Урок 27 соц статус роль конфликт база

Итоговая контрольная работа по обществознанию

При выполнении заданий с выбором ответа (А1 – А20) запишите цифру правильного ответа (1,2,3,4)

В узком смысле слова под обществом надо понимать

  1. конкретный этап в развитии народа
  2. территорию, имеющую четкие границы
  3. социальную организацию страны
  4. часть материального мира

В широком смысле слова под обществом надо понимать

  1. группу любителей почтовых марок
  2. всех жителей данного города
  3. учеников средней школы № 4
  4. совокупность форм объединения людей

Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Понятие общество применимо к любой исторической эпохе.

Б. Общество возникло раньше, чем появилось государство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Человека от животного отличает

  1. наличие мозга
  2. наличие инстинктов
  3. развитая кисть руки
  4. способность мыслить

Что свойственно человеку и животному?

  1. целенаправленная деятельность
  2. наличие инстинктов и рефлексов
  3. наличие развитого мозга
  4. членораздельная речь

Верны ли следующие суждения о природе?

А. Природа – совокупность естественных условий обитания человека.

Б. Природа – это мир, созданный человеком.

Что из перечисленного относится к политической сфере общества?

  1. выплата пенсий
  2. выставка картин
  3. съезд партии
  4. продажа акций завода

К сфере политико-правовых отношений можно отнести контакты между

  1. милиционером, едущим в автобусе, и пассажирами автобуса
  2. кандидатом в депутаты и учителем в школе, где учится его сын
  3. молодым человеком и инвалидом в метро
  4. владельцем угнанного автомобиля и участковым милиционером

Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

А. Духовная сфера включает отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления.

Б. Социальная сфера охватывает отношения между гражданином и органами власти.

– небольшой островок, оторванный от цивилизации. Его жители собирают плоды, ловят рыбу, сами изготавливают себе одежду и домашнюю утварь. Они живут большими семьями, главами которых являются старшие мужчины. Распоряжение главы семьи является обязательным для домочадцев. К какому типу относится общество К.?

– Для традиционного общества характерна развитая система промышленного производства.

– В индустриальном обществе основной отраслью экономики является сельское хозяйство.

Какая тенденция является основой в развитии современного общества?

Что из перечисленного относится к глобальным проблемам человечества?

  1. переход к постиндустриальному обществу
  2. развитие массовой культуры
  3. исчезновение биологических видов
  4. глобализация мировой экономики

Учитель на родительском собрании, говоря о Васе П., отметил его способность контролировать своё поведение, нести ответственность и решать проблемы, подчеркнул его сильную волю и самостоятельность в поступках. То есть он охарактеризовал Васю как

Предписанным статусом не является

К объектам материальной культуры относятся

  1. нормы поведения

Верны ли следующие суждения об образовании?

Принципы российского образования

Одним из принципов российского образования является обязательность высшего профессионального образования.

Одним из принципов российского образования также является запрещение дискриминации в сфере образования.

Выберите верное утверждение:

  1. Верно только утверждение А
  2. Верно только утверждение Б
  3. Верны оба утверждения
  4. Оба утверждения неверны

Тип культуры без автора

У представителей какого типа культуры нет автора? Этот тип культуры включает мифы, легенды, эпос, песни и танцы.

Выберите правильный ответ:

  1. Массовая культура
  2. Народная культура
  3. Элитарная культура
  4. Поп-культура

Категории добро и зло

К какой области относятся категории добро и зло?

Социальный статус

Проверьте следующие утверждения о социальном статусе и определите их верность:

А. Каждый человек выполняет только одну социальную роль в определённый период своей жизни.

Б. Социальный статус человека определяется при его рождении и не может быть изменён в течение жизни.

Соответствие между общественной сферой и отношениями

Установите соответствие между общественной сферой и отношениями, которые она регулирует. Запишите в таблицу выбранные цифры.

Общественная сфераОтношения
А) поставщика сырья и производителя товара
Б) избирателя и кандидата в депутата
В) лидера парламентской фракции и члена партии
Г) покупателя и продавца

Потребности человека в безопасности

Найдите и выпишите номер характеристики, которая не относится к потребностям человека в безопасности:

  1. Стремление сохранить свою жизнь
  2. Обезопасить своё жилище от вторжения
  3. Потребность в отсутствии насилия над личностью
  4. Потребность в воспроизводстве рода
  5. Уверенность в завтрашнем дне

Итоговая контрольная работа

Пройдите тестирование и запишите цифру правильного ответа в контрольной работе.

Определение общества

В узком смысле слова под обществом надо понимать:

  1. Политическую организацию данной страны
  2. Социальную организацию данной страны
  3. Танцевальный коллектив

В широком смысле под обществом надо понимать:

  1. Всё человечество
  2. Рабовладельческое общество
  3. Спортивный коллектив
  4. Население страны

Свойства человека и животного

Что одновременно характерно и человеку, и животному?

  1. Наличие инстинктов и рефлексов
  2. Целенаправленная деятельность
  3. Наличие членораздельной речи
  4. Способность к коллективной деятельности

Влияние природы на общество

Окажывает ли природная среда влияние на человеческое общество?

  1. Природная среда не оказывает абсолютно никакого влияния на человеческое общество.
  2. Природа оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие общества.

Экономическая сфера общества

Что относится к экономической сфере общества?

  1. Предвыборная компания
  2. Создание произведений искусства
  3. Научное открытие
  4. Создание материальных благ

Политическая сфера общества

К какой области относятся отношения между инспектором ГИБДД и водителем?

Судейство в сферах общественной жизни

Политическая и экономическая сферы

Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?

A. Политическая сфера включает в себя отношения между людьми по вопросам воспитания подрастающего поколения.

Б. Экономическая сфера включает производство, потребление, распределение материальных и духовных ценностей.

  1. Верно только A
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Типы обществ

Б. Основу экономики государства Б. составляет промышленное производство, существует множество корпораций и фирм. К какому типу принадлежит это общество?

  1. Традиционному
  2. Индустриальному
  3. Постиндустриальному
  4. Информационному

Верны ли суждения о типах общества?

A. Основным сектором экономики в традиционном обществе является сельское хозяйство.

Б. При переходе к индустриальному обществу значительно возрастает роль научных знаний.

  1. Верно только A
  2. Верно только Б
  3. Верны оба суждения
  4. Оба суждения неверны

Глобальные проблемы современности

Что из перечисленного относится к глобальным проблемам современности?

  1. Повышение роли образования в жизни человека
  2. Усовершенствование технологии
  3. Увеличение продолжительности жизни человека
  4. Распространение алкоголизма и наркомании

Психологические концепты

Учитель на родительском собрании, говоря о Маше С., отметил её творческий подход к решению проблем, оригинальность в любом виде деятельности и неповторимые особенности её письменных работ по литературе. То есть он охарактеризовал Машу как

  1. Индивида
  2. Индивидуальность
  3. Субъекта
  4. Личность

Культурные аспекты

Желание и возможность приобрести товары и услуги

  1. Орудия труда
  2. Нормы поведения
  3. Церемонии
  4. Традиции

Верны ли следующие суждения о массовой культуре?

А. Массовая культура выражает вкусы высокообразованных слоёв населения.

Б. Массовая культура доступна и понятна всем слоям населения, независимо от уровня образования.

Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей – критики, искусствоведы, высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?


Ценности и нормы

Нормы морали в отличие от норм права

  1. Регулируются государством
  2. Касаются только определённой группы людей
  3. Регулируют поведение всех людей
  4. Изменяются в связи со сменой правительства

А. Социальный статус указывает место человека в обществе, а социальная роль – способ его поведения.

Б. Социальный статус человека может изменяться с течением времени.


Сравнение моральных и религиозных норм

В приведённом списке указаны черты сходства моральных и религиозных норм и отличия моральных норм от религиозных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт различия.

  1. Выполняют функцию регулятора поведения человека
  2. Возникли до появления государства
  3. Основаны на мнении людей о правильном поведении
СходствоРазличие
1.
2.
3.

Уровни образования

  1. Начальное общее образование
  2. Дошкольное образование
  3. Основное общее образование
  4. Среднее общее образование
  5. Высшее образование

Правильный уровень образования:

  • Начальное общее образование
  • Дошкольное образование
  • Основное общее образование
  • Среднее общее образование
  • Высшее образование

Понятие общества

Под обществом в узком смысле слова следует понимать:

  1. Территорию, имеющую определённые границы
  2. Социальную организацию страны
  3. Объединение любителей старинных книг
  4. Политическую организацию государства

Отношения в обществе

  • Производитель товара и его покупателя
  • Учитель и ученик
  • Глава соседнего государства
  • Правонарушитель и адвокат

Особенности общества

Данное общество характеризуется:

  • Работой органов здравоохранения в экономической сфере
  • Динамической системой элементов, взаимодействующих друг с другом

Глобальные проблемы

Глобальные проблемы человечества:

  • Рост народонаселения планеты
  • Кризис перепроизводства
  • Переход к постиндустриальному обществу

Характеристики личности

Человека как личность характеризует:

  • Активная жизненная позиция
  • Физическое и психическое здоровье
  • Свойства темперамента

К формам чувственного познания относится

К объектам нематериальной культуры можно отнести

  1. жилые дома

  2. орудия труда

. Верны ли следующие суждения о народной культуре?

А. Мы всегда можем установить автора произведения народной культуры.

Б. Народная культура – это результат коллективного творчества.

Достижения этого типа культуры доступны немногим высокообразованным людям. Для людей с низким уровнем образования её произведения кажутся непонятными и скучными. О каком типе культуры идёт речь?

Выражение «муки совести» относится к области

А. Высокий социальный статус накладывает на его носителя определённые обязательства, ограничивающие его поведение.

Б. Принадлежность человека к определённой национальности является проявлением его предписанного статуса.

При выполнении задании с кратким ответом (В1 – В5) ответ необходимо записать в месте, указанном в тексте задания

В приведённом списке указаны черты традиционного общества и черты индустриального общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт традиционного, а во вторую колонку – порядковые номера черт индустриального общества.

  1. передача знаний непосредственно от стариков к молодёжи

  2. развитие сети образовательных учреждений

  3. господство религии

  4. бурное развитие науки, совершение научных открытий

Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

А) съёмки нового телесериала

Б) открытие приюта для бездомных

В) научное открытие

Г) выплата пенсий

Ниже приведён ряд понятий. Все они, за исключением одной, относятся к характеристике индустриального общества. Найдите и выпишите номер характеристики, выпадающей из этого ряда.

  1. активное развитие науки, 2) большая роль религии, 3) развитая система промышленного производства, 4) большую часть населения страны составляют промышленные рабочие, 5) широкое развитие системы образовательных учреждений.

Правильно выполненные задания В оцениваются следующим образом: 2 балла – нет ошибок, 1 балл – допущена одна ошибка, 0 баллов – допущены две или более ошибок.

Общее количество баллов за всю работу – 25.

– на оценку «2» – от 0 до 7 баллов;

– на оценку «3» – от 8 до 14 баллов;

– на оценку «4» – от 15 до 19 баллов;

– на оценку «5» – от 20 до 24 баллов.

КАК НЕ СОВЕРШИТЬ ОШИБОК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ? Воспитание здоровой адаптивной личности в сегодняшнем мире сфокусировано на стимули- ровании у ребенка собственной активности и осознанности: понимании себя, умении выражать свои мысли и желания, любопытстве к самостоятельному изучению окружающего мира, форми- ровании опыта принятия самостоятельных решений. Ребенок может совершать ошибки — чтобы в дальнейшем найти пути преодоления их последствий. В воспитании детей тоже могут быть допущены ошибки. Ниже приведены некоторые ошибки воспитания и действенные советы по их преодолению. Ú Ошибки воспитания Советы по воспитанию ■ Долгие разлуки ■ Ребенок воспримет отсутствие родителя менее тяжко, если с ребенком без объяс- будет знать, что его любят. Расставаясь с ребенком на долгое нения ему, что его время, следует всегда объяснять ему причины вашего отсут- любят, а разлука связана ствия как до разлуки, так и после нее с определенными обстоя- тельствами ■ Эмоциональная холод- ■ Важно проявлять к ребе Less

Статусный набор – совокупность всех статусов, которыми человек обладает в отдельный момент времени.

Примеры: – подросток 15 лет, сын, внук и брат в своей большой семье, гражданин России, ученик средней школы, житель крупного города, капитан школьной футбольной команды;

Социальный статус, который дается человеку навсегда, помимо его воли и желания, который им не контролируется и от которого добровольно отказаться нельзя (пол, национальность, система родства, место рождения, социальное происхождение, расовая (этническая) принадлежность и т. п.).

Это статус, приобретенный благодаря своим собственным усилиям; в результате свободного выбора и целенаправленных действий. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, личностными способностями.

Примеры: – студент, менеджер, доктор наук, жена/муж, мать, чемпион мира по шахматам, рок-звезда;

– человек написал диссертацию на соискание степени кандидата экономических наук, защитил ее на диссертационном совете, ему была присвоена научная степень кандидата экономических наук;

Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения служат важным показателем чего?

Соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества, степень их распространения служат важным показателем цивилизованности, демократизма данного общества.

Например, гражданство можно получить от рождения по праву крови или почвы, но можно получить и по собственному желанию. Однако, даже зная историю конкретного человека, не всегда можно определить вид статуса. Например, такие статусы, как безработный, беженец, осужденный, человек обычно получает не по желанию. Такие статусы называются смешанными.

С чем связан естественный статус?

Связан с биологическими особенностями человека (пол, возраст, раса).

Социальная роль – определенный тип поведения человека, соответствующий его статусу, связанный с реализацией прав и выполнением обязанностей.

Примеры:- гражданин, труженик, член семьи;

– начальник, общаясь с подчиненным в рамках выполняемых трудовых функций, будет выражать свою позицию с властной стороны, связанной с занимаемым должностным положением. Он будет ожидать не демократичного обсуждения плюсов и минусов своей позиции, а выполнения подчиненным директивного указания, данного начальником.

Назовите и поясните виды ролей. Приведите примеры каждого вида ролей.

Роли могут быть формальными и неформальными.

Формальные роли предписаны человеку каким-либо учреждением, зафиксированы в специальных документах.

Примеры:- продавец, студент, гражданин – формальные роли.- приятель, жених, попутчик – неформальные роли.

Эти роли различаются также по степени четкости и подробности правил их исполнения. Формальные роли обычно определены более точно, чем неформальные.

Например, у военнослужащего особыми правилами и уставами предопределены почти все его действия, а роль влюбленного каждый исполняет по-своему.

Социальная роль – это динамическая характеристика или статичная?

Обществоведы называют социальную роль динамической стороной социального статуса.

Ролевой набор – набор ролей, которые одновременно выполняет человек (например, мать – в семье и сотрудница – в трудовом коллективе).

Приведите примеры основных (базовых) и ситуационных ролей.

Основные (базовые) роли: к ним относят семейные (мать семейства)

В повседневной жизни человеку приходится исполнять также множество ситуационных ролей (роль пассажира, пешехода, покупателя, зрителя и т. д.)

Назовите 3 формы социального взаимодействия.

Кооперация конкуренция конфликт

Сотрудничество – участие в общем деле.

Кооперация – сотрудничество сторон для решения общей задачи.

Соперничество – стремление одной или каждой из сторон превзойти другую, добиться определенного успеха в получении неделимого объекта притязаний обеих сторон (власть, привилегии).

Конкуренция – борьба сторон за обладание ограниченными благами или ценностями, которая не является враждой.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположных целей, мотивов, точек зрения, интересов участников межличностного взаимодействия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *