Администрация
Глава администрации: Савченко Сергей Леонидович
О районе
Муниципальное образование Анадырский район является структурной единицей субъекта Российской Федерации – Чукотского автономного округа.
В состав муниципального образования Анадырский район входят три поселка городского типа и одиннадцать сельских населенных пунктов. Один поселок городского типа находится в стадии ликвидации (п. Шахтерский).
Социально-экономическое развитие
Социально-экономическое развитие Анадырского муниципального района в 2009 году характеризовалось:
- Не допускается образование задолженности по выплате заработной платы и финансированию из местного бюджета расходов на социальные выплаты.
- Среднегодовая численность постоянного населения за 2009 год составила 9 173 человека. В общей численности населения городское население составляет 52,7 %.
- Объем отгруженных товаров собственного производства (работ, услуг) по чистым видам экономической деятельности по крупным и средним предприятиям в 2009 году составил 2 722 854 тыс. рублей.
Топливная промышленность
Топливная промышленность района представлена двумя угледобывающими предприятиями:
- ОАО Шахта Угольная, занимающимся добычей бурого угля
- ОАО Шахта Нагорная, добывающим каменный уголь.
Производство рыбной продукции
Переоснащение и внедрение новейших технологий в пищевую и перерабатывающую промышленность позволяет с каждым годом увеличивать производство и ассортимент выпускаемой продукции пищевыми комбинатами района. Производство рыбной продукции увеличилось с 16 896,6 тонн в 2008 году до 19 285,3 тонн в 2009 году.
Жилищно-коммунальные услуги
Жилищно-коммунальные услуги для Анадырского муниципального района предоставляются филиалами Анадырский, Марковский, Беринговский ГП ЧАО Чукоткоммунхоз. На территории поселка Угольные Копи эти услуги предоставляет ООО ЧукотЖилСервис-Угольные Копи. Выработка электроэнергии на территории Анадырского района осуществляется дизельными электростанциями (ДЭС) филиалов Беринговский, Марковский и Анадырский ГП ЧАО Чукоткоммунхоз.
Сельское хозяйство в Анадырском муниципальном районе
Сельское хозяйство Анадырского муниципального района представлено шестью муниципальными унитарными предприятиями сельхозтоваропроизводителей (МУП СХП). Основная отрасль — оленеводство. Продолжается целенаправленная поддержка отрасли, в рамках региональных целевых программ, обеспечивается стимулирование занятости коренных народов Севера, прежде всего через укрепление товарного оленеводства, создание системы подготовки национальных кадров, материальное стимулирование оленеводов, морзверобоев, охотников, рыбаков, звероводов и других сельскохозяйственных работников, материально-техническая поддержка сельскохозяйственных предприятий. За последние годы удалось добиться увеличения численности оленепоголовья.
Муниципальная целевая программа
В 2009 году реализовывалась муниципальная целевая программа Стабилизация и развитие агропромышленного комплекса Анадырского муниципального района на 2009 год.
Снабжение жителей
Снабжение жителей района продовольственными и непродовольственными товарами осуществляется, в основном, филиалом Анадырский ГП ЧАО Чукотоптторг, МУП Беринговская торговая компания, а также индивидуальными предпринимателями.
Рынок труда
Ситуация на рынке труда характеризуется относительной сбалансированностью между наличием трудовых ресурсов и предложением рабочих мест. Из общей численности работающего населения, преобладающая часть сосредоточена на крупных и средних предприятиях. Удельный вес занятых в жилищно-коммунальном, сельском хозяйствах, в учреждениях образования, в топливной промышленности составляет по 10-15%, на предприятиях транспорта — 20-25%.
Фонд заработной платы
Фонд заработной платы работников предприятий и организаций муниципального района в 2009 году составил 1 995,8 млн. руб. Реальные располагаемые денежные доходы в расчете на душу населения составили 13 621,0 руб.
Населенные пункты
В 2009 году доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с административным центром муниципального района в общей численности населения муниципального района составляет 100%. В соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 24 ноября 2008 г. № 148-ОЗ О статусе, границах и административных центрах муниципальных образований на территории Анадырского муниципального
Развитие предпринимательства в Анадырском муниципальном районе
На 1 января 2010 года на территории Анадырского муниципального района количество предприятий, вошедших в генеральную совокупность по выборочным обследованиям малых и микропредприятий, составило 28 единиц. В 2009 году число субъектов малого предпринимательства составляло 30,9 единиц на 10 тыс. человек населения.
Сектор малого предпринимательства
На территории Анадырского района в сектор малого предпринимательства входят как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели. Основная доля индивидуальных предпринимателей занята в сфере торговли и услуг. В рамках реализации закона Чукотского автономного округа от 09.04.2001 № 24-ОЗ О развитии предпринимательской деятельности на территории Чукотского автономного округа была утверждена долгосрочная муниципальная целевая программа Поддержка малого предпринимательства в Анадырском муниципальном районе на 2009-2012 годы.
Сельское хозяйство
В национальных селах Анадырского муниципального района действуют муниципальные предприятия сельхозтоваропроизводителей. В 2009 году их количество составило 6 единиц. Эти предприятия играют важную роль в обеспечении населения сельских районов продукцией собственного производства, такой как оленина, свинина, говядина, молочная продукция, рыбная продукция, мясо моржей, продукция растениеводства и дикоросы.
Поддержка сельского хозяйства
В 2009 году удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе составил 80%, что на 3,3% меньше, чем в 2008 году. В плановом периоде планируется продолжение целенаправленной поддержки отрасли сельского хозяйства. Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий составила 20% в 2009 году и останется на уровне 2009 года в 2010-2012 годах.
Ликвидированные сенокосы совхоза Северный и ОАО Шахта Анадырская пока не используются и занимают значительные площади.
Markdown version of the text has been shared for ease of use. Let me know if you need any further assistance.
Заработная плата работников в муниципальных учреждениях
В 2009 году отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций Анадырского муниципального района составляет 63.1%, на 11.7% меньше, чем в 2008 году.
Это снижение объясняется тем, что уровень заработной платы работников муниципальных учреждений остался на прежнем уровне, а у работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций повышался. В связи с этим, соотношение среднемесячной номинальной заработной платы уменьшилось.
Государственная политика направлена на увеличение уровня заработной платы работников бюджетных организаций с целью сближения с размерами заработной платы во внебюджетной сфере и введение новых систем оплаты труда.
Год | Заработная плата (рублей) |
---|---|
2009 | 63.1% |
2010 | 65.6% |
2011 | 70.8% |
Заработная плата работников крупных и средних предприятий
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций в Анадырском муниципальном районе в 2009 году составила 34,339.0 рублей, что на 4.3% больше, чем в 2008 году.
Прогнозируется, что в 2010 году этот показатель увеличится и составит 35,678.2 рублей. В последующие годы он будет дальше расти.
Год | Заработная плата (рублей) |
---|---|
2009 | 34,339.0 |
2010 | 35,678.2 |
2011 | 37,105.1 |
2012 | 38,589.3 |
Заработная плата в муниципальных детских дошкольных учреждениях
Средняя заработная плата работников муниципальных детских дошкольных учреждений в 2009 году составила 21,893.4 рубля, на 22.1% больше, чем годом ранее.
Прогнозируется, что в 2010-2012 годах этот показатель будет увеличиваться.
Год | Заработная плата (рублей) |
---|---|
2009 | 21,893.4 |
2010 | 24,000.0 |
2011 | 28,000.0 |
Заработная плата учителей и других работников в муниципальных образовательных учреждениях
Средняя заработная плата учителей муниципальных образовательных учреждений в 2009 году составила 34,158 рублей, немного ниже, чем годом ранее. Прогнозируется, что в 2010-2012 годах этот показатель будет расти.
Средняя заработная плата прочих работников в муниципальных образовательных учреждениях также была выше в 2009 году.
Год | Учителя (рублей) | Прочие работники (рублей) |
---|---|---|
2009 | 34,158.0 | 23,552.6 |
2010 | 37,500.0 | 25,900.0 |
2011 | 45,500.0 | 31,300.0 |
Дошкольное образование в организациях различной организационно-правовой формы
Доля детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольную образовательную услугу или услугу по содержанию в различных организациях, в 2009 году составила 88.2%, прогнозируется, что эта цифра будет расти в следующие годы.
Год | Доля детей (%) |
---|---|
2009 | 88.2 |
2010 | 89.0 |
2011 | 90.0 |
Удельный вес детей в возрасте от 5–18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в 2009 году составил 21,1%. В 2010-2012 годах этот показатель планируется в размере 22,0–25,0 %.
Доля детей в возрасте от 5 до 7 лет, получающих дошкольные образовательные услуги, в 2009 году составила 86,1 %, что на 12,5 % больше, чем в 2008 году. В 2010-2011гг. этот показатель по плану составит 87-90,0 %.
Удельный вес, сдавших единый государственный зкзамен, в числе выпускников общеобразовательных муниципальных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене, в 2009 году составил 89,7%, что на 11,2% больше, чем в 2008 году. В 2010-2012 годах этот показатель планируется на уровне 100%.
Доля муниципальных образовательных учреждений, переведенных на нормативное подушевое финансирование и на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат, в 2009 году составляет 100%. В 2010-2012 эти показатели останутся на прежнем уровне.
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений с числом учащихся на 3-й ступени обучения (10-11 классы) менее 150 человек в городской местности и менее 84 человек в сельской местности в общем числе муниципальных общеобразовательных учреждений в 2009 году составила 100%. В 2010-2012 годах этот показатель прогнозируется на уровне 56 %.
Численность учащихся, приходящихся на одного работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях всего, в 2009 году составила 2 человека. В 2010-2012 годах этот показатель сохранится на уровне 2009 года.
Численность учащихся, приходящихся на одного учителя, в 2009 году составило 8 человек, что на 33,3% больше, чем в 2008 году. В 2010-2012 годах этот показатель планируется в размере 6-7 человек.
Численность учащихся, приходящихся на одного прочего работающего в муниципальных общеобразовательных учреждениях (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебный процесс), в 2009 году составила 3 человека. В 2010-2012 годах этот показатель прогнозируется на уровне 2 человек.
Средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в городских поселениях в 2009 году составила 18 человек. В 2010-2012 годах этот показатель составит 18 – 20 человек. Средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях в сельской местности в 2009 году составила 10 человек, что на 1 человека меньше, чем в 2008 году. В 2010-2012 годах этот показатель составит 11 человек.
Удельный вес населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом в 2008-2009 годах составил 11,0%. В 2010-2012 годах этот показатель оценивается на уровне 12-13 %.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Администрацией Анадырского муниципального района в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проведены до 1 мая 2008 года открытые конкурсы по выбору управляющей организации, в тех случаях, когда собственниками помещений в многоквартирных домах не выбран способ управления многоквартирными домами. В 2009 году доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом составляет 17,1%, и 17,1% составляет доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления муниципальным или государственным учреждением либо предприятием и 23,9% составляет доля многоквартирных домов, способом управления которых является управление хозяйственным обществом с долей участия в уставном капитале муниципального района не более 25 процентов.
Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2009 году составила 36,4 кв. м., что на 3,1% больше, чем в 2008 году. В 2010-2012 годах этот показатель прогнозно составит 36,6-36,8 кв. м.
В 2009 году общая площадь жилых помещений, введенная в действие за год, приходящая в среднем на одного жителя, составила 0,2 кв. м., что в 2 раза больше, чем в 2008 году.
В 2009 году число квартир в расчете на 1000 человек населения составило 714,6 единиц, это на 5,1% больше, чем в 2008 году. В 2010-2012 годах этот показатель прогнозно составит 718,3-722,2 единиц.
Число жилых квартир, введенных в действие, за 2009 год в расчете на 1000 человек населения составило 4,2 единицы, что на 2,1 единицы больше, чем в 2008 году.
В 2009 году доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составила 4,8%. В 2010-2012 годах также планируются провести кадастровые работы по объектам жилого фонда и доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых планируется осуществить государственный кадастровый учет составит 10,8-20,8%.
Формирование доходной базы консолидированного бюджета района и районного бюджета на 2009 год осуществлялось на основе прогноза социально-экономического развития Анадырского района на 2009 год, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2009 год и оценки поступлений доходов в районный бюджет в 2008 году.
Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений, поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений и доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями) в общем объеме доходов бюджета района составляет 14,6%, что на 2,4% больше, чем в 2008 году. Увеличение доли собственных доходов связано с поступлением бюджет муниципального района дебиторский задолженности прошлых лет от ликвидируемых учреждений. Плановые значения на период 2010—2012 годов отражены в соответствии со среднесрочным финансовым планом на 2010—2012 годы.
В 2009 году удельный вес населения, участвующего в культурно – досуговых мероприятиях, организованных органами местного самоуправления Анадырского района, в 2008 году составил 769,0%. Всего в 2009 году 70 562 человека участвовали в культурно – досуговых мероприятиях. В 2010-2012 годах этот показатель прогнозно составит 772,1—784,3%.
Среднегодовая численность постоянного населения в 2009 году составила 9 173 человека, что на 2,2% меньше, чем в 2008 году.
Снижение численности населения района связано с естественным оттоком населения в центральные районы страны, стимулируемым в рамках мер государственной поддержки, предусматривающей предоставление жилищных сертификатов на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Численность постоянного населения в 2010—2011 годах при сохранении тенденции рождаемости в районе составит 9 139—8 997 человек.
Общий объем расходов бюджета муниципального образования:
Аналитическая записка по показателям эффективности деятельности органов местного самоуправления Анадырского муниципального района (2009 год) Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) Анадырского муниципального района (2009 год) Аналитическая записка по показателям эффективности деятельности органов местного самоуправления Анадырского муниципального района (2008 год). Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа (муниципального района) Анадырского муниципального района (2008 год)
ДнепроГЭС — один из символов экономической мощи СССР, была построена в 1932 г.
Валюта Советский рубль (SUR) (= 100 копеек)
Фискальный год 1 января — 31 декабря
ВВП на душу населения
Основные отрасли топливная, электроэнергетика, химическая, металлургическая, весь спектр машиностроения, военная, автомобильная, электронная, авиационная, лёгкая, пищевая, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.
Статьи импорта зерно и с/х продукция, машины и оборудование, изделия из стали
Данные указаны в долларах США, если не оговорено иное
ВВП на душу населения в СССР с 1921 г. по 1991 г.
ВВП на душу населения в Италии с 1900 г. по 2018 г.
Как известно, согласно трудовой теории стоимости классической политэкономии Смита-Рикардо-Маркса, источником богатства является производительный труд. В СССР поэтому труд "был делом всех и каждого", а частное предпринимательство и уклонение от работы трудоспособным гражданином (тунеядство) в СССР являлись уголовно наказуемыми деяниями с начала 1930-х годов (ликвидация НЭПа) и до конца 1980-х годов (перестройка).
В общественных фондах потребления (ОФП) СССР скапливалась некоторая часть прибыли от всех предприятий страны и средства из которых шли на оплату жилищного строительства (в СССР большая часть жилья выдавалась гражданам бесплатно), образования (все виды образования были бесплатны), детские сады и питание в них (также бесплатно), детские лагеря отдыха (бесплатно), право один раз в год иметь бесплатный отдых и санаторно-курортное лечение также имел каждый гражданин и прочие расходы на население, типа подарки для молодоженов и пенсионеров. Иными словами, некоторая часть прибыли, которую в капиталистических странах получали собственники бизнеса, в СССР распределялась между трудящимися через ОФП, поэтому существенную часть благ люди могли получать помимо заработной платы.
Товарно-денежные отношения в экономике СССР играли второстепенную роль. На рынок поступало лишь 14 % всей промышленной продукции СССР, остальные 86 % промышленной продукции распределялись минуя рыночные механизмы, административно-командными методами.
К сфере материального производства относились следующие отрасли народного хозяйства:
К непроизводственной сфере были отнесены следующие отрасли народного хозяйства и виды деятельности:
После Гражданской войны
В дальнейшем основным методом планирования экономики страны стали пятилетние планы развития народного хозяйства (т. н. «пятилетки»):
Первые пятилетки, индустриализация
Быстрому восстановлению и дальнейшему росту экономики способствовал целый ряд факторов:
СССР демонтировал и вывозил — в качестве репараций — немецкие заводы не только из своей зоны оккупации. Союзнический Контрольный Совет (Allied Control Council for Germany) выделил Советскому Союзу репарационную квоту в западной зоне оккупации: 10 % работоспособного и комплектного промышленного оборудования «не нужного для немецкой мирной экономики» (а именно — оборудование металлургической, химической и машиностроительной отраслей) вывозилось Советским Союзом с оккупированной союзниками территории Германии совершенно бесплатно и ещё 15 % — в обмен на советские поставки сырья и продовольствия в размере 60 % от стоимости оборудования. За оборудование второй группы СССР заплатил только 12 % от предусмотренной стоимости встречных поставок. По утверждению Э. Саттона СССР «снял сливки» с немецкой промышленности в западной зоне оккупации, в качестве примеров указаны самый большой и наиболее современный в Европе прокатный стан горячей и холодной прокатки Bandeisenwalzwerk Dinslaken A.G. (английская зона оккупации) и огромный завод по производству подшипников Kugelfischer (американская зона оккупации). Всего из западной зоны оккупации СССР вывез 66 981 тонну наиболее современного промышленного оборудования. Впрочем, все это вряд ли покрыло хотя бы половину потерь, понесённых СССР из-за немецкой оккупации.
Хрущёвское десятилетие — один из самых важных периодов в истории России/СССР XX века с точки зрения модернизации. Никогда на протяжении XVIII–XX веков разрыв между Россией/СССР и Западом не был так мал, как в эти годы.
После прихода к власти нового руководства во главе с Л. И. Брежневым были предприняты попытки придать советской экономике новое дыхание. С 1965 г. стала внедряться реформа по переводу предприятий и организаций в новые условия хозяйствования (известная как «Косыгинская реформа»), расширявшая экономический инструментарий воздействия, вместо административных методов. Однако дальнейший ход реформы оказался невозможен по политическим причинам (из-за событий в Чехословакии и Польше), так что с конца 60-х годов наметилась явная тенденция к консерватизму.
Объём ВВП, национального дохода, продукции промышленности и строительства продолжали достаточно быстро расти, однако среднегодовые темпы роста производительности труда постепенно снижались: в Восьмой пятилетке (1966—1970) они составляли 6,8 %, в Девятой — 4,6, Десятой (1976—1980) — 3,4, однако оставались более высокими, чем в большинстве развитых капстран. При этом производительность труда по абсолютному значению оставалась ниже, чем в США, в промышленности в 2 раза, сельском хозяйстве — в 4-5 раз. Падали и среднегодовые темпы прироста национального дохода: в Восьмой пятилетке — 7,7 %, Девятой — 5,7, Десятой — 4,2, Одиннадцатой — 3,5 %. Прирост населения составлял около 0,9 %, так что даже в 1980-е годы сохранялось устойчивое интенсивное развитие. В целом же за 1970—1990 объём национального дохода увеличился в 2 раза, на душу населения — в 1,7 раза.
Расслоение общества по доходам в РСФСР и РФ: фондовый коэффициент дифференциации
В 1985 г. средняя месячная заработная плата в народном хозяйстве СССР составляла 190 рублей, средняя месячная пенсия 75 рублей, средняя обеспеченность населения жильём 15 квадратных метров на человека.
Исходя из сложившейся ситуации, в середине 1980-х годов руководством Советского Союза была предпринята попытка ускорения (экономического развития страны), а затем перестройки (советских, директивных, методов хозяйствования), с внедрением элементов свободного рынка — т. н. смешанная экономика.
C 1985 по 1990 гг. средняя месячная заработная плата в народном хозяйстве СССР выросла со 190 до 300 рублей в месяц (c 1975 по 1985 гг. она возросла со 150 до 190 рублей). В условиях фиксированных розничных цен это привело к исчезновению почти всех товаров с прилавков.
Объёмы производства товаров народного потребления были гораздо ниже огромной денежной массы, поскольку исходили из достаточно условных расчётных сроков и объёмов потребления. Покупатели мгновенно расхватывали товар на прилавках магазинов. Создалась ситуация «пустых полок и полных холодильников и забитых квартир». Любой более-менее качественный товар, попадавший на полки магазинов, продавался в считанные часы. Значительная масса непродовольственных товаров фактически перестала попадать в официальную торговлю и реализовывалась работниками торговли по знакомым или через «фарцовщиков». Эта проблема усугубилась с разрешением частной торговли, которой фактически занимались кооперативы.
Началась неразбериха с союзными поставками, некоторые республики, в частности Украина, прекратили отгрузку мяса, молока Москве, Ленинграду, военному ведомству. В самой столице картина была вообще удручающей. Сотни тысяч жителей почти со всей центральной России ежедневно прибывали поездами в Москву и прямо-таки штурмовали продовольственные магазины. Хватали всё, что было на прилавках, нагруженные хозяйственными сумками, с тяжёлыми рюкзаками за спиной тянулись на вокзалы.
На рубеже 80-90-х гг. ситуация в советской экономике стала критической. С прилавков исчезли даже товары и продукты питания первой необходимости; осенью 1989 г., впервые после войны, в Москве были введены талоны на сахар, а к началу 1991 г. над страной нависла реальная угроза полномасштабного голода. Из-за рубежа в СССР начала поступать продовольственная гуманитарная помощь. К этому времени советским Правительством уже был потерян контроль над экономикой государства, в результате целого ряда причин, что обернулось для страны ускорением распада Советского Союза. см. также: Программа «500 дней», 1980-е в экономике СССР
Кроме экономических районов СССР на территории Советского Союза выделялось 5 промышленных районов:
В 1980-х годах развивались так называемые ТПК (территориально-производственные комплексы), крупнейшие из которых:
Деревенские дети в 1958 году, СССР
Сельское хозяйство являлось одной из важнейших отраслей экономики СССР и занимало второе место (после промышленности) в производстве валового общественного продукта и национального дохода СССР. Численность занятых в сельском хозяйстве в 1985 г. составляла около 28 млн человек (около 20 % занятых в народном хозяйстве СССР). В начале 1980-х СССР занимал 1-е место в мире по производству пшеницы, ржи, ячменя, сахарной свёклы, картофеля, подсолнечника, хлопка, молока, 2-е по поголовью овец, 3-е — по общему объёму производства сельскохозяйственной продукции, поголовью крупного рогатого скота, сбору зерна. СССР также являлся крупным экспортёром многих видов сельскохозяйственных продуктов (зерна, хлопка, растит. и животного масла, шкур пушных животных и др.). Зерновой кризис вынудил Советский Союз с 1963 года регулярно закупать зерно. В 1980-е годы на СССР приходилось до 15 % мирового зернового импорта (по данным МБРР), и он занимал устойчивое первое место в мире как импортёр продовольственного зерна.
Сельское хозяйство Советского Союза было построено на системе крупных хозяйственных единиц:
В валовой продукции сельского хозяйства СССР в 1986 году на долю растениеводства приходилось 45 %, животноводства — 55 %.
За 1940—1986 гг. продукция электроэнергетики увеличилась в 41 раз.
Было создано 11 объединённых энергетических систем СССР:
Выработка электроэнергии в 1988 году достигла 1705 млрд кВт•ч.
Совместными усилиями стран-членов СЭВ создана объединённая энергетическая система «Мир».
В промышленности преобладала тяжёлая индустрия. В 1986 году в общем объёме промышленной продукции на группу «А» (производство средств производства) приходилось 75,3 %, на группу «Б» (производство предметов потребления) — 24,7 %.
В 1945 г. в промышленности объём производства составлял уже 92 % от уровня 1940 г. За 1940—1986 гг. продукция электроэнергетики увеличилась в 41 раз, машиностроения и металлообработки — в 105 раз, химической и нефтехимической промышленности — в 79 раз. После войны ускоренными темпами развивались отрасли, обеспечивающие научно-технический прогресс.
дрова и др. 1,0 %
Свыше ¾ добычи минерального топлива приходилось на нефть (624 млн тонн в 1988 году, включая газовый конденсат) и природный газ (770 млрд м³). Главная сырьевая база СССР — Западная Сибирь (2/3 всей нефти и более ½ газа в стране). По добыче нефти выделяются также Поволжье, Урал, Кавказ (Азербайджан, Чечено-Ингушетия), газа — республики Средней Азии (Туркменистан, Узбекистан) и Северный Кавказ.
В 1945 г. после Великой Отечественной войны объём производства в топливных отраслях составлял 77,8 % от уровня 1940 г.
Крупнейшие нефтегазоносные провинции и районы СССР:
В 1988 году добыто 772 млн тонн угля. Крупнейшие угольные бассейны СССР (запасы — на 1985 год, добыча на 1975 год):
Удельный вес каменного угля — более 3/4: из 701 млн тонн добытого в СССР угля 538 млн тонн — каменного (в том числе 181 млн тонн — коксующегося, 33,6 %), 164 млн тонн — бурого. В том же году в СССР обогащено 338 млн тонн угля (48,2 %).
Ввод нефтеперерабатывающих мощностей в СССР и России по годам
НПЗ в Рязанской, Ярославской и Нижегородской областях были ориентированы на Центральный экономический район (СССР); в Ленинградской области — на Ленинградский промузел; в Краснодарском крае — на густозаселённый Северо-Кавказский район, в Омской области и Ангарске — на потребности Сибири. Остальные НПЗ были построены в районах добычи нефти, до конца 1960-х годов главным нефтедобывающим районом СССР было Урало-Поволжье, с целью переработки добываемой нефти в Башкирии, Самарской (ранее Куйбышевской) и Пермской областях был построено несколько НПЗ обеспечивающих потребление в данных регионах, в Сибири и других районах России, а также в союзных республиках бывшего СССР.
Доля СССР в мировом производстве чугуна — 23 %, стали — 22 %.
Основные районы цветной металлургии расположены в пределах РСФСР, Казахстана, республик Средней Азии и Закавказья.
Разведанные запасы железной руды на начало 1974 года составляли свыше 60 млрд тонн. Всего в стране свыше 300 железорудных месторождений (1-е место в мире).
Машиностроение — ведущая отрасль промышленности СССР. Главные районы машиностроения:
В машиностроении СССР насчитывалось значительное количество крупных предприятий с десятками тысяч рабочих: Московский, Горьковский и Волжский автозаводы, Волгоградский, Харьковский и Челябинский тракторные заводы, гиганты тяжёлого, энергетического и электротехнического машиностроения (Уралмаш, Новокраматорский машиностроительный завод, Ленинградский металлический завод, «Электросила», Луганский тепловозостроительный завод), завод сельскохозяйственного машиностроения Ростсельмаш и многие другие.
В рамках отрасли Машиностроение в СССР выделялись три группы — Тяжёлое машиностроение, Среднее машиностроение и Точное машиностроение, которые в свою очередь делились на подотрасли.
В СССР получила широкое развитие, особенно на территории России и Украины. Производились: минеральные удобрения, химические средства защиты растений (164 тыс. тонн в 1970 году), серная кислота (12,1 млн тонн), кальцинированная (3,67 млн тонн) и каустическая (1,94 млн тонн) сода, синтетические смолы и пластические массы, химические волокна и нити, автопокрышки (34,6 млн штук) и др.
Важнейшие районы лесной, деревообратывающей и целлюлозно-бумажной промышленности — преимущественно на территории Российской Федерации:
Промышленность строительных материалов
Производство (1970 год) сборных железобетонных конструкций и деталей — 85 млн м³, кирпича строительного — 43 млрд штук, шифера асбестоцементного — 5,8 млрд условных плиток, мягких кровельных материалов и изоляции — 1334 млрд м², стекла оконного — 231 млрд м².
Куртка х/б СССР, 1980
В 1986 году грузооборот всех видов транспорта общего пользования составлял 8193 млрд тонно-километров, в том числе доля:
железнодорожного транспорта — 46,8 %;
морского — 11,8 %;
речного — 3,1 %;
трубопроводного — 32,2 %;
воздушного — 0,04 %.
Эксплуатационная длина магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов — 81,5 тыс. км, газопроводов — 185,0 тыс. км.
Системы магистральных нефтепроводов связывают основные районы добычи с центрами переработки нефти, в том числе за рубежом (нефтепровод «Дружба»). Единая сеть магистральных газопроводов включает системы:
Железнодорожный транспорт СССР
Эксплуатационная длина железных дорог (1986 год) — 145,6 тыс. км (в том числе электрифицированных — 50,6 тыс. км)
Эксплуатационная длина внутренних судоходных путей — 123,2 тыс. км,
До войны (в 1936 году) построено: два судна типа «Дагестан», 10 грузпассажирских пароходов типа «Анадырь», 2 ледокольных транспорта типа «Мудьюг», 6 — типа «Алексей Рыков» и 4 теплохода для крымо-кавказской линии типа «Аджария».
После войны: 2 дизель-электрохода типа Волгоград — Волгоград и Баба-Заде (строились на Волгоградском судостроительном и судоремонтном заводе), 3 теплохода типа «Сулак», 9 теплоходов типа «Киргизстан», 2 теплохода типа «Забайкалье».
Научно-исследовательские суда: Михаил Ломоносов, Академик Иоффе, Академик Курчатов и др. (см. Категория:Научно-исследовательские суда СССР).
Суда на подводных крыльях: «Ракета», «Комета», «Метеор», «Восход».
См. также: Судостроение СССР (Судостроение)
В 1950 году гражданская авиация перевезла в 3,5 раза больше пассажиров, чем в 1940 году.
С 1950-х годов велось массовое жилищное строительство. В народе эти квартиры назывались «хрущёвками». Это жильё было не совсем комфортабельным, но лучше коммунальных квартир и бараков. Характерной особенностью жилищного строительства в СССР были «двойные стандарты» комфортабельности жилья для «народа» и для «номенклатуры» (сталинки, башни Вулыха, цековские дома).
Жилищный фонд в городах и посёлках городского типа со 180 млн м2 общей (полезной) площади в 1913 вырос до 4568 млн м² в конце 1990. По масштабам и темпам жилищного строительства СССР был на одном из первых мест в мире. В СССР на 1000 чел. населения в 1969 году было построено 9,3 квартиры, в США — 7,3, в Великобритании — 6,9, во Франции — 8,7 квартиры. Тем не менее, проблема жилья оставалась острой.
Число предприятий почты, телеграфа и телефона в СССР на конец 1971 года составило 83 тысячи. Отправлено за этот год 8,3 млрд писем, 35,1 млрд газет и журналов, 180 млн посылок, 373 млн телеграмм, состоялось 480 млн междугородных телефонных разговоров, имелось 12,2 млн телефонных аппаратов, в том числе 11 млн автоматических.
Государственный бюджет СССР на 1972 год был утверждён с суммой доходов 173 814 млн рублей, расходов 173 615 млн рублей.
За 1981—1985 выпуск денег из обращения превышал изъятие денег из обращения на 3615 млрд рублей. Причём в 6 республиках изъятие денег превышало выпуск.
В 1988 году торговая выручка составила 264 млрд руб, выручка транспорта 7 млрд руб, выручка местного транспорта 7 млрд руб, выручка предприятий бытового обслуживания 4 млрд руб, квартплата 1, 5 млрд руб, зрелищные организации 1,6 млрд руб, выручка кооперативов 1,5 млрд руб . Баланс 311 млрд рублей
В 1988 году выплата зарплаты 234 млрд руб, закупка сельхоз продуктов 7 млрд руб, оплата колхозам 21 млрд руб, выдача пенсий, пособий и страхования — 18 млрд рублей, зарплата кооператорам — 3 млрд руб, ссуды ИЖС 3 млрд руб, подкрепление предприятий связи 3 млрд руб, продкрепление сберкасс — 13 млрд руб. Баланс 311 млрд рублей.
Скорость возврата денег в банк — (от 29 в 1948—1952, до 153 в 1942—1944,в 1961 −32, в 1989—100
В обороте на 1985 было казначейских билетов номиналом 1 руб. на сумму 850 млрд руб., 3 руб. — 6047 млрд руб., 5 руб. — 13 036 млрд руб., банковских билетов 10 руб. — 15 468 млрд руб., 25 руб. — 19 041 млрд руб., 50 руб. — 11 878 млрд руб., 100 руб — 8159 млрд руб, бронзовой монеты: 1 коп — 208 млрд, 2 коп — 145 млрд, 3 коп — 139 млн руб., 5 коп — 66,1; медно-никелевой монеты: 10 коп — 477 млн руб., 15 коп — 372 млн руб., 25 коп — 359 млн руб., 50 коп — 97 млн руб., металлического рубля — 323 млн руб. До реформы 1961 года в обороте были монеты из банковского серебра и разменного серебра, а также медные монеты, до 1927 — боны. С 1976 стал выпускаться золотой червонец, с 1977 — олимпийские монеты, с 1989 монета из драгметалла.
По данным на 1983 год в банке — 1973 млрд руб., в кассах предприятий — 365 млрд руб., у населения — 50 193 млрд руб.
Доходы населения в 1938—187, в том числе зарплата 138, трудодни — 8, пенсия — 6, заработки кустарей — 6, выручка от реализации сельхоз-продукции — 4, выручка от перевозки грузов — 2, поступления из финсистемы — 2.
Расходы населения в 1938—182, в том числе покупка товаров у государства 143, покупка товаров у колхозов — 4, оплата услуг — 16, налоги — 9, сбережения — 7, займы — 6.
Оборот денег в РСФСР в конце 1960-х годов — в центральном районе (Москва) изъятие денег, в остальных экономических районах РСФСР эмиссия денег.
Инфляция в СССР
Очередь в ларёк в Переяславле-Залесском, 1964 год
Продажа овощей на улице Ленинграда в 1977 году
Очередь на Колхозном рынке в Ленинграде, 1977 год
Лишь либерализация цен (в России с начала 1992 года, уже после распада СССР) привела к коренным изменениям в сфере розничной торговли и исчезновению дефицита.