Решаем вместе 20 задание егэ

Знаки препинания в предложении с различными видами связи

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

  1. Когда она играла на рояле мои любимые пьесы (1), я с удовольствием слушал (2), но в то же время почему-то в мою голову лезли мысли о том (3), что она любит своего мужа (4), что он мой друг (5), и (6), что она сама считает меня его другом (7), и настроение моё портилось.

  2. Читать было невозможно (1), и (2), когда не спалось (3), я слушал окружающие ночные звуки и пытался представить (4), что скрывается за ними.

  3. Мне пришли в голову кое-какие новые идеи (1), и (2), если ты приедешь (3), то я охотно расскажу о том (4), что меня теперь волнует.

  4. Мы были уверены (1), что (2), если разжечь костёр (3), то огонь испугает зверей (4), которые бродят неподалёку.

  5. Хорошо известно (1), что (2), если спортсмен не тренируется регулярно (3), то (4), как бы он ни старался (5), хороших результатов ему не достичь.

  6. Н.В. Гоголь верил в то (1), что от его пламенного слова вспыхнут человеческие сердца (2), и (3), когда его поэма попала в руки читателей (4), он напряжённо ждал минуты чудесного преображения.

  7. Я смотрел на леса на склонах и думал (1), что нет ничего красивее гор (2), и (3), что я обязательно перееду в эти края (4), когда обзаведусь семьёй.

  8. Ганин вышел на берег (1), и (2), когда увидел у пристани синего турка на огромной куче апельсинов (3), ощутил пронзительно и ясно (4), как далеко от него громада родины.

  9. Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1), и (2), когда его приглашали откушать (3), он просто садился (4), и ел молча.

  10. На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1), чего непременно требовала бабушка (2), и (3), что он сам считал своей обязанностью (4), так как это определялось семейными традициями.

  11. Всякая насильственная реформа достойна порицания потому (1), что нимало не исправит зла (2), пока люди остаются таковы (3), каковы они есть (4), и (5), потому ещё (6), что мудрость не имеет нужды в насилии.

  12. Рассказывают (1), что (2), когда Пётр I не знал (3), где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4), некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5), и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.

  13. Когда девушку отпустили (1), Николай стремительно заявил ей (2), что она может хоть сейчас же возвращаться в город (3), и (4), что (5), если она нуждается в помощи (6), то он готов помочь.

  14. Слепой быстро освоился на новом месте (1), и (2), когда просыпался по утрам (3), уже знал (4), что в комнату заглядывают тёплые лучи солнца (5), и (6), что (7), если он протянет руку в раскрытое окно (8), то с кустов посыплется роса.

Все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые:

  1. 1234
  2. 1234
  3. 1234
  4. 1234
  5. 1234
  6. 1234
  7. 1234
  8. 1234
  9. 1234
  10. 1234
  11. 123456
  12. 12345
  13. 126
  14. 2348

Как только мать стала оправляться, отец подал просьбу в отставку; в самое это время приехали из полка мои дяди Зубины; оба оставили службу и вышли в чистую, то есть отставку; старший с чином майора, а младший – капитаном. Все удивлялись этой разнице в чинах; оба брата были в одно число записаны в гвардию, в одно число переведены в армейский полк капитанами и в одно же число уволены в отставку. Я очень обрадовался им, особенно дяде Сергею Николаичу, который, по моему мнению, так чудесно рисовал. Я напомнил ему, как он дразнил меня, когда я был маленький, и прибавил, с чувством собственного достоинства, что теперь уже нельзя раздразнить меня какими-нибудь пустяками.

Дядя на прощанье нарисовал мне бесподобную картину на стекле: она представляла болото, молодого охотника с ружьём и легавую собаку, белую с кофейными пятнами и коротко отрубленным хвостом, которая нашла какую-то дичь, вытянулась над ней и подняла одну ногу. Эта картинка была как бы пророчеством, что я со временем буду страстным ружейным охотником. Сергей Николаич сам был горячий стрелок. Оба дяди очень были огорчены, что мы переезжаем на житье в деревню.

Не дождавшись ещё отставки, отец и мать совершенно собрались к переезду в Багрово. Вытребовали оттуда лошадей и отправили вперед большой обоз с разными вещами. Распростились со всеми в городе и, видя, что отставка всё ещё не приходит, решились её не дожидаться. Губернатор дал отцу отпуск, в продолжение которого должно было выйти увольнение от службы; дяди остались жить в нашем доме: им поручили продать его.

Приезд в Багрово

Впоследствии понял я высокий смысл этих простых слов, которые успокоивают всякое волнение, усмиряют всякий человеческий ропот и под благодатной силою которых до сих пор живет православная Русь. Ясно и тихо становится на душе человека, с верою сказавшего и с верою услышавшего их.

Мы выехали из Парашина на заре и приехали кормить на быстрый, глубокий, многоводный Ик. Мы расположились у последнего моста, на самом быстром рукаве реки. Тут я вполне рассмотрел и вполне налюбовался этой великолепной и необыкновенно рыбной рекой. Мы кормили с лишком четыре часа и досыта наудились, даже раков наловили. Ночевали в Коровине, а на следующий день, около полдня, увидели с горы Багрово. Я в это время сидел в карете с отцом и матерью. В карете было довольно просторно, и когда мать не лежала, тогда нас с сестрицей брали попеременно в карету; но мне доставалось сидеть чаще.

День был красный и жаркий. Мать, в самом мрачном расположении духа, сидела в углу кареты; в другом углу сидел отец; он также казался огорченным, но я заметил, что в то же время он не мог без удовольствия смотреть на открывшиеся перед нашими глазами камышистые пруды, зеленые рощи, деревню и дом.

Возвращение в родное село

Когда мы подъехали к дому, бабушка и тётушка Татьяна Степановна стояли уже на крыльце. Бабушка с искренними, радостными слезами обняла моего отца и мать, перекрестилась и сказала: Ну, слава богу! Приехали настоящие хозяева. Не чаяла дождаться вас. Мы с Танюшей дни и часы считали и глазыньки проглядели, глядя на уфимскую дорогу.

Встреча с бабушкой и Татьяной Степановной

Мы вошли прямо к бабушке: она жила в дедушкиной горнице, из которой была прорублена дверь в её прежнюю комнату, где поселилась Татьяна Степановна.

Бабушка с тётушкой обедали, когда мы приехали, за маленьким столиком у бабушкиной кровати; прислуга была женская: всех лакеев посылали на полевую работу.

Обед с бабушкой

Бабушка бросила свой обед. Началась беготня и хлопоты, чтоб накормить нас обедом. Набежала куча девок, проворно накрыли стол в зале, и мы вместе с бабушкой и тётушкой очень скоро сели за обед.

Трапеза с изобилием

Блюд оказалось множество, точно нас ждали, но все кушанья были так жирны, что мать и я с сестрицей встали из-за стола почти голодные.

Обустройство в доме

Бабушка, беспрестанно со слезами вспоминая дедушку, кушала довольно. После обеда она легла уснуть, а мать и отец принялись распоряжаться своим помещением в доме.

Новая горница

Новая горница для молодой барыни была ещё не совсем отделана: в ней работали старый столяр Михей и молодой столяр Аким. На первый раз мы поместились в гостиной и в угольной комнате, где прежде жила тётушка.

Исследование Бугуруслана

Пока происходила раскладка в доме, я с Евсеичем ходил гулять и осматривать окрестности. Рассказы местных мальчишек о пруде, мельнице и острове вызвали у меня восхищение. Все неприятные впечатления оказались забыты.


Возвращение в родное село означало новый этап в жизни семьи, полный волнений и новых впечатлений. Бабушка и Татьяна Степановна уже ждали семью с радостью, готовя вкусный обед. Новая горница требовала отделки, но место было уютное. Развлечения в Бугуруслане покорили меня своей прелестью и разнообразием.

Отец, мать и бабушка: разделение обязанностей

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина, чего непременно требовала бабушка и что он сам считал своей необходимой обязанностью.

Вступление в управление домом

Но мать, сколько ее ни просили, ни за что в свете не согласилась входить в управление домом и ещё менее – в распоряжение оброками, пряжею и тканьём крестьянских и дворовых женщин. Мать очень твёрдо объявила, что будет жить гостьей и что берёт на себя только одно дело: заказывать кушанья для стола нашему городскому повару Макею, и то с тем, чтобы бабушка сама приказывала для себя готовить кушанье, по своему вкусу, своему деревенскому повару Степану.

Раздражение и недовольство

Об этом было много разговоров и споров. Я заметил, что мать находилась в постоянном раздражении и говорила резко, несмотря на то, что бабушка и тётушка говорили с ней почтительно и даже робко. Я один раз сказал ей: Маменька, вы чем-то недовольны, вы всё сердитесь.

Реакция матери

Она отвечала: Я не сержусь, мой друг, но огорчаюсь моим положеньем. Меня здесь никто не понимает. Отец с утра до вечера будет заниматься хозяйством, а ты ещё мал и не можешь разделять моего огорченья. Я решительно не понимал, чем может огорчаться мать.

В доме произошло много перемен, прежде чем отделали новую горницу; дверь из гостиной в коридор заделали, а прорубили дверь в угольную; дверь из бывшей бабушкиной горницы в буфет также заделали, а прорубили дверь в девичью. Всё это, конечно, было удобнее и покойнее. Всё это придумала мать, и всё это исполняли с неудовольствием. Недели две продолжалась в доме беспрестанная стукотня от столяров и плотников, не было угла спокойного, а как погода стояла прекрасная, то мы с сестрицей с утра до вечера гуляли по двору, и по саду, и по берёзовой роще, в которой уже поселились грачи и которая потом была прозвана «Грачовой рощей». Я ничего не читал и не писал в это время, и мать всякий день отпускала меня с Евсеичем удить: она уже уверилась в его усердии и осторожности. С каждым днём я более и более пристращался к уженью и с каждым днем открывал новые красоты в Багрове. По глубоким местам в саду и с плотины на мельнице удили мы окуней и плотву такую крупную, что часто я не мог вытащить её без помощи Евсеича. Начиная же от летней кухни до мельницы, где река разделялась надвое и была мелка, мы удили пескарей, а иногда и других маленьких рыбок. В это время года крупная рыба, как-то: язи, головли и лини уже не брали, или, лучше сказать (что, конечно, я узнал гораздо позднее), их не умели удить. Вообще уженье находилось тогда в самом первоначальном, младенческом состоянии. Я всего более любил остров. Там можно было удить и крупную и мелкую рыбу: в стари́це, тихой и довольно глубокой, брала крупная, а с другой стороны, где Бугуруслан бежал мелко и по чистому дну с песочком и камешками, отлично клевали пескари; да и сидеть под тенью берёз и лип, даже без удочки, на покатом зелёном берегу, было так весело, что я и теперь неравнодушно вспоминаю об этом времени. Остров был также любимым местом тётушки, и она сиживала иногда вместе со мной и удила рыбку: она была большая охотница удить.

Наконец кончилась стукотня топоров, строганье настругов и однообразное шипенье пил; это тоже были для меня любопытные предметы: я любил внимательно и подолгу смотреть на живую работу столяров и плотников, мешая им беспрестанными вопросами. Комната моей матери, застроенная дедушкой, была совершенно отделана. Мать отслужила молебен в новой горнице, священник окропил новые стены святою водою, и мы перешли в новое жильё. Под словом мы я разумею мать, отца и себя. Сестрица и маленький братец поселились в бывшей тётушкиной угольной, а теперь уже в нашей детской комнате. Спальня матери, получившая у прислуги навсегда имя «барыниной горницы», была ещё веселее, чем бывшая угольная, потому что она была ближе к реке. Растущая под берегом развесистая молодая берёза почти касалась её стены своими ветвями. Я очень любил смотреть в окно, выходившее на Бугуруслан: из него виднелась даль урёмы Бугуруслана, сходившаяся с урёмою речки Кармалки, и между ними крутая и голая вершина Челяевской горы.

Отец точно был занят хозяйством с утра до вечера. Каждый день он ездил в поле; каждый день ходил на конный и скотный двор; каждый день бывал и на мельнице. Приезжал из города какой-то чиновник, собрал всех крестьян, прочёл им указ и ввёл моего отца во владение доставшимся ему именьем по наследству от нашего покойного дедушки. Потом всех крестьян и крестьянок угощали пивом и вином; все кланялись в ноги моему отцу, все обнимали, целовали его и его руку. Многие плакали, вспоминая о покойном дедушке, крестясь и говоря: «Царство ему небесное». Я один был с отцом; меня также обнимали и целовали, и я чувствовал какую-то гордость, что я внук моего дедушки. Я уже не дивился тому, что моего отца и меня все крестьяне так любят; я убедился, что это непременно так быть должно: мой отец – сын, а я – внук Степана Михайлыча. Мать ни за что не согласилась выйти к собравшимся крестьянам и крестьянкам, сколько ни уговаривали её отец, бабушка и тётушка. Мать постоянно отвечала, что «госпожой и хозяйкой по-прежнему остается матушка», то есть моя бабушка, и велела сказать это крестьянам; но отец сказал им, что молодая барыня нездорова. Все были недовольны, как мне показалось; вероятно, все знали, что барыня здорова. Мне было досадно, что мать не вышла к добрым крестьянам, и совестно, что отец сказал неправду. Когда мы воротились, я при всех сказал об этом матери, которая стала горячо выговаривать отцу, зачем он солгал. Отец с досадой отвечал: «Совестно было сказать, что ты не хочешь быть их барыней и не хочешь их видеть; в чём же они перед тобой виноваты?..» Странно также и неприятно мне показалось, что в то время, когда отца вводили во владение и когда крестьяне поздравляли его шумными криками: «Здравствуй на многие лета, отец наш Алексей Степаныч!» – бабушка и тётушка, смотревшие в растворённое окно, обнялись, заплакали навзрыд и заголосили.

Стали приезжать к нам тётушки. Первая приехала Аксинья Степановна; в ней я никакой перемены не заметил: она была так же к нам ласкова и добра, как прежде. Потом приехала Александра Степановна с мужем, и я сейчас увидел, что она стала совсем другая; она сделалась не только ласкова и почтительна, но бросалась услуживать моей матери, точно Параша; мать, однако, держала себя с ней совсем неласково. Наконец, приехала и Елизавета Степановна с дочерьми. Гордая генеральша хотя не ластилась так к моему отцу и матери, как Александра Степановна, но также переменила своё холодное и надменное обращенье на внимательное и учтивое. Даже двоюродные сестрицы переменились. Меньшая из них, Катерина, была живого и весёлого нрава; она и прежде нравилась нам больше, теперь же хотели мы подружиться с ней покороче; но, переменившись в обращении, то есть сделавшись учтивее и приветливее, она была с нами так скрытна и холодна, что оттолкнула нас и не дала нам возможности полюбить её, как близкую родню. Все они гостили в Багрове не подолгу.

Наконец приехали Чичаговы. Искренняя, живая радость матери сообщилась и мне; я бросился на шею к Катерине Борисовне и обнял её, как родную. Видно, много выражалось удовольствия на моем лице, потому что она, взглянув на мужа, с удивлением сказала: «Посмотри, Петр Иваныч, как Серёжа нам обрадовался!» Петр Иваныч в первый раз обратил на меня своё особенное вниманье и приласкал меня; в Уфе он никогда не говорил со мной. Его доброе расположение ко мне впоследствии росло с годами, и когда я был уже гимназистом, то он очень любил меня. Мать Екатерины Борисовны, старушка Марья Михайловна Мертваго, которую и покойный дедушка, как мне сказывали, уважал, имела славу необыкновенно тонкой и умной женщины. Она заняла и заговорила мою бабушку, тётушку и отца своими ласковыми речами, а моя мать увела Чичаговых в свою спальную, и у них начались самые одушевлённые и задушевные разговоры. Даже мне приказано было уйти в детскую к моей сестрице. Приезд Чичаговых оживил мать, которая начинала скучать. Дня через три они уехали, взяв слово, что мы приедем погостить к ним на целую неделю.

В Багрове каждый год производилась охота с ястребами за перепёлками, которых все любили кушать и свежих и соленых. В этот год также были вынуты из гнезда и выкормлены в клетке, называвшейся «садком», два ястреба, из которых один находился на руках у Филиппа, старого сокольника моего отца, а другой – у Ивана Мазана, некогда ходившего за дедушкой, который, несмотря на то, что до нашего приезда ежедневно посылался жать, не расставался с своим ястребом и вынашивал его по ночам. Ястребами начали травить, и каждый день поздно вечером приносили множество жирных перепёлок и коростелей. Мне очень хотелось посмотреть эту охоту, но мать не пускала. Наконец отец сам поехал и взял меня с собой. Охота мне очень понравилась, и, по уверению моего отца, что в ней нет ничего опасного, и по его просьбам, мать стала отпускать меня с Евсеичем. Я очень скоро пристрастился к травле ястребочком, как говорил Евсеич, и в тот счастливый день, в который получал с утра позволенье ехать на охоту, с живейшим нетерпеньем ожидал назначенного времени, то есть часов двух пополудни, когда Филипп или Мазан, выспавшись после раннего обеда, явится с бодрым и голодным ястребом на руке, с собственной своей собакой на верёвочке (потому что у обоих собаки гонялись за перепёлками) и скажет: «Пора, сударь, на охоту». Роспуски уже давно были запряжены, и мы отправлялись в поле. Я не только любил смотреть, как резвый ястреб догоняет свою добычу, я любил всё в охоте: как собака, почуяв след перепёлки, начнет горячиться, мотать хвостом, фыркать, прижимая нос к самой земле; как, по мере того как она подбирается к птице, горячность её час от часу увеличивается; как охотник, высоко подняв на правой руке ястреба, а левою рукою удерживая на сворке горячую собаку, подсвистывая, горячась сам, почти бежит за ней; как вдруг собака, иногда искривясь набок, загнув нос в сторону, как будто окаменеет на месте; как охотник кричит запальчиво «пиль, пиль» и, наконец, толкает собаку ногой; как, бог знает откуда, из-под самого носа с шумом и чоканьем вырывается перепёлка – и уже догоняет её с распущенными когтями жадный ястреб, и уже догнал, схватил, пронесся несколько сажён, и опускается с добычею в траву или жниву, – на это, пожалуй, всякий посмотрит с удовольствием. Но я также любил смотреть, как охотник, подбежав к ястребу, став на колени и осторожно наклонясь над ним, обмяв кругом траву и оправив его распущенные крылья, начнет бережно отнимать у него перепёлку; как потом полакомит ястреба оторванной головкой и снова пойдет за новой добычей; я любил смотреть, как охотник кормит своего ловца, как ястреб щиплет перья и пух, который пристает к его окровавленному носу, и как он отряхает, чистит его об рукавицу охотника; как ястреб сначала жадно глотает большие куски мяса и даже небольшие кости и, наконец, набивает свой зоб в целый кулак величиною. В этой-то любви обнаруживался будущий охотник. Но, увы, как я ни старался выгодно описывать мою охоту матери и сестрице, – обе говорили, что это жалко и противно.

После двухнедельного ненастья, или, вернее сказать, сырой погоды, наступило ясное осеннее время. Всякий день по ночам бывали морозы, и, проснувшись поутру, я видел, как все места, не освещённые солнцем, были покрыты белым блестящим инеем. «Вон какой мороз лежит!» – говорил Евсеич, подавая мне одеваться. И точно, широкая и длинная тень нашего дома лежала белая, как скатерть, ярко отличаясь от потемневшей и мокрой земли. Тень укорачивалась, косилась, и снежный иней скоро исчезал при первом прикосновении солнечных лучей, которые и в исходе сентября еще сильно пригревали. Я очень любил наблюдать, как солнышко сгоняло мороз, и радовался, когда совершенно исчезала противная снежная белизна.

Часть 1

Когда-то в России был такой возраст – отрочество. Недаром Л.Н. Толстой так и назвал три части своей трилогии: «Детство», «Отрочество», «Юность».

В самом главном нашем Академическом словаре написано, что отрочество – «возраст между детством и юностью».

По-моему, довольно непонятное пояснение. Когда кончается детство? У всех по-разному. У одних – в шесть лет: они уже и младших нянчат, и по хозяйству родителям по-взрослому помогают. А у некоторых оно и в 40 лет ещё не кончилось.

Вот в словаре В.И. Даля про отрочество сказано более чётко: это пора «от 7 до 15 лет».

Та власть давно кончилась, и уже нельзя её спросить: почему ей так не нравилось это слово. Но этот возраст – отрочество – всё равно существует. И он, может, самый важный в жизни человека.

В это важное, но короткое время или прочитываются некоторые книги, или не прочитываются уже никогда.

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в текста. Запишите это слово.

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

  1. Работы по дому, по устройству быта, связанные с течением домашней жизни семьи. Вести х. Домашнее х. Хлопотать по хозяйству.

  2. Государственное политическое управление и его органы. Верховная в. Прийти к власти. Быть у власти.

  3. Увольнение с полной выплатой заработанного. Дать р. кому-нибудь. Взять, получить р. Потребовать расчёта.

  4. Существенный и важный по содержанию и по своей роли. Серьёзная книга. С. разговор.

  5. что. Найти ответ к задаче, искомые числа и функции. Р. задачу. Р. уравнение.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

  1. Текст относится к научному стилю речи, так как цель автора текста – ознакомление читателей с научной проблемой определения отрочества как периода жизни человека.

  2. Автор оспаривает научное определение отрочества, представленное в Академическом словаре.

  3. Текст относится к официально-деловому стилю, так как в нём используются точные числительные (40 лет, от 7 до 15).

  4. Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых вводные слова, однородные члены предложения.

  5. В тексте много возвратных глаголов для привлечения внимания к предмету (складываются привычки, совершаются поступки, принимаются решения, прочитываются книги и др.)

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

У населённого пункта Крюково расположился ВРАЖДЕБНЫЙ полк.

Японский мультипликатор стал ЗАЧИНАТЕЛЕМ нового анимационного жанра.

В результате Сталинградской битвы произошёл КОРЕННОЙ перелом в Великой Отечественной войне.

На ЗРИТЕЛЬСКИХ конференциях актёры рассказывают о своих ролях, о спектаклях, в которых играют.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник

много спелых ВИШЕН

следы на СНЕГУ

он более УГРЮМЕЕ

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

  2. соб..рёт, пос..деть (от горя), нав..вать (воспоминания)

  3. отр..хнуть, п..тнистый, вы..снить

  4. преобр..зовать, выр..сли, ум..лять (значение)

  5. с..тевой (шнур), ол..цетворение, аб..туриент

  6. пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся

  7. р..зобщённо, п..переменно, пр..верка

  8. с..митировать, без..сходный, под..грать

  9. ра..мешать, бе..граничный, бе..численный

  10. роз..грыш, без..скусный, за..граться

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. претерп..вая, вывеш..вать

  2. кокетл..во, молод..нький

  3. ноздр..ватый, ослаб..вать

  4. застра..вать, завистл..вый

  5. сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..

  6. леле..шь, несгиба..мый

  7. помн..шь, вид..мый

  8. верт..шься, потрат..вший

  9. расскаж..шь, увенч..нный

  10. самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

(НЕ)ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.

Лирическая поэзия далеко (НЕ)ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.

Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ)ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.

Только в тени остались (НЕ)РАСТАЯВШИЕ льдинки на лужах.

Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Запишите номера ответов.

  1. Оля смело, (ПО)ОЗОРНОМУ вбежала в воду и ТАК(ЖЕ) смело бросилась головой вперёд.

  2. К этому времени я уже свободно читал и (КОЕ)КАК мог говорить (ПО)НЕМЕЦКИ.

  3. Электричество ПОЧЕМУ(ТО) вспыхнуло (ЯРКО)БЕЛО и радостно.

  4. На (ЮГО)ВОСТОКЕ, там, где оба эти хребта сходились вместе, высилась (КУПОЛО)ОБРАЗНАЯ гора.

  5. Вытащил Федя из кожаного чехла свой баян и заиграл ЧТО(ТО) такое, (ОТ)ЧЕГО сразу стало хорошо на душе.

Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

  1. Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».

  2. Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.

  3. Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.

  4. Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.

  5. Наташа не замечала ни цепких ветвей ни колючих сучьев.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Полосы солнечных отблесков от волн (1) поднятых вёслами (2) мерно бежали по берегам (3) поднимаясь от воды (4) и (5) потухая в вершинах деревьев.

Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Какое (1) однако (2) разнообразие форм, цветов, размеров у живых богатств Чёрного моря! У скумбрии (3) например (4) прямое и гладкое, как веретено, тело, и окрашено оно нежнейшими тонами: от светло-голубого до тёмно-синего.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)К северо-востоку от Петербурга, на старинном Архангельском тракте, проложенном в достопамятные времена вдоль левого берега реки Свири, раскинулся небольшой городок с названием Лодейное Поле. (2)Когда-то, задолго до Петровской эпохи, эти земли принадлежали Великому Новгороду и входили в состав Обонежской пятины. (3)Здесь, по берегу Свири, проходил оживлённый торговый путь, а близ маленького селения Канома была устроена пристань. (4)Река, невзирая на её строптивый характер и опасные для судоходства пороги, использовалась как транспортная артерия. (5)Возле упомянутой пристани появилось некое подобие верфи: там строились лёгкие и вместительные суда. (6)Именно здесь, на берегу Свири, 1 сентября 1702 года побывал Пётр I. (7)Он распорядился, чтобы местные судостроители и привезённые сюда мастера «корабельного дела» начали возведение кораблей для создававшегося Балтийского флота.

(1)Вы не раз, вероятно, читали и слышали о массовом героизме в Красной Армии. (2)Это истина, это святые слова. (3)Но знайте: массового героизма не бывает, если нет вожака, если нет того, кто идёт первым. (4)Нелегко поднять людей в атаку, и никто не поднимется, если нет первого, если не встанет один, не пойдёт впереди, увлекая всех.

(5)Бурнашев поднялся, оторвав себя от земли, исполняя приказ – не только мой, но вместе с тем приказ Родины сыну, – Бурнашев прокричал во всё поле: – За Родину!

(7)И вдруг голос прервался; будто споткнувшись о натянутую под ногами проволоку, Бурнашев с разбегу, с размаху упал. (8)Показалось: он сейчас вскочит, побежит дальше, и все, вынося перед собой штыки, побегут на врага вместе с ними. (9)Но он лежал, раскинув руки, лежал, не поднимаясь. (10)Все смотрели на него, на распластанного в снегу лейтенанта, подкошенного с первых шагов, все чего-то ждали.

(11)Опять прошла напряжённая секунда. (12)Цепь не поднялась.

(13)Снова кто-то вскочил, и в пулемётной трескотне взмыли над полем те же слова, тот же призыв. (14)Голос был неестественно высокий, по узенькой малорослой фигуре все узнали красноармейца Букеева. (15)Однако и он, едва ринувшись вперёд, рухнул.

(16)У меня напружинилось тело, пальцы сгребли снег. (17)Опять истекла секунда. (18)Цепь не поднялась.

(19)Наши товарищи, сорок–пятьдесят красноармейцев, сумевшие выбрать момент для удара в спину врага, приближались к немцам с другой стороны, которые и там уже открыли пальбу, а мы лежали, по-прежнему пришитые к земле, лежали, обрекая на погибель горстку братьев-смельчаков.

(20)Каждый из нас, как и я, напружинился, каждый стремился рвануться, вскочить, и никто не вскакивал.

(21)Да что же это? (22)Неужели мы так и пролежим, так и окажемся трусами, предателями братьев? (23)Неужели не найдётся никого, кто в третий раз стремительно двинулся бы вперёд, увлекая роту?

(24)И я вдруг ощутил, что взгляды всех устремлены на меня, ощутил, что ко мне, к старшему командиру, к комбату, словно к центральной точке боя, притянуто обострённое внимание: все, чудилось, ждали, что скажет, как поступит комбат. (25)И, отчётливо сознавая, что совершаю безумие, я рванулся вперёд, чтобы подать заразительный пример.

(26)Но меня тотчас с силой схватил за плечи, вдавил в снег старший политрук Толстунов: – Не дури, не смей, комбат!

(27)Его приятно-грубоватое лицо в один миг переменилось: лицевые мышцы напряглись, окаменели. (28)Он оттолкнулся, чтобы резким движением встать, но теперь я схватил его за руку.

(34)Я крикнул: – Частый огонь по пулемётчикам! (35)Прижмите их к земле!

(37)Теперь наши пули засвистали над головами стреляющих немцев.

(38)Ага, немецкие пулемётчики исчезли, пропали за щитками. (39)Ага, кого-то мы там подстрелили. (40)Один пулемёт запнулся, перестало выскакивать длинное острое пламя. (41)Я ловил момент, чтобы скомандовать. (42)Но не успел.

(43)Над цепью разнёсся яростный крик Толстунова: – За Родину!

(45)Мы увидели: Толстунов поднялся вместе с пулемётом и побежал, уперев приклад в грудь, стреляя и крича на бегу. (46)Голос Толстунова пропал в рёве других голосов. (48)С криком они рванулись на врага, они обгоняли Толстунова. (49)Выпустив патроны, Толстунов взялся за горячий ствол пулемёта и поднял над собой тяжёлый приклад, как дубину.

(50)Немцы не приняли нашего вызова на рукопашный бой, не приняли штыкового удара, их боевой порядок смешался, они бежали от нас. (51)Преследуя врага, мы – наша вторая рота и взвод бойцов, начавший нападением с тыла эту славную контратаку, – мы с разных сторон ворвались в село Новлянское.

(По А.А. Беку*)

* Александр Альфредович Бек (1902−1972) − русский советский писатель.

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. В самый ответственный момент боя Панфилов обратился с призывом к роте пройтись частым огнём по немецким пулемётчикам.

  2. Рассказчик рванулся вперёд, чтобы подать пример бойцам, но был остановлен старшим политруком Толстуновым.

  3. После того как Толстунов повёл роту в атаку, немцы приняли вызов на рукопашный бой.

  4. В атаке всегда должен быть тот, кто будет первым, пойдёт впереди, увлекая других.

  5. Бурнашев и Букеев своими действиями должны были поднять цепь в атаку, но этого не произошло.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. поясняет содержание .

  2. В представлено описание.

  3. называет причину того, о чём говорится в .

  4. В предложениях 25 и 26 содержится повествование.

  5. В представлено рассуждение.

Из выпишите синонимы.

Среди найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

«Напряжённость атмосферы перед атакой А.А. Беку помогают передать приёмы: (А)_______ («ощутил» в , «надобно знать» в ) и (Б)________ (предложения 22 и 23). Радость же, испытываемую рассказчиком в момент атаки, передают тропы: (В)________ («пулемёт запнулся» в ) и (Г)_________ («как дубину» в )».

  1. вводные конструкции

  2. лексический повтор

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика).

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *