- самостоятельно учиться и исследовать новые темы;
- разрабатывать, реализовывать и оценивать индивидуальные проекты;
- продуктивно работать с информационными ресурсами;
- находить и применять на практике полученные знания и умения.
Примеры тем для индивидуального проекта:
- История развития технологий в сфере информационных технологий.
- Сравнительный анализ образовательных систем разных стран.
- Роль женщин в истории.
- Влияние социальных сетей на молодежь.
- История создания и развития профессий.
Характеристики успешного индивидуального проекта:
- Оригинальность и новизна идеи.
- Глубина исследования выбранной темы.
- Четкая структура проекта и логическая последовательность изложения.
- Аргументированные выводы и рекомендации.
- Использование разнообразных источников информации.
Подготовка индивидуального проекта позволит ученику развить свои навыки самоорганизации, самостоятельности и креативного мышления. Она также способствует углубленному изучению выбранной темы и повышению мотивации к обучению.
Выберите тему для своего индивидуального проекта и начните его подготовку уже сегодня!
Индивидуальный проект в школе: направление и цели
Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Школа должна предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов и обеспечить их ресурсы.
Виды проектов
Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля — технологического, гуманитарного, социально-экономического и других.
Организация процесса
Школа может организовать преподавание нового предмета силами учителей или привлечь социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, научные институты, предприятия из сферы бизнеса.
Формирование проекта
Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы и определяет критерии успешности проекта.
Презентация и защита проекта
Презентация результатов может проходить в различных социально-культурных пространствах. Защита проекта проходит в два этапа: защита темы и защита реализованного проекта.
Оценка и дальнейшее развитие
Предполагается, что каждый выпускник школы получит оценку за индивидуальный проект и указание его тематики в аттестате. Индивидуальный проект направлен на становление и развитие личности обучающегося, а также на подготовку к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности.
Направления и результаты
Индивидуальный проект может быть разной направленности (предметный, межпредметный, творческий, инженерный) в зависимости от выбора обучающегося. Сформированность всех универсальных учебных действий является неотъемлемой частью индивидуального проекта.
Нормативная база
В основе индивидуального проекта лежит Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования и примерная основная образовательная программа.
Индивидуальный проект в школе — это не только инструмент профессиональной ориентации, но и способ развития творческих способностей и самостоятельной учебной деятельности учащегося.
В современных условиях организация предмета Индивидуальный проект в старшей школе играет важную роль в формировании компетенций учащихся.
Преимущества включения предмета Индивидуальный проект в учебный план
Развитие творческого мышления. Учащиеся могут проявить свою креативность и найти нестандартные подходы к решению задач.
Повышение мотивации к обучению. Работа над индивидуальным проектом позволяет ученикам выбирать тему, которая интересна их лично, что способствует активному участию в учебном процессе.
Развитие самостоятельности и ответственности. Ученики самостоятельно планируют и реализуют свой проект, что способствует развитию важных навыков.
Опыт успешной организации предмета
В ряде школ уже внедрены эффективные методики работы с предметом Индивидуальный проект. Например, под руководством опытных учителей, учащиеся могут разрабатывать исследовательские проекты в различных областях: от науки до искусства. Это позволяет им расширить кругозор, углубить знания и получить ценный опыт.
Заключение
Итак, предмет Индивидуальный проект является важной частью современной образовательной программы, способствующей развитию учеников и формированию у них ключевых навыков. Этот инновационный подход к обучению открывает новые горизонты для образования и позволяет каждому ученику проявить свой потенциал.
исследовательского инструмента. Поэтому для выполнения проекта можно выбрать ключевое слово Социальные сети как исследовательский инструмент.
Четвертый блок: развитие коммуникативной деятельности. В рамках этого блока учащиеся выполняют рольовое моделирование готовых проектов, презентация робототехнических комплексов, интересные произведения декоративно-прикладного искусства своего региона, популяризируют праздники, обычаи и традиции родного края. Важными являются тренинги с элементами коучинга и мастер-классы по развитию коммуникативных навыков.
Пятым этапом является создание группового проекта, в основу которого лежит раскрытие индивидуальных потребностей, интересов и способностей каждого участника. Групповой проект позволяет объединить все полученные знания и опыт индивидуальной работы над проектом.
Шестой и заключительный блок – презентация группового проекта. В ходе презентации учащиеся отрабатывают навыки публичного выступления, демонстрируют свои достижения и обмениваются опытом с другими участниками проекта. После презентации происходит обратная связь, анализ и обсуждение проделанной работы.
Таким образом, предложенная схема работы над индивидуальным проектом сделает обучение более интересным, активным и продуктивным, позволяя учащимся развивать различные навыки и способности, в том числе коммуникативные, аналитические и творческие.
При этом можно сделать предположение, что стоит уделить внимание не только влиянию обработки фотографий и композиционных приемов на увеличение уровня охвата, но и рассмотреть зависимость уровня доверия посетителей профиля от визуальной составляющей профиля. Кроме того, могут появиться неожиданные вопросы, например: возможно ли повысить уровень подготовки к ЕГЭ по информатике, если регулярно проводить образовательные онлайн-квесты, используя ресурсы социальных сетей? Четвертый блок: закрепление отличительных характеристик объекта и предмета исследования. Как показала практика, большая часть учащихся не разграничивает данные понятия или испытывает затруднение в их формулировке. Занятия носят комбинированный характер: кроме лекционного формата, используются разнообразные игровые механики в рамках разминки либо закрепление материала. Например, можно провести серию игр, в которой предложить реальную тему проекта, а учащимся необходимо определить объект и предмет исследования, либо наоборот, когда объект и предмет известен, а учащиеся рассуждают над возможной формулировкой темы. Игровую механику можно реализовать с помощью специальных сервисов https://kahoot.com/ и https://www.mentimeter.com/. Для этого проецируется вопрос на доску и на экраны смартфонов обучающихся, ребята должны либо выбрать подходящий из предложенных вариантов ответ, либо написать ответ самостоятельно. В завершении игры полученные результаты обсуждаются. Пятый блок: выработка навыков планирования и целеполагания. Первая часть – осмысление проблемы и формирование цели. Учащимся предлагалось подготовить публичное выступление в формате «Вопрос-Ответ» по следующему списку: 1) чего нужно достичь в результате работы над проектом? 2) почему это сделать необходимо? Как это поможет обществу? 3) каков механизм достижения цели? 4) какой планируемый результат? 5) как будет происходить оценка степени достижения целевых показателей/цели? В ходе обсуждения выявляются следующие распространенные ошибки: 1) постановка невыполнимой цели; 2) отсутствие инструментария для оценки степени достижения целевых показателей. Вторая часть – визуализация этапов проекта/исследования с наименованием мероприятий на каждом из этапов и ожидаемых результатов по завершении каждого из них с помощью специального сервиса https://www.mindmeister.com/. Шестой блок: развитие презентационных и коммуникативных навыков. Учащимся презентуют перед классом тему проекта/исследования. Основные позиции, которые освещаются во время выступления:
После выступления ребята:
Взаимодействие учащихся с докладчиком осуществляется через сервис https://www.mentimeter.com/. Эта платформа представляет разнообразные возможности для сбора развернутой информации. При этом ответы участников демонстрируются на экране в режиме реального времени. Использование платформы для взаимодействия обосновывается следующим:
Седьмой блок: выработка навыков работы с научной и учебной литературой; академического письма. Учащиеся знакомятся со структурой научных статей, морфологическими, лексическими и синтаксическими особенностями научного стиля, ГОСТом «Реферат и аннотация», особенностями контент-анализа литературы. К основным практическим работам данного этапа относятся:
Восьмой блок: знакомство с организацией и проведением экспериментальной части исследования, проработкой итогового продукта. Учащиеся знакомятся с эмпирическими методами исследования, способами обработки и оформления данных, понятиями «критерий» и «показатель». Первая часть практических работ проходита в формате дискуссий, где учащиеся демонстрируют «карту эксперимента», оформленную на сервисе https://www.mindmeister.com/. Данная карта включает цель и план проведения экспериментальной части, используемые методы исследования, критерии оценки целевых показателей и методы обработки данных. Вторая часть практических работ готовит учащихся к публичному выступлению и носит интегрированный характер. Можно провести мастер-класс по ораторскому искусству, познакомить с тенденциями оформления презентаций, полезными сервисами, дать рекомендации по правильному размещению информации и визуализации данных на слайде. В заключительной части можно предложить разбиться на пары и разработать буклеты о правилах оформления презентаций. Итогом данного этапа является апробация полученных результатов на научно-практической конференции. Девятый блок: доработка исследования/проекта с учетом замечаний и предложений, оформление текста работы, публичная защита перед комиссией и учащимися, подведение итогов и анализ выполненной работы. На каждом этапе проводятся индивидуальные консультации по возникшим у учащихся вопросам.
Дополнительные материалы
Работа с конструктором рабочих программ по истории и обществознанию Шаги по реализации требований обновлённых ФГОС в историческом образовании Новое в преподавании истории: ФГОС и ИКС ФГОС-2021: новые требования к результатам обучения и средства их достижения в УМК по обществознанию Профилактика нарушений требований к структуре ОП ООО, установленных новым ФГОС
Модуль 4. Примерная рабочая программа по предмету и проектирование учебного занятия
Примерные рабочие программы и создание единого образовательного пространства Примерные рабочие программы соответствуют требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и обеспечивают:
Примерная рабочая программа по предмету даёт представление о целях, общей стратегии обучения и его результатах, о воспитании и развитии обучающихся средствами учебного предмета. Основания для проектирования примерных рабочих программ:
Структура примерной рабочей программы по учебному предмету
Планируемые результаты освоения учебных предметов: личностные и метапредметные Личностные результаты в сферах:
Метапредметные результаты в сферах:
Предметные планируемые результаты освоения учебного предмета. Предметные результаты представлены по годам обучения, выражены в деятельностной форме, отражают сформированность у обучающихся определённых умений. В составе предметных результатов выделяют:
Примерная рабочая программа позволит учителю:
Примерная рабочая программа по предмету является ориентиром для составления рабочих программ. Рабочую программу по предмету можно составить с помощью Конструктора рабочих программ. Требования к рабочим программам
Критерий Старый ФГОС Новый ФГОС
Виды программ Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей
Структура рабочих программ Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР
Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности С учетом рабочей программы воспитания
Учет рабочей программы воспитания Только в разделе «Тематическое планирование» Во всех разделах рабочей программы
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности В программе должны быть указаны формы проведения занятий
Занятие 2. Проектирование учебного занятия на основе примерной рабочей программы по предмету
Основные компоненты современного учебного занятия:
Алгоритм разработки учебного занятия
Шаг 1. Определение цели учебного занятия на основании примерной рабочей программы Цель учебного занятия проектируется в контексте: 1) целей изучения учебного предмета; 2) планируемых результатов освоения учебного предмета Цели изучения учебного предмета представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету.
Планируемые результаты освоения учебного предмета представлены в примерной рабочей программе по каждому предмету.
Предметные результаты планируются в соответствии:
Формирование познавательных универсальных учебных действий планируется по отношению к базовым логическим действиям, базовым исследовательским действиям. Формирование познавательных универсальных учебных действий осуществляется на предметном содержании.
Шаг 2. Отбор содержания учебного занятия на основании примерной рабочей программы Отбор содержания учебного занятия происходит на основании разделов примерной рабочей программы: «Содержание учебного предмета», «Предметные результаты освоения программы», Тематическое планирование». Пример отбора содержания учебных занятий «Растительный мир», «Животный мир» на основании примерной рабочей программы по учебному предмету «Окружающий мир», начальная школа, 1 класс.
Шаг 3. Проектирование системы учебных задач /учебных заданий для учебного занятия на основе примерной рабочей программы Основание для проектирования учебных задач – перечень предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Пример формулировок учебных заданий для формирования базовых логических действий:
Основание для проектирования учебных задач – перечень основных видов учебной деятельности раздела «Тематическое планирование».
Шаг 4. Выбор форм организации учебной деятельности на учебном занятии Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Основаниями для выбора форм организации учебной деятельности на учебном занятии являются:
Занятие 3. Конструирование учебных заданий по формированию результатов обучения
Учебная задача — задача, требующая от учащихся открытия и освоения общего способа (принципа) решения широкого круга частных практических заданий. Учебные задачи воплощаются в учебных заданиях. Учебное задание — средство реализации содержания образования и формирования деятельности обучающихся. Структура учебной задачи (задания):
Формирование базовых логических действий (формулировки заданий):
Формирование базовых исследовательских действий (формулировки заданий):
Формирование умений работы с информацией (формулировки заданий):
Формирование умения общаться (формулировки заданий):
Формирование умения осуществлять совместную деятельность (формулировки заданий):
Формирование умения самоорганизации, самоконтроля Задания по формированию умений самоорганизации:
Задания по формированию умений самоконтроля:
Формирование эмоционального интеллекта, умений принятия себя и других Задания по формированию эмоционального интеллекта:
Задания по формированию умений принятия себя и других:
Примерные рабочие программы среднего общего образования Рекомендации для педагогических работников по совершенствованию современного учебного процесса на основе научно-методического анализа Эффективные методы обучения в информационно-образовательной среде