## Неделимость общей и технической культуры
И еще хочу сказать о неделимости общей и технической культуры. Это неделимые вещи. Если вы кусок какой-то изымаете, связанный с историей нашего отечества или с нашей литературой, если вы к чему-нибудь ослабили внимание, это обязательно бумерангом вернется в силу неделимости культуры. В равной степени нельзя все отдать литературе и искусству и забыть про технику. Мы тогда станем беспомощным обществом.
### Грамматическая основа:
2) хочу сказать (предложение 1)
3) неделимые вещи (предложение 2)
4) вы изымаете (предложение 3)
5) нельзя все отдать и забыть (предложение 4)
1) мы станем беспомощным (предложение 5)
## Значение любви
Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем.
### Грамматическая основа:
3) любовь (предложение 3)
5) сердце работает (предложение 5)
1) любовь главное (предложение 1)
2) стихи дела прочее разворачиваются от нее (предложение 2)
4) оно прекратит работу (предложение 4)
## Открытие пенициллина
В 1928 году Александр Флеминг проводил рядовой эксперимент в ходе многолетнего исследования, посвященного изучению борьбы человеческого организма с бактериальными инфекциями. Вырастив колонии культуры стафилококков, он обнаружил, что некоторые из чашек для культивирования заражены обыкновенной плесенью, а вокруг каждого пятна плесени Флеминг заметил область, в которой бактерий не было. Из этого он сделал вывод, что плесень вырабатывает вещество, убивающее бактерии. Впоследствии он выделил молекулу, ныне известную как пенициллин. Это и был первый современный антибиотик.
### Грамматическая основа:
4) он выделил (предложение 4)
2) не было (предложение 2)
1) Александр Флеминг проводил (предложение 1)
3) он сделал (предложение 3)
5) это был антибиотик (предложение 5)
## Движение Земли в космическом пространстве
Известно, что наш небольшой космический дом – Земля – мчится в мировом пространстве по очень сложной траектории, участвуя во многих механических движениях. Вследствие этого непрерывно изменяются координаты Земли по отношению к Солнцу и Луне, которые, в свою очередь, не стоят на месте. В результате Солнце и Луна оказывают на Землю не всегда одинаковое влияние. Поскольку Земля сжата у полюсов, Солнце и Луна сильнее притягивают ту ее часть у экватора, которая ближе к ним. При этом возникают так называемые прецессионные силы, стремящиеся как бы повернуть ось вращения Земли.
### Грамматическая основа:
3) В результате Солнце и Луна оказывают (предложение 3)
4) Поскольку Земля сжата (предложение 4)
5) При этом возникают (предложение 5)
1) Известно (предложение 1)
2) Вследствие этого непрерывно изменяются (предложение 2)
Изучение важных фактов о природе и науке
Известно (предложение 1), что не стоят (предложение 2) оказывают одинаковое влияние (предложение 3). Земля сжата у полюсов (предложение 4), силы возникают (предложение 5).
Тщательный анализ философии науки
- Существует древняя поговорка: врач не может быть хорошим врачом, если он только хороший врач (предложение 1).
- То же с ученым (предложение 2).
- Если ученый – только ученый, то он не может быть крупным ученым (предложение 3).
- Когда исчезают фантазия и вдохновение, то вырождается и творческое начало, поскольку оно нуждается в отвлечениях (предложение 4).
- Иначе у ученого останется лишь стремление к фактам.
Варианты ответов | Верное утверждение |
---|---|
1) врач не может быть | |
2) то же с учёным | |
3) он не может быть учёным | |
4) фантазия и вдохновение исчезают | |
5) стремление к фактам останется |
Изучение биологии и эволюции видов
- Согласно центральной догме молекулярной биологии, химическая индивидуальность каждого живого организма определяется последовательностью пар оснований в ДНК этого организма (предложение 1).
- Теория эволюции утверждает, что виды развиваются в течение времени и параллельно этому развитию изменяются их ДНК (предложение 2).
- К изменению ДНК могут привести различные события (предложение 3).
- Например, медленное накапливание мутаций, массовые ошибки при копировании или проникновение последовательности вирусных нуклеиновых кислот (предложение 4).
- Но одно можно утверждать смело: чем больше прошло времени с тех пор, как жил общий предок двух видов, тем длиннее период, в течение которого происходили эти изменения, и, следовательно, тем сильнее отличаются последовательности ДНК этих двух видов.
Варианты ответов | Верное утверждение |
---|---|
1) согласно догме | |
2) виды развиваются | |
3) различные события могут | |
4) например | |
5) можно утверждать |
Распределение энергии в атмосфере Земли
- Главный источник нагрева атмосферы Земли — энергия Солнца (предложение 1).
- Эта энергия распределяется по земной поверхности неравномерно прежде всего из-за того, что в высоких широтах солнечные лучи падают под более острым углом к поверхности планеты (предложение 2).
- Поэтому, как всем хорошо известно, на экваторе воздух теплее, а над полюсами холоднее (предложение 3).
- Разница температур между экваториальной и полярными зонами — основная движущая сила атмосферной циркуляции, ответственной за погоду и климат на планете (предложение 4).
- Количественно эту разницу можно выразить в виде широтного температурного градиента — величины, показывающей, на сколько градусов меняется средняя температура воздуха при смещении на один градус географической широты (предложение 5).
Варианты ответов | Верное утверждение |
---|---|
1) главный источник энергия солнца | |
2) энергия распределяется | |
3) всем известно | |
4) разница температур сила циркуляции | |
5) можно выразить |
- История человека есть (предложение 1) 2) Рост человеческой мощи выражается (предложение 2) 3) Свобода есть (предложение 3) 4) Прогресс есть (предложение 4) 5) Жизнь есть (предложение 5)
Психолингвистика пения птиц
То, как птицы учатся петь свои песни, во многом сходно с освоением языка ребенком: как и в случае с человеческой речью, птицам необходима модель для подражания.
Природа обучения пения у птиц подобна тому, как дети изучают язык. В естественной среде молодые особи подражают песням взрослых птиц, и без этого они не способны овладеть пением в полной мере. Однако развитие речи у человека не ограничивается имитацией: ключевым моментом является способность ребенка наблюдать за реакцией взрослых на свои слова и корректировать речь соответственно.
Исследователи продемонстрировали, что социальный контекст играет важную роль в освоении песни у зебровой амадины, одного из популярных видов для исследований в этологии. Их работа позволяет предположить, что такой феномен широко распространен среди других певчих птиц.
Освоение языка пения у птиц имеет свои особенности, которые могут быть сравнимы с процессом обучения человеческой речи. Понимание этих механизмов может пролить свет на процессы языкового обучения в более широком контексте.
Защита организма: роль иммунной системы
Среда обитания человека и других живых организмов чрезвычайно агрессивна, поэтому иммунная система организма играет важную роль в защите от внешних угроз. Кожа и слизистые оболочки служат анатомическим барьером, препятствующим проникновению различных вредоносных веществ. Если этот барьер нарушается, в организме запускается воспалительная реакция, направленная на защиту.
Лейкоциты в крови играют ключевую роль в этом процессе, захватывая и уничтожая внедрившихся агрессоров. Этот процесс, вызывающий красноту и отек в пораженном месте, помогает организму бороться с инфекцией и восстановить своё состояние.
Изучение работы иммунной системы позволяет лучше понять, как она обеспечивает защиту организма от различных угроз, а также потенциально разработать новые методы лечения инфекционных заболеваний.
Эволюция свободы и развитие человека
История человека неразрывно связана с историей его стремления к свободе. Рост человеческой мощи проявляется в расширении свободы действий и выбора. Свобода представляет собой отрицание необходимости – возможность выбора, преодоления ограничений и самореализации.
Прогресс человечества определяется прогрессом в осуществлении свободы. Жизнь сама по себе – это свобода, и эволюция жизни предполагает эволюцию свободы. Стремление к свободе стало двигателем развития человеческой цивилизации, вдохновляя людей на новые открытия и достижения.
- история человека есть (предложение 1)
- рост человеческой мощи выражается (предложение 2)
- она противоположна (предложение 3)
- прогресс есть (предложение 4)
- жизнь есть свобода (предложение 5)
История и развитие человечества
Перед человечеством стоят глобальные проблемы, такие как рост населения мира, ликвидация социального неравенства, проблемы использования Мирового океана и космического пространства, а также природных ресурсов и защиты окружающей среды.
Сотрудничество учёных различных стран играет важную роль в решении этих проблем, что требует возросшей ответственности учёных за будущее человечества. Однако, миром все больше проникает непонимание места и роли науки, что вытесняет целостное научное мировоззрение.
Значение науки и общественное сознание
Учёные открытия и изобретения имеют важное значение, но важно также помнить об ответственности учёных за будущее нашей планеты. Вопрос о месте науки в общественном сознании и в выработке новых ценностей становится одним из ключевых вопросов для научного сообщества, образования и средств массовой информации.
Варианты ответов к утверждениям
- Предложение 1 осложнено однородными членами предложения с обобщающим словом.
- Предложение 2 односоставное безличное.
- Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.
- Предложение 4 осложнено вводным словом.
- Предложение 5 сложносочинённое.
Особенности охоты сов
Натуралистов всегда поражает особенность охоты сов, которые способны ловить многочисленных грызунов за ночь, даже в условиях темноты. Существует гипотеза, что совы могут использовать инфракрасные лучи для поиска добычи.
Некоторые учёные считают, что совы обладают способностью видеть инфракрасные лучи, которые излучаются телом жертвы. Это означает, что глаза совы могут воспринимать инфракрасное, или тепловое, излучение, невидимое для человеческого глаза.
Грамматические основы в предложениях
- Натуралистов поражает (предложение 1)
- Может быть (предложение 2)
- Считают (предложение 3)
- Возможно (предложение 4)
- Установлено (предложение 5)
Энергетические ресурсы Мирового океана
Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен, включая энергию морских волн и приливно-отливных движений. Эти ресурсы оцениваются учёными от одного до шести миллиардов киловатт, превышая энергетический потенциал всех рек планеты.
Исследования показывают, что существуют возможности для строительства крупных приливных электростанций в 25-30 местах. Наибольшие ресурсы приливной энергии обнаружены в России, Франции, Канаде, Великобритании, Австралии, Аргентине и США.
Варианты ответов к утверждениям
Потенциал энергетических ресурсов Мирового океана огромен.
Суммарная мощность приливно-отливных движений оценивается от одного до шести миллиардов киловатт.
Существуют возможности для строительства приливных электростанций в 25–30 местах.
Россия, США и Канада обладают самыми большими ресурсами приливной энергии.
Предложение 1 простое нераспространённое.2) В предложении 2 составное именное сказуемое.3) Предложение 3 содержит 2 (две) грамматические основы.4) Предложение 4 простое, осложнено вводным словом.5) Предложение 5 осложнено однородными подлежащими.
1)В истории человечества есть две формы коммуникации: устная и письменная. (2)Сегодня с появлением Интернета, новой сферы общения, можно утверждать, что появился некий промежуточный тип коммуникации, который в каком-то смысле является письменным (визуальным), а в каком-то – устным. (3)По способу восприятия это, без сомнения, визуальная речь, то есть воспринимаемая глазами. (4)К тому же мы можем делать длительные паузы в процессе интернет-разговора, что недопустимо во время устной беседы, так как «живой» диалог предполагает мгновенные реплики. (5)Итак, технически это письменная речь, а вот с точки зрения структуры используемого в Интернете языка, безусловно, устная.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- Предложение 1 простое двусоставное.2) В первой части предложения 2 грамматическая основа – можно утверждать.3) Предложение 3 односоставное назывное.4) Предложение 4 сложное.5) В предложении 5 содержится 3 (три) грамматические основы.
1)Хотя диалог обычно противопоставляют монологу, но в таком противопоставлении полюсы неравноправны. (2)Диалог – живая форма общения, он может длиться долго; напротив, монолог – искусственная форма речи, и обычно он длится недолго. (3)Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни. (4)Это объясняется тем, что, во-первых, сценический монолог предполагает фоном всю пьесу и, во-вторых, сами зрители выступают как бы в роли молчаливого собеседника актёра, произносящего монолог. (5)И всё же известная условность монолога сохраняется и на сцене, чем объясняется его постепенное вытеснение с подмостков: в пьесах нашего времени монолог занимает гораздо более скромное место, чем раньше.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Первая часть предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.2) Предложение 2 содержит 4 (четыре) грамматические основы.3) В предложении 3 первая грамматическая основа – правда.4) Две части предложения 4 осложнены вводными словами.5) Предложение 5 сложносочинённое.
1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- эмоции сформировались (предложение 1)2) исследования были систематизированы (предложение 2)3) учёным был приведён (предложение 3)4) реакции рассматривал (предложение 4)5) исследования – результат (предложение 5)
1)Кто из нас в детстве не мечтал стать отважным путешественником, чтобы, ступив на неизведанные земли, рассказать затем соотечественникам об открытых таинственных племенах и о своих удивительных, полных романтики и риска приключениях! (2)Путешественник – первооткрыватель, это своеобразный «сталкер» (если пользоваться терминологией Стругацких). (3)Популяризируя новые маршруты, под иным углом показывая старые, он прокладывает путь своим соотечественникам. (4)Это внешняя сторона. (5)Только спустя много лет я уяснил для себя совершенно определённо: путешествие – это не только романтика, но и тяжёлое испытание не столько сил, сколько духа.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 содержит 3 (три) грамматические основы.2) В предложении 2 грамматическая основа – первооткрыватель.3) Предложение 3 осложнено однородными обособленными обстоятельствами.4) Предложение 4 простое.5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
1)Культура человека выражается не только в умении говорить, но и в умении слушать. (2)Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца, не перебивай его, возражение может и не понадобиться. (3)Некрасиво выглядит человек, который не умеет владеть собой, грубо перебивает собеседника, пытается подавить его криком, грубым словом, повелительной интонацией. (4)Этим он унижает не только собеседника, но и себя. (5)Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение, уважай мнение собеседника, во время разговора следи за выражением своего лица так же, как и за речью.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 сложносочинённое.2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.3) Предложение 3 простое с однородными сказуемыми.4) Предложение 4 простое нераспространённое.5) В сложном предложении 5 все части – односоставные определённо-личные.
1)Сегодня грозной опасности подвергается не только биология человека, болезненную остроту приобретают и психологические проблемы. (2)С глубокой древности разрабатывались методы управления человеческим поведением. (3)В ХХ в. возникло убеждение, что возможности манипулирования человеком едва ли не безграничны: с помощью психотропных средств, массовой пропаганды можно запрограммировать человеческое поведение. (4)Вместе с тем рождается предположение, что проникнуть в ядро человеческой психики крайне трудно, а порою и просто невозможно. (5)Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным, не поддаётся внешнему воздействию.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 сложное бессоюзное.2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – возникло убеждение.4) Предложение 4 сложносочинённое.5) Вторая часть предложения 5 осложнена однородными членами предложения.
1)Самое большое скопление воды на поверхности Земли – это Мировой океан. (2)Материки и острова разделяют его на отдельные океаны, проливы, заливы. (3)Постоянные морские течения связывают его в единое целое, но у каждой его части есть свои особенности. (4)В Мировом океане обычно выделяют четыре океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. (5)На некоторых картах отмечен ещё один океан – Южный, который омывает Антарктиду, однако многие учёные отказываются признавать его отдельное существование и обосновывают это целой системой научных доказательств.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- это Мировой океан (предложение 1)2) разделяют (предложение 2)3) части есть (предложение 3)4) выделяют (предложение 4)5) учёные отказываются признавать (и) обосновывают (предложение 5)
1)Географическая карта не раз служила подсказкой при выборе имени для вновь открытых химических элементов. (2)Но всё могло быть и по-другому. (3)В XVI веке испанский капитан Себастьян Кабот, плывя вверх по течению реки в Южной Америке, был поражён количеством серебра, которое было у местных индейцев, живших по берегам реки, и решил назвать её Ла-Платой, то есть серебряной (по-испански «плата» – серебро). (4)Отсюда впоследствии произошло и название всей страны. (5)Однако в начале XIX века владычество Испании кончилось, и, чтобы не вспоминать об этом печальном периоде, жители страны латинизировали её название; так на географических картах появилось слово «Аргентина».Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 простое.2) Предложение 2 односоставное безличное.3) Одна из частей предложения 3 содержит однородные сказуемые.4) Грамматическая основа предложения 4 – произошло.5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.
1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
- среда постоянно меняется (предложение 1)2) нарушения вызывают (предложение 2)3) они способны адаптироваться (предложение 3)4) понимается приспособление (предложение 4)5) изменение могло бы погубить (предложение 5)
1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.2) Предложение 2 сложное.3) Предложение 3 односоставное безличное.4) В предложении 4 одна из грамматических основ – позиции подходят.5) Предложение 5 осложнено однородными членами.
1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 сложноподчинённое.2) В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.3) Предложение 3 содержит неполные предложения.4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
1)Свечение, возникающее вследствие освещения вещества и быстро затухающее, называют флюоресценцией. (2)Способностью к этому обладают очень многие органические вещества из классов циклических соединений: бензоловые смолы, ароматические вещества и сравнительно небольшая часть неорганических веществ. (3)Так, например, в лучах ультрафиолетовой лампы флюоресцируют органические красители в защитных метках, надписях, волосках на денежных купюрах. (4)Голубое свечение дают бумага и белые ткани, содержащие отбеливатели; красное свечение даёт хлорофилл в листьях растений. (5)Горные породы часто содержат рассеянные органические примеси, дающие голубовато-белёсый фон; именно флюоресцентные «метки» помогают в поиске нефти.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- Предложение 1 осложнено однородными обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.2) В предложении 2 составное глагольное сказуемое.3) Предложение 3 односоставное.4) В предложении 4 есть однородные подлежащие: бумага, ткани, хлорофилл.5) Первая часть предложения 5 осложнена обособленным определением.
(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации, что также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложении 1 подлежащее – задачи.2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.3) В первой части предложения 3 грамматическая основа – закономерно.4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.
1)Искусство читать – это искусство чувствовать и мыслить. (2)А научат этому только те книги, в которых настоящая жизнь, благородные чувства, страстные идеи и художественные достоинства. (3)«Вкус развивается не на посредственном, а на самом совершенном материале», – говорил великий немецкий писатель И. Гёте. (4)Выходит, что прежде всего надо воспитать в себе культуру чтения, приучаться к целенаправленности, к системе в выборе книг. (5)Нельзя, чтобы мимо современного человека прошли великие произведения Бунина и Диккенса, Стендаля и Бальзака, Хемингуэя и Распутина, Достоевского и Шекспира.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 сложное.2) Первая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.3) Предложение 3 содержит прямую речь.4) Предложение 4 сложное бессоюзное.5) Первая часть предложения 5 – односоставное безличное предложение.
1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелко нарезанным листочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.3) Предложение 3 сложноподчинённое.4) Предложение 4 простое.5) Предложение 5 содержит 3(три) грамматические основы.
1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Все человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием.Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
- В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.3) Вторая часть предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.4) В первой части предложения 4 простое глагольное сказуемое.5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
1)Проводя научные исследования, Леонардо да Винчи особое внимание уделял механике. (2)Он экспериментально определил коэффициенты трения и пришёл к идее шарикового подшипника. (3)В его эскизах представлены весьма сложные и разнообразные варианты зубчатых передач, которые до сих пор применяются в недорогих устройствах, например в механических будильниках. (4)Кроме того, Леонардо начертил эскизы устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и придумал роликовую цепь, которая и сегодня применяется в велосипедах, мотоциклах и множестве других механизмов. (5)Конструирование сложных машин и их элементов привело Леонардо к созданию основ теории передаточных механизмов: пространственных и плоских зубчатых сцеплений, передач с гибкими звеньями и с переменными скоростями вращения.
- Предложение 1 осложнено обособленным обстоятельством.2) Предложение 2 сложносочинённое.3) В предложении 3 одна из грамматических основ – которые применяются.4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.5) Предложение 5 сложное бессоюзное.
(1)Наклонились вниз на длинном стебельке белоснежные фарфоровые кольца с резными краями. (2)Кажется, что неизвестный мастер придал такую необычную форму речному жемчугу. (3)К концу лета они превратятся в оранжево-красные бусинки. (4)Словно из далеких стран попали в лес драгоценные камни.
(5)Ландыш представляется мне символом леса.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
Кольца наклонились вниз (предложение 1)
Мастер придал (предложение 2)
Превратятся в бусинки (предложение 3)
Камни попали (предложение 4)
Ландыш представляется символом (предложение 5)
(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
Закат пылает, золотит (предложение 1)
Луч солнца касается (предложение 2)
Мыши заглядывают (предложение 3)
Тлеет, кричит (предложение 4)
Озеро (предложение 5)
(1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
Мы бродили (предложение 1)
Закат хорош (предложение 2)
Мгла начинает надвигаться (предложение 3)
Держит шорох (предложение 4)
Будит воображение (предложение 5)
(1)Часами он бродил после бури по берегу и спасал, кого ещё можно спасти. (2)Он радовался, видя, как рыба, брошенная в воду, уплывала, весело махнув хвостом. (3)Он радовался каждый раз, когда полууснувшие рыбы, плававшие в воде боком или брюшком, в конце концов оживали. (4)Подбирая на берегу большую рыбу, Ихтиандр нёс её к воде. (5)Рыба трепетала в его руках, а он смеялся и уговаривал её не биться и потерпеть ещё немного.
Он бродил (предложение 1)
Рыба уплывала (предложение 2)
Он радовался (предложение 3)
Ихтиандр нес её (предложение 4)
Он уговаривал не биться и потерпеть (предложение 5)
(1) Вот зазвенел сушняк, захрустел снег. (2)Это через сугробы по лунной дорожке пробираются дымчато-серые лоси. (3)В поисках пищи приходится шагать им по глубокому снегу в юго-восточном направлении. (4)Трудно искать пищу зимой!
(5)Весна, но золотисто-красное солнышко придет в тайгу только в апреле.
Снег захрустел (предложение 1)
Это пробираются (предложение 2)
Им приходится (предложение 3)
Трудно (предложение 4)
Весна (предложение 5)
(1) Полна тайн сумрачно-хмурая тишина зимнего леса. (2)Мягко-серебристый свет луны проникает сквозь черно-изумрудную крону хвойных деревьев и тихо освещает бело-синие сугробы тайги.
(3)Под сугробом в своей берлоге дремлет в ночной тиши темно-бурый медведь. (4)Его не беспокоят холодный луч луны и разнообразные шорохи леса. 5)Еще в сентябре медведь объелся желудей, ягод брусники, а сейчас спит сладко-нежным сном.
Полна тайн (предложение 1)
Свет проникает освещает (предложение 2)
Дремлет (предложение 3)
Шорохи луч не беспокоят (предложение 4)
Медведь объелся (предложение 5)
(1) Заметив, что пароход не остановился, а продолжает прежний курс, матрос немного успокоился и пришёл в себя. (2)Прежде всего он поспешил скинуть робу, мешавшую плыть. (3)Перевернувшись несколько раз и отплёвываясь от солоновато-горькой волны, матрос в три приёма стянул тяжёлый от воды пиджак. (4)Пиджак, раскинув рукава, плыл некоторое время за матросом, не желая расстаться с хозяином и норовя обвиться вокруг его ног. (5) Вдруг он услышал нежный всплеск вёсел и немного погодя увидел почти чёрный силуэт шаланды.
Матрос пришёл (предложение 1)
Он поспешил скинуть (предложение 2)
Стянул в три приема (предложение 3)
Пиджак плыл (предложение 4)
Он услышал (предложение 5)
(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похожи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с плодами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.
Виды рябины встречаются (предложение 1)
Которая растёт (предложение 2)
Плоды сравнимы (предложение 3)
Они обретают окраску (предложение 4)
Приближаются (предложение 5)
(1) Русская берёза! (2)Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. (3)Наблюдая в лесу, я понял, что берёза— это воистину крестьянское дерево. (4) Всматриваясь в берёзовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую тяжелую работу. (5) Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармошки, юность, детство— и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое тебе близкое и дорогое.
Русская береза (предложение 1)
Ни одно из деревьев не вмещает (предложение 2)
Берёза— дерево (предложение 3)
Вспоминаешь (предложение 4)
Обнимаешь дерево (предложение 5)
(1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
Утро (предложение 1)
Свежо (предложение 2)
Вас обдаёт (предложение 3)
Небо пышет (предложение 4)
Лес стоит (предложение 5)
(1)Современный человек испытывает жесточайшее давление не только со стороны моды, но и в нравственном плане. (2)Отрекаясь от собственного мнения, современники отказываются и от собственного нравственного выбора. (3) Они должны признать хорошим то, что общество словом и делом выдает за таковое, и осудить то, что оно объявляет дурным. (4)При этом они пытаются подавлять рождающиеся в душе сомнения, не проявляя их ни перед другими, ни перед самими собой. (5)В результате нравственность человека оказывается подчинена требованиям масс.
Укажите верные варианты ответов. Запишите их номера.
Предложение 2 осложнено обособленным согласованным определением.
В предложении 3 четыре грамматические основы.
Сказуемое в предложении 4 составное глагольное.
Грамматическая основа в предложении 5—нравственность оказывается подчинена.
(1)Единственными очагами древнерусской письменной культуры среди океана тьмы и невежества считались монастыри, где переписывали священные тексты и вели летописи на пергаменте— недублёной коже животных. (2)Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот, написанных на берёзовой коре— бересте. (3)После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с XI века. (4)«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг другу письма». (5)Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные грамоты выставлялись в Швеции.
Вторая часть сложного предложения 1 осложнена обособленным приложением.
Предложение 2 является односоставным безличным.
Грамматическая основа в первой части сложного предложения 3— учёные смогли.
Предложение 4 сложноподчинённое с придаточным времени.
Сказуемое в первой части предложения 5 составное глагольное.
(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы— разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых— около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс— похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
появление стало (предложение 1)
проблема возникновения жизни (предложение 2)
следы жизни обнаружены (предложение 3)
имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
они безжизненны (предложение 5)
(1)Глобальный экологический кризис, обусловленный вмешательством человека в природные процессы, представляет опасность для жизни на Земле. (2)Чтобы справиться с ним, нам необходимо осознать, что глобальная
экологическая угроза исходит не от безымянного человечества вообще, а от каждого конкретного человека. (3)Мы нуждаемся в создании эффективного природоохранного законодательства, которое выступит гарантом светлого и зелёного будущего нашей планеты. (4)Ключевым элементом в борьбе с экологическим кризисом является также поиск грамотных и действенных научно-технических решений, так как развитие цивилизации неминуемо способствует загрязнению среды обитания. (5)У жителей Земли нет альтернативы: либо они справятся с загрязнением, либо загрязнение расправится с большей частью землян.
Укажите верные варианты ответов. Запишите номера ответов.
Предложение 1 осложнено обособленным согласованным определением.
В предложении 2 четыре грамматические основы.
Предложение 3 сложносочинённое.
Сказуемое в первой части сложного предложения 4 составное именное.
В предложении 5 три грамматические основы.
(1)Трудно придумать более сильный эпитет для обозначения точного образа, чем «зеркальный». (2)О близнецах или о детях и их родителях говорят, что они словно зеркальное отражение друг друга. (3)В информационных технологиях используются «зеркальные серверы», которые беспрерывно копируют друг друга, чтобы информация, которая там хранится, была всегда тождественна. (4)Несмотря на это, отражение отнюдь не является равным
образу. (5)Известно, что в зеркале правое становится левым, а сходство отражения и образа сродни не столько точному подобию, сколько сходству противоположностей.
Сказуемое в предложении 4 составное именное.
В состав предложения 5 входят односоставные предложения: безличное и неопределённо-личное.
изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.
Предложение 1 содержит сравнительный оборот.
Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.
Предложение 3 осложнено однородными членами.
Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.
Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм;
в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык — речь — коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
- В предложении 4 одна из грамматических основ —
(1)Пожалуй, наиболее интересная особенность дельфинов— их способ общения. (2)Между собой эти млекопитающие общаются при помощи ультразвуковых сигналов, используемых также для ориентации в пространстве. (3)Ультразвук хорошо отражается от любых предметов, и дельфин органами слуха с высокой точностью воспринимает эхо, указывающее ему, где находится друг, опасность или пища. (4)Благодаря эхолокации мозг дельфинов по своему устройству напоминает мозг человека, а вес и число клеток в коре больших полушарий у некоторых видов даже больше, чем у людей. (5)Эта особенность дельфинов стала причиной появления гипотез о почти человеческом разуме у животного.
В предложении 1 подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже.
Предложение 2 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
В предложении 3 три грамматические основы.
Во второй части сложного предложения 4 сказуемое составное именное.
Грамматическая основа предложения 5—
(1)Историческая география населения— наука, изучающая формирование, размещение и движение населения в разные исторические периоды. (2)Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из важнейших направлений. (3)Эти пути можно сравнить с мощными многовековыми каналами международной информации, которые способствовали взаимопониманию различных народов и культур. (4)Историку важно знать древние торговые пути, чтобы верно реконструировать историческую реальность определённого отрезка времени, «привязать» к географическим ориентирам местообитание народов. (5)От учёного, изучающего этот вопрос, требуется очень долгая и скрупулёзная работа.
В предложении 1 составное именное сказуемое.
Грамматическая основа предложения 2—
Первая часть сложного предложения 3— односоставное неопределённо-личное предложение.
Предложение 4 сложноподчинённое, с придаточным цели.
известно (предложение 1) 2) правила (не) надо учить (предложение 2) 3) как относится (предложение 3) 4) позиции подходят (предложение 4) 5) вытекает необходимость (предложение 5)
Текст к заданию:
Текст
(1)Известно, что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку. (2)В одних ей отводится главное место, требуются заучивание правил и постоянная тренировка в образовании форм; в других больше внимания уделяется употреблению речевых образцов, а грамматическим явлениям отводится второе место: правила не надо учить, достаточно практиковаться в анализе образцовых текстов. (3)Как же современная школа относится к данной проблеме? (4)Во-первых, роль грамматики не занижается, но и не преувеличивается; во-вторых, к грамматическим явлениям подходят с позиции понимания сущности языка: язык – речь – коммуникация. (5)Из этого вытекает необходимость анализа не только структуры грамматических единиц, но и функционирования их в речи.
- как относится (предложение 3) . (3)Как же современная школа к данной проблеме?
ФИПИ. Открытый банк заданий ОГЭ, вариант D02765