Свойства живых организмов

ОГЭ 2023 по биологии 9 класс

Задание 1: Признаки биологических объектов на разных уровнях организации живого

Общая информация:

  • Примерное время выполнения задания: 3 минуты
  • Уровень сложности: Повышенный
  • Максимальный балл за выполнение задания: 1 балл

Тренировочные варианты ОГЭ 2023 по биологии 9 класс


Описание задания:

Задание № 1 проверяет знание признаков биологических объектов на разных уровнях организации живого. Для выполнения задания необходимо хорошо знать понятийный аппарат биологии.

Задание № 1 включает в себя рисунок и его описание. В бланк ответов необходимо записать слово или словосочетание, соответствующее рисунку.


Практические задания:

  1. Вопрос: В опыте экспериментатор осветил часть капли с находящимися в ней амёбами. Через непродолжительное время простейшие стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

  2. Вопрос: В опыте исследователь воздействовал кислотой на оголённую лапку лягушки. При таком воздействии лапка одергивалась. Какая реакция организма изображена на рисунке?

  3. Вопрос: В опыте экспериментатор добавил в каплю с инфузориями кристалл соли. Через непродолжительное время инфузории стали активно двигаться в одном направлении. Какое свойство организмов иллюстрирует опыт?

  4. Вопрос: При сильном снижении температуры окружающей среды у грызунов процессы жизнедеятельности приостанавливаются, а затем восстанавливаются при повышении температуры. Как называется данное состояние?

  5. Вопрос: Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

  6. Вопрос: Для выращивания дерева в технике бонсай его постоянно подрезают и отрезают лишние ветки. Какой процесс ограничивают таким образом?

  7. Вопрос: Как называется свойство живых организмов, заключающееся во внешнем сходстве родителей и их потомков?

  8. Вопрос: Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

  9. Вопрос: Как называется свойство живых организмов, изображенное на рисунке?

  10. Вопрос: В засушливых условиях листья растений видоизменяются в колючки. Как называется данное свойство живых организмов?

  11. Вопрос: Некоторые животные меняют окраску шерсти с приходом зимы. Как называется данное свойство живых организмов?

  12. Вопрос: В действии амёбы образуются выросты, обхватывающие чужеродные частицы. Какое свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?

  13. Вопрос: Какое явление изображено на рисунке?

  14. Вопрос: На рисунке представлены дрожжи. Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

  15. Вопрос: Какое свойство живых систем заключается в структурной и функциональной связи частей организма в единое целое?

  16. Вопрос: Какое явление изображено на рисунке?

  17. Вопрос: Какое свойство живых систем изображено на рисунке?

  18. Вопрос: Какое свойство живых организмов изображено на рисунке?

  19. Вопрос: Наблюдая за поведением клеток в культуре, студент делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?

  20. Вопрос: Какой процесс изображен на рисунке?

Уровень организации живого мира

На фотографиях представлены различные уровни организации живого мира. Давайте разберем каждый из них.

Эксперимент на гидре

Когда экспериментатор прикасается острым предметом к телу животного гидры, тело сжимается в комочек. Этот опыт иллюстрирует общее свойство живых организмов — раздражимость и двигательность.

Процесс присущий всем живым организмам

Вопрос о воспроизведении себе подобных живых организмов иллюстрируется на рисунках и опытах. Здесь нужно различать половое и бесполое размножение.

Общие свойства живых организмов

Затенение части капли с эвгленами, освещение глаза ярким светом, изменение положения растения под действием света – все эти опыты демонстрируют общее свойство живых существ.

Поглощение веществ клеткой

Процесс, при котором псевдоподии клетки обволакивают твёрдую пищевую частицу, называется фагоцитозом. Это один из способов поглощения веществ животной клеткой.

Фототропизм

Изменение изгиба верхушки проростка подсолнечника под воздействием света иллюстрирует общее свойство живых организмов — фототропизм.

Ваши мысли

Какие другие эксперименты или процессы изображены на фотографиях вы смогли бы определить? Расскажите в комментариях.

Свойства живых организмов

Вид размножения растений

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных. К какому типу — к половому или бесполому — относится данный приём размножения растений?

Ответственность живых организмов

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Повседневный процесс растений

На рисунке изображён опыт, доказывающий наличие испарения воды листьями растений. Как называется процесс испарения воды листьями растений?

Адаптивность живых организмов

В опыте экспериментатор положил кристаллик поваренной соли в каплю воды с амёбами и наблюдал за изменениями формы и размеров тела животного. Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Размножение гидры

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий свойство воспроизведения живых организмов. К какому типу относится размножение гидры — к половому или бесполому?

Движение живых организмов

В опыте экспериментатор нагревал пробирку с инфузориями и наблюдал за перемещением инфузорий в менее нагретые слои воды. Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Реакция живых организмов

Явление, изображённое на рисунке, возникает при непродолжительном растяжении четырёхглавой мышцы бедра. Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует данное явление?

Клеточное деление

На рисунке изображён процесс деления клетки. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

Передача половых хромосом

Рассмотрите рисунок, на котором изображен механизм передачи половых хромосом. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

Связь с окружающей средой

На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой. Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Регуляция дыхания

На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека. Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

Реакция на стимул

В изображённом на рисунке опыте экспериментатор ударяет неврологическим молоточком по сухожилию четырёхглавой мышцы бедра. Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

Проявление жизнедеятельности

На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности амебы. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

Адаптация к условиям

Рассмотрите рисунок, на котором изображён заяц-беляк в разные времена года. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление природы?

Взаимодействие с окружающей средой

На рисунке схематично изображена связь растительной клетки с окружающей средой. Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

Свойства живых систем

. Механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы

На рисунке представлена схема, отображающая механизм поддержания оптимальной концентрации глюкозы в организме человека. Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

. Изменения в жизни лягушки

На рисунке изображена лягушка в разные периоды жизни. Какое общее свойство живых систем иллюстрируют данные явления, происходящие с земноводным?

. Проявление жизнедеятельности лямблии

На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности лямблии. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

. Скрещивание голубей

На рисунке изображены сизый голубь (1) и полученные от него путём скрещиваний и отбора голуби домашних пород (2–6). Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

. Связь клетки с окружающей средой

На рисунке схематично изображена связь животной клетки с окружающей средой. Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

. Проявление жизнедеятельности трипаносомы

На рисунке изображено одно из проявлений жизнедеятельности трипаносомы. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данный процесс?

. Изменения в численности зайцев и рысей

На графиках демонстрируются изменения численности зайцев и рысей за 100 лет наблюдений. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

Какое свойство живых систем заключается в том, что организмы состоят из частей, структурно и функционально связанных в единое целое?

Какое явление из жизни растений изображено на рисунке?

Какое свойство живых систем изображено на рисунке?

Студент наблюдал за поведением клеток в культуре и делал зарисовки. Какое явление изображено на рисунке?

Какой уровень организации живого изображен на фотографии?

Какой уровень организации живого изображен на рисунке?

В опыте экспериментатор прикасается острым предметом к телу животного гидры. Через непродолжительное время тело гидры сжимается в комочек.

В опыте экспериментатор прикасается к листьям стыдливой мимозы, они быстро складываются в продольном направлении и опускаются книзу. Через некоторое время листья снова принимают прежнее положение.

В опыте глаз человека освещали ярким светом, в результате чего было зафиксировано сужение зрачка в сравнении с исходным состоянием.

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. К какому типу относится изображённое на рисунке размножение гидры?

В опыте экспериментатор изменял положение горшка с растением и наблюдал за изменением роста побега, который в любом случае принимал вертикальное положение.

В опыте экспериментатор наблюдал за развитием проростка в трубке. Как только органы проростка вышли за границы трубки, его корень изогнулся вниз, а стебель принял вертикальное положение.Какое общее свойство живых организмов иллюстрирует опыт?

Кто считается открывателем принцип передачи генетической информации, изображённого на рисунке? В ответе запишите только фамилию.

Ловчий аппарат растения Венерина мухоловка срабатывает во время одновременного касания насекомым волосков на обеих половинках листа. Крупное насекомое оказывается закрытым в ловушке.

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. К какому типу размножения относится данный приём растений?

На рисунке изображён процесс, иллюстрирующий присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. К какому типу относится изображенное на рисунке размножение гидры?

На рисунке схематично изображена связь животного с окружающей средой. Какое общее свойство живых систем иллюстрируют эти связи?

На рисунке изображена схема регуляции дыхания человека. Какое общее свойство живых систем она иллюстрирует?

На графиках продемонстрированы изменения численности зайцев и рысей за 100 лет наблюдений. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

На фотографиях изображены люди разных возрастов жизни. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

На рисунке изображены лист плюща обыкновенного и листья других сортов, полученных от него путём продолжительных скрещиваний и отбора сортов плюща. Какое общее свойство живых систем иллюстрирует данное явление?

На рисунке изображён эмбрион человека в разный период времени. Какое свойство живых систем иллюстрируют процессы, происходящие с зародышами животных?

На графике изображена электрокардиограмма пациента. Какое свойство живых систем он иллюстрирует?

На рисунке изображены божьи коровки, проживающие в двух различных местообитаниях. Какое ОБЩЕЕ свойство живых систем иллюстрирует данное изображение?

26. Что такое метод исследования? Приведите примеры биологических методов исследования и ситуации, в которых они применяются

  1. Метод исследования — это способ научного познания действительности.

  2. Различают биологические методы исследования: описание, наблюдение, сравнение, эксперимент,микроскопия, центрифугирование, гибридологический, близнецовый метод, биохимическийметод и др.

  3. Методы исследования применяются только в определенных случаях и для достиженияопределенных целей. Например, гибридологический метод — для изучения наследственности, применяется в животноводстве и растениеводстве, но не применяется для человека. Центрифугирование позволяет выделять органоиды клетки для их изучения.

26. С помощью какого метода можно изучить скорость прохождения йодсодержащего гормона щитовидной железы через мембрану клетки? На чем основан этот метод? Каков его принцип работы?

  1. Метод меченых атомов (радиографии/авторадиографии/радиоизотопный индикаторный метод)

  2. Метод основан на введение изотопа в молекулы веществ (в данном случае — введениерадиоактивного изотопа йода в молекулу гормона щитовидной железы)

  3. Метод позволяет отследить перемещение и химические превращения вещества, в молекулыкоторого введен изотоп (с помощью специальных приборов)

  4. Изотопы обладают одинаковыми химическими свойствами, благодаря тому, что имеют одинаковоекол-во электронов, которые участвуют в образовании химической связи (различаются они лишь массой и количеством нейтронов)

26. Сравните электронный и световой микроскоп по их преимуществам и недостаткам. Напишите не менее 3 пунктов. Ответ пояснение

  1. Разрешающая способность (способность раздельно увидеть 2 близкорасположенные точки) у электронного микроскопа выше, чем у светового, что позволяет разглядеть более мелкие объекты (рибосомы, ультраструктуру мембран и т.д.)

  2. Световой микроскоп, в отличие от электронного, позволяет изучать живые объекты и процессы в живых клетках. Например, деление клеток, движение одноклеточных организмов и т.д.

  3. Световой микроскоп позволяет получать сразу цветное изображение, а электронный микроскоп — только черно-белое, которое затем можно окрасить с помощью компьютерных програм

  4. Световой микроскоп, в отличие от электронного, компактнее, проще и дешевле в эксплуатации, что упрощает проведение исследований

26. Ученому необходимо отделить рибосомы от остального содержимого клетки. С помощью какого метода это можно сделать? В чем суть метода? Какими по счету отделятся рибосомы и почему?

  1. Метод центрифугирования

  2. Метод основан на разной скорости осаждения клеточных компонентов (органоидов) при воздействии центробежной силы (в центрифуге) в зависимости от их массы и плотности

  3. Первыми оседают самые тяжелые и плотные компоненты (ядра), далее — менее тяжелые и плотные митохондрии (двумембранные органоиды), затем — одномембранные органоиды (лизосомы), а в конце будет получена наиболее легкая и наименее плотная фракция рибосом

УСЛОВИЕ НА ОБОРОТНОЙ СТОРОНЕ

Независимая переменная – температура

Зависимая переменная – количество бактериальных клеток за час (скорость роста численности колонии)

23. Колонию бактерий выращивали на питательных средах. Ученые постепенно повышали температуру, наблюдая за ростом численности колонии.

Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)?

Независимая переменная – количество/ концентрация адреналина в растворе (без адреналина/с адреналином)

Зависимая переменная – сила сокращения сердечной мышцы

23. Исследователь извлек сердце лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил силу сокращений сердечной мышцы. Затем он добавил в физиологический раствор адреналин и повторил измерения. Результаты эксперимента представлены на графике.

Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

23. Экспериментатор решил установить зависимость концентрации лактата (молочной кислоты) в клетках мышц у мышей. Он взял тренированную группу мышей и нетренированную. дал им физическую нагрузку, а потом измерил количество лактата. Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

Независимая переменная – степень тренированности мышц (тренированные/нетренерованные)

Зависимая переменная – концентрация лактата (молочной кислоты) в клетках мышц у мышей

Независимая переменная – концентрация углекислого газа Зависимая переменная – плотность устьиц

23. Экспериментатор выращивал растения при разной концентрации углекислого газа. Первое растение он выращивал в комнате с содержанием углекислого газа примерно равному концентрации в воздухе (0,02%). Второе растение экспериментатор выращивал в комнате с концентрацией 0,2% в воздухе. Через некоторое время он изучил поверхность листа под микроскопом. Результаты представлены на рисунке. Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

1)Метод меченых атомов (авторадиография)

2)Метод меченых атомов основан на введении изотопа химического элемента в молекулу исследуемого вещества и отслеживании химических превращений, перемещений вещества, меченного изотопом с помощью специальных приборов3)Изотопы обладают одинаковыми химическими свойствами благодаря тому, что имеют одинаковое кол-во электронов, которые участвуют в образовании хим. связи, различаются изотопы массой и количество нейтронов, благодаря чему их можно отличать друг от друга4) Растение поливали водой, молекулы которой содержали тяжелый изотоп кислорода (018) В результате фотосинтеза образовался молекулярный кислород содержащий тяжелый изотоп (о18). Таким образом, было выявлено, что кислород при фотосинтезе образуется из воды.

5)В случае когда растение использует углекислый газ, помеченный тяжелым изотопом кислорода О18, при фотосинтезе выделяется легкий изотоп О16 (т.е. другой)

26. Экспериментатор решил установить источник высвобождаемого растением кислорода в процессе фотосинтеза. Для этого он поставил эксперимент по схеме, изображенной на картинке, и установил, что свободный кислород образуется из воды, а не из углекислого газа. Какой метод использовал экспериментатор? На чем основан данный метод? Как был поставлен эксперимент, позволивший это обнаружить?

26. Из листа растения выделили окрашенную субстанцию и разделили ее на фракции 3-х цветов: зеленый, зелено- желтый, оранжевый. Какой метод использовался для полученного на картинке результата? Какой принцип лежит в основе данного метода? Почему произошло разделение на фракции?

  1. ДНК отца находится в четвёртой пробе; 2) ребёнок имеет полосы ДНК, не совпадающие с ДНК матери;

  2. в пробах 1-3 нет полос, аналогичных полосам ДНК ребенка, которые не совпадают с ДНК матери;

  3. в пробе 4 присутствуют все эти полосы ДНК (отсутствующие у матери)

26. При обучении криминалистов для симуляции проведения теста на отцовство была выделена ДНК из крови отца, матери, ребёнка и ещё трёх мужчин. Были получены ДНК-фрагменты полиморфных участков генома (участков, по которым часть имеются отличия между людьми), которые были разделены электрофорезом в агарозном геле. Результаты электрофореза представлены на рисунке

Определите, в какой из проб находится ДНК отца ребёнка. Объясните, как Вы это определили

  1. Пептидная связь обозначена цифрой 2

  2. Пептидная связь образуется между аминогруппой (азотом аминогруппы) одной аминокислоты и карбоксильной группой (углеродом карбоксильной группы) другой аминокислоты

25. Рассмотрите схему участка первичной структуры молекулы белка. Какой цифрой обозначена на схеме пептидная связь? Ответ поясните.

  1. Специфичность – это особенное строения белков, характерные для каждой организма.2) У каждого организма синтезируются уникальные, характерные только для него белки, которые будут отличаться по строению от таких же белков других организмов.3) Это свойство лежит в основе поддержания гомеостаза и иммунных реакций организма. При попадании в организм чужеродных белков, они опознаются специальными клетками крови и отторгаются.

26. Какими сходствами обладают ферменты и неорганические катализаторы?

  1. Как ферменты, так и неорганические катализаторы ускоряют химические реакции, снижая энергию активации (вступающим в реакцию веществам требуется меньше энергии для взаимодействия)

  2. Как ферменты, так и неорганические катализаторы после реакции остаются в неизменном виде (не расходуются)

  3. Как ферменты, так и неорганические катализаторы ускоряют только энергетически возможные реакции

  4. В ходе реакции под воздействием ферментов и неорганических катализаторов энергия химической системы остается постоянной, направление реакции не изменяется

26. Какими различиями обладают ферменты и неорганические катализаторы?

  1. Ферменты по своей химической природе являются органическими катализаторами (белками), в отличие от неорганических катализаторов

  2. Ферменты подвержены регуляции (существуют активаторы и ингибиторы ферментов), а неорганические катализаторы работают нерегулируемо

  3. Ферментативные реакции протекают только в физиологических условиях, т. к. работают внутри живых клеток, тканей и организма (определенные значения давления и рН / кислотности среды)

  4. Биологические катализаторы высоко специфичны – к субстрату (субстратная специфичность) и к типу реакции (каталитическая специфичность)

  5. Скорость ферментативных реакций выше, чем реакций, катализируемых неорганическими катализаторами

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *