Литература егэ

Образные определения в литературе

В литературе существует множество образных определений, которые являются традиционным средством художественной изобразительности. Они помогают создать насыщенный образ и передать читателю глубину характеров и событий.

Нарративный персонаж

События в литературном произведении могут излагаться от лица вымышленного персонажа. Такой персонаж, которому доверяется повествование о событиях и других персонажах, называется нарративным персонажем.

Эпанафора

Эпанафора – это намеренное употребление в тексте одинаковых слов, усиливающее значимость высказывания и делающее его запоминающимся.

Внутреннее оживление

Внутреннее оживление – способ отображения внутреннего состояния героев, их мыслей и чувств. Это позволяет читателю глубже понимать душевное состояние персонажей.

Детальная экспозиция

Детальная экспозиция – это выразительная подробность, несущая важную смысловую нагрузку в художественном тексте. Она помогает создать атмосферу произведения и раскрывает ключевые моменты сюжета.

Композиция

Композиция – это расположение и взаимосвязь частей, эпизодов, образов в художественном произведении. Она определяет структуру произведения и влияет на восприятие читателем текста.

Характеристика персонажа

Характеристика персонажа – это средство описания внешности и внутренних качеств героя, которое помогает читателю лучше понять его поведение и мотивацию.

Ночная станица

Подобное описание ночной станицы обозначается термином ночная станица. Оно создает атмосферу и настраивает читателя на определенное настроение.

Описание природы

Описание природы – это способ передачи естественных явлений, пейзажей и окружающей среды в тексте. Оно помогает создать образ и атмосферу произведения.

Описательный оборот

Описательный оборот – это троп, представляющий собой замену имени собственного описательным выражением. Он обогащает текст и делает его более выразительным.

Герои из школьной программы, с которых не стоит брать пример

В школьной литературной программе могут быть яркие персонажи, на примере которых можно увидеть отрицательные стороны человеческого характера и делать выводы о нежелательных поступках.

известных героев русской литературы, с которых не стоит брать пример

В данной статье рассматриваются известные герои русской и зарубежной литературы, на примере которых можно извлечь уроки и предостережения о том, какие поступки стоит избегать.

Портреты героев литературы: Вронский и Гамлет

Алексей Кириллович Вронский, персонаж романа Анна Каренина Льва Толстого, является примером того, как черты характера могут привести к проблемам. Он часто действует в интересах собственного удовольствия, игнорируя моральные нормы и последствия. Несмотря на обязательства перед семьей, Вронский предпочитает следовать своим желаниям, что в конечном итоге разрушает его отношения с Анной.

Как литературный персонаж, Вронский открывает обсуждение нравственности, ценностей и межличностных взаимодействий. Его недостаточное внимание к партнеру и эмоциональное отчуждение создают проблемы для окружающих.

Таблица: Сравнение Вронского и Гамлета

ХарактеристикаВронский из Анны КаренинойГамлет из пьесы У. Шекспира
РешительностьОтсутствуетПрисутствует, но сомнения в своих действиях
Отношения с окружающимиЭгоистичные, нечувствительныеМстительные, циничные
Чувствительность к эмоциямНедостаточнаИзменчива, приводит к конфликтам

Гамлет, главный герой пьесы Уильяма Шекспира Гамлет, также отличается сложным и многогранным характером. Его нерешительность, одержимость местью и цинизм приводят к негативным последствиям. Не всегда проявляя чувствительность к эмоциям окружающих, Гамлет создает трагические отношения, особенно с Офелией.

Выводы

Оба героя, Вронский и Гамлет, демонстрируют негативные черты характера, которые влияют на их окружение. Изучение их действий и поведения позволяет обсудить вопросы нравственности, этики и межличностных отношений в литературе.

Вронский и Гамлет

Гамлет и Офелия

Сложные кинокомпозиции мужчин в русской литературе

Эдвард Рочестер

Персонаж романа Джейн Эйр Шарлотты Бронте, Эдвард Рочестер, также имеет сложный характер, вызывающий разнообразные реакции у читателей. Мистер Рочестер долгое время скрывает от главной героини свой секрет о существовании его жены Берты. Это раскрывается только в момент свадьбы, когда герой сознательно пытается стать двуличным. В результате он оказывается пленником своего прошлого, не в состоянии освободиться от последствий своих действий, что мешает его собственному счастью. Склонность к скрытности и обману приводит к недопониманиям и конфликтам, а сам Эдвард часто переживает страдания, выражающиеся в пассивной агрессии и неуправляемом поведении.

В начале романа мистер Рочестер также проявляет пренебрежение и саркастичность по отношению к женщинам, выражая свои женоненавистнические взгляды в диалогах и поведении к работницам. Эти негативные гендерные установки могут оставить отрицательное впечатление на молодых читателей.

Название книгиАвторГлавный герой
Джейн ЭйрШарлотта БронтеЭдвард Рочестер

Г. С. Желтков

В повести Гранатовый браслет Александра Ивановича Куприна, Г. С. Желтков часто романтизируется, но на самом деле он является примером того, как не стоит действовать. Главный герой занимается сталкингом, преследуя объект своего влечения и не прекращая послать нежеланные любовные послания даже после просьб княгини Шеиной прекратить это. Не получив отклика на свои чувства, Желтков в конце концов выбирает самоубийство, отправив прощальное письмо своей возлюбленной. Это приводит к возникновению чувства вины и страданий у Веры Николаевны Шеиной.

Плюшкин

Персонаж поэмы Мёртвые души Николая Гоголя, Плюшкин, также представляет собой уникальный образ с негативными чертами. Он страдает чрезмерным материализмом, проявляя алчное стремление к накоплению богатства и привязанность к земле и имуществу. Плюшкин становится поглощенным своими вещами до такой степени, что не может расстаться со своим имуществом даже в ненужные безделушки. Это демонстрирует, как страсть к материальным благам может контролировать жизнь человека.

Итак, каждый из этих персонажей демонстрирует сложные аспекты характера, которые могут послужить уроком для читателей о том, как нельзя поступать в жизни.

Литература егэ
Литература егэ

Негативные литературные образы как плохие ролевые модели

Плюшкин отчуждает себя от общества и окружающих, он живет в изоляции, разрушая даже близкие отношения, и несет ответственность только за свои личные интересы и удовлетворение своих желаний, что делает его плохим примером в плане социальной адаптации. Герой отказывается от общественных и социальных обязательств, что подчеркивает его эгоцентризм.

Плюшкин

Литература егэ

Дориан Грей, главный персонаж романа Портрет Дориана Грея Оскара Уайльда, представляет собой еще один пример литературного героя, чьи черты характера делают из него плохую ролевую модель: он – символ бессмысленной праздности и поверхностности. Дориан пренебрегает интеллектуальным развитием и личной ответственностью, предпочитая наслаждения беззаботной жизни; столкнувшись с возможностью сохранить свою внешнюю молодость и красоту, герой выбирает путь безграничной развратности и морального разложения. Он действует без учета последствий и моральных ограничений и часто использует других людей в качестве инструментов достижения собственных целей, демонстрируя эгоцентризм и равнодушие к чувствам и страданиям других.

Дориан Грей

Литература егэ

Лоренцо Монтанелли – это персонаж из романа Овод Этель Лилиан Войнич. Давайте рассмотрим черты его характера, которые можно расценивать как негативные и нежелательные для подражания.

Лоренцо проявляет высокую степень эгоцентризма и часто использует манипуляции для достижения своих целей. Он активно стремится к власти и контролю над событиями и окружающими людьми, а его амбиции и желание доминировать причиняют вред в первую очередь его родным. Герой готов жертвовать чувствами и интересами других, чтобы обеспечить свою выгоду, он склонен к сохранению статус-кво и лояльности к своим собственным интересам.

Лоренцо Монтанелли

Литература егэ

Лоренцо может отказываться от прогрессивных идей и изменений. Если они угрожают его позиции, тогда он способен проявлять расчетливость и хладнокровие в своих решениях и действиях. Он не всегда сочувствует другим или испытывает эмпатию, что в итоге приведет к тому, что его сын попадет в тюрьму, и Лоренцо окажется тем самым человеком, который будет решать его дальнейшую судьбу.

Григорий Александрович Печорин, главный персонаж Героя нашего времени Михаила Лермонтова, также не может похвастаться характером, который способен пробудить желание читателей подражать ему.

Печорин склонен к цинизму и безразличию к происходящим вокруг событиям. Он часто проявляет апатию и равнодушие к чувствам и судьбам других, а также руководствуется своими собственными интересами и готов использовать манипуляции, чтобы добиться желаемого результата.

Герой постоянно меняет свое поведение и отношение в зависимости от ситуации и не всегда следует своим обещаниям и словам. Даже тем людям, кто имеет к нему сильную симпатию, сложно продолжать испытывать положительные чувства. Например, тот же Максим Максимыч был разочарован отношением к нему при случайной встрече, особенно после того, что Печорин заставил его пережить в то время, пока Бэла еще была жива.

Григорий не ценит свою жизнь, но он также не жалеет и других: от его руки погибают люди и ломаются чужие судьбы, и, вместо того чтобы испытывать угрызения совести и корить себя за безответственное поведение, он перешагивает через труп и идет своей дорогой.

Печорин склонен к одиночеству и часто ощущает отчуждение от окружающих, он не всегда способен налаживать настоящие и глубокие отношения с другими, и зачастую кажется, что лучше бы он вообще не пытался идти ни с кем на контакт (особенно с женщинами), ведь он прекращает общение, почувствовав малейшую скуку или необходимость открываться и идти на сближение.

Важно отметить, что все вышеперечисленные персонажи являются представителями своего времени и часто они реагируют на сложности общества и внутренние конфликты в соответствии с моральными нормами того исторического периода. Времена меняются, и то, что было приемлемым поведением несколько веков назад, сейчас сделает из человека нерукопожатного изгоя. Однако негативные черты их характеров, такие как национализм, цинизм, эгоизм, гордость и отчуждение, могут служить предостережением для юных читателей от определенных поведенческих моделей, особенно в контексте стремления к гармоничным и здоровым отношениям с окружающими.

И.С.Тургенев "Отцы и дети"

Назовите конфликты произведения

Коснитесь карточки, чтобы перевернуть ее 👆

1. Общественный (конфликт поколений)2. Любовный (Базаров и Анна Одинцова)3. Внутренний (Базаров)

Назовите особенности композиции произведения

1. Основной прием – противопоставление (антитеза)

Контраст задан заглавием и образом главных героев

Какова цель композиционного построения

Развенчание теории главного героя

Эволюция взглядов и чувств персонажа

Назовите стадии развития действия

Х глава — кульминация идеологических споров героев

ХХIV глава — кульминация личностных отношений

К какому литературному типу можно отнести главного героя произведения?

Как звали приятеля Базарова?

Кто выступает "отцами" в произведении?

Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы

В каких произведениях русской и зарубежной литературы встречается конфликт поколений?

"Горе от ума" Грибоедова ("век нынешний и век минувший"), "Гроза" Островского (Катерина и "темное царство"), "Вишневый сад" Чехова (Раневская и Гаев-Петя Трофимов и Аня)

Как называется идеология, которой придерживался главный герой?

Как называется имение Кирсановых?

A) Евгений БазаровБ) Аркадий КирсановB) Павел Кирсанов

  1. теплота и забота2) сословное высокомерие3) открытость и восторженность4) грубость и резкость в оценках

A) Евгений БазаровБ) Николай КирсановB) Павел Кирсанов

  1. получает ранение на дуэли2) женится на сестре Одинцовой3) умирает от тяжёлой болезни4) делает Фенечку законной женой

– Ты говоришь, как твой дядя. Принципов вообще нет – ты об этом не догадался до сих пор! – а есть ощущения. Всё от них зависит.

– Как так?

– Да так же. Например, я: я придерживаюсь отрицательного направления – в силу ощущения. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен – и баста! Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? – тоже в силу ощущения. Это всё едино. Глубже этого люди никогда не проникнут. Не всякий тебе это скажет, да и я в другой раз тебе этого не скажу.

– Что ж? и честность – ощущение?

– Ещё бы!

– Евгений! – начал печальным голосом Аркадий.

– А? что? не по вкусу? – перебил Базаров. – Нет, брат! Решился всё косить – валяй и себя по ногам!.. Однако мы довольно философствовали. «Природа навевает молчание сна», – сказал Пушкин.

– Никогда он ничего подобного не сказал, – промолвил Аркадий.

– Ну, не сказал, так мог и должен был сказать, в качестве поэта. Кстати, он, должно быть, в военной службе служил.

– Пушкин никогда не был военным!

– Помилуй, у него на каждой странице: на бой, на бой! за честь России!

– Что ты это за небылицы выдумываешь! Ведь это клевета наконец.

– Клевета? Эка важность! Вот вздумал каким словом испугать! Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того.

– Давай лучше спать! – с досадой проговорил Аркадий.

– С величайшим удовольствием, – ответил Базаров.

Но ни тому, ни другому не спалось. Какое-то почти враждебное чувство охватывало сердца обоих молодых людей. Минут пять спустя они открыли глаза и переглянулись молча.

– Посмотри, – сказал вдруг Аркадий, – сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полётом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мёртвое – сходно с самым весёлым и живым.

– О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво.

– Так; но почему же и мне не высказать своей мысли? Я нахожу, что говорить красиво неприлично.

– Что же прилично? Ругаться?

– Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки. Как бы этот идиот порадовался, если б услышал тебя!

– Как ты назвал Павла Петровича?

– Я его назвал, как следует, – идиотом.

– Это, однако, нестерпимо! – воскликнул Аркадий.

– Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий. – Но так как ты этого чувства не понимаешь, у тебя нет этого ощущения, то ты и не можешь судить о нём.

– Другими словами: Аркадий Кирсанов слишком возвышен для моего понимания, – преклоняюсь и умолкаю.

– Полно, пожалуйста, Евгений; мы наконец поссоримся.

– Ах, Аркадий! сделай одолжение, поссоримся раз хорошенько – до положения риз, до истребления.

(И. С. Тургенев, «Отцы и дети»)

18 декабря 2023 года для российских школьников и студентов средних профессиональных учреждений проведут уроки, посвящённые героям Российской Федерации. Занятия пройдут в рамках «Разговоров о важном». На них учащиеся обсудят:

Чтобы сформировать у ребёнка гордость по отношению к Родине и её героям, разговоров с педагогами недостаточно. Необходим синергетический эффект, которого можно достичь беседами с детьми дома, поэтому каждую неделю журнал «Семья и школа» публикует материалы для семейного просмотра и обсуждения.

В домашней обстановке детям стоит объяснить, что герои существуют не только в фантастическом мире, и познакомить малышей с выдающимися людьми современности. Можно наглядно показать ребёнку, что каждый человек может стать героем. Лучше рассказать об известных учёных, выдающихся врачах, талантливых учителях и других людях, чей пример будет ценным для ребёнка.

Редакция журнала «Семья и школа» подготовила вопросы, которые можно задать детям в зависимости от возраста.

Ученикам младшей школы:

Ученикам средней школы:

Ученикам старшей школы:

Журнал «Семья и школа» предлагает тематическую подборку фильмов и книг для детей разных возрастов, которая дополнит беседу.

«Корабли штурмуют бастионы», 1953

Жанр: военная драма, биографический фильм, исторический фильм

Продолжительность: 94 минуты

Режиссёр: Михаил Ромм

Возрастной ценз: 12+

В фильме показано, как складывались отношения в российском императорском доме в конце 19 века, от каких факторов зависела русская политика, как появлялся русский Черноморский флот.

Вопросы для обсуждения:

«Время первых», 2017

Жанр: приключения, биография, история

Продолжительность: 140 минут

Режиссёр: Дмитрий Киселев

Возрастной ценз: 6+

Картина показывает яркий пример ответственности, самодисциплины, верной дружбы, отваги и силы духа.

«Князь Владимир», 2006

Жанр: фэнтези, драма, история

Продолжительность: 78 минут

Режиссёр: Юрий Кулаков

Мультфильм показывает пример доброго принимающего отношения между людьми, бережного и уважительного отношения к природе. Учит быть смелыми, не бояться брать на себя ответственность и всегда, даже в самые трудные времена, выбирать между добром и злом в пользу первого.

«Минин и Пожарский», 1939

Жанр: биография, история

Продолжительность: 125 минут

Режиссёр: Всеволод Пудовкин, Михаил Доллер

Картина даёт пример отваги и решительности, а также обогащает знаниями об истории России.

«Минин и Пожарский: Повесть»

Количество страниц: 84 страницы

Повесть исторического романиста В. И. Костылева о двух знаковых деятелях Смутного времени — земском старосте Козьме Минине и воеводе князе Дмитрии Пожарском, об организации ими народного ополчения и освобождении в 1612 году Москвы от польских интервентов.

«Рассказы о юных героях»

Количество страниц: 192

В сборник вошли 28 стихотворений и рассказов разных авторов. Главные герои – дети, которым пришлось рано повзрослеть. Лёня Голиков, Зина Портнова, Зоя Космодемьянская, Таня Савичева и другие. Справедливость, чувство ответственности, добропорядочность сделали юных бойцов настоящими героями. Бессмертным примером силы духа, невероятной отваги и бескрайней сердечной доброты.

Количество страниц: 256

Героя повести зовут Ваня Солнцев. В годы Великой Отечественной войны он осиротел, потерял всех близких и три года скитался в лесах. Встретившие его солдаты приняли Ваню в свою часть, а для командира он стал названным сыном.

Книгу стоит читать в память о войне, о подвиге дедов и прадедов. А можно почитать с другого ракурса – насколько разным может быть детство, обсудить с детьми тему взаимоотношений, благодарности и ответственности.

«Сто рассказов из русской истории»

Количество страниц: 254

Написанный легким литературным языком сборник рассказов о самых важных исторических и драматических событиях истории России и Руси, начиная со времен царя Ивана Грозного и заканчивая рассказами о восстании декабристов. В основе интересных рассказов лежат исторические хроники и документы.

Приятного чтения и просмотра!

Фото, участвующее в оформлении статьи, взято из открытых источников интернета по свободной лицензии freepik.com.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *