Просмотр задания № 38636

Обобщающее понятие в праве

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.

Понятия:

  • Подотрасль права
  • Правовая норма
  • Институт права
  • Система права
  • Отрасль права

Итак, обобщающим понятием для всех перечисленных выше является Система права.

Система права

Система права — разделение национального права на отрасли и институты.

Отрасль права

Отрасль права — совокупность правовых норм и институтов, регулирующих определенную отрасль общественных отношений.

Институт права

Институт права — обособленная внутри отрасли права группа правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения (авторское, обязательственное право в гражданском праве).

Норма права

Норма права — общеобязательное правило поведения, установленное государством и закрепленное в официальных правовых актах.


Источники права

Что правоведы называют источником (формой) права? Какой вид источников (форм) права назван в тексте? Укажите любые другие два источника (формы) права и кратко поясните сущность каждого из них.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

Структура правовой системы

Система права — это объективное правовое явление, которое формируется на основе общих закономерностей общественной жизни. Являясь отражением реально существующей системы общественных отношений, система права строится не по произвольному усмотрению людей, а на основе объективной действительности.

С одной стороны, нормы права – это продукт субъективной, сознательно-волевой деятельности правотворческих органов. С другой стороны, нормы права становятся естественным элементом системы права лишь. В случае объективного отражения потребностей общественной жизни, определяя максимальную меру свободы и справедливости в социальных отношениях. Поэтому нормы права объективно, независимо от воли правотворческого органа, объединяются в относительно самостоятельные группы норм, которые регулируют данные отношения. Правотворческий орган не может по своему усмотрению, произвольно отнести изданную им норму права к той или иной отрасли права. Если норма издана для регулирования определённого вида общественных отношений, то она объективно входит в ту отрасль права, которая регулирует эти отношения.

Система законодательства

Система законодательства — это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм. Поэтому право не существует вне законодательства. Они соотносятся как форма и содержание. Именно в законодательстве (источниках права) правовые нормы и их различные структурные образования получают своё реальное выражение, внешнее проявление. В этом смысле система права и система законодательства в целом совпадают.

Разнообразие и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость их эффективной организации обусловливают создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства.


Все задания успешно выполнены.

Источники права и их сущность

Основные источники права являются важной частью юридической системы любого государства. Давайте разберемся, что представляют собой источники права и какие виды источников существуют.

Формы выражения правотворческой деятельности

  1. Источник права: внешние формы выражения правотворческой деятельности государства.

  2. Нормативный правовой акт: основной вид источника права, представляющий собой законодательные акты.

Другие источники права

Помимо нормативных правовых актов, существуют и другие формы источников права:

  • Правовой обычай: нормы, сложившиеся в обществе независимо от государства и ставшие в общественном сознании общеобязательными.

  • Юридический прецедент: судебное решение по конкретному делу, ставшее правилом для решения аналогичных ситуаций.

Роль правовых источников

Источники права играют ключевую роль в формировании правового государства и обеспечивают его стабильность. Кроме того, они способствуют исключению дискриминации и гарантируют соблюдение основных прав человека.

Право в системе социальных норм

Сферы действия правовых норм

  1. Правовые нормы включают в себя сферы: экономическую, политическую и нравственную.

Отличия от других видов норм

  • Право является единственным государственным регулятором общественных отношений и обладает общеобязательным характером.

Верные суждения о праве и социальных нормах

  1. Сфера действия права шире, чем норм морали.

  2. Только нормы права исходят от государства и являются официальным выражением его воли.

  3. Одним из признаков права как социальной нормы является его общеобязательный характер.

  4. Нормы права являются единственным государственным регулятором общественных отношений.

Виды и структура права

  1. Понятие права: общеобязательные правила поведения, установленные государством.

  2. Другие виды социальных норм: моральные, эстетические, традиции и обычаи и др.

  3. Отличия права от других норм: установлено государством, письменная форма, механизм юридической ответственности.

  4. Структура системы права: отрасли права, институты права, нормы права.

  5. Источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный правовой акт и др.

Элементы регулирования общественных отношений

Автор считает, что основой правопорядка являются следующие три элемента:

  1. Функция социального регулирования: право выполняет функцию социального регулирования общественных отношений.

  2. Упорядоченная совокупность принципов, норм и механизмов: право представляет собой упорядоченную совокупность принципов, норм и механизмов их реализации.

  3. Система правотворчества и правоохранительных органов: существует система правотворчества, включающая порядок правотворчества, соответствующие органы, а также органы правоохранительные и судебные, контролирующие соблюдение норм права и восстанавливающие нарушенные права.

Можно привести и другие подтверждения в данном вопросе.

Особенности правопорядка как системы общественных отношений

Автор подчеркивает, что особенностью правопорядка как специфической системы общественных отношений является его способность эффективно регулировать и управлять поведением людей в обществе. Законность играет в этом процессе ключевую роль как механизм правового регулирования, обеспечивая соблюдение законов и норм поведения.

Реализация прав человека в духовной сфере

Примерами нормативно-правовых актов, отражающих реализацию прав человека в духовной сфере, могут служить:

  1. Конституция РФ: закрепляет право каждого гражданина РФ обладать свободой совести и вероисповедания.

  2. Всеобщая декларация прав человека (1948): закрепляет право каждого человека на участие в культурной жизни.

  3. Семейный кодекс РФ: закрепляет право каждого супруга самостоятельно выбирать свои занятия, включая в духовной сфере.

Важность стабильного правопорядка для уровня качества жизни

В условиях стабильного правопорядка наблюдается рост уровня качества жизни по следующим аргументам:

  1. Эффективная экономика: стабильный правопорядок способствует эффективному функционированию экономики, что ведет к повышению качества жизни.

  2. Активная общественная деятельность: стабильный правопорядок способствует развитию общественных и частных организаций, обеспечивая благоприятные условия жизни.

  3. Свободное развитие: стабильный правопорядок гарантирует свободное развитие человека, позволяя посещать образовательные учреждения без угрозы для жизни.

Аргументов в пользу роста уровня качества жизни в условиях стабильного правопорядка может быть больше, и они основываются как на обществоведческом курсе, так и на жизненном опыте.

Мотивация правового поведения

В своем правовом поведении индивид обычно руководствуется собственными интересами, ориентациями и установками. Различные потребности, стремления и интересы служат основой для мотивации правового поведения.

Мотивы правового поведения

  1. Внутреннее убеждение в правильности и справедливости требований правовых норм.
  2. Наличие у индивида собственной потребности в соблюдении законов.
  3. Осознание социальной необходимости соблюдения законов.
  4. Сознательное подчинение требованиям закона.
  5. Сознание собственных прав.
  6. Осознанная защита групповых интересов.
  7. Боязнь юридической ответственности.
  8. Следование традиции.
  9. Стремление к пассивному подчинению государству и его требованиям.

Поступки и действия, осуществляемые с убежденностью в соответствии этих поступков нормам права, можно считать высшей формой правового поведения.

Правонарушение

Правонарушение – это виновно совершенное, общественно опасное, противоправное деяние, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Чтобы считать деяние правонарушением, оно должно быть:

  1. охраняемым государством;
  2. урегулированным нормами права;
  3. виновным;
  4. общественно опасным;
  5. отношением в обществе;
  6. содержать права и обязанности участников.

Правоотношение

Правоотношение – это общественное отношение, регулируемое нормами права. Оно охраняется государством и включает в себя права и обязанности участников. Необходимо помнить, что правоотношение это взаимоотношения, а не правонарушение.

Виды правовых наук

  1. Правовая идеология – это система взглядов и представлений, отражающих правовые явления общественной жизни. Эти представления отражены в научных исследованиях, что позволяет использовать их в правотворческой и правоприменительной деятельности государства и его органов.

  2. Правовая психология – это совокупность чувств, привычек, настроений, в которых проявляется отношение к праву различных социальных групп. Она описывает эмоции, мысли, возникающие в связи с изданием норм права, его применением и осуществлением требований.

Совершенное правосознание

  • Человек с совершенным правосознанием рассматривает свои действия как правоотношения.
  • Человек с совершенным правосознанием умеет сопоставить свои права и обязанности с другими участниками правоотношений.
  • Человек с совершенным правосознанием может предвидеть правовые последствия своих и чужих действий.

Тема : 1.12. Мораль

Человек в обществе. Духовная культура

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Мораль в системе социальных норм». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта).

Решение: 1. Виды социальных норм: а) обычаи и традиции; б) нормы права; в) нормы морали и др. 2. Отличительные черты морали: а) устная форма существования; б) опора на силу общественного мнения; в) представления общества о добре и зле. 3. Функции морали: а) оценочная; б) регулятивная; в) воспитательная. 4. Основные категории морали: а) добро и зло; б) честь и долг; в) совесть и др. 5. Структура морали: а) нравственные категории; б) принципы; в) нормы. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых трёх из пунктов плана из № 1, 2, 4 / 5 в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

1. Ниже приведён перечень признаков. Все они, за исключением двух, характеризуют динамичный характер общества. 1) связь с природой; 2) изменение общественных отношений; 3) социальная мобильность; 4) отмена устаревших норм; 5) совершенствование социальной организации; 6) наличие социальных институтов. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Последовательность стадий жизни человека, при которой детство сменяется юностью, юность – зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена. 2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств. 3) Человек наследует моральные нормы. 4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности. 5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.

3. Установите соответствие между действиями и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В) описание объекта Г) объяснение существующих взаимосвязей Д) формулирование закономерностей

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

4. Один из телевизионных каналов снял многосерийный фильм о жизни нескольких поколений одной семьи. Что из перечисленного позволяет отнести этот сериал к произведениям массовой культуры? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений массовой культуры. 1) ориентация на вкусы и запросы узкого круга знатоков и ценителей 2) использование в фильме народной музыки и эпических сюжетов 3) расчёт на усреднённый потребительский вкус 4) пропаганда традиционных семейных ценностей, понятных большинству зрителей 5) реализация создателями фильма в полной мере своих потребностей в самовыражении, высказывании взглядов, не разделяемых большинством 6) позиционирование фильма как продукта для отдыха и развлечения

5. Выберите верные суждения о финансовых институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Коммерческие банки занимаются производством материальных благ, торговлей и страхованием имущества. 2) Паевые инвестиционные фонды объединяют средства для совместного приобретения активов и раздела связанных с этим рисков, прибыли или убытков. 3) Цель деятельности Банка России – защита и обеспечение устойчивости рубля. 4) Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп. 5) Коммерческие банки осуществляют эмиссию денег.

6. Установите соответствие между характеристиками и видами конкуренции (конкурентных рынков): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ (КОНКУРЕНТНЫХ РЫНКОВ)

А) Рынок поделён несколькими крупными фирмами. Б) Ценовую политику проводит единственный производитель. В) Большое количество фирм производит одинаковую продукцию, не имея возможности контролировать цены на неё. Г) Лидер отрасли устанавливает цены, а остальные фирмы им следуют. Д) На рынке присутствует единственный продавец уникального продукта. 1) чистая (совершенная) конкуренция

7. Фирма «Лисичка» – ателье, специализирующееся на пошиве школьной формы. Найдите в приведённом списке примеры постоянных издержек фирмы «Лисичка» в краткосрочном периоде и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) оплата потреблённой электроэнергии 2) приобретение тканей, ниток, фурнитуры 3) выплата сдельной заработной платы работникам 4) взносы на страхование имущества фирмы 5) оклады администрации 6) погашение процентов по ранее взятому кредиту

8. Выберите верные суждения о социальной стратификации и социальной мобильности и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Горизонтальная мобильность предполагает переход в социальную группу, находящуюся на другой ступени социальной иерархии. 2) Личные качества человека выступают критерием социальной стратификации современного общества. 3) Один из критериев дифференциации социальных групп – доход. 4) Социологи различают индивидуальную и групповую мобильность. 5) Одним из критериев социальной стратификации общества служит доступ к власти.

9. В ходе социологического опроса работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Просмотр задания № 38636

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье. 2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны. 3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, среди девушек больше, чем среди юношей. 4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице. 5) Бóльшая доля юношей по сравнению с девушками работает потому, что их работа очень нужна обществу.

10. Выберите верные суждения о политическом лидерстве и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) К харизматическому типу политического лидерства относятся лидеры, наделённые, по мнению других людей, особыми, выдающимися качествами. 2) Авторитарный стиль характеризуется тем, что лидер, выполняя свои функции, всегда учитывает мнение ведомых, развивает их творческое отношение к делу. 3) По способу легитимации власти различают легальный (рациональнолегальный), традиционный и харизматический типы лидерства. 4) Политическое лидерство – это устойчивое, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, выполняющих властные функции, на общество. 5) Любой политический лидер обязательно является лидером партии.

11. В демократическом государстве Z после реформы избирательной системы выборов в парламент произошёл переход от пропорциональной избирательной системы к мажоритарной. Что из перечисленного осталось неизменным в результате этой избирательной реформы? Запишите соответствующие цифры. 1) зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов избирателей 2) свободное и добровольное участие граждан в выборах 3) наличие этапа предвыборной агитации 4) возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов 5) процедура тайного голосования 6) голосование по одномандатным округам

12. Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) выбор рода деятельности и профессии 2) защита Отечества 3) владение собственностью 4) сохранение природы и окружающей среды 5) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

13. Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти Российской Федерации, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А) обеспечение исполнения федерального бюджета Б) осуществление управления федеральной собственностью В) осуществление помилования Г) утверждение военной доктрины Д) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации 1) Президент Российской Федерации 2) Совет Федерации 3) Правительство Российской Федерации

14. Выберите верные суждения о нормах уголовно-процессуального права в Российской Федерации и запишите цифры, под которыми они указаны. 1) Уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод. 2) Обвинительный приговор может быть основан на предположениях. 3) Судьи рассматривают и разрешают уголовные дела в условиях, исключающих постороннее воздействие на них. 4) Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела не могут быть возложены на одно и то же должностное лицо. 5) Уголовное судопроизводство ведётся только на родном языке потерпевшего.

15. Установите соответствие между примерами и видами субъектов гражданского права в Российской Федерации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Чеченская Республика Б) гражданин Российской Федерации К.Н. Степанов В) производственный кооператив «Мимоза» Г) Ростовская область Д) акционерное общество «Луч» 1) публично-правовое образование 2) юридическое лицо 3) физическое лицо

16. Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Юридическая ответственность». Один из слайдов называется «Дисциплинарные взыскания, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны дисциплинарные взыскания. 1) предупреждение 2) выговор 3) замечание 4) дисквалификация 5) исправительные работы 6) увольнение по соответствующим основаниям

Прочитайте текст и выполните задания 17–20.

К экономическим агентам относят домашние хозяйства отдельных лиц и семьи, предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Отличительная черта экономических агентов – принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Домохозяйства получают доходы, предоставляя факторы производства, иначе говоря, путём оказания факторных услуг. Полученные доходы используются ими для приобретения необходимых товаров, а также для создания сбережений.

Предприятия (фирмы), в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном ведут производственную деятельность, а также инвестирование.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой – извлечение прибыли.

Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача – непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта – физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них – доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями. Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и совершают расходы в пределах имеющихся у них бюджетов. Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), не однозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например захватом и удержанием доли на рынке, расширением масштабов производства, утверждением экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональные интересы, способствовать росту богатства нации, повышению уровня жизни населения.

(По А.С. Булатову)

17. В чём, по мнению автора, заключается отличие предприятия (фирмы) от домашних хозяйств? Как в тексте сформулирована основная задача некоммерческих организаций? Какие мотивы принятия решений предприятиями (фирмами) отметил автор? (Укажите любые три мотива.)

В правильном ответе должны быть следующие :

  1. ответ на первый вопрос: предприятия (фирмы), в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном ведут производственную деятельность, а также инвестирование; 2) ответ на второй вопрос: непосредственное удовлетворение потребностей людей; 3) ответ на третий вопрос: – стремление максимизировать прибыль; – захват и удержание доли на рынке; – расширение масштабов производства; – утверждение экономической власти.

18. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания, – укажите не менее трёх основных признаков налога как законно установленного платежа физических и юридических лиц; – объясните связь любой из указанных автором основных функций государства с достижением долговременного экономического роста. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)

В правильном ответе должны быть следующие:

  1. основные признаки налога как платежа физических и юридических лиц, например: – обязательность платежа; – индивидуальная безвозмездность платежа; – денежная форма налога; – отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта / взимание с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (Основные признаки могут быть приведены в иных близких по смыслу формулировках. Может быть приведён любой другой признак. Данный элемент ответа засчитывается только при указании трёх или более признаков, из которых два должны быть из приведённого перечня, при отсутствии неверных позиций.) 2) объяснение с опорой на положения текста, например: обеспечивая общественные потребности, государство создаёт условия для развития экономики, для увеличения ВВП, что способствует долговременному экономическому росту. (Может быть приведено другое корректное объяснение. Объяснение связи не указанной автором функции государства с достижением долговременного экономического роста не засчитывается.)

19. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, проиллюстрируйте примерами предоставление домохозяйствами любых трёх факторов производства другим экономическим агентам.

(В каждом случае сначала приведите пример, затем укажите фактор производства. Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто.)

В правильном ответе должны быть следующие (примеры и соответствующие факторы производства): 1) супруги Петровы работают на металлургическом комбинате (труд); 2) Константин Козлов получает арендную плату за переданную во временное пользование Обществу спасения на водах моторную лодку (капитал); 3) индивидуальный предприниматель Сидоров организовал фирму по ремонту бытовой техники, нанял нескольких работников (предпринимательские способности). Могут быть приведены другие примеры, в том числе примеры, иллюстрирующие предоставление других факторов производства. Засчитываются только примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве примеров)

20. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента, подтверждающих необходимость активного вмешательства государства в экономику. (Каждый аргумент должен быть сформулирован как распространённое предложение.)

В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы: 1) поскольку рынок не заинтересован в создании общественных благ, государство организует их производство, например, обеспечивая бесплатное образование и медицинскую помощь, охрану общественного порядка и безопасности; 2) безработица (на определённом этапе экономического цикла высокая) – естественное состояние рынка труда; государство компенсирует это несовершенство, реализуя программы обеспечения занятости населения; 3) развитие рынка объективно приводит к формированию монополий; антимонопольная политика государства препятствует их образованию и необоснованному завышению цен на рынке. Могут быть приведены иные обоснованные аргументы. Засчитываются только аргументы, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве аргументов)

21. На графике изображено изменение ситуации на потребительском рынке легковых автомобилей в стране Z. Кривая предложения переместилась из положения S в положение S1 при неизменном спросе D. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Как изменилась равновесная цена? Что могло вызвать изменение предложения? Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и объясните его влияние на предложение. (Объяснение должно быть дано применительно к рынку, указанному в тексте задания.) Как изменятся спрос и равновесная цена на данном рынке, если вырастут доходы населения при прочих равных условиях?

В правильном ответе должны быть следующие : 1) ответ на первый вопрос: равновесная цена уменьшилась; 2) ответ на второй вопрос (одно обстоятельство (фактор) с объяснением влияния), например: благодаря внедрению новых высокопроизводительных технологий сократилось время производства одного автомобиля, что позволило увеличить количество произведённых автомобилей; (Может быть названо и объяснено другое обстоятельство / другой фактор. Засчитывается только объяснение, данное применительно к рынку, указанному в тексте задания.) 3) ответ на третий вопрос: рост доходов населения приведёт к увеличению спроса и увеличению равновесной цены. Ответ на третий вопрос засчитывается только при правильном однозначном указании изменения спроса и равновесной цены. Элементы ответа могут быть представлены в других формулировках

22. В стране Z основные процессы производства и управления компьютеризированы, активно развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации. В структуре экономики высока доля сферы услуг. Основой экономики являются частная собственность и частная хозяйственная инициатива. Доля государственного сектора в экономике страны незначительна. В период с 2013 по 2018 г. наметился рост популярности дистанционного обучения, в школах страны Z на 25% увеличилось количество занятий с использованием интернет-технологий. В среднем доля учеников, имеющих доступ к видеоурокам, методическим материалам, выросла в 2,5 раза. Социологические опросы позволили установить, что в Z преобладают семьи демократического типа. К какому типу относится общество страны Z? Каков тип экономической системы страны Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Какие черты характеризуют семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.)

Правильный ответ должен содержать следующие : 1) ответ на первый вопрос: Z относится к обществу постиндустриального/информационного типа; 2) ответ на второй вопрос: рыночная; 3) ответ на третий вопрос: информатизация/компьютеризация образования; (Ответ на каждый из вопросов 1–3 засчитывается только при наличии правильного однозначного указания типа общества, типа экономической системы и тенденции развития образования. Если в ответе на вопрос указано несколько различных типов, тенденций, то такой ответ на конкретный вопрос не засчитывается.) 4) ответ на четвёртый вопрос (две характеристики), например: – муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами); – все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку); – решения по семейным вопросам принимаются совместно. (Могут быть приведены другие характеристики.

Ответ на четвёртый вопрос засчитывается только при правильном указании двух или более верных характеристик и отсутствии неверных характеристик.) Ответы на вопросы могут быть даны в других формулировках, не искажающих смысла соответствующих элементов ответа

23. Конституцию Российской Федерации называют социально-ценностной конституцией. На основе положений Конституции Российской Федерации приведите три подтверждения этой характеристики. (Каждое подтверждение должно быть сформулировано как распространённое предложение с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

Обратите внимание на то, что правильное выполнение задания указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания.)

Могут быть приведены такие подтверждения: 1) в Конституции Российской Федерации утверждается ценность прав и свобод человека, гражданского мира и согласия; 2) в Конституции закреплены социальные ценности исторической памяти, патриотизма, детства и семьи; 3) в Конституции закреплена ценность российской культуры, разнообразия культур народов России; 4) в Конституции закреплён социальный характер Российского государства. Могут быть приведены другие подтверждения в соответствии с требованием задания. Засчитываются только подтверждения, сформулированные как распространённые предложения (отдельные слова и словосочетания не засчитываются в качестве подтверждений) с опорой на конкретное положение Конституции Российской Федерации.

указания в ответе номеров соответствующих статей Конституции и дословного воспроизведения их содержания!

Представьте, что Вам необходимо подготовить доклад по определённой теме. Выполните задания 24 и 25.

Вам необходимо подготовить доклад по теме «Правовые основы брака в Российской Федерации».

24. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Правовые основы брака в Российской Федерации». Сложный план должен содержать не менее трёх непосредственно раскрывающих тему по существу пунктов, детализированных в подпунктах. (Количество подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможны только два подпункта.)

При анализе ответа учитывается: – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа; – наличие пунктов плана, непосредственно раскрывающих содержание данной темы по существу; – количество подпунктов каждого пункта; – корректность формулировок пунктов и подпунктов плана

Один из вариантов плана раскрытия данной темы 1. Понятие брака. 2. Принципы регулирования семейных отношений: а) признаётся брак, заключённый только в органах записи актов гражданского состояния; б) добровольность брачного союза мужчины и женщины; в) равенство прав супругов в семье; г) разрешение внутрисемейных вопросов по взаимному согласию и др. 3. Условия заключения брака: а) взаимное согласие мужчины и женщины; б) достижение брачного возраста; в) отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака. (При такой или близкой по смыслу формулировке п. 3 можно засчитать пункт, в котором два первых подпункта.) 4. Обстоятельства, препятствующие заключению брака: а) кровное родство; б) отношения усыновления; в) наличие другого, официально не расторгнутого в органах ЗАГС брака; г) признание судом недееспособности вследствие психического расстройства и др.

5. Порядок заключения брака. 6. Правовой режим имущества супругов: а) законный; б) договорной. (При такой или близкой по смыслу формулировке п. 6 достаточно двух подпунктов.) 7. Личные права и обязанности супругов: а) право на выбор фамилии супругов; б) свобода выбора мест пребывания и жительства; в) равенство в вопросах материнства, отцовства, воспитания и образования детей; г) обязанность строить отношения на основе уважения и взаимопонимания, содействовать благополучию семьи и др. 8. Основания для прекращения брака: а) смерть или объявление одного из супругов умершим; б) расторжение брака. (При такой и близкой по смыслу формулировке п. 8 достаточно двух подпунктов.) 9. Порядок расторжения брака: а) в органах ЗАГС; б) в судебном порядке. (При такой и близкой по смыслу формулировке п. 9 достаточно двух подпунктов.) Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

25. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, выполните задания, ответьте на вопрос. 1) Обоснуйте необходимость правового регулирования семейных отношений. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и (или) функциональные связи.) 2) Какие меры российского государства направлены на сохранение и укрепление семьи? (Назовите любые три меры.) 3) Для каждой из указанных в пункте 2 мер приведите по одному примеру, иллюстрирующему её реализацию в Российской Федерации. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто и содержать указание на то, как реализация данной меры влияет на сохранение и укрепление семьи.)

Правильный ответ должен содержать следующие : 1) ; 2) ответ на вопрос; (Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании трёх мер российского государства, направленных на сохранение и укрепление семьи, при отсутствии неверных позиций.) 3) , иллюстрирующих реализацию мер из п. 2 с указанием влияния каждой меры на сохранение и укрепление семьи

Номер задания Правильный ответ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *