Тест по теме соединительные ткани

Таблица Биология – комплексная наука

Раздел биологииПредмет изучения
АнатомияСтроение внутренних органов
ЭмбриологияИскопаемые переходные формы организмов

Таблица Методы биологических исследований

МетодПредмет изучения
СтатистическийИзучение скорости распространения признака в популяции
КариологическийОпределение числа хромосом в кариотипе

Таблица Уровни организации живой природы

Уровень организацииПример предмета изучения
БиосфераСимбиоз рака-отшельника и актинии

Таблица Признаки живых систем

ПризнакОписание
СаморегуляцияИзменение частоты дыхательных движений в зависимости от уровня углекислого газа в крови
ГенетическаяПередача аллелей от родителей к потомкам

Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Для каждой величины, определите соответствующий характер изменения:

  1. не изменилась

В некоторой молекуле ДНК эукариотического организма на долю нуклеотидов с цитозином приходится 31%. Определите долю нуклеотидов с тимином, входящих в состав этой молекулы. В ответе запишите только число: 69


В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Сколько хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только число хромосом: 28


Общая масса молекул ДНК в одном ядре неделящейся соматической клетки человека составляет 6 пг (1 пикограмм = 10^-12 г). Какова будет масса ДНК в клетке костного мозга в начале профазы митоза? В ответе запишите количество пикограмм ДНК: 6 пг


Первичная годовая продукция экосистемы составляет 350 000 кДж. На третий трофический уровень поступает 3500 кДж.


Продолжительность систолы предсердий сердца составляет 0.12 секунды.


Вероятность рождения ребенка с явным признаком при полном его доминировании в браке, обозначенном цифрой 1, составляет 0%.


Зона, в которой клетки делятся мейозом, обозначена номером 2 на схеме.


Б) клетку называют сперматоцитом II порядка
Д) клетки содержат однохроматидные хромосомы
В) образование четырех генетически различных клеток
Г) вступающая в мейоз клетка
А) в клетке содержатся непарные двухроматидные хромосомы
Е) хромосомный набор клеток 1n2c

Тест по биологии

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Признаки клетки:

  1. наличие хлоропластов
  2. наличие гликокаликса
  3. способность к автотрофному питанию
  4. способность к фагоцитозу
  5. способность к биосинтезу белка
  6. поддержание формы только с помощью цитоскелета

Подписи к рисунку:

  1. наружная мембрана
  2. мембрана тилакоида
  3. зёрна крахмала
  4. строма
  5. матрикс
  6. кристы

Регенерация кости:

  1. Кости способны к регенерации (восстановлению)
  2. Надкостница обеспечивает рост кости в толщину (костеобразование)
  3. Хрящевые прослойки (метафизы, эпифизарная пластинка) обеспечивают рост кости в длину
  4. Восстановление костной ткани у цыплёнка происходит быстрее, чем у взрослого петуха
  5. Так как в костной ткани цыплёнка много клеток (остеобластов), способных к делению (хрящевые прослойки в кости у петуха окостеневают)

Рисунок для анализа

Установите соответствие между характеристиками и объектами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристики:

А) функция может быть нарушена при гемофилии
Б) поражаются при ВИЧ-инфекции
В) предшественники – ретикулоциты
Г) продолжительность жизни 120 дней
Д) число снижается при анемии
Е) наличие ложноножек

Верный ответ:

321112

Идентификация элементов на рисунке

Элементы:

  1. Эритроциты
  2. Лейкоциты
  3. Тромбоциты

Задание с рисунком

Какой цифрой на рисунке обозначен форменный элемент, численность которого на единицу объема крови возрастает при бактериальной инфекции?

Верный ответ:

2

Рисунок:

Тест по теме соединительные ткани

Борьба с бактериальной инфекцией: роль лейкоцитов в организме

При бактериальной инфекции в крови увеличивается число лейкоцитов (T- и B-лимфоциты) – клеток иммунной системы, которые активно борются с возбудителями инфекции, противостоят вирусам и бактериям.


Рисунок и задание

Тест по теме соединительные ткани

Задание:

А) способны к делению
Б) обновление костной ткани
В) молодые клетки
Г) способны к фагоцитозу
Д) структурные клетки костной ткани
Е) зрелые клетки

Верный ответ: 131322

Пояснение:

  1. Остеобласты: способны к делению, молодые клетки
  2. Остеоциты: структурные клетки костной ткани, зрелые клетки
  3. Остеокласты: обновление костной ткани, способны к фагоцитозу

Остеобласты: синтез белка и образование минеральных веществ

Главная функция остеобластов – активный синтез органического матрикса (белков), в которых откладываются минеральные вещества (главным образом фосфат кальция).


Ткани и их функции в организме

Ткань – это клетки и межклеточное вещество, объединенные общностью строения и происхождения, а также функциями. У человека и животных выделяют четыре основных типа тканей: эпителиальную, мышечную, нервную и соединительную.

  • Эпителиальная ткань: покрывает тело, выстилает полости внутренних органов, выполняет различные функции.

    • Барьерная
    • Разграничительная
    • Защитная
    • Обменная
    • Секреторная

Клетки эпителиальной ткани тесно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало или отсутствует, и ее всегда подстилает соединительная ткань.


Приятно генерировать тесты, создавайте их почаще!

Если вы нашли ошибку в тексте, пожалуйста, сообщите об этом!

Разнообразие эпителий и соединительной ткани в организме человека

По расположению и выполняемым функциям эпителии делят на железистые и поверхностные.

Железистые эпителии

Эти эпителии являются основой желез внутренней и внешней секреций, таких как слезные, слюнные, щитовидная и другие. Они способны вырабатывать разнообразные продукты — секреты, например слезную жидкость, пищеварительные ферменты и гормоны.

Поверхностные эпителии

По количеству слоев клеток подразделяют на однослойные и многослойные, а по форме клеток — на плоские, кубические, призматические и другие. Многослойные эпителии делят также на ороговевающие и неороговевающие. Например, эпидермис кожи является многослойным плоским ороговевающим эпителием, а неороговевающие эпителии выстилают, например, ротовую полость.

Соединительная ткань

Эта ткань заполняет все промежутки между органами и другими тканями и составляет более 50% массы тела человека. Она выполняет питательную, транспортную, защитную, опорную, пластическую и структурообразующую функции.

Типы соединительной ткани

  1. Собственно соединительные ткани: волокнистые соединительные, ретикулярная и жировая ткани.
  2. Скелетные и ткани внутренней среды: кровь и лимфа.
Плотная и рыхлая волокнистые соединительные ткани
  • Плотная: состоит из коллагеновых и эластических волокон, из нее формируются связки, сухожилия, мышечные фасции и надкостница.
  • Рыхлая: преобладает аморфное вещество.
Ретикулярная ткань

Образует сетку из волокон и отростчатых клеток, играя важную роль в кроветворении.

Жировая ткань

Состоит из жировых клеток и образует подкожную жировую клетчатку и прослойки между внутренними органами.

Скелетные соединительные ткани
  • Костная: образует кости скелета и ткани зуба, содержит до 70% минеральных солей, воду и белки.
  • Хрящевая: различается по уровню обезвоженности и содержанию коллагеновых волокон.

Каждый тип эпителий и соединительной ткани выполняет важные функции в организме человека, обеспечивая его жизнедеятельность и структурную целостность.

Ткани организма

Хрящевая ткань соединяет кости скелета, образует суставные поверхности, формирует дыхательные пути, ушную раковину, крылья носа и т. д. Ее межклеточное вещество насыщено водой, в нем имеются коллагеновые и эластические волокна. Основными клетками хрящевой ткани являются хондроциты, расположенные группами в межклеточном веществе.

Мышечными называют ткани, отличительной особенностью которых является возбудимость и сократимость. Их сокращение обусловлено взаимодействием актиновых и миозиновых микрофиламентов (микронитей). Элементы мышечной ткани обыкновенно имеют вытянутую форму. Они обеспечивают движение тела человека, сокращение стенок ряда внутренних органов и принимают участие в осуществлении некоторых важнейших функций жизнедеятельности. Так, ритмические сокращения сердца обеспечивают движение крови по сосудам. Мышечные ткани делят на гладкую и поперечнополосатые (исчерченные), к которым относят скелетную и сердечную поперечнополосатые мышечные ткани. Исчерченность поперечнополосатой мышечной ткани обусловлена регулярным, чередующимся расположением актиновых и миозиновых микронитей.

Клетки гладкой мышечной ткани — миоциты — имеют веретеновидную форму и единственное палочковидное ядро. Сокращения миоцитов ритмичны и не зависят от сознания человека, поэтому данную ткань называют еще непроизвольной. Этот вид ткани залегает в стенках полых внутренних органов, таких как пищевод, желудок, мочевой пузырь, артерии и др.

Единицами строения поперечнополосатой скелетной мышечной ткани являются многоядерные мышечные волокна с характерной исчерченностью. Этой тканью образованы скелетные и мимические мышцы, мышцы рта, языка, гортани, верхней части пищевода и диафрагма.

Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань состоит из исчерченных мышечных клеток — кардиомиоцитов — с одним-двумя ядрами. Благодаря особым клеточным контактам они способны сокращаться одновременно. Поперечнополосатая сердечная ткань образует средний слой стенки сердца — миокард.

Нервная ткань обеспечивает интеграцию частей организма в единое целое, регуляцию и координацию их деятельности, взаимодействие организма с окружающей средой, а у человека — еще и мышление, сознание и речь. Основными свойствами нервной ткани являются возбудимость и проводимость. Клетки нервной ткани плотно прилегают друг к другу. Основным видом клеток нервной ткани являются нейроны, способные к возбуждению (образованию нервных импульсов) и его проведению.

Нейроны состоят из тела и отростков. Отростки, по которым нервный импульс приходит в нейрон, называются дендритами, а передающие его другим клеткам — аксонами.

Передача информации в виде нервного импульса от одного нейрона к другому или на другие клетки происходит через особый вид клеточных контактов — щелевидные синапсы. Передающий импульс нейрон выделяет путем экзоцитоза специальное вещество — медиатор, которое воспринимается следующей клеткой и вызывает ее реакцию (возбуждение или торможение). Соответственно, в зависимости от характера действия синапсы делят на возбуждающие и тормозные. Некоторые нервные клетки способны выделять гормоны в кровоток, их называют нейросекреторными.

Питание, защита и изоляция нейронов друг от друга являются функциями клеток нейроглии, которая заполняет все промежутки между нейронами.

Нервная ткань является основным структурно-функциональным элементом нервной системы, образует головной и спинной мозг, а также нервы и нервные узлы.

Ткани растений

Основная ткань – паренхима (клетки не вытянутые и не плоские).

Образовательная ткань (меристема) обеспечивает рост растения. Состоит из мелких постоянно делящихся клеток с тонкой клеточной стенкой и мелкими вакуолями.

Механическая ткань придаёт прочность органам растений.

Проводящая ткань состоит из проводящих элементов, волокон механической ткани и паренхимы.

Покровная ткань отделяет растение от окружающей среды, образована плотно прилегающими клетками.

Как всё это расположено

Тест по теме соединительные ткани

Дополнительные материалы

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ 2 ЕГЭ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ

Задания части 1

ОСНОВНАЯ – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ Установите соответствие между строением, значением ткани растения и её типом: 1) образовательная, 2) запасающая А) образована крупными живыми клетками с тонкими оболочками Б) состоит из более или менее однородных клеток, способных делиться В) расположена в точках роста корней и побегов Г) расположена в семенах, плодах, сердцевине стебля и других органах Д) обеспечивает рост растения, образование новых органов и тканей Е) служит местом отложения запасных веществ: белков, жиров, углеводов

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – МЕХАНИЧЕСКАЯ – ПРОВОДЯЩАЯ – ПОКРОВНАЯУстановите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящая, 2) механическая, 3) образовательная, 4) покровная. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам. А) эпидермис листа Б) сосуды В) ситовидные трубки Г) зона деления корня Д) кора стебля Е) волокна древесины

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – ПОКРОВНАЯ 1. Установите соответствие между характеристиками и видами растительных тканей: 1) покровная, 2) образовательная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) выполняет защитную функцию Б) образована плотно прилегающими живыми или мёртвыми клетками В) обеспечивает рост и развитие растения Г) является исходной для всех остальных тканей Д) осуществляет связь растения с окружающей средой Е) располагается в конусе нарастания

2. Установите соответствие между особенностями и видами растительных тканей: 1) образовательная, 2) покровная. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) обеспечивает рост растений Б) клетки тонкостенные без хлоропластов и вакуолей В) имеются устьица Г) имеются чечевички Д) обеспечивает газообмен Е) клетки интенсивно делятся

ПРОВОДЯЩИЕ ТАБ Проанализируйте таблицу. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. 1) восходящий ток воды и минеральных солей 2) между корой и древесиной 3) выделение продуктов обмена веществ 4) нисходящий ток органических веществ 5) образовательная ткань 6) ситовидные трубки 7) кора 8) сердцевина

МЕХАНИЧЕСКАЯ ТКАНЬВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какими характеристиками обладает механическая ткань растений? 1) обеспечивает упругость стебля 2) образует волокна в стебле 3) обеспечивает газообмен 4) образует корневые волоски 5) входит в состав проводящих пучков 6) осуществляет транспирацию

КСИЛЕМАВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для ксилемы? 1) является основной тканью растения 2) служит для проведения воды от корней к листьям 3) клетки имеют сильно вытянутую форму 4) в клетках есть хлоропласты 5) стенки клеток утолщены 6) клетки живые

ФЛОЭМАВыберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных признаков характерны для флоэмы? 1) служит для проведения воды от корней к листьям 2) является проводящей тканью растения 3) клетки лишены клеточной стенки 4) в клетках есть хлоропласты 5) клетки лишены ядер 6) клетки имеют клетки-спутницы

КСИЛЕМА – ФЛОЭМА 1. Установите соответствие между признаком проводящей ткани и её типом: 1) ксилема (древесина), 2) флоэма (луб). Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) состоит преимущественно из живых клеток Б) в стебле расположена снаружи от камбия В) проводящие элементы — сосуды (трахеи) Г) проводит воду и органические вещества Д) обычно проводит воду и минеральные соли

2. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) наличие клеток-спутниц Б) образуют древесину В) расположение клеток в лубе Г) передвижение воды с минеральными веществами Д) обеспечение нисходящего тока веществ Е) мёртвые толстостенные клетки

3. Установите соответствие между характеристиками и структурами проводящих тканей растений: 1) сосуды, 2) ситовидные трубки, 3) волокна. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам. А) многоклеточные полые трубки с одревесневшими стенками и отмершим содержимым Б) вертикальные ряды живых клеток В) длинные клетки с толстыми одревесневающими стенками и отмершим содержимым Г) обеспечивают нисходящий ток воды с органическими веществами Д) придают механическую прочность органам растений Е) обеспечивают восходящий ток воды и минеральных веществ

4. Установите соответствие между характеристиками и типами проводящих тканей растений: 1) ксилема, 2) флоэма. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) содержит лубяные волокна Б) проводит вещества от фотосинтезирующих органов В) проводящие элементы состоят из мёртвых клеток Г) находится с нижней стороны жилки листа яблони Д) проводит воду от корней Е) содержит сосуды или трахеиды

КСИЛЕМА – ФЛОЭМА РИС Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) расположение в коре Б) наличие ситовидных трубок В) наличие лубяных волокон Г) проводящие элементы мёртвые Д) ток веществ только восходящий Е) транспорт растворённых в воде минеральных веществ

Экспериментатор снял кольцо коры с ветки дерева так, как это показано на рисунке. Как спустя несколько дней изменились: А) концентрация углеводов в клетках коры выше кольца; Б) скорость транспорта воды к листьям по этой ветке; В) скорость транспорта углеводов к корням по этой ветке? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличилась, (2) уменьшилась, (3) не изменилась. Цифры в ответе могут повторяться.

ПРОВОДЯЩИЕ – ПОКРОВНЫЕ 1. Установите соответствие между структурами и группами тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) устьице Б) механическое волокно В) пробка Г) корневой волосок Д) ситовидная трубка Е) железистый волосок

2. Установите соответствие между примерами и типами растительных тканей: 1) проводящие, 2) покровные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) эпидермис Б) механическое волокно В) пробка Г) трахеиды Д) ситовидная трубка Е) корка

ПОКРОВНЫЕ 1. Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры растения участвуют в процессе фотосинтеза? 1) камбий 2) луб 3) устьица 4) хлоренхима 5) ксилема

2. Выберите три верных ответа из шести. В состав покровных тканей растений входят: 1) устьица 2) чечевички 3) запасающая паренхима 4) корневые волоски 5) сосуды 6) механические волокна

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ТКАНЕЙУстановите последовательность расположения слоев на спиле дерева, начиная с пробкового слоя А) камбий Б) луб В) пробка Г) древесина Д) сердцевина

Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться. А) обеспечивает всасывание воды и минеральных солей из почвы Б) входит в состав древесины В) содержит живые безъядерные клетки

Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться. Г) образует корневые волоски Д) может заменяться пробкой Е) может быть покрыта кутикулой, воском

Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам. А) составляет мякоть листа Б) приходит на смену первичной покровной ткани В) обеспечивает активную транспирацию Г) является главным структурным компонентом луба Д) состоит из мёртвых опробковевших клеток Е) является ассимилирующей тканью

Установите соответствие между характеристиками и растительными тканями, обозначенными на рисунке цифрами 4, 5, 6. Запишите эти цифры в порядке, соответствующем буквам. А) откладывается камбием в направлении сердцевины стебля Б) покрывает зону молодого корня В) осуществляет транспорт веществ от листьев Г) входит в состав луба Д) всасывает воду из почвы за счет большой площади поверхности Е) является проводящим элементом древесины

Установите соответствие между характеристиками и структурными элементами стебля, обозначенными цифрами на рисунке. Запишите цифры в порядке, соответствующем буквам. Цифры в ответе могут повторяться. А) самое молодое годичное кольцо Б) ткань, за счет которой стебель растет в толщину В) ткань, клетки которой обозначены цифрой 2

СОБИРАЕМ Г) пробка Д) проводит вещества за счет корневого давления и транспирации

Установите соответствие между характеристиками и структурными элементами стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3, 4. Запишите цифры 1-4 в порядке, соответствующем буквам. А) является проводящим элементом луба Б) является образовательной тканью В) проводит растворы минеральных солей Г) сменяет эпидерму, или кожицу Д) дает начало флоэме Е) содержит ситовидные пластинки

Установите соответствие между характеристиками и структурными элементами стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 7, 8. Запишите указанные цифры в порядке, соответствующем буквам. А) проводит органические вещества от листьев Б) замещает кожицу В) проводящие элементы представлены ситовидными трубками Г) занимает до 90% стебля Д) прочность ткани усиливают древесинные волокна Е) запасает питательные вещества

Установите соответствие между утверждениями и их правильностью: 1) правильно, 2) неправильно. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) В аэренхиме газы перемещаются исключительно путем диффузии. Б) В жилке листа флоэма находится снизу, а ксилема – сверху. В) На поверхности многолетнего корня находится пробка.

В исследовании ученый измерял некоторые параметры срезов веток липы в течение нескольких лет. Как при этом в процессе развития растения изменялись: А) толщина древесины; Б) толщина коры; В) толщина камбия? Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения: (1) увеличивалась, (2) уменьшалась, (3) не изменялась. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ 1. Установите соответствие между тканью и организмом, для которого она свойственна: 1) растение, 2) животное. А) эпителиальная Б) запасающая В) соединительная Г) механическая Д) образовательная Е) покровная

2. Установите соответствие между тканью и царством организмов, для которого эта ткань характерна: 1) растения, 2) животные. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам. А) проводящая Б) мышечная В) запасающая Г) основная Д) соединительная

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие ткани из перечисленных присутствуют только у растений? 1) первичная покровная 2) рыхлая волокнистая 3) механическая 4) ассимиляционная 5) покровный эпителий 6) железистый эпителий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *