Пунктуация задания

Пунктуация, стр. 5,6 ЗАДАНИЯ ФИПИ, 2014 ГОД.


Вопрос 1

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Уже в своих ранних произведениях Шуберт использовал звукоизобразительные возможности фортепиано в экспрессивных целях: иногда в его музыке слышны вращение прялки, жужжание пчелы, порхание бабочек.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  3. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

  4. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.


Вопрос 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

  1. 1, 3

  2. 2, 3

  3. 1, 4

  4. 2, 4


Вопрос 3

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пётр Иваныч всегда старался избегать разговоров за столом (1) и (2) когда его приглашали откушать (3) он просто садился (4) и ел молча.

  1. 1, 2, 4

  2. 1, 3, 4

  3. 2, 3

  4. 1, 2, 3


Вопрос 4

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Грациозно закачались гибкие концы папоротников ( ) и опять всё стихло.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


Вопрос 5

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

  1. 1, 2, 3, 4

  2. 1, 3

  3. 1, 3, 4

  4. 3, 4


Вопрос 6

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

  1. 1, 2, 3, 4

  2. 1, 2

  3. 3, 4

  4. 1, 3


Вопрос 7

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  1. Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

  2. Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу отношений Гёте с великим русским поэтом А.С. Пушкиным.

  3. На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

  4. Сердце то задрожит и забьётся то тонет в воспоминаниях.

### Постановка двоеточия в предложении

Картины Левитана пробуждают любовь к малой родине: чем дольше вглядываешься в них, тем милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков. 

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 
2) Вторая часть сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. 
3) Первая часть сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 
4) Вторая часть сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

### Правильное расстановка запятых

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей. 
1) 1, 4 
2) 2 
3) 1, 3 
4) 2, 5

### Правильное расстановка запятых

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Сильнее пахнет туманом (1) и (2) когда ступаем на луг (3) охватывает запах скошенной, ещё сырой травы (4) хотя и видны уже признаки её первого увядания. 
1) 1, 3 
2) 1, 2, 3, 4 
3) 2, 3, 4 
4) 2, 4

### Объяснение постановки запятой

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: 

Профессор Киевского университета Прахов заведовал росписью знаменитого Владимирского собора ( ) и к работе над росписями он привлёк художников из Абрамцева. 
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 
3) Сложносочинённое предложение с общим для частей второстепенным членом, перед союзом И запятая не нужна. 
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

### Правильное расстановка запятых

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? 

Знаменитая Голубка Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира. 
1) 1, 2 
2) 1, 2, 3, 4 
3) 3, 4 
4) 1, 4

### Правильное расстановка запятых

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? 

Тихий ночной час (1) казалось (2) придавал беседе особую прелесть. Работа с компьютерными программами (3) непременно (4) увлечёт вас. 
1) 1, 2 
2) 1, 2, 3, 4 
3) 3, 4 
4) 1, 2, 4

### Предложение с запятыми

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. 

1) Подтвердить или опровергнуть эти предположения довольно трудно. 
2) В конце XVI века в царских и боярских палатах и в монастырях печи стали облицовывать изразцами. 
3) Медвежонок лежал на соломе у самой мачты или взбирался на неё вверх до беседки и здесь сидел или тоже лежал. 
4) В последние годы жизни Рубенс достиг удивительного совершенства как в искусстве портрета так и в пейзаже.

Определение правильного использования пунктуации и пунктуационные задачи

Постановка двоеточия

Вопрос: Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Искусство живописи существует столетия: во все времена люди стремились познать гармонию мира, созерцая полотна великих мастеров.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Двоеточие указывает на то, что после обобщающего слова столетия будет следовать перечисление однородных членов предложения.

Пунктуация в предложении

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лецитин является веществом, дефицит которого влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

  1. 1, 3

Пунктуация в сложном предложении

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Не помню, как я добрался до места, но когда я очнулся, то друзья уже стояли подле меня.

  1. 1, 2, 4

Соответствие высказываний тексту

  1. Нет
  2. Да
  3. Да
  4. Да
  5. Нет

Выдержки из текста

(4) Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения.

(5) Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6) Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности.

(7) Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу.

(8) Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9) Однажды после обеда послышался гул машины.

(10) Дядя так рано никогда не приезжал, мы решили, что это разбойники-грабители.

Встреча у пасеки

Схватив лук и стрелы, мы выскочили из палатки, чтобы дать отпор незваным гостям. Возле пасеки остановилась Волга. Высокий мужчина лет сорока, обойдя машину, открыл заднюю дверь и помог выйти маленькому старичку. Тот, шатаясь на слабых ногах, тяжело осел на траву и стал с жадной пронзительностью смотреть кругом, словно чуял в летнем зное какой-то неотчётливый запах и пытался понять, откуда он исходит.

Вдруг ни с того ни с сего старичок заплакал. Его лицо не морщилось, губы не дрожали, просто из глаз часто-часто потекли слёзы и стали падать на траву. Мишка хмыкнул: ему, наверное, показалось чудным, что старый человек плачет, как дитя. Я дёрнул его за руку. Мужчина, который привёз старика, понимая причину нашего удивления, пояснил:

Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег.

Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. Не может быть! Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

Тогда я подумал: память. Чуткая человеческая память. Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

По Р. Савинову


* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *