нет и быть не может: На улице темнеет. 2) действия, происходящие помимо воли субъекта: Меня знобит . 3) действия, при описании которых само действие важнее, чем его производитель: Волной смыло лодку.

1. ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ — это такие односоставные предложения с главным членом сказуемым, которые обозначают действия или состояния участников речи — говорящего или собеседника. • Сказуемое в таком предложении — главный член, который выражается формой 1 или 2 лица глаголов единственного или множественного числа. Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Определённо-личные – можно подставить местоимения Я, МЫ, ТЫ, ВЫ – Утром (Я) встаю в 7 часов утра. Сказуемое в определенно-личных предложениях можно выразить в таких формах: • расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем;иду, • идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти. Такие предложения по своему значению близки к двусоставным. Почти всегда их можно переформулировать в двусоставное предложение, если подставить подлежащие: я, мы, ты или вы.

• 2. (1)Книжный термин «инициал» происходит от латинского слова «initialis», что в переводе означает «начальный». (2)Так называют заглавную букву увеличенного размера, начинающую собой текст книги, главы или отдельный абзац. (3)В русской традиции инициал чаще всего именуют буквицей. (4)Буквица может быть шрифтовой или декорированной, одноцветной или красочной, но, как бы она ни была исполнена, первое и главное её назначение – привлечь внимание читателя к началу текста. (5)Графически буквица напоминает птичье гнездо в кроне дерева весенней порой – даже издалека оно бывает различимо в сплетении ветвей. Укажите верные варианты ответов. 1) Грамматическая основа во второй части предложении 1 – означает. 2) Предложение 2 осложнено обособленным определением. 3) Предложение 3 односоставное безличное. 4) В предложении 4 три грамматические основы. 5) Во второй части сложного предложения 5 составное глагольное сказуемое. Запишите номера ответов

Подлежащим является главный член предложения, обозначающий предмет речевого высказывания и отвечающий на вопросы: «кто? что?». Значение подлежащего определить очень просто – это то, о чем говорится в предложении. • Подлежащее обозначает действующее лицо (предмет) и отвечает на вопрос кто? что? Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ЕМУ, ИМ отвечают на вопрос кому? и подлежащим не являются: Мне не нравится этот цвет (в этом предложении подлежащим является цвет, так как он совершает действие). • Если в предложении есть глагол, найти подлежащее легко, достаточно от глагола задать вопрос кто? что? (уехал кто? – старший, раздавалось что? – «ау», кружили кто? – белые мухи). • В других случаях следует просто ответить на вопрос о чем говорится в предложении? – о конце сентября (в данном случае не спросишь что делал конец сентября?)

3. В обобщённо-личных предложениях говорится о действии, которое приписывается всём и каждому в отдельности. В этих предложениях главный член выражен так же, как в определённо– или неопределённо-личном предложении: глаголом в форме 2 лица единственного числа изъявительного и повелительного наклонений или в форме 3 лица множественного числа изъявительного наклонения: • Любишь кататься – люби и саночки возить. • Цыплят по осени считают. Такие предложения представлены в пословицах, поговорках, крылатых фразах, афоризмах. К обобщённо-личным относятся и предложения типа: Выходишь иногда на улицу и удивляешься прозрачности воздуха. Говорящий для придания обобщённого смысла вместо формы 1 лица употребляет форму 2 лица.

4. Осложненные предложения. Простые предложения могут быть осложнены: Однородными членами Обособленными членами (определением,приложением, обстоятельством, дополнением) Вводными словами и конструкциями Обращением Уточняющими и пояснительными членами Сравнительными оборотами

• Обособленное обстоятельство Обособленное ОБСТОЯТЕЛЬСТВО – это обстоятельства, выделенные интонационно и пунктуационно. Обстоятельства отвечают на вопросы ГДЕ? КУДА?КОГДА? ОТКУДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? и КАК? Обособленные обстоятельства могут быть выражены: 1) одиночным деепричастием Пошумев, река успокоилась. 2) деепричастным оборотом Мужики, увидев помещика, сняли шапки. 3) сравнительным оборотом Голова у нее острижена, как у мальчишки. 4) оборотом с предлогом НЕСМОТРЯ НА Несмотря на яркое солнце, горели фонари.

(1)Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали. (3)Утром туман начал слегка расползаться. (4)Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (5)Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.

Способы выражения Примеры ИНФИНИТИВ Готовиться к экзамену не так-то просто. Грубить — плохая привычка. ПРИЧАСТИЕ Побеждают только верящие. НАРЕЧИЕ Наконец пришло и послезавтра СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ «И» – это союз. МЕЖДОМЕТИЕ Далече грянуло ура!

• Обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами существительными с производными предлогами БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, ВВИДУ, ВСЛЕДСТВИЕ, ПРИУСЛОВИИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.п. • В комнате Елены, благодаря плотным занавескам, было почти темно. • Дети, вопреки морозу, вышли погулять. • Детям, по причине малолетства, не определили никаких должностей.

Как отличить сложное предложение от простого. Находим грамматические основы. Ели основа одна – это простое предложение, если две и более – сложное. • Я видел листву не только золотую но и фиолетовую и коричневую. • Стоял апрель мы жили в Ялте.

Как определить БСП. В БСП простые предложения соединены при помощи знаков препинания и интонации, между ними нет союзов. Пример. • Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день. Как определить БСП с подчинительной связью между простыми в нём. • БСП с подчинительной связью между простыми в нём – это такие предложения, в которых стоят между простыми тире или двоеточие (они похожи на СПП, только без союзов между простыми).

3. Полные и неполные предложения.

Как определить сложное предложение с разными видами связи между частями. В сложном предложении с разными видами связи между частями есть и ССП, и СПП, и БСП. Нужно находить грамматически основы и смотреть, как они соединены. • В саду было просторно И росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, ТАК ЧТО теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями. Союз И соединяет два простых в ССП, запятой нет, так как общий второстепенный член «в саду». Союз ТАК ЧТО соединяет главное и придаточное в СПП. Двоеточие ставится между частями БСП.

• Обособленное определение 1. Обособленное согласованное распространённое ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это выделяемый запятыми причастный оборот или выделяемое запятыми имя прилагательное с зависимыми словами. Старушка, /поглядывающая на него из-за перегородки/, не могла знать этого. 2. Обособленное согласованное нераспространённое ОПРЕДЕЛЕНИЕ – это выделяемое запятыми одиночное имя прилагательное или причастие. Вечером, усталый, я возвращался домой.

I. (1)О торфе в последнее время начали много говорить в связи с подземными пожарами. (2)Торфяные пожары, которые практически нельзя потушить, характерны для второй половины лета, когда в результате длительной засухи верхний слой торфа просыхает до относительной влажности 25–100 %. (3)Они опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка его не всегда заметна: можно провалиться в прогоревший торф. (4)Признаками подземного пожара являются характерный запах гари, дым, сочащийся местами из почвы, горячая земля. (5)Специалисты не рекомендуют самостоятельно тушить торфяной пожар, лучше обойти его стороной, двигаясь против ветра, чтобы дым не затруднял ориентирование. Укажите верные варианты ответов. 1) Предложение 1 односоставное безличное. 2) В сложном предложении 2 четыре грамматические основы. 3) Грамматическая основа последней части сложного предложения 3 – провалиться. 4) В предложении 4 составное именное сказуемое. 5) В предложении 5 есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. Запишите в ответ номера выбранных вариантов.

II. Выделите грамматические основы предложений. Определите типы односоставных предложений. 1. При первом рассвете выходим по одному в разные стороны в ельник за белками (Пришвин). 2. Собирают клюкву поздней осенью (Пришвин). 3. По такой лыжне без лыж полверсты не пройдёшь (Пришвин). 4. В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам (Гончаров). 5. В жаркую летнюю пору лошадей выгоняют у нас на ночь кормиться в поле (Тургенев). 6. Нигде не найдёшь в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня (Пришвин). 7. Другого сторожа на место Антипича не назначили (Пришвин). 8. Темнело быстро, по-осеннему (Паустовский). 9. В лесах было холодно (Паустовский). 10. Документов при нём не найдено (Лавренев).

Синтаксический анализ. Прочитайте текст. (1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов — их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. 2) Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. 3) В предложении 3 три грамматические основы. 4) Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное. 5) Грамматическая основа предложения 5 — особенность стала.

(1)Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали. (3)Утром туман начал слегка расползаться. (4)Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (5)Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 1) 2) 3) 4) 5) Ничего не было видно (предложение 1) Судно остановилось (предложение 2) Туман начал (предложение 3) Поля зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4) Не столкнуться (и) остановиться (предложение 5)

!!! При выделении составного глагольного сказуемого учащиеся часто допускают ошибки, связанные с неумением разграничивать так называемые субъектный и объектный инфинитивы. Дело в том, что инфинитив как особая форма глагола может выступать в качестве любого члена предложения: • Курить — здоровью вредить. • Доктора запретили ему курить. • Его привычка курить ему повредила. • Он вышел покурить. Во втором предложении инфинитив часто включают в состав глагольного сказуемого. Как избежать подобных ошибок? Дело в том, что сказуемое обозначает действие, совершаемое субъектом, т. е. подлежащим. Поэтому оба глагола — и спрягаемая часть, и инфинитив — должны обозначать действие одного и того же субъекта (лица), в этом случае инфинитив входит в состав сказуемого. Если же эти глагольные формы обозначают действия разных лиц, то инфинитив, естественно, в состав сказуемого не входит.

2.Односоставные предложения Односоставное предложение —это простое предложение, в котором имеется только ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ ЧЛЕНОВ: подлежащее или сказуемое. Ночь. Улица. Фонарь. Люблю грозу в начале мая. Принесли почту. В дверь постучали. Каких только птиц не увидишь в весеннем лесу! В комнате тихо. Хорошо бродить по осеннему лесу!

!!! Этот тип сказуемого труден для выделения по нескольким причинам. Во-первых, связку БЫТЬ следует отличать от глагола БЫТЬ, имеющего два значения: • «находиться» Я была в библиотеке. • «иметься» У меня была интересная книга. При наличии таких значений сказуемое является простым глагольным. Во-вторых, при знаменательной связке составное именное сказуемое можно перепутать с простым глагольным сказуемым. СРАВНИ: Лес стоит праздничный, нарядный. – Дом стоит на перекрёстке. Отец и мальчики сидят без неё голодные. – Все сидят на своих местах. Он пришёл с работы раздражённый. – Он пришёл с работы поздно.

• СРАВНИ: • Он хотел учиться. = он хотел, он учился. • Родители заставили его учиться. = родители заставили, он учился. Следовательно, в первом предложении инфинитив входит в состав сказуемого, а во втором является дополнением. Следует иметь в виду, что в подобных предложениях объект подразумевается: • Колючие звёзды мешают уснуть = звёзды мешают, а спать будут люди.

Главный член, сходный по структуре с составным глагольным сказуемым, может иметь следующее выражение: 1) модальный или фазисный глагол в безличной форме + инфинитив: За окном стало темнеть. 2) глагол-связка быть в безличной форме (в наст. вр. в нулевой форме) + наречие + инфинитив: Жаль / было жаль расставаться с друзьями. Пора собираться в дорогу.

Главный член, сходный по структуре именным сказуемым, выражается: с составным 1) глагол-связка в безличной форме + наречие: Было жаль старика. На улице становилось свежо . 2) глагол-связка в безличной форме + краткое страдательное причастие: В комнате было накурено . Особую группу среди безличных ют инфинитивные предложения: Ему завтра дежурить . Всем встать ! предложений образу-

• При первом рассвете ВЫХОДИМ по одному в разные стороны в ельник за белками. (Определенно-личное). • СОБИРАЮТ клюкву поздней осенью. (Обобщенно-личное) • По такой лыжне без лыж полверсты НЕ ПРОЙДЕШЬ. (Обобщенно-личное) • В Обломовке ВЕРИЛИ всему: и оборотням, и мертвецам. (Обобщенно-личное) • В жаркую летнюю пору лошадей ВЫГОНЯЮТ у нас на ночь кормиться в поле. (Неопределенно-личное) • Нигде НЕ НАЙДЁШЬ в лесу жизни более обильной и страстной, как возле старого пня. (Неопределенно-личное) • Другого сторожа на место Антипича НЕ НАЗНАЧИЛИ. (Неопределенноличное) • ТЕМНЕЛО быстро, по-осеннему (безличное) • В лесах было ХОЛОДНО (безличное) • Документов при нём НЕ НАЙДЕНО. (безличное)

• Обособление – интонационное (в письменной речи пунктуационное) выделение членов предложения, чаще всего второстепенных, с помощью которого в предложении образуется добавочное сообщение. Сконфуженный Миронов поклонился ему в спину. Сконфуженный, Миронов поклонился ему в спину.

3. (1)Трудно придумать более сильный эпитет для обозначения точного образа, чем «зеркальный». (2)О близнецах или о детях и их родителях говорят, что они словно зеркальное отражение друг друга. (3)В информационных технологиях используются «зеркальные серверы», которые беспрерывно копируют друг друга, чтобы информация, которая там хранится, была всегда тождественна. (4)Несмотря на это, отражение отнюдь не является равным образу. (5)Известно, что в зеркале правое становится левым, а сходство отражения и образа сродни не столько точному подобию, сколько сходству противоположностей. Укажите верные варианты ответов. 1) Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением. 2) Предложение 2 сложносочинённое. 3) В предложении 3 четыре грамматические основы. 4) Сказуемое в предложении 4 составное именное. 5) В состав предложения 5 входят односоставные предложения: безличное и неопределённо-личное.

Типы сложных предложений Примерные заданий, которые могут быть предложены по данной теме. • укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения; • укажите варианты ответов, в которых верно определены ССП (сложноподчинённые предложения); • укажите варианты ответов, в которых верно определены СПП (сложноподчинённые предложения) • укажите варианты ответов, в которых верно определены БСП (бессоюзные сложные предложения) • укажите варианты ответов, в которых верно определены сложные предложения с разными видами связи между частями; • укажите варианты ответов, в которых верно определена подчинительная связь между частями БСП; • укажите варианты ответов, в которых верно определена сочинительная связь между частями БСП.

• ОБОСОБЛЕННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Обособленное ПРИЛОЖЕНИЕ – это выделяемое запятыми или тире определение, выраженное одиночным существительным или существительным с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? Его комната, настоящая, разве что слишком маленькая, но обычная комната, мирно покоилась в своих четырех знакомых стенах. Особенность приложения в том, что оно характеризует предмет, дает ему другое название. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОПРЕДЕЛЯЕМОЕ СЛОВО И ПРИЛОЖЕНИЕ ДАЮТ РАЗНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПРЕДМЕТА.

фазисные глаголы со значением начала, продолжения и завершения действия (стать, начать, начинать, продолжать, продолжить, собираться, перестать, кончать, закончить, бросить и пр.); модальные глаголы со значением желания, намерения, волеизъявления (хотеть, желать, уметь, мочь, стараться, стремиться, надеется, думать, намереваться и пр.); глаголы, выражающие эмоциональное состояние (бояться, стыдиться, решить, любить, стесняться, ненавидеть, осмелиться и пр.); краткие имена прилагательные (рад, горазд, должен, намерен, готов, способен, волен); слова категории состояния (надо, нельзя, можно, нужно); имена существительные (мастер, мастерица, охотник, любитель, любительница, умелец и пр.); некоторые безличные глаголы (следует, стоит, требуется).

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

13.02.2024. Тест. Русский язык, 9 класс

Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Для успешного выполнения тестирования необходимо повторить теоретический материал на стр. 126-128

Список вопросов теста

Определите вид подчинения придаточных в предложении или выберите другой тип предложения:

Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса

Варианты ответов

Замечательная особенность этого червя состоит в том, что его тело покрыто своего рода бахромой, содержащей множество волосков, которые переливаются всеми цветами радуги.

Вопрос 3

В мировой художественной литературе немало примеров того, как с помощью слова можно описать музыку и те сложные впечатления, которые возникают у слушателя при восприятии музыкального произведения.

Вопрос 4

Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы.

Вопрос 5

Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что возник некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-⁠то — устным.

Вопрос 6

Если нет, то напрашивается предположение, что радужное свечение её меха либо отпугивает врагов, либо приманивает добычу.

Вопрос 7

Когда мы в жизни произносим слова, мы всегда представляем себе то действие или тот предмет, которые они обозначают.

Вопрос 8

Определите вид подчинения придаточных в сложноподчиненном предложении или выберите другой тип предложения:

Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке.

Вопрос 9

До чего же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг, как зеленый шелк.

Вопрос 10

Укажите цифры (без пробелов, без запятых), на месте которых должны стоять запятые:

Синцов (1) долго не мог ни у кого узнать (2) когда же пойдет тот поезд на Минск (3) с которым ему предстояло отправляться.

Вопрос 11

Медведь так полюбил Никиту (1) что (2) когда он уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух.

Вопрос 12

Медведь так полюбил Никиту (1) что (2) когда он уходил куда-либо (3) то зверь тревожно нюхал воздух.

Вопрос 13

Кучер Трофим (1) наклоняясь (2) к переднему окну (3) сказал моему отцу (4) что дорога стала тяжела (5) что нам не доехать засветло до Парашина (6) что мы запоздаем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *