СССР – памятные даты и события ноября
Ноября
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге
Основной конфликт: Гражданская война в Китае
- Дата: 12 октября — 22 декабря 1929 года
- Итог: Разгром китайских войск, Хабаровский протокол
- Участники:
- Василий Блюхер
- Яков Озолин
- Степан Вострецов
- Чжан Сюэлян
- В. А. Кислицын
Силы сторон
СССР | Китай | |
---|---|---|
Погибших | 281 | около 2000 |
Раненых | 729 | около 1000 |
Пленных | около 8500 | – |
Описание конфликта
Конфликт на Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) (Дальневосточный конфликт) произошёл в 1929 году после захвата Чжан Сюэляном контроля над КВЖД, которая была совместным советско-китайским предприятием.
Середина XVII века до 1912 года в Китае характеризовалась внешним управлением захватчиков, основавших государство под названием Империя Цин. Маньчжуры занимали все основные должности в империи, что привело к конфликтам с китайским населением.
Маньчжурская железная дорога (позднее КВЖД) была построена Российской империей в 1897-1901 годах, соединяя Читу с Порт-Артуром. Строительство дороги имело важное колониальное значение и было первым шагом в завоевании западной Маньчжурии.
Подписание Хабаровского протокола в декабре 1929 года поставило конец конфликту и восстановило статус КВЖД.
Медиафайлы на РУВИКИ.Медиа
Синьхайская революция и спор о КВЖД
В конце 1911 года началась Синьхайская революция китайских националистов, требовавших восстановления суверенитета китайского государства. Начавшись в южных провинциях Китая как сепаратистское движение против маньчжуров, национально-освободительная борьба быстро сменилась на захватническую войну.
Китайские националисты потребовали не только создания китайского государства, но и включения в его состав других стран, образовывавших Империю Цин: Тибета, Монголии и даже самой Маньчжурии.
Одновременно с этим, в условиях нестабильности Империи Цин, малонаселённую западную Маньчжурию начали интенсивно осваивать японцы. В результате к 1917 году принадлежавшая Российской империи Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) оказалась расположенной на спорной территории, на которую претендовали Китайская республика и Япония, а мировые державы имели собственные представления о будущем железной дороги и прилегающих районов.
Споры и дипломатия после революции
После Октябрьской революции 1917 года КВЖД стала объектом спора крупнейших мировых держав. Япония пыталась овладеть дорогой в 1918-1920 годах.
На Вашингтонской конференции только протест Китая и не приглашённой к обсуждению РСФСР, а также разногласия среди стран-участниц конференции не позволили достигнуть соглашения об установлении интернационального контроля над ней.
31 мая 1924 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Китаем, при этом КВЖД признавалась совместным советско-китайским коммерческим предприятием.
Война и разделение Китая
В Китае в это время продолжалась гражданская война. На юге страны с центром в Кантоне существовало правительство Гоминьдана, возглавляемое Сунь Ятсеном, на севере — в Пекине — другое правительство, бывшее, однако, игрушкой в руках десятка военных губернаторов, которые вели борьбу за контроль над ним на территории от Янцзы до границ СССР.
В марте 1925 года умер Сунь Ятсен, его преемник Чан Кайши начал поход на север с целью захватить Маньчжурию.
Летом 1928 Чан Кайши завершил объединение Китая под своим началом и перевёл столицу в Нанкин. Нанкинское правительство было признано великими державами, в том числе СССР, как центральное правительство Китая. В то же время Маньчжурия фактически оставалась под контролем сына Чжан Цзолиня — Чжан Сюэляна.
Чжан Цзолинь одно время получал от японцев товары и оружие, но в 1928 году решил порвать с ними и был убит. Чжан Сюэлян присоединился к Чан Кайши, чтобы пользоваться его покровительством в отношениях с японцами (он отказался платить Японии по займам отца). Именно силы Чжан Сюэляна были непосредственными участниками боевых действий против СССР.
Конфликт на КВЖД в 1929 году: причины и последствия
Советская сторона считала, что к агрессии его подтолкнул Чан Кайши, которого, в свою очередь, вынуждали на это русские эмигранты-белогвардейцы и правительства западных держав, желающие испытать боевые качества Красной армии и ослабить позиции СССР в регионе. Hезадолго до этого в 1927 году был проведён ряд враждебных акций против советских посольств и торговых представительств в Великобритании, Германии, Польше и Китае. Таким образом конфликт на КВЖД рассматривался советской стороной как часть большого заговора империалистов против СССР.
Китайские войска, КВЖД, 1929 год
Советские войска насчитывали лишь 16 481 человек и 9 танков, однако были лучше вооружены и подготовлены. Поддержку войскам и пограничникам осуществляла Стрелковая охрана Уссурийской железной дороги, которая защищала объекты железнодорожного транспорта и обеспечивала охрану воинских грузов.
История конфликта:
- Декабрь 1928 года: Маньчжурские власти начали предпринимать попытки по захвату КВЖД.
- 29 декабря 1928 года: Флаг КВЖД был спущен, и вывешен флаг Гоминьдана.
- Февраль 1929 года: Советская сторона предложила обсудить разногласия с китайскими властями, но встреча закончилась ссорой.
- 31 мая 1929 года: Заместитель Наркоминдела передал ноту протеста китайскому поверенному в Москве и потребовал немедленного освобождения арестованных и возвращения имущества.
- 1 июня 1929 года: Часть китайских дипломатов покинула Москву.
Последствия конфликта:
- 9 июля 1929 года: Люй Чжунхуан назначил заместителя генерального управляющего КВЖД.
- 13 июля 1929 года: Отправлена нота протеста в Мукден и Нанкин.
- После ноты протеста, китайские власти не проявили диалог, американский консул отметил их уверенность в том, что Советы не перейдут от слов к делу.
Выводы
Конфликт на КВЖД в 1929 году имел глубокие политические и военные последствия для отношений между СССР и Китаем. Несмотря на попытки разрешить ситуацию мирным путем, конфликт не был урегулирован, что привело к ухудшению дипломатических отношений между странами.
Конфликт между советским Союзом и Китаем в 1929 году: история событий
Разговор о конфликте
15 июля генерал Чан Чин-хой, гражданский администратор особой зоны, передал все библиотеки КВЖД с ценными книгами в распоряжение Китайской администрации по просвещению. Вместе с этим, ряд предприятий были национализированы, что привело к увольнениям советских служащих.
Обмен нотами и ответы
16 июля китайская сторона ответила на ноту Карахана, утверждая, что действия властей северных провинций являются ответными на противоправные действия советской стороны. Китай требовал отпустить всех китайцев, арестованных в СССР и обеспечить защиту их гражданам.
В ответ на неудовлетворительную ноту, 17 июля СССР отозвал своих представителей из Китая и выселил китайских официальных лиц.
Дальнейшие шаги и последствия
19 июля китайское правительство опубликовала манифест, объясняя свою позицию в конфликте. Движение на железной дороге было временно прекращено, а 20 июля нанкинское правительство объявило разрыв дипломатических отношений с СССР.
Военные действия
Военные действия в районе КВЖД в 1929 году включали бомбежки и учения. Паника охватила жителей приграничных районов в Китае.
Переговоры и разрешение конфликта
22 июля было предложено соглашение по переговорам для освобождения советских служащих. Однако, переговоры при посредничестве немецкого министерства иностранных дел не привели к конкретному результату.
Итог: Конфликт между СССР и Китаем в 1929 году продемонстрировал сложность международных отношений и взаимодействия государств в тот период.
В новой ноте от 28 августа СССР заявил, что действия китайской стороны провоцируют войну. Она, как и ноты от 9 сентября и 25 сентября, оставалась без ответа в течение длительного времени.
С обеих сторон велась активная пропаганда: китайцы обвиняли красноармейцев в зверствах, а СССР китайцев — в субсидировании отрядов белогвардейцев. В обоих случаях имело место преувеличение. Независимое следствие не подтвердило фактов военных преступлений со стороны Красной армии, в то же время обвинения мукденского правительства в науськивании белогвардейцев на советские приграничные посёлки были несостоятельны: Чжан Сюэлян фактически не контролировал партизанское движение на своей территории. Многие жители приграничной полосы организовали отряды самообороны, чтобы давать отпор как китайским, так и советским войскам.
Танк МС-1 (Т-18), КВЖД, 1929 год.
Сунгарийская наступательная операция
12 октября началась Сунгарийская наступательная операция, разработанная командующим В. К. Блюхером. Соавторами начальник штаба ОДВА А. Я. Лапин (Лыпиньш), командующий Амурской флотилией Я. И. Озолин (Озолинь), командир 2-й Приамурской стрелковой дивизии И. А. Онуфриев и авиатор Э. П. Карклин. Общая численность привлекаемых к операции сил составляла 1117 человек пехоты. Авиация имела 15 бомбардировщиков и 6 гидросамолётов. Амурская флотилия располагала 8 боевыми кораблями. Китайские части превосходили советские войска по численности почти в 20 раз.
Китайские солдаты, добравшись до Фугдина, принялись за грабежи магазинов и убийства гражданских лиц. В то же время Красная армия захватила крупные военные склады, в том числе большое количество продовольствия, но жалоб на её действия от гражданских лиц не поступало. Существовала опасность, что китайские войска могут превзойти советские по численности в соотношении три к одному, поэтому командование Красной армии приняло решение начать наступательную операцию, чтобы разгромить противника до того, как он соберётся с силами. Была выпущена директива, согласно которой советская сторона отказывалась от каких-либо территориальных притязаний и намеревалась только разгромить армии милитаристов и освободить заключённых. Был сделан особый упор на то, что гражданские строения и организации не будут подвергаться нападению.
Чжалайнор-Маньчжурское направление к началу ноября 1929 года стало наиболее опасным. Сюда китайское командование стянуло шесть пехотных бригад, кавалерийскую дивизию, два бронепоезда, саперные и другие технические подразделения, а также несколько отрядов, сформированных из русских белогвардейцев. В целом эта группировка, возглавляемая генерал-лейтенантом Лян Чжуцзяном, насчитывала около 60 000 штыков и сабель. Лян хвастливо заявлял: он не сомневается в том, что разобьёт войска цзян-цзюня Галина и дойдёт до города Чита. Войскам Лян Чжуцзяна противостояли две стрелковые дивизии, кавбригада, кавдивизион, артиллерийский дивизион, сапёрный батальон, танковая рота, железнодорожная рота, три бронепоезда и легкобомбардировочная эскадрилья. И ещё в резерве, в читинском лагере, находилась 21-я Пермская стрелковая дивизия. Но она не была отмобилизована и содержалась по штатам мирного времени.
16 ноября 1929 года китайские войска при поддержке артиллерии попытались напасть на станицу Абагайтуевскую и разъезд № 86. Это стало официальным поводом для ответных боевых действий советской стороны. Ответная операция началась в ночь на 17 ноября 1929 года. По замыслу Блюхера обходной манёвр проводили 35-я Сибирская стрелковая дивизия, 5-я отдельная Кубанская кавалерийская бригада (под командованием К. К. Рокоссовского) и Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион. В центре фронта держать противника должны 36-я Забайкальская и 21-я Пермская стрелковые дивизии. 5-я отдельная Кубанская кавалерийская бригада со своей задачей справилась: обойдя Чжалайнор, она отрезала китайские войска от Хайлара. К исходу 17 ноября 35-я Сибирская стрелковая дивизия, почти целиком уничтожив 14-й китайский полк, вплотную приблизилась к Чжалайнору, но овладеть городом не смогла. Ранним утром авиаразведка обнаружила крупные силы китайских войск, двигавшиеся от станции Цаган к осаждённому Чжалайнорскому гарнизону. Блюхер реагирует на это быстро и жёстко: он приказывает Вострецову поставить плотный огневой заслон подкреплению из Цагана и к 12 часам дня во что бы то ни стало взять Чжалайнор. Мощной артподготовкой цаганская «помощь» была остановлена. Одновременным штурмом 36-й стрелковой дивизии и подошедшими полками 35-й Чжалайнор к середине дня был захвачен. Остатки гарнизона попытались вырваться, но за городской чертой попали под клинки Кубанской кавбригады.
Красные полки вновь штурмовали сильно укреплённые позиции. Здесь по рекомендации командарма, как и под Перекопом, Волочаевкой, успешно применялся блюхеровский метод прорыва обороны противника волнообразными атаками. Первый эшелон атакующих занимал окопы переднего края, забрасывал гранатами блиндажи и, не задерживаясь, шёл вперёд, вглубь обороны противника. Очистка блиндажей от вражеских солдат, подавление локальных очагов сопротивления производилась вторым и третьим эшелонами.
Чжалайнор занят 18 ноября 1929 года, Маньчжурия — 20 ноября 1929 года. В плен попал весь штаб Чжалайнор-Маньчжурской группировки во главе с Лян Чжуцзяном. Советские потери: убитых — 123, раненых — 605 человек. К этому времени сводная группа Лапина разгромила в Приморье гарнизон Мишань-фу. Были захвачены штабы 1-й Мукденской кавалерийской дивизии и 1-й стрелковой бригады. В боях там было уничтожено более тысячи солдат и офицеров противника.
Маньчжурский правитель маршал Чжан Сюэлян обратился к советским властям с предложением срочно начать переговоры об урегулировании советско-китайского конфликта на КВЖД. 22 декабря в Хабаровске состоялось подписание советско-китайского протокола о восстановлении положения на КВЖД. ОДВА за доблестные действия по защите Родины была награждена орденом Красного Знамени и отныне именовалась Особая Краснознаменная Дальневосточная армия. Ордена Красного Знамени удостоились свыше 500 командиров и красноармейцев, участвовавших в боях против китайских войск. За победу на КВЖД в мае 1930 года Блюхер награждён орденом Красной Звезды за № 1. В 1931 году награждён орденом Ленина за № 48.
30 октября—3 ноября в 60 км выше по течению Сунгари проведён второй этап Сунгарийской операции — Фугдинская операция.
Пилот самолёта Р-1 19-го авиационного отряда «Дальневосточный Ультиматум», 1929 год.
Советское наступление было направлено на два укреплённых региона с центрами в Маньчжоули и Чжалайноре. В этих районах китайцы прорыли многие километры противотанковых рвов и построили укрепления.
Поскольку советская кавалерия перерезала железную дорогу у Чжалайнора, китайские войска не могли ни отступить по ней, ни получить подкрепления.
Когда советские части вошли в Чжалайнор, город находился в состоянии хаоса. Все окна выбиты, на улицах — брошенное военное имущество.
19 ноября Красная армия повернула на Маньчжоули; китайские укрепления южнее и юго-западнее Чжалайнора были взяты через полтора часа.
Утром 20 ноября силы С. С. Вострецова окружили Маньчжоули и предъявили китайским властям ультиматум. В этот же день город был занят.
19 ноября поверенный по иностранным делам Цай Юньшэн направил телеграмму представителю Наркоминдела в Хабаровске А. Симановскому о том, что два бывших сотрудника советского консульства в Харбине отправляются в сторону фронта Пограничная-Гродеково и просят, чтобы их встретили. 21 ноября двое русских — Кокорин, прикомандированный к немецкому консульству в Харбине с тем, чтобы помогать советским гражданам после разрыва дипломатических отношений с Китаем, и Нечаев, бывший переводчик КВЖД, — перешли на советскую сторону в районе станции Пограничная вместе с китайским полковником. Кокорин передал советским властям послание Цай Юньшэна, что тот уполномочен мукденским и нанкинским правительством приступить к немедленным мирным переговорам и просит СССР назначить официальное лицо для встречи с ним.
22 ноября Симановский передал им ответ советского правительства, и три посланника направились назад в Харбин. В ответной телеграмме было сказано, что СССР готов пойти на мирное урегулирование конфликта, но считает невозможным вступать в переговоры на прежних условиях, которые были оглашены через МИД Германии 29 августа, пока Китай не признаёт статус кво на КВЖД на основе Пекинского и Мукденского соглашений 1924 года, не восстановит в должности советского управляющего дорогой и не отпустит всех арестованных. Как только СССР получит подтверждение выполнения данных условий, все китайские заключённые, попавшие под арест в связи с конфликтом на КВЖД, также будут отпущены, а советская сторона примет участие в мирной конференции. Чжан Сюэлян выразил согласие — его ответ пришёл в Наркоминдел 27 ноября. М. М. Литвинов ответил в тот же день и попросил Чжан Сюэляна направить своего представителя в Хабаровск.
3 декабря 1929 года Цай Юньшэн и Симановский подписали предварительное соглашение. 5 декабря Чжан Сюэлян телеграммой подтвердил согласие с его условиями. 13 декабря Цай Юньшэн прибыл в Хабаровск. Было объявлено, что полномочия Люй Чжунхуа как президента КВЖД прекращаются с 7 декабря. Симановский объявил, что советское правительство назначает генеральным управляющим дороги Ю. В. Рудого.
В 1931 году Маньчжурия была окончательно оккупирована Японией. В 1935 году после многочисленных провокаций в районе дороги СССР продал КВЖД прояпонскому марионеточному государству Маньчжоу-Го.
Херсо́н (укр. ) — город на юге Украины, административный центр Херсонской области, Херсонского района и Херсонской городской общины. До 17 июля 2020 года был городом областного подчинения. С 2014 по 2022 год — временное месторасположение представительства президента Украины в АР Крым. Расположен на правом (высоком) берегу Днепра, вблизи его впадения в Днепровский лиман Чёрного моря. Крупнейший на реке Днепр морской и речной порт. Город-герой Украины.
Внутреннее деление 3 района:Корабельный, Днепровский, Центральный
История и география
Прежние названия Александр-Шанц (до 1778)
Часовой пояс UTC+2:00, летом UTC+3:00
Агломерация ≈ 450 тыс.
Конфессии православие, протестантизм, католицизм, иудаизм
Название жителей херсо́нцы, херсо́нец, херсо́нка
Телефонный код +380 552
Автомобильный код BT, НТ / 22
Медиафайлы на Викискладе
Расстояние до Киева по железной дороге — 648 км (через Знаменку, Николаев). Крупный железнодорожный узел (линии на Николаев, Снигирёвку, Джанкой), Херсонский морской торговый порт и речной порт, аэропорт, также есть железнодорожный, речной и автовокзалы. Важный экономический, промышленный и культурный центр юга Украины.
До основания города
Билиховычи на Генеральной карте Украины 1648 года, Гийом де Боплан
Билиховичи на карте Николя Сансона, 1665 год
Билиховичи на карте Матеуса Зойтера 1730 год
Херсон. Набережная святого Павла, 1855 год.
Очаковские ворота и крепостные валы, 1784 год
В 1790 году здесь был открыт первый черноморский литейный пушечный завод. В конце XVIII века Херсон сыграл важную роль в развитии внутренних и внешних экономических связей России. Через Херсонский порт осуществлялась торговля с Францией, Италией, Испанией и другими странами Европы. Во время путешествия по Югу императрицы Екатерины II херсонской крепостью были удивлены даже иностранцы.
Карта Херсона в конце XIX в.
Свято-Екатерининский собор, построенный по указу Потёмкина. В нём он был похоронен в 1791 году
В 1813 году основано первое уездное училище — казённое начальное заведение, через два года — губернская мужская гимназия. В 1834 году открыто училище торгового мореплавания, в 1874 — земское сельскохозяйственное училище. В 1838 году в городе появилась первая газета — «Херсонские губернские ведомости».
После 1861 года начался экономический рост. Во второй половине XIX века построены театр, библиотека, созданы археологический и природоведческий музеи.
Могила Потёмкина в Херсоне в Екатерининском соборе
План Херсона 1908 года. Харьково — Николаевская ж.д. «Описание постройки участка Николаев-Херсон. 1905—1907» — Харьков : Литогр. Зильберберг, 1908
В начале марта 1917 года в Херсон пришла весть о свержении самодержавия в Российской империи. В городе был создан временный рабочий комитет, который в своём воззвании писал, что «ставит своей задачей быть на страже политических и экономических требований пролетариата».
В 1927 году в городе открылось автобусное движение.
Монумент Победы в Херсоне
Барельеф «Херсон» у подножья монумента Победы.
Войскам, участвовавшим в освобождении Херсона и Берислава, приказом Верховного главнокомандующего ВС СССР И. В. Сталина от 13 марта 1944 года объявлена благодарность и в Москве дан салют 20-ю артиллерийскими залпами из 224 орудий.
В послевоенные годы Херсон превратился в крупный промышленный, сельскохозяйственный и культурный центр на юге Украинской ССР. Отраслевое формирование промышленности города в целом закончилось в 1950-е годы.
В 1960 году заработал первый городской троллейбусный маршрут.
В 1977 году 73-м мостостроительным трестом было начато строительство автомобильного Антоновского моста. В 1985 году мост был сдан в эксплуатацию.
Дом Блажкова — херсонского городского головы, ныне музыкальная школа
Современный Херсон — административный, индустриальный и культурный центр Херсонской области.
Город делится на три административных района: Центральный, Днепровский — индустриальный район, и Корабельный — главный промышленный район.
В 2006 году херсонский аэропорт, получив статус международного, стал Международным аэропортом «Херсон».
С 1992 по 2004 годы население города интенсивно снижалось, однако с 2005 года оно стало увеличиваться с небольшой скоростью. Также в последнее время значительно увеличился грузооборот Херсонского морского торгового порта.
В 2020 году после выборов в Херсонский городской совет его главой стал Игорь Колыхаев, а состав сформировали блок Игоря Колыхаева «Нам тут жить» (17 мест), Оппозиционная платформа — За жизнь (11), Слуга народа (10), Блок Владимира Сальдо (9), Европейская солидарность (7).
В сентябре 2022 года на оккупированной территории Херсонской области с целью объявления аннексии был проведён фиктивный референдум.
Херсонская телебашня, взорванная российскими войсками перед отступлением
3 мая 2023 года Россия нанесла очередной удар по Херсону, при котором погибли 24 человека и ранено более 40.
Вид на р. Кошевая
Вид на р. Кошевая и р-н Забалку
Климат Херсона типичен для степного юга Украины, и является сухостепным континентальным. Зима мягкая, снег выпадает редко или отсутствует вовсе. Весна приходит рано, как правило, уже в конце февраля. Лето жаркое, засушливое и длинное.
Средний максимум, °C 1,4 2,2 7,7 15,7 22,3 26,4 29,3 28,9 22,8 15,6 7,8 2,8 15,3
Средняя температура, °C −1,7 −1,3 3,2 10,1 16,1 20,4 22,9 22,3 16,7 10,4 4,1 −0,2 10,3
Средний минимум, °C −4,5 −4,5 −0,5 5,0 10,1 14,6 16,8 16,0 11,3 5,9 1,0 −2,8 5,7
Абсолютный минимум, °C −32,2 −24,4 −20,2 −7,9 −1,5 5,8 9,2 6,6 −5 −7,6 −16,2 −22,2 −32,2
Норма осадков, мм 29 30 29 32 39 52 44 35 42 32 38 33 435
Графики временно недоступны из-за технических проблем.
Население в агломерации — около 450 тыс. человек.
Херсон является центром городской агломерации, в которую, помимо собственно Херсона, входят Алёшки, Подстепное, Антоновка, Молодёжное, Степановка, Висунцы, Камышаны, Зеленовка, Надднепрянское, Октябрьское, Чернобаевка, Белозёрка.
Языковой состав Херсона на 1897 год, чел.
Наиболее развитыми отраслями являются:
Город обслуживают морской и речной торговые порты с круглогодичной навигацией. Херсон — крупный железнодорожный узел. В состав Херсонского отделения Одесской Железной дороги входят такие крупные станции как Херсон, Николаев, Снигирёвка. Есть аэропорт, осуществляющий регулярное воздушное сообщение со Стамбулом.
Развит туризм. Посёлки на Черноморском побережье Херсонщины, такие как Зализный Порт, Лазурное, Приморское (Бехтерская община), пользуются большой популярностью у отдыхающих. Скадовск и Арабатская стрелка известны как центры детского отдыха. Всего в Херсонской области насчитывается около 180 курортных комплексов.
№ отрасль % в 2007
3 Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 21,8
4 Металлургия и производство изделий из металла 6,0
5 Химическая и нефтехимическая промышленность 4,3
6 Целлюлозно-бумажное производство, издательская деятельность 2,2
Судостроение и судоремонт
Завод им. Куйбышева
Херсонский судостроительный завод является одним из крупнейших судостроительных предприятий на Украине и в Европе, его производственные мощности позволяют строить танкеры, сухогрузы, контейнеровозы, ледоколы, арктические снабженцы, буровые и различные многоцелевые суда.
Обёртка конфеты «Оксанка» предприятия им. Войкова
До 1984 года в городе функционировал пивзавод.
Международный аэропорт Херсон
Основой городского транспорта являются маршрутные такси, троллейбусы.
Город соединён с другими населёнными пунктами железной дорогой, автобусными маршрутами, речным и морским транспортом.
Имеется современный международный аэропорт, выполняются регулярные рейсы Стамбул — Херсон и Киев — Херсон.
Образование, наука и культура
Херсонская государственная морская академия, слева памятник Ф. Ф. Ушакову
Херсонский государственный университет
23 февраля 2008 года в Херсоне в областной клинической больнице была выполнена операция на открытом сердце с использованием аппарата искусственного кровообращения. Херсон — важный научный и образовательный центр. Работают около 15 ВУЗов:
Также в Херсоне работают морской, кооперативный и политехнический колледжи; гидрометеорологический техникум, судомеханический техникум вошёл в состав Херсонского морского института, высшее коммерческое, мореходное училище рыбной промышленности и профессиональные лицеи.
Среди научных учреждений города — Институт земледелия южного региона УААН (при институте работает дендропарк). При Херсонском государственном университете с 1934 год есть ботанический сад общей площадью 14 га. В настоящее время он частично застроен. Многие деревья погибли из-за отсутствия ухода и полива.
Учреждения культуры представлены двумя театрами — областным музыкально-драматическим и детским, филармонией, а также краеведческим музеем. Проходит Всеукраинский фестиваль музыкальных театральных премьер «Мельпомена Таврии», в Херсоне учреждена Всеукраинская независимая литературная премия «Арт-Киммерик», которая сейчас приобрела черты международной. Также проходит ежегодный всеукраинский фестиваль «Черноморские игры» в Скадовске. C 1992 по 2006 годы на Херсонщине в городе Каховка проходил известный фестиваль «Таврийские игры». С 2008 года фестиваль снова проходит в Каховке.
Тип учебного заведения Количество учебных заведений Количество учащихся
Средние специальные заведения 12 6 500
Высшие специальные заведения 15 12 500
Профессиональные высшие технические училища 6 8 000
Херсонский областной краеведческий музей
Художественный музей имени Шовкуненко
Гиперболоидный Аджигольский маяк конструкции В. Г. Шухова под Херсоном, 1911
Дворцы и дома культуры
Церковь всех святых, 1802 года
Херсонская синагога Хабад
Собор Сретения Господня
Римско-католический костёл Пресвятого Сердца Иисуса
«Юбилейный» — киноконцертный зал
В городе 5 стадионов («Кристалл», «Динамо», «Старт» и др.), 243 спортивных площадок, 20 теннисных кортов, 24 футбольных поля, 111 спортивных залов, где работают высококвалифицированные тренеры. Также действует яхт-клуб. Честь города защищают футбольный клуб Кристалл, футзальный клуб Продэксим, женский гандбольный Днепрянка, хоккейный клуб Днепр.
В 2008 году в Херсоне открыт ледовый дворец «Фаворит-Арена» на 450 зрителей, соответствующий стандартам Международной федерации хоккея с шайбой.
Херсонцы принимают участие в Олимпийских играх с 1952 года. Первым участником был Иван Сотников.
В Херсоне зарегистрировано свыше 70 спортивных клубов и 10 комнат школьников, где работают спортивные работники и тренируются спортсмены. На XXXVIII Олимпийских играх 2004 года в Афинах херсонские спортсмены сыграли значительную роль в результатах украинской олимпийской команды.
С 1994 года по настоящее время в Херсоне и Херсонской области проводится традиционное автомобильное ралли «Чумацкий Шлях», ежегодно входящее в зачёт Чемпионата Украины по ралли.
Парки и отдых
Парк Херсонского областного лицея
Творчество, связанное с Херсоном
Многие поэты связаны с Херсоном: Денис Давыдов, Алексей Кручёных, Павло Тычина, Максим Рыльский, Иван Микитенко, Андрей Головко, Иван Карпенко-Карый, Павло Грабовский, Анатолий Марущак, Олег Олексюк, Марко Черемшина. В 1935 году в Херсоне побывал Мате Залка. Фруг, Семён Григорьевич (Шимен Фруг; 1860, колония Бобровый Кут, Херсонская губерния — 1916, Одесса) — российский еврейский поэт и публицист, писал на русском, идиш и иврите.
В годы Великой Отечественной войны о городе писали Вадим Собко, Иван Нехода, Эдуард Асадов, Леонид Вышеславский. В освобождённом Херсоне побывал Борис Горбатов: «Мы стоим на вышке здания торгового порта — отсюда хорошо видны и город и река. Вот он, Херсон — чудесный, тёплый, прекрасный наш город, теперь навсегда наш, вот он, Днепр — могучий, вольный, широкий, наш до самого моря, навсегда наш».
Многие страницы романов Леонтия Раковского «Генералиссимус Суворов» и «Адмирал Ушаков» посвящены Херсону. На материале Херсонщины создал свои произведения «Таврия», «Перекоп», «Тропинка», «Берег Любви» лауреат Ленинской премии Олесь Гончар.
В Херсоне проходили натурные съёмки:
Песня группы «Fatal Error» «Херсон» — посвящённая городу.
Песня группы «Вопли Видоплясова» — «Були деньки».
Фестиваль камерной и симфонической музыки «Amadeus».
Фестиваль музыки для детей «Неделя детской музыки».
Суды города Херсона
Всего — 130 профессиональных судей
В городе Херсоне расположены и действуют также областной апелляционный суд. При областном апелляционном суде создан суд присяжных. При каждом районном городском суде утверждены председателями местных судов списки народных заседателей.
В Херсоне создано и действует территориальное управление Государственной судебной администрации Украины.
Барабашов Ю. Херсон. — К., 1964.
Сергеева Г., Архипов Е. Херсон. — Киев, 1968.
Херсон. Путеводитель. — Симферополь, 1977.
Херсон. Путеводитель. — Симферополь, «Таврия» 1988.
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист
Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым).