Демоверсия 2011. Задание А 14
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
- пред.. явитель, неот.. емлемый, трёх..язычный
- под.. брать, запр.. кинуть, поз.. вчерашний
- пр.. уныл, пр.. образился, гостепр.. имный
- бе.. характерный, ра.. кидать, ра.. росшийся
Проверка
- предЪявитель, неотЪемлемый, трёхЪязычный
- подОбрать, запрОкинуть, позАвчерашний
- прИуныл, прЕобразился, гостепрИимный
- беСхарактерный, раСкидать, раЗросшийся
Проверка
- ПоДкладка, оТбойный, наДстрочный
- ПрИвстать, прИклеить, прИшкольный
- НаИграться, сверхинвестиции, изЫскать
- БарЬерный, сЪязвить, обезЬяна
Ум – одежда, которая никогда не износится, знание – родник, который никогда не исчерпаешь (пословица). Пусть знания будут прочными! Удачи!
Тест по русскому языку, 11 класс
Дата: 13.09.2023
Информация о тесте
Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.
Тест содержит 30 заданий. Правильным ответом могут быть 2 или 3 номера. Ответы пишите цифрами по порядку по возрастанию без пробела, без запятых. Время выполнения теста – 45 минут
Список вопросов теста
Вопрос 2
- О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
- Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта. (По С.С. Аверинцеву)
Задание: Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска в текста. Запишите этот производный предлог.
Ответ: Варианты ответов 1), 2)
Вопрос 3
В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.
- По_учить в обладание. Приобрела новую книгу.
- Пo_тносящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности. Культурные связи. Культурная работа.
- Длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию. Героические эпохи русской истории.
- Второстепенный член предложения. Подчеркните обстоятельства.
- Пробное осуществление чего-нибудь, попытка осуществить что-либо. Провели опыт в лаборатории.
Задание: Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте.
Ответ: Варианты ответов 2), 3), 5)
Вопрос 4
- Цель автора – сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (личность, катаклизмов, перестройки).
Задание: Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
Ответ: Вариант ответа 1)
Успехов в прохождении теста!
Профессиональный SEO анализ текста на русском языке
Влияние стилистики на текст
Наряду с метафорами (уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта) в тексте употребляются эпитеты (невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д.С. Лихачёва.
Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.
Автор, знакомя читателей с личностью Д.С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики. Для точности и объективности информации об учёном используется только нейтральная лексика.
Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели ‒ поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России.
Грамматические и лексические ошибки
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
- (студенты) прибыли (на завод)
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ путь литья дал возможность уменьшить расходы на производство.
В СЛОВАРНОМ составе языка, представляющем собой систему разных лексико-семантических разрядов или рядов слов, не все элементы одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.
В пословицах и поговорках отражается ВЕКОВОЙ опыт народа.
Стены и потолок коридора были высечены в сплошной КАМЕННОЙ глыбе.
Огромная витрина магазина сладостей всегда была ПОПУЛЯРНА у местных ребятишек.
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
он более МОЛОД
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
р..сток, пол..житься, тор..пливый
ш..лестеть, (ранняя) с..дина, напр..гаясь
укр..щать, тв..рить, те..ретический
р..скошный, отт..ргать, разм..хнуться
пон..мание, восп..тать, непост..жимый
нед..верчивый, п..дорожник, нен..глядный
пр..мета, непр..годный, пр..стройка
и..брать, и..желта-красный, бе..вестный
супер..гра, от..мённое (прилагательное), раз..грать
с..язвить, в..юга, ад..ютант
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
горош..нка, масл..це
передёрг..вая, заносч..вый
подчёрк..вать, (новый) владел..ц
яблон..вый, плать..це
француз..кий, англо-рус..кий
клянч..щий (конфету), (дети) плач..т
замет..шь, немысл..мые (последствия)
колыш..щейся (ржи), защебеч..т (птицы)
выгон..шь, освеща..мый
выкидыва..шь, обиж..нный
Первый луч солнца через неплотно притворённые ставни золотил изразцовую печь, свежевыкрашенные полы, недавно крашенные хозяевами стены, увешанные картинками на темы детских сказок.
Варианты ответов | Правильный вариант |
---|---|
2, 3, 5 | 2, 3, 5 |
(ПО)ТОМУ, как светились вершины сосен, а ТАК(ЖЕ) по побагровевшим елям мы поняли, что взошло солнце.
Варианты ответов | Правильный вариант |
---|---|
3, 4 | 3, 4 |
ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами (ТОТ)ЧАС свяжутся.
Варианты ответов | Правильный вариант |
---|---|
4 | 4 |
На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.
Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.
Выдающийся русский живописец В.А. Серов в начале XX века ввёл дамскую шляпку в высокое искусство и с тех пор на некоторых полотнах художника ей отводится главная роль.
Предложения | Нужная запятая |
---|---|
1, 3, 5 | 1, 3, 5 |
Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма (2) показали людям многообразие и неповторимость (3) окружающего их (4) мира.
Варианты ответов | Правильный вариант |
---|---|
3 | 3 |
Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.
Варианты ответов | Правильный вариант |
---|---|
2, 4 | 2, 4 |
А старушка всё говорила о счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них щемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
Предложения | Нужная запятая |
---|---|
2 | 2 |
Южный Урал: голубое ожерелье России
Южный Урал, этот уникальный край, известен как голубое ожерелье России из-за огромного количества озёр – их здесь более трёх тысяч. Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. Природа словно уложила озеро в колыбель среди пяти высоких хребтов, создавая захватывающий вид.
Озёра Южного Урала
- Зюраткуль: высокогорное озеро с множеством островов, обладающее тектоническим происхождением.
- Увильды: самое крупное озеро Южного Урала, с уникальной природой и окружающей обстановкой.
Первая любовь и первый учитель
Два образа сопровождают человека на протяжении всей жизни: первая любовь и первый учитель. Юрий Викторович Подлипчук, необычный педагог, игнорировал школьные учебники. Вместо этого, мы учились по его вдохновенным лекциям, стремительно записывая всю ценную информацию, которую он делился с нами.
Литературный океан
- Эрудиция Подлипчука: феноменальная начитанность и эрудиция делали его лекции незабываемыми.
- Чтение после уроков: после лекций начали читать ещё больше, стремясь поглотить все книги, которые рекомендовал нам учитель.
- Любимая книга: учитель читал нам вслух роман Булгакова Мастер и Маргарита, несмотря на цензуру и критику со стороны коллег.
Благодаря Урию Викторовичу Подлипчуку многие из нас полюбили чтение и литературу еще больше. Его страсть к знаниям и талант вдохновили многих на поиск истины и красоты в мире литературы. Сегодня мы вспоминаем его с благодарностью и уважением за мудрость, которую он нам дарил.
(23)Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение. (24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)За минувшее с той поры время я слышал немало профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.
(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.
(32)Когда я вспоминаю лучшие – по-современному, «звёздные» – минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.
(33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.
(По С.А. Яковлеву*)
* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.
В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.
Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении почти всех его произведений.
Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться в библиотеку.
А.Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В представлено повествование.
В содержатся элементы описания.
В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.
4)Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.
- В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.
Из выпишите один фразеологизм.
Среди найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
восклицательные предложения
вопросно-ответная форма изложения
ряды однородных членов предложения
Часть 2
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.