Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах
Сей особенный предмет Вам подскажет вмиг ответ: Брать свой зонтик или нет. Учитель физики Сиваш Т,П
Урок открытия нового знания
Цели урока. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности по изучаемой теме.
Задачи урока:
- познакомиться с устройствами, использующимися для измерения атмосферного давления – барометрами;
- выяснить в процессе реальной ситуации как зависит атмосферное давление от изменения высоты;
- развивать у учащихся логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес к физике и технике;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, воспитывать у учащихся необходимость заботиться о чистоте атмосферного воздуха и соблюдать правила охраны окружающей среды.
Методы:
- репродуктивный
- частично-поисковый
- рефлексивный
- личностно-ориентированный
- деятельностный
Форма урока:
- фронтальная
- парная
- индивидуальная
Амоопределение к деятельности (организационный момент) – 2 мин
- Приветствие (-Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на уроке.
- Проверка отсутствующих;
- Знания без применения – тучи без дождя.
- Как вы это понимаете? Знания сами по себе не столь ценны, как умения их применять, зачастую от этого умения зависит исход достижения цели.
- Несколько слов о предстоящем уроке (постановка задачи).
- В связи с тем, что жизнь человека протекает на поверхности Земли в нижних слоях атмосферы, то каждый человек должен уметь определять значение атмосферного давления, так как у многих от его значения зависит изменение кровяного давления.
Ктуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений – 4 мин
Мини-тест:
Кто из ученых предложил способ измерения атмосферного давления?
- Ньютон
- Торричелли
- Паскаль
- Ломоносов
Какой буквой обозначают атмосферное давление?
- р
- F
- m
- S
Тест
Какова единица атмосферного давления?
- кг
- Н
- м
- Па
Как называется прибор для измерения атмосферного давления?
- альтиметр
- мензурка
- барометр
- высотомер
Чему равно значение нормального атмосферного давления?
- 1 Н
- 760 мм рт. ст.
- 1 Па
- 760 Н
Ответы
- Как называется прибор для измерения высоты, используемый в авиации?
- высотомер
- анероид
- альтиметр
- ареометр
Проблемная ситуация. Почему лист не падает и вода не выливается?
Постановка учебной задачи – 5 мин
Проблемная ситуация:
- Почему лист не падает и вода не выливается?
- Лист бумаги удерживает атмосферное давление, которое снаружи действует на лист с большей силой, чем вес воды в стакане.
Вопрос:
- Какой прибор используют для измерения атмосферного давления? (Ртутный барометр)
Физика – 7
Атмосферное давление и барометры
На этом уроке мы продолжим разговор об атмосферном давлении и о приборах для его измерения. Стюардесса во время полета сообщает пассажирам о высоте полета. Как она это узнает? Как измерять высоту полета – летчикам, глубину шахты – шахтерам? Ртутный барометр в данных случаях очень неудобен для измерения атмосферного давления. Нужен прибор другой конструкции.
Цель и задачи урока
- Изучить устройство и принцип действия барометра-анероида.
- Научиться пользоваться им.
- Научиться рассчитывать по показаниям барометра (высотомера) высоту (глубину) над уровнем моря.
Работа с учебником
Упражнение 22 на странице 135 из учебника. Рассмотрите рисунок 135 и ответьте на вопросы: в каких единицах проградуированы внешняя и внутренняя шкалы барометра-анероида? Вычислите цену деления каждой шкалы и запишите показания прибора по каждой шкале.
Вопросы для обсуждения
- Что такое атмосферное давление?
- Из каких частей состоит барометр?
- Какими приборами его измеряют?
Почему атмосферное давление не является постоянным?
Атмосферное давление различается на разных территориях из-за различий в плотности воздуха и высоты над уровнем моря.
Постановка проблемы
Как изменяется атмосферное давление с изменением высоты подъема? Для рассчета высоты (глубины) над уровнем моря необходимо использовать формулу: h = (p1 – p2) x 12, где p1 – конечное давление, p2 – нормальное атмосферное давление.
Работа в группах
Группа 1
- Изобразить воздушный шар у подножия горы и на вершине горы.
- Определить глубину шахты, если на ее дне барометр показывает 109297 Па, а на поверхности Земли 103965 Па. Ответ: 481 м.
Группа 2
- Изобразить воздушный шар у подножия шахты и внутри шахты.
- На подножии горы барометр показывает 98642 Па, а на вершине 90317 Па. Используя эти данные, определить высоту горы. Ответ: 751 м.
Группа 3
Определить силу давления воздуха, действующую на альпиниста на вершине горы Килиманджаро, высота которой составляет 5895 м. Считаем, что давление воздуха у ее подножья составляет 100 кПа, а площадь поверхности тела альпиниста равна 190 дм2.
Заключение
В конце урока обсуждались различные вопросы, связанные с атмосферным давлением и способами его измерения. Понимание этого важного физического понятия поможет нам лучше понять окружающий мир.
Рефлексия. Домашнее задание.
Проведя изучение материала о светофоре, я смог(ла) понять его устройство и принцип работы. Однако возникли некоторые трудности, поэтому необходимо провести дополнительное повторение.
Необходимо повторить:
- Устройство светофора
- Принцип работы
- Значение каждого цвета
- Правила дорожного движения, связанные с использованием светофора
Прочитать дополнительно:
- Материалы по физике, связанные с оптикой и цветом
- Правила дорожного движения, касающиеся светофора
Полезные ресурсы:
- Интерактивный урок Устройство и принцип работы светофора
- Видеоурок Светофор: как он устроен и почему светит разными цветами
Спасибо за внимание! Успешного повторения материала по физике!