Многообразие растений урок биологии в 7 м классе


Урок по биологии: Жизненные формы растений и их значение


Урок построен по технологии обучения Активная оценка. Основываясь на постоянной обратной связи, помогает повышению мотивации и успеваемости учащихся, особенно тех, кто испытывает трудности в обучении.


Цели урока

Предполагается, что к концу урока учащиеся будут:

  • Знать жизненные формы растений и их роль в природе;
  • Уметь распознавать по рисункам жизненные формы растений, а также приводить примеры видов растений, исходя из жизненных форм;
  • Уметь обосновывать роль растений в природе и жизни человека.

Языком учащихся: к концу урока я смогу определять жизненные формы растений и называть их значение в природе и жизни человека.


Критерии достижения цели

  1. Дать определение понятия жизненная форма.
  2. Дать характеристику каждой жизненной формы растений и смочь назвать их, сравнивая, называя сходства и отличия.
  3. Привести на каждую жизненную форму по 5 примеров видов растений.
  4. Определить по рисункам, к какой жизненной форме относится растение.
  5. Перечислить значение растений в природе и жизни человека.

Задачи личностного развития

Создать условия для развития навыков целеполагания, самооценки, рефлексии учащихся. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению предмета. Содействовать формированию навыков практического применения полученных знаний.


I Организационный этап

Добрый день! Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Начать наш с вами урок я хотела бы с высказывания великого ученого Нильса Бора: Противоположности – это не противоречия, это – дополнения, – поэтому надеюсь, что на сегодняшнем уроке мы будем с вами прекрасным дополнением друг к другу, и как единое целое будем двигаться к поставленной цели. Пусть ваша работа на уроке будет плодотворной и принесет пользу. Я желаю вам успеха!


II Ориентировочно-мотивационный этап

  1. Актуализация знаний и мотивация на изучение новой темы

Учитель предлагает учащимся посмотреть на слайд, где изображен кроссенс, в центральном квадрате которого стоит вопросительный знак.

  • Что изображено в квадратах?
  • Чем отличаются объекты в квадратах друг от друга?
  • Установите логическую связь между соседними квадратами.
  • Что должно быть написано в центральном квадрате?

Если у учащихся возникают трудности при ответах, то учитель обращает внимание, что ответы они могут найти при изучении новой темы.


III Операционно-познавательный этап

(текст продолжается)

Изучение нового материала

Небольшой рассказ учителя об интересных растениях (гигантах, карликах, вечнозеленых и т.д.). Рассказ сопровождается презентацией.

Самостоятельная работа учащихся

Учитель организует работу по освоению понятия Жизненная форма:

  1. Прочитать понятие на с.82 учебника.
  2. Записать определение в тетрадь.
  3. Выделить ключевой момент в определении понятия.

Фронтальная проверка понятия

Обратная связь с помощью приема Светофор – всем ли понятна формулировка.

Работа § 16 учебника. Заполнение таблицы

Жизненная форма растенияПримеры видов
Крупные растения с многолетним деревянистым стволомДуб, береза, клен, ясень, рябина
КустарникиМалина, сирень, орешник (лещина), крушина, бересклет
Маленькие кустарникиЧерника, брусника, голубика, клюква, вереск
Зеленые сочные неодревесневевшие стеблиМарьянник дубравный, пастушья сумка, сурепка, укроп, горох

Робота с кластером

Работа с текстом на с. 80 и в дальнейшем, после прочтения, заполнить кластер с использованием расположенных на доске объектов, добавив три пункта самостоятельно – значение растений для человека.

Самопроверка заполнения кластера и сверка с предложенным шаблоном. Обратная связь с помощью приема Светофор – всем ли понятен кластер.

Роль растений в природе:

  1. при фотосинтезе выделяют кислород, который нужен всем живым организмам на земле;
  2. поглощают углекислый газ;
  3. формируют растительные сообщества, в которых обитают разные животные;
  4. обеспечивают кормом и едой животных.

Значение растений для человека:

  1. являются источником пищи;
  2. используются в качестве лекарственных средств;
  3. являются сырьем для производства бумаги.

IV Контрольно-коррекционный этап

Возвращение к приему Кроссенс

Учитель предлагает учащимся составить логическую цепочку (рассказ) о жизненных формах растений и об их роли в природе и для человека, используя знания, полученные на уроке.

Контроль знаний и умений

Учащиеся индивидуально выполняют задания выходного контроля. Взаимопроверка и самооценка учащихся. Обратная связь с помощью приема Светофор о качестве выполнения выходного теста.

Выбрать 1 правильный ответ

  1. Какую жизненную форму имеет сирень:

    • А – дерево;
    • Б – кустарник;
    • В – трава;
    • Г – кустарничек.
  2. Распределить виды травянистых растений по группам:

    • А – многолетние;
    • Б – двулетние;
    • Г – однолетние.
  3. Соотнести название растений с их формой жизни.

Австрийский профессор ботаники Фридрих Вельвич нашел при изучении ангольской флоры необычное растение.

ПРИЕМ УСТАНОВИ СООТВЕТСТВИЯ

На уроке я работал
Своей работой я
За урок я
Урок для меня показался
Материал урока мне

V Подведение итогов

Возвращаемся к цели урока. Учащиеся дают обратную связь с помощью приема Светофор о степени достижения поставленной цели.

VI Домашнее задание

  1. § 16, ответить на вопросы в конце параграфа (для тех, кто показал зеленый цвет);
  2. Доработать вопросы, с которыми возникли проблемы (для тех, кто показал желтый цвет и красный);
  3. Творческое задание по желанию учащихся (с. 80 учебника)

План урока:

  1. Введение
  2. Организационно-мотивационный этап
  3. Проверка домашнего задания
  4. Игра Верю – не верю
  5. Подведение итогов

Введение

На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в мир природы и поговорим о растениях. Целью урока является знакомство с частями растений, их значениями, а также формирование бережного отношения к природе. Давайте начнем!

Организационно-мотивационный этап

  • Давайте открыли ладони и отправимся в мир природы вместе.
  • Подняв ладони, вы готовы к новым знаниям?
  • В ходе урока мы будем наблюдать, сравнивать и выполнять задания.

Проверка домашнего задания

  • Ученикам выданы умные карты, которые помогут нам в повторении и получении новых знаний.
  • Какие темы по природе вы можете найти на своей умной карте?

Игра Верю – не верю

  1. Природа – это все, что окружает человека и не сделано его руками? (Верю)
  2. Живая и неживая природа не связаны между собой? (Не верю)
  3. Солнце, вода, животные – это живая природа? (Не верю)
  4. Воздух – это часть живой природы? (Не верю)
  5. Вода содержится в живых организмах? (Верю)
  6. Песок и глина – это части почвы? (Верю)

Подведение итогов

  • Подсчитаем результаты игры и проведем обсуждение.
  • Проверим ответы на правильность и обсудим полученные знания.

Вместе научимся понимать и ценить природу вокруг нас!

– А теперь давайте оценим правильность ответов по тем же правилам: если вы правильно ответили на все 6 вопросов, то положите рядом с предыдущим квадратиком квадратик зелёного цвета, если допустили 1 ошибку, – квадратик жёлтого цвета, если 2 ошибки – квадратик синего цвета, ну и если ошибок больше двух – квадратик красного цвета.

(Для объяснения правил самооценки используется слайд 6, где при каждом нажатии появляются цвета «Ступенек успеха». Учащиеся выбирают нужный квадратик согласно предложенным правилам самооценки.)

– Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого на парте лежат квадратики одинакового цвета (зелёного цвета), (те, у кого получилось ответить на вопросы лучше, чем вы прогнозировали).

(Учитель делает вывод о том, что те ребята, у кого квадратики совпали, понимают, где у них знаний недостаточно, или они знают материал хорошо. Также учитель обязательно хвалит тех учащихся, которые выполнили задание без ошибок, также придаёт уверенности тем учащимся, у кого прогностическая самооценка была занижена).

После проведения самооценки озвучиваются ответы на те вопросы, в которых учащиеся допустили ошибки и поясняется, почему надо было ответить иначе.

– Сегодня на уроке мы с вами попытаемся открыть новые для нас знания, и в том нам поможет «умная карта».

3 Этап постановки темы и цели урока

– Что изображено? Как вы думаете, что связывает эти иллюстрации?– Как будет называться новый раздел?– В этом разделе мы будем изучать растения, грибы, животных и взаимодействие с ними человека.– Вспомните, что относится к живой природе. (Животные, растения, грибы, человек).

Давайте разместим их на нашей «умной карте». Найдите среди картинок человека и разместите на нужную ветку, следующая ветка – животные, грибы и растения.

Тема сегодняшнего урока «Растения – часть живой природы».

– Почему растения относятся к живой природе? (Дышат, питаются, растут, размножаются и умирают).

– К концу урока вы сможете назвать части растений и определять значение частей растений.

– А что мы должны уметь к концу урока? Вы должны уметь отличать деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга.

4 Этап изучения нового материала

– Как и у всякого живого организма у растения есть органы или части. Я предлагаю вам посмотреть сценку. А вы постарайтесь запомнить, из каких частей состоит растение.

Сценка «Спор органов растений» (Приложение 1)

– Какие части растений вы запомнили из рассказа ребят? (Корень, листок, стебель, цветы, плоды.)– Откройте учебник на с. 34. Рассмотрите рисунок томата. Все ли части растения мы назвали?– Давайте назовём части растения у яблони. Какие части не указаны? (Корень, цветок.)– А сейчас более подробно узнаем о каждой части растения.– Кто в сценке первый начал спор? (Корень.)– Зачем растению нужны корни? (С помощью корня растения получают воду с растворёнными питательными веществами, укрепляются в почве.)– Давайте проверим, правильно ли вы ответили, посмотрев видеофрагмент.– Куда попадают питательные вещества, которые поглощает корень? (В стебель.)– А какую работу ещё он выполняет, посмотрим на видео. (На нём держатся листья, цветки и плоды.)– А для чего нужны листья? Обратимся ещё раз к видео. (Из углекислого газа и воды с помощью солнечного света готовят пищу, которая по стеблю поступает к другим частям растений.)– А какова роль цветка и для чего образуются плоды, узнаем из учебника (с. 37)– Так какая часть растения является самой важной и необходимой?

5 Этап закрепления изученного материала. Работа в группах

– Для того чтобы закрепить полученные знания, мы поработаем в группах.

1-я группа. Рассмотрите отдельные части растения, назовите их. Сложите их в такой последовательности, чтобы получилось целое растение.

2-я группа. Рассмотрите растения на карточке. Прикрепите надписи с названиями частей растения на свои места.

3-я группа. Внимательно рассмотрите рисунки растений. Соедините их одинаковые части. Вспомните, как они называются.

4-я группа. Соедините часть растения с его значением.

Проверка работы в группах (учитель предлагает образцы правильного выполнения заданий).

– Работа в группах показала, что вы знаете части растений и умеете их определять.

– Давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой? (Определять части растений и знать их значение.)

Физкультминутка (музыкальная, двигательная)

Физкультминутка для глаз (согласно СанПиНу)

– Посмотрите на слайд. Какие растения изображены? (Клён, сирень, крапива).

– Давайте рассмотрим стебли растений.

– Чем они отличаются?– Что можете сказать о стебле клёна? (Один толстый одревесневший ствол.) Сирени? (Сирень имеет несколько тонких одревесневших стеблей-стволиков.) – Какие стебли у крапивы? (Мягкие, сочные.) – Как одним словом мы можем назвать группу растений, где один одревесневший стебель? (Деревья.)– Как одним словом мы можем назвать группу растений, которые имеют несколько одревесневших стеблей? (Кустарники.)– Как одним словом мы можем назвать группу растений, которые имеют стебель мягкий и сочный? (Травянистое растение.)– Исходя из особенностей стебля растения, давайте сделаем вывод, как мы можем отличить деревья, кустарники и травянистые растения? (По внешнему виду стебля.)

– Деревья, кустарники и травянистые растения называют цветковыми. Как вы думаете, почему? Найдите правильный ответ в учебнике на с. 35.

– Какие цветковые растения растут возле нашей школы? (Сирень, орешник, шиповник.) Весной мы понаблюдаем, как они цветут.

– У некоторых растений не совсем заметны цветы, а у некоторых – плоды. Давайте вспомним рассказ Юрия Коваля «Сирень и рябина». Послушайте отрывок из рассказа и скажите, у какого растения более заметны плоды, а у какого – цветы? (Приложение 2)

Работа в парах

– Для того чтобы проверить, умеете ли вы отличать по признакам растения, поработаем в парах.

– Разделите растения на три группы.

– На какие группы разделили растения?

– Какие растения отнесли к деревьям? (Береза, дуб, сосна.)

– Назовите кустарники. (Жасмин, орешник, смородина.)

– Что отнесли к травянистым растениям? (Прострел луговой, клевер, одуванчик.)

– Какая часть растения помогла вам разделить их на три группы?

– Встаньте пары, которые смогли правильно распределить растения на три группы.

– Встаньте пары, которые распределили правильно на две группы.

– Молодцы! Большинство из вас умеет отличать деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга.

– Какую вторую цель мы ставили перед собой? (Отличать деревья, кустарники и травянистые растения друг от друга.)

– Среди этих растений есть одно, которое встречается очень редко. Оно занесено в Красную книгу Республики Беларусь. Как вы думаете, какое? (Сон-трава или прострел луговой.)

– В нашем районе оно встречается недалеко от деревни Лылойти. Все растения, занесённые в Красную книгу, находятся на грани исчезновения.

– Как вы думаете, можем ли мы рвать эти красивые цветы?

– А как мы должны относиться к остальным растениям, не занесённым в Красную книгу? (Ответы детей.)

– Важно ли бережно относиться к природе?

– А что значит беречь природу? Давайте попробуем сформулировать правила бережного отношения к природе и составим памятку друзей природы.

1 Бережно относись к деревьям и кустарникам, участвуй в посадке и охране зелёных насаждений. 2 Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.3 Помни, ты – часть природы. Люби всё живое вокруг.

– Решите задачу и сделайте вывод.

Ежедневно, из-за деятельности человека, на земле исчезает один вид растений. А сколько приблизительно исчезает растений за месяц? Какой вывод мы можем сделать?

Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, растения. Если мы с вами будем бережно относиться к природе, то обязательно сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планете.

6 Этап подведения итогов. Рефлексия

– Почему растения относят к живой природе?– Чем отличаются деревья, кустарники и травянистые растения?– Какие части есть у цветковых растений?

– Сейчас мы выполним несколько заданий и посмотрим, достигли ли вы поставленных целей.

1. Что не является частью растения? Зачеркни.

Корень, лист, почка, стебель, цветок, бутон, плод.

2. Какие растения являются кустарниками? Отметь знаком.

3. Из предложенных вариантов вам нужно выбрать правильный ответ, а буквы вписать в таблицу.

Часть растения, которая служит для укрепления растения в почве. (Корень)2. Часть растения, которая служит для передачи питательных веществ. (Стебель)3. Орган растения, из которого развиваются плоды. (Цветок)4. Орган, который развивается из цветка. В нём находятся семена. (Плод)

Проверка. Какое слово у вас получилось?

Растения – это богатство и краса земли.

– У кого получилось это слово, встаньте.

– Ребята, у которых получилось слово «растения», оказались сегодня на самой высокой ступеньке «Лесенки успеха».

– Назовите несколько правил бережного отношения к природе (бережно относиться к растениям, участвовать в посадке и охране зелёных насаждений, оказывать помощь животным и растениям).

7 Этап информирования о домашнем задании

С. 34–37, прочитать и ответить на вопросы.

Подготовить информацию о растениях рекордсменах (по желанию).

Материалы для сценки «Спор частей растения»

Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный.

Первым выступил Корень.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.

Стебель (с обидой): Ах, какие вы, корни, важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня, не было бы растения.

Лист (с возмущением): «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Если бы я не приготовил питательные вещества, то вас корней, и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть.

Цветок: Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, – это все для меня. Не будет меня, не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение.

Начавшийся спор между частями растения – неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.

Весной – за каждым забором – кипящий сиреневый куст. А плодов у сирени и нет никаких, так, стручочки ржавенькие.

Рябина тоже весной цветёт, но какие у неё цветы? Никто их не замечает.

Зато уж осенью – за каждым забором – рябиновые гроздья.Кисти сирени и гроздья рябины никогда не встречаются. Кто думает весной о рябине? Кто вспомнит осенью сирень?

Редко, очень редко вдруг в августе снова зацветёт сиреневый куст. Будто хочет поглядеть – хороша ли нынче рябина?

Белая лошадь с развевающейся гривой, прискакавшая к нам из незапамятных времён, − символ удачи и надежды.

запятые при обособленном определении; тире между подлежащим и сказуемым

Когда-то древнегреческий герой, победив жестокого царя в гонке на колеснице, в благодарность богам основал Олимпийские игры — традиция эта живёт сотни веков.

запятые при обособленном обстоятельстве; тире при бессоюзной связи в СП

Говорят, что белых лошадей в природе не существует.

запятая при союзной подчинительной связи в СП

А рождение белого жеребёнка — событие крайней редкости.

Может, поэтому люди верят, что встретившаяся им на пути редкая белая лошадь принесёт им редкую удачу.

запятая при вводном слове; запятая при союзной подчинительной связи в СП

Может, поэтому наивный ребёнок и умудрённый опытом старик, молодая девушка и бесстрашный воин — все замирают при виде белогривой лошади.

запятая при вводном слове; запятая при однородных членах; тире при обобщающем слове

Сама Софья Васильевна Ковалевская рассказывает в своих воспоминаниях, что большое влияние на пробуждение у неё интереса к математике оказал дядя своими рассказами о квадратуре круга и других увлекательных математических вопросах.

Софья Васильевна рассказывает ещё о другом случае, укрепившем в ней интерес к математике.

запятая при обособленном определении

Детская комната за нехваткою обоев была оклеена листами лекций по высшей математике, которые слушал в молодости её отец.

Таинственные формулы, загадочные слова и фигуры от частого обозрения их врезались в память девочки.

В возрасте пятнадцати лет она стала брать уроки высшей математики – теперь сообщаемые ей учителем новые понятия казались старыми знакомыми и она усваивала их, к удивлению учителя, очень легко.

тире при бессоюзной связи в СП; запятые при вводном сочетании

Этот остров входит в состав одноимённого заповедника, который является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Постоянно обитают на острове белый медведь, песец, росомаха, волк, сибирский лемминг, лемминг Виноградова, северный олень, овцебык; временами заходит красная лисица.

запятые при однородных членах

Археологические находки в районе стоянки Чёртов овраг свидетельствуют о том, что первые люди (палеоэскимосы) охотились на острове ещё за 1750 лет до н. э.

В это время здесь ещё могли встречаться последние мамонты — представители особой карликовой разновидности, хотя прямые доказательства их взаимодействия с древнейшим населением острова пока не обнаружены.

тире при обособленном приложении; запятая при союзной подчинительной связи в СП

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *