Тексты изложений огэ

Подготовка к ОГЭ 2024: Как писать изложение по русскому языку

Первым заданием, которое предстоит выполнить девятиклассникам на ОГЭ по русскому языку в 2024 году, будет сжатое изложение. Написать его необходимо после прослушивания аудиозаписи исходного текста. В этом материале мы разберем, как правильно писать изложение по русскому языку и на какие важные аспекты обратить внимание.

Оценка изложения на ОГЭ 2024

В документации ФИПИ сказано, что за правильно выполненное изложение на ОГЭ 2024 года можно получить максимум 6 ПБ. Не сложно заметить, что это составляет приблизительно 18% суммарного балла, что является достаточно значительным.

Оценивать изложение будут два независимых эксперта. Для первого задания КИМа определены следующие критерии оценивания:

  • K-1 Содержание текста (2 ПБ)
  • K-2 Применение сжатия (2 ПБ)
  • K-3 Целостность, связность и последовательность изложения (2 ПБ)

Подготовка к выполнению задания

Единственно возможная подготовка к данному заданию – это практика. Поскольку школьникам предстоит писать изложение, слушая аудиозапись, рекомендуется практиковаться таким же способом.

На сайте fipi.ru вы найдете большой открытый банк заданий, где можно прослушивать аудио файлы с начинкой текстов для изложений.

Структура ОГЭ 2024 по русскому языку

ОГЭ по всем предметам в 2024 году будет включать в себя ряд заданий. Русский язык является обязательным предметом, который школьники сдают в 9 классе в рамках ОГЭ.

изложение-огэ-в-2024-году

На выполнение работы учащимся будет отведено 3 часа 55 минут, из которых около 90 минут рекомендуется выделить на написание изложения.

История, определившая меня

Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.


Не забывайте готовиться к ОГЭ внимательно и систематически, только это обеспечит хороший результат на экзамене. Успехов вам в подготовке!

Воспоминания из детства

Каждый из нас, когда задумывается о людях, вспоминает какие-то истории из своего детства. Одна из таких историй произошла со мной, когда я был совсем маленьким.

Поездка в город

Мы жили в небольшой деревне, и однажды мой отец повел меня в город. Мы ходили по магазинам, и вдруг я увидел книжный магазин. Меня привлекла книга с красочными картинками, и я очень захотел ее.

Приобретение книги

Долго уговаривал отца купить мне эту книгу, но она была дорогой. Вечером я не мог оторваться от мыслей о книге, и через две недели отец все-таки дал мне деньги.

Несчастный случай

Когда мы вернулись в поезд, чтобы ехать домой, произошла неожиданная ситуация. Книга выскользнула из моих рук и упала между окон. Весь вагон остановился, чтобы помочь мне.

Добрые люди

Летчик, сидевший рядом, обнял меня и пообещал найти и прислать мне книгу. На следующий день отец вернулся с работы и принес мне книгу. Я был вне себя от радости.

Бескорыстные поступки

Спустя несколько дней к нам начали приходить пакеты с книгами от летчика. Всего было 7 одинаковых книжек. Это был яркий пример доброты и бескорыстности людей.

Заключение

С тех пор прошло много лет, книги потерялись, но я запомнил историю с добрыми людьми. Важно помнить, что в мире больше хороших людей, и их доброта делает жизнь светлее.


Заметки:

  • Эта история написана по мотивам произведения В.М. Пескова.
  • Помните, что доброта и добрые поступки делают мир лучше.

Вебинары и методические материалы для предметных комиссий

В разделе ОГЭ/Для предметных комиссий субъектов РФ опубликованы методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом ОГЭ 2024 года.

Вебинары по оцениванию итогового собеседования

ФГБНУ ФИПИ провел вебинары для специалистов Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики по проверке и оцениванию итогового собеседования по русскому языку в 2024 году.

Вебинар по оцениванию итогового сочинения

На вебинаре для экспертов Запорожской области также были представлены критерии оценивания и разобраны типичные ошибки участников. Специалисты ответили на вопросы слушателей.

Открытый банк заданий ГВЭ-9

Для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме ГВЭ-9 на сайте ФИПИ размещен открытый банк заданий.

  • Задания ГВЭ-9 собраны в соответствии с разновидностями экзаменационных материалов.
  • Опубликованы все задания и билеты, которые будут использоваться при проведении ГВЭ-9 в 2024 г.

Открытый банк заданий ГВЭ-9 функционирует в тестовом режиме.

Методические материалы для экспертов

В разделе Итоговое собеседование опубликованы методические материалы для проверки и оценивания устных ответов участников итоговых собеседований по русскому языку.

ЕГЭ 2024 года

В разделе ЕГЭ/Для предметных комиссий субъектов РФ выложены методические материалы для проверки выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ 2024 года.

Заседание Ученого совета ФГБНУ

15 декабря 2023 года прошло заседание Ученого совета, где были обсуждены итоги работы и задачи на 2024 год. Деятельность ФГБНУ ФИПИ в 2023 году получила высокую оценку, а также определены перспективные направления работы на следующий год.

Документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ 2024 года

Опубликованы доработанные по результатам общественно-профессионального обсуждения согласованные научно-методическими советами ФИПИ утвержденные документы, определяющие структуру и содержание КИМ ЕГЭ, ОГЭ и ГВЭ 2024 года.

Результаты ЕГЭ 2023 и аналитические отчёты

Выпуск № 3/2023 журнала Педагогические измерения содержит аналитические отчёты о результатах ЕГЭ 2023 года по русскому языку, истории и физике. Также в выпуске анализируются проблемы межкультурной коммуникации, мировой опыт и опыт стран СНГ в проведении квалификационных экзаменов, критерии оценки научно-исследовательской работы студентов и другие вопросы.

Методические рекомендации для учителей

Проекты КИМ ЕГЭ 2024 года

Проекты КИМ ОГЭ 2024 года

Журнал Педагогические измерения

Выпуск № 2 журнала Педагогические измерения за 2023 год посвящён целому спектру тем от вопросов формирования финансовой грамотности у школьников до методических рекомендаций для учителей на основе типичных ошибок участников ОГЭ 2022 года по русскому языку, а также многих других вопросов.

ФГБНУ Федеральный институт педагогических измерений

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный институт педагогических измерений занимается исследованиями в области оценки качества образования. Учредителем института является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Основные направления деятельности

В соответствии с Указом, Рособрнадзору переданы функции по контролю и надзору упраздненного Министерства образования Российской Федерации и функции по контролю и надзору в сфере науки упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

Федеральный центр тестирования

ФГБУ ФЦТ создан в целях содействия Рособрнадзору в осуществлении его полномочий, в том числе по организации проведения единого государственного экзамена, формированию и ведению информационных ресурсов.

Единый государственный экзамен

ЕГЭ — это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (ГИА).

Основной государственный экзамен

Итоговый экзамен за курс основного общего образования в России.

Алгоритм выполнения работы

Написать изложение на ОГЭ 2024 не сложно, но для достижения наивысшего результата важно не упустить важные моменты и раскрыть все микротемы исходного текста, применив основные приемы сжатия.

Рекомендации для учителей и репетиторов

Учителя и репетиторы рекомендуют придерживаться такого алгоритма:

  1. Прослушивая аудиозапись 1-й раз необходимо:
    • Выполнять записи, делать большие отступы между строками и абзацами.
  2. После первого прослушивания сделать короткий перерыв и дополнить запись в черновике.
  3. Когда текст будет звучать второй раз, дополнить запись важными элементами, которые могли ускользнуть при первом прочтении.

На этом совместная работа всех присутствующих в аудитории завершена. Далее каждый может писать изложение в удобном для него темпе, выделяя больше или меньше времени на последующие этапы.

Выполнив корректировку черновика после 2-го прослушивания можно приступать к непосредственному сжатию текста. Каким бы ни был исходных объем, вы должны в результате получить не менее 70 слов. Но помните, что текст должен быть сжат и оптимизирован. За слишком большую по объему работу могут снять такие желаемые первичные баллы (ПБ). В среднем экзаменационные тексты необходимо сжать на 50%.

При написании изложения на ОГЭ в 2024 году можно использовать все изученные в рамках школьной программы приемы сжатия:

Тексты изложений огэ

Критериями оценивания не запрещено использовать какой-то из приемов несколько раз в разных частях текста, но стоит помнить, что существуют определенные запреты для сокращений:

Подробнее о приемах сжатия и их применении смотрите в этом видео уроке:

https://youtube.com/watch?v=RpEQCjL55HE%3Ffeature%3Doembed

Помните главное правило – в вашем тексте должно быть строго 3 абзаца, так как все тексты для изложения, вынесенные ФИПИ на ОГЭ 2024 года, имеют не менее 3-х микротем.

Определившись со структурой текста, обязательно проверьте правильность использования и написания слов. Школьникам, заканчивающим 9 класс, делается небольшая поблажка – на ОГЭ 2024 можно пользоваться орфографическим словарем, поэтому если в вашем изложении встретятся слова, в написании которых вы сомневаетесь, перепроверьте себя. Времени на это будет более чем достаточно.

Занесение ответа в бланк

Для изложения предназначен бланк ответа №2 (рекомендуем более детально ознакомиться с правилами заполнения бланков).

Тексты изложений огэ

Возможны два варианта:

Некоторые педагоги рекомендуют отдать предпочтение второму варианту, так как это позволит перечитать изложение еще раз после того, как вы мысленно отвлечетесь от данного вида работы. Так вы с больше вероятностью сможете заметить и исправить случайно допущенные ошибки.

Задание №1 – формулировка

В структуре и наполнении экзаменационных материалов изменения не анонсированы, а это значит, что во всех вариантах КИМов 2024 года задание №1 будет сформулировано следующим образом:

Тексты изложений огэ

Это задание будет выполняться всеми учениками, присутствующими в классе одновременно. Экзаменуемым дадут возможность ознакомиться с поставленной задачей, а после предложат прослушать аудиозапись, текст которой необходимо будет сжать до указанных в задании 70 слов и записать в соответствующий бланк ответа.

Прослушивать запись на ОГЭ дадут 2 раза с небольшим перерывом на обработку материала. Дополнительно включать аудио материалы не разрешается, поэтому важно внимательно слушать текст и действовать по четкому алгоритму.

Критерии оценивания

За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.

🧠 Микротемы. Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ

Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.

Тексты изложений огэ

🗜 Сжатие текста. Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ

Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте один из трёх способов сжатия:

1. Исключение повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.

2. Замена слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.

3. Обобщение нескольких предложений в одно.

Что нужно сохранить при сжатии текста

Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, поэтому ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.

Тексты изложений огэ

➗Разделение абзацев. Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ

В каждом абзаце должна быть законченная мысль. Обращайте внимание на паузы, которые делает диктор при чтении текста. Обычно между абзацами пауза более длительная.

Тексты изложений огэ

Как готовиться

На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые могут быть экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.

Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:

Тексты изложений огэ

Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:

Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортнее будете чувствовать себя на экзамене.

Этапы работы над изложением

Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько нужно.

Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста.

Перерыв между чтениями

Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.

Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.

Второе прочтение

Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.

Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста. Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы.

Найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной

Соедините всё, что написали, это будет черновик сжатого изложения. Обращайте внимание на выделенные микротемы (абзацы): они должны быть связаны и вместе составлять логичный текст. Затем прочитайте то, что получилось.

Сократите написанное

В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить, при этом важно сохранить микротемы. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.

Работа над композицией изложения

В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит, у вас получилось хорошее изложение.

Исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию

Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.

Переписывание чистовика на бланк

Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.

От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.

👓 Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.

📢 Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.

Если не можете определить свой тип восприятия — попросите кого-нибудь прочитать вам два текста. С первым поработайте как визуал: записывайте тезисы сразу во время чтения. Второй текст сначала послушайте, а потом на слух запишите всё, что запомнили. Затем посмотрите, как вам больше понравилось работать, и придерживайтесь этой стратегии при подготовке и на самом экзамене.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *