Рекомендации для отработки написания слов с не
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи — одна из самых сложных тем русского языка. Теоретический материал для подготовки к этому заданию объемен, а оценивается оно в 1 балл. В статье приводим рекомендации для закрепления материала и задания, которые помогут отработать его на практике.
Эксперты Skyeng подготовили для учителей методические подарки. Выбирайте те, что нужны, или заберите все!
Разбор задания 13 ЕГЭ по русскому языку
Формулировка задания из демоверсии ФИПИ 2023 г.
Формулировка задания 13 предполагает, что вам всегда будет необходимо найти слово, которое пишется слитно с не. Чтобы подготовиться к этому заданию, необходимо знать много разных правил. Кроме того, здесь есть ряд подводных камней: пояснительные слова, усиления или наречия, которые часто нужно просто запомнить.
Попробуем унифицировать объемный материал, необходимый для выполнения задания, и представить его в таблицах. Таким образом, мы поможем ученику сократить время на подготовку к выполнению задания. Чтобы изначально не ошибиться в написании, нужно понять, какая часть речи перед нами.
В русском языке есть ряд таких частей, которые с не пишутся исключительно раздельно или слитно. Лучше всего запомнить случаи раздельного написания.
Правила написания не с разными частями речи
Часть речи | Примеры слов |
---|---|
Глаголы | не строит, не говоришь |
Деепричастия | думая, не проснувшись |
Краткие причастия | не построен, не отправлены |
Относительные прилагательные | не шерстяное платье, не братская помощь |
Притяжательные прилагательные | не лисьи следы, не бабушкин платок |
Краткие прилагательные и другие формы | не рад, не прав, не должен, не согласен |
Прилагательные в сравнительной степени | не лучше, не больше, не меньше, не старше |
Числительные | не два, не оба, не седьмой |
Местоимения | не ты, не этот, не любой |
Наречия | не здесь, не вчера, не полностью |
Слова с дефисным написанием | не по-летнему, не всё-таки |
Категория состояния (предикативные наречия) | не надо, не жаль, не пора, не лень |
Отглагольные прилагательные | немощёный, незолочёный |
Запомните эти правила, чтобы избежать ошибок в написании слов с не. Успехов в подготовке ко всем заданиям, в том числе и таким сложным как разбор написания не в русском языке!
Отглагольные прилагательные на -мый
Если нет пояснительного слова в творительном падеже
Если есть пояснительное слово в творительном падеже
жара нестерпимая
НОне любимый мной цветок
Глаголы с недо-
Если приставка недо-, обозначает законченное действие с негативным результатом (результатом ниже нормы)
Если глаголы с отрицанием не и приставкой до- обозначают незаконченное, прерванное действие
Рабочие постоянно недоедали (голодали).
Повар недосолил суп (мало посолил)
НОне добежал до финиша, не допил чай, не дочитал рассказ
Упражнения для тренировки
При выполнении тренировочных упражнений попробуйте воспользоваться следующим алгоритмом:
Укажите слитные написания НЕ
Раскройте скобки и выпишите это слово.
Часть первая Синее море, белый пароход
– Вадимастый? – снова позвал он меня, но мне так было лень отвечать, что я лишь мотнул головой.
– Бесполезно – подал голос мой закадычный дружок, Олег Скорняк, корого мы почему-то звали Скорик – Профессор думает. Профессор – это моя кличка. Дали ее мне заочники, которые жили в нашей общаге, или Экипаже, как называли ее мы, за то, что я помогал им делать контрольные – было забавно, что взрослые дядьки, для нас – морские волки, обращаются к 16-летнему пацану за помощью. Я, конечно, гордился этим.
Мы сидели на балках моста, которые нависали над рекой, и пытались решить две проблемы – чем себя занять и где добыть чего-нибудь вкусненького. Выгоревшая форма трепетала на теплом ветру, матросские воротнички – гюйсы, небрежно лежали на наших плечах, бляхи с якорями горели нестерпимо в лучах солнца. Что греха таить – мы очень себе нравились – этакие уже морские волчата, которые уже знали, что говорить нужно не штормы, а шторма и не ветры а ветра. Знали еще несколько очень крепких словечек, услышанных от тех же заочников, которые вставляли где надо и не надо.
– Вадимастый – снова Печенег. Сейчас опять будет пытаться изображать из себя лидера нашей компании. Парамон коротко глянул на Печенега и еле заметно улыбнулся – видимо, подумал о том же, о чем и я.
– Вадимастый, ты на практику краски и карандаши возьмешь?
Я молча кивнул. Вопрос был дурацким – все в группе знали, что Вадим Острогов без карандашей и красок не ездил никуда. А уж тем более, на практику на самом большом паруснике в мире – знаменитом Крузенштерне Вообще, практика на паруснике будоражила всех – это было настолько круто, что дух захватывало. Воображение рисовало белоснежные паруса, соленые брызги, морскую романтику и прочие захватывающие вещи.
– Мне Вадим офигительных дельфинов нарисовал на тетради по гидрометеорологии – похвастал Скорик – как живые!
Печенег ревностно дернул бровями – характер у него такой, что не мог он терпеть, когда у кого-то было что-то такое, чего у него не было. Такой вот человек был Печенег. Завистливый. И жадный. Я до сих пор не мог понять, почему мы терпели его в своей компании.
Поход на кондитерскую фабрику: риск и адреналин
Делать-то что будем? – лениво спросил Женька, доставая из кармана пачку Опала.
Давайте на кондитерку сходим? – предложил Чича – Пряников наберем, печенья. А, Профессор, как думаешь?
Прохождение через забор и воровство сладостей
Сходить на кондитерку означало проникнуть на фабрику через забор, прокрасться к конвейерам, на которых выпекаются сладости, и схватить из цеха горячие сладости. Хотя по сути это было воровством, нам, подросткам, было все равно – это было захватывающе и опасно.
Неприятная встреча с местными
Местные парни решили пойти на курсантов, недовольные тем, что их девушки предпочитают парням в форме их училища. Они подошли ближе, выявив, что курсанты – не просто парни из города, а моряки из мореходного училища.
Напряженная ситуация: оружие – ремень
Парамон готовит ремень к действию, что пугает местных парней. Ремень в его руках был опасным оружием, и местные начинают понимать, что сейчас может случиться что-то серьезное.
Драка или покидание места событий
Ситуация накаляется, и курсанты, готовые к драке, накручивают ремни на руки. Напряженность достигает пика, но в итоге, к счастью, конфликт обходится без драки.
Несмотря на смешанные чувства страха и адреналина, в конечном итоге курсанты уходят с места событий, избегая насилия и сохраняя свою безопасность.
Переговоры на берегу
Местные жители начали обвинять Парамона и его друзей в угоне велосипеда у Дяги. Они настаивали на том, что видели рыжего парня в их компании. Однако Парамон утверждал, что они не имеют отношения к этому происшествию.
Печенег, прямолинейный и недалекий, начал отстаивать свои права на месте, пытаясь занять лидерскую позицию. Местные не были готовы признать ошибку и отступить, и ситуация начала накаляться.
Колян и Печенег начали выяснять отношения, но последний перешел все границы, оскорбив других. Это привело к драке, в результате которой Пармону пришлось покинуть берег.
Глава 2. Неполадки на берегу
Печенег проветрил форму на солнце, пытаясь обмыть с себя запах болота. Остальные молча сидели на песке, осознавая, что в потасовке на пляже нет победителей.
16-летние парни обсуждали свое первое плавание на учебном судне Михаил Корсунов. Они вспоминали, как судно накренилось на левый борт из-за какой-то ошибки в его конструкции. Несмотря на неудачный опыт, парни не теряли надежды на новые приключения.
Каспийские приключения оказались не такими удачными, как они ожидали. Пожар на судне серьезно затормозил их планы и поразил Мишку неисправностью гребного винта.
Как видно из примера, разделение текста на пункты и подразделы позволяет лучше структурировать информацию и сделать ее более доступной для чтения. С использованием markdown формата такой текст легко вставить на веб-страницу или блог, сохраняя его читаемость и логическую последовательность.
Плавание накрылось. Мы отметили новый год у стенки ремонтного завода, под проливным дождем. В полночь Печенег с Чичей стащили из шлюпки ракетницу и устроили салют. После чего немедленно с берега пришли угрюмые мужики, оттаскали Чичу и Печенега за уши с благословения боцмана и ушли.
Оказывается, ракеты упали на территорию то ли заправочной станции для судов, то ли нефтехранилища.
В общем, 1 января огромный спасательный корабль «Свирепый» взял наше кособокое суденышко за ноздри и потащил обратно в Астрахань.
Настроение у всех испортилось.
Решив, что если вместо обещанного месяца практика закончилась через неделю, можно уехать домой, Парамон с Печенегом быстро заразили этой идеей всю группу. Заговор обретал конкретику. Чича постоянно агитировал меня присоединиться, напирая на то, что если сбегут все, то ничего не будет. Откуда он это взял, он не знал.
Мне было не до этого – я зарабатывал, рисуя всей группе в отчетах по практике поперечный и продольный разрез учебного судна. По рублю с отчета. В группе было около сорока человек. Я заработал на отчетах тридцать рублей (кто помнит те времена, подтвердит, что это были очень неплохие деньги) – десять человек решили сэкономить и нарисовать разрезы сами. Я видел потом эти шедевры.
Его вычислили. И ночью накрыли спящего одеялом и избили короткими обрезками черенков от лопат, на которых мы тренировались вязать морские узлы.
Итак, вся группа решила сбежать по домам. Сразу после схода на берег все бросились на вокзал, а я спокойно поехал домой.
Тут нужно пояснить. Я единственный в группе учился на домашнем режиме. То есть, мне официально было разрешено жить не в экипаже, а у родственников.
Ротный долго и тяжело смотрел на меня, вздохнул и выписал отпускной на две недели. Так я уехал домой совершенно официально, в отличии от моих одногруппников.
Потом все вернулись и узнали, что я ездил в отпуск.
Парамон долго смотрел на меня, что-то размышляя, потом назвал самым продуманным из всех, но прибавил, что все равно я поступил как сука. Беззлобно, впрочем, прибавил. Для проформы скорее.
Чича, правда, обижался на меня часа полтора, потом забылся и полез рассказывать, как он пил самогон у себя в деревне с каким-то Архипом.
Скорик восхищенно назвал Профессором, сказал, что они придурки, а я умный и попросил нарисовать на тетради парусник.
Печенег долго распинался о том, что я гнида и так не делается, что я всех подставил и вообще мне надо набить рожу. Скорик предложил ему заняться этим прямо сейчас. Печенег заткнулся.
Костя Перет с полчаса призывал всех устроить мне всеобщий бойкот (я же говорю, странный он был парень), потом полез бить мне морду, получил в глаз и обиделся недели на две.
Печенег сладостно предавался мечтам, как он будет шугать молодых на втором курсе, придумывая все новые и новые издевательства. Скорик предложил ему заткнуться, напомнив, что на втором курсе он никого шугать права иметь не будет – такова была хартия вольностей нашего училища, которое сами курсанты называли «бурсой».
Печенег не унимался.
– Слышь, Печа – Парамон единственный называл Печенега Печей. Иногда Пичей. А иногда и Писей. – Вот кому если старшаки и разрешат на втором курсе шугать молодых, так это Профессору.
– Да с фига ли?! – взвился Печенег – Он дома сидит, пока мы летаем и шуршим и ему первому разрешат?!
Потом мы же ее и отмывали.
Среди ночи в кубрик вошел Изверг.
Он по-хозяйски включил свет и заорал «подъем».
Печенег с Чичей вскочили, мне же было настолько все по фиг, что я даже не пошевелился.
Злость на этого прыщавого узколобого заморыша буквально ослепила меня, я вскочил с кровати и без всяких предисловий ударил его в переносицу, потом сразу же – в челюсть, и уже не мог остановиться, пока не прибежали Голова с Новиком и не оттащили меня.
Я матерился, вырывался, обещал «всех на хер сонными перерезать», извернулся и долбанул Голову в нос, отчетливо услышав под костяшками пальцев противный хруст.
Повторюсь, это было уже после практики на Крузе.
– Так тоже дома сиди, если сумеешь – Скорик перестал трогать разбитый нос и улегся на песок – Ты вот только базарить горазд, а Профессор и домашний режим себе пробил и деньги сам зарабатывает и от страшаков отмазывается так, что не прикопаешься.
– Старшаки Профессора Королем Отмазки называют – с какой-то странной гордостью сказал Чича – сам слышал. Вадим, а правда, что тебя специально ловят, чтоб ты отмазался?
Я кивнул головой. Было и такое.
– Да и старшаки никогда Профессора в магаз не гоняют и полы мыть не заставляют – Парамон задумался – И чаем иногда угощают.
–Это потому что он рисует – Печенег явно злился.
–Это потому что он не шестерит – заметил Чича – Помнишь, как его ухайдакали, когда он тельняшки стирать отказался? А ты вот стираешь!
–Да ну на фиг – Печенег поморщился, потому что разговор ушел не туда, куда ему хотелось – Вадимастый потом неделю кровью ссал. Мне здоровье дороже.
– Зато он неделю поссал и его больше не трогают. А ты по ночам тельняшки стираешь – Парамон прикрыл глаза – Поэтому хрен тебе, а не молодых шугать на втором курсе!
Я молчал. Про тельняшки – это правда. В самом начале учебы пьяные третьекурсники подняли меня ночью, отвели в умывальник и сказали постирать тельняшки. И ушли в себе в кубрик, старательно изображая разболтанную морскую походку.
На языке нашего училища, или «бурсы» это называлось «забить».
Били меня долго, ногами, руками, единственное, что я мог сделать, это закрывать лицо руками – почему-то очень не хотелось, чтобы лицо было расквашено.
А насчет неделю кровью, это неправда.
Так, для красного словца прибавили.
Но после этого действительно на такие унизительные работы меня не поднимали. Мало что ли, других было, которые соглашались?
– Вадим, ты чего молчаливый сегодня? – Чича ерзал на песке, маясь от безделья. – Рассказал бы хоть что-нибудь, а?
– У Профессора свидание сегодня – выдохнул Скорик – Некогда ему рассказы рассказывать.
– Да какое на фиг свидание – я поморщился – Губа в клочья, руки вон все разбиты. Форма как у чушкана грязная вся! Не пойду никуда сегодня. Темнеть начнет – на кондитерку сходим.
При упоминании кондитерки Чича оживился и повеселел окончательно.
– Вадим – опять начал он – Как ты умудряешься с девками знакомиться такими взрослыми?
Парамон хохотнул и полез в карман за сигаретой – Ага, сейчас он тебе все прям и рассказал! Сами со Скориком сколько раз спрашивали. Не говорит.
– Подумаешь! – Печенег презрительно фыркнул – Тоже мне наука, девок снимать! Да я дома как перчатки их менял!
– Ага, сначала с Дунькой Леваковой, потом с Манькой Правокулаковой – Скорик широко улыбнулся – А то и с двумя сразу!
Мы все заржали. Печенег окрысился, но смолчал.
Вообще, парни были правы. Пока сверстники тяжело переживали пубертатный период, я умудрился познакомиться с двадцатидвухлетней Бабочкой. Бабочка – это я ее так называл. Почему, не знаю, наверное, романтика из себя строил. Вообще-то, звали ее Настя, работала она учетчицей в Торгмортрансе, где я разгружал вагоны по ночам.
Настя была тоненькой, бледной и красивой – с пшеничными волосами и большими черными глазами. Сначала мы просто с ней коротали время между прибытиями под разгрузку вагонами, сидя у нее в вагончике – я рассказывал ей всякие истории, благо книг разных прочитал великое множество, а она слушала внимательно, приоткрыв свои пухлые розовые губы.
Потом мы стали уходить вместе с работы – я провожал ее до дома, помогая донести пакеты с импортными деликатесами из разгруженных вагонов.
А однажды я набрался смелости и поцеловал тоненькую бледную Настю в ее пухлые розовые губы – неумело, неуклюже и слюняво.
Настя отпрянула. Я был уверен, что сейчас она как в кино влепит мне пощечину и нашей дружбе конец.
Когда однажды Печенег встретил меня с Бабочкой, он первым делом растрепал об этом всей группе. Он увидел, как мы целовались, сидя на черных бревнах старой пристани, а уже через час вся группа знала, что Острогов опять всех обошел и у него роман со взрослой красавицей. Меня не стали уважать больше – наоборот, некоторые перестали со мной даже разговаривать.
– Не пойдешь, значит, к Бабочке? – уточнил Парамон.
– Не пойду. Стремно. Завтра вот постираюсь, отглажусь и фигня эта на губе пройдет может.
– Блин, да какая разница – Печенег опять имел свое мнение – Все равно голые будете – он противно захихикал.
– Придурок – лениво протянул Парамон – Девки чушканов вроде тебя не любят. Они любят чистых и умных. А ты грязный и тупой. И носки у тебя вечно воняют. Конечно, твоим мозолистым рукам все равно, воняешь ты или нет. А Бабочка – она красавица. Ей вонючие носки не нужны. Ей нужны стихи всякие и чистый и умный Профессор. А ты даже в школе стихи не учил, Пися. Так что заткнись.
Печенег прибился к нашей компании как-то незаметно и хоть и лепил он из себя москвича, мы его почему-то терпели. Наверное, для контраста и для того, чтоб всегда под рукой был объект для приколов.